Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Безопасность и правила поведения на льду на зимней рыбалке. Какой лёд для зимней рыбалки самый безопасный

Рыбаки как бы это абсурдно не звучало, часто просто не могут ждать, и это не понятно ведь они же и просиживают много часов у лунки, что бы поймать рыбу. Такая спешка относится часто к зимней рыбалке, то есть многие просто не могут дождаться, когда лёд по настоящему закрепиться на реке и не будет опасности по нему ходить. Если всё-таки хочется как можно скорее отправиться и заняться своим любимым хобби зимой, нужно знать некоторые правила, которые позволят определить толщину льда и опасности прохода по нему и не забудьте свой Nokia w666 . Места, где река впадает в другую реку, следует сразу же обходить стороной, в принципе, как и реку, которая располагается ниже расположения плотин. В таких местах часто лёд просто не может закрепиться и образуется тонкая корка льда, которая может поломаться даже при массе в 50 килограмм. Самый характерный лёд для того что бы по нему ходить должен превышать толщину в 10 сантиметров на 100 килограмм. Можно определить и на глаз, какая толщина льда находиться на реке. Если подо льдом всё тёмное, то это явный признак того что вода находиться не далеко, то есть толщина пока не превышает 5 сантиметров, а на таком льду ходить не рекомендуется. Места, где просачивается вода, бьют ключи или растёт камыш, говорит о том, что тут перепады толщины льда могут быть слишком характерными и можно просто не угадать, куда наступает рыбак. Самые важные факторы, которые могут спасти даже жизнь, это скрип льда, который сразу же указывает на то, что человек или приближается к тонкому льду или он просто не выдерживает массу, поэтому той же тропой лучше вернуться обратно. Так же лёд может быть различным в толщине, если его покрывает, толстый стой снега. Снег, как правило, спасает от холода и поэтому холод проникает под снег не равномерно и лёд образуется так же не равномерно.


Другие рыболовные статьи по теме:


    Рыбалка – увлекательное занятие, которое актуально не только жарким летом, но и в зимнюю пору года. Она особенно любима в наших широтах, где зимы снежные и морозные. Опытные рыбаки утверждают, что на зимней рыбалке рыба клюет лучше, чем на летней. ...


    Многие профессиональные рыбаки уже не понаслышке могут посоветовать начинающим людям или любителям, как лучше одеться в зависимости от разного сезона года. Это естественно ведь в году сезоны могут отличаться не только температурой, но и разными...


    Зимняя рыбалка это не просто хобби, это ожидание от которого многие люди просто не могут удержаться и как только на реке или озере появляется лёд, они сразу же отправляются делать лунки. Только, по правде говоря, часто это заканчивается либо...


    Снасть, показанная на рис. 46-30, является наиболее оптимальной для ловли окуня в глухозимье, поскольку позволяет поймать окуня в самое бесклевье. При ловле в глухозимье необходимо использовать такой способ, как принцип сверления двух лунок. На...


    Всем известно, что рыбы – существа холоднокровные, и вроде как они не должны терять своей активности в холодное время годы, но это не совсем так. В зимний период времени рыбы не настолько активны, как летом. Судак и окунь остаются активными, в...


    Эта статья посвящена любителям подледной ловли. Будет рассказано где и как ловить ту или иную рыбу в зимнее время года, когда водоемы нашей необъятной родины покрываются толстым слоем льда. Не каждый, даже профессиональный рыбак, знает в каких...


    Вот и наступила долгожданная зима. Раскинулись бескрайние белые просторы, реки и озера сковал первый лед. Пришла пора для любителей зимней рыбалки, все на лед! Зимняя рыбалка не менее захватывающая, чем летняя, и уловы бывают внушительные. Но для...

В данных советах нет ничего сложного. Однако за их несоблюдением кроются безвременно потерянные человеческие жизни. Это надо понимать и помнить постоянно.

  1. Пьянство на зимней рыбалке недопустимо! Теряется контроль над собой и окружаюшими. Принижается чувство самосохранения и "тянет на подвиги". Нетрезвый может не только провалиться под лед и утонуть, но и просто потеряться и замерзнуть. Шумное, неадекватное поведение черевато конфликтами с другими рыбаками, которые в последствии, обидевшись, могут не сразу прийти на помощь. Время и мороз играют против рыбака, вариант отлежусь, протрезвею и выбирусь не работает как летом.
  2. На тонкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случайно попав на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
  3. Прочный, безопасный лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
  4. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника, берега и на течении.
  5. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. Под снегом не видно трещин и других препятствий.
  6. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
  7. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах. Лед над ними размывается и опасен.
  8. В устьях речек и ручьев лед, подмываемый течением, часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
  9. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
  10. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние - 2-3 м. друг от друга. По последнему льду не следует ходить и гуськом. Там, где пройдет один, второй может провалиться.
  11. Выходя на лед, обследуйте (прощупайте) его впереди себя пешней или палкой. Лед, который пробивается пешней с одного удара опасен.
  12. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке. В случае нужды, так легче от него освободиться.
  13. Не собирайтесь на тонком льду группами. держитесь на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Но не разбредайтесь по водоему на значительные расстояния. Вы должны прийти на помощь другому как можно быстрее.
  14. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них можно легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Еще можно упасть и пробить тонкий лед своим телом.
  15. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
  16. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Переходить опасное место надо с большим шестом, держа его поперек тела.
  17. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, быстро, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на безопасное место. Бежать, а тем более прыгать, нельзя.
  18. Если все же случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
  19. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни или ледобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
  20. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
  21. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
  22. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
  23. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
  24. Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледостава, он крошится и проваливается.
  25. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
  26. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
  27. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
  28. Опасен и крепкий скользкий лед. Можно поскользнуться, упасть и довольно неудачно. При достаточном удалении от цивилизации сломанная нога может превратиться в серьезную проблему, усугубляемую быстро наступающими сумраками и усиливающимся холодом.

Когда можно выезжать на лед на автомобиле.

Лед толшиной в 15 см вполне в состоянии выдерживать автомобиль весом до 2 тонн. Конечно, характер льда вносит свои коррективы. На потрескавшийся лед не стоит выезжать даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать. Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30% Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.


Таблица. Удерживаемый вес автомобиля в зависимости от толщины льда.

Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Немалую проблему представляет не только сам лед, но и заснеженный выезд обратно на берег. Машина может просто забусовать, а дополнительные нагрузки на и без того менее прочный лед у берега увеличивают проблему. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Двери автомобиля желательно держать открытыми. Во всяком случае они не должны быть блокированны центральным замком и каждый пассажир должен быть готовым немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.

В любом случае прежде чем выходить на лед, всем необходимо прочитать этот печальный рассказ . И всегда помнить чего может стоить беспечность и надежда на авось...

Примеры:

02.03.2013. Финский залив. Как сообщили «Фонтанке» в Северо-Западном региональном центре МЧС, в 10.40 поступило сообщение о том, что в районе 33 километра Приморского шоссе не могут добраться до берега 4 рыбака. На место отправились сотрудники РПСО и ПСС. В результате любителей подледного лова доставили на берег в районе поселка Пески. Кроме того, был начат мониторинг льда Финского залива, в ходе которого 50 гражданам сообщили о существующей угрозе и предложили вернуться на берег. Позднее спасателями были доставлены на берег еще шесть человек.

По данным ведомства на 17.00, на льду Финского залива находилось на менее 100 человек. Всего для спасения рыбаков привлекли 5 катеров на воздушной подушке. Напомним также, что сегодня спасали людей и в районе Толбухина маяка: днем во льду образовалась трещина, преградившая путь на берег любителям зимней рыбалки. Спасатели с помощью катеров на воздушной подушке «Хивус» переправили через промоину более тридцати человек. Однако до конца ситуация не разрешена: на льду остаются более десятка автомобилей, лишенных возможности преодолеть водную преграду. С ними остаются и их хозяева, которые отказываются бросить свое имущество.

16.01.2013. Ладога, поселок Черное. В районе 16:00 отрыв большого участка льда. Направление трещины от мыса "Сосна" на острова Зеленцы и Каредж. Расстояние от берега 2км. К месту происшествия выехала дежурная смена поисково-спасательного отряда г. Шлиссельбурга на судне на воздушной подушке "Славир". Три рыбака-любителя были сняты со льдины и в 19:10 доставлены на берег.

Сразу хочу объяснить по поводу оторванного льда, те не отрыв льда, а то что там остались люди машины и даже одна (Гранд Чероки) утонула, тк трещина прошла как я понял прямо под ней. Диагноз произошедшего такой: Все знают что лед каждый год и не раз за зимний сезон рвет от мыса на Зеленцы (хотя бывают вариации). Все знают что лед после трещины, "припай" так называемый, 10-20 см. Все были в курсе, что ветер о берега... И все равно как бараны поперлись на тонкий припаяный лед. Вывод какой если люди "дураки", то им, видимо, ведро окуней может заменить машину, "собаку", буран или недай бог жизнь. Исходя из написанного получилось следующее: Мыы приехали в Черное с точной точкой остановки машины (координаты дал знакомый) тк дальше лед тоньше торосы, незаметный "припай" нового льда ну и тд. Кстати, зная данную информацию мы не пошли ни за окунем ни за плотвой в потенциально опасное место. и весь день в лунке был опущен "маяк", который показал бы что происходит движение льда, его поворот ну и тд. Соответственно 90% случаев с затоплением машин ну и прочих бед происходит от незнания и БЕЗОЛАБЕРНОСТИ рыбаков. Кстати, "свиней" на льду не уменьшилось... брошенные бутылки пакеты хабарики... Я так понимаю, что людей учит только жизненный опыт. Пример. Ну вот допустим рвет лед вы жмете на газ чтобы свалить и перед самым краем трещины врубаетесь колесом в бутылку... Дальше все будет плачевно.

Взято с fisher.spb.ru.

Ледостав открывает перед рыболовами совершенно особые возможности, поэтому и ждут его с таким нетерпением, так спешат выйти на молодой лед. При этом часто забывают, что абсолютно надежного льда в природе не существует.

Это надо помнить везде и всегда: на замерзшем пруду и реке, озере и морском заливе, с ледостава и до расплавления льда. Особая предусмотрительность необходима на осеннем и весеннем льду. И хотя, конечно, нет такой силы, которая заставит отказаться от рыбалки по первому и последнему льду, нельзя давать азарту подавить разумную осторожность.

  • Перед выходом на молодой лед необходимо определить его толщину. Попытка сделать это ударом ноги легко приводит к купанию. Лучше всего проверять лед острой пешней: если он пробивается с одного–двух ударов, то двигаться дальше нельзя. Безопасным можно считать молодой и чистый, то есть не заснеженный, лед толщиной 7 см. Многие, правда, ловят и с 5-сантиметрового льда, но это все-таки рисковое занятие. Даже лед толщиной в 7 см вполне надежно держит только одного рыболова. На таком льду не стоит собираться по несколько человек в одном месте – надо выдерживать дистанцию не менее 5 метров. Достаточный запас прочности лед обычно приобретает, только когда дорастет до 10 см. Крайне нежелательно выходить на молодой лед в одиночку, тем более на незнакомом водоеме.
  • При движении по молодому льду его постоянно проверяют пешней. Вообще, на молодом льду пешня предпочтительнее ле­добура, поскольку позволяет определять толщину перед собой, а не под ногами. На озере или водохранилище это можно де­лать каждые 10-15 шагов, а вот на реке, особенно при перемещении от берега по­перек течения, проверки должны быть го­раздо более частыми. Рыболовный ящик или рюкзак надо нести на одном плече, чтобы при необходимости иметь возмож­ность быстро освободиться.
  • По первому льду ходят скользящим шагом, не отрывая подошв от поверхности. Затрещало – немедленная остановка. Появ­ление прямолинейных трещин обычно не так опасно, а вот если под ногой пошла па­утина кольцевых трещин, это означает, что лед готов проломиться. В этом случае надо сразу лечь, чтобы снизить нагрузку на лед, и отползти назад по направлению своего хода.
  • Надежность льда зависит не только от толщины, но и от условий его образова­ния. В тихую и бесснежную погоду встает ровный совершенно прозрачный, так на­зываемый «черный», лед. Если во время ле­достава идет снег или дует сильный ветер, то лед образуется неоднородный, белесый; прочность его меньше, чем прозрачного. Заснеженный лед медленнее нарастает, он менее крепкий, чем чистый.
  • Помимо толщины и наличия снеж­ного покрова, на прочность льда влияет и многое другое: общие размеры водоема, глубина воды подо льдом, сила течения, температура воздуха и прочее. Лед всег­да тоньше и слабее на течении, над ключа­ми, в местах впадения притоков, у камы­шей и залитых водой тальников, на участ­ках с вмерзшей водной растительностью, рядом с опорами мостов и с торчащими из воды сваями и топляками. Прочность льда, особенно неокрепшего, может существен­но снижаться при повышении температу­ры воздуха и выпадения осадков, причем не только дождя, но и сильных снегопадов.
  • Есть только одно 100% надежное средство не провалиться под лед: вообще на него не выходить. Во всех остальных случаях полной гарантии от этого мало­приятного или даже смертельно опасного происшествия просто не существует. Поэ­тому надо ясно представлять свои действия на тот случай, если провалился сам или не повезло другому рыбаку. Самое главное ус­ловие благополучного исхода – не панико­вать, чтобы сохранить способность пра­вильно оценивать ситуацию, действовать расчетливо и быстро.
  • Если под лед ушла одна нога, надо за­валиться на бок назад или в сторону, но не вперед – там лед может оказаться тоже не­надежным. После этого вытащить ногу и отползти или откатиться от опасного ме­ста. Быстрая реакция часто помогает из­бежать полного купания, даже когда про­валиваются обе ноги. В этом случае надо падать назад, раскинув руки, чтобы рас­пределить нагрузку.
  • Провалившись целиком, необходи­мо действовать как можно быстрее, пока одежда и обувь не набрали воду, а сохра­нившийся в них воздух держит на плаву. На твердый лед помогут выбраться ледо­вые шилья, или «спасалки»: две соединен­ные крепким шнуром рукоятки с коротким острым шипом на торце. Их несложно сде­лать самому, но можно купить и в магази­не. Чтобы спасалки были всегда под рукой, шнур надевают на шею, а сами рукоятки убирают, например, в нагрудные карманы.
  • Прежде всего, надо развернуться ли­цом в направлении своего хода – ведь там было достаточно надежно. На реке, чтобы не затащило под лед, выбираются против те­чения. Выбросив руки как можно дальше на лед, надо толчками ног постараться продви­нуть корпус, потом закинуть ноги. Спасал­ки помогут не только удержаться на льду, но и подтянуться на руках вперед. Если лед под тяжестью тела проломился, придется все на­чать сначала. Выбравшись полностью, нель­зя вставать, иначе снова можно оказаться в воде: надо отползти или откатиться подаль­ше от края пролома. Каждый, кто хоть раз такое проделал, знает, что на словах все вы­глядит довольно просто, но на деле это мо­жет потребовать предельных физических да и психологических усилий.
  • Зимняя одежда и обувь, используемые большинством наших рыболовов, способ­ны набрать и удерживать до 20 и даже боль­ше литров воды. Самостоятельно выбраться на лед, особенно гладкий и скользкий с до­полнительным весом в 20-30 килограммов – задача, непростая даже для крепкого чело­века. Поэтому, подбирая одежду и обувь для зимней рыбалки, стоит поду­мать о том, чтобы они минимально набирали во­ду или, по крайней мере, делали это как можно медленнее. Есть, прав­да, специальные не­промокаемые зимние костюмы, способные держать человека на плаву, но они дороги, и пользуются ими пока единицы. Большую помощь ока­жет и обычный спасательный жилет.
  • Когда под лед провалил­ся другой ры­болов, нельзя бросать­ся на выруч­ку необдуманно, иначе можно составить ему компанию. Для таких случаев необхо­димо иметь крепкую веревку длиной 10-15 м с петлей на одном конце и утяжелением для заброса на другом. Если веревка есть у самого провалившегося, он должен на­деть петлю на руку и выбросить как можно дальше другой конец. Вместо специальной веревки можно использовать буксировоч­ный трос из машины, пешню с привязан­ным к ней ремнем от рыболовного ящика и так далее. Приближаться к пролому надо предельно осторожно, при необходимости ползком.
  • Выбравшись после купания на лед, надо принять все меры против переохлаж­дения и обморожений: отжать одежду, сме­нить хотя бы нательное белье и как можно скорее оказаться в теплом помещении или в машине с работающей печкой.
  • На больших водоемах, чтобы избе­жать больших трат времени на переходы, для передвижения по окрепшему льду ча­сто используют снегоходную технику и ав­тотранспорт. Минимальная безопасная толщина льда для снегохода – 12 см, для легковой машины – не менее 20 см.
  • При езде по льду, все находящиеся в машине должны ясно представлять, как они должны действовать в случае угрозы ухода машины под лед. Выбраться из машины после погружения, особенно в сковывающей дви­жения толстой зимней одежде, удается край­не редко. В трехдверных машинах, например, в короткой «Ниве», самом распространен­ном нашем внедорожнике, должны находить­ся только водитель и один пассажир, посколь­ку люди на заднем сиденье при уходе машины под лед практически обречены.
  • Зимний день короток, и стараясь прод­лить время рыбалки, зачастую на лед выезжают затемно, да и возвращаются в темноте. При этом часто не учитывают, что тормозной путь на льду может превышать дистанцию надежной видимости в свете фар. Тогда, даже заметив опасность – полынью, трещину, выступившую на лед воду, вовремя остановиться просто невозможно. Поэтому скорость движения должна соответствовать дальности освещенного пути и эффективности торможения. Опасность передвижения по льду на машине значительно увеличивается во время снегопада, который ухудшает видимость и скрывает опасности на льду.

Практически все истории ледовых рыбалок с плохим концом – это следствие, как правило, трех главных причин: неистребимой склонности полагаться на «авось», паники и, наконец, любви принять «для согрева», «за первый лед» и по прочим уважительным поводам.

Алкоголь лишь на короткое время дает иллюзию тепла, а по­том лишь усиливает чувство холода. Но ху­же всего, то, что спиртное легко приводит в состояние благостной беспечности и лиша­ет способности мгновенно принимать пра­вильные решения, способные сохранить жизнь.

Поэтому надо взять за правило: никогда не согреваться на льду никакими го­рячительными напитками. Сделать это после рыбалки ничуть не менее приятно.

«Я впервые собираюсь на зимнюю рыбалку. Читал у вас, что лед еще тонкий, и выходить на него опасно. Как определить, можно ли выходить на лед?»
(СМС)

ОТ РЕДАКЦИИ: ответ на этот вопрос нам предоставили в пресс-центре МЧС по Челябинской области.

«В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно - по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый - такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы - не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25 процентов.
Чего нужно избегать в период становления льда:
* не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
* не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при потрескивании льда и образовании в нем трещин».

Край промоины влечет к себе рыболова-подледника, хотя опасность того, что вблизи открытой воды лед окажется явно непрочным, присутствует всегда. Условиями безопасного передвижения по льду являются знание рисков и надлежащее снаряжение. Приведенные здесь сведения обязательно помогут обеспечить Вашу безопасность.

Осенью первыми покрываются льдом мелкие озерки, а затем – прибрежные воды и неглубокие заливы озер. Замерзание водоемов происходит от берегов к плесам. Наиболее глубокие места могут оставаться не замерзшими еще месяц-два после того, как прибрежные участки уже покрылись льдом, поскольку большая водная масса остывает медленнее.

В море затягивание льдом архипелагов и открытых морских участков зависит как от продолжительности морозных периодов, так и от ветра и течений. В открытом море ледовый покров «живет» на протяжении всей зимы. Вследствие перемещения и растрескивания ледяных полей, между льдинами могут возникать коридоры практически лишенные льда, в которые рыболов – блеснильщик и рискует провалиться.

Факторы влияющие на прочность льда

Сначала лед образуется неравномерно, но по мере дальнейшего остывания воды он нарастает в спокойную погоду со скоростью 2,5 мм в сутки на один градус мороза. Если, например, температура воздуха составляет – 4 градуса, то можно сказать, что за сутки может образоваться лед толщиной в сантиметр.

Приведем для наглядности таблицу прироста льда, в зависимости от температуры окружающей среды.

Температура воздуха < 10 см 10-20 см 20-40 см
Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см
-5 4 1,5 0,5
-10 6 3 1,5
-15 8 4 2
-20 9 6 3

Мнение эксперта

Александр Петрович

участник Чемпионата России по ловле на поплавочную удочку

Стоит учесть, что мутная или солоноватая вода замерзает хуже чистой и пресной, и, соответственно, прирост толщины льда происходит медленнее.

Большое влияние оказывают и другие факторы:

  • глубина водоема;
  • сила течения;
  • толщина снежного покрова;
  • сила ветра и т.п.

Мощность ледяного покрова обычно увеличивается со столь прямой зависимостью на небольших мелких озерках. В крупных озерах, не говоря уж о море, большая масса воды на глубоких участках замедляет замерзание и скорость нарастания мощности льда невозможно определить с берега.

Снег, ложащийся на прозрачный, толщиной один – два сантиметра ледок – это еще одна опасность для рыболова – блеснильщика. Уже небольшой слой снега замедляет нарастание льда или даже прекращает его полностью.

Если же снега наметет на первый лед как следует, то мощный снежный покров прижимает лед к поверхности воды. Через трещины на поверхность льда вытекает вода. Передвижение по льду при этом становится трудным и весьма опасным, поскольку лед может проломиться или даже растаять в воде под снегом.

Вода, вытекшая на лед, впитывается в снег, образуя слякоть. На этих слякотных участках после их замерзания возникают наледи. Несущая способность ноздреватого и хрупкого льда на участках наледи наполовину меньше, чем у обычного.

Разница температур между верхней и нижней поверхностью льда в особенности при резком похолодании обусловливает неравномерное увеличение ледяного покрова и образование полыней. Вода поднимается через полыньи на лед и замерзает. При потеплении замерзшая в полыньях вода препятствует расширению льдин до их исходного размера. В ледовом покрове возникают внутренние напряжения, которые выталкивают лёд на берег, вследствие чего создаются нагромождения льда, торосы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!