Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Закаливание в средней группе. Закаливающие процедуры в детском саду

Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению "простудных" заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Умывание - самый доступный вид закаливания водой. Детям 4- 5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны. Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 сек водой с температурой 38 °С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 сек водой с температурой 18 °С, а часто болеющих, незакаленных- 28 °С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором - трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.

Прекрасной закаливающей процедурой для детей среднего дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием, благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом.

Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Закаливание воздухом детей среднего дошкольного возраста проводится в виде воздушных ванн, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 °С, после чего умывается холодной водой (руки до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже -10 °С. Одно из самых эффективных закаливающих средств - солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 мин, каждый день она может увеличиваться на 1-2 мин.

Лучшая пора для закаливания - лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.

Прогулки на свежем воздухе- также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в "кружевной тени" (под деревьями). Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок.

Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.

Во время прогулки не следует закрывать детям нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т.д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух - хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

  • * если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
  • * если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
  • * повышенная температура у ребенка.
  • * страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Комплексное планирования повседневного закаливания:

Солнечные (воздушные) ванны Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара. Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

Прогулки на свежем воздухе Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

Закаливание горла Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36?, а затем после привыкания снижать на 1?, каждые 5 дней доведя до 16-18?.

Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней. Обтирание Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры - перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27?, то есть близкой к температуре голой кожи.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Массаж волшебных точек ушей

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

«Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

«Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Ушки ты свои найди И скорей их покажи. А потом, а потом Покрутили козелком. Ушко кажется замёрзло Отогреть его так можно. Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

Г имнастика после дневного сна :

Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания.

Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастика после сна направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может, начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

  • 1-й комплекс «Весёлый котёнок»
  • 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
  • 2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
  • 3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).
  • 4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
  • 5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
  • 6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
  • 2-й комплекс « Прогулка по морю»
  • 1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
  • 2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
  • 3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
  • 4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
  • 5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
  • 6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
  • 3-й комплекс «Прогулка в лес»
  • 1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
  • 2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
  • 3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
  • 4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
  • 5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.
  • 6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

  • 4-й комплекс «Дождик»
  • 1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой. И вторая прибежала - кап!

2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

  • 6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
  • 7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
  • 5-й комплекс «Прогулка»
  • 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
  • 2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
  • 3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
  • 4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
  • 5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
  • 6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Точечный массаж

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

Технологическая карта закаливающих процедур.

Группа : средняя

Тема: «Мыльные пузыри».

Цели: познакомить детей с мыльными пузырями, рассказать о свойствах мыла, создать детям радостное настроение, приобщать детей к элементам закаливания.

Задачи: Формировать представления о прочности мыльного пузыря, к элементам закаливания.

Оборудование : «Мыльные пузыри», мишка.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы и приёмы руководства

Подготовительный

Дети находятся в группе. Сидят на стульях. Здравствуйте дети. Меня зовут Кристина Викторовна. Сегодня я у вас проведу игру с мыльными пузырями. Ребята, а кто из вас знает, что такое мыльные пузыри? Зачем мыть руки с мылом? Перед чем или после чего моют руки? Из чего можно делать мыльные пузыри?

Дети рассказывают о мыльных пузырях.

Сидят на стульях.

Словесный.

Поточный.

Основной

Ребята, к нам в гости пришел мишка он очень любит пускать мыльные пузыри. Дети а давайте мы с вами покажем мишке как правильно пускать мыльные пузыри. Я подходила к каждому ребенку и давала им подуть. А теперь давайте поиграем с вами в игру мыльные пузыри.(см.в приложении 1.)

Дети берут мыльные пузыри и дуют.

Сидят на стульях.

Словесный.

Поточный

Заключительный

Похвалить детей. Задать им вопрос понравилась вам игра мыльные пузыри.

Дети отвечают воспитателю что им очень понравилась игра.

Сидят на стульях.

Словесный.

Фронтальный.

Приложение №1

    Игра называется: " Мыльные пузыри "

(Дети становятся в большой круг)

Д. : Мы потопаем немножко,

Правой ножкой, левой ножкой.

Раз - два, раз - два,

Начинается игра.

дети становятся в круг, берутся за руки идут в круг, затем расходятся, делая большой круг со словами:

Надуваем пузыри, (надувают)

Разноцветные они. (поднимают руки вверх, машут из стороны в сторону)

Лишь дотронешься рукой, (руки вытянуть вперёд)

Сразу лопнет, ой! (дети хлопают в ладоши и приседают)

Игра повторяется 2 - 3 раза.

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

План-программа закаливания

Закаливание в детском саду проводится по трем принципам: систематичность, постепенность, учет особенностей организма каждого ребенка.

СТАРШАЯ ГРУППА

Специальный этап закаливания (с учетом сезонных и температурных условий)

    пульсирующий микроклимат (разница в температуре от 6-8 градусов) пробежки по коридору

    полоскание горла кипяченой водой, соляным раствором (чередуя) 36-37 градусов

    точечный массаж, самомассаж

    дыхательная гимнастика

    гимнастика пробуждения

    разминка после дневного сна:

      • с предметами и без предметов;

        в равновесии;

        обыгрывание потешек и стишков;

        сюжетные или игровые;

        с простейшими тренажерами (гантельками);

        имитационного характера;

        на формирования свода стопы и осанки;

        на развитие координации движений;

        на развитие мелкой моторики

    прогулки в любую погоду

    проведение физкультурного занятия в облегченной одежде на улице

    дневной сон без маечек

    гигиенические процедуры (мытье шеи, рук до локтей, обтирание груди)

    сухое и влажное растирание тела (40-50 градусов) рукавичкой -/

    босохождение:

      • по ковру;

      • по соляным дорожкам;

        с использованием природного материала.

Одежда детей при проведении физкультурных занятий:

Летом

Холодный период
+6 - -6 град. C

Зимой
-7 - 15 град. C

Трусы и майки,
на ногах полукеды

Спортивный костюм, майка, футболка с длинными
рукавами, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке,
простые носки, шерстяные носки, кеды

Спортивный костюм, май-
ка, рубашка фланелевая
с длинными рукавами,
колготы, шерстяная шапка
на матерчатой подкладке,
шерстяные носки, кеды,
варежки; при ветре надевается куртка из непродуваемой ткани

Закаливание летом

Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:

Рациональная одежда;

Длительное пребывание на воздухе независимо от погоды

Привычка к прохладной воде.

Летом дневной сон осуществляется без маек, с легким одеялом. После дневного сна в детском саду проводятся следующие закаливающие процедуры: гимнастика после сна, умывание лица и рук холодной водой, полоскание горла и рта водой комнатной температуры, воздушные ванны. При провождении комплекса гимнастики после сна используются различные массажные коврики и дорожки, включая влажные полотенца.

Закаливание в осенне-зимний период

Основные формы закаливания в повседневной жизни детей в условиях осени и зимы сводятся к следующему:

Создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

В комнате, в присутствии детей, на время открывают форточки, и как только температура воздуха снизится на 2 – 3 (а позже на 4) градуса, закрывают их снова, - такой прием повторяют несколько раз. Способ этот применяют даже в яслях.

Рациональная одежда;

В помещении с температурой воздуха 18 - 20° дети должны носить одежду, состоящую не более, как из двух - трех слоев: хлопчатобумажное, платье из полушерстяной или толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли.

Длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

Утренний прием детей на воздухе. Опыт работы показывает, что при умелом подходе воспитателя и правильном подборе материала для игр и занятий, дети охотно остаются на воздухе и не мерзнут даже в морозную погоду.

Прогулка до обеда 1,5 – 2 часа.

Послеобеденный сон с доступом свежего воздухе.

Прогулка во вторую половину дня.

Привычка к прохладной воде.

В зимних условиях правило «не больше одной сильнодействующей процедуры в день» имеет большее значение, чем летом и должно строго соблюдаться.

В зимний период детские одеяла должны быть достаточно теплыми, чтобы под ними температура достигала +39˚С. В присутствии детей не должно быть никаких сквозняков. Как только дети выходят на прогулку или в спортивный зал, помощник воспитателя проводит сквозное проветривание. За несколько минут до возвращения детей, окна закрываются

Картотека закаливающих процедур

Воспитатель:

Ильина Надежда Александровна

Республика Хакасия

г. Абакан

МБДОУ «ЦРР д/с «Сказка»

1. Гимнастика-побудка

Эй, ребята, просыпайтесь! Вам вставать пришла пора.

Потянитесь. Улыбнитесь. На живот перевернитесь.

А теперь опять на спину, Потянулись еще раз.

Вдох и выдох. Вдох и выдох. Повторим еще раз.

Поднимите ноги вместе, Опустите на кровать.

Руки в стороны расставьте. Хватит спать! Пора вставать!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

2. Ходьба по дорожкам здоровья с различными раздражителями

Мы стараемся, стараемся Физкультурой занимаемся!

Пусть будут руки крепкими, Пусть будут ноги сильными.

Мы будем все здоровыми, Веселыми, спортивными.

3. Общеразвивающие упражнения

1. «Пловцы»

И.П. основная стойка, руки развести вперед «плывем» (повт. 6-7 раз)

2.»Футболисты»

И.П. ноги на ширине плеч, руки за спиной.

Поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене(повт. 6-7 раз)

3.»Штангисты»

И.П. основная стойка Приседания, руки сжаты в кулачки (повт. 6-7 раз)

4.»Бегуны» - бег на месте высоко поднимая колени

4. Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу»

И.П. основная стойка

1- руки в стороны, глубокий вдох носом

2-5 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»

6-вернуться в И.П. (5 раз)

5. Самомассаж

  • Для носа

(указ. пальцами прижать крылья носа, поворачивать вправо влево)

Водит носик паровоз

В гости всех ребят повез.

Он в волшебную страну

Дыхательную

(вдох, выдох повт. 4 раза)

  • Для ушей

Чтобы ушки не болели

Разотрем их поскорее.

Вот сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем.

  • Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами)

Белка шишки принесла

И ребятам раздала.

Шишки все мы разбираем

И в ладошках покатаем.

6. Умывайка (водные процедуры)

В кране чистая водица

Ну-ка дети, быстро мыться.

Моем шею, моем руки, уши

Вытираемся посуше.

7. Самомассаж: поглаживание, разминание, снова поглаживание. Поглаживание выполняют от ногтей до лучезапястного сустава.

(Дети сидят на кровати выполняют «Пальчики проснулись» массаж пальцев).

Наши пальчики проснулись, а теперь будем наши ушки (поглаживание кромок ушей, выполняют сверху вниз, пощипывание и снова поглаживание) .

А теперь погладим носик и щёчки (начинаем от переносицы к щекам, тремя пальцами - средний, указательный, большой, разминаем и поглаживаем). Погладим лоб от середины лба, разомнём.

Какие мы хорошие, сейчас погладим себя по голове (от макушки вниз, выполняя правой рукой а затем левой рукой).

12. Быстро сняли майки и побежали за рукавичками ; по ходу дети идут по «Дорожке здоровья» идут по ребристой доске, коврикам с «шипами», прыгают в цветы, по следам.

Дети на руки одевают рукавички, выстраиваются друг за другом. Начинают поглаживать грудь, растирать ее и снова гладить. Массаж руки (от кисти к предплечью, перейти к массажу ног пощипывание и поглаживание (от ступни к бедру).

Дети поменяются рукавичкой с товарищем и помассировать спину друг другу (ПОВТОРИТЬ ХОДЬБУ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ», положить рукавички в кармашки.

А теперь одели майки и обувь. Перейти к водным процедурам: полоскание горла и мытьё лица, рук по локоть. Растирание рук полотенцем.

Речевое сопровождение:- «Пусть летят к нам в комнату,

Все снежинки белые.

Не боимся холода,

Мы зарядку сделали! ».

10.Дыхательные упражнения:
Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:
10.1. Ветерок
Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкойи дует),
Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),
Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),
И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)
Ну а п
ока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

11.Фитотерапия.
Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.
Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.

Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:
1-3 лет – 1 чайная ложка
3-6 лет – 1 десертная ложка
старше 6 лет – 1 столовая ложка
При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

1С. Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

2С. Игра «Холодно-тепло» (напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «тепло» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повторить 3 раза.

3С. Самомассаж ладоней . И.п: тоже. Быстро растирать свои ладони до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3 р.

4С. Гимнастика на стуле:

«Барабанные палочки»-постукивание пальцев ног.

«Помирились и поссорились»-сжимание и разжимание пальцев ног.

«Согреемся»-ноги вытянуть вперёд, тянуть то носки, то пятки.

5С. Комплекс ОРУ: И.п: ноги на ш.ст., руки внизу.1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз). И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-руки вперёд,2-вверх,3-в стороны,4-на пояс(6р) И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-2-повороты туловища вправо, 3-4-повороты влево (повт.5 раз). И.п: ноги на ш.пл., руки внизу. 1-присесть,2-постучать ладонями об пол, 3-встать,4-руки вверх, прокручивание кистей (повт.6 раз).

6С. Дыхательная гимнастика:

И.п: стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох-и.п.; выдох-наклон в сторону. Повторить 6 раз.

И.п: стоя, руки внизу, кисти в стороны. Вдох-подняться на носки, развести руки в стороны; выдох-поворот туловища в сторону, полуприсед. Повт. 4 раза.

7С. Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

Игра «Подуй на листочек» И.п:стоя, листочки на ладони. По команде детиначинают дуть на листочки.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на октябрь

4О.Коррекционная ходьба:

5О.Комплекс ОРУ:

И.п: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью. 1-3-плавные рывки согнутыми руками, 4-разведение прямых рук в стороны(5раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(5раз).

И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-2- приседания (6 раз).

6О. Дыхательная гимнастика :

«Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох-и.п.,выдох-быстро скрестить руки перед грудью.(6 раз).

«Часы». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки на поясе. Вдох-наклон вправо(влево)-«тик»; выдох-и.п. «так» (6 раз).

7О.Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на ноябрь

1Н. Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, поднять руку вверх, потянуться и убрать за голову, тоже другой рукой. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

2Н. Игра «Зима и лето »(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «зима» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «лето» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повт. 3 раза.

3Н.Пальчиковая гимнастика. И.п: тоже. Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим в прямом и обратном порядке. Соединить кончики пальцев, пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой (по 6 раз).

4Н. Гимнастика на стуле:

«Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до выпрямления коленей.

Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе круг, затем двумя ногами.

5 Н. Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках, хлопнуть в ладоши; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).

И.п: ноги вместе, руки за спиной, сцеплены в замок. 1-поворот вправо, 2-и.п, 3- поворот влево,4-и.п.(5раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(повт.5раз).

И.п: ноги вместе, руки на поясе. приседания (2 раза по 5 раз).

6Н. Дыхательная гимнастика:

6Н 1)«Большой-маленьки й». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки, тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.

6Н 2)«Дровосек» . И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком и поднять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.

7Н.Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

Игра «Подуй на снежинк. И.п: стоя, снежинки на ладони. По команде дети начинают дуть на снежинки.

Контрастное закаливание ног

Коррекционная гимнастика после сна на декабрь

1Д.Гимнастика в постели:

1Д 1)Потягивание.

1Д 2)«Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2Д. Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем, расчёсываем.

3Д. Корригирующая ходьба:

И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием колена в чередовании с обычной ходьбой.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

4Д. Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.ст., руки на пояс. 1-отвести плечи назад и вниз, подняться на носки-вдох; 2-опустить голову, расслабить плечи-выдох (6 раз).

И.п: ноги врозь. 1-сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2-и.п.; 3-поворот влево; 4-и.п.(5раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-отвести правую вытянутую ногу в сторону; 2-и.п.; 3-отвести левую ногу в сторону; 4-и.п.(5раз).

И.п: ноги врозь. 1-наклон вперёд, отводя вытянутые руки в стороны;2-и.п.(6раз)

5Д. Дыхательная гимнастика:

«Пароход». И.п: Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой «у-у-у»(6 раз).

«Запуск двигателя». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох-вращать согнутые руки перед грудью «р-р-р» (6 раз).

6Д. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на январь

1Я. Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

2Я.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него; растирать руку до плеча.

3Я.Игра «Птичка». И.п: сидя на кровати. Имитация движений крыльев: руки перед грудью скрестно,с усилием двигать ими то влево, то вправо; затем медленно поднимать и опускать их.

4Я. Гимнастика на стуле:

Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе квадрат, затем двумя ногами.

5Я. Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1-поднять руки вперёд-вверх, сцепив их в замок над головой; 2-подняться на носки, прогнуть спину, 3-и.п. (6 раз).

И.п: о.с. 1-отвести прямые руки в стороны,сводя лопатки(вдох);2-и.п.(выдох) 6

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-наклон к правой ноге,2-и.п.;3-наклон к левой ноге, 4-и.п.(6раз).

И.п: то же. 1-поднять правую ногу назад-вверх,2-и.п. Тоже левой ногой (6раз)

6Я. Дыхательная гимнастика:

6Я 1)«Хлопушка». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-развести руки в стороны; выдох-опустить вниз, хлопнуть в ладоши (6 раз).

6Я 2)«Барабанщик». И.п: стоя, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох- удар кулаком вниз,произнося «ТА»(6 раз).

7Я. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

« Сосулька» -повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на февраль

1Ф. Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

«Кошка». И.п: стоя на коленях с опорой на ладони. Поочерёдно прогибать и округлять спину.

2Ф.Самомассаж лица. И.п: сидя по-турецки на кровати. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже. Надавливать пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения, затем щипками лепить густые брови (от переносицы к вискам). Надавливать на крылья носа от переносицы к носовым пазухам, подёргать себя за нос.

3Ф.Корригирующая ходьба:

И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), приставным шагом по гимнастической палке в чередовании с обычной ходьбой.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

4Ф. Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1- поднять левую руку вверх, правую в сторону, подняться на носки, 2-и.п. Тоже, меняя положение рук (6 раз).

И.п: ноги врозь. 1-вытянуть руки вперёд, сжимая пальцы в кулак; 2-согнуть руки, отводя локти и плечи назад, разжимая пальцы(6раз)

И.п: ноги врозь, руки вверху, пальцы сцеплены в замок. 1-наклон вправо, 2-назад;3-наклон влево; 4-вперёд. Ноги прямые (6 раз).

И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-хлопок под коленом. Тоже левой ногой (6 раз).

5Ф. Дыхательная гимнастика:

5Ф 1 )«Задувание свечи». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой (6 раз).

5Ф 2 )«Трубач». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки согнуты перед собой (как бы держа трубу). Вдох-и.п.; выдох-делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, произнося «ту-ту» (6 раз).

6Ф. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

упражнения с платочком взять его пальцами ног, сложить «уголок к уголку». Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на март

1М. Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

Перекатывание. И.п: лёжа на спине, руки согнуты и прижаты к груди. Повороты туловища справа налево.

2М. Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

3М.Гимнастика на стуле:

«Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

Поочерёдное подтягивание колена к груди.

4М. Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1-наклон головы вправо, 2-и.п.;3-наклон головы влево, 4-и.п. (6 раз).

И.п: о.с. 1-поднять вверх правое плечо,2-и.п.;3-поднять вверх левое плечо,4-и.п.(6 раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2-и.п.;3-поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4-и.п.(6раз).

5М. Дыхательная гимнастика:

«Птицы летят». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-поднять руки через стороны вверх; выдох-опустить вниз (6 раз).

«В лесу». И.п: о.с.. Вдох-и.п.; выдох- ладони к лицу, прокричать «Ау!» с поворотом вправо и влево(6 раз).

6М. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

«Сосулька»- повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове. Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на апрель

1А. Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

«Яйцо». И.п: сидя на кровати. Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в стороны.

2А.Самомассаж лица. И.п: сидя на кровати по-турецки. Массаж ушных раковин: поглаживать по краям, затем внутри, за ушами; ласково оттягивать вверх, вниз, в стороны; нажимать на мочки ушей.

3А.Корригирующая ходьба:

И.п: на носках, на пятках, с приседанием по сигналу, спиной вперёд, перешагивать через кубики, приставным шагом по скамейке в чередовании с обычной ходьбой.

4А. Ходьба по корригирующим дорожкам.

5А. Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.пл. 1- поднять руки вперёд, 2-хлопнуть в ладоши; 3- развести руки в стороны,4-и.п.(6 раз).

И.п: ноги на ш.пл.,руки на поясе. 1-поворот вправо, руки развести в стороны; 2-и.п. Тоже влево (6раз)

И.п: руки за головой. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-и.п. Тоже левой ногой (6 раз).

И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, стараться задеть локтём левой руки; 2-и.п. То же левой ногой (6 раз).

6А. Дыхательная гимнастика:

«Насос». И.п: стоя, одна ладонь на другой внизу. Вдох-через нос с шумомнабрать воздух, ладони вверх, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- сшумом, через рот, ладони с силой вниз (6 раз).

«Язык трубочкой». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух,задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- медленно через язык, сложенныйтрубочкой (6 раз).

7А. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на май

1.Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

2 . Гимнастика в постели «Зародыш». И.п: лёжа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать её руками к животу. Позу удерживать 3-4 сек. и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться.

3.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

4. Гимнастика на стуле:

«Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола.

Вращательные движения стопой.

Покачивание стопы: прижимать к груди, укачивать, похлопать ладошкой по стопе, поднять выше головы

5. Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1-2-3-круговые движения шеи в правую сторону,4-и.п.Тоже влево(6 р)

И.п: ноги на ш.пл.,руки к плечам. 1-2-3-4-круговые движения плечами вперёд. Тоже назад(6 раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки в замок внизу. 1-руки поднять, 2-наклон вперёд с одновременным опусканием рук; 3-4-и.п.(6раз).

И.п: о.с. 1-присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2-и.п. (6раз).

6. Дыхательная гимнастика:

6.1)«Большой-маленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки,тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленямголову. Повт. 4 раз.

6.2)«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком иподнять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезаяпространство между ног. Повт.6 раз.

7. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

«Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!