Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Когда изобрели йогу. Йога: история возникновения. Йога имела практическое применение в жизни

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния . В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т.п. Впервые встречается в «Ригведе» - древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

Йога существует настолько давно, что мы не знаем имена тех людей, кто развивал это учение в древности. Это вероятно также связано с тем фактом, что на Востоке, где йога сохранилась наиболее хорошо, считалось нескромным привлекать внимание к своей личности. Древние мудрецы считали, что они только озвучивают то учение, которое они черпают из Высших Сфер Вселенной. До нас дошли имена менее поздних последователей йоги, таких как: Патанджали.

Патанджали - основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н.э. . Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры.

Некоторые исследователи отождествляют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного «Магабхашья». Полагают, что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба, в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pal = падать, anjali - ладонь).

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»

Согласно мифам, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV - Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций .

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах – Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками. Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры. Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали , используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: .

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) - справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства


Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды - сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III– II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III– I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты - это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам - гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.


Йога-сутры, II век до н.э.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.


Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

Ольга СИПЛИВАЯ прочитала бестселлер американского научного журналиста Уильяма Броуда “Научная йога. Демистификация” и поняла: в том, что касается йоги, все не так, как кажется.

Й огой занимается примерно 250 000 000 человек во всем мире. Рискну предположить, что большая часть из них понятия не имеет, во что ввязалась. Сегодня йога для начинающих - это физкультура для застрессованного горожанина, модное течение, успешный коммерческий проект, непременный атрибут ЗОЖ, повод запостить фоточку в Инстаграм, в общем, что угодно, кроме того, чем йога была изначально - духовной практикой маргиналов-отшельников.

Оргазм и вдохновение - “побочные эффекты” йоги.

Цитата: “В 1970 году, когда я впервые попробовал сделать стойку на голове, о сексуальных аспектах практики, как правило, шептались по углам. Мой первый учитель йоги вскользь упоминал о сексе, но я так и не понял, что именно имелось в виду, и оставил эту тему на потом. Эту книгу я начал писать с тем же настроем. Секс казался не самой важной темой. Да, думал я, что-то там, в йоге, с ним связано, и можно уделить этому главу. Но я даже представить не мог, какие находки меня ожидают. … Я обнаружил небольшую сокровищницу отчетов и исследований, проливающих свет на сексуальную тему. В них говорилось, что йога действительно может вызывать всплеск половых гормонов, вспышки активности мозговых волн, а также другие признаки, характерные для сексуального возбуждения, - и это было подтверждено клиническими данными. Медицинское сканирование мозга показало, что опытные практикующие способны входить в состояние экстаза, неотличимое от возникающего во время оргазма. Согласно медицинским исследованиям, занятия йогой могут улучшить сексуальную жизнь как мужчин, так и женщин - увеличивается либидо и сексуальное удовлетворение, растет эмоциональная близость между партнерами. … [Что касается творчества], в 1952 году, находясь в Индии, он [известный скрипач Иегуди Менухин] познакомился с Айенгаром. Тот научил его расслабляться в шавасане - позе трупа. Музыкант тут же погрузился в глубокий сон. Последующие уроки йоги подарили Менухину чувство глубокого обновления, он стал лучше играть на скрипке. Так Менухин стал адептом йоги. В 1954 году он подарил Айенгару часы «Омега» с гравировкой на обороте: “Моему лучшему учителю по игре на скрипке”. Вскоре музыкант представил Айенгара британской, французской и швейцарской аудитории. Именно благодаря Менухину никому не известный йог стал мировой знаменитостью. … Эта загадка [как работает вдохновение] стоит перед человеком давно, но в последние десятилетия обнаружилось достаточно много свидетельств - как обрывочных и не слишком убедительных, так и основательных, - которые указывают на то, что йога способна сыграть существенную роль в подпитке творческого источника”.

Факт: С легкой руки сценаристов “Секса в большом городе” в обиход вошло словечко “йогазм” (помните серию, где Саманта записалась на йогу?). В 2009 году The New Yorker опубликовал карикатуру, где женщина лежит с мужем в постели и читает. “Не сегодня, дорогой, - гласила подпись. - У меня уже был йогазм в зале”.

Ну, а заключение книги хочется процитировать целиком.

“Одно я знаю определенно: наука не в силах даже подступиться к большинству из самых интересных загадок жизни, не говоря уже о том, чтобы решить их. Это всего лишь один палец на руке, как сказал мудрец. Я ценю научный метод за то, что он дал человечеству столько разгадок и открытий, облегчил наше существование и усовершенствовал общественную жизнь. Однако я сомневаюсь в ценности сциентизма - уверенности в том, что научный взгляд на мир превосходит все остальные интерпретации: философские и религиозные, моральные и гуманистические. … Многие истины йоги, безусловно, лежат за пределами рационального познания. Йога способна заглянуть дальше, а опытные практикующие, насколько мне известно, проникнуть в те сферы сознания и духовности, о которых науке вообще ничего не известно. Или, возможно, все это бред и чепуха. Я не знаю. Я агностик, но все равно занимаюсь йогой, причем получаю все больше удовольствия от некоторых аспектов этой практики. Проделанный путь заставил меня внимательнее присмотреться не только к опасностям, которые таит эта дисциплина, но и к ее незаметному на первый взгляд воздействию, в том числе формированию у человека способности ценить настоящее”.

Photo: The little volcano

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века. Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги .

История йоги: как это было на самом деле?

До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления . Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.

Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог .

…в древности крутым йогом считался тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог успокоить колебания ума.

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, медитации и . Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.


Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа . Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа . Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!