Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Сплав по подкаменной тунгуске. Эвенкия. Путешествие по Подкаменной Тунгуске

Удивительно красивая река. Знаменита своими каменисто-курумными берегами, скалами, порогами, кристально чистой водой. Ну и конечно таинственным тунгусским метеоритом. Но для нас целью путешествия по этой интересной реке стала уникальная рыбалка.

Никаких тунгусов там нет. Они живут намного севернее. Вообще издавна тунгусами называли любых коренных местных жителей. Хотя именно тунгусы- одна из разновидностей многочисленных северных народов Красноярского края. Началось развитие этого края еще в конце 19 века, во времена золотой лихорадки, когда в хребтах Енисейского кряжа были найдены богатейшие золотые россыпи. Прииски работают даже сейчас.

Путь на далекую тунгуску долог и дорог. Новосибирск- Красноярск- Енисейск (1100км) на машине, затем пересадка на ракету и 10 часов вниз по Енисею до п.Бор (300км). Погрузились в 8 утра на ракету и поперли в Бор. Всего 10 часов и ты приехал. 5000 рублей с носа и за каждый килограмм, свыше 20 кг на человека- по 40 руб. Золотая ракета. Тащить с собой лодки, моторы, и кучу всего лагерного снаряжения- очень дорогое удовольствие. Тем более что могут вообще не загрузить, если будет много людей. Без проблем забирают груз пассажирским обычным теплоходом. На 300 человек. Но он идет в три раза дольше, а билеты стоят также. Но даже попасть на золотую ракету не так то просто. Желающих много: местные жители, рабочие, семьи, дети… да еще эти вечные туристы с баулами. 10 часов приклеенный к креслу, как в самолете. Очередь в загаженный донельзя туалет, по одноразовому бесплатному стаканчику в руку для кипятка с кулера, и «весна на заречной улице» по видео с бесконечными повторами - эконом класс современности…

К счастью, наше снаряжение уже на месте, заброшенное грузовыми баржами еще с прошлого года. Про бензин вообще не может быть и речи- перевозить его запрещено на пассажирском судне. Слава богу, есть заправки в местных деревнях- всего то по 50-60 руб за литр, бензин какой та 80-й, но он есть!)). Кстати качество бензина сразу сказывается- свечки горят как деревянные.

В Бору опять перегрузка всей кучи вещей на мотолодки и 100км путь до базовой избы. Отсюда начался старт к рыбным местам по притокам на струйке (деревянная лодка) и на соларе с водометом. Струйка используется как грузовик- везет не спеша тонну груза. Солар же с водометом – быстрый разведчик. Перемещаясь со скоростью 30км в час даже по самым мелким участкам (до 10см воды), позволяет быстро менять участки рыбалки. Полное время заброски до мест рыбалки получилось трое суток. Это с ночевками конечно по ходу передвижения. Долго. Тяжело. Но когда в запасе две недели, это время растворяется и все трудности забываются.

Подкаменная тунгуска в нижнем течении – река шириной около 500 метров, с течением 3-5 метров в сек., с глубинами по фарватеру 5-8 метров. Судоходна на протяжении 1200 км от устья. Бакенов нет. Их ставят регулярно и по графику, но местное население их тут же отрезает. Очень ценен трос- петли на медведей.

В реку слева и справа впадает масса малых речек и ручьев. И они почти все рыбные. Хариус есть везде. Где то больше, где то меньше. Ленок попадается реже. Поимка тайменя это уже трофей. В самой тунгуске водится хариус, ленок, сиг, таймень, налим, окунь, щука, тугунок, чир. Самое главное богатство - тугунок. Это золотая жила для местных рыболовов. Им они живут, также как наши обские рыбаки живут стерлядкой. Тугуна много. Когда он идет на нерест, его поджидает тяжелое испытание- нужно пройти массовые заслоны рыбаков. 100 метровые бредни с высотой сети до 4 метров и с ячейкой 1см. Такая мелкая ячея потому, что сам тугунок очень мал. Карликовый сиг. Очень похож на мойву как по размерам, так и чем то по вкусу (из за очень высокой жирности). Местные рыболовы вылавливают его тоннами, продавая по 200-300 рублей за кило, зарабатывая фактически только этим себе на жизнь. Тугунок идет на нерест в августе. На ночь прижимается к берегу. Тут его и достают бреднями. На удочку не ловится вообще. Так я и не понял чем он питается и как его ловить спортивно?

Не вдаваясь в юридические тонкости законности такой рыбалки, подчеркну, что это действительно для местного населения почти единственный источник денежного дохода. Зимой некоторые еще охотятся на соболя. Но даже при очень хорошем фарте это не является стабильным финансовым фундаментом.

Мне почему то казалось, что немногочисленные деревни долины Подкаменной тунгуски уже почти вымерли. Работы нет, никого нет, все заброшено. Как бы не так. Все цветет и развивается. Куча детей, импортные моторы, снегоходы, новые дома, движение по реке туда сюда. Много молодежи, которая никуда не собирается уезжать, а с удовольствием идет по следам дедов и отцов- становятся профессиональными рыбаками, охотниками. Неплохо развивается и туристический бизнес. Хивусы с туристами- давно уже не редкость. Многие подрабатывают проводниками, грузоперевозчиками.

В самой Подкаменной тунгуске рыбачить спортивными снастями не просто. Слишком много воды. То ли дело впадающие малые речки- нашел проход в речку – и там обязательно рыба. Местные рыболовы вообще ничего не ловят в таком количестве как тугунка. Другую рыбу никто не принимает и деньги за нее не платят.

Вся река поделена на участки. Тут рыбачит и охотится один род или семья, тут другой. Никто не приходит на чужое «владение». На туристов с удочками смотрят сквозь пальцы: - попьют три дня да уедут… Гимсов и рыбоохраны не видел. Да и нет им смысла ходить по реке. Кого ловить то? Свата, брата, кума?

На самой реке рыбалка по снастям сходна с енисейской. Тиролька, блесны, балда. Удивил вездесущий сиг. Просто называют его сиг – сильная и вкуснейшая рыба, с экземплярами до 2-3 кг. Попадается в основном приловом. Очень похож на нашу нельму. Попытка специально его искать и ловить на блесна с ходу не получилась. Пробивая устья впадающих в Подкаменную тунгуску речек, обнаружили вместо ожидаемого тайменя щуку и крупного окуня (до 3кг). Вот уж что нам совершенно было не интересно ловить…

А где же таймень? Где этот царь сибирских рек? Как и где его поймать?

А его уже нет давно: - вы ловите тайменя? – очень редко. – а раньше был? – флягами всей деревней чистое мясо заготавливали! – и куда делся? - …

Хариус повсюду. И мелкий, и крупный. Но проще всего его ловить в малых речках, чем искать стаи в бескрайних просторах большой реки.

С начала сентября хариус выкатывается с малых рек в тунгуску. А с началом ледостава вновь уходит в родные речки на зимовку. С чем связана эта миграция? Со слов местных, хариус выходит с речек на большую воду на жировку. В это время по реке идет массовый вылет каких-то бабочек, засыпающих поверхность реки слоем корма.

Обычно в ясные, морозные утренние часы на берега тунгуски массово, из дебрей и чащобы тайги, вылетает глухарь. Выходит в пойму реки, на галечник, заглатывать мелкие камешки (для перетирания пищи в желудке). Эти курочки весом до 6-7 кг вносят разнообразие в скудный рацион таежных жителей. Мясо действительно вкусно, особенно в наваристой шурпе.

Ночевали мы исключительно в избах. Частично из за постоянной влажности, сырости, но в большей степени из за медведей. Изб очень много. Каждые 10, а то и 5км по тунгуске, по малым речкам, и даже по профилям в тайге. Они нужны для зимней охоты по маршрутам кольцевых путиков. Обычно у каждого охотника 10-12 изб. Итого путик 100км с тысячей капканов. И все их нужно зимой обходить, перезаряжать мясом (глухариным например), добывать соболя. Избы рубятся всем семейством по 3-5 человек буквально за 2-3 дня «под ключ». Бревна валят на месте. Тут же режут бензопилами и доски, грубые и толстые, которые идут на настил пола, потолка, крыши. Сверху на крыше толь. Привозят на места лишь печку и необходимую посуду. Трубы- от старых буровых. За зиму добывается в реальности около сотни соболей. В среднем шкурка соболя сдается по 5000 рублей. Это хорошая охота. Если фортуна улыбнулась- 200-300 шкурок за зиму. Ну а если крупно повезло (особенно на проходном соболе) – то и 500. Ходят байки и про 1000 шкурок, но что то верится с трудом.

Идеально девственны берега речек: ни костровищ, ни мусора, ни одного человеческого следа. Лишь изредка по песчаным отмелям копыта лосей, да развалистые хозяйские босоногие отпечатки медвежьих лап. Медведя очень много. И тут он настоящий хозяин: разоряет избы, пожирает продукты с лабазов, часто подкапывая огромные кедры, на которых висят железные бочки-контейнеры с запасами охотников. Но медведь никому не нужен. Никто на него не охотится. Мясо не едят. И отстреливают лишь в случаях непосредственной опасности. Иногда особо докучливых ловят петлями- стальной трос сантиметровой толщины, привязанный к бревну (тот самый, с бакенов). Попадая в петлю, медведь недолго таскает за собой это бревно, застревая между деревьями.

Привадой для заманухи медведя в петлю служит любой тухляк. Рыба или мясо. Вокруг петли создается небольшой залом из веток, и оставляют свободным лишь вход к приманке через петлю. Медведи не любят лазать по заломам, буреломам, всяким завалам. Обычно обходят их по чистому лесу, бесшумно, скрытно, и очень тихо: даже ветка под лапой не хрустнет.

Накатались по тунгуске, налюбовались прекрасной северной природой, прошли акклиматизацию, подтянули ремни на штанах, скомпоновали снаряжение и амуницию. Готовы к экстриму, к походу на горные речки за жирным хариусом и ленком… завтра в путь…

(продолжение следует…)

PS. Обеспечение экспедиции(на 4чел): лодка крым +ямаха 30, струйка (деревянная длинная лодка) + ямаха15, солар450+ меркури25водомет, 2 проводника, 6 собак, 2 карабина, 2 ружья, 600 литров бензина, упаковка моторного масла, три мешка продуктов.

PS2. Выражаю искреннюю благодарность организатору удивительного путешествия Михаилу Русских, а также товарищам по приключениям Сергею Ивановичу и Сергею Николаевичу, проводникам Димычу и Вовке.

PS3. Отдельно вкусная косточка за охрану лагеря – вожаку стаи собак Мухтару и старому мудрому Сибиряку. Без них нас бы наверное сожрали мишки)))
























На следующий день после прилета в Байкит мы отправились вверх по Подкаменной Тунгуске и реке Камо, чтобы узнать о том, как живут в отдаленных от цивилизации эвенкийских поселениях.

2. Рано утром мы выдвигаемся на набережную Подкаменной Тунгуски.

3. Загружаем вещи в моторную лодку и отплываем.

4. Сопровождает нас местный охотник и рыбак Виталий Анатольевич.

5. Весь путь в одну сторону занял у нас целый день. По пути встретилась всего одна деревня - Куюмба и несколько небольших поселений. Однако периодически по берегу попадаются охотничьи избушки. Охотники бывает уходят на промысел на несколько недель, а то и месяцев. Территория их участков огромна, поэтому приходится строить несколько избушек. Всегда есть главная, в которой охотник проводит большую часть времени. Такие избушки называют "базами".

6. По пути нам попадаются в основном судна груженые нефтью. Пока не построили нефтепровод вывозят "черное золото" только по реке. Вообще Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождение являются одними из самых перспективных для разработки в ближайшие 10 лет.

7. Так называемый "порт" "Славнефти". Сама скважина находится в нескольких километрах от берега.

8. Через пару часов доплываем до Куюмбы.

9. Один из брошенных домов возле реки.

10. Есть несколько новых домов, построенных при государственной поддержке.

11. Население Куюмбы примерно 150 человек. Здесь есть школа, детский сад, магазин. Сотовой связи нет. Почти все жители занимаются только охотой и рыбалкой, работать в Куюмбе почти негде. Некоторые устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины, которые находятся неподалеку.

12. Ну и почти у каждого есть свое хозяйство. Кто-то держит коров.

13. По местным дорогам можно ездить только на таком транспорте.

14. Кроме как на лодке, попасть в Куюмбу можно еще на вертолете, который делает рейс раз в 1-2 недели.

17. Администрация села.

19. Первая буровая скважина Куюмбинского месторождения. Пробурена еще в 1973 году.

20. Дизельная.

23. Николай (слева)- коренной житель Куюмбы. Занимается изготовлением деревянных лодок. Наобещал сделать лодки многим, мешают этому постоянные запои.

24. На берегу мы встретились с местными охотниками.

25. Охотники говорят, что бензин стал слишком дорогой, а для моторных лодок его надо немало - двигатель лодки потребляет горадзо больше чем у любого автомобиля.

26. Ругают законы за то, что для георазведки не запрещена вырубка просек шириной до 4 метров. После вырубки охотник не получает никаких компенсаций, хотя зверь боится людей и уходит.

27. Несмотря на это, места для заготовки дров для них находятся очень далеко от деревни. Приходится порой ездить больше чем за 100 километров и тратить немало топлива для доставки.

30. Километрах в 50 от Куюмбы находится лагерь лесозаготовщиков. Здесь работает 20 человек. Живут в вагончиках и избушках.

31. Выполняют заказы как муниципальные, так и частные. За смену заготавливают до 20 кубов древесины.

32. Работники в основном из Ошарово, села в примерно 150 километрах отсюда.

33. Виталий Анатольевич говорит что нередко пьют. Из-за этого нет никакой дисциплины, а контроллировать их некому, работа встает.

34. Встречают лесопильщики нас довольно добродушно предлагают перекусить и попить чай - гостеприимство здесь у людей принято, иначе без помощи порой приходится трудно, ведь расстояния между поселениями немаленькие.

35. Сын Виталия Анатольевича.

36. Алексей следит за порядком в избушке, готовит еду.

38. И снова несколько часов по Тунгуске и мы сворачиваем направо - реку Камо.

39. Природа вокгуг порой завораживает.

40. Хотя бывает и такое. Пожары случаются и тушить их на такой огромной территории как Эвенкия бывает нелегко.

41. Делаем остановку еще в одной избушке.

42. Здесь мы встречаем Николая. Рыбаки его называют Налим. Как говорит Виталий Анатольевич - Николай хороший охотник, но большой любитель выпить. Вообще среди охотников много пить не принято, ведь это мешает промыслу.

44. Ильяз. Родился в Казахстане. В детстве с родителями переехал в Куюмбу. Работает на дизельной станции, и конечно как и все в Куюмбе занимается охотой и рыбалкой - одной зарплаты мало чтобы прокормить семью. Бывал в разных городах, видел как живут там люди, но уезжать никуда не собирается. Виталий Анатольевич попросил его быть нашим проводником по реке Камо. Река не такая полноводная как Тунгуска, чтобы в это время проехать на моторке, надо знать как объезжать пороги и отмели.

45. Под вечер наконец добираемся до места ночлега - одной из охотничьих избушек на реке Камо.

46. Природа вокруг.

49. Здесь растет ягель - так называемый олений мох. Но оленей среди тайги не разводят, они есть только на севере района в Суринде. Хотя дикие олени встречаются.

50. На ужин быстренько приготовили суп из макарон и тушенки. Виталий Анатольевич достал взятое в дорогу - копченого тайменя и вяленое оленье мясо.

51. На следующий день на привале увидели лося, подошедшего к реке с другого берега. Попытки его подстрелить оказались безуспешными, слишком далеко был.

54. На следующий день в вода в реке сильно упала. Эвенкийская традиция - кидать монеты в реку перед порогом. Считается что так можно задобрить дух реки. Так мы и сделали вместе с нашими проводниками.

55. Приплываем к устью Камо. Здесь с здесь в 1952 года стоит метеостанция.

56. Клавдия. Рассказывает, что последнее время часто приходят медведи. Оружия у них нет, не положено. Гоняют медведей собаки. Так как не разрешено оружие, охотой не занимаются, только рыбачат.

57. Работает 3 человека. 2 раза в год им завозят продукты - консервы, крупы и прочее самое необходимое. Выращивают в теплицах помидоры, огурцы.

58. Тунгуска в окрестностях Куюмбы.

59. Здесь недалеко находится небольшое поселение, где живет Александр с семьей.

60. Кроме них здесь живет еще четверо человек. Александр говорит, что бензин стал совсем дорогой, а соболь - единственное что приносит доход его семье стоит совсем мало. Мясо и рыбу продавать почти невыгодно, ведь стоимость транспортировки весьма высока.

63. Вот так живут люди вдали от асфальтированных дорог и базовых станций сотовой связи. Нельзя сказать, что живут плохо, каждый, кто не ленится может обеспечить себе нормальную жизнь. Большинству местных жителей без разницы кто сидит в Кремле. Лишь бы государство не вмешивалось в их жизнь новыми законами ограничивающими их промыслы.

64. Ну и напоследок хотелось бы показать несколько фотографий бескрайних просторов Эвенкии с высоты.

До вылета

Предисловие.

Ещё и года не прошло после нашего эпического путешествия на , как мы уже вернулись из очередного приключения: 1 сентября прошлого года мы вылетали в Петропавловск-Камчатский, а уже 27 августа этого года последняя партия экспедиционеров приземлилась в Шереметьево рейсом из Красноярска. Вот такой выдался год. Но, чтобы не складывалось у читателя впечатления, что нас год не было дома, расскажу всё по порядку.. (Сделаю тут маленькую ремарку, касающуюся вот эти двух точек чуть выше: «..» - это не опечатка автора и не ошибка от неграмотности (где-где, но не тут), а сознательное использование этого символа. Говорю об этом только потому, что на паре ресурсов мой отчет по Онекотану размещали, тщательно исправляя «..» на многоточие в каждом встречающемся месте. На мой взгляд, точка в конце предложения – это слишком безапелляционно и использую этот знак как можно реже, а классическое многоточие «…» - это что-то слишком длинное, неопределенное, подразумевающее бесконечное множество суждений, после которого хочется пойти выпить чаю и не факт, что захочется вернуться к этой мысли, фразе или чему-то ещё. Значок «..» мне кажется совершенно соответствующим моему восприятию суждений, жизни – он позволяет сделать небольшую паузу, подумать, почувствовать, сделать какой-то свой вывод и.. тут же можно продолжить делать то, что ты делал или что-то изменить, в том числе самому добавить или убрать ещё одну точку и больше не возвращаться к написанному или сделанному..)

Даже ещё до отлета на «Остров мечты» мы озадачились выбором новой цели для очередного путешествия: «Как же так?! Уже пять лет назад мы хотели побывать на Онекотане, а сейчас совершенно не знаем, куда отправимся в следующем!!!» Не знаю как остальные коллеги - экспедиционеры, а меня это очень озадачивало. Несколько мыслей-вариантов крутилось в голове, в том числе и Подкаменная Тунгуска, но ничего определенного не вырисовывалось. Хотя, сразу после очного обсуждения ещё только раскладки на онекотанскую экспедицию в одном из пивных заведений столицы, я посмел засеять семена мысли о Подкаменной в разрыхленное онекотанскими ожиданиями сознание будущих покорителей края Земли.

Одно название «Тунгуска» уже вызывает множество ассоциаций: Сибирь, тайга, реки, комары и мошка, медведи, таймени ну, и самое главное – Тунгусский «метеорит» или правильнее сказать – Тунгусское чудо.

Ну что ж, посеял и ладно.. Отправляемся на Онекотан..

По возвращении с Дальнего Востока проблема выбора моментально чуть не зашла в тупик. Я, помнится, даже в отчете написал следующее: «… в голове постоянно крутился вопрос: куда же дальше?! Дальше вроде уже и некуда двигаться по нашей стране! По сложности, продолжительности, технической и информационной подготовке – это пока предел наших мечтаний и возможностей.. Подкаменная Тунгуска, заполярный Урал, Хакасия, море Лаптевых, Якутия, Новая Земля?! – какими все эти красивейшие места кажутся нам близкими теперь! ». Однако, взяв себя в руки, начали со скрипом прорабатывать варианты, коих во время предварительного мозгового штурма набралось целых 14 – по 3-4 на брата для более подробной проработки. Даже впервые в списке мест для путешествия мы повторились – добавили место, где уже побывали, а может быть, просто навсегда внесли «почетного члена» списка - остров Онекотан. Очень уж он нас зацепил.. Но выбирать его не стали:-)

После длительных уговоров, увещеваний, обещаний, намеков и даже эмоциональных заявлений об отмене участия в «Экспедиции-2011», к ЯНВАРЮ!! мы более-менее проработали целых 7 вариантов, из которых методом предварительного голосования и далее взвешенных коэффициентов по «шорт-листу» из трех, к марту мы добрались – таки до окончательного выбора: Подкаменная Тунгуска!

Что же у нас было на тот момент?!

Всё та же банда коллег - экспедиционеров, очередная мечта и основные материалы по району путешествия. А также известная и не теряющая актуальность книга «В чертогах Подкаменной Тунгуски», написанная М.А. Заплатиным ещё в 1968 году, в дополнение к которой несколько достаточно подробных отчетов в сети (ссылки приведены в конце повествования). Конечно же, огромное количество материалов по Тунгусскому чуду – версии, описания экспедиций и походов. Всё это было сначала просто прочитано, а потом нужное было основательно проштудировано.

Итак, если коротко, то Подкаменная Тунгуска – река, протекающая в Красноярском крае (в частности в Эвенкии, которая также теперь является составной частью края), правый приток Енисея. В верхнем течении именуется Катангой и только после впадения недалеко от посёлка Ванавара правого притока Тэтэрэ, начинает гордо именоваться Подкаменной Тунгуской. В различной литературе также приходилось встречать название этой реки как Средняя Тунгуска (Нижняя есть, Средняя тоже получается была, значит где-то есть/была Верхняя?! По некоторым данным, Верхней Тунгуской до 17 века называли Ангару! Но только в её нижнем течении. И надо сказать, что в месте слияния нынешней Ангары и Енисея, первая выглядит гораздо более полноводной, хотя на картах изображается иначе. Таким образом, добавив немного фантазии, получается, что Енисей мог сейчас быть притоком Верхней Тунгуски, впадающей в Карское море Северного-Ледовитого океана! Но на истину не претендую…). Примерная общая протяженность Катанги + Подкаменной Тунгуски от истока до устья около 1700 км. На реке есть 2 крупных посёлка: Ванавара и Байкит, делящих реку примерно на 3 равные части по 550-600 км. и посёлок Подкаменная Тунгуска в самом устье. В упомянутых посёлках есть авиасообщение с Красноярском, а раньше было и между собой (говорят, что на вертолетах можно и сейчас летать из посёлка в посёлок, однако, в отличии от советских времен, когда билет для местных авиарейсов стоил также как билет на междугородний автобус где-нибудь в средней полосе России, сейчас занятие это, мягко говоря, не дешевое). Наиболее известен посёлок Ванавара – во многом благодаря Тунгусским событиям 1908 года, когда примерно в 80 км от посёлка произошла самая известная катастрофа последнего времени. По некоторым данным, набралось уже более 1000 различных версий тех событий: от всем известных до таких экзотичных как критическое скопление комаров и мошки и их взрыва от искры или грозы, а также резонанса от игры на огромных бубнах всех шаманов Подкаменной Тунгуски. Для подробно изучения отсылаю читателей к научным и не очень материалам, коих можно в современном мире раздобыть, не выходя из дома, огромное количество.

Конечно, хотелось бы пройти как можно большую часть реки, конечно, хотелось бы побывать в эпицентре катастрофы, на водопаде Чургим, на заимке Кулика, конечно, хотелось бы много чего увидеть и, не особенно торопясь, насладиться окружающими красотами.. Но.. Ограничения.. Они как всегда, почти сильнее нас.. «Почти», потому что мы называем наше соответствие им – компромиссом.. Компромиссом с родственниками, с работой, с материальными возможностями и много ещё с чем.. А, как известно, если ты сам добровольно принимаешь на себя рамки, накладываемые окружающим социумом, то ты не перестаешь быть свободным человеком, просто живешь в режиме «свободы самоограничения».. Так вот – ограничения наши выглядели так: не более двух недель отсутствия на работе и дома, финансовый предел, физический предел и т.д. Двое из нашей банды вообще не имели на том момент практики не то что длительных, но и вообще никаких водных походов..

Вот основываясь на этих основных начальных данных нам и предстояло весной определить порядок дальнейших действий, средства заброски, материальное обеспечение, ну и проработать маршрут: его сроки, продолжительность, разбивку по дням и много чего ещё..

Таким образом, мы решили ограничить наше посещение Подкаменной Тунгуски одним участком реки в 500-600 км. Большего осилить за две недели не получится.. Предстояло решить только будет ли это Ванавара – Эпицентр катастрофы – Байкит или Байкит – посёлок Бор на Енисее. Долго размышляли и пришли к выводу, что эпицентром мы вынуждены пожертвовать в угоду посещения самых красивых (по мнению многих) мест на Подкаменной Тунгуске – участок от Байкита до посёлка Полигус протяженностью 125 км., а также более красивым аккордом в конце путешествия в виде достижения устья реки и форсирования Батюшки Енисея.

На следующий день после прилета в Байкит мы отправились вверх по Подкаменной Тунгуске и реке Камо, чтобы узнать о том, как живут в отдаленных от цивилизации эвенкийских поселениях.


Рано утром мы выдвигаемся на набережную Подкаменной Тунгуски.

Загружаем вещи в моторную лодку и отплываем.

Сопровождает нас местный охотник и рыбак Виталий Анатольевич.

Весь путь в одну сторону занял у нас целый день. По пути встретилась всего одна деревня - Куюмба и несколько небольших поселений. Однако периодически по берегу попадаются охотничьи избушки. Охотники бывает уходят на промысел на несколько недель, а то и месяцев. Территория их участков огромна, поэтому приходится строить несколько избушек. Всегда есть главная, в которой охотник проводит большую часть времени. Такие избушки называют «базами».

По пути нам попадаются в основном судна, груженые нефтью. Пока не построили нефтепровод, вывозят «черное золото» только по реке. Вообще Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождение являются одними из самых перспективных для разработки в ближайшие 10 лет.

Так называемый «порт» «Славнефти». Сама скважина находится в нескольких километрах от берега.

Через пару часов доплываем до Куюмбы.

Один из брошенных домов возле реки.

Есть несколько новых домов, построенных при государственной поддержке.

Население Куюмбы примерно 150 человек. Здесь есть школа, детский сад, магазин. Сотовой связи нет. Почти все жители занимаются только охотой и рыбалкой, работать в Куюмбе почти негде. Некоторые устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины, которые находятся неподалеку.

Ну и почти у каждого есть свое хозяйство. Кто-то держит коров.

По местным дорогам можно ездить только на таком транспорте.

Кроме как на лодке, попасть в Куюмбу можно еще на вертолете, который делает рейс раз в 1-2 недели.

Администрация села.

Первая буровая скважина Куюмбинского месторождения. Пробурена еще в 1973 году.

Дизельная.

Заправка. Бензин, как и в Байките, стоит 34 рубля за литр 92.

Николай (слева) - коренной житель Куюмбы. Занимается изготовлением деревянных лодок. Наобещал сделать лодки многим, мешают этому постоянные запои.

На берегу мы встретились с местными охотниками.

Охотники говорят, что бензин стал слишком дорогой, а для моторных лодок его надо немало - двигатель лодки потребляет горадзо больше чем у любого автомобиля.

Ругают законы за то, что для георазведки не запрещена вырубка просек шириной до 4 метров. После вырубки охотник не получает никаких компенсаций, хотя зверь боится людей и уходит.

Несмотря на это, места для заготовки дров для них находятся очень далеко от деревни. Приходится порой ездить больше чем за 100 километров и тратить немало топлива для доставки.

Километрах в 50 от Куюмбы находится лагерь лесозаготовщиков. Здесь работает 20 человек. Живут в вагончиках и избушках.

Выполняют заказы как муниципальные, так и частные. За смену заготавливают до 20 кубов древесины.

Работники в основном из Ошарово, села в примерно 150 километрах отсюда.

Виталий Анатольевич говорит что нередко пьют. Из-за этого нет никакой дисциплины, а контролировать их некому, работа встает.

Встречают лесопильщики нас довольно добродушно, предлагают перекусить и попить чай - гостеприимство здесь у людей принято, иначе без помощи порой приходится трудно, ведь расстояния между поселениями немаленькие.

Сын Виталия Анатольевича.

Алексей следит за порядком в избушке, готовит еду.

И снова несколько часов по Тунгуске и мы сворачиваем направо - реку Камо.

Природа вокруг порой завораживает.

Хотя бывает и такое. Пожары случаются и тушить их на такой огромной территории как Эвенкия бывает нелегко.

Делаем остановку еще в одной избушке.

Здесь мы встречаем Николая. Рыбаки его называют Налим. Как говорит Виталий Анатольевич - Николай хороший охотник, но большой любитель выпить. Вообще среди охотников много пить не принято, ведь это мешает промыслу.

Ильяз. Родился в Казахстане. В детстве с родителями переехал в Куюмбу. Работает на дизельной станции, и конечно как и все в Куюмбе занимается охотой и рыбалкой - одной зарплаты мало чтобы прокормить семью. Бывал в разных городах, видел как живут там люди, но уезжать никуда не собирается. Виталий Анатольевич попросил его быть нашим проводником по реке Камо. Река не такая полноводная как Тунгуска, чтобы в это время проехать на моторке, надо знать как объезжать пороги и отмели.

Под вечер наконец добираемся до места ночлега - одной из охотничьих избушек на реке Камо.

Природа вокруг.

Здесь растет ягель - так называемый олений мох. Но оленей среди тайги не разводят, они есть только на севере района в Суринде. Хотя дикие олени встречаются.

На ужин быстренько приготовили суп из макарон и тушенки. Виталий Анатольевич достал взятое в дорогу - копченого тайменя и вяленое оленье мясо.

На следующий день на привале увидели лося, подошедшего к реке с другого берега. Попытки его подстрелить оказались безуспешными, слишком далеко был.

На следующий день в вода в реке сильно упала. Эвенкийская традиция - кидать монеты в реку перед порогом. Считается что так можно задобрить дух реки. Так мы и сделали вместе с нашими проводниками.

Приплываем к устью Камо. Здесь с 1952 года стоит метеостанция.

Клавдия. Рассказывает, что последнее время часто приходят медведи. Оружия у них нет, не положено. Гоняют медведей собаки. Так как не разрешено оружие, охотой не занимаются, только рыбачат.

Работает 3 человека. 2 раза в год им завозят продукты - консервы, крупы и прочее самое необходимое. Выращивают в теплицах помидоры, огурцы.

Тунгуска в окрестностях Куюмбы.

Здесь недалеко находится небольшое поселение, где живет Александр с семьей.

Кроме них здесь живет еще четверо человек. Александр говорит, что бензин стал совсем дорогой, а соболь - единственное что приносит доход его семье стоит совсем мало. Мясо и рыбу продавать почти невыгодно, ведь стоимость транспортировки весьма высока.

Вот так живут люди вдали от асфальтированных дорог и базовых станций сотовой связи. Нельзя сказать, что живут плохо, каждый, кто не ленится, может обеспечить себе нормальную жизнь. Большинству местных жителей без разницы, кто сидит в Кремле. Лишь бы государство не вмешивалось в их жизнь новыми законами, ограничивающими их промыслы.

Ну и напоследок хотелось бы показать несколько фотографий бескрайних просторов Эвенкии с высоты.

Расслабляемся. Василич сходил в устье ручья вернувшись через час со словами "здесь рыбы нет", есть подозрение, что рыба испугалась его свежеприобретеннонго в Байките спининга с тестом 100 - 250 гр и соответствующим названием - "Crocodile", a если что и небольшое садилось к нему на блесну, заметить это вряд ли мог Василич и просто вырывал приманку у рыбы.
Устроили небольшие постирушки с просушкой вещей в топящейся бане. Пила "экспедиция" прожила после ремонта, проведенного Ярулаичем, еще 5 минут, перепелив нетолстое дерево в двух местах и тут же сломавшись на серьезной дровине. Выручила ножовка, найденная в арсенале хозяина зимника, наготовили достаточно относительно сухих дров для протопки бани и готовки.

В поисках ножовки или пилы нашли в зимнике интересную снасть, назначение и способ ловли которой я не готов описать, но фото привожу, быть может кто-то знает и просветит.

Около 5 часов я с Ярулаичем, взяли спининги, пошли облавливать берег в направлении устья ручья. Дождь чуть не заставил нас вернуться обратно, но мы вытерпели его 20 минутное нашествие и не зря - первый заброс на впадении ручья и я вывожу весьма достоиного хариуса, еще два заброса - еще одна рыба, Ярулаич присоединился и в два спиннинга мы бодро начинали увеличивать улов, через минут 40 пришел и Анатолич с Василичем, спинингами и фотовидеотехникой, заметив со стоянки нашу бойкую ловлю. В результате за полтора часа 26 хариусов и 4 форели,

одну Ярулаич вытащил весьма зачетную!

Почистив рыбу, искупались в баньке, затем приготовили улов - хватило и на уху и на жареху и на малосол выделили форельку. Довольные проведенным днем и удачной рыбалкой улеглись поздно, за полнлночь, завтра снова ходовой день и больше полсотни километров на веслах!

Утром реку и берега окутал очень сильный туман, позавтракав, отчаливаем в стандартные начало девятого. Идти в такой туман можно только по берегу, но нам нужен по карте противоположный, которого не видно, идем до него "по приборам", через 50 метров пропадает и тот берег от которого отошли. В какой-то момент показалось, что сбились с курса - хоть GPS доставай - но всеже расчет и курс были верными, вскоре появились очертания правого берега. Туман и течение создают интересные оптические эффекты, которые мы принимаем за бревна, камни или еще что-то при абсолютной глади в действительности - нас веселит. Минут через 40 туман начал нехотя подниматься и река, словно стеснительная девушка, стала приоткрывать нашему взору берега и фарватер.

На 125 км начинаются перекаты и мели по правому берегу. Довольно успешно преодолели их, один раз только скребанув балонами по гальке. Чтобы полностью избежать подобных неприятных звуков, можно придерживаться судового хода по левому берегу, там глубже. Поиграли в догонялки с недавно появившимся на свет водоплавающим, который до последнего хотел уйти от нас по течению, но, когда мы его почти настигли, развернулся на 180° и был таков,

оставив нас хохотать на удаляющемся на хорошей скорости от него катамаране.
На 110 км река резко сужается

и начинается десятикилометровый участок столбов и обрывистых скал по берегам. В самом начале этого живописного участка видим тримаран и пятерых путешественников, которые сплавляются с Вельмо, успеваем перекинуться парой фраз, дальше начинаем бороться со злющим встречным ветром, который не смотря на хорошее течение, упорно держит нас на месте и даже гонит назад, во время фотосессий, если не гребем.
А поснимать есть что - столбы, высокие, суровые, медленно, тысячелетиями отдающие себя реке большими осколками, скатывающимися к Тунгуске, словно животные, изнемогающие от жажды.

То и дело застываем в созерцании таинственных силуэтов, выточенных дождем, туманом и ветром на вершинах столбов.

В какой-то момент, на очередном повороте, обращаем внимание, что катамаран не идет вперед, не смотря на наши усилия на веслах. Оказалось, река, резко повернув, завернулась встречным течением за песчаным мысом, да таким, которое перекрывало все наши усилия на веслах. Пришлось поменять курс и взять ближе к центру реки.
Пристали в устье притока Шумиха. Живописная речка,

впадающая тайменевыми ямами в Подкаменную, однако, не принесла нам улова, видимо потому, что наверху было прям таки вытоптано такими же рыбаками, как мы.
Полюбовавшись притоком, полакомились костяникой,

которая пробивалась сквозь мостовую, уложенную природой, да так, что позавидовали бы греки, мостившие верхний город в Монемвасии в XIII веке.

Опять бьемся против ветра «лилипутскими» гребками, прозванными так Василичем не из-за силы, а по эффекту, получаемому в результате.
Наконец-то появился остров Черный, весь уложенный бреднями по берегу. Как потом выяснили, народ таскает очень популярную рыбку - тугунца (или тугунка, как было названо нам в верховьях) - которую затем продают перекупщикам, а те, в свою очередь, везут ее в Красноярск и далее.

Остров проходим по левой протоке, несудоходной и, не доходя пару сотен метров до впадения Большой Черной речки, увидев вдалеке, первые строения дер. Суломай встаем на острове, приблизительно на 80-м километре,

за остатками летнего лагеря, то ли пионерского, толи еще какого, давшего нам сухие дрова, которые здесь пришлось поискать бы. В итоге снова 57-58 км за день и это при таком встречном ветре…!

Я с Анатоличем сегодня дежурю. Будильник на телефоне с трудом вытащил меня из сладких снов о каком-то лагере, друзьях и тусовках. Вставать не хочется, слабый дождь тихо чеканит свои пятна по крыше палатки.
Довольно быстро кипятим воду для галы-галы и чая-кофе, будим оставшихся двоих экспедиционеров, выходим в конечном счете в 8 утра. Сразу пристаем у устья Большой Черной речки - у нас есть полчаса, так как магазин в Суломай открывается только в 10 и плыть до него около часа. Рыбаки разбредаются по берегу, я беру фотоаппарат по причине давно уже сломанного спиннинга и брожу неподалеку. Слышу радостного и возбужденного Анатолича. Подхожу, он рассказывает, как боролась та полуторакилограмовая форель, которую он вытащил. Я приглядываюсь к рыбе и с некоторыми сомнениями,

но поздравляю Анатолича, так как считаю, что это таймешонок (потом рыбаки нам подтвердили, а мы тем не менее собираемся проверить это в сети), наконец-то свершилось - один таймень пойман, об этом мы мечтали уже несколько путешествий, не ставя это целью, но очень желаемой опцией!

Ярулаич достал двух радужных форелек и мы отходим от берега в направлении дер. Суломай. На длинном левом повороте перед деревней правый обрывистый берег пылает ярко бардовой глиной.

Деревня, стоящая на 75 км от устья Тунгуски, имеет всего несколько домов на берегу, основная же часть, включая почту, магазин, администрацию, расположены вглубь берега от последних по течению строений. Такая перестройка деревни произошла после наводнения 2001 года, когда бОльшая часть деревни, расположенной тогда по берегу, была снесена весенними льдами.
Около местных лодок пришвартован желтый тримаран, приспособленный для жизни и рыбалки. Вспоминаем, что видели их пару раз, обгоняли. Знакомимся - ребята из Кемерово. 5 человек, сплавляющихся с р. Вельмо, от деревни с одноименным названием. Сказали, что рыбалка на Вельмо лучше, верим, так как сами до Полигуса не поймали ни одной рыбки. Купили тушенку, водку, сухари и конфеты, хлеба нет - пекут сами, советуют найти дом Петра Петрова, находим без труда. Создалось впечатление, что это один из тех людей, которые решают проблемы, да еще и продавец, сказал, что хлеб, это проблема. У Петра хлеба не было, но этот приветливый бородач с внимательным взглядом, нашел для нас один здоровый батон у соседки. Поблагодарив, спускаемся к катамарану, отчаливаем, обгоняем ребят из Кемерово, мирно дрейфующих вниз.
На обед останавливаемся за о. Коса Черная на 55 км. При швартовке замечаем сеть и бьющуюся в ней птицу!

Организуем спасательную операцию - в сети запуталось и уже мертвы две птицы и одна ондатра, живую же удалось вызволить и, освободив от пут, выпустить на свободу!

Пока перекусывали сыром, салом с чесноком, жгучим перцем и луком, подошла гроза, попытавшись уплыть от нее через 3 км швартуемся и укрываемся тентом - не хочется мокнуть - переждем.
Полтора часа под тентом позволили мне немного занести хронологию в гаджет, в то время, как экспедиционеры блаженно дремали под то утихающую, то возобновляющуюся канонаду крупных капель по тенту.
Дождь не прекращался, небо приносило все новые и новые заряды. В конечном итоге, покимарившие и набравшие сил экспедиционеры сняли тент и пошли лопатить веслами в дождь - тайм план надо выдерживать. Под дождем шли около двух часов, все части, незащищенные непромокашками вымокли капитально. Километровые отметки, как обрезало, видно не хватает дров кому-то. В 20 часов, поднялся ветер и на горизонте появилась чернота, решили срочно вставать, как раз нашлась отметка 25 км, встали лагерем на галечной косе рядом с ручьем, которые встречаются уже не так часто. Быстрая расстановка лагеря с хорошим ужином из жаренного тайменя и картофельного пюре отвернула черную тучу, отомстив мелким дождем и сильным, пронизывающим ветром. Подошел Владимир, житель Бора, очень приятный человек, рыбачащий в свободное от сменной работы время, который переехал 20 лет назад в эти места с Ангары, пообщались, отбой. Да, жареный таймень был великолепен!

Такой силы встречный ветер был только на Большом пороге. Сразу стало ясно, что Тунгуска решила испытать нас на прочность на последок.
Догреть на завтрак кашу на газовой горелке смог только в палатке, застегнув наглухо молнию, иначе задувает.
Собирались неспешно, надеялись, что немного стихнет - не стих, отчалили в 8-45, без разминки взяв высокий темп с почти полной мощностью.
Отдыхали каждый час по 10 минут.
Скорость удалось держать на уровне 4 - 4,5 км/ч, но при этом ни одного гребка никто не пропускал - каждый понимал, что его вклад в поступательное движение нашего катамарана в этот момент бесценно.
Пытались прятаться от ветра под берегами, стараясь угадать истинное направление ветра и соотнося его с руслом реки - практически бесполезно, стиснув зубы гребли.
Река разлилась, показывая иногда посередине безжизненные галечные острова-мели, которые мы использовали для отдыха.

Ландшафт поменялся полностью, чувствуется приближение большой воды.
Подняли стаю птиц, похожих на чаек, подкравшись к ним с фототехникой.

Тайга все плотнее одевается в осенние одежки.

Когда подходили к Енисню, ветер наконец-то подутих, перекусили последний раз салом, чесноком, луком, перцем и хлебом, сделали фото в устье красавицы Подкаменной Тунгуски,

пересекли Енисей, пристали недалеко от дебаркадера.
Сделали финальное фото, используя всю технику и профессионализм Василича

Погода позволила хорошо высушиться и даже коротенько искупаться в реке, сборы закончили к 21 часу. Вещи оставили на дебаркадере. Александр, смотрящий этого чуда, рассказал об особенностях местного речного флота и "модернизации", например, вместо устаревших "Комет" закупили новые скоростные корабли, производимые в Татарстане, теперь, эти монстры, пожирающие 660 литров соляры в час на крейсерской скорости, на глиссере поднимают такую волну, что их не пускают в Красноярск и ходят они только до Енисейска. До Красноярска было выполненно только четыре рейса в этом сезоне.
Сфотали с дебаркадера удивительный северный закат на великой реке.

Поселились в местной гостинице с весьма хорошими условиями и очень приличной домашней кухней.

Вчерашний новый наш знакомый - второй человек в поселке - водитель мэра Юра, любезно забросил нас с вещами в аэропорт. Взвесив вещи и оформив багажные квитки узнаем, что мы сегодня не летим!!! Причина - рейс Красавиа из Подкаменной в Красноярск уже несколько месяцев, как перенесен с четверга на пятницу. Эмоции, междометия, попытки улететь хоть куда-то, хоть чем-то звонки в авиакомпании, водителю мэра, в МЧС ни к чему не привели.
В конечном итоге пол дня тратим на перенос и покупку двух билетов из Красноярска в Москву - решили разделиться - Анатолич с Ярулаичем перенесли с боем билеты на сутки Аэрофлотом, я с Василичем купил билеты на вечер следующего дня а/к Таймыр, чтобы прилететь домой позже, но все же в пятницу. Остаток дня проводим в прогулках, повидали Кемеровчан, которые рассказали об их интересных приспособлениях для сплава по течению против ветра, угостили нас вкуснейшим Тугунком,

потом бильярд, пиво, разговоры,

жалеем, что дополнительный день экспедиции проводим не на дневке на прекрасной реке, а в поселке.
В следующий раз будем проверять всю информацию по транспорту - расценили это, как науку на будущее.

пишу эти строки в самолете НордСтар, летящем из Красноярска в Москву. Перед ним был последний взгляд на батюшку-Енисей,

Посадка и спокойный перелет из Подкаменной Тунгуски в Красноярск на железной птице Ан-24,

забитой под завязку людом, багажом и ведрами с тугунком - эта рыбка здесь в почете))), затем сдача лишнего багажа знакомым Анатолича, обед в ресторане "Львиное сердце" на окраине столицы края, регистрация, посадка на московский рейс. Надо быстрей домой - чем дольше выбираешься с маршрута экспедиции, тем смазанее впечатления от похода!

Экспедиция окончена!

Мы побывали в прекрасных местах, прошли за короткий срок дистанцию в 550 км по красивейшей реке, встретили хороших, порядочных людей, которые помогли нам осуществить нашу экспедицию, порыбачили на славу и очень хорошо отдохнули без мобильной связи, эл. почты, интернета и других плодов цивилизации, с одной стороны, призванных помогать человеку, с другой стороны загоняющих его в определенные рамки и разгоняющих скорость его жизни до негармоничных природе скоростей.
Отдыхайте на прекрасной Подкаменной Тунгуске, эти места стоят того, чтобы ими любоваться и сохранить их для наших детей и внуков!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!