Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что происходит с водоемами зимой коротенький рассказ. Готовимся к холодам – все о зимовке рыб и растений. Как рыбы зимуют: познавательные сказки и рассказы для детей

«Как зимуют рыбки?» Тип проекта: познавательный, творчески- исследовательский. Сроки проведения: январь – февраль (среднесрочный). Участники проекта: Воспитатель, педагог- психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 СОШ Авторы проекта: Барская А.Д., Войнич Н.Ю.


Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы «как зимуют рыбы» в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста); Недостаточный уровень внедрения проектной деятельности в ООД детей среднего возраста..




Задачи: активной познавательной позиции, формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на вопросы, (формирование познавательных действий), расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму, включение экспериментирования в НОД, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме, популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.




I. Подготовительный: - первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта; - обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой; - изучение методической литературы; - создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей Формирование мотивации у родителей на сотрудничество в проекте (Консультация «Поможем детям найти ответы на сложные вопросы. Развиваем познавательный интерес».


Основной этап: создание у детей интереса к проблеме. Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках ООД Познание «Как зимуют разные животные» ООД Развитие речи «По щучьему веленью» ООД Познание «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация для детей). Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».














Основной этап: ищем ответы на вопрос ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок). ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма «Прорубь»). ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э.Шим «Всем вам крышка» и Л.Карпова «Как рыбы зимуют). ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.












Делаем выводы. Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.


Основной этап: создание макета – интерактивной модели зимнего пруда. Обсуждаем идею зимнего пейзажа. ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон». ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев» ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки». Игра –представление «Как зимуют рыбки» с помощью интерактивной модели.


Учимся рисовать снежный фон для нашего пейзажа Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве. Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве.


Завершающий этап Презентация проекта «Как зимуют рыбки» для детей группы 5 (другая средняя группа в детском саду) Участие в фестивале проектов дошкольных подразделений в школе 1315 Результаты: Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включается и любознательность, развиваются творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы. У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 -5 лет, надеемся.


Анализ и выводы Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. По своей структуре проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста. Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально- коммуникативного и художественно-эстетического развития. Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.

Отдых необходим рыбам, как и любым другим живым существам. Но не все представляют, как спят рыбы. Сон их не похож на сон в нашем понимании, он считается состоянием малой активности и зависит от вида особей и условий их обитания.

Когда рыба спит, наступает период относительного бездействия. Ее движения минимальны или практически отсутствуют. Мышцы расслабляются. Дыхание и сердечный ритм замедляются. Реакция на окружающую среду снижается. Некоторые разновидности в данный период теряют бдительность, их легко можно поймать руками. Но большинство видов в сонном состоянии продолжают хорошо чувствовать опасность.

В глубокий сон подводные жители не впадают и от окружающей действительности полностью не отключаются, способны в любой момент перейти в состояние бодрствования. Это связано со средой обитания и особенностями строения органов данных животных.

Когда впадают в сон, рыбные особи дремлют и деятельность их мозга не прекращается. Они продолжают слышать звуки, осознавать свое местонахождение, постоянно находятся в сознательном состоянии.

Наблюдательные аквариумисты могут на практике определить, спят ли рыбы в аквариуме. Время от времени особи замирают, становятся неподвижными. Это состояние и называется рыбий сон.

Время и продолжительность сна зависит от многих факторов:

  • разновидности рыб;
  • условий и среды обитания (аквариум, природный водоем);
  • способа питания.

В акариуме ночью рыбы находятся в сонном состоянии, а днем бодрствуют, т.к. для этого человек искусственно создает условия для ночного отдыха, подстраивает под свой образ жизни.

В природной среде большинство подводных жителей ведут активную жизнь в светлое время суток. С приходом темноты они замирают. Строение их глаз устроено так, что в дневное время они видят лучше, чем ночью. К ним можно отнести карася, плотву, сельдь и др.

Другие виды хорошо видят в темное время суток, а дневной свет губителен для их глаз. Они ведут ночной образ жизни. Чаще всего к данной категории относятся хищники: щука, судак, окунь, сом и др.

Зимняя и летняя спячка

Как рыбы готовятся к зиме? Обитатели глубин к суровому времени года начинают готовиться с середины августа. Это проявляется в их усиленном питании и нахождении неподалеку от берега. Отъедаются они для того, чтобы легко пережить зиму. В этот трудный период питательной среды становится мало, и подводные обитатели живут за счет своих жировых запасов. Большинство из них впадают в зимнюю спячку — лещи, лини, сомы и др. Зарываются в ил на дне водоема и замирают.

Толстый слой льда на водоеме может спровоцировать кислородное голодание. Количество кислорода в воде в конце зимнего периода уменьшается. Рыба начинает задыхаться. Для улучшения ситуации следует делать лунки во льду.

При сильном похолодании такие теплолюбивые рыбы, как карась, карп могут впасть в анабиоз и зимовать таким образом, но рыбы впадают спячку и в летнюю жару. При резком повышении температуры воды, при сильном обмелении водоемов холодолюбивые водные обитатели форель, налим, лосось вынуждены приостанавливать свою жизнедеятельность. Данное состояние в летнее время помогает пережить экстремально высокие температуры, засуху и избежать обезвоживания организма.

Как выглядит рыба во сне

Понять, что рыба находится в состоянии сна, можно по ее изменившемуся поведению, снижению физической активности. Часто она не совершает движений, только медленно покачивает хвостовой частью. Глаза у нее постоянно открыты — и во время сна, и в период бодрствования.

Почему не закрывает глаза

У рыб отсутствуют веки, поэтому глаза у них никогда не закрываются.

Строением органов зрения обитателей глубин не предусмотрено наличие век и слезных желез. Вода производит постоянную очистку и увлажнение поверхности глаз. При нахождении в водной среде у рыб нет необходимости очищать поверхность глаз каким-то иным способом.

Поле зрения достаточно широко. Они хорошо видят со всех сторон. Глазные яблоки находятся по обеим сторонам. Каждый глаз схватывает изображение со своей стороны. Впереди рыба может сосредоточить взгляд на 1 предмете обоими глазами.

Глаз имеет радужную оболочку. Зрачок у большинства рыб не может регулировать световой поток. При сильном световом воздействии они могут ослепнуть. От света спасают затенения от растений, укромные уголки.

Как спят разные рыбы

Во время сна положение тела различно у разных видов рыб. Некоторые из них ложатся на дно (треска), забираются под коряги, камни, обволакиваются слизью (рыба-попугай) и замирают. Любит закапываться в песчаное дно камбала. Другие обитатели глубин могут дрейфовать в толще воды, сплавляясь по течению (сельдь), или находиться в одном месте, зацепившись за водную растительность.

Костные

Отличительной особенностью рыб, относящихся к костному классу, считается наличие плавательного пузыря. Благодаря чему у таких водных обитателей есть возможность засыпать в толще воды, залегать неподвижно на дне. Представители данного класса любят отдыхать в укромных местах. Беспокоясь о своей безопасности, они заранее подыскивают тихое и спокойное место, часто придонное, среди коряг, водорослей, камней. С наступлением темноты занимают удобное положение и засыпают.

Хрящевые

Хрящевым рыбкам тяжелее приспособиться ко сну в водной стихии. Их скелет состоит из хрящевых пластин, отсутствуют жабры и плавательный пузырь. Для дыхания они должны постоянно двигаться, чтобы в жаберные щели поступала вода, обогащенная кислородом.

Из-за перечисленных особенностей строения тела они не могут залегать на дно, зависать в толще воды. Им необходимо постоянное движение, чтобы не утонуть и не задохнуться.

К данному классу относятся такие хищники, как скаты, акулы, тунцы, катраны и пр.

Животные данного класса приспособились отдыхать следующими способами. Некоторые из них находят место на дне с течением, чтобы во время сна вода естественным образом попадала в жаберные щели. Создавать завихрения воды возле жабр рыба может самостоятельно, постоянно открывая и закрывая рот.

Другие особи водного мира приспособлены спать на ходу. В то время как головной мозг находится в состоянии отдыха, спинной мозг продолжает работу, отвечающую за движение.

Отдельная группа рыб имеет брызгальца — специальные органы, расположенные позади глаз. Они отвечают за подачу воды в жабры.

Неспящие ночные охотники

Какая рыба не спит ночью? В темное время любят охотиться и добывать себе пропитание хищники. К ним можно отнести налима, щуку, сома, морского ерша и др. Днем они спят, а ночью активничают. Удачная охота хищников происходит за счет их острого зрения, обоняния, осязания колебаний.

Интересно, как разные рыбы проводят зиму? Ведь в северных районах многие озера и болота промерзают до самого дна.

С. Михайлова (г. Ставрополь).

Зимовка - это такой сезонный период в жизни рыб, когда резко снижается их активность, практически полностью прекращается потребление пищи, а обмен веществ в организме поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов. Далеко не все рыбы, обитающие в умеренных и арктических широтах, зимой меняют образ жизни. Например, в наших дальневосточных морях камбалы арктического происхождения зимой откармливаются в прибрежной зоне, в то время как теплолюбивые камбалы, живущие в этих же морях, на зиму отходят от берегов на глубины до 300 м, где образуют скопления и, почти не питаясь, проводят всю зиму. Хамса, обитающая в Азов-ском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море, где зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м.

Некоторые представители семейства осетровых (белуга, русский осетр, севрюга, шип) из Азовского и Каспийского морей осенью заходят в реки и коротают зиму на дне глубоких участков русла. Многие речные рыбы зиму проводят в ямах на дне реки, объединяясь в большие группы.

Труднее всего приходится рыбам, постоянно живущим в мелких непроточных озерах арктической области, - обыкновенному карасю и черной рыбе - даллии. С наступлением зимы они зарываются в ил. Но в крайне суровых условиях севера такие водоемы промерзают до самого дна, и рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Их выносливость к низким температурам просто поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы остаются живыми, разумеется, при условии, что их полостные жидкости и кровь в сосудах не перейдут в твердое состояние. Известен случай, когда голодная собака проглотила покрытую ледяным панцирем даллию, а потом отрыгнула ее. Оттаявшая в собачьем желудке рыбка оказалась живой.

Если для большинства наших пресноводных рыб самым благодатным временем года является лето, то для широко распространенного в реках России налима благоприятный период - зима. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16 о налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. А уж когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда, налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна. Не любят теплую воду и сиги, широко распространенные у нас в северных областях европейской территории, в Сибири и на Дальнем Востоке. Они мечут икру поздней осенью или в начале зимы, подо льдом, и всю зиму живут активной жизнью.

В водоемах экваториальной зоны, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние по календарю месяцы тоже бывают проблемы, связанные, конечно, не с похолоданием, а с невыносимой жарой и засухой. Так, обитающий в пресных водах тропической Африки протоптерус из-за полного высыхания водоемов вынужден "зимовать", зарывшись в ил на несколько месяцев.

Если карась и даллия - самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка ципринодон макулярис, обитающая на юге Северо-Американского континента, - рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Ведь ей приходится постоянно жить в воде температурой выше 50 о, поступающей из горячих подземных источников.

Морозная зима – особое время в жизни речных и озёрных обитателей. Плотный лёд обедняет насыщение воды атмосферным кислородом. Снежный покров уменьшает доступ солнечного света в подлёдное пространство. Вода снижает температуру, отчего большинство хладнокровных животных становятся вялыми, малоподвижными.

Некоторые рыбы, подобно земноводным, впадают в зимний анабиоз (спячку). В промерзающих до дна водоёмах караси и небольшие чёрные рыбки даллии вместе с тритонами и лягушками до весны зарываются в ил, приостанавливая все жизненные процессы. Другие рыбы, подчиняясь естественным инстинктам, реализуют свои видовые модели поведения.

Варианты зимовки рыб

Распространённые варианты зимовки рыб:

  • стайное малоподвижное существование в зимовальных ямах;
  • активная сумеречная жизнь (для хищных видов);
  • вступление в фазу зимнего нереста;
  • сезонные миграции;

Благоприятно переносить зимовку подлёдным обитателям помогают особые физические свойства воды. Пресная вода приобретает наибольшую плотность при +4 градусов Цельсия. Охлаждаясь в подлёдном слое до этой температуры, вода опускается вниз, не доходя до критической точки замерзания. Конвекционная ротация тёплых и остывающих слоёв не прекращается до тех пор, пока весь водоём не охладится до +4, что случается только в очень неглубоких прудах и озёрах.

Материалы по теме:

Как и почему деревья зимой выживают?

Зимовальные ямы и хищники подо льдом

Зимнее похолодание – время, когда останавливается приумножение водной растительности и планктона. Рыбы, кормовая база которых оскудевает, снижают жизненную активность, сбиваются в стаи, ищут для зимовки подходящие места. В зимовальных ямах собираются особи одного возраста и размера. Так им проще переносить стужу, плотно сбиваясь в стаи. Противостоять холоду, минимизировать затраты энергии помогает обильно выделяемая на поверхность чешуи слизь. Вероятнее всего, именно она отпугивает хищников, поголовье пережидающих холода рыб остаётся нетронутым во всю зиму.

Подобное поведение характерно для теплолюбивых лещей, карпов, линей. Запасённые летом жировые запасы позволяют не заботиться о питании. Около трёх месяцев рыбы проводят малоподвижно в зимовальных ямах, так что у особей, ближайших ко дну, на брюхе образуются пролежни.

Хищные рыбы, относящиеся к сумеречным видам, неплохо чувствуют себя подо льдом. Окунь активно охотится и на свету, и на притенённых льдом участках, становясь частой добычей рыбаков – мастеров подлёдного лова. Щука предпочитает более тёмные глубинные пространства, держась вблизи от окунёвых и плотвичных стай, вылавливая ершей, уклеек и верховок. На тех же рыб, не меняющих обычные места существования в холодный период года, охотится и самый глубоко сумеречный хищник – судак. Зимняя ловля судака возможна только в тёмных глубинах на значительном удалении от берега.

Материалы по теме:

Животные России - млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, фото и видео

Время сига и налима

Несколько большую активность проявляют сомы, подыскивая места у границ зимовальных ям, на повышениях дна, вблизи быстрин, более насыщенных кислородом. Значительная масса тела позволяет сому не опасаться быстрого переохлаждения. Однако самыми стойкими любителями «моржевания» оказываются налимы.


Налим – зимняя рыба

Температурный режим в подлёдном мире благоприятен для налима. Эта рыба не любит тёплой воды, прогретая на летнем мелководье до температуры 27°С, она становится гибельной не только для молоди, но и для взрослых особей. Летом рыба ведёт малоактивный образ жизни, прячется под коряги, валуны и в норы. Жор налима начинается с осенним похолоданием, когда вода остывает до температур ниже +15 градусов. Зимние холода добавляют активности. Именно в пору сильных морозов налим мечет икру на покрытые мелкими камнями участки дна.

Сиг, обитающий в водоёмах, опоясывающих север нашей страны, от европейской до дальневосточной части, также вступает в фазу активного размножения осенью и в начале зимы. Пищей сигу служат донные организмы, а также икра нерестящихся в зимний период рыб, поедает он и свою собственную.
Зимние мигранты

Краснопёрка

К наступлению зимы всё живое готовится по своему: перелётные птицы улетают на юг, лесные звери запасаются тёплыми шубками и запасами еды, а некоторые и уютными местечками для зимней спячки. А как же зимуют рыбы? Ведь реки и озёра на долгие зимние месяцы покрываются толстым льдом!

Зимовальные ямы

Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжёлый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких, как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе. При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе. Рыбы прижимаются друг к другу, и им уже холод становится не так страшен.

Сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям. Это объясняется тем, что в самой яме, уже спустя месяц после образования ледяного покрова, становится меньше кислорода, что сомы очень не любят.

Подлёдная охота

Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытное существование. Возможно, и у хищников есть свои понятия справедливости?

В большинстве своём щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочём, и они не уходят с привычных мест обитания - это плотва, уклейка, верховка и ёрш.

Образовавшаяся под слоем льда полутьма создаёт хищникам особо благоприятные для охоты условия. В первые дни зимы хищные рыбы охотятся особенно активно, и этот жор хищника рыбаки называют «перволёдок».

Зима в радость

Есть и такие рыбы, для которых зима не в тягость, а наоборот - самое лучшее время года! Таков налим. Тёплая вода его угнетает. Летом, при температуре воды выше 15 С налим перестаёт питаться и впадает в спячку, забившись под береговые норы, под крупные камни или коряги. А если температура будет выше 27 С, эта рыба и вовсе погибает! Лишь осенью, когда в реках заметно остывает, налим пробуждается и начинает откармливаться.

Рыбы-путешественники

Некоторые рыбы не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более тёплые воды. Так, например, хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Чёрное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100 - 150 метров, где более тёплая вода.

Замороженная рыба

А если водоём мелкий, непроточный и зимой замерзает насквозь? Такие озёра есть в Арктике. Их обитатели - обыкновенный карась и чёрная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоёмы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмёрзшими в лёд. Но, даже находясь в ледяном плену, они не погибают. Весной, когда водоёмы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство. Вот такими невероятно выносливыми бывают обитатели воды!



Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!