Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Правила проведения гонки. Основные термины королевских гонок Подготовка к старту

Или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — .


Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для и тренировки управления болидом.

  • 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
  • 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
  • 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

  • 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
  • 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают .
  • 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
  • Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а , занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

  • Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
  • Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
  • Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
  • Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
  • Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
  • Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Система очков

От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

  • Красный цвет – супер — мягкие шины
  • Желтый цвет – мягкие шины.
  • Белый цвет – средние шины.
  • Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

  • Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
  • Расстояние между позициями составляет 8 м.
  • С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
  • С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
  • С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
  • Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
  • Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
  • Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
  • Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
  • Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Подготовка к старту

  • За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
  • За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
  • За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
  • За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
  • За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
  • За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
  • За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
  • За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

  • Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
  • В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
    Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.
  • Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
  • Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
  • Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Стремительно и уверенно Формула-1 ворвалась в жизнь азербайджанских любителей спорта и простых обывателей.

Наша страна успешно провела уже два Гран-при в рамках самых популярных и зрелищных автогонок на планете, получила признание международных специалистов, как авторитетный организатор и готовится в апреле повторить свой успех в 3-й раз.

Однако, несмотря на массированный пиар, детальное освещение в СМИ и общедоступную информацию, многие обыватели, и не только местные, так и не поняли - что же из себя представляет «Королева автоспорта» и в чём секрет её невероятной популярности?

Постараемся объяснить это максимально доступно, чтобы заковыристая терминология Формулы-1 перестала вас пугать, и вы смогли проникнуться атмосферой одних из самых масштабных спортивных соревнований из всех существующих.

Что такое Формула-1?

Это соревнования по кольцевым автогонкам, первый старт которым был дан в 1950-ом году. С самых первых заездов эти гонки вызывали небывалый ажиотаж среди зрителей и представителей СМИ. Зрелищные и опасные, они сразу превратились в объект всеобщего интереса, а выдающиеся пилоты, управляющие «диковинными» автомобилями, становились героями своего времени.

Статус «Королевских гонок» Ф1 приобрела после того, как в 1981-ом году исполнительный директор Берни Экклстоун встал у руля Formula One Management , обладавшей всеми правами на гоночное первенство. Именно Экклстоун превратил Формулу-1 в широкомасштабный бизнес и бренд мирового уровня.

Однако в сентябре 2016-го все права выкупила американская компания Liberty Media , заправляет теперь всем Чейз Кэри , а Берни, хоть и является одним из самых богатых 87-летних людей на планете, юридически со своим детищем больше никак не связан. У англичанина остался лишь номинальный статус почётного президента Ф1.

Впрочем, это долгая и запутанная история, рассказать вкратце о которой не получится, да и знать её углублённо для того, чтобы наслаждаться зрелищными гонками, вовсе не обязательно.

Каким образом проводится чемпионат?

Тут надо просто немного визуализировать процесс и вам не составит труда понять принцип, по которому соревнуются пилоты и команды.

Итак, цикл всех заездов в Формуле-1 называется чемпионатом мира и проводится каждый год.
Он включает в себя этапы Гран-при в каждом из городов-участников гоночного календаря. На данный момент в календаре 21 город - среди них вот уже 3-й год значится и Баку.

За первые 10 мест в основной гонке пилоты и команды получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1, от первого места к последнему в первой десятке.

Чемпион мира и команда-победитель Кубка конструкторов определяются по количеству заработанных очков.

По какому принципу проходит Гран-при?

Тут придётся внимательнее вникать в суть, но для того, чтобы со знанием дела болеть за любимых гонщиков - оно того стоит.

Итак, Гран-при состоит из трёх соревновательных дней, каждый из которых имеет своё значение.

В пятницу проводятся свободные заезды - пилоты изучают трек, привыкают к погодным условиям, поворотам, настраивают свои болиды, подгоняя их под трассу. Одним словом, этот день предназначен для тренировок.

Свободные заезды состоят из трёх сессий, то есть трёх «обкаток» трека. Две из них проходят в пятницу и длятся, примерно, по полтора часа, а в субботу, перед квалификацией проводится третья сессия, длящаяся около часа.
Пилоты, которые не проехали во время свободных заездов хотя бы один круг, к основной гонке не допускаются.

Суббота для пилотов Ф1 более напряжённая и ответственная. Всё дело в том, что в этот день проходит квалификация , по итогам которой определяются места пилотов на стартовой решётке в день основного заезда. То есть, в субботу решается стартует гонщик первым или, допустим, десятым.

Принцип квалификации довольно прост - гонщики проводят 3 сессии по 18, 15 и 12 минут на выбывание.

В первом заезде участвуют все 20 пилотов, из которых во второй сессии смогут принять участие только 15, показавшие лучшее время.

Во втором заезде по этому же принципу выбывают ещё 5 гонщиков.

В третьей сессии между собой соревнуются всего 10 пилотов, среди которых и выявляются те, кто стартует с первой, второй, третьей и последующих позиций в воскресенье. Показавший наилучшее время по итогам заезда, становится победителем квалификации.

Есть важный момент, который не понимают многие несведущие зрители. Пилот, выигравший квалификацию, не обязательно побеждает и в основной гонке. Он лишь выигрывает самую выгодную для себя позицию на старте, что даёт ему определённое преимущество. Однако нередко победителями Гран-при становятся пилоты, которые стартовали даже не с первых позиций. Всё решает мастерство, готовность болида, иногда погода, а ещё чаще - его величество случай.

В воскресенье во время основного заезда определяется победитель Гран-при. Пилоты проезжают заранее установленное количество кругов, исходя из протяжённости автодрома. Минимальная дистанция, которую должны преодолеть гонщики, не может быть меньше 305 км, а сама гонка при этом не может длиться дольше двух часов.

Гоночный уик-энд.

Так незамысловато называется всё то действо, что разворачивается на глазах у зрителей в течение вышеупомянутых 3-ёх соревновательных дней. Но Формула-1 это не только заезд и гонщики. Это ещё и огромный пласт фанатов, для которых эти 3 дня становятся местом для семейного отдыха и интересного времяпровождения.
Развлечения и концертная программа для зрителей, которую предусматривает большинство организаторов Гран-при, уже давно стали неотъемлемой изюминкой этапов Формулы-1.

Бакинская фан-зона и мировые звёзды, которые приезжают сюда выступить перед поклонниками Ф1, всегда вызывают особый ажиотаж среди посетителей гоночного уик-энда.

Болиды

Машины, на которых ездят гонщики - это сложные и самые современные конструкции в мире автоспорта. Передовые технологии и инновационные решения в мире автомобилестроения первым делом находят своё отражение именно в болидах Формулы-1. Шасси, электроника, двигатели, аэродинамика, шины, рули - каждый элемент здесь является предметом искусства инженерной мысли.

Для описания характеристик этих гоночных «космических кораблей» необходим отдельный обширный материал, но есть возможность наглядно показать - какой скачок в модернизации делают болиды в течение всех этих десятилетий:

А вот таким образом видоизменялись рули:

Главный предмет гоночной амуниции тоже претерпел значительные изменения:

Трассы

Все трассы Формулы-1 делятся на городские и автодромы. В Азербайджане трасса Baku City Curcuit является городской, или как их ещё называют - уличной. Две другие городские трассы - это Монако и Сингапур, а все остальные треки в календаре Ф1 - это автодромы.

У разных трасс разные конфигурации и протяжённость.

Пилоты

На данный момент в Формуле-1 значатся 10 команд. В каждой команде есть по 2 основных пилота, которые участвуют во всех заездах. Национальность пилотов не имеет значения, важны лишь их профессиональные навыки. Поэтому у немецкого «Мерседеса», к примеру, британский и финский гонщики.

К слову, по окончании Гран-при во время награждения сначала играет гимн страны победителя, а затем гимн страны, которую представляет его команда.

Что такое личный зачёт?

Личный зачёт - это количество очков, которые начисляются гонщикам в течение чемпионата. Именно эти баллы в итоге решают судьбу титула чемпиона мира. Пилоты соревнуются не только с гонщиками из других команд, но и со своими напарниками.

Что такое Кубок конструкторов?

Конструкторы, то есть команды Формулы-1 также соревнуются между собой, и получают в свой актив очки, набранные обоими пилотами. В конце сезона проводится подсчёт баллов и команда с наибольшим количеством очков становится обладателем Кубка конструкторов.

Важный момент тут заключается в том, что соперничество между собой даже гонщиков из одного коллектива, по итогу, так или иначе, идёт на пользу команде, которую они представляют.

В чём успех популярности Формулы-1?

Монарший титул этим автогонкам, конечно же, достался не просто так. Тот факт, что за право организовать у себя Гран-при Формулы-1 большое количество стран, буквально, встают в очередь - уже говорит само за себя. Всё дело в том, что Ф1 - это дорогой, успешный, прибыльный и зрелищный вид спорта со своими многолетними традициями и внушительной фанатской базой. Стать страной-хозяйкой одного из её этапов - это честь и ценный довесок к имиджу.

Помимо этого, Ф1 смогла сделать практически невозможное - наряду с высокой популярностью она при этом осталась закрытым сообществом избранных высоких мастеров гоночного пилотирования, команд с заоблачными бюджетами и самое важное - истинных любителей автоспорта.

Надеемся, что данный материал поможет вам лучше понять этот мир высоких скоростей, новейших технологий и сверх модернизированных автомобилей, способных увлекать и бесконечно удивлять.

Фарида Расулова

Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются ведущими . Пилот располагается в тесном кокпите в передней части болида и управляет им с помощью руля , педалей тормоза и газа.

Ширина автомобиля в целом не может превышать 200 см.

Максимальная высота шасси - 525мм.

Минимальный вес болида (с гонщиком) - 702 кг .

Формула-1 не является самой быстрой автогоночной серией с точки зрения максимальной скорости: она составляет 363 км/ч. Основное же достоинство Формулы-1 - исключительно эффективные ускорение, аэродинамика и тормозная система, в совокупности позволяющие болидам проходить повороты на высокой скорости и именно за счёт этого достигать рекордного времени прохождения кольцевых трасс.

В период с 2006 по 2014 годы использовались атмосферные двигатели V8, объёмом 2,4 литра.

Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006-м году малобюджетным командам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3.0 литров с ограничением оборотов и диаметра воздухозаборника .

Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздушно-бензиновой смеси. Впуск и выпуск изменяемой геометрии также запрещены. Каждый цилиндр может иметь только одну форсунку для впрыска топлива и только одну свечу зажигания. Также двигатель ограничен до 18 000 оборотов в минуту.

Безопасность

В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности крэш-тестов . Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели Айртона Сенны в 1994 году , приведя к такому прогрессу в данном аспекте, что в современной Формуле-1 гонщик, как правило, не получает серьёзных повреждений даже при лобовом столкновении на довольно высокой скорости.

Для предохранения пилота при ударах сзади и переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности . Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.

C 2016 года используются миниатюрные скоростные видеокамеры, фиксирующие движения головы пилота в случае аварии. Записи с камер будут анализироваться FIA, что поможет при разработке новых систем защиты .

Электроника

Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой , помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.

Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта или телеметрия с обратной связью). В последнее время наблюдается тенденция к снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной. В сезоне 2008 была запрещена антипробуксовочная система , что вызвало трудности у пилотов в прохождении поворотов и болидом стало управлять труднее.

С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя, однако инженеры команды посредством радиопереговоров могут подсказать пилоту в какое положение следует установить переключатели на руле.

Шины

Шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большу́ю часть времени на тестах и . В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км), ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой.

Основные составляющие шин - резина , нейлон и полиэстер . Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода , серы и нефти . Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.

Используются 3 вида шин: слики для сухой трассы, микст («промежуточная резина») для слегка влажной и дождевая для мокрой. Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. Псевдослики представляют собой шины с 4 канавками, параллельными колесу. Они были введены вместо сликов в Формуле-1 в году в целях снижения скоростей путём уменьшения сцепления с трассой.

В 2005 году правила ужесточили требования к износостойкости; это было достигнуто путём ограничения одного комплекта шин на один гоночный уик-енд. В 2006 году это правило было отменено. В 2007 году в связи с тем, что компания Bridgestone стала единственным поставщиком шин, установлены новые правила: теперь команда получает два типа резины на гран-при, четыре комплекта на одного гонщика в пятницу и десять на остаток гран-при. Каждый пилот должен использовать оба типа резины во время гонки (если хотя бы 1 круг гонщик проезжает на дождевом или промежуточном комплекте резины все ограничения снимаются). Мягкий тип резины отмечен зелёной полосой.

С 2009 года сделали переход с псевдосликов на слики.

С 2011 года шины поставляет компания Pirelli . В 2011 году Pirelli использовала следующую маркировку составов :
Темно-серый - жесткие
Серебристый - средние
Жёлтый - мягкие
Красный - супермягкие
Синий - промежуточные
Оранжевый - дождевые
В 2012 году производитель заменил цвета, обозначающие промежуточную резину, на зелёный, дождевую - на синий. С 2013 года - жесткие шины обозначаются оранжевым цветом .
В 2016 году введён новый тип сликов - ультрамягкий, маркируемый фиолетовым цветом .
В 2017 году произошло увеличение ширины шин с 245мм до 305мм передних, а так же с 325мм до 405мм задних. Расцветка и состав резины на сезон 2017 года следующие:
Фиолетовый - ultrasoft (ультрамягкие)
Красный - supersoft (супермягкие)
Жёлтый - soft (мягкие)
Серый - medium (средние)
Оранжевый - hard (твердые)
Зеленый - intermediate (промежуточные)
Синий - wet (дождевые).

ERS

Расшифровывается, как «система рекуперации энергии» (Energy Recovery Systems). Состоит из подсистем рекуперации кинетической и тепловой энергии. Энергия, запасаемая на торможениях, может быть вторично использована мотор-генератором MGU-K. Вторая система аккумулирует энергию выхлопных газов, которые используются в турбине при помощи тепловых генераторов MGU-H. На протяжении 33 секунд на круге система ERS позволит высвободить дополнительную суммарную мощность в 163 л.с.

DRS

Регулируемое заднее антикрыло - деталь автомобиля Формулы-1 с 2011 года, позволяющая путём изменения угла атаки плоскости заднего антикрыла уменьшать действующую на болид прижимную силу и тем самым увеличивать скорость на прямых.

На использование DRS налагается ряд ограничений. Так, активировать DRS в гонке разрешается только на заранее определенной FIA части трассы (DRS Zone) и только в случае, если время между ведущим и догоняющим болидами в момент прохождения контрольной точки (DRS Detect Point), расположенной на некотором расстоянии до зоны DRS, менее 1 секунды.

На различных трассах могут быть одна зона DRS, как например в Монако - это стартовая прямая или две зоны DRS с одной точкой детекции (например Hungaroring, Венгрия) и двумя точками детекции (например Marina Bay Street Circuit, Сингапур).

Разрешение на использование DRS отдает дирекция гонки и может запретить её использование в случае ухудшения условий заезда (дождь, сильный боковой ветер).

DRS становится активным при следующих услових:
- с момента старта гонки болиды проехали два полных круга
- при появлении машины безопасности после рестарта гонки болиды должны проехать два полных круга.
Крыло открывается при нажатии соответствующей кнопки на руле и закрывается при нажатии на педаль тормоза, или же автоматически после проезда точки окончания зоны DRS.

Не сомневаемся, ты прекрасно знаешь историю, правила и технический регламент «Формулы-1». Или нет? Или знаешь, но тебе это кажется скучным разговором? Специально для тебя мы собрали коллекцию фактов, цифр и анекдотов, которыми можно удивить друзей во время просмотра сочинского этапа «Формулы-1», который пройдет с 29 апреля по 1 мая.

Родом из Италии

«Формула-1» родилась из национальной гордости. До Второй мировой немцы громили всех и вся на гоночных трассах. Война кончилась, немцам было не до гонок, и национальный автоклуб Италии решился на ответный удар: в 1949 году на конгрессе Международной автомобильной федерации (FIA) клуб пролоббировал cоздание чемпионата мира по гонкам в классе «Формула-1».

Первым чемпионом мира 1950 года стал племянник основателя компании Pininfarina Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Итальянские пилоты еще два раза брали чемпионство (Альберто Аскари, 1952–1953 гг.), но на этом их успехи в Ф-1 и закончились. Немцы, к слову, после возвращения в спорт «взяли» уже 11 чемпионских титулов в «Формуле».

2 миллиарда долларов составила выручка управляющей компании «Формулы-1» в прошлом сезоне (данные Forbes).

  • Спонсорские контракты $400 млн
  • Продажа прав на телетрансляции $600 млн
  • Взносы организаторов Гран-при $700 млн
  • Продажа сувениров $100 млн
  • Продажи VIP-билетов $200 млн

Шаг назад

Звучит абсурдно, но в 1952-53 гг. чемпион «Формулы-1» определялся за рулем «Формулы-2». После ухода Alfa Romeo из «Больших призов» (как еще называют Ф-1) болидов первой «Формулы» стало просто не хватать: например, заводы Auto Union, оказавшиеся в советской оккупационной зоне, были демонтированы. Так появилась идея «пересесть» на болиды «Формулы-2» с их 2-литровыми атмосферными или 500-кубовым­и наддувными моторами. Кстати, в том чемпионате участвовала и команда СССР на болидах «Сокол-650» - доработанных копиях продукции Auto Union, вывезенных из Германии после войны. Выше 5-го места «Соколы» не взлетели.

200 км/ч

Такую скорость болида способна при ударе поглотить система отбойников на трассах «Формулы-1». Машина будет разрушена, но пилот не получит серьезных травм. По крайней мере, в теории.

Месть Берни

Сегодня кажется, что 84-летний управляющий и совладелец* «Формулы-1» Берни Экклстоун был у руля Ф-1 всегда. На самом деле Бернард Чарльз Экклстоун поначалу хотел рулить не всей организацией, а одним болидом. В 1958 году Берни пытался отобраться для участия в Гран-при Монако, однако не смог пройти квалификацию. Легенда гласит, что, вылезая из болида, Экклстоун гневно заявил: «Еще посмотрим, чья возьмет в итоге!» Стать главным в «Формуле» из вредности - это на Экклстоуна похоже.

* Экклстоуну напрямую принадлежит 5,3% компании Formula One Group и еще 8,5% - через семейный траст.

28 тонн - средний вес багажа команды «Формулы-1», с которым она путешествует по миру. Сюда входят не только болиды и запчасти к ним, но и несколько грузовиков с комплектующими для сборки гаражей и «моторхоумов» - кочевых офисов команд. Например, «дом» McLaren имеет 18 метров в длину и 14 в ширину, а также 3 этажа в высоту. Внутри - гостевые зоны, переговорные, офисы, туалеты, душевые, медкабинет и кухня. В таком «моторхоуме» могут разместиться 140 гостей, к услугам которых 60 плазменных панелей для наблюдения за гонкой. Сборка дома со всей «начинкой» занимает 35 часов, разборка - 22 часа. За сезон «моторхоум» проходит через эти фазы по 19 раз.

Первая смерть

Строго говоря, пилот McNamara Карл Скарборо стал второй жерт­вой «Формулы-1». Но Чет Миллер из Kurtis Kraft погиб на тренировке, а трагедия Скарборо разыгралась прямо в ходе «Индианаполис-500» (второй этап сезона 1953 года «Формулы-1»). 30 мая 1953 года асфальт «Индианаполиса» буквально плавился, нагревшись до 54 градусов, организаторы даже разрешили пилотам сменять друг друга за рулем. Скарборо до такого пит-стопа проехал 69 кругов, но, выйдя из машины, рухнул на асфальт - тепловой удар и обезвоживание. Спустя несколько часов гонщик умер.

MH Всего в Ф-1 погиб­ли 49 гонщиков, но частота трагедий со временем снижалась. 50-е унесли 18 жизней, 60-е - 14, 70-е - 10, 80-е - 4, 90-е - 2. После «черного уик-энда» в 1994 году (см. ниже) правила и регламент «Формулы-1» были изменены, и с тех пор разбился всего один гонщик - Жюль Бьянки из Marussia (он умер 21 июля после 9 месяцев в коме).

Чуть помедленнее, Квят

Штраф за превышение скорости в «Формул­е-1» - это звучит как издевка, но на самом деле все серьезно. Строгие ограничения действуют на пит-лейне, где нельзя разгоняться быстрее 60 км/ч. За это нарушение в гонке пилотов наказывают дополнительным проездом по пит-лейну. На тренировочных заездах за каждый лишний км/ч на пит-лейне с гонщика берут 200 евро. Например, в прошлом сезоне на Гран-при Австралии «попал» на 600 евро.

Даешь молодежь

В 50-е гонщики 40–50 лет от роду были нормой для «Формулы-1». Тогда же был установлен «возрастной» рекорд среди гонщиков: Луи-Александр Широн вышел на старт Гран-при Монако 18 мая 1958 года в возрасте 58 лет и 288 дней. Средний же возраст пилотов «Формулы-1» сегодня - 26 лет. А самый молодой участник Гран-при всех времен - голландец Макс Ферстаппен: ему на момент старта в Японии в 2014 году было 17 лет и 4 дня.

Самая нелепая авария

Гонщик-любитель Джулио Кабьянки в 1960 году неожиданно финишировал четвертым на Гран-при Италии. Год спустя команда Scuderia Castellotti вновь предложила Джулио выйти на ту же гонку. Но на тестах перед гонкой выяснилось, что в выделенном Кабьянки болиде нет коробки передач. Механикам удалось найти «по знакомым» некую КПП, которая вроде бы подходила к мотору Ferrari, и Джулио немедленно прыгнул за руль. На первом же круге «коробку» заклинило на 4-й скорости. Пытаясь сохранить машину, Кабьянки на скорости вырулил с автодрома через открытые ворота прямо на шоссе. Там он протаранил легковушку и фургон, которые в свою очередь врезались в мотоциклиста и некие металлические блоки, которые затем придавили велосипедиста. Погибли сам Кабьянки, водитель фургона, мотоциклист и велосипедист.

2-3 кг теряет за одну гонку пилот Ф-1. С собой в машине у него только 0,5 л воды (трубочка выведена в шлем), а температура внутри кокпита порой достигает 50°C.

5 лидеров по зарплатам в «Формуле-1» /2015

  • Хэмилтон (Mercedes) €25 млн
  • Алонсо (McLaren) €23 млн
  • Феттель (Ferrari) €22 млн
  • Росберг (Mercedes) €20 млн
  • Райкконен (Ferrari) €18 млн

«Сочи Автодром» в 4 фактах

1. Создатель сочинской трассы - главный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. «Сочи Автодром» - его 11-я работа на сегодня.

2. 5853,7 метров сочинской трассы пилоты проезжают в среднем за 96,9 секунды, проходя 18 поворотов (12 правых и 6 левых). А самая длинная трасса чемпионата - Гран-при Бельгии (7004 метра дистанции, даже у самых быстрых пилотов на нее уходит больше 2 минут).

3. Скорость в поворотах в Сочи достигает 305 км/ч, на прямых - до 320 км/ч. А самая быстрая трасса в чемпионате - итальянская Монца: в 2005 году Кими Райкконен разогнался там до 370 км/ч.

4. Ширина нашей трассы считается оптимальной - 13–15 метров. Самая узкая трасса «Формулы-1» расположена в Монте-Карло (12 метров).

4 000 000 долларов - примерная средняя стоимость производства одного болида без учета расходов на конструкторские работы.

Действующие лица

Испания

Откуда: команда McLaren Honda

Двукратный чемпион мира в классе «Формула-1» (2005, 2006), трехкратный вице-чемпион (2010, 2012, 2013). Посол ЮНИСЕФ, посол бренда TAG Heuer

Какая у тебя была первая машина?

Мой папа любил картинг и построил карт для меня. Точнее, сначала он построил карт для моей сестры (ей тогда было 7, а мне - 2), но я проявил интерес к этой игрушке, и вскоре пришла моя очередь. Это был простой 50-кубовый карт, и я впервые поучаствовал на нем в гонке, когда мне было 3 года. Финишировал последним во всех заездах.

Какая гонка для тебя была самой сложной?

Помню, тяжелее всего приходилось в 2005 году, ведь тогда машины были куда быстрее, чем сейчас. Возьмите время победителя Гран-при Малайзии этого года и сравните со временем победителя той же гонки в 2005-м: сейчас победитель на шесть кругов медленнее. Управлять теми машинами было физически и психологически сложнее (в 2005 году в «Формуле-1» использовали 3-литровые V10 мощностью до 950 л. с. Сегодня у всех болидов - V6 объемом 1,6 л (600–700 л. с.) плюс электромотор - MH).

Стали ли от этого скучнее гонки?

Нет, потому что борьбы с другими гонщиками меньше не стало, а значит, и адреналина не убавилось.

Какие изменения пойдут на пользу «Формуле»?

Я бы вернул дозаправки и «шинные войны» - когда существует несколько производителей шин, это идет на пользу всем (сейчас единственным официальным поставщиком «Формулы» является итальянская Pirelli - MH).

91 Гран-при

Таков список побед немца Михаэля Шумахера (выступал за Benetton, Ferrari и Mercedes). Также в его активе 155 подиумов и 7 чемпионских титулов (1994, 1995, 2000–2004) - все это абсолютные рекорды «Формулы-1».

600 литров топлива, 35 литров моторного и 15 литров трансмис­сион­ного масла сжигает болид за гоночный уик-энд.

Самая грязная махинация

Споры о том, можно ли разрешать боссам команды руководить действиями гонщиков по радио и можно ли «принижать» результаты одного, чтобы помогать в победе второму, идут на протяжении всей истории «Формулы». Но то, что произошло 28 сентября 2008 года на трассе Гран-при Сингапура, было признано преступной махинацией без всяких сомнений. В тот день пилот Renault Нельсиньо Пике услышал в наушниках голос: тот приказывал гонщику разбить его болид, за что Пике было обещано продление контракта еще на год.

Нет, это была не галлюцинация, по радио вещал руководитель команды Флавио Бриаторе. Пике послушно долбанул машину об отбойник в узком месте трассы, создав помехи другим гонщикам и поставив под угрозу безопасность зрителей. Зато это позволило его партнеру по Renault Фернандо Алонсо получить огромное преимущество и выиграть Гран-при. Только через год мошенничество вскрылось: команду Renault оштрафовали, а Бриаторе пожизненно изгнали из Ф-1.

Неудавшиеся «летуны»

«Формулу-1» часто упрекали в том, что победу здесь можно «купить за деньги»: чем больше бюджет команды, тем круче у нее болид, тем больше у нее наград. В 2002 году FIA предложила «гениальный» план реформ: гонщики должны были меняться командами и болидами перед каждым Гран-при. Умно? Представь, что в чемпионате России по футболу игроки каждый тур проводят за разные команды: сегодня они «Спартак», завтра - «Уфа» или «Мордовия». Тут даже самые преданные фанаты запутаются. Короче, реформа «Формулы» провалилась, не начавшись.

1/100 секунды занимает переключение передачи на болиде Ф-1. За гонку пилоты выполняют эту операцию в среднем 2600 раз (на Гран-при Монако - 3100 раз).

05.09.1970 Австриец Йохен Риндт, после девяти этапов возглавлявший чемпионскую гонку 1970 года, приехал на Гран-при Италии с новой машиной Lotus 72 и радикальной идеей: прямо перед гонкой 5 сентября 1970 года с его болида сняли антикрыло, что увеличило максимальную скорость на прямых до 330 км/ч.

Партнер Риндта по команде Джон Майлз вспоминает: «Без прижимной силы автомобиль стал неуправляемым. Задние колеса будто выскальзывали из-под тебя». На 5-м круге болид Риндта вильнул и вылетел с трассы, разбившись об отбойник.

Тело гонщика настолько сместилось вперед и вниз, что ремень безопасности затянулся у него на шее. Риндт умер, но заработанных на предыдущих этапах очков хватило для завоевания титула - это единственный чемпион Ф-1, награжденный посмертно (и надеемся, этот рекорд уже никто не побьет).

Неудачливый пилот - это судьба. Алекс Диас Рибейру из команды March в конце 70-х лишь в половине из своих 20 гонок смог пройти квалификацию. Но 20 лет спустя он вернулся в «Большие призы» - на сей раз в качестве водителя скорой помощи. Увы, смена болида на машину с красным крестом помогла не сильно. На Гран-при Монако Алекс не вписался в поворот «Табак» и разбил свою неотложку, травмировав сидевшего в ней врача. На Гран-при Бразилии Рибейру сам едва не попал на больничную койку: остановив автомобиль в повороте «Сенна С», чтобы помочь попавшему в аварию гонщику, Алекс распахнул дверь - и в нее тут же врезался болид Ника Хайдфельда из команды Sauber.

В общем, тут бывший Рибейру понял, что с «Формулой» пора завязывать... А еще однажды он встретил лягушку-альбиноса, под влиянием этого рандеву пересмотрел свои взгляды на мир, вступил в организацию «Спортсмены во Христе» и забыл о гонках (все описанное - реальные факты, не веришь - проверь).

15 больниц

Столько медучреждений, расположенных недалеко от места проведения гонки, в дни заездов приводят в состояние повышенной готовности. А рядом с самой трассой дежурят шесть санитарных машин и вертолет.

Самый нелепый сход

Считается, что укачать в машине может только пассажиров. Но гонщик Марк Уэббер из Red Bull Racing опроверг эту теорию. В 2007 году во время Гран-при Японии пилоту потребовался пакетик - вот только где его взять в болиде? Вскоре Марк прекратил гонку, передав по рации, что в его машине уже слишком много, скажем так, лишнего.

Действующие лица

Германия

Откуда: команда Mercedes AMG Petronas

Вице-чемпион мира в классе «Формула-1» (2014), посол фонда Laureus Sport for Good, посол марки Thomas Sabo

Чем болид «Формулы-1», кроме скорости, отличается от обычной машины?

Например, в обычной машине усилие на педали тормоза всегда одно и то же, а в «Формуле» оно меняется в зависимости от скорости и прижимной силы, поэтому тормозить на 300 км/ч и тормозить на 20 км/ч приходится совсем по-разному. Чтобы быть самым быстрым в «Формуле-1», надо уметь лучше всех тормозить.

Если бы я был во главе «Королевских гонок», то избавился бы от всего, что повышает цену для зрителей и снижает зрелищность. Например, то, что отказались от антипробуксовочной системы Traction control, - я считаю, это только на пользу «Формуле», смотреть гонки стало интереснее.

Самый нелепый сход с дистанции – 2

Знаменитый английский гонщик Найджел Мэнселл за свою карьеру выиграл 31 Гран-при. Побед было бы еще больше, если бы 2 июня 1991 года в Монреале британец, лидируя на последних метрах гонки, не решил поприветствовать зрителей. Мэнселл поднял руку, чтобы помахать трибунам, и в этот момент случайно заглушил двигатель своего Williams. В итоге он помахал рукой и проносящимся мимо болидам соперников.

Почем ТО?

Средние цены на детали для болидов Ф-1.

  • Гайки колеса $110
    Расход за сезон: 500 штук
  • Радиатор $11 000
  • Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом $19 000
    Расход за сезон: 10 комплектов
  • Заднее антикрыло $20 000
    Расход за сезон: 15 штук
  • Выхлопная система $26 000
    Расход за сезон: 54 комплекта
  • Комплект дисков и тормозных колодок $48 000
    Расход за сезон: 40 комплектов
  • Рулевое колесо $40 000
    Расход за сезон: до 8 штук
  • Выполненные из титана и углепластика рычаги передней подвески $100 000
    Расход за сезон: 20 штук
  • Рычаги задней подвески $120 000
    Расход за сезон: 20 комплектов
  • Полуавтоматическая коробка передач $130 000
    Расход за сезон: 10 штук

1,7 секунды - Среднее время разгона болида «Формулы-1» до 100 км/ч. Время торможения со 100 км/ч - 1,4 секунды.

Некоторые моменты из истории «Формулы-1» могли бы украсить фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». Например, 18 октября 2009 года два горячих финна буквально зажгли на Гран-при Бразилии: Хейкки Ковалайнен, раньше времени стартовав с пит-стопа, вырвал заправочный шланг - его McLaren помчался вперед с этим «хвостом», окатив бензином Ferrari шедшего следом Кими Райкконена. Топливо вспыхнуло, на несколько секунд превратив машину Кими в огненный шар, но надо отдать Райкконену должное - он не только не остановился, но даже и скорость не сбросил. Первой личной машиной Кими была наша «Лада», его такой ерундой не испугать.

40 секунд открытого пламени выдерживает огнеупорный костюм пилота.

«Черный уик-энд»: 3 худших дня в истории «Формулы»

4 аварии и 2 смерти превратили Гран-при Сан-Марино-1994 в трагедию, которую весь мир увидел в прямом эфире.

29.04.1994, 13:14

Айртон Сенна, проводящий дебютный сезон за Williams, завершает свой самый быстрый круг квалификации, когда его земляк Рубенс Барикелло из команды Jordan на скорости 225 км/ч врезается в ограждение. Придя в себя, первым Барикелло увидел примчавшегося к нему Сенну. Барикелло отделался незначительными травмами, но Айртон плакал: нервы гонщика и так были на пределе из-за непредсказуемого поведения его новой машины.

30.04.1994, 13:18

Айртон в паддоке пытается найти оптимальные настройки для непослушного болида, когда по треку передают: Роланд Ратценбергер из Simtek на скорости 314,9 км/ч влетел в стену. Сенна закрывает лицо руками - Роланд испытывал те же проблемы с управляемостью и жаловался механикам: «Болид такое вытворяет!» Гибель гонщика на трассе означала отмену Гран-при, но смерть Роланда фиксируют уже в гос­питале, так что гонка может состояться.

01.05.1994. 14:00

Очевидцы говорят, что никогда не видели Сенну таким подавленным. Старт гонки добавил негатива: Юрви-Ярви Лехто из Benetton заглох и в него влетел Педро Лами из Lotus; удар был такой силы, что оторвавшееся колесо вылетело на трибуну, ранения получили 9 человек. Пока с трассы убирали обломки, перед лидировавшим Сенной выехала машина безопасности.

Утром того дня Айртон уже жаловался организаторам, что из-за медленного темпа движения этого Opel Vectra у болидов остывают шины, что плохо сказывается на сцеплении. Но правила не изменили, и первые пять кругов болиды едут за Opel. Когда машина безопасности ушла с трассы, Сенна газанул - и через полтора круга, на скорости 300 км/ч, его машину сорвало с траектории в повороте «Тамбурелло». Одна из самых ярких звезд в истории «Формулы» погасла навсегда.

Что стало причиной аварии: «сырая» машина, холодная резина, трубка, которую вварили в рулевой механизм, чтобы обеспечить Сенне более удобную посадку, или ошибка пилотирования - точно не известно до сих пор.

Что бы ты изменил в «Формуле-1»?

Не знаю... Я думаю, работа гонщика - не только ездить на машине, но и уметь подстраиваться под новые правила в гонках. Я бы просто хотел всегда помнить эти правила, какими бы они ни были. Чтобы, если вдруг в гонке у меня пропадет связь с инженером, я сам знал, что можно делать, а что нет.

    Антон Иванов, Кирилл Вишнепольский, Пол Уилсон

    gettyimages.ru, East News, fotodom.ru, Diomedia, Mercedes AMG Petronas

Формула 1, Королева автоспорта, Большой цирк. У нее много названий, но суть одна. Данная статья предназначена, как для людей далеких от автоспорта и Формулы 1 в частности, так и для верных болельщиков Королевы Автоспорта, которые хотят узнать больше о любимом виде спорта.

Многие люди смотрят автогонки в классе Формулы 1 несколько лет, но при этом не знают, что именно называется Формулой 1. Чтобы это исправить, нужно разобраться, что же все-таки стоит за этим красивым названием. Дать определение термину «Формула 1» можно в узком и широком смыслах.

В узком смысле, – это свод технических норм, требований и правил, в соответствии с которыми организован и проводится чемпионат мира Формулы 1. Заведует принятием и изменением этих правил Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она является главным руководящим органом всех автоспортивных соревнований в мире. Установленные ею правила прежде чего направлены на обеспечение безопасности пилотов – участников автогоночных соревнований, а также зрителей на трибунах. Кроме того FIA ставит целью своего существования обеспечение развития автоспорта, дабы автогонки не превращались в сверхдорогой и экзотический вид спорта.


В широком смысле, Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам , который разыгрывается ежегодно и состоит из этапов – Гран При. По итогам каждого сезона определяются победители в личном и командном зачетах . Гонщику, занявшему первое место в личном зачете, присваивается титул чемпиона мира , а команде – Кубок конструкторов.

Под названием «Формула 1» чемпионаты проводятся с 1950-го года, однако и до этого проводились регулярные Гран При, но не было централизованной системы начисления очков за победы на этапах.

За Формулой 1 закрепились названия «королева автоспорта» или «королевские гонки». Это связано с тем, что Формула 1 считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства автогонщиков. Причин этому несколько:
1) Высочайший уровень техники в Формуле-1, делающий ее болиды самыми быстрыми болидами с учетом ограничений, которые установлены техническим регламентом ;
2) Невероятная дороговизна Формулы 1. Самые успешные команды ежегодно тратят сотни миллионов долларов, немалую долю которых составляют гонорары самих гонщиков, получающих миллионы, а иногда – десятки миллионов ежегодно.
3) Всемирная популярность Формулы 1. Королеву автоспорта во всем мире смотрят миллионы болельщиков, а автодромы, принимающие у себя Гран При, собирают сотни тысяч человек.

Чтобы глубже понять, как работает Формула 1, будет полезным рассмотреть основные понятия, из которых состоит этот вид спорта.

Календарь Формулы 1

Календарь Формулы-1 состоит из определенного количества этапов – Гран При, которые проводятся в различных странах по всему миру. Как правило, чемпионат состоит из 16-19 этапов. Первый этап традиционно проводится в марте, а последний в октябре или ноябре.

Чемпионат мира Формулы 1 2016 года - самый длинный в истории Формулы 1 и состоит из 21 этапа, а самый короткий состоял из семи гонок проводился дважды: в 1950-м и 1955-м годах.

Календарь чемпионата мира Формулы 1 составляется FIA и публикуется за год до начала соответствующего сезона. Владельцы автодромов лично заключают договоры с руководством Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Факт принятия у себя Гран При Формулы 1 значительно повышает популярность и престижность автодрома.

Гран При Формулы 1

На каждый этап чемпионата может быть заявлено не более двух пилотов от одной команды. В течение сезона каждой команде разрешено использовать не более четырех разных пилотов.

Все Гран При Формулы 1 состоят из определенных частей – сессий:
1) Свободная практика - состоит из трех частей. Две из них проходят в пятницу (в Монако – в четверг) и длятся 1.5 часа, и одна длительностью в 1 час проходит в субботу утром. Эти заезды предназначены для подготовки гонщиков и команд к квалификации и гонке – производится ознакомление с трассой, настройка болида и выбор стратегии.
2) Квалификация - данный тип заездов предназначен для определения стартовых позиций пилотов в гонке. По текущим правилам квалификация состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первой части принимают участие все пилоты, во второй лучшие 16 пилотов, в третьей – лучшие 10. Победителю квалификации присваивается поул позиция (pole position ) – это означает, что в гонке он будет стартовать с первого места.
3) Гонка - заключительный и самый главный этап Гран При. Традиционно проводится в воскресенье. На старте гонки все гонщики выстраиваются на стартовой прямой в соответствии с результатами квалификации и с учетом всех штрафов. Средняя дистанция гонки составляет 300 километров, а количество кругов варьируется от 50 до 70, в зависимости от длины трассы. Текущим спортивным регламентом запрещено дозаправлять болиды топливом во время гонки. Также все гонщики обязаны совершить как минимум один пит-стоп, т.к правила требуют, чтобы они использовали оба типа резины во время гонки.

Шины в Формуле 1

Официальным поставщиком шин в Формуле 1 является итальянская компания Pirelli. В сезоне-2016 Pirelli представила семь различных типов резины :
1) Жесткий (Hard) – помечается оранжевым цветом.
2) Средний (Medium) – помечается белым цветом.
3) Мягкий (Soft) – помечается желтым цветом.
4) Сверхмягкий (Super-soft) – помечается красным цветом.
5) Ультрамягкий (Ultra-soft) – помечается фиолетовым цветом.
6) Промежуточный (Intermediate) – помечается зеленым цветом.
7) Дождевой (Full wet) – помечается синим цветом.

На каждом отдельно взятом Гран При разрешено использовать до 5 типов резины – промежуточный и дождевой типы доступны на всех Гран При, но к ним добавляются три из пяти сухих типов, которые Pirelli выбирает заранее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!