Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Лошадь тяжеловес 5. Тяжелоупряжные породы лошадей. Лошадь породы першерон: фото

Лошади-тяжеловозы – это животные, которые разительно отличаются от изящных верховых скакунов не только внешним видом, но и своими характеристиками и особенностями. Начало этому виду коней было положено в Средние века, а активное развитие тяжеловозы получили около трех веков назад. Эти животные внесли серьезный вклад в развитие промышленности и сельского хозяйства, и по сей день продолжают пользоваться популярностью. В современном мире насчитывается около десятка самых известных и распространенных пород таких лошадей.

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость, с которой это животное могло переносить его на большие расстояния. Многим известны фризская, арабская, ахалтекинская и многие другие породы коней, которые часто участвуют в скачках и прочих спортивных соревнованиях. Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой. Они активно разводятся, как и множество видов других сельскохозяйственных животных, включая коров и свиней с .

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость

Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой

Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы. Это животные, которые предназначены для перемещения массивных грузов, и отличаются целым рядом характеристик, не свойственных верховым коням.


Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы

Первые упоминания о массивных и мощных конях, способных выдерживать большие нагрузки, встречаются со времен Средневековья. Именно тогда, в эпоху рыцарства и жарких боев очень важно было иметь лошадей, которые могли нести немалый вес всадника в полном латном облачении. Кроме того, многие рыцари обряжали в доспехи и самих коней, чтобы тем самым защитить их от поражения копьем или мечом. Простые верховые животные были не предназначены к таким нагрузкам, а потому многие из них гибли на первые же сутки после начала похода.


Именно тогда, в эпоху рыцарства и жарких боев очень важно было иметь лошадей, которые могли нести немалый вес всадника в полном латном облачении

Тогда и стали использоваться массивные и крупные кони, которые обладали повышенной выносливостью. Информации о том, какие именно виды лошадей положили начало первым тяжеловозам, к сожалению нет. В те времена тяжеловесные животные могли обладать массой до двух тонн, а их рост нередко достигал двух метров. При таких огромных размерах лошади могли долгое время нести всадника на спине, но при этом быстро выдыхались при галопе и не имели возможности преодолевать препятствия.

Чтобы решить эту проблему, некоторые заводчики верховых животных Средневековья принялись проводить селекцию с целью формирования не только крупной, но и максимально выносливой лошади.


Заводчики верховых животных Средневековья принялись проводить селекцию с целью формирования не только крупной, но и максимально выносливой лошади

Кроме участия в рыцарских боях такие кони были очень полезны в следующих сферах жизни:

  1. Сельское хозяйство. Если верховых лошадей было невозможно использовать для перевозки грузов или для вспахивания поля, то тяжеловозы прекрасно годились для обоих видов работ.
  2. Промышленность. С развитием индустриального общества тяжеловозы активно использовались для перемещения грузов, например, дорогих товаров или строительных материалов.

1.Сельское хозяйство

2.Тяжеловозы активно использовались для перемещения грузов

Первая официально зарегистрированная порода лошадей-тяжеловозов появилась в Англии три века назад. Это суффолькская порода, которая отличается не только массивными размерами, но и повышенной выносливостью вкупе с послушным и добродушным характером. Сегодня это одна из немногих пород, которая не только положила начало новым видам тяжеловозов, но и сохранила в процессе селекции свои первоначальные качества и характеристики.

Примерно в то же время разведением таких животных стали заниматься и в Бельгии с Францией. Так в первой стране появились брабансоны, а в результате трудов французских коннозаводчиков были выведены першероны.

Так в Бельгии появились брабансоны

В результате трудов французских коннозаводчиков были выведены першероны

В России первые отечественные кони, предназначенные для тяжелых работ, были выведены в результате скрещивания русских упряжных лошадей и бельгийского ардена. Получившиеся животные отличались великолепными рабочими характеристиками и эстетичным внешним видом. Результатом великолепного экстерьера российских тяжеловесных лошадей стал их многолетний тщательный отбор.


Как и много лет назад, они выполняют те же работы, для которых были предназначены – перевозку грузов, работу на полях

Тяжеловозов, несмотря на развитие промышленных технологий, активно используют во многих сферах жизни и сегодня.

Как и много лет назад, они выполняют те же работы, для которых были предназначены – перевозку грузов, работу на полях и многое другое.

Самые распространенные виды тяжеловозов

Сегодня в мире насчитывается несколько десятков пород коней, которые предназначены для перевозки тяжелых грузов. Однако широко разводятся и используются всего несколько из них, в числе которых:

  1. Советский тяжеловоз;
  2. Першерон;
  3. Бельгийский тяжеловоз;
  4. Владимирский тяжеловоз.

2.Советский тяжеловоз

3.Першерон

4.Бельгийский тяжеловоз

5.Владимирский тяжеловоз

Ранее популярностью пользовалась и лошадь американская кремовая, которая тоже относится к разновидности тяжеловесов, но сегодня она разводится, в основном, только в США и в Канаде.

Шайры – это очень могучие и массивные животные. Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов. Они по совместительству представляют собой и наиболее древнюю тяжеловозную породу – первые упоминания о шайрах встречаются еще в записях, датированных первыми веками нашей эры. Они и сегодня пользуются огромным спросом, так как обладают целым рядом уникальных качеств и характеристик, в числе которых и неповторимый внешний вид, который поражает своим великолепием.


Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов

Экстерьер породы:

  • массивный внешний вид;
  • высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см;
  • широкая, короткая и сильная спина;
  • массивная широколобая голова крупных размеров;
  • мускулистые и мощные ноги с крупными копытами;
  • длинный круп;
  • заостренные уши;
  • пушистый хвост.

Массивный внешний вид

Высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см

Мускулистые и мощные ноги с крупными копытами

Самые характерные масти для этой породы – это караковая и серая, реже можно встретить шайров гнедой и вороной масти. Очень часто на голове и ногах встречаются белые или палевые пятна. Распознать по фото лошадей-тяжеловозов породы шайр сможет даже человек, который никогда ранее не слышал о таких конях.

Характерные особенности этой породы:

  • Удивительная выносливость. Шайры способны перемещать большой вес на расстояние до нескольких десятков километров.
  • Дружелюбный характер. Представители этой породы очень миролюбивы и доброжелательны по отношению к другим животным и к людям. Они послушно подчиняются своим владельцам.
  • Обучаемость. Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения.

Удивительная выносливость

Они послушно подчиняются своим владельцам

Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения

Именно порода лошадей шайр положила начало многим современным тяжеловесным видам.

Першерон

Это французские тяжеловозы, которые были выведены на юге Франции. Обычных животных, предназначенных для перевозки массивных грузов, скрестили со знаменитыми арабскими скакунами. В результате этого появились нынешние першероны, которые отличаются такими характеристиками, как:

  • Подвижность. Чистокровные першероны очень энергичны, а потому постоянно нуждаются в работе и в движении.
  • Добрый нрав. Представители этой породы всегда доброжелательно относятся к людям, выполняя все их распоряжения.
  • Высокая выносливость. Это позволяет использовать першеронов на фермах и в частных хозяйствах для самых различных видов работ.
  • Большая сила. Першероны способны перемещать за один раз до нескольких сотен килограммов груза на дальние расстояния.

Чистокровные першероны очень энергичны

Представители этой породы всегда доброжелательно относятся к людям, выполняя все их распоряжения

Позволяет использовать першеронов на фермах и в частных хозяйствах для самых различных видов работ

Не менее примечателен и внешний вид, которым обладают эти лошади-тяжеловесы. Отличительными чертами экстерьера першеронов являются такие характеристики, как:

  • укороченная спина;
  • длинная шея;
  • сухая, слегка вытянутая голова;
  • удлиненный круп;
  • длинные и мускулистые ноги.

Сухая, слегка вытянутая голова

Длинные и мускулистые ноги

Этих животных очень часто используют на сельскохозяйственных полях, а также для перевозки собранного урожая. Они великолепно работают в упряжке, как в одиночку, так и в компании с другими лошадьми.

Эти кони появились в результате длительных работ по скрещиванию российских упряжных лошадей с бельгийскими тяжеловесными породами. После тщательного отбора и выбраковки мир увидел выносливую и сильную лошадь, которая при этом отличалась превосходным экстерьером.

Главные рабочие характеристики советского тяжеловоза:

  • большие и развитые мускулы;
  • высокий рост;
  • массивные размеры;
  • повышенная выносливость;
  • скороспелость;
  • огромная сила.

Большие и развитые мускулы

Высокий рост

Массивные размеры

Особую популярность эти животные приобрели за свой послушный и добрый нрав. Они легко уживаются с другими животными, могут работать, как в одиночку, так и в одной упряжке с парой других лошадей. С готовностью выполняют приказы и команды. Чистопородные особи готовы к выполнению тяжелых работ уже по достижении трех лет.

Экстерьер:

  • массивные мощные ноги с выраженными мускулами;
  • широкий круп;
  • мощная спина;
  • короткая жесткая грива;
  • острые уши средних размеров;
  • крупная и массивная голова.

Массивные мощные ноги с выраженными мускулами

Широкий круп, мощная спина

Использовать этих тяжеловесов можно на всех видах работ, которые требуют перемещения какого-то груза на дальние расстояния. Некоторые заводчики, стараясь добиться максимального послушания и спокойствия коня, в раннем возрасте, чтобы во время охоты не страдала продуктивность работы.

Бельгийский тяжеловоз

Бельгийские тяжеловесные кони или ардены – это животные, которые положили начало многим породам тяжеловесов, включая и российские и советские виды. Они были выведены в Средние века, как идеальная порода мощных боевых коней.

Экстерьер этих животных отличается следующими особенностями:

  • средний рост, который редко превышает 170 см;
  • жесткая грива средних размеров;
  • высоко посаженный хвост;
  • крепкое и мощное телосложение;
  • мускулистое туловище;
  • широкий и вытянутый круп.

Средний рост, который редко превышает 170 см

Эти тяжеловесные лошади достаточно обучаемы и неприхотливы

Крепкое и мощное телосложение, мускулистое туловище

Эти тяжеловесные лошади достаточно обучаемы и неприхотливы. Отличаются повышенной выносливостью к климатическим условиям и к дальним переходам. Не требуют особых условий содержания.

Владимирский тяжеловес

Эта порода была сформирована под влиянием жеребцов из Шотландии, которых специально скрещивали с русскими кобылами. Для выведения лучших лошадей отбирали самых крупных жеребят из помета, которых затем откармливали на специально созданных пастбищах, расположенных во Владимирской области. Именно отсюда и пошло название породы.

Внешне эти животные уступают в размерах другим породам тяжеловесов

Внешне эти животные уступают в размерах другим породам тяжеловесов, но при этом обладают непревзойденной выносливостью и силой. Дополнительным их достоинством является приручаемость и нацеленность на работу с человеком. В результате этого таких коней можно использовать не только для тяжелых работ, но и для верховых прогулок.

Экстерьер владимирских тяжеловозов более изящен, чем у шайров или у советских пород, и больше всего напоминает орловского рысака. Отличительной чертой внешнего вида этих коней являются их тонкие, но мощные ноги и длинная изящная шея.

Экстерьер владимирских тяжеловозов более изящен, чем у шайров или у советских пород

Отличительной чертой внешнего вида этих коней являются их тонкие, но мощные ноги и длинная изящная шея

Все вышеперечисленные тяжеловесные породы коней активно разводятся и в наше время. Больше всего ферм, где занимаются разведением тяжеловесов, расположено в Канаде и Америке, в России и в странах Восточной Европы. Они ценятся не только за свои силовые характеристики и мощные возможности, но и за превосходный экстерьер.

Соревнования для тяжеловозных коней

Если для верховых пород лошадей устраивают соревнования по скачкам, конкуру и другим дисциплинам, то для тяжеловозов созданы собственные турниры, на которых они борются за звание лучших. Самые популярные соревнования для таких коней:

  • На выносливость. Здесь животные соревнуются между собой в возможности пронести груз на максимально дальнее расстояние.
  • На силу. Победителем становится участник, который поднял самый тяжелый вес.
  • На послушание. Владелец лошади отдает команды, а участник соревнований их выполняет.

Все перечисленные породы коней, фото которых можно найти на нашем сайте, обладают богатой историей, великолепным внешним видом и отличными рабочими характеристиками. Для их содержания достаточно обустроить хорошую конюшню и обеспечить животных нужным количеством еды и питья.

Следует помнить, что большинству тяжеловозов требуются регулярные нагрузки, так как в противном случае они начнут заболевать.

Искусственное выведение тяжеловозов относят к периоду развития капитализма. В связи с тем, что в это время бурно росли города и промышленные центры, возникла потребность в выведении крупной упряжной лошади для транспортировки различных грузов.

Первая порода лошадей тяжеловозов была создана в 18 веке в Англии. Позже они появились и в Бельгии, и во Франции. В этот период были выведены шайрская, суффолькская и клейдесдальская породы, позже – брабансонская и арденская, а во Франции – першеронская.

В России до революции была создана породная группа тяжеловозов, которых называли битюгами и разводили в Воронежской губернии. Однако необходимой работы по их сохранению не было принято, в результате тяжеловозное коневодство России развивалось под влиянием зарубежного. К началу 20 века около больших городов и центров с развитой промышленностью (например, горнодобывающей) сложились районы, где лошади тяжеловесы имели огромное численное преимущество.

Но по-настоящему развитие племенной работы над этими линиями началось лишь только после революции. В результате большой работы в СССР были созданы отечественные тяжеловозные породы – советская, русская и владимирская.

В конце 19 века в Россию начали привозить бельгийских крупных тяжеловозов – брабансонов. Разведением их в первое время занимались только в помещичьих хозяйствах. После стали их разводить и крестьяне. Импортных жеребцов скрещивали с завезенными, а так же кобылами местных пород. В результате промышленного скрещивания получались только пользовательские кони. Дальнейшее их разведение было построено на методе поглотительного скрещивания « в себе». Полученная к 1952 году уже очень большая группа лошадей была названа советской породой.

Советские тяжеловозы имеют гармоничное сложение, отличаются крепкой конституцией и спокойным энергичным темпераментом, очень работоспособны, нетребовательны к условиям содержания и хорошо оправдывают расходы на корма.

Параметры промеров у жеребцов: 161,5 - высота в холке (это средний рост у лошадей этого типа), 206,6 - обхват груди, 24,7 - обхват пясти, средний вес жеребца 780кг, кобылы – 650 кг.

К особенностям их экстерьера относятся:

  • голова средняя по величине с широкими ганашами,
  • коротковатая мускулистая шея,
  • широкая низкая холка,
  • довольно широкая спина,
  • широкая ровная поясница,
  • свислый раздвоенный круп,
  • широкая с округлыми рёбрами грудь,
  • сухие средней длины конечности (из недостатков - саблистость ног, мягкие бабки и косолапость),
  • грива с умеренной оброслостью,
  • умеренно обросший хвост и щётки.

Преобладающая масть рыжая, встречаются лошади гнедые, рыже-чалые, гнедо-чалые, бурые, игреневые и вороно-чалые.

Советский тяжеловоз отличается высокой грузоподъёмностью. Так, жеребец Форс на сцепе с пневматическими шинами провёз груз весом 22 тонны 290 кг на расстояние 35 км.

Кобылы плодовиты и очень молочны. Представители советских тяжей скороспелы, с трёх лет их уже используют на работах и вводят в воспроизводительный состав. Жеребята достигают к шести месяцам веса около 370 кг, а к полугоду – до 540 кг.

Все эти характеристики делают советского тяжеловоза очень перспективным в мясном и молочном направлении.

Русская тяжеловозная

В истоках создания русских тяжей лежит работа по отбору и чистопородному разведению завезённых из Бельгии мелких тяжеловозов – арденов. В результате разведения в чистоте, а так же скрещивания их с представительницами разных упряжных пород (в основном брабансонов и першеронов) была выведена русская тяжеловозная линия.

Эти кони некрупные, но широкотелые, с плотной конституцией и энергичным темпераментом, долго живут, не теряя при этом работоспособность (их используют до 20 летнего возраста), а так же они высокоплодовиты. Особенно ценится их неприхотливость к кормам, причем они хорошо их усваивают и сохраняют упитанность.

В племенных целях используют их до 25-летнего возраста. Кроме того, их ценят за высокие мясные качества и высокую молочность.

Русские тяжи относятся к мелким тяжеловозам. Они характеризуются

  • небольшой головой с широким лбом и живыми глазами;
  • мускулистой короткой шеей; широкой низкой холкой; широкой и растянутой, и слека мягковатой спиной;
  • широкой и ровной поясницей;
  • свислым раздвоенным задом;
  • глубокой длинной и широкой грудью;
  • сухими недлинными правильно поставленными конечностями с умеренной оброслостью.

Масть преимущественно рыжая разных оттенков. Встречаются кони рыже-чалые, гнедые, гнедо-чалые, вороные, игреневые и серые. Средние промеры жеребцов: 151,8 – высота в холке, 162,3 – длина туловища по диагонали, 206,2 – обхват груди, 22,2 – обхват пясти, около 600 кг – живая масса.

Русские тяжи очень скороспелые и уже к трём годам почти полностью развиты. В молочный период жеребята набирают вес около полутора килограмм за сутки. Рабочие качества их очень хорошие – они обладают высокой грузоподъёмностью, выносливы, очень подвижные с энергичным темпераментом, но при этом с добрым нравом и нетребовательностью к условиям содержания. Эти характеристики делают русских тяжей очень популярными среди конезаводчиков и делают их перспективными для мясного и молочного коневодства.

Владимирская тяжеловозная

Во Владимирской, Ярославской и Ивановской области с развитием промышленности и сельского хозяйства возникла острая необходимость в крупной, сильной и выносливой лошади. В начале 18 века в Гаврилово-Посаде был организован конный казенный завод, в котором разводились тяжеловесы. Изначально использовались в качестве производителей жеребцы верхового и рысистого направления. После стали использовать жеребцов-тяжеловозов: арденны, суффольки и першероны, после их стали заменять на шайров. Их скрещивали с местными, адаптированными к местным условиям, кобылами. В итоге был накоплен огромный массив крупных тяжелых коней. В результате дальнейшего их воспроизводительного скрещивания на свет появилась новая порода лошадей тяжеловозов – владимирская.

Для этих животных характерен

  • крупный рост,
  • хорошо развитый костяк,
  • массивное и растянутое телосложение,
  • голова длинная, крупная, с выпуклым профилем, но при этом сухая,
  • шея у них мускулистая, длинная,
  • холка длинная и высокая,
  • длинная лопатка косо поставлена,
  • спина удлинённая, широкая, нередко мягковатая,
  • круп широкий, длинный и раздвоенный,
  • поясница широкая и ровная,
  • грудь глубокая и широкая,
  • длинные, правильно поставленные, сухие ноги,
  • копыта крупные, но плоские; густая грива и хвост.

Часто конечности характеризуются сильной оброслостью, поэтому нередко они страдают от мокреца.

Характерная масть – гнедая, вороная реже, иногда караковая с белыми отметками на ногах и голове. Средний вес жеребцов – около 760 кг, кобыл – 680.

Для этих коней характерна высокая работоспособность и выносливость, сочетающаяся с добрым нравом и энергичным темпераментом.

Двигаются шагом и рысью владимировцы размашисто и свободно. Рекорд по скоростной доставке груза был установлен владимирским тяжеловозом и стал абсолютным среди всех прочих пород тяжей. Шикарно смотрятся владимировцы, запряженные в тройки – мощь и сила их поражает. Ещё одним их плюсом является неприхотливость к содержанию и кормлению, благодаря чему они хорошо приживаются на Урале и в Сибири.

Порода лошадей шайр

Шайр – тяжеловозная английская порода. Она одна из самых древнейших линий тяжей – прародителями её являются боевые рыцарские кони. Огромный вклад в разведение шайров внесли в своё время: Генрих II (увеличил их поголовье), Генрих VIII (подписал законы на разведение высоких и мощных лошадей – не ниже 154 см).

Так же, как и у многих других тяжелоупряжных линий, для улучшения шайров делалось прилитие крови от других пород: немецких флемишских лошадей и бельгийских фландерских. Порода совершенствовалась веками. В то время, когда происходило бурное развитие дорог и торговых связей, стали популярными лошади для дилижансов. От них требовалась не только недюжинная физическая сила, но и выносливость и достаточная скорость. Поэтому было решено разбавить кровь шайров кровью голландских фризов.

Использовали этих коней во многих сферах жизни человека: как военных лошадей, как рабочую силу на фермах, в доках и на железной дороге, а так же в качестве тягловой силы в тяжелых упряжках для общественного транспорта.

Особую популярность шайр завоевал в Америке благодаря своему могучему телосложению и красоте движения. С 1901 по 1910 гг шайра можно было смело назвать «лошадь американская», т.к. в это время более 80 % их поголовья было сосредоточено именно в Америке.

Сегодня шайры после почти полного исчезновения и забвения вновь приобретают мировую славу и популярность, т. к. сегодня они являются самыми сильными, крупными и тяжелыми лошадьми на планете. Их вес может достигать 1225 кг, а рост – 190 см.

Шайры характеризуются прекрасным телосложением, они смотрятся очень нарядно и торжественно благодаря мускулистым плечам, широкой груди, длинному и широкому крупу, высоко поставленному хвосту, мощным ногам, украшенным пышными фризам преимущественно белого цвета, которые начинаются выше скакательного сустава.

Сегодня в мире насчитывается несколько десятков линий тяжеловозов и все они по- своему хороши. Ведь тяжеловозы - это символы силы, мощи и грандиозной стати!

25.05.2013

Рост лошади - 150-153 см.

Масть - рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер - самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов - абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади , который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей , которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади , схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы - непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние , которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства - Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь - бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том,что породу стоит обозначить наименованием - .

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста - небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза - уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Фотогаллерея

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Становление породы тяжелоупряжных лошадей владимирский тяжеловоз приходится на конец IX -начало XX веков. На тот момент в России не было своих тяжеловозных лошадей, хотя потребность в них была велика. Заграничные лошади зачастую не вполне могли адаптироваться к нашим погодным условиям и кормам низкого качества, что снижало их рабочие возможности и делало необходимым создание местной породы тяжеловозов.

Возникновение породы

В 1886 году на базе Гаврилово-Посадского дворцового конного завода создаётся государственная заводская конюшня, где наряду с начинаются селекционные работы по созданию рабочей тяжеловозной породы. За основу были взяты шотландские тяжеловозы клейдесдаль, обладающие крупным телосложением и примечательной окраской. Жеребцы этой породы скрещивались с местными низкорослыми, но выносливыми кобылами.

Потомство, полученное в результате этой работы, обладало ценными качествами родителей, а именно: силой, выносливостью, хорошей адаптивностью к условиям окружающей среды. Помимо этого, лошадь получилась красивой и грациозной. Уже на заключительных этапах селекционной работы были привлечены английские тяжеловозы шайр, которые в меньшей степени повлияли на формирование породы лошадей владимирский тяжеловоз.

В начале XX века работы по выведению владимирской породы лошадей проводились беспорядочно, и лишь в 1936 году, после реформирования Гаврилово-Посадской заводской конюшни в госплемрассадник, была проведена систематизация результатов селекционной работы и типизация имевшегося на тот момент поголовья. Официальный статус владимирский тяжеловоз приобрёл лишь через 10 лет, в 1946 году.

Галерея: порода лошади Владимирский тяжеловоз (25 фото)



















Описание породы

По внешнему виду тяжеловоз напоминает своих шотландских и английских предков. Эти лошади очень массивные, с хорошо развитой рельефной мускулатурой. Среди отечественных тяжеловозных видов самым крупным признан владимирский. Лошади достигают 165−170 см в холке, вес взрослого жеребца 750−850 кг, кобылы чуть меньше - 580−650 кг. Среди представителей породы встречались экземпляры, достигавшие веса 1200 кг . К экстерьерным особенностям данных тяжеловозов можно отнести следующие признаки:

У рабочих владимирских лошадей довольно часто встречается оброслость ног, доставшаяся им в наследство от иностранных предков. Кони эти, несмотря на свои габариты, обладают энергичным темпераментом. Масть в основном гнедая , реже встречаются особи вороной или рыжей окраски.

Рабочие характеристики

Основным преимуществом владимирцев является их значительная сила, выносливость и работоспособность. Официально зарегистрировано, что эти лошади за 5 мин. могут пробежать рысью 2 км с грузом 1,5 тонны. Такое же расстояние с грузом 4,5 тонны животное проходит за 14−15 мин. Без груза за 3 мин. владимирская порода лошадей может пробежать рысью до 1600 метров.

Сфера применения этих лошадей довольно разнообразна. Они транспортируют грузы, задействованы в сельскохозяйственных работах, могут ходить под седлом и в упряжи. Особенно колоритно выглядит тройка тяжеловозов, участвующих в русских ярмарках и народных гуляниях.

Характер владимирских тяжеловозов, несмотря на их внушительные размеры, спокойный и уравновешенный. Животные хорошо привыкают к человеку и беспрекословно подчиняются хозяину. В целом эта порода довольно резвая, особенно в молодом возрасте, но лёгкая в управлении.

Несмотря на то, что разновидность этих тяжеловозов создавалась как неприхотливая к уходу, содержанию и кормлению, все же для того, чтобы вырастить здорового и красивого представителя породы, необходимо соблюдать ряд условий .

В далекие годы кони были единственным методом передвижения. Но далеко не каждая порода лошадей приспособлена для габаритных перевозок. И существуют лошади-тяжеловозы, которые способны перевозить тяжелые грузы и одновременно с этим передвигаться галопом и преодолевать препятствия на своем пути.

Средневековые предки современных тяжеловозов уставали быстро, поэтому со временем выводились те, которые легче переносили нагрузки. Со временем появились такие тяжеловозные породы лошадей, как шайры, брабансоны и першероны, которые популярны и в наши дни. О них и других породах тяжеловозов мы и расскажем ниже.

Породы лошадей тяжеловозов в России

В 19 веке Российская Империя стремительно развивалась, а вот лошади-тяжеловозы в ней не выводились, хотя в аграрном секторе и не только на них спрос был огромным. Покупать тяжеловесных коней за границей было далеко не каждому по силу, но даже если кто-то это и делал, то имел проблемы с ними, поскольку кони плохо приспосабливались к российским условиям и кормам низкого качества.

Отечественные породы тяжеловозов были выведены посредством иностранных:

  • шайров;
  • арденов;
  • клейдесдатей;
  • першеронов;
  • брабансонов.

Российские ученые вывели такие породы лошадей-тяжеловозов:

  • советская;
  • владимирская;
  • русская.

Характеристики русской тяжеловесной породы коней

Данная тяжеловесная порода была выведена чуть более стал лет назад посредством скрещивания упряжных коней с арденами – мелкими тяжеловозными лошадями негармоничного сложения родом из Бельгии. Благодаря отбору ардены стали иметь хорошее сложение и форму.

А 1900 году во Франции проходила Всемирная выставка, где особое внимание получил русский арден, признанный одной из лучших рабочих пород. «Звездой» стал бурый жеребец Каравай, получивший золотую медаль. Внешние особенности породы такие:

  • невысокий рост – в холке до 150 см;
  • выносливость;
  • достаточная сила;
  • у самок хорошая молочная продуктивность.

Такая порода появилась благодаря скрещиванию английских суффолков или бельгийских брабансонов с упряжными русскими конями. Для аграрных работ животных используют в течение первых трех лет жизни, затем они становятся производителями.

Отличительные особенности советского тяжеловоза:

  • крупное животное;
  • высота в холке может достигать 1,7 м;
  • средняя масса тела – порядка тонны;
  • грива и хвост густые;
  • среднего размера голова;
  • шея и ноги мускулистые;
  • копыта правильной формы;
  • ровная спина;
  • грудь широкая;
  • может наблюдаться незначительная косолапость.

Описание владимирских тяжеловозов

Владимирские тяжеловозы появились в государственном Гаврилово-Посадском конном заводе в 1886 году путем скрещивания английских клейдесдалей с местными самками, выносливыми и неприхотливыми. От такого скрещивания на свет появились кони, обладающие привлекательным внешним видом, энергичностью, богатырской силой и хорошими адаптационными навыками.

В процессе развития породы «доноры» менялись, в формировании владимирских тяжеловозов принимали участие даже знаменитые английские шайры. При этом официально данную породу коней признали только к середине прошлого века.

Внешние характеристики владимирского тяжеловоза таковы:

Владимирские кони очень дружелюбные, уравновешенные и спокойные. Половое созревание у них начинается достаточно рано.

Красота владимирского тяжеловоза не может не привлекать, представители этой породы сейчас активно используются в спортивной охоте или же конном туризме, а в дальние времена их запрягали в телегу, плуг или упряжку.

Характеристики других пород тяжеловесных лошадей

А сейчас давайте рассмотрим характеристики других пород тяжеловесных коней, некоторые из них принимали непосредственное участие в формировании русских пород лошадей и не только.

Например, австралийский тяжеловоз является результатом скрещивания других известных пород:

  • суффолков;
  • шайров;
  • першеронов;
  • клейдесдалей.

Такие кони в среднем весят от 600 до 900 килограмм, их высота в холке составляет порядка 170 см. Австралийские кони невероятно дружелюбные и отлично приспосабливаются к работе, хорошо сидят в упряжи и под седлом. Они могут быть пятнистыми или же иметь однотонный окрас без пятен. Ноги животного имеют среднюю оброслость, ноги и грива имеют среднюю густоту.

Описание Брабансона

По-другому представителей такой породы называют еще бельгийскими тяжелоупряжными. Их ценят за отличные силовые способности и привлекательный внешний вид. Рост их средний – около 165 см. Такие кони имеют отличные породные качества и хороший характер. В числе внешних характеристик:

  • туловище плотное и сильное;
  • ноги короткие;
  • суставы выражены хорошо;
  • нижняя часть ног мохнатая;
  • грива короткая.

Забытая порода – битюг

Такая древняя порода родом из России в наши дни не сохранилась. Но остались сведения, что ее представители были необычайно трудолюбивыми и хорошо ценились в домашних хозяйствах. В среднем битюги имели рост около 158 сантиметров, имели бурую или мышастую масть. Такая порода появилась вследствие скрещивания рысаков с русскими тяжеловозами.

Битюгов также называли «ломовыми» лошадями . К сожалению, не сохранилось их фотографий, но если посмотреть на фото русского тяжеловоза, то можете примерно понять, как могли выглядеть битюги.

Французские булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы родом из Франции. Многие их считают наиболее изящными представителями тяжеловозных коней. Эти лошади способны отлично переходить в рысь на бегу, передвигаются легко и быстро. Особи могут быть как малыми, так и крупными. В наше время крупные особи используются преимущественно для езды в упряжках, также и в мясной промышленности. А вот малый тип сейчас практически исчез.

Внешние характеристики такие:

  • средний вес составляет от 700 до 900 кг;
  • средний рост – 170 см;
  • уши изящные;
  • глаза большие;
  • лоб очень высокий;
  • грива вьющаяся.

А еще булонские тяжеловозы имеют чудесный добрый характер.

Ирландский тяжеловоз и его особенности

Данные кони невероятно подвижны, очень выносливы и имеют неприхотливый характер. Животное имеет относительно небольшие габариты, включая показатели по росту, но это не влияет на силу такого коня.

В настоящее время ирландская порода чаще всего используется в охотничьих или спортивных целях. У них очень привлекательная внешность, осанка ровная, спина прямая, круп покатый с высоким хвостом. Животное может иметь такие виды окрасов:

  • серый;
  • гнедой;
  • рыжий;
  • вороной;
  • разные окрасы с белыми пятнами.

Данные лошади способны отлично переходить в галоп и могут преодолевать большие препятствия.

Клейдесдаль или шотландский тяжеловозный конь

Такая порода считается привлекательной, она имеет хорошие ездовые качества. Ее вывели на территории Шотландии и успешно разводят в Великобритании в наше время. Лошади отлично хотят как шагом, так и рысью. Их тело весьма мощное, кости широкие, а мышечная масса большая. А чтобы животное имело высокую работоспособность, его следует содержать в хороших условиях и давать ему качественную еду.

Масти данной породы могут быть такими:

  • вороная;
  • чалая;
  • гнедая;
  • серая;
  • рыжая.

Ноги коня должны иметь выраженные суставы и быть массивными.

Першерон: характеристика породы

Представители породы отличаются большой массой и высоким ростов и в этом отношении их с уверенностью можно назвать рекордсменами. Есть особи, которые в холке имели рост свыше двух метров. Першероны очень выносливые и привлекательные, способны бегать несколько часов подряд. Они имеют арабские корни, благодаря чему они имеют красивую и рельефную голову и аккуратные уши.

Допустимые окрасы породы:

  • вороной;
  • серый;
  • в яблоках;
  • другие.

В наши дни першероны разводят без оброслых ног, благодаря чему за ними будет легче ухаживать, а животному будет легче работать на земле.

Суффолк

Такой тяжеловоз имеет массивное туловище, из-за которого ноги лошади могут показаться короткими. Их размер относительно небольшой, они отличаются работоспособностью и необычной терпеливостью. Обычно имеют каштановую масть и могут иметь разные оттеночные вариации:

  • лимонные;
  • мучнистые;
  • золотые;
  • медные и прочие.

Характерная для породы отметина – это белые «носки» или звездочка во лбу. Представители этой породы отлично подходят для обучения детей езде верхом, они покладистые и не склонны к конфликтам.

Шайр: главные тяжеловозы в мире

Шайр – это самая известная порода лошадей-тяжеловозов в мире, обладающая прекрасной внешностью. Эти английские кони престижны в плане разведения, благородные и стоят весьма недешево. Их часто привлекают для участия в соревнованиях, где они занимают первые места. Шайры всегда имеют оброслость на ногах независимо от региона их обитания. Чаще всего масть лошади гнедая или караковая, но бывают и другие окрасы. Имеют норовистый характер, в упряжь даются с трудом и не любят, когда к ним применяют физическую силу.

Как уже говорилось, разные породы лошадей-тяжеловозов часто принимают участие во всевозможных соревнованиях. Впервые соревнования с участием таких коней стали проводить в Советском союзе. В параметры оценки породы включали такие показатели, как тяговую выносливость, максимальную силу тяги и скорость доставки рысью и шагом.

Такие соревнования часто проводят и в США , Японии, Италии и других странах. Учитывается также породность коня, его характер, контактность с людьми, внешний вид и многое другое.

Итак, мы рассмотрели, чем отличаются от других тяжеловозные породы лошадей, и прочли характеристики некоторых из них.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!