Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как адаптировать дзюдо для бжж. Чем отличается самбо от дзюдо: сравнение приемов и правил

Страница 6 из 10

Глава 5 Дзюдо против джиу-джитсу

Любой рассказ об истории японской системы самозащиты неизменно начинается такой сакраментальной фразой: «Происхождение джиу-джитсу не вполне ясно, так как его корни уходят в седую древность». Биография у джиу-джитсу действительно запутанная. Эта боевая система стала результатом сложного синтеза, в основу, которого легли как рожденные в самой Японии, так и чужеземные, «импортные» приемы. Приемы эти должны были совершить длительное и совсем не простое путешествие, прежде чем их узнали в Стране восходящего солнца.
«Самое интересное и излюбленное в Японии спортивное упражнение - джиу-джитсу; оно известно также и в Европе, по крайней мере по названию. Уже давно оно является основой японского воспитания… Так же, как и все в Японии, джиу-джитсу происходит из Китая».
Эти с явным скептическим оттенком слова - принадлежат Карлу Гагеману, немецкому искусствоведу двадцатых годов, который в джиу-джитсу тем не менее разбирался куда лучше многий современных ему патентованных специалистов. Приемы, положившие начало джиу-джитсу, действительно пришли некогда из Китая, об этом говорят сами японцы. И все же Гагеман здесь был прав только наполовину. Даже заимствованным у Китая формам японцы сумели придать свой собственный национальный характер. Учение о защите и нападении в Стране восходящего солнца было существенно переработано в чисто японских традициях и поднято на новый, более высокий уровень. Едва ли возможно найти такую книгу о джиу-джитсу или дзюдо, в которой не содержалось бы полулегендарного рассказа о средневековом японском враче Широбеи Акаяма. Отправившись в Китай совершенствовать свое врачебное искусство, он познакомился там с одной из школ ушу.
И с той самой поры уже боевое, а не врачебное мастерство увлекло его. Гуляя однажды по саду после небывало сильного снегопада, Акаяма увидел, как толстая и прочная ветвь сакуры - вишневого дерева, сплошь облепленная мокрым снегом, не выдержала навалившейся на нее тяжести и обломилась. А тонкая, но гибкая ивовая ветка покорно клонилась вниз до тех пор, пока тяжелая снеговая шапка не соскользнула с нее на землю, и тотчас же выпрямилась как ни в чем не бывало.

Мысли Широбеи уже давно были заняты боевыми приемами, способами их наилучшего использования, и то, что он увидел сейчас, внезапно подсказало ему основной тактический принцип схватки. Восхищенный своей догадкой, он даже не удержался и воскликнул: «Нужно не противоборствовать бессмысленно превосходящей силе, но притворно уступить ей, чтобы потом наверняка одержать победу!»
А потом на целых три года бывший врач заперся от всех в своем доме. Когда же это добровольное затворничество окончилось, Акаяма всенародно объявил, что знает триста неотразимых приемов рукопашного боя, с помощью которых можно побеждать даже значительно превосходящего в силе врага. Это и было якобы днем рождения знаменитого джиу-джитсу.
Опровергать романтичные старые легенды не очень-то благодарная работа, но приходится тем не менее отметить, что у Широбеи не было никакой необходимости глубокомысленно созерцать заснеженное дерево для того, чтобы понять и сформулировать несомненно важный тактический принцип.
Прежде всего этот принцип был хорошо известен в Китае, где он только что побывал. Но самое главное, что и во времена Широбеи, и за сотни лет до него в самой Японии тот же тактический прием широко использовался в популярнейшем национальном виде спорта. Это борьба сумо, где очень широко применялись уловки, позволявшие использовать силу противника против него самого. Именно из этой древней борьбы они и пришли в джиу-джитсу точно так же, как ряд других приемов и даже их названий.
Насчитывающее более чем тысячелетнюю историю сумо живет и сегодня, являясь одним из самых любимых видов спорта в Японии. Борьба происходит на специальной глинобитной площадке в кругу. Побеждает тот, кто вытеснит противника из круга или заставит коснуться земли любой частью тела, кроме ступней. При таких правилах вес борца приобретает очень большое значение. Профессионалы сумо питаются по особой диете, рассчитанной ни более ни менее как на ожирение. Вес сумоиста в 160–180 килограммов отнюдь не редкость. «Он разжирел как сумоист», - говорят японцы, когда хотят сказать об очень толстом человеке. Стоит отметить, что избыточный вес не лишает борцов ни быстроты, ни гибкости. Двухцентнерные толстяки «крутят» кульбиты и без всякого труда выполняют шпагат.
Понятно, что одолеть, грузного, изо всех сил старающегося вытолкнуть вас из круга противника можно только хитростью, ловко отступив под его напором и использовав в быстром приеме инерцию его собственного движения. И вот в азартных схватках сумоистов очень часто можно увидеть, как более тяжелый яростно наступающий, но нерасчетливый или неумелый борец, перевернувшись в воздухе, шлепается на глиняную площадку или даже вообще вылетает вон за пределы круга.
Кроме истории Акаяма Широбеи, существует и второй такой же точно полулегендарный рассказ о китайце Чин Генпине, который в 1638 году поселился в Японии и обучил нескольких самураев боевым приемам ушу. Очень может быть, что и Акаяма и Чин Генпин действительно существовали, а заимствование китайских боевых навыков имело неоднократный характер. Однако история рождения джиу-джитсу никак не укладывается в столь немудрящие рамки. Ведь еще древние исторические хроники и даже японские мифы говорят о приемах, использовавшихся в боевых и состязательных схватках. А уже к середине XVI века прославленный японский борец Такеуци разработал оригинальную систему защиты и нападения без оружия, называвшуюся «когосоку-косино-мовари» (интересно отметить, что поклонники этой системы существуют в Японии даже сейчас). Еще через 90 лет другой выдающийся мастер борьбы, Секигуди Дзюсин, создал свою систему «явара» (кулак), построенную на бросках с использованием силы самого нападающего противника. Эти две системы и китайское ушу стали основой как для множества заимствований, так и оригинальных творческих разработок в течение последующих столетий. В Японии появляется очень большое количество различных систем и их школ, которые, исходя из уже имевшегося наследия, разрабатывали наиболее целесообразные приемы единоборства без оружия. При этом одни делали упор на приемы, которые теперь называются болевыми, другие совершенствовали технику бросков, третьи уделяли главное внимание ударам в особо уязвимые точки на теле противника. И конечно, каждая держала свои достижения в строгом секрете. Со временем одна система или школа давала жизнь другой, новой. Так из «кэндин-кумиуци» родилось «кюсинрю», а из «циоку-синрю» - получившее в будущем такую широчайшую международную известность «дзю-дзюцу», которое в европейском произношении прозвучало как «джиу-джитсу». По-японски «дзю-дзюцу» означает «утонченное искусство ловкости».
Той самой ловкости, которая была способна принести победу даже над более сильным противником.
Если сведения о рождении джиу-джитсу довольно отрывочны и туманны, то история заката этой системы и ее драматической предсмертной борьбы за право существования известна достаточно хорошо. Вторая половина прошлого века была особым периодом в истории Японии. Феодальная Страна восходящего солнца, не желая оставаться на полуколониальных задворках, всеми силами старалась перейти на путь современного капиталистического развития. На фоне этого джиу-джитсу, как и многое другое, уходившее корнями в средневековье, постепенно сходило на нет, умирало вместе с феодализмом. И наверное, древняя японская система исчезла бы почти бесследно, забылась бы точно так же, как старинные боевые приемы европейцев, прочно погребенные бурным развитием современной военной техники. Если этого все-таки не случилось, то только благодаря доктору Дзигаро Кано. Этот человек, убивший джиу-джитсу, вместе с тем дал ему вторую, куда более яркую жизнь.
Еще в шестнадцать лет Кано со всем пылом юности увлекся древним искусством самозащиты. Его интересовала поначалу только чисто практическая сторона: хотелось стать сильнее любого обидчика и уметь надежно постоять за себя. Однако совсем незаметно это приобрело характер глубочайшего увлечения. Годами он настойчиво разыскивал и скупал старинные манускрипты. Беседовал со многими специалистами и в конце концов досконально изучил наследство нескольких школ, еще хранивших древние боевые навыки. Умный и широко образованный человек, он не мог не видеть, какую ценность представляло это умирающее уже искусство самозащиты. И не только прикладную, но и чисто воспитательную. У Кано, который к этому времени уже имел диплом преподавателя, возникает мысль создать на базе джиу-джитсу самобытную систему воспитания японской молодежи. Воспитания как физического, так и мораль но-волевого. Но чтобы иметь возможность выполнить эту задачу, было необходимо в самом буквальном смысле разгромить в открытой схватке наиболее искушенных специалистов джиу-джитсу, доказав преимущество новой системы.
Наверное, каждый, кому довелось посмотреть «Гения дзюдо», надолго запомнил этот отличный фильм, поставленный по сценарию известного японского кинематографиста Акиры Куросавы. Там в сцене упорнейшего борцовского состязания среди множества зрителей-японцев можно было заметить одного-единственного европейца. И хотя авторы фильма отнюдь не собирались снимать документальную ленту, а скорее экранизировали легенду, которой окружены имена их национальных героев, в этих кадрах они не погрешили против истины.
Кто слишком часто слышал о мистической таинственности японских приемов, будет, конечно, удивлен и даже слегка разочарован, узнав, что у колыбели дзюдо стоял европеец с университетским образованием - известный немецкий врач Эрвин Бальтц, преподававший в то время в Токио. Дзигаро Кано был достаточно образованным, просвещенным человеком и, отбирая приемы в арсенал дзюдо, постоянно консультировался с Бальтцем относительно степени их опасности для человеческого организма.
Однако прежде чем перед «отцом дзюдо» открылось заслуженно широкое поле деятельности, он должен был доказать абсолютное превосходство созданной им системы над всеми остальными. Предмет спора являлся таким, какой невозможно доказать ни в одной теоретической дискуссии, его можно было разрешить только на татами. Предстояли жестокие схватки со сторонниками джиу-джитсу и иных старинных школ японской самозащиты. И хотя такие школы влачили жалкое существование, уже умирали, у этих «умирающих» было еще вполне достаточно сил для того, чтобы жестоко иска-
лечить или даже убить того, кто становился на их пути, отнимая последние средства существования.
Ученики Кано, однако, с честью вышли из самых суровых испытаний и наголову разгромили всех своих соперников в публичных состязаниях. Последняя из таких конкурентных встреч была проведена в 1886 году и вошла в историю японского спорта как блестящая победа дзюдо. Тринадцать мастеров джиу-джитсу школы «То-цука-рю» были вынуждены признать себя побежденными, и только двое сумели добиться почетной ничьей. Настоящим героем таких состязаний был лучший ученик Кано - Сиро Сайго - «гений дзюдо». Этот феноменально одаренный и отлично подготовленный борец не знал поражений, и, хотя авторы посвященного ему фильма не сочли удобным сказать об этом, Сиро сумел нанести поражение даже своему учителю, самому Дзигаро Кано. На татами произошла та же самая история, о которой Ласкер, выиграв звание чемпиона мира у Стейница, самокритично заметил: «Игрок победил мыслителя!»
Одержав блестящую победу в матче дзюдо против джиу-джитсу, Дзигаро Кано получил в Японии общее признание и возможность достаточно широко развернуть свою деятельность. Правда, организованный им «Кадокан дзюдо» еще очень долгое время помещался в небольшом деревянном домишке с «залом» площадью около 20 квадратных метров. Можно ли было поверить тогда, что этот крохотный «институт дзюдо» превратится впоследствии в многоэтажную громадину из стекла и бетона, которую называют «фабрикой неуязвимых»? Детище Кано сделалось в конце концов всемирно известным учебным и научным центром популярной японской борьбы.
Кано умер в конце тридцатых годов, так и не дожив до того времени, когда дзюдо превратилось в широко распространенный и признанный международный вид спорта. Но было бы неправильно думать, что имя Кано связано только с созданием этой увлекательной борьбы в одежде. Он был человеком достаточно широких взглядов и отлично понимал ту огромную пользу, которую способна принести народу физическая культура во всех ее формах. Хотя в то время понять эту, казалось бы, очевидную истину было дано далеко не каждому. Развитие не только дзюдо, но и всего японского спорта многим обязано Дзигаро Кано. Именно он еще в 1909 году организовал Олимпийский комитет Японии и стал его первым председателем. Легкоатлетический союз Страны восходящего солнца также обязан ему своим рождением. Ведь патриарх дзюдо никогда не замыкал свою деятельность узкими рамками только лишь своего вида спорта.

Если многочисленные шарлатаны-«профессора», преподававшие джиу-джитсу вне Японии, всячески старались набросить на свои совершенно «неотразимые» и «смертельные» приемы доходный покров мистической таинственности, то Дзигаро Кано действовал совсем иначе, открыто пропагандируя свою систему. Он мечтал о том, чтобы дзюдо пользовалось в Европе такой же большой популярностью, как и у него на родине.
Но, каким это ни покажется странным, все его усилия остались втуне. Европейцы оказались на редкость недальновидными. В континентальной Европе в те годы безраздельно царствовала театрализованная, доведенная до виртуозного совершенства цирковая французская, а в Америке и Англии - вольная борьба. И никакой иной больше не требовалось. Другое дело «неотразимые» приемы джиу-джитсу, пользуясь которыми, как утверждала реклама, можно было одному победить целую толпу нападающих. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы на Западе признали вид спорта, созданный Кано. А пока там джиу-джитсу явно брало запоздалый реванш у дзюдо.
Японской системе самозащиты выпала на Западе по-истине необычайная судьба. На рубеже этого столетия джиу-джитсу привлекло к себе всеобщее внимание, завоевывая признание во всем мире. Его беззастенчиво расхваливали, приписывая прямо-таки фантастические достоинства, которыми оно, естественно, никогда не обладало. Столь же бездоказательно критиковали, отрицая какую бы то ни было пользу, и даже в полной запальчивости объявляя японскую систему всего лишь хитроумной мошеннической фальсификацией.
Проходит всего лишь несколько лет, и экзотическая система становится невероятно модной. Ей уже служит даже исконная столица мировой моды - Париж. Под яркий фейерверк беззастенчивой рекламы начинается триумфальное шествие джиу-джитсу по странам Европы и Америки, не минуя даже самые маленькие и захолустные из них. Японской самозащитой увлекаются спортсмены и мюзик-холльные примадонны, полицейские и скучающие аристократы, артисты цирка, офицеры, известные литераторы и, конечно же, всегда поспевающие в ногу с модой вездесущие обыватели. О джиу-джитсу пишут, говорят, спорят. О его приемах, таинственных и неотразимых, рассказывают своим читателям даже самые далекие от спорта издания. И поют при этом восторженную хвалу.
Азиатский новичок откровенно заставил потесниться и старое «благородное искусство самозащиты» - английский бокс, и его галльского, собрата - «сават» - бокс французский. В атмосфере небывалого ажиотажа под спекулятивным девизом «Что лучше?» околоспор-тивные дельцы устраивают единоборства джиу-джитсе-ров с боксерами, борцами вольного и классического, французского стиля. Видам спорта, из арсенала которого давно были изгнаны опасные захваты и удары, противопоставлялся не спорт, а система самозащиты, допускавшая какой угодно прием и удар в любую уязвимую часть тела. Эти гладиаторские состязания, лишенные какого бы то ни было спортивного и имевшие только коммерческий смысл, вызывают огромный инте-pec и собирают множество зрителей. И никто не задумывался о том, что подобные схватки не имеют даже того сомнительного значения, которое им старались придать.

Азбука самбо

Тема пятая: «Броски: рывком за пятку с упором в колено; захватом обеих ног; кувырком. Болевой прием - ущемление ахиллова сухожилия»

Теперь вы уже имеете определенный самбистский «стаж». Если вы точно выполняли все наши указания, настойчиво и терпеливо тренировались, то уже получили целый ряд необходимых и полезных навыков. Регулярное исполнение упражнений как общей, так и специальной физической подготовки заметно увеличило силу вашей мускулатуры, принесло большую гибкость и быстроту. Вы научились падать, не причиняя себе ни малейшего вреда, а вместе с тем изучение падений дало вам и начальную тренировку в координации движений при необычных ситуациях. Получили навык в том, как устойчиво держаться на борцовском ковре, передвигаясь по нему легко и стремительно. Освоили также искусство выведения соперника из равновесия для последующего проведения броска. Все это чрезвычайно важные, но в то же время лишь вспомогательные действия в самбо. Зато теперь, твердо освоив их, вы получили возможность уверенно перейти к освоению непосредственно приемов борьбы.
Ваше знакомство с арсеналом приемов самбо начнется с очень легкого по исполнению, но действенного приема, который называется «бросок рывком за пятку с упором в колено».
В каком порядке следует это делать? Прежде чем начать разучивать отдельные элементы любого приема, прием в целом или сложное, непривычное для вас упражнение, следует внимательно и несколько раз прочитать соответствующий текст, просматривая иллюстрации к нему. После того как вы твердо освоите описание приема, не торопясь, мысленно проделайте его несколько раз. То есть возможно более реально представьте себе, что выполняете нужное движение, как бы ощущая его соответствующими мышцами, но оставаясь при этом неподвижным. Вот такое, как говорят специалисты, создание идеомоторного образа движения существенно облегчит и ускорит овладение приемом. Разучивая бросок рывком за пятку с упором в колено, и вам и вашему партнеру следует принять положение прямой правосторонней стойки. Правая нога выдвинута вперед на расстоянии примерно одной ступни. Ноги почти выпрямлены в коленях и не напряжены. Туловище также держится свободно и без лишнего напряжения.
Для исполнения броска следует присесть, слегка наклоняясь к правой ноге партнера. Ваша левая рука захватывает правую пятку партнера снаружи, а ладонь правой накладывается на его правое колено изнутри. При этом ваша правая рука повернута так, что мизинец оказывается выше большого пальца.
Сделав такой захват, следует произвести рывок левой рукой за пятку на себя и затем вверх, а правой ладонью надавить на колено партнера в направлении влево вниз. В результате этих действий вы, сгибая и поднимая вверх ногу партнера, вызываете его падение (см. рис.). При этом он не просто лишается опоры, а ваше воздействие на его правую ногу приводит к тому, что его неудержимо тянет назад и вправо.

Проделайте сначала этот прием медленно и мягко, без резких рывков, так как, неправильно выбрав направление движения ваших рук, вы можете причинить боль партнеру. Кроме того, начальное изучение приема в медленном темпе и без излишней торопливости позволит добиться полной согласованности и одновременности действии ваших рук, без которых бросок просто не получится. В то же время ваш партнер получает возможность проверить в благоприятной обстановке свой навык падать, не причиняя себе никакого вреда. В качестве самостраховки он должен использовать падение назад с мягким перекатом на округленной спине, прижав подбородок к груди и энергично ударив обеими руками по ковру для амортизации своего падения. Если же ваш нажим на его колено будет очень энергичным, то партнер упадет направо и должен будет страховаться, используя технику падения на правый бок: соответствующую группировку тела, мягкий перекат и хлопок по ковру правой рукой.
Достаточно твердо усвоив технику броска на несопротивляю-щемся партнере, следует присоединить к ней действия, подготавливающие этот прием. Ведь в схватке не приходится рассчитывать на то, что партнер сам придет в положение, удобное для исполнения вами броска. Необходимо научиться умело создавать самому такие моменты, только при этом условии бросок приобретает свою грозную силу.
Подготовок для данного броска мы изучим две, и диаметрально противоположного характера: при одной из них вы заставляете партнера перенести вес тела на атакуемую ногу, а при другой, наоборот, на неатакуемую.
Для исполнения первого варианта захватите левой рукой середину правого рукава партнера под локтем, а правой - левый отворот его куртки на груди. Резко потяните левой рукой влево вниз и немного на себя, а правой так же энергично как бы приподнимите партнера влево вверх. Сразу же после этого следует с максимальной быстротой присесть, захватить правую ногу партнера и сделать бросок, как описано выше.
Сущность второго варианта подготовки заключается в том, что вы резко толкаете партнера, вынуждая его сделать шаг назад. Партнер стоит в прямой левосторонней стойке. Сделав захват, как и в первом варианте, вы производите энергичный толчок так, чтобы ваш партнер вынужден был отступить назад. Этот шаг назад он сделает, естественно, левой ногой, отставив вперед правую. А вы немедленно после толчка приседаете и проводите бросок, захватив его правую ногу.
Наиболее частые ошибки при разучивании броска заключаются в следующем: 1. Атакующий тянет за пятку партнера только вверх, забывая, что начальное движение его левой руки при рывке должно быть направлено параллельно ковру и лишь потом вверх. 2. Атакующий поднимает захваченную ногу вверх, не сгибая ее упором в колено изнутри.
А теперь познакомьтесь с техникой исполнения того древнего, но эффективного приема, об истории которого вы узнали из первой главы этой книги. Это тот самый бросок захватом двух ног.
Разучивая его, и вам и вашему партнеру следует принять прямую правостороннюю стойку. Захватите рукава партнера пониже локтей и обеими руками сильно рваните вниз и от себя, сбивая его на пятки. Быстро сделайте небольшой шаг вперед, приседая и сгибаясь в поясе так, чтобы захватить руками ноги партнёра снаружи за подколенные сгибы, а правым плечом упереться в его живот. Толкая правым плечом в живот партнера, руками нужно сделать сильный рывок, как бы выдергивая из-под него обе ноги. Направление рывка: на себя, вверх и в стороны, то есть правая рука вправо, а левая влево так, чтобы развести ноги партнера (см. рис.).

В момент падения отставьте правую ногу назад и, придерживая партнера за ноги, постарайтесь смягчить его удар о ковер. Со своей стороны он должен провести самостраховку как при падении назад.

Бросок захватом двух ног особенно целесообразно проводить в тот момент, когда партнер сгибает ноги и тянет вас на себя.
Следующий прием нынешней темы тоже несложный по исполнению и в тактическом отношении, тесно связанный с предыдущим. Это бросок кувырком.
Примите позицию прямой правосторонней стойки. А ваш партнер принимает такое положение, как будто бы собирается провести бросок захватом обеих ног или рывком за пятку: он наклоняется, протягивая руки к вашим ногам, но не захватывает их. Для исполнения броска кувырком наложите правую ладонь сверху на затылок партнера так, чтобы пальцы были повернуты вправо. Левую руку перенесите поверх правой руки партнера, затем пропустите ее между правой рукой партнера и его боком и захватите левой рукой свое правое предплечье сверху. В результате этого маневра партнер оказывается в надежном капкане из ваших рук. Теперь надавливайте правой ладонью на затылок партнера, пригибая его голову вниз, а левым предплечьем одновременно поднимайте его левое плечо. Это энергичное движение своих рук вы должны усилить резким поворотом корпуса вправо и шагом назад правой ногой (см. рис.). В результате партнер должен перекувырнуться через левое плечо и упасть на спину. Страховка партнера при падении заключается в. мягком перекате на округленной спине от левого плеча к правому бедру (см. упражнение 14 второй темы).

Бросок кувырком может быть использован в качестве самостоятельного атакующего приема, когда соперник находится в низкой стойке, но особенно он ценен как контрприем при любой попытке противника захватить ваши ноги. Следует помнить, что эти полезные функции броска вполне применимы не только в спортивной, но и в боевой схватке.
Разучивать все броски следует как в левостороннем, так и в правостороннем их варианте.
В заключение познакомьтесь с вашим первым болевым приемом - ущемление ахиллова сухожилия. Лучше всего изучать его из того положения, в котором оказываетесь вы и ваш партнер после проведения броска захватом обеих ног: партнер лежит на спине, а вы стоите лицом к нему, захватив его ноги. Сядьте на ковер так, чтобы ваша правая нога оказалась между ногами партнера, а левая - с наружной стороны его правого бедра. Продолжая движение, с силой обхватите правую ногу партнера своими ногами и скрестите их стопы у него на груди.
В то же самое время, когда будете садиться на ковер, вы должны отпустить правую ногу партнера, а захват левой ноги изменить так, чтобы ее стопа оказалась зажатой у вас под мышкой. Для этого вы сгибаете левую руку в локте и прижимаете ее лучевой костью к ахиллову сухожилию партнера. Иными словами, нижняя часть «ребра» вашего левого предплечья той стороной, к которой прилежит большой палец, давит снизу на заднюю часть ноги партнера чуть выше его пятки. Правой рукой возьмитесь за свою сжатую в кулак левую руку для усиления ее захвата.
После этого начинайте надавливать на ахиллово сухожилие партнера, поднимая свое левое предплечье с помощью правой руки, опуская левое плечо, а также прогибаясь корпусом назад и приподнимая таз. Ваши скрещенные ноги лежат на груди партнера и мешают ему подняться (см. рис.).

Разучивать этот болевой прием следует в медленных движениях и очень осторожно. При первом же появлении боли партнер должен громко сказать «есть» или хлопнуть ладонью о ковер, а вы - немедленно отпустить захват, так как без строгого соблюдения таких предосторожностей можно легко получить травму. Не забывайте это непременное правило при разучивании любого болевого приема.
Вы уже, конечно, догадались, что все приведенные в этой теме приемы имеют между собой определенную связь. Проведение броска захватом обеих ног или рывком за пятку с упором в колено следует завершать болевым приемом - ущемление ахиллова сухожилия, который окончательно подчинит вашей воле противника. Попытки же соперника провести названные выше броски нужно прерывать контрприемом, сделав бросок кувырком.
Эти «связки» приемов, переход после исполнения одного приема сразу же к другому, вы будете осваивать в условных схватках, заранее обусловив с партнером их характер. Например, вы проводите бросок захватом двух ног и переходите на болевой прием или он пытается сделать бросок захватом ног, а вы встречаете его атаку, делая бросок кувырком, и т. п. Вашей задачей является твердое усвоение исполнения контратаки или перехода от одного приема к другому в быстром боевом темпе, так как иначе в реальной схватке вы просто не сможете их провести из-за противодействия противника. Поэтому отработку этой техники начинайте на несопротивляю-щемся партнере, который знает, какой именно прием должны вы проводить. Это дает вам возможность полноценно и без вредной спешки освоить технику проведения приемов, избежав возможных ошибок. Если же партнер станет оказывать сопротивление или вы будете пытаться сделать еще недостаточно освоенный прием сразу в быстром темпе, это даст очень плохие результаты. Учебная условная схватка потеряет весь свой смысл, так как превратится в откровенную нетехничную возню. Вы уже не сможете получить необходимые навыки, а в исполнение вами приема начнут вкрадываться неизбежные ошибки, которые значительно снизят его боевую ценность или даже вообще сведут на нет.
Поэтому повышать темп выполнения приемов и начинать оказывать сопротивление приему партнера, поначалу несильное, можно только тогда, когда вы уже вполне овладеете его техникой в медленном исполнении. Пройдя фазу обусловленных заранее схваток с дозированным сопротивлением партнера и вполне освоив этот этап, можете переходить к вольным схваткам, в которых используйте все изученные приемы и уже в быстром темпе.
Изложенной выше последовательности отработки «связок» и контратак неизменно придерживайтесь и в будущем.

Занятия дзюдо могут улучшить ваше джиу-джитсу, ровно как и наоборот. Тем не менее, у каждого из этих видов спорта свои правила и цели. Например, в дзюдо схватку можно выиграть иппоном, бросив человека на лопатки, или же удержанием на протяжении более 20 секунд. Дзюдоистам в БЖЖ следует подумать над тем, как правильно адаптировать свои навыки в новом виде спорта. Matt D’Aquino является многократным чемпионом Австралии и Океании по дзюдо, он также боролся на Олимпиаде 2008. А дзюдо он изучает на протяжении 23 лет. У него черный пояс 3 дан по дзюдо и фиолетовый по БЖЖ.

В своем блоге он часто отвечает на вопросы подписчиков и вот один из них.

«Мэтт, как по-твоему, что будет лучше для джитсера, который хочет улучшить свою стойку: изучать тейкдауны специально для БЖЖ или же походить на дзюдо?»

Ответ Мэтта:

«Было бы здорово пару раз в неделю ходить на занятия по дзюдо, но, к сожалению, у большинства из нас не так уж много свободного времени, и посвятить его мы можем лишь одному виду спорта. В таком случае я рекомендую джитсерам изучать модифицированные под БЖЖ техники, с учетом джитсерской стойки, правил и т.д. Должны ли джитсеры изучать традиционное дзюдо? Нет. Только модифицированные техники, которые дадут им преимущества в джиу-джитсу. Многие техники дзюдо в результате приводят вас в отличную позицию для правил дзюдо, но никак для БЖЖ. Важно выбрать наиболее подходящие техники дриллить именно их. Как отличный пример я могу привести работу в стойке Родолфо Виейры.»

Адаптация дзюдо для джиу-джитсу:

Сайд контроль из дзюдо для БЖЖ:

Дзюдоистские атаки против черепахи:

Различия работы в партере между дзюдо и БЖЖ:



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

13.12.2016 05:15

На сегодняшний день существуют два вида борьбы, берущих своё историческое начало в Стране восходящего солнца, этими единоборствами являются дзюдо и бразильское джиу-джитсу. Стоит сказать, что клубы смешанных единоборств, где можно изучить два этих вида борьбы, существуют практически в каждом городе, не является исключением и столица России. Именно поэтому очень часто перед родителями, решившими отправить своего ребёнка на борьбу, встаёт резонный вопрос: что именно выбрать для своего ребёнка, бразильское джиу-джитсу или дзюдо? В сегодняшней статье ZALEEV FIGHT TEAM расскажет, какими отличиями обладают дзюдо и БЖЖ, а также попробует разобраться, куда лучше отправить ребёнка.

Сходства и различия дзюдо и бразильского джиу-джитсу

Стоит сказать, что на сегодняшний день дзюдо и бразильское джиу-джитсу похожи лишь в том, что оба получили своё начало в Японии и были созданы японским врачом А. Широбеи. В 20 веке два этих единоборства приобрели огромную популярность в европейских странах, Америке и России и сегодня очень сложно найти человека, который даже не слышал о бразильском джиу-джитсу или дзюдо.

В том случае, если проводить обобщение, то два этих вида борьбы отличаются друг от друга по целому спектру параметров:

  • преподаванию;
  • оценке мастерства ученика;
  • ориентации на силу и мягкость.

Преподавание борьбы

На сегодняшний день в большинстве секций преподается в трёх различных видах. И поэтому, отдавая своего ребёнка на БЖЖ, вам следует сделать выбор между соревновательным БЖЖ, БЖЖ для самообороны или БЖЖ в качестве борцовской базы для смешанных единоборств.

Также существует в двух различных видах. Одним видом является соревновательное дзюдо. Не стоит забывать о том, что данный вид спорта является олимпийским и дзюдо Кодокан - ката более традиционное дзюдо, построенное на знании учеником традиций, классических приёмов и терминологии борьбы.

Уровень мастерства в БЖЖ и дзюдо

Тех, кто занимается бразильским джиу-джитсу, оценивают по навыкам борьбы в партере. По сути, находясь в любых позициях, опытный спортсмен БЖЖ должен уметь заставить своего оппонента играть по его правилам. У тех, кто занимается дзюдо, свои критерии оценки мастерства и тут важнее как боец ведёт себя в клинче. Также стоит сказать и о том, что для тех, кто занимается дзюдо, время борьбы в клинче имеет определённые ограничения, а спортсмены, занимающиеся бразильским джиу-джитсу, намеренно переводят собственный поединок в борьбу в партере.

Важность

Для тех, кто ходит на тренировки БЖЖ, очень важно умение действовать мягко, быстро и очень технично, недаром данный вид борьбы называют шахматами на ковре. Совершенно по-другому дела обстоят у дзюдоистов, где очень важную роль играет агрессивность и сила спортсмена.

Если говорить про детей, то здесь вид борьбы стоит выбирать, основываясь на характере и темпераменте своего ребенка, а также его личных предпочтениях. Для того чтобы не ошибиться в выборе просто отправьте его на несколько бесплатных тренировок по бразильскому джиу-джитсу и дзюдо, и он точно скажет какой вид борьбы ему больше по душе.


В отличие от ушу и каратэдо оно никогда не становилось всеобщим достоянием, культивировалось преимущественно самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу. Единоборство джиу-джитсу возникло в XI - XII вв. н.э. Сам термин "джиу-джитсу" появился в XVI в. В русском языке он имеет до десяти значений: "тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев", "искусство незаметного отключения" и т.д.

Самый яркий след джиу-джитсу в истории единоборств - это то, что оно было источником зарождения японской борьбы дзюдо. Выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы: удушающие, болевые (за исключением болевых на локтевой сустав и на ноги, которые хорошо контролируются) - и взял из джиу-джитсу наиболее эффективные броски, разработав методику обучения им. Это направление он назвал дзюдо - "гибкий путь", или "мягкий путь". Увидев в джиу-джитсу сильное воспитательное средство, он создал не вид спорта, а систему духовного воспитания через занятия этим единоборством.

В 1882 г. Кано основал свою школу дзюдо - "Кодокан", а через год организовал первые соревнования в Японии с участием различных школ джиу-джитсу (соревнования были не спортивные, а по прикладному искусству с боевой направленностью). Ученики Кано одержали в них убедительную победу. Дзюдо становится популярным в Японии, школы по этому единоборству открываются в различных учебных заведениях страны. В начале XX в. дзюдо выходит за пределы Японии: в США, Англии, Германии, Франции, Голландии и других странах были открыты филиалы "Кодокан", где преподавали такие известные специалисты, как профессора Каваиши, Конзуми, Ри и др.

В 1948 г. образовался Европейский союз дзюдо (УЕД), объединяющий в настоящее время более 30 стран. Значительным событием явилось создание в 1956 г. Международной федерации дзюдо (ФИД), которая объединяет более 100 стран мира. Чемпионаты Европы проводятся с 1951 г., а мира - с 1956 г. Интересно, что первым чемпионом мира стал не японец, а голландец Геезинк.

Дзюдо стало первым и до 1994 г. единственным из восточных единоборств олимпийским видом спорта. Мужское дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 г., а женское - с 1992 г.

Таэквондо

Корейское национальное боевое искусство таэквондо получило это название в 1955 г. (таэ - удар ногой, квон - удар рукой, до - путь. Варианты произношения: "тхэквондо" и "тэквондо"). Бесспорным является и то, что единоборства в Корее во многом впитали в себя достижения китайского искусства ушу. Недаром некоторые западные специалисты в своих трудах утверждают, что таэквондо - полностью заимствованная система, причем одна треть технического арсенала взята из ушу и две трети - из каратэдо.

Таэквондо имеет и свои специфические черты, делающие его очень популярным в мире. Это, прежде всего, акцент на нанесение ударов ногами. Классический прием - в высоком прыжке выбить всадника из седла. Овладевают искусством наносить удары в прыжках в длину (на расстояние не менее 3 м через согнутые спины нескольких партнеров) и в высоту (примерно до уровня баскетбольного щита и выше). Обучающиеся взбегают по стене и наносят удар обеими ногами в прыжке и т.п.

Популярность таэквондо за рубежом, и прежде всего в США, объясняется знакомством многих американцев с этим видом боевых искусств в период войны в Корее (1950 - 1953). По возвращении на родину бывшие "зеленые береты", обучавшиеся под руководством квалифицированных мастеров, открыли свои школы, где сейчас занимаются сотни тысяч американцев. Много сделал для становления американского варианта таэквондо легендарный Джун Ри. Он кореец по происхождению, с 1956 г. живет в США, обладатель черного пояса (одновременно с получением черного пояса присваивается дан - мастерская степень. В большинстве восточных боевых искусств различают 10 данов. Имеется еще и ученические степени, или кю. Только в ушу нет ни кю, ни данов, ни поясов). Известно, что Ри был инструктором по боевым единоборствам известного актера и спортсмена Брюса Ли и отвечал за физическую подготовку знаменитого боксера-профессионала Мохаммеда Али (К. Клея). Он долгое время возглавлял Президентский совет по физической подготовке и спорту в США.

Социальная значимость занятий детей боевыми искусствами оценивается Д. Ри прежде всего с позиций гуманизма и улучшения здоровья. "Я никогда не говорю своим подопечным, что они обязательно должны стать такими, как Брюс Ли или Чак Норрис, - подчеркивает Д. Ри, - прежде всего каждый должен стать человеком с большой буквы". Еще он говорит: "Чтобы быть счастливым, человеку необходимы три качества: знания в голове, честность в сердце и сила в теле". Все эти качества, по Ри, должны развиваться сбалансировано. Средством же достижения подобной гармонии служат правда, красота и любовь. Формула здесь такова: если ты правдив - ты прекрасен, если ты прекрасен - тебя любят, если тебя любят - ты счастлив.

У нас в стране существуют клубы таэквондо имени Д. Ри, где занимаются сотни детей.

В 1973 г. была создана Всемирная федерация таэквондо, в которую входят около 100 стран мира. По этому виду единоборств с 1973 г. проводятся чемпионаты мира, с 1994 г. его включили в программу соревнований на Олимпийских играх. С 1973 г. таэквондо было введено в обязательную программу физического воспитания средних школ Южной Кореи.

Что касается России, то нельзя сказать, что в ней раньше ничего не было известно о восточных единоборствах. (Наиболее распространенный термин, которым называют все восточные единоборства, - кэмпо. Японское слово "кэмпо" в переводе означает "учение кулака", "наука рукопашного боя", "праведный закон кулака"). Развитие, например, джиу-джитсу в России начинается в 1920-е гг. благодаря Василию Ощепкову. Вышло так, что он занимался дзюдо в японской центральной школе "Кодокан", получил там второй дан (дзюдо тех времен было во многом схожим с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. В.С. Ощепков (в 1937 г. он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую школу техники приемами национальных видов борьбы (например, грузинской - чидаоба, узбекской - кураш и др.).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!