Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

  • Улучшения подвижности органов артикуляции;
  • Увеличения объема и силы движений;
  • Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

  • Усилению кровообращения;
  • Развитию гибкости органов речевого аппарата;
  • Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

  • Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
  • На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
  • При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Поскольку четкое и правильное произношение звуков является одной из основ при обучении письму, важно проводить артикуляционную гимнастику в детском саду, где проходит учебный процесс для дошкольников и закладываются все необходимые для этого навыки.

Для того чтобы артикуляционная гимнастика в детском саду приносила радость ребенку и была эффективной, необходимо учитывать рекомендации специалистов:

  • В начале занятий все упражнения дети должны выполнять перед зеркалом в медленном темпе, что поможет ребенку осуществлять зрительный контроль. Обычно в этом помогают наводящие вопросы, например: «Где находится сейчас язычок?», «Что он делает?», «Что делают губы?»;
  • Темп упражнений лучше всего увеличивать под счет, но не следует слишком быстро его ускорять. Упражнения должны выполняться плавно и точно, в противном случае они не будут достаточно эффективны;
  • Не рекомендуются слишком продолжительные по времени занятия артикуляционной гимнастикой для дошкольников, чтобы не вызвать быстрое утомление у детей. Наиболее оптимальными считается проведение упражнений дважды в день от пяти до десяти минут. Продолжительность занятий должна устанавливаться индивидуально и зависеть как от возраста, так и от усидчивости ребенка. Немаловажную роль также играет контакт между специалистом (или воспитателем, если занятия проводятся в детском саду) и ребенком;
  • Во время занятий артикуляционной гимнастикой в детском саду следует уделять особое внимание детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте усваиваются основные движения;
  • Основными требованиями при проведении артикуляционной гимнастики для малышей 4-5 лет являются четкость и плавность движений;
  • Занятия с детьми 6-7 лет должны проходить в достаточно быстром темпе. Также ребенок в этом возрасте должен научиться некоторое время удерживать положение языка без явных изменений.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах и картинках

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Для подобных занятий подходят как стихи известных авторов, так и самостоятельно придуманные. Главное – чтобы они максимально подходили для отрабатываемого движения.

Например, для упражнений, отрабатывающих навык спокойно и широко открывать и закрывать рот, лучше всего подойдет стих о бегемоте. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.

Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках или стихах помогает в отработке практически всех необходимых навыков. Обычно упражнения повторяют от трех до четырех раз, не забывая давать ребенку отдохнуть. Чаще всего для гимнастики проводят следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников не только готовит речевой аппарат ребенка к правильному произношению, но и закладывает возможность легкого обучения в школе.

Как и любые другие мышцы человеческого тела, нуждаются в целенаправленном развитии через систематические тренировки. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики - специально подобранных упражнений для губ, языка, щек, нижней челюсти.

Признаки нарушений звукопроизношения

Нарушения разнообразны: отсутствие звуков, их замена другими звуками, искажения. Этим страдают, как правило, дети 1,5-2 лет ("каша во рту"). У более старших детей дефект произношения может быть единичным: ребенок пропускает, искажает или заменяет один звук. Однако наблюдаются при нормальном развитии нервной системы и речевого аппарата и множественные нарушения.

Становление звукопроизношения наиболее активно протекает у ребенка в 4-5 лет. К 6 годам все звуки родного языка он должен произносить правильно. Если с детьми не проводить специальные профилактические занятия, то дефектное произношение звуков может закрепиться в речи на всю жизнь.

Причины дефектов звукопроизношения у детей

Причинами неправильного произношения могут быть:

  • нарушения физиологического и фонематического слуха (неумение дифференцировать на слух звуки);
  • нарушения строения речевого аппарата и/или его мышечная слабость: короткий или длинный язык, короткая подъязычная складка (уздечка), дефекты развития челюстей, зубов;
  • неправильный образец речи окружающих людей - детей и взрослых;
  • отсутствие внимания со стороны взрослых к проблемам с речью у ребенка.

В детских садах артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится как часть музыкальных и физкультурных занятий, занятий по развитию речи, физминуток. Кроме того, воспитатель и логопед организуют вне занятий индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются речевые дефекты.

Структура комплекса артикуляционной гимнастики

Примерный план комплекса артикуляционной гимнастики для дошкольников выглядит так:

  1. Вводная часть, организационный момент. Цель - привлечь внимание детей (ребенка), вызвать интерес и желание выполнять указания педагога (или родителя). Например: взрослый вносит игрушку или картинку и говорит, что этот ежик хочет посмотреть, как дети учатся красиво произносить звуки.
  2. Основная часть: а) повторение пройденного на прошлых занятиях материала. Цель - закрепление артикуляции, отработка четкого произношения знакомых звуков, автоматизация их в слогах (словах, предложениях); б) знакомство с новым звуком - показ его артикуляции и ее закрепление в 3-4 игровых упражнениях.
  3. Заключительная часть. Гость (ежик) благодарит детей, хвалит их и уходит.

В целом артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников способствует развитию ее выразительности, фонематического слуха, речевого дыхания, дикции. Ребенок постарше привыкает следить за качеством собственной речи и старается самостоятельно исправлять ошибки.

Формирование комплексов артикуляционной гимнастики

Подбор упражнений для артикуляционной гимнастики для дошкольников не может быть случайным. Они подбираются в зависимости от того, какие органы речи участвуют в образовании дефектного звука у ребенка. Цель упражнений - сначала научить ребенка удерживать в нужном положении губы, язык (статические упражнения), затем осознанно производить необходимые для получения правильного звука движения (динамические упражнения). Кроме того, вырабатывается воздушная струя нужной силы и направления.

Приведем пример. Артикуляция звука "р" достаточно сложная, требует тонкой координации движений всех речевых органов:

  • губы и зубы разомкнуты;
  • язык - кончик поднят к альвеолам, распластан и напряжен, вибрирует под напором выдыхаемой воздушной струи, его боковые стороны плотно прижаты к верхним зубам, задняя часть приподнята к мягкому небу;
  • мягкое небо приподнято и не пропускает струю воздуха через нос;
  • голосовые связки колеблются, сомкнуты - образуется голос;
  • струя воздуха - сильная, направлена через рот по центру языка, в результате чего его кончик отрывается от передней части неба, и получается вибрирующий энергичный звук "р".

Дефекты произношения звука "р" (ротацизмы) многочисленны и могут быть вызваны неправильным положением языка, губ, недостаточно сильной струей воздуха при выдохе. После тщательной диагностики причин дефектного произношения звука педагог составляет комплекс артикуляционной гимнастики для дошкольников. В него могут войти упражнения на удержание кончика языка за верхними зубами ("Чистим зубы"), на отработку его гибкости и подвижности ("Покрасим потолок", "Автомат"), на умение напрягать кончик языка ("Барабанщик").

Упражнения "Задуй свечу", "Надуй шарик" направлены на выработку длительной упругой воздушной струи по центру языка.

При выполнении этих упражнений педагог следит за правильным положением губ (разомкнуты, в улыбке, неподвижны), челюсти (не двигается).

Аналогично разрабатываются или подбираются из логопедической литературы упражнения для артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, щ, ж, ч) звуков, свистящих (с, з, ц), сонорных (л, ль).

Использование стихов

Поэзия положительно влияет на общее речевое развитие детей, поскольку стимулирует эмоциональное восприятие обращенной к ним речи.

Показ картинки, соответствующей содержанию стихотворения, конкретизирует его и делает более понятными действия, которые предстоит ребенку выполнить тем или иным органом речи. Приведем фрагмент занятия с детьми младшей группы. Цель - развитие мышц языка, отработка точности движений.

1) Воспитатель показывает картинку - щенок с высунутым языком. Спрашивает у детей, есть ли у них язычки, и предлагает показать их щенку:

"Где же, где твой язычок?

Покажи его, дружок!"

(Челюсть опущена, губы разомкнуты, язык напряжен, длинный - 3-5 секунд. Упражнение выполняется 3-4 раза).

2) Демонстрируется картинка:

"Он во рту у нас сидит

И на нас с тобой глядит".

(Положение органов речи то же, кончик языка 4-5 раз двигается вправо-влево. Выполнить 3-4 раза).

3) Демонстрируется картинка:

"Кверху мы его поднимем

И опустим низко!

С нами хочет поиграть,

Будто с мышкой киска".

(Кончик языка касается верхней и нижней губы. Положение органов речи и количество выполнений те же).

Опытные воспитатели активно используют на занятиях в детском саду авторские детские поэтические произведения. Готовые комплексы артикуляционной гимнастики в стихах для дошкольников легко можно найти в специальной литературе. Но многие педагоги сами сочиняют двустишия или четверостишия в соответствии с насущными задачами развития речи детей.

Музыка как средство развития артикуляции

Использование музыки, как и поэтических произведений, активизирует восприятие учебного материала детьми. Музыкальная артикуляционная гимнастика для дошкольников может быть включена практически во все занятия в детском саду.

Воспитатель, совместно с музыкальным работником детского сада, подбирает детские песенки и мелодии. Если он владеет каким-либо инструментом, то может сам исполнять их. Используются также детские музыкальные инструменты - барабаны, дудочки, клавесины, диски с записями детских произведений.

На начальных этапах, когда дети усваивают статические упражнения для органов артикуляции, мелодии должны быть плавными, неспешными: за 25-30 секунд их звучания дети выполнят нужное упражнение 3-5 раз.

При отработке четкости, переключаемости движений музыка звучит более энергично, а ребенок должен подстроить под ее темпо-ритм свои действия.

Родители получают от педагогов детского сада рекомендации по методике проведения специальных артикуляционных игр и упражнений в домашних условиях:

  1. Выбор упражнений для артикуляционной гимнастики зависит от возраста ребенка. Чем он младше, тем более игровой характер они носят.
  2. Упражнения можно включать в любую деятельность - игровую, трудовую, творческую, в прогулки. Кроме приема пищи.
  3. Важно избегать принуждения, необходимо вызвать у ребенка интерес и желание выполнять эти упражнения. Можно использовать звукоподражания ("лошадка фыркает", "медведь кашляет"), картинки, музыкальные инструменты, игрушки.
  4. Как вспомогательное средство используется зеркало: ребенок должен сам зрительно контролировать свои действия, ориентируясь на собственное отражение или на отражение взрослого рядом со своим. Взрослый в случае необходимости помогает ему придать нужное положение губам, языку с помощью черенка ложки.
  5. Длительность занятия - 5-10 минут. Оно может включать в себя 3-4 упражнения.
  6. Иногда, по показаниям врача-невролога или логопеда, необходим массаж органов речи - губ, языка, щек. Родители должны строго придерживаться рекомендаций специалистов, чтобы не навредить ребенку.

Ответственность родителей за речевое развитие ребенка огромна. Плохая речь - серьезное препятствие для общения с окружающими, для получения в будущем профессии. Они не должны надеяться только на специалистов детского сада. Грамотные ежедневные занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой дома ускорят появление выразительной и содержательной речи.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Произношение звуков связано с работой мышц губ, языка, нёба. Для правильного произношения нужны сильные, упругие, подвижные органы артикуляции. Артикуляционная гимнастика-это упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом к постановке звуков.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
*Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
*Движения выполнять неторопливо, ритмично, чётко.
*Помните, гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Лучше всего гимнастику выполнять3-5 минут несколько раз в день.
*Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас всё получиться.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (с сь з зь ц)
1. « Лягушка»-улыбнуться, показать замкнутые зубки.Удерживать губы в таком положении под счёт до 5.

Выполнять 3-4 раза.
2. «Часики»-улыбнуться, приоткрыть рот. Тянуться кончиком языка попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
3. «Чистим зубки» -улыбнуться так, чтобы было видно нижние зубки, приоткрыть рот. Кончиком языка водить по внутренней поверхности нижних резцов, не заходя на коренные. Повторить 5-6 раз.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ш ж ч щ).
1.« Хоботок (Слоник)»-вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 3-4 раза.
2. «Маляр»-рот открыть широко, так чтобы было видно верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался.(6-8 раз).
3.« Вкусное варенье»-приоткрыть рот. Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз, убирая язык вглубь рта. Стараться рот не закрывать. Повторить 5-6 раз.
4.« Чашечка»-улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки («чтобы чай не пролился»). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5, потом до 10. повторить 3-4 раза.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ (л ль р рь).
1.«Накажем непослушный язычок»-покусать кончик язычка.
2.«Чистим зубки»-улыбнуться так, чтобы было видно верхние зубки. Рот открыть. Кончиком языка водить по внешней, затем по внутренней поверхности верхних резцов, не заходя на коренные.
3.«Качели»- рот открыт широко, видно верхние и нижние резцы. Кончик язычка ставить поочерёдно за верхние и нижние резцы. Рот не закрывать.(8-10 раз)
4. «Дятел»-рот открыть, кончиком язычка стучать в нёбо: «д-д-д» (медленно, затем быстро)
5. «Маляр»-рот открыть широко, так чтобы было видно верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался.(6-8 раз).
6. «Присосочка»-присосать язык к нёбу, открыть рот, потянуть подъязычную связку. открыть рот. Повторить 5-6 раз.
7.»Лошадка»- пощёлкать язычком 10-15 раз.

Литература:
Е.Косинова.Артикуляционная гимнастика.Сказки, игры, упражнения для развития речи."Эксмо",2007.

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности в подготовительно

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

«Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика» (Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика»).

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится наш язычок. У нас уже автоматизирован навык. А ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционную гимнастику проводить лучше в виде сказки 5-7 минут.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения. Ведь выполняя артикуляционные упражнения, ребенку порой бывает очень трудно. Никогда не ругайте ребенка. Больше похвалы и поощрения, ведь в этом залог успеха.

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

Язык в ротике живет.
Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,
Посмотреть, кто встретит нас.

У входа в зоопарк язычок уведел клумбу с цветами . Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: «Ах, как пахнет! » Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет! »

Здравствуй, милый мой цветочек.
Улыбнулся язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю.

Описание

Вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Описание

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.

Описание

Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.

Описание

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

На «раз» - губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» - губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ.

Описание

Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Описание

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Тем самым мы учимся напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении.

Описание

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкией язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения делать в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз. Таким образом мы развиваем боковые мышцы языка.

Так проходит час, другой,
Язычку пора домой!

Консультацию подготовила учитель-логопед Малышева Е.В.

При составлении были использованы материалы книг:
Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» изд-в «ЭСКМО» и «Библиотека Ильи Резники» 2003,
М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», изд-ва Просвящение, 1989,
Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика», изд-ва Детство-Пресс, 2009.

Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика» изд-во «КАРО» Санкт-Петербург, 2009

Использование материалов с сайта Kiddy.in.ua разрешено только с личной, некоммерческой целью.
При этом ссылка на сайт Kiddy.in.ua (для интернет-изданий - гиперссылка) обязательна.

© 2012 Kiddy.in.ua - Cемья начинается с детей

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Цель: артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

«Буратино»

зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

«Большой калач»

Рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

«Лопаточка»

широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«Наказать непослушный язычок»

постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так. Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика в стихах - Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика в стихах - Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Артикуляционная гимнастика в стихах - Грибок

На лесной опушке, Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика в стихах - Орешки

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

«Качели»

На качелях Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Болтушка – индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Барабанщики - дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

«Пароход»

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

Предварительный просмотр:

РАССКАЗ – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.

Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко.
От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?
“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у”
“о – у”.
Но Лошадка не послушалась и побежала “Щелкать” высоко
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.
Звук “ф” по 4 раза

Проквакала лягушка
Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза
Пролетел жук Звук “ж” продолжительный
За ним – комар Звук “з” продолжительный
А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох

Лошадка замерзла Звук “брр” 4 раза
И побежала домой “Щелкать” высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама “Щелкать” низко медленно
Она стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

И лошадка успокоилась.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!