Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Составьте деловое описание игры в лапту. Русская лапта для детей: описание и правила. Что понадобится для игры в лапту

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.

Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Правила игры в русскую лапту

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре в лапту

Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры в лапту

Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.

Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».

Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: - четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; - судейское замечание – 1 очко.

Кто выигрывает в лапту

Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: - допущено грубое нарушение правил игры; - если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; - выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Дополнения к правилам

  • Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
  • Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
  • Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте

  1. Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
  2. Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
  3. Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
  4. Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав – русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе.
Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим – это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Наиболее простые правила игры в русскую лапту.

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности – и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: – четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; – судейское замечание – 1 очко.

Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: – допущено грубое нарушение правил игры; – если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; – выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды – юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

К описанным правилам есть кое-какие дополнения:
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.

Лапта – это командная игра с мячом и битой. Для игры подойдет любая прямоугольная площадка с удобным для бега покрытием (из травы, земли, щебенки) .

Цель игры заключается в следующем: послать мяч на максимально дальнее расстояние; за время его полета нужно успеть пересечь всю площадку и вернуться обратно, оставшись не засаленным противником. Удачная пробежка приносит команде очко.

Классический вариант лапты

  1. Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны.
  2. Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м.

За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле.

  1. По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит.
  2. Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным.

Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу.

  1. В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.

Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона.

  1. Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды.
  2. Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску.
  3. Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу.
  4. Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими.
  5. Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад.

Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию кона.По завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город.

И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок – команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие – лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Лапта имеет и систему фолов. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладони и без перекручивания. Обращают внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игры обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту - это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Это - старинная русская игра. Происхождение названия ее с точностью не установлено. Одни авторы (например, М. Литвинова) утверждают, что оно произошло от названия палки, которой бьют по мячу. Она несколько похода на лопату и называется «лаптой». Другие (например, Н. Клусов) уверяют, что слово «лапта» - древнеславянского происхождения и означает «мяч».

В игре участвуют школьники, молодежь и взрослые. Число их - от 10 до 30 человек. Лучшее место для игры в лапту - просторная лужайка или другое ровное обширное место.

На одной стороне площадки проводится черта «города», на противоположной стороне, на расстоянии 40-80 шагов от первой черты, - черта «дома». Если играют на травянистой площадке (лужайке), линии «города» и «дома» можно отметить флажками или другими предметами. Пространство между «городом» и «домом» называется «полем». Для игры требуется лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руке, другой конец делают лопатообразным, т. е. слегка срезая с одной стороны. Мяч лучше использовать теннисный.

Играющие выбирают двух капитанов («маток» - так часто их называют в этой игре) и делятся на две равные команды. Затем жребием определяют, какой команде играть в «поле», а какой - в «городе». Игроки первой команды произвольно располагаются в «поле» лицом к черте «города». Другая команда становится в «городе» в специально отведенном месте, называемом площадкой очередности.

Капитан команды, находящейся в «городе», берет лапту с мячом и устанавливает очередь между своими игроками для отбивания мяча. Капитан команды «поля» посылает одного из своих игроков к противникам для подачи мяча. Первый по очереди игрок команды «города» берет лапту и встает у линии на месте метальщика. Подавальщик получает мяч и с места подающего подбрасывает его, а первый игрок «города» отбивает его лаптой как можно дальше в «поле». Если удар по мячу был хороший, то метальщик бежит через «поле» до «дома» и обратно. Если же удар был слабый и мяч упал неподалеку, метальщик остается в «пригороде» и ждет следующего хорошего удара, после чего бежит.

Игроки «поля» стараются поймать мяч в воздухе или, схватив его с земли, запятнать им перебегающих. Если кому-либо из игроков «поля» удается поймать мяч с лету, то его команда идет играть в «город», а другая команда переходит в «поле». Если же игрокам «поля» удается осалить мячом кого-либо из перебегающих, то все они сразу бегут в «город», а игроки из команды противника быстро бегут в «поле» и стараются «отсалиться», т. е. попасть мячом в кого-либо из игроков, не успевших убежать в «город». Если им это удается, то они снова бегут как можно быстрее в «город», а команда оттуда бежит в «поле и также стремится «отсалиться». Таким образом, происходит борьба за овладение «городом».

Когда в «городе» утвердится «неосаленная» команда, игра возобновляется. Побеждает команда, сумевшая продержаться в «городе» дольше другой за все время игры. Можно присуждать победу и по-другому: каждый игрок «города», пробежавший до «дома» и обратно, зарабатывает очко. В конце подсчитывается, у какой команды больше очков.

Правила

  1. Метальщики отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном.
  2. Каждый игрок может бить по мячу только один раз, независимо от того, попал он или промахнулся. Право на следующий удар он получает после того, как сбегает «домой» и вернется в «город» «неосаленным». Вернувшись, он занимает очередь за последним игроком «города», не пробившим по мячу.
  3. Капитан может бить по мячу подряд три раза, он имеет право бежать после любого своего удара.
  4. Перебегающий после удара игрок должен оставить лапту в «городе», в противном случае он обязан вернуться назад до лини «города» и бежать снова.
  5. Если после удачного удара перебегающий выбежал из «города» или «дома», он обязательно должен совершить перебежку до конца лини «города» или «дома» без возврата назад.
  6. После сильного хорошего удара перебегать можно сразу нескольким игрокам.
  7. Подавальщик имеет право «салить» мячом перебегающих игроков, как и игроки, находящиеся в «поле».
  8. Подавальщик должен подбрасывать мяч так, чтобы по нему было удобно бить, иначе он должен повторить подбрасывание. Если подавальщик три раза подряд неудачно подбросит мяч, его заменяют и отправляют в «поле».
  9. Перебегающий, добежав до «дома», может оставаться там и ждать более удачного удара, чтобы начать обратную перебежку. Если он останется «неосаленным», команда получает очко.

ЛАПТА

I УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ И СУДЬИ


§ 1. Возраст участников


Участники соревнований делятся на следующие возрастны егруппы:
детская - мальчик» и девочки 12-14 лет,
средняя юношеская - юноши и девушки 15-16 лет
старшая юношеская - юноши и девушки 17-18 лет
взрослая - мужчины и» женщины 19 лет и старше.’

Примечание. В отдельных случаях по разрешению врача, тренера и соответствующего совета Союза спортивных обществ и организаций юноши и девушки старшей юношеской группы допускаются к участию в играх за команды взрослых.

§ 2. Обязанности и права участников


1. Участник обязан знать правила соревнований и точно соблюдать их.
2. Участник имеет право обращаться к судье только через капитана своей команды.
3. Каждый игрок, заявленный в составе команды, должен иметь разрешение врача на участие в соревнованиях.

§ 3. Костюм участников


1. Костюм участников состоит из майки или футболки, трусов и спортивной обуви без шипов и каблуков.
2. Команда должна выступать в одинаковой по цвету форме с установленной эмблемой.
3. Каждый игрок должен иметь на спине и на груди ясно видимый номер, отличающийся по цвету от майки или футболки.
Нумерация должна быть от № 1 в возрастающем порядке, в соответствии с количеством игроков. Номер игрока на спине должен иметь размер 25X12 см, ширина линий цифр - 2 см. Номер на груди имеет размер 10X5 см^ ширина линий цифр - 1 см.
Капитан команды обязан иметь отличительный знак: повязку на рукаве футболки пли нашивку на майке, на левой стороне груди, размером 3X1,5 см.

§ 4. Состав команды и замена участников


1. Команда состоит из 8 человек: б полевых и 2 запасных игроков. В отдельных случаях количество запасных игроков может быть изменено в соответствии с положением о данном соревновании.
2. Начать игру команда обязана с полным составом игроков. Если во время игры в команде останется четыре человека, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.
3. В процессе игры команде разрешается заменять запасными не более двух основных игроков. Это можно делать в тот момент, когда мяч находится вне игры. Замененные игроки могут снова вступать в игру. Обратные замены разрешается производить неограниченное число раз. Игроки бьющей команды могут производить замену только в городе, если при этом заменяемый игрок имеет право на удар.
4. Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить на это разрешение судьи.
5. Игрок, покинувший поле без разрешения судьи, удаленный с поля судьей или капитаном своей команды, не может быть снова допущен к игре или заменен запасным игроком.
6. До начала игры фамилии всех игроков каждой команды (основных и запасных) должны быть вписаны в протокол игры. Игрок, не включенный в протокол, к соревнованию не допускается.

§ 5. Состав судейской коллегии и обязанности судей


Для проведения каждой игры назначаются: судья на поле, судья на линии и секретарь.

Судья на поле


1. Судья на поле следит за выполнением игроками правил игры и принимает решения во всех случаях нарушения правил. Его решения являются окончательными.
2. Полномочия судьи на поле начинаются с момента вызова им команд на поле и кончаются после подписания протокола.
3. Судья на поле имеет право прекратить игру во всех случаях, когда сочтет нужным (неблагоприятная погода, непригодность грунта и другие причины). Тогда он обязан составить акт о причинах прекращения игры и выслать его организации, проводящей соревнование.
4. Судья на поле имеет право сделать игроку замечание и предупреждение, удалить его с поля без предварительного предупреждения за грубую игру или неэтичное поведение.
5. Судья на поле перед началом игры обязан проверить состояние и разметку поля, инвентарь" (мяч, биты), костюм, обувь игроков и Т. II.
6. После каждой партии и окончания игры судья на поле должен проверить запись результатов игры, сделанную секретарем.
7. По окончании игры судья на поле и капитаны обеих команд должны подписать протокол соревнования. Судья на поле предоставляет право выбора бить или водить капитану команды гостей. При игре на нейтральном поле бросается жребий.

Судья на линии


Судья на линии является помощником судьи на поле, он располагается у линии кона и передвигается вдоль боковой линии, следя за правильностью выполнения условий игры. О всех нарушениях ясно и отчетливо сигнализирует судье на поле флагом.

Секретарь


1. Секретарь ведет учет времени, очков и следит за очередностью бьющих игроков.
2. Секретарь ведет запись протокола, объявляет счет очков и время, после игры подписывает протокол.
3. Секретарь имеет право останавливать часы только по разрешению судьи на поле. В начале первой и второй половины игры секретарь начинает отсчет времени игры по начальному свистку судьи на поле.

II. ПРАВИЛА ИГРЫ

§ 6. Партии и продолжительность игры


1. В игре одна команда является бьющей, другая - водящей.
2. Игра состоит из 2 партий по 30 мин. каждая. Между партиями дается 10-минутный перерыв. После перерыва между половинами игры право начать игру получает команда, которая в начале игры была водящей.
3. Смена команд (бьющей и водящей) производится в следующих случаях.
Свободная смена команд: а) если у бьющей команды не остается игрока с правом на удар, б) если игрок водящей команды поймал. свечу в поле или за линией кона.
Игровая смена команд: а) если игрок водящей команды осалит игрока бьющей команды, б) если произойдет самоосалива-ние игрока бьющей команды.
4. При осаливании одного из игроков бьющей команды все игроки водящей команды должны постараться занять места в городе или за линией кона. Однако в момент, когда они разбегаются, может быть совершено ответное осаливание, и тогда смена команд не производится, и игра продолжается. Ответное осаливание может происходить неограниченное число раз. После ответного осаливания начисление очков командам не производится. В случае нескольких ответных осаливании, когда игровая смена команд (бьющей и водящей) не состоялась, игроки бьющей команды получают право на перебежку только после вновь совершенного удара.

§ 7. Начало игры


1. Команды выходят на центр ноля по свистку судьи и приветствуют друг друга (по окончании игры производится заключительное приветствие). Первой выходит на поле команда гостей.
2. Каждую партию начинает ударом по мячу игрок бьющей команды. Игроки бьющей команды, ожидающие очереди произвести удар по мячу, размещаются в площади очередности. Игроки, выполнившие удар и ожидающие перебежки, располагаются в пригороде.
Примечание. Запасные игроки и тренеры обеих команд размещаются на скамейке за боковой линией, около стола секретаря.

§ 8. Подбрасывание мяча


1. Подбрасывание (подачу) мяча совершает игрок водящей команды. В момент подбрасывания мяча бьющий и подающий игроки должны обеими ногами находиться в пределах площадки подающего. Подающий игрок может находиться на любом расстоянии от бьющего, но в пределах площадки подающего, выполняя просьбу бьющего и подавая мяч так, как тому удобно.
2. Подбрасывание мяча производится с открытой ладони.
3. За неправильное подбрасывание мяча подающему игроку делается замечание, при повторении нарушения - предупреждение, а при последующих нарушениях команда водящих каждый раз штрафуется очком.
4. Подающий игрок может пользоваться всеми нравами полевых игроков при нахождении в поле.

§ 9. Удар по мячу


1. Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы города, но не пересек боковых линий по воздуху.
2. Удар, после которого мяч коснулся земли в пределах штрафной площади, считается недействительным.
Примечание. Мяч, пересекший линию кона по земле или по воздуху, считается в игре.
3. Удар по мячу должен быть произведен лаптой в момент нахождения мяча в воздухе после подбрасывания.
4. Игрок, производящий удар, имеет право требовать нового подбрасывания (подачи) мяча до трех раз при условии, если он не произвел попытки ударить по мячу. Если подбрасывание было сделано неправильно, игрок имеет право потребовать дополнительного подбрасывания.
5. Если бьющий игрок сделал промах, то он имеет право начать пробежку только после правильного удара по мячу следующим игроком его команды.
6. В начале каждой партии игроки бьющей команды бьют но мячу по очереди, в порядке номеров. После выполнения ударов по мячу всеми игроками бьющей команды право на последующий удар игрок приобретает после полной перебежки.
7. После удара игрок обязан оставить лапту в пределах площадки подающего. В случае если лапта будет оставлена в поле или на линии, удар считается недействительным. Данный пункт правил не применим, если игрок водящей команды поймает свечу.
8. Удар, при котором может быть нанесено физическое повреждение игроку, подающему мяч, считается опасным. Такой удар является недействительным, а игроку делается предупреждение; при повторном предупреждении он удаляется с поля.

§ 10. Перебежка


1. Право на перебежку игрок получает после правильного удара по мячу. Игрок, делающий полную перебежку, должен пробежать по полю за линию кона и вернуться по полю обратно за линию города; правильно выполнивший одну полную перебежку получает право на один удар.
2. Игрок, пробежавший по полю за линию кона, может там оставаться и возвратиться обратно после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Это также является полной перебежкой.
3. Игрок, делающий перебежку непосредственно после своего удара, может бежать из площадки подающего.
4. Игрок имеет право не делать перебежку непосредственно после своего удара, а совершить ее после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Перебежку разрешается начинать только из пригорода, кроме случая, указанного в пункте 3 настоящего параграфа.
5. Игрокам запрещается вести силовую борьбу за мяч.
6. Игроки бьющей команды, не имеющие права на перебежку, могут выходить в поле только после того, как их команду осалят.
7. Игроки, начавшие перебежку за линию кона или города при правильном ударе, обязаны закончить ее. Перебежка считается (Начатой, если игрок заступил одной ногой за линию кона или города.
8. При возвращении мяча из поля в город, после пересечения мячом линии города, начинать перебежку запрещается. Игроки, производящие в данный момент перебежку, обязаны закончить, ее в одну сторону.
Примечание. В случае умышленной задержки мяча игроками водящей команды судья может остановить игру и отправить мяч в город.

§ 11. Осаливание


1. Игроки водящей команды могут находиться в любом ме сте поля и вне его и передвигаться в любом направлении, не пересекая линии города.
2. Игрок, делающий перебежку, считается осаленным, если его в пределах поля, в том числе и в штрафной площадке, коснется мяч.
3. Осаливание могут совершать все игроки водящей команды, в том числе и подающий игрок, если он находится в поле.
4. Осаливать можно только выпущенным из рук мячом (бросая его).
5. Игрокам водящей команды разрешается передавать друг другу мяч в любом направлении и передвигаться с ним.

§ 12. Самоосаливание


1. Игрок бьющей команды считается самоосаленным, если он: а) выбежит за боковую линию поля или наступит на нее, б) начав перебежку, возвратится за линию кона или города.
2. При самоосаливании игрок водящей команды, владеющий мячом, должен отбросить мяч в любую сторону, но в пределах поля; в этот момент происходит игровая смена команд.

§ 13. Результат игры


1. За каждую правильную полную перебежку бьющая команда получает 1 очко.
2. Команда, набравшая после двух партий наибольшее количество очков, является победительницей.
3. Если счет очков у обеих команд окажется одинаковым, игра считается оконченной вничью.

III. МЕСТО ИГРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ

§ 14. Размеры и разметка поля


1. Поле для игры в лапту представляет собой прямоугольник с ровной травяной или другой поверхностью длиной 60 м, шириной 35 м. Для детей в возрасте 13-14 лет размеры площадки - 40X25 м.
При проведении соревнований в коллективах физической культуры, а также среди детской и средней юношеской возрастных групп, разрешается использовать поле меньших размеров.
2. Поле должно быть размечено ясно видимыми (белыми) линиями шириной 10 см. Размечать поле канавками запрещается. Ширина линий не входит в размеры поля.
3. Длинные линии, ограничивающие поле, называются боковыми, короткие - линией города и линией кона. На расстоянии 15 м (для детей - 10 м) от линии города, параллельно ей, проводится линия, ограничивающая штрафную площадку (эта линия входит в размеры поля).
4. При разметке поля для игры в лапту линия города делится на три неравные части, площадки за которыми называются: пло щадкой очередности, площадкой подающего и пригородом.
5. В местах пересечения боковых линий с линиями города, штрафной площадки и кона устанавливаются полутораметровые флаги.

1. Лапта (бита) должна быть цельнодеревянная, длиной 1-1,2 м и толщиной 4 см в диаметре (ручку лапты разрешается делать тоньше - до 3 см). Допускается обмотка ручки биты.
2. Игрокам разрешается пользоваться своими битами.
3. Игрокам в возрасте 13-14 лет разрешается пользоваться плоской лаптой размером до 80 см в длину, до 8 см в ширину и до 2 см в толщину.

§ 16. Мяч


Игра в лапту проводится теннисным мячом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!