Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Джиу-джитсу — что это такое? Боевые искусства. Джиу-джитсу что это такое

"Дзю" — в переводе с японского языка — означает мягкость, уступчивость, гибкость, податливость, "дзюцу" — означает техника, способ, выход. Общий перевод, применяемый в названии одного из видов японского рукопашного боя — это "искусство мягкости". Исходя из названия, напрашивается вывод, что мягкая и податливая техника движений — основной принцип этого боевого искусства.

Все знают о существовании целой серии японских единоборств, но мало кто может перечислить все виды этой группы, и предельно ясно проинформировать об их отличиях друг между другом.

Японию можно назвать центром рождения большинства боевых искусств, существующих в мире. Большая часть из них вряд ли, даже на слух, знакома обычному гражданину России. Это и не удивительно! Серия японских боевых единоборств включает в себя более пятидесяти наименований, среди которых встречаются многочисленные стили рукопашного единоборства, искусства боя длинным шестом "бо", короткой палкой "дзе", дубинкой "дзиттэ", серпом "кама", мелкими подручными средствами и многое другое.

Чтобы окончательно развеять мифы о схожести или идентичности всех видов искусств, достаточно узнать об уникальном комплексном искусстве стратегического шпионажа, тактической разведки, а также техники поражения противника голосом. Удивительно, не так ли? Это далеко не все, чем может нас удивить страна цветущей сакуры. Но давайте вернемся к нашей теме и узнаем, что такое джиу-джитсу.

История Джиу-джитсу

Что такое джиу-джитсу мы сможем узнать и понять, при условии, если изучим ее историю. Джиу-джитсу появился на свет в Японии в середине 16-ого века. Это было скорее общее название всех видов рукопашных единоборств без оружия, с подручным или мелким типом оружия.

Пророждение данного вида предшествовало развитием всевозможных типов самурайских, японских единоборств в латах. Наиболее распространенными среди них были Йорои Кумиути и Косино-Мавари. Тогдашним техническим арсеналом обоих стилей сейчас мало кого можно было бы удивить. Ведь он вмещал в себя исключительно броски, работу с кинжалом, захваты за руки, уловки освобождения от захватов, подножки, подсечки и множество болевых приемов. Поскольку борцы выступали в латах, удары были несколько ограничены, так как они бы стали источниками серьезных травм и телесных повреждений самураев. Вскоре, вес доспехов стал гораздо легче по мере появления и развития технологий огнестрельного оружия, а потому к технике добавилось так называемое Атэми-Вадза или точечные удары в болевые точки.

Впервые, школа рукопашного боя, напоминающая своей техникой и арсеналом современное джиу-джитсу, появилась к середине 14-ого столетия в городе Сакуси-кияма, благодаря местному жителю Такэноути Хисамори. Развитием и расширением технической базы всерьез занялись уже сын и внук основателя. Родственники добавили в арсенал большое количество приемов, которые были позаимствованы из китайского Ушу. Дело в том, что сын и отец имели возможность изучать Ушу у китайских иммигрантов в городе Нагасаки. Благодаря семье Такэноути возникли многие известные до сих пор школы джиу-джитсу.

Во многих источниках говорится, что первые институты подобного боевого искусства, носили название Есин-рю, это в переводе с родного языка — школа ивы. Именно с этим деревом сравнивают технику джиу-джитсу, поговаривая одну историю: когда-то давно, на скальном утесе рос величественный дуб и тонкая ива, налетевшие порывы ветров штормили деревья, дуб стоял устойчиво, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. Однажды, мощная буря все-таки сломала неприступный дуб, в то время как ива, сгибаясь до самой земли, вновь выпрямлялась обратно. Это показывает что мягкость и гибкость побеждает силу и жесткость.

Основные даты в Джиу-джитсу

1532 г. — основание первоначальной школы семьей Такэноути.

1557 г. — переезд в нынешний Токио китайского эмигранта Чень Юаньбина, мастера болевых приемов и сложных захватов.

1625 г. — Чень Юаньбин открывает школу при буддийском храме, где за отдельную плату обучает самураев и монахов.

1635-1650 г. — открытие большого количества школ учениками Юаньбина.

1650 г. — пик скорости и масштабов распространения джиу-джитсу, появление на свет более 400-та школ.

Трудно поверить, но к началу 20-ого века навыками этого боевого искусства овладели даже российские офицеры контрразведки и царской армии. Техника в то время была сложна для обучения, по этой причине стала прерогативой исключительно для высших слоев общества. К счастью, на сегодняшний день она доступна всем: мужчинам, женщинам и детям любых возрастов.

Классическая техника Джиу-джитсу

Многогранность и податливость к развитию первоначальной техники джиу-джитсу позволила ей быстро распространиться по всей Азии, и вскоре, по всему миру, приобретая новые, но такие же строгие обличия. Пресловутая мягкость японской хватки мастера и самурая объясняют, как намерение поддаться атаке противника, после чего одолеть обессиленного бойца его силой против него самого. Основными элементами арсенала классического стиля являются заломы и броски. С помощью них противник мягко нейтрализуется благодаря мощи атаки нападающего. Традиционноеджиу-джитсу включает в себя:

  • Приемы, производящиеся в положении стоя напротив стоящего противника.
  • Приемы "по-турецки" проводятся в сидячем положении против сидячего противника.
  • По аналогии, сидящий против стоящего.
  • Приемы борьбы в лежачем положении обоих борцов.

Арсенал традиционного стиля Джиу-джитсу

Броски.

Основным методом борьбы с противником в традиционном джиу-джитсу являются броски. Броски бывают следующих типов: взваливание атакующего на себя, броски с помощью нижней части туловища, с помощью верхней части туловища, броски с падением, броски с переходом на болевые приемы.

Болевые приемы.

Не менее важными приемами являются болевые, используемые в целях нанесения травмы атакующему. Чаще всего это:

  • Болевый приемы на конечности тела.
  • Удушающие приемы.
  • Удержания.

Болевые приемы осуществляются конечностями и направляются на наиболее уязвимые части тела противника, такие как: локти, плечи, шея, колени и т.д.

Удушающие приемы.

Такой боевой прием, как удушение проводится с использованием рук или ног. Действие заключается в перекрытии кислорода к мозгу человека.

Поражение уязвимых точек.

Длительное время подобная техника держалась в строгом секрете и заключалась в остром и точном ударе пальцем руки, ногой, головой или самой рукой. Ученики обучались технике как обездвиживания и убийству противника, так и умению быстро его реанимировать.

Приемы маневрирования и самострахования — также являются неотъемлемой частью школы традиционного джиу-джитсу.

Если рассматривать все приемы традиционной техники в целом, можно проследить, что арсенал состоит на 60% из захватов, болевых приемов, удушающих, подножек, подсечек и, конечно же, бросков. На 40% из ударов пальцами, ладонями, локтями, кулаками, стопами и коленями. Проще говоря, джиу-джитсу своей техникой относится к комбинированным видам рукопашного боя. Джиу-джитсу допускает, и даже поощряет использование в качестве оружия различные предметы, такие как: палки, веревки, посохи и ножи.

Техника большинства школ может несущественно отличаться друг от друга, однако в целом общая картина практически неизменна.

Запись в японскую школу Джиу-джитсу

Чтобы попасть в японскую школу джиу-джитсу и пройти там полноценное обучение, нужно будет пройти три этапа:

1. Мастера проверяют ученика на способности и проводят испытания.

2. Ученик очень долго обучается всем основам этого боевого искусства.

3. Этап — Оку дэн. К данному этапу, перешли далеко не все ученики. На этом этапе изучаются тайны и глубины джиу-джитсу.

Школы Джиу-джитсу сегодняшнего дня

Прославленных школ японского происхождения осталось около 50-ти, и все они разбросаны по миру. Большинство школ джиу-джитсу приобрело коммерческий характер. Необходимо отметить, что согласно уставам международных организаций джиу-джитсу, каждой школе позволено заполнять свой технический арсенал различными элементами техник, характерных традиционным рукопашным единоборствам той или иной страны.

Основные отличительные черты между ними заключены в том, что какие именно группы приемов преобладают. Например, в технике известного бразильского джиу-джитсу преобладают приемы лежа. К счастью, современным приверженцам восточных единоборств не придется проходить всех мучительных трех этапов "посвящения". Ведь сегодня такие школы доступны всем, независимо от возраста и пола.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Со дня сотворения мира одной из насущных потребностей человека была потребность защитить себя, своих детей и своих близких от врагов. Вот почему по мере развития цивилизации и накопления людьми опыта и знаний, необходимость уметь защищаться, стимулировала развитие надежной боевой системы, превратившейся со временем в боевое искусство. Ни одна страна мира не может считаться родоначальником боевых искусств. Каждый народ сохранил до наших дней в той или иной степени самобытную систему самообороны. И только в странах дальнего Востока эта система превратилась в средство самосовершенствования и гармоничного развития личности.

Восточная пословица гласит, что только хорошо подготовленное тело может стать обителью мудрости. Именно боевые искусства востока, ставшие частью духовного воспитания позволяют бойцу в пылу боя сохранить предельное самообладание и ясность ума. Поэтому к восточным боевым искусствам всегда повышенный интерес любителей и поклонников единоборств.

В последние годы в мире и у нас в России все большую популярность набирает джиу-джитсу, благодаря сенсационным победам над известными мастерами у-шу , тэйквондо , кик-боксинга и др. на чемпионатах по боям без правил. Этому боевому искусству отдают предпочтение при специальной физической подготовке личного состава полиция и армия в большинстве стран мира.

Джиу-джитсу зародилось в древней Японии. И представляет собой в настоящий момент разнообразные стили ведения рукопашного боя как без оружия, так используя подручные предметы и холодное оружие. Сила и красота джиу-джитсу в его неограниченных возможностях. Это и эффективные удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы, вынуждающие его всего за несколько секунд признать себя побежденным много другого, что заставляет противника тратить слишком много сил и не оставляет ему никаких шансов.

Зарубежные фильмы, в которых главный герой расправляется со своими врагами с помощью красивых, эффектных ударов, сформировали неверное представление об абсолютном превосходстве у-шу и карате над другими системами единоборств и приоритете ударов в поединках. Реальный бой не так зрелищен и скоротечен, уже через 1-2 минуты не остается сил на сокрушающие, эффектные удары. Кроме того, очень часто бой переходит в плотный захват или в схватку, лежа на земле. В такой ситуации удары не так опасны, Вот почему тот, кто умеет только наносить удары и ничего больше - обречен на поражение ибо ограничен в способах достижения победы.

Искусство джиу-джитсу позволяет не только вынудить сдаться противника, лишая какой-либо возможности сопротивляться, но и контролировать его действия, подчиняя собственной воле. Большинство этих приемов не принесут особого вреда противнику, если он останется благоразумным и прекратит сопротивление.
Время и пространство для бойца джиу-джитсу не имеет значения. Он способен вести поединок в ограниченном пространстве, в кромешной темноте достигать победы за считанные секунды, но готов продолжать бой долгое время, используя тактику изнуряющих захватов, в которых противник, превосходящий по весу и силе теряет свое преимущество. Это очень важно в ситуациях ограбления, изнасилования, когда время становится союзником жертвы. И чем дольше продолжается оборона, тем меньше шансов у злоумышленника.

Специалисты разделяют современное джиу-джитсу на базовый раздел и вытекающие из него подразделы: военный, полицейский, спортивный .

Базовый раздел включает в себя всю основную технику рукопашного боя , в том числе с традиционным оружием и со специальными средствами (кубатон, дубинка, пояс и т.д.) На основании этого раздела формируются программы самозащиты для различных слоев населения.
Например, для женщин аналогом кубатона может служить шариковая ручка. Использование подручных (зонтик, пояс, ремешок от сумочки и т.д) средств не требует грубой физической силы, они всегда с собой, а результат применения зависит только от правильности и своевременности выполнения приема. Разнообразие и изобилие техники джиу-джитсу определяют неожиданность и непредсказуемость действий защищающегося, что имеет наиважнейшее значение. Вот почему казалось бы слабый человек может дать мощный отпор агрессору.

Составной частью базового раздела является спортивное джиу-джитсу, из которого исключены смертельно опасные приемы, а соревнования проводятся по определенным правилам.

Полицейский подраздел является неотъемлемой частью специальной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Имеет ряд преимуществ, поскольку использование приемов этого раздела обеспечивает предельно корректное отношение к правонарушителям, что очень важно на демонстрациях, митингах, концертах и т.д. , где спокойная обстановка препятствует созданию условий для напряженности в отношении правоохранительных органов и пресекает любого рода провокации.

Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.).

К предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г. Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна» (или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности.

Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств. Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Джиу-Джитсу

Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословия.

Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)(а бщб 35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.

Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) – это древнее японское боевое искусство. Правильных и точных переводов названия нет, но существует множество вариантов.

Наиболее популярное – это «мягкий стиль» либо «искусство четырех пальцев». В статье рассмотрим что такое джиу-джитсу, историю, техники и правила боевого искусства.

Что это такое

Джиу-джитсу представляет собой вид единоборства, которые пошел родом из Японии. Оригинальное название звучит, как: дзю-дзютсу, что обусловлено отсутствием в японском языке любых шипящих звуков.

Смысл этого боевого искусства заключается в ответе мягкостью и податливостью на применяемую противником грубую силу, но с возможностью проявлять жесткость в нужный момент.

Это позволяет направлять силу оппонента в нужное русло, за счет чего она уничтожает сама себя.
В основном этот стиль включает в себя разные виды бросков, захватов, различных болевых приемов, а также воздействий на болевые точки. При этом существуют также элементы ударных техник. Уровень изучения боевого искусства разделен на даны, для которых характерны пояса разного цвета.

История

Основатель Джиу-Джитсу Такэноути Накацукасадаю Хисамори, проживавший в середине XVI века в городке Сакуси-кияма на острове Кюсю.

Его сын Такэноути Хисакацу, а после внук Такэноути Хисаёси занялись серьезным расширением техники этого вида боевых искусств, добавив в неё различные приемы, часть из которых они позаимствовали в другом восточном единоборстве – китайском .

Это обусловлено наличием тогда возможности у сына и внука изучать его в Нагасаки, у приехавших туда китайских иммигрантов.

Классическая техника

Многогранность боевой техники и возможность развития в разных направлениях, позволили Джиу-Джитсу распространиться по территории Азии, а также другим частям мира.

Яркий тому пример бразильский стиль этого боевого искусства. Смысл техники заключается в том, чтобы проявить мягкость и поддаться атаке соперника, а после удара направить его силу против него же.

Главные компоненты классического стиля – это заломы и броски оппонента. За счет этого удается нейтрализовать противника силой, применяемой им для нападения. Так, Джиу-Джитсу состоит из следующих приемов:

  1. Находясь в лежачем положении;
  2. В положении противников стоя друг напротив друга;
  3. «По-Турецки», когда оба соперника находятся в сидячем положении;
  4. Сидячий против стоячего.

Приемы традиционного стиля

Классический вариант этого боевого искусства состоит из разных типов приемов, но обо всем по порядку.

Броски

Основа в борьбе с оппонентов – это броски. Они в Джиу-Джитсу разделяются на такие виды:

  1. Взваливание нападающего противника на себя;
  2. Проведение броска посредством ног и таза;
  3. Броски, переходящие в использование болевых приемов;
  4. Проведение броска, используя верхнюю часть тела.

Болевые приемы

  1. Болевые приемы, ориентированные на конечности: руки, пальцы, ноги;
  2. Удерживающие – для обездвиживания противника;
  3. Удушающие – для выведения нападающего из строя.

Последний тип боевых приемов проводится посредством рук и ног, его целью является перекрытие доступа кислорода, чтобы устранить противника.

Поражение уязвимых точек

Большинство приемов этого боевого искусства направлены на уязвимые места тела человека, для достижения большего эффекта от использования. Для этого используются точные удары пальцами, руками, ногами либо непосредственно руками.

Нужно знать: во многих современных школах техники отличаются от классической и между собой, но общая картина остается практически неизменной.

Чтобы проводить поединки применяются татами размером 8 на 8 метров, разделенное на несколько зон:

  1. Рабочая, в которой происходит бой – 6 на 6 метров;
  2. Опасная, по краям поля поединка шириной 2 метра.

Длительность боя составляет 3 минут. Разрешено нанесение ударов по телу и голове, а также использование боевых и удушающих приемов. Результат боя возможен досрочный, когда один из бойцов победил либо отказался от продолжения схватки из-за травмы.

Если соперники равны, из-за чего трудно установить победителя, им добавляют время для заработка новых очков, а старые аннулируются. Увидеть, как выглядит это боевое искусство можно на видео:

Пояса по порядку

В детском бразильском джиу-джитсу (до 15 лет) существует пять поясов в таком порядке:

Для взрослых (от 15 и старше) система поясов по порядку меняется:

  • белый;
  • синий;
  • пурпурный (фиолетовый);
  • коричневый;
  • черный;
  • черно-красный (коралловый);
  • красно-белый;
  • красный.

Некоторые школы боевых искусств используют систему белых полосок (stripes) из обычного спортивного пластыря для мотивации учеников, которые приклеивают к поясу. Спортсмен, получивший 4 таких полоски переходит на следующий уровень поясной аттестации. И все же, стоит отметить, что в большинстве своем полоски служат больше для мотивации бойца, нежели указывают на уровень его подготовки.

Кроме цвета пояса, так же на определенную мастерскую степень достижения в боевом искусстве указывают даны, которые используют в квалификации джиу-джитсу.

Всего существует 8 дан, которые указывают уровень овладения техникой боя:

  1. Шодэн (включает 1, 2, 3 дан).
  2. Чудэн (4 дан).
  3. Окудэн (5, 6 дан).
  4. Кайдэн (7, 8 дан).

Человек, получивший 7 или 8 дан считается истинным гуру, постигшим все аспекты боевого искусства, владеющий не только высочайшей техникой ведения боя, но и психологически и энергетически способным влиять и даже управлять противником.

Дзю-дзюцу – боевое искусство, которое зародилось в Японии. Оно популярно в разных странах, существует несколько его стилей. Самое популярное – бразильское джиу-джитсу. О том, чем отличается школа BJJ от других, мы и поговорим в данной статье. Бразильское джиу-джитсу – это несколько измененный вариант японского вида боевого искусства. Эти изменения коснулись традиционных для Востока ритуалов, некоторых приемов. Считается, что на занятиях по BJJ преподается более современное единоборство. И отличается оно от других, прежде всего, методикой обучения. Уделяется внимание следующим аспектам: совершенствование техники, борьба с более сильным противником, ориентация на поединок в реальных условиях.

Работа над техникой BJJ

В Южной Америке ежегодно проводится до 4-х крупных соревнований. Кроме них, несколько менее масштабных. И каждый раз тренеры и борцы показывают более совершенную технику. BJJ прогрессирует, в отличие от других стилей. И на тренировках по бразильскому джиу-джитсу, и на состязаниях идет обмен информацией и опытом. На каждую новую атаку готовится контратака. Для каждого нового приема – способы освободиться. Техника BJJ – это во многом результат плодотворной научной работы, который достигается экспериментальным путем. Неравный бой Одна из отличительных особенностей данного вида боевых искусств заключается в следующем: тех, кто учат бороться с более сильным. Именно поэтому при проведении приемов советуют не использовать всю свою силу. Никогда не знаешь, какой противник попадется. Но это не значит, что силовые тренировки можно отменить. Техника и сила дополняют друг друга. Важно к этим составляющим добавить еще и сообразительность, что позволит добиться желаемого результата, не затратив много энергии.

Поединок в реальных условиях

В готовят к тому, что знания и навыки, полученные в спортзале, придется применить и в уличной драке. Они пригодятся, когда поединок перейдет в партер. Кроме того, борец будет психологически готов к тому, что его противник окажется крупнее и сильнее. В BJJ нет того, что сейчас можно увидеть, например, в самбо, здесь нет отказа от эффективности в угоду зрелищности. На соревнованиях используется система очков, но в реальном поединке противник правила не соблюдает, для него не существует запрещенных приемов. Борцу важно добиться того, чтобы его техника была на высшем уровне. Тем, кто записался, не дают строгих предписаний вести борьбу только в партере, но в таких условиях есть шанс одолеть противника. Реальный поединок, или, например, состязания по MMA могут вестись и в клинче, но в этом случае понадобится ударная техника. Над ней тоже придется поработать. Итак, главные отличия BJJ от других стилей заключается в том, что этот вид единоборств постоянно совершенствуется. Он ориентирован на ведение боя в реальных условиях и учит, не столько применять силу, сколько думать, как ее правильно применить.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!