Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Биография основателя айкидо. Айкидо что это за вид спорта? Кому подходит

Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

В современном мире существует множество боевых искусств. Большинство из них имеют древнюю историю, неразрывно связанную с традициями Востока. Одним из самых загадочных и интересных является айкидо. Это исконно японский В нашей статье мы рассмотрим принципы и суть данного единоборства. Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Борьба айкидо - что это?»

Формулировка

Айкидо - это японское боевое искусство, объединившее в себе несколько видов древних техник борьбы и самообороны. Среди них айкиджитсу, искусство фехтования на копьях и мечах, айки-дзюцу, дзю-дзюцу и т.д.

Айкидо - это по нему не проводят соревнований и чемпионатов, поэтому человечество мало что знает о данном искусстве, гармонично объединившем в себе физические и духовные практики.

Для справки

Популярный на Западе, а также и у нас в стране киноактер Стивен Сигал является обладателем седьмого дана по айкидо. Это высший ранг в данном единоборстве, означающий, что Сигал владеет им в совершенстве. В свое время он долгие годы провел в Японии, где изучал данный и даже имел свою школу, которая находилась в Токио.

История создания айкидо

Айкидо - это относительно молодой вид единоборств. Его основатель Морихей Уешиба появился на свет в 1883 году. А годом рождения айкидо можно считать 1925-й. В детстве Морихей был болезненным и хилым. Это подвигло его заняться изучением боевых искусств. Парень настолько увлекся практическим освоением древних единоборств, что не заметил, как из слабого ребенка превратился в мужчину с железными мышцами, гибкостью, как у пантеры, и безграничной выносливостью.

Уешиба долго странствовал по Японии в стремлении отыскать самых лучших учителей и жадно перенимал их знания и опыт. Спустя 20 лет тренировок он обрел славу непобедимого. Никто из соперников не мог его одолеть. И хоть тело спортсмена находилось в идеальной форме, душа Морихея все никак не находила покоя. Тогда он еще глубже погрузился в философские и религиозные учения. Результатом этого стало открытие собственной школы под названием Айкикай в 1925 году, которая и стала началом развития айкидо.

Создатель боевого искусства очень осторожно обращался со своим детищем. Считая айкидо мощнейшим оружием, прятал его от глаз людских и обучал в своей школе лишь малую группу проверенных лиц. И только после окончания Второй мировой войны айкидо было «выпущено на волю». Япония тогда находилась в плачевном состоянии, и Уешиба решил, что новое боевое искусство сможет помочь растерянным и угнетенным землякам обрести веру в себя и свою страну.

Что такое айкидо: суть айкидо и его философия

Если попытаться коротко сформулировать суть айкидо, то можно сказать, что она заключается в гармонии движений и дыхания, тела и ума, а также в полном отказе от личных амбиций.

Движения естественны, просты и лишены агрессии. Они направлены не на атаку, а на защиту. Тело борца во время схватки должно быть максимально расслабленным, а ум - напряженным. Именно уму, сознанию, духу Уешиба отводил основную роль в своем учении. Если большинство единоборств базируются на грубой физической силе, то в данном случае весь упор делается на мягкую силу разума.

Айкидо - это боевое искусство, которое не ставит перед собой цель победить. Ведь победа - субстанция относительная. Она никому не приносит пользы, лишь только ласкает самолюбие. Сегодня победишь ты, а завтра - тебя. Айкидо считает, что в этом нет никакого смысла.

Приверженцы учения Морихея Уешибы не атакуют и не дают отпор, не отвечают агрессией. Они как бы «уговаривают» противника отказаться от своих злых намерений, перенаправив его силы в безопасное русло.

Но чтобы добиваться таких результатов, нужно обладать высочайшим уровнем развития. Поэтому главная цель борцов айкидо - завоевать себя. Взять верх над собственными слабостями, вознестись над миром материальным в мир духовных высот.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. По мнению Уешибы, это является результатом амбиций и желания победить любой ценой. Человека, зверя, природу… Кто-то опускает руки и проигрывает. Кто-то развивает боевые качества и побеждает. Но всегда найдется новый агрессор, который сделает сегодняшнего победителя проигравшим. На этом основана жизнь человека и базируется большинство боевых искусств.

Философия же айкидо иная. Она сводится к тому, чтобы равняться на природу, в которой нет конфликтов, а царят гармония и любовь. Создатель этого боевого искусства верил, что его детище сможет изменить человечество - сделает его счастливым.

Техника айкидо

В этом виде единоборств отсутствуют атакующие приемы. В техническом арсенале захваты, броски, маневрирование, уходы с линии атаки. Имеется также несколько видов ударов, но они носят, скорее, отвлекающий характер, чем атакующий. Мастер айкидо изучает движения противника и разгадывает, что он будет делать в следующий миг. Он использует энергию атакующего и ставит его в неудобное положение своими действиями. Таким образом атака противника разрушается, ему приходится придумывать что-то новое.

Как расшифровывается название?

Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов, каждый из которых отражает частичку сути боевого искусства. Так, «ай» - это гармония и истинная любовь. «Ки» означает дух, внутреннюю энергию. А «до» переводится как путь. Получается, что айкидо - это духовный путь к гармонии.

Универсальность данного единоборства

В общепринятом понимании назвать этот вид единоборств спортом, наверное, нельзя. Кто-то может сказать по поводу айкидо: «Что это за спорт, если нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнований?» Все это действительно так. Но его приверженцы и не стремятся к мирскому признанию в виде титулов, кубков и грамот. У них совершенно иные приоритеты и задачи. Более того, если спортсменом может стать только человек определенного возраста и физического развития, то мастерство айкидо с его простыми и естественными движениями доступно абсолютно каждому. И ребенку, и женщине, и глубокому старику. Чтобы побеждать себя, нужно только одно - желание.

Принципы айкидо

Ответить на вопрос: «Борьба айкидо - что это такое?» - помогут принципы этого боевого искусства. Среди них выделяют такие:

  • Расслабленность и непрерывность движений.
  • Постоянный контроль мышц.
  • Правильная работа рук.
  • Концентрация воли.
  • Уверенность в себе.
  • Умение работать в группе.
  • Умение защитить себя.
  • Постепенность тренировок - от простого к сложному.
  • Занятия в хорошем расположении духа.

Айкидо Айкикай

Айкидо Айкикай - это Международная организация искусства айкидо, которую в 40-м году прошлого века официально признало японское правительство.

После кончины Морихея Уешиба ее возглавил сын Учителя Киссемару. И по сегодняшний день династия Уешиба руководит Айкидо Айкикай. Она старается сохранить учение в его первозданном виде. Айкикай - это классическая версия айкидо.

Штаб-квартира организации и основная методико-тренировочная база находятся в Токио. Центром всех мировых филиалов Айкидо Айкикай является одноименный фонд. Его глава и руководитель центра тренировок - Досю Моритэру Уешиба. Фонд Айкидо Айкикай осуществляет методическую поддержку различных организаций данного боевого искусства, экзаменует спортсменов и выдает сертификаты. Больше никто, кроме него, не имеет на это права.

Морихеи Уешиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабе префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уешиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихеи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихеи начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайши, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихеи плаванию и сумо.

В Танабе Морихеи окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихеи работал в налоговой службе Танабе, где в его обязанности входила оценка земель.

В 1902 году Морихеи уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием «Уешиба Трэйдинг» - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихеи начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихеи Уешиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихеи был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихеи был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат». Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихеи постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихеи был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

В это время отец Уешибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихеи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзо- Именно здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.

В 1910 году у Хацу и Морихеи родилась дочь Мацу-ко. В это время Морихеи заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихеи договорился с местной администрацией о возможности переселения в Ширатаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Та-набе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кишу, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.

Местность, где и сейчас находится поселок Ширатаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кишу были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихеи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такеда (в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу).

Вследствие расширения производства древесины Ширатаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихеи вместе с другими переселенцами восстанавливал Ширатаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.

Восемь лет жизни Морихеи Уешиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихеи получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихеи отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихеи узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихеи решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихеи,

Йороки Уешиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихеи тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, религиозное учение которого позволило бы Морихеи обрести мир в своей душе. В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.

Морихеи глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихеи переоборудовал часть своего дома в додзо на 18 циновок, получившее название «Академия Уешиба». Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, первый год пребывания Морихеи в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихеи в Аябе программа обучения в Академии Уешибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихеи. В 1921 году родился я.

В следующие два года Морихеи помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.

Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихеи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то. что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихеи принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.

В это время Морихеи увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихеи назвал его «айки-буджитсу».

13 февраля 1924 года Морихеи вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихеи взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихеи, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и. обеспечили их благополучное возвращение на родину.

Это приключение стало серьезным испытанием для Морихеи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Морихеи Уешиба, Онисабуро Дегучи и их товарищи по несчастью во время «Великого монгольского приключения». У всех на ногах цепи. Морихеи третий слева. В поисках места для «рая на земле» Онисабуро и его спутники направились в Монголию, где были арестованы китайским военачальником и приговорены к смертной казни- Снимок сделан во дворе японского консульства перед освобождением после нескольких месяцев пребывания в плену.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихеи пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихеи. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.

Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихеи учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-буджитсу".

Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихеи на поединок. Морихеи принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо. Другими словами, то было божественное озарение.

Морихеи решил изменить название "айки-буджитсу" на "айки-будо" (джитсу - искусство, до - путь). «Искусство» подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такешита Морихеи поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихеи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихеи в Токио. На этот раз Морихеи преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихеи в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.

Получив следующее приглашение адмирала Такешита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихеи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихеи снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзо с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки vi.

В 1930 году Морихеи поселился на вилле Ушигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзо. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это -идеал будо^. Впоследствии Кано послал заниматься у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзо, чтобы посрамить Морихеи. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихеи стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзо айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзо получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава, Риндзиро Шира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзо» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихеи был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзо: в Токио - Оцука (додзо, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Шайбадаши; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.

Выдающимися учи-деши (постоянными учениками) в это время были Шигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Шиода и Тегуми Хоши.

В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоши Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихеи.

Морихеи преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асаши» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1932 году было основано «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихеи стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзо Такеда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихеи стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, «союза духа, разума и тела» — привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихеи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихеи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такешита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уешиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзо.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо".

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзо в Вакамацу, Морихеи с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихеи начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзо. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзо, ныне известный как додзо Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихеи лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзо, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. «Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа айкидо»,- объяснял Морихеи.

Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзо Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзо не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихеи, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихеи верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организации айкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихеи оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихеи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии «ай» - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихеи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзо Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихеи всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 1956 год можно назвать годом международного при знания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях ] правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.

С возрастом Морихеи стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзо. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихеи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Шинзуки в Токио. Морихеи участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо», просто поразил аудиторию.

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихеи и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мошида.

28 февраля 1961 года Морихеи посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост». До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихеи боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихеи получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзо. В этот же день в Иваме Морихеи провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзо, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихеи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзо состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание дод-зо в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихеи провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихеи посетил празднование Нового года в Главном Додзо. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихеи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзо 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уешиба на кладбище Танабе, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

Я был избран преемником своего отца на посту Айки Дошу единогласным решением Айкикай 14 июня 1970 года.

Киссомару Уешиба.
Главы из книги "Будо - учение основателя Айкидо"
Издательство "Феникс"
1999г.

Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

Айкидо - боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Философия и принципы айкидо

Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.

Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.

Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.

К основным принципам айкидо относятся:

  1. Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Постоянный контроль за мышцами.
  4. Концентрация воли.
  5. Умение защитить себя.
  6. Тренировки в хорошем расположении духа.
  7. Освоение техники по принципу «от простого к сложному».

Стили айкидо

Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.

На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:

  • айкикай;
  • айкибудо;
  • есинкай;
  • томики-рю;
  • ивама-рю;
  • ай-рю;
  • традиционное айкидо;
  • нисио будо;
  • кобукан;
  • кокикай.

Техника айкидо

В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:

  • броски;
  • захваты;
  • уход с линии атаки;
  • маневренность;
  • удары отвлекающего характера.

Экипировка и оружие

Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.

Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.

Кэйгори состоит из трех элементов:

  1. Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
  2. Куртка – «уваги».
  3. Плотный многослойный пояс – «оби».

Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:

  • «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
  • «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
  • «дзе» — деревянный шест;
  • «викидзаси» — короткий меч из дерева.

Пояса в айкидо

В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.

Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».

Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:

  1. Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
  2. Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
  3. Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
  4. Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
  5. Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
  6. Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».
2018-07-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Айкидо".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!