Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Золотые мечты. Как вырастить из ребёнка чемпиона? О самой трудной части в спортивной карьере. О специальной диете

Как только отзвенели весной ручьи и подсох асфальт, во двор высыпало десять ребят: сбросив куртки в аккуратную кучку, они играли «в вышибалу», «в резиночку», на углу выстроилась очередь прыгать через скакалку, а около самого подъезда, где «мелом был расчерчен асфальт на квадратики», весело скакали на одной ноге, подвигая банку из-под гуталина. Одни гоняли на великах, другие радовались футболу, третьи – стучали мячом о стену магазина…

Так было в моем детстве... Сейчас же, когда большинство родителей опасается выпускать ребенка на прогулку одного, а понятие «двор» вообще как-то стерлось, ребята, по большей части, остаются дома. Львиную долю своего свободного времени современные городские дети проводят в положении сидя: в лучшем случае – с книгой, в худшем – с «мышкой» или джостиком в руках. Чтобы обеспечить чадо необходимой растущему организму двигательной активностью, многие родители отдают его в спортивные школы или секции. Некоторые настолько воодушевляются первыми спортивными победами чада, что загораются идеей вырастить из него чемпиона.

И это понятно, ведь занятия спортом в школьном возрасте:

Полезны для общего физического развития, укрепления здоровья, улучшения координации движений, поддержания в необходимом тонусе мышечной системы;

Помогают почувствовать уверенность, выработать силу воли, умение постоять за себя и товарища, найти применение своей «упертости», научиться преодолевать усталость, а порой и болевые ощущения;

Прививают навыки работы в команде;

Это возможность хорошенько размяться после многочасового сидения за уроками, выплеснуть накопившуюся энергию.

Тем не менее к выбору вида спорта, в который вы планируете отдать малыша, необходимо подходить вдумчиво и ответственно.

Сколько видов спорта вы можете назвать навскидку – десять, двадцать? А все потому, что на слуху у нас, благодаря СМИ, во-первых, наиболее зрелищные (что не всегда синоним полезных для здоровья), во-вторых – олимпийские. Если мечта всей вашей жизни – увидеть свое чадо по телеку на пьедестале в сверкающем блестками трико – тогда, конечно, отдайте его в художественную гимнастику, фигурное катание или синхронное плаванье. Если же ваша цель – укрепить здоровье и характер малыша, копните чуть глубже: мир спорта – гораздо шире и многообразнее, чем нам иногда кажется.

Так, среди игровых различают индивидуальные (например, теннис и бадминтон) и командные (гандбол, хоккей на траве). Но ведь есть еще и циклические виды спорта (бег на коньках, гребля, велоспорт), спортивные единоборства (карате, фехтование) и непосредственно борьба (айкидо, греко-римская, сумо). Не забывайте и о силовых видах (тяжелая атлетика, гиревой спорт); сложнокоординационных (прыжки в воду, фристайл, прыжки на батуте); экстремальных (скалолазание, спортивный туризм); технических (картинг, стрельба из лука); прикладных (конный и парусный спорт) и авиационных (парашютизм, дельтопланерный спорт), а также прочих, не менее увлекательных (паркур, дартс и т.д.).

Контактным детям, которые умеют найти себе товарища везде и всюду, подойдут командные виды, наиболее типичные представители которых – футбол, волейбол, баскетбол. Официально они не делятся на чисто мужские и чисто женские, но команд женского футбола или хоккея – все еще чрезвычайно мало. Специалисты советуют: если парнишка никак не определится, какой вид спорта ему ближе, – начните с командного.


Что же выбрать?

Пробежимся хотя бы по тем видам спорта, которые постоянно на слуху.

Например, теннис. Для занятий необходимы выносливость (чтобы чего-то достигнуть, тренироваться придется не менее 3 раз в неделю), настойчивость и упорство. Во время занятий задействованы практически все группы мышц, развивается координация движений. Минус – неравномерная кардионагрузка.

При занятиях водными видами спорта вырабатываются хорошая осанка , укрепляется мышечный костяк. Подходит практически всем и во всех возрастах, формирует хорошую фигуру у мальчиков (и непопулярную – у девочек). Минус – возможная аллергия на хлорку и болезни ЛОР-органов от пребывания в прохладной воде.

Лыжи и все, что с ними связано: постоянная работа на свежем воздухе и развитие большинства групп мышц – безусловный плюс. Минус – возможный травматизм, который, впрочем, подстерегает практически в любом виде спорта.

Фигурное катание – спорт-мечта, большее количество болельщиков у экрана телевизора собирает разве что футбол. Хорошо развиваются мышцы ног, координация, вырабатывается отличная осанка. Однако фигурное катание относится к наиболее сложным видам спорта, а ошибки (читай, падения) – болезненны, поэтому психологическая поддержка важная как нигде. Поскольку данный вид спорт очень популярен, конкуренция здесь – гораздо ощутимее, чем, например, в стендовой стрельбе, поэтому и спрос тренера к ребенку – выше.

Работать приходится не только на катке, занятия хореографией – также обязательны.

Занятия гимнастикой гарантируют осанку, развивают координацию; становятся стройными и грациозными, их фигура наиболее гармонично развита (ноги – не перекачаны, плечи – не развиты сверх меры). Гимнастика – своеобразный трамплин для тех, кто в силу каких-то причин решил сменить вид спорта. Минус – ограничения по росту и очень строгая диета.

Определить ребенка в секцию дзюдо, самбо или айки- до – как минимум научить его приемам самообороны. Боевые искусства развивают отличную реакцию, координацию движений, мускулатуру и, что немаловажно, учат правильно падать. При этом уровень травматизма – не выше, чем в других видах спорта (при занятиях с нормальным тренером).

Спортивная секция – хорошее начало

Вам еще рано в спортшколу, да и вообще непонятно, что выбрать? – начните со спортивной секции. Но и к ее выбору нужно подходить не только по территориальному принципу.

Давайте посмотрим, с какого возраста принимают детей в столичные спортивные секции. Ребенка 3 лет берут на горные лыжи, а также плаванье с пометкой «с родителями». В четыре года можно заняться ушу, в пять пред карапузом открывается целая палитра элитных видов – теннис, хоккей, фигурное катание.

С шести есть возможность отдать ребенка на акробатику, футбол и художественную гимнастику. Первоклашку, уже самостоятельно, без взрослых, примут в секцию плавания и велоспорта; с восьми – смело отправляемся на волейбол и баскетбол, с девяти – на и фехтование. С десяти неплохо заняться легкой атлетикой, а с двенадцати – попробовать свои силы в боксе.

Бывает, что преподавать нанимают мастера спорта, но без специального образования (включающего знание детской физиологии, детских норм нагрузок, методику преподавания) – ясно, что он неплохой спортсмен, но вот правильно ли он поведет себя с детьми – вопрос.

В детстве я часто болел, и мама отвела меня в секцию

Именно эту причину, как ни странно, называют чемпионы, развивая тему «как я попал в большой спорт». Лично мне кажется, что отвести часто простужающегося ребенка туда, где много льда, – это как-то нелогично. Это к тому, что многие родители «ведутся» на слова великих и бездумно отдают малыша именно в тот вид спорта, где добился успеха в прошлом маленький и тщедушный мальчик, выросший в чемпиона.

Спорт как панацея от всех болезней – это одна крайность. Другая – «у ребенка нелады со здоровьем, значит, спорт – не для нас». Специалисты убеждены: только серьезная степень инвалидности может заставить отказаться от занятий спортом раз и навсегда.

В остальных случаях спортивные врачи советуют:

Если у ребенка диагностирована бронхиальная астма, отметаем беговые нагрузки, но пробуем свои силы в плаванье и некоторых видах борьбы, а также йоге и ушу;

При проблемах с давлением и/или сосудами, сразу же отказываемся от единоборств, однако не исключаем горные лыжи и волейбол;

В случае близорукости (рассматривается не только ее степень, но и состояние глазного дна) противопоказаны виды спорта, где не избежать резких наклонов, прыжков, и вообще любая активность, при которой есть риск падения.

Самые строгие требования к состоянию здоровья будут предъявлены, если вы решили отдать ребенка на борьбу, бокс, в тяжелую атлетику, хоккей, все виды прыжков, лыжные виды спорта.

Специалисты Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков и Ирина Корнеева отмечают, что «для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7–9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9–11 лет; для борьбы, водного поло, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10–11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11–12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12–13 лет».

При этом «специализация (учебно-тренировочные занятия) должна начинаться после начальной подготовки – с 8 до 15 лет, в зависимости от вида спорта», добавляют врачи, уточняя, что «самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с ), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет)».


По словам психологов, до десяти лет дети не могут четко осознать, подходит ли им тот или иной вид спорта, им сложно определиться между двумя-тремя секциями, они находятся под влиянием сверстников. Поэтому разговаривать о предпочтениях необходимо как можно мягче, чтобы не отвратить малыша от занятий.

Кстати, о темпераменте

Спортивные психологи считают, что ребенку-флегматику гораздо ближе фехтование, бег, велосипедный спорт, верховая езда, а также гимнастика на снарядах, гребля, плавание (причем именно заплывы на длинные дистанции).

Флегматики – обладатели такого ценного для этих видов спорта качества, как выносливость.

Между тем, холерику больше подойдут художественная гимнастика, легкая атлетика (бег и быстрая ходьба), игровые виды спорта, коньки, конный спорт, стрельба из лука, а также все, что связано с водой – плавание, парусный спорт, виндсерфинг, водные лыжи, даже плавание на каноэ. Холерики – любители походов, поэтому их увлечет спортивное ориентирование.

В то же время меланхоликам скорее придутся по душе йога, цигун, тай цзы, ходьба, бег на короткие дистанции, ролики, прыжки с трамплина или с шестом, гребля, езда на велосипеде, художественная гимнастика и непродолжительная аэробика. Меланхолики в силу своего темперамента приемлют лишь легкие упражнения – на растяжку и равновесие.

А сангвиникам, напротив, по сердцу быстрая ходьба и бег трусцой на длинные дистанции, альпинизм, бокс, борьба (как различные виды непосредственно борьбы, так и восточные боевые искусства), лыжи и коньки, метание диска или копья, прыжки в воду и подводное плавание, а также все командные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, водное поло и даже крикет).

Сангвиники, за редким исключением, хорошо физически развиты, поэтому обожают соревнования, в особенности командные, с элементами риска.

СДЮШОР или ДЮСШ?

В российской столице работает более ста пятидесяти спортивных школ. Большая часть из них – это детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

По словам первого вице-президента Федерации самбо России Рената Лайшева, «формально, СДЮШОР имеет более высокий статус, чем ДЮСШ. Но с чего начинать, большого значения не имеет».

В группы начальной подготовки принимают практически всех желающих подходящего возраста (при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья!). В течение трех-четырех лет ребенок тренируется не более трех раз в неделю примерно по полтора-два часа. За эти годы многое становится ясно:

совместно с тренером и окрепшим отпрыском родители решают – продолжать ли ему заниматься в секции для укрепления здоровья, оставив мысль о большом спорте, или же начать тренироваться профессионально, перейдя в спецкласс.

Однако переход в спецкласс означает, что к серьезным физическим нагрузкам трижды в день прибавится изучение общеобразовательных предметов по программе средней школы. При этом нагрузки будущего олимпийца постоянно (хоть и постепенно) увеличиваются – в среднем до шести часов в день! Иначе не стать человечку профессиональным спортсменом. (Поэтому прощайте, танцы, рисование и английский язык…).

Существуют и центры образования (ЦО) спортивной направленности – удачный симбиоз спортивной и общеобразовательной школ: здесь дают базовое образование и тренируют детей, «не отходя от кассы». Большой плюс подобной работы – взаимопонимание тренеров и педагогов-предметников. Ложка дегтя: даже в Москве их – всего пять.

Внемлю тебе, учитель!

При выборе тренера родителям не нужно стесняться: расспрашивайте о нем знакомых, напрашивайтесь на занятия, задавайте все вопросы, которые хотели бы прояснить. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у тренера специальное образование, а у образовательного учреждения – гослицензия.

Бабушка и дедушка, скорее всего, определят внука к тренеру своего возраста – для них определяющим является опыт. Родители предпочтут молодого и амбициозного наставника, причем маме будет спокойнее вручить дитё мягкому тренеру, отец остановит выбор на строгом. Цель родителей также играет немаловажную роль: если старшие стремятся просто оздоровить ребенка, подойдет мягкий тренер, а вот чемпиона, скорее всего, воспитает только педагог с характером. Рассказав о своих планах, вы непосредственно в школе получите совет, к какому наставнику проситься.

Больше не пойду!!!

Ему не понравилось? Вернулся разочарованным с первого же занятия – причин тому может быть несколько: слишком строгий тренер, более удачливые одногруппники; или ребенок просто не имел представления об обратной стороне спорта и на полном серьезе думал, что сразу встанет на коньки в ярком костюме и красиво поедет… А может, вы мечтали сделать из него спринтера, а ему по душе шахматы? Тогда долой собственные амбиции, пусть пробуется в других видах спорта.

Будьте готовы и к тому, что малыш захочет бросить занятия, угробив на них целый год. Казалось бы, странно: ходил-ходил, и вдруг – на тебе! Стоит поговорить по душам, возможно, дело не в самом спорте, а в конфликте с членами команды или наставником. Если конфликт неразрешим, придется перевестись в другую секцию, не изменяя выбранному виду спорта.

Другое дело, когда сын или дочь просто пошли на поводу у приятеля, решившего сменить одну секцию на другую. Тогда неплохо бы поговорить о перспективах различных видов спорта, с учетом комплекции и занятости ребенка, или предложить ему попробовать пару недель позаниматься в другой секции, взяв под благовидным предлогом небольшой тайм-аут в предыдущей, не сжигая мостов.

Отсоветовать заниматься выбранным видом спорта может и сам тренер: инструкторы анализируют данные ребят не только при знакомстве, но уже и в ходе занятий.

Если ваш ребенок занимается спортом, то надо приучить его к тому, что занятия (тренировки) он должен посещать регулярно. Ребенку вместе с родителями необходимо составить распорядок дня, которому он должен следовать неукоснительно. Многие тренеры утверждают, что дисциплина в детском спорте во многом походит на дисциплину , что в большинстве своем соответствует действительности.

Самооценка

Данное качество формируется всю сознательную жизнь. Так что, если вы решили повысить ее уровень, вы можете это сделать в любой момент. Воспитывайте в ребенке чувство уважения к окружающим и самому себе. Где он может научиться этому, как не в собственной семье? Главное, показать подрастающему поколению достойный пример. Не будьте слишком строгими - это может повредить самооценке ребенка

Тренировки

Очень важно, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от процесса тренировок, чтобы ему нравились занятия и соревнования. Было бы идеальным, если бы он стремился быстрее сделать домашнее задание, чтобы как можно раньше оказаться не тренировке.

Родители не должны вмешиваться в процесс тренировок, полностью доверяя профессиональным навыкам тренера. Они должны помогать ему, заботясь о своем ребенке, и регулярно водить его на занятия.
Родителям важно поддерживать интерес ребенка к спорту, беседовать с ним о новых достижениях, возможностях, успехах и неудачах. Обращайте внимание на эмоциональную сторону ребенка. Выясняйте причины его переживаний и помогите справиться с ними. Таким образом, тренер должен тренировать, а родители - помогать и морально поддерживать ребенка.

Питание

Одну из важнейших сторон чемпиона занимает питание. Думаю, все понимают, что здесь существует прямая зависимость: чем качественнее будет питание у вашего ребенка, тем легче ему будет достичь намеченных высот.

Необходимо избегать жареной и жирной пищи, чипсов, "вредных напитков" типа Кока-колы, Пепси-колы, Фанты и пр. Для будущего чемпиона важны натуральные продукты, которые будут обеспечивать его энергией и основным строительным материалом (белки, жиры, углеводы) в правильных пропорциях. Очень важно организовать правильный питьевой режим, где обычная вода будет преобладать над другими жидкостями. Норма употребления воды составляет 30 мг/кг в сутки.

Соревнования

Здесь тоже надо получать удовольствие. Соревнования - это процесс, результат от которого не должен влиять на поощрения для ребенка. Это просто способ, чтобы оценить работу за определенный промежуток времени.

Если вы видите в своем ребенке будущего чемпиона, то будет лучше, если вы обсудите с тренером некоторые детали занятий, а если позволяет материальное положение, то и составить план индивидуальных тренировок.

Определитесь, каких высот хочет достичь ваше чадо. Исходя из способностей вашего ребенка, вы можете составить план его развития в спорте на 10-15 лет вперед: сколько и какие медали он хочет выиграть, в каких соревнованиях участвовать.

На вопросы нашего портала ответила Ирина Ищенко, мама Олимпийской чемпионки по синхронному плаванию Натальи Ищенко

Всем нашим читателям безумно интересно узнать, какими детьми были наши Олимпийцы. Расскажите о детстве чемпиона?

Наташа была очень тихим, скромным, исполнительным ребенком. Всегда все делала очень тщательно и добросовестно. С раннего детства обожала выступать. И к моему удивлению, несмотря на необыкновенную скромность, совершенно не боялась выступать на публике . Наташа очень хорошо училась. Директор школы, где училась Наташа, говорил, что это во всем талантливый ребенок.

Что послужило причиной к тому, чтобы отдать ребенка в спорт?

Когда Наташе исполнилось 6 лет, я решила, что ребенок должен обязательно чем-то заниматься. Недалеко от нашего дома находился замечательный дворец спорта,где только что открылась школа синхронного плавания. Одновременно я отвела Наташу в школу художествнной гимнастики , но совмещать занятия в двух секциях очень сложно поэтому остановились на синхронном плавании.

Расскажите о первом знакомстве ребенка со спортом?

Не было ничего особенного. В бассейне Наташе очень понравилось, она быстро научилась плавать. Синхронное плавание очень интересный вид спорта . Девочек учат не только плавать. У них проходят уроки хореографии, акробатики, общей физической подготовки. Поэтому на тренировки Наташа ходила с большим удовольствием.

Увидели ли тренеры задатки чемпиона сразу? Если нет, то когда это произошло?

Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Так как Наташа всегда была очень тихой и скромной, она никогда не выделялась из общей массы детей. Тренерам нравилась ее исполнительность и тщательность с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В12 лет ее заметили в Москве. А в 14 пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров,а в 16 чемпионкой мира.

Если можно было бы вернуть все назад, Вы бы отдали ребенка в большой спорт?

Мама не приводит ребенка в большой спорт. Когда я привела Наташу в бассейн, я даже не думала об этом. Все происходит независимо от нас. А так как Наташа успешна и, по моему счастлива в большом спорте, я бы повторила все сначала.

Есть ли у Вас секрет воспитания настоящего чемпионского характера?

Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо,обязательно довести его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»

Профессиональный спорт требует постоянных тренировок и сборов. Как пережить необходимость разлуки с собственным ребенком?

Об этом просто не надо думать. Надо искать любые возможности для общения. В современном мире их очень много -телефон, скайп, СМС. Мне кажется,что мы общаемся все время. В день по 2-3 раза выходим на связь)))

Расскажите о самом тяжелом и самом счастливом моменте в карьере Вашего ребенка?

Тяжело было когда Наташа только переехала в Москву. Она поменяла сразу все-место жительства, учителей, тренеров,друзей и стала учиться жить самостоятельно. Наташа пережила этот момент очень стойко, она ни разу мне не пожаловалась. Самый счастливый момент, я думаю еще впереди. А вообще каждая победа это большое спортивное счастье.

Что Вы чувствуете, когда смотрите соревнования с участием Вашего ребенка?

Понимаю,как ей сейчас тяжело и очень за нее переживаю.

У вас есть какие-то семейные традиции празднования победы? Или приметы «на удачу»?

Обязательно звоню перед соревнованиями и желаю успехов и удачи.

Как подобрать «правильный» вид спорта для ребенка?

Ребенок должен заниматься с удовольствием, получать от этого радость и положительные эмоции.

Как психологически подготовить ребенка к ответственным соревнованиям?

Ребенок должен знать, что на всех соревнованиях может быть только один победитель, а все остальные это не проигравшие, а те кто стремиться к победе.

Как гармонично совместить учебу в школе и тренировки?

Школа и спорт помогают друг другу. Ребенок становится собраннее, активнее, раскрепощеннее, у него повышается самооценка.

Какие секреты у вас есть для поддержания «олимпийского» здоровья ваших детей?

Ребенок обязательно должен отдыхать. Нельзя постоянно его нагружать. Необходимо давать ребенку расслабиться а иногда просто ничего не делать. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи а просто за то что они у нас есть.


При выборе вида спорта учитывайте не только природные данные и характер ребенка, но и его вкусы и желания. Конечно, дошкольник еще не слишком хорошо ориентируется в тонкостях спортивных дисциплин, но понять, нравится ему хоккей или прыжки в воду, он уже в состоянии.

2. Следите за образом жизни

Убедитесь, что юный спортсмен успевает не только тренироваться и учиться, но и отдохнуть, даже побездельничать. Если после тренировки школьник вынужден до полуночи готовиться к контрольной, возможно, стоит обсудить с учителями ребенка возможность гибкой формы обучения.

3. Тщательно выбирайте клуб и тренера

Хороший руководитель — один из гарантов успеха. Тренер должен уметь объективно оценивать возможности ребенка, создавать равные возможности для группы детей, стараться раскрыть талант каждого. Кстати, и критика, и мотивация — тоже задачи тренера, а родителям стоит направить усилия на создание комфортного тыла и обеспечение психологической поддержки.

4. Помните о радости

Конечно, в спорте больше работы, чем развлечений, но удовольствие от занятий — важнейший аспект спортивной жизни. Именно поэтому, например, на тренировках для дошкольников больше игры, чем серьезных упражнений, а цель первых соревнований — не конкуренция и победа, а возможность почувствовать азарт, единение с командой, восторг от успехов.

5. Ставьте реалистичные цели

Постоянное требование быстрых и высоких результатов без учета индивидуального темпа может привести к противоположному эффекту — потере ребенком интереса и веры в себя. И не забывайте хвалить даже за незначительные на первый взгляд достижения — абсолютное большинство детей лучше реагирует на поощрение, а не на постоянную критику и жесткое давление.


Как вырастить чемпиона? Наталья БОБРОВА, мама фигуристки Екатерины Бобровой:

CАМОЕ ВАЖНОЕ для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не обойтись. Ведь предстоит строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения, несколько раз дочь в сердцах даже говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательную фразу: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителям же хочу сказать: да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами имечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»


Благодарим компанию P&G и программу «Спасибо, мама!» за помощь в организации интервью.


Еще 5 важных советов

6. Создайте «зону развития»

Вместе обсуждайте соревнования, читайте тематические книги, смотрите фильмы и видео-ролики, изучайте теорию спорта и знакомьтесь с жизнью знаменитых спортсменов. Все это и расширяет кругозор, и повышает интерес к выбранной области, и стимулирует желание развиваться.

7. Поддерживайте решения ребенка

Пусть он имеет возможность попробовать разные дисциплины. Правило «не бросай на середине» тут может сыграть против вас: возможно, настаивая на продолжении нелюбимых занятий, вы лишаете его шанса достичь успеха в другом виде спорта. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок может прекратить занятия: в конце концов, его задача — вырасти счастливым, а не реализовать родительские амбиции. И, даже бросив тренировки, он не перестанет ставить и достигать цели.

8. Не зацикливайтесь на победе

Хотя соревнования, турнирные таблицы и рейтинги — это значительная часть жизни спортсмена, ориентировать его строго на выигрыш — не самая удачная стратегия. Есть риск заработать «комплекс отличника»: завышенные требования к себе будут держать ребенка в постоянном стрессе, а поражение приведет к краху самооценки. Дайте ему понять, что ценен любой результат — ведь он помогает выявить слабые стороны и поставить новые цели.

9. Научите переживать волнение и страх

Будьте рядом: напомните ребенку, что тревога и неуверенность — чувства, имеющие право на существование, что вы любите его вне зависимости от результата. Помогут техники расслабления, например, чередование ритмов дыхания. А еще можете придумать особый ритуал, о котором будете знать только вы (скажем, смешное рукопожатие). Важно научить ребенка осознавать свои эмоции, называть их: «я расстроен», «я чувствую волнение».

10. Помогайте справляться с неудачами

Ошибки и поражения неизбежны! Но не ищите причины проигрыша во внешних обстоятельствах: строгом судействе, погодных условиях. Пусть спортсмен проанализирует ситуацию и ошибки, почувствует желание продолжать заниматься.

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!