Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История возникновения и развития айкидо. Айкидо - это японское боевое искусство. Айкидо: описание, техника и отзывы

На самом деле айкидо трудно назвать спортивной дисциплиной в общепринятом смысле. В нем отсутствуют соревнования, и поэтому малышам нет необходимости постоянно доказывать в поединках, на что они способны. У менее физически развитых ребят не появляется комплекс неудачника, они не чувствуют себя слабыми, ведь в айкидо побеждает умение, а не сила.

6-7-летний малыш, имеющий навыки основных приемов, способен дать достойный отпор обидчику, будь тот даже выше на голову!

Дело тут не в каких-то «волшебных» приемах, научившись которым ребенок сможет, как супермен, победить всех злодеев. Только регулярная практика научит малыша решать конфликты без применения грубой силы. Какие же преимущества дают занятия айкидо детям?

Сильный или слабый?

Многие родители, отдающие ребенка в секцию айкидо, не ставят задачи вырастить спортсмена. Привлекает скорее оздоровительный аспект занятий. Но в любом виде спорта есть элемент соревнования. Кого возьмут в команду? Кто покажет лучший результат! В разумных дозах соперничество полезно, ибо дает стимул заниматься, воспитывает волю. С другой стороны, слабый ребенок всегда будет чувствовать, что он хуже своих более развитых сверстников. И наоборот, физически развитые дети, которым все в спорте дается легко, могут стать заносчивыми и нетерпимыми к «слабакам». Как этого избежать? Одно из решений предлагают восточные единоборства. Тут детей учат не только развивать в себе внутреннюю силу, но и правильно использовать ее. Тренер объяснит, что лучший способ решения любого конфликта — предотвратить его. Необходимо, чтобы ребенок изначально был уверен в себе и мог, если нужно, постоять за себя.

В айкидо приемы выполняются за счет перемещений, отходов с линии атаки, бросков или удержаний. Здесь не используют блоки и удары. Особое внимание уделяется страховке. Учеников обучают падать и кувыркаться вперед и назад. Таким образом, формируется очень ценный навык. Если обычный ребенок, случайно споткнувшись на улице, скорее всего, заработает пару ушибов и синяков, то маленький айкидоист рефлекторно упадет «по правилам». А затем, отряхнувшись, пойдет дальше, как ни в чем не бывало. Специалисты знают, что малыш, если он когда-то занимался айкидо, даже через много лет сохранит навыки безопасных падений. Проблемы с осанкой? Для такого ребенка их просто не существует! На занятиях много времени посвящают отработке стойки — с прямой спиной! Если вы увидите айкидо в действии, сразу же отметите необыкновенную красоту и грацию движений. Это весьма нетипично для того, что мы привыкли считать борьбой.

Как быть с непоседой?

Японские традиции требуют очень строгого выполнения правил поведения во время тренировок. Не разрешается бесцельно ходить по залу, разговаривать, мешать другим. В начале и в конце занятия практикуется общее построение. Ученики садятся в ряд и должны несколько минут сидеть молча и неподвижно, для того чтобы настроиться на тренировку. Это нехитрое упражнение учит концентрироваться, фокусировать внимание. Многие родители отмечают, что регулярные занятия айкидо для детей, делает их более собранными, дисциплинированными. Недаром японцы славятся своей самодисциплиной и вежливостью!

Слабое здоровье?

Человека, которого считают основателем айкидо, звали Морихей Уесиба. Этот японский мальчик рос слабым и болезненным. Знаете, что предприняли его родители? Отвели в группу, где малыш начал увлеченно заниматься восточными единоборствами! Хотите знать результат? К двадцати годам Морихей значительно опережал своих сверстников в силе и выносливости. Еще через десять лет он основал собственное направление боевых искусств! На восьмидесятом году жизни этот человек удивлял всех своей неисчерпаемой энергией…

Так что, если ваш ребенок не блистает здоровьем, ситуацию еще можно изменить! Задача родителей заключается в том, чтобы найти вид спорта, которым маленький человечек сможет заняться, несмотря на болезни. Каждый ребенок в айкидо начинает с изучения простейших движений. Поэтому дети поначалу практически не устают. По мере того как обучение продолжается, повышается сложность занятий и возрастает нагрузка. В результате организм постепенно адаптируется к нагрузкам, даже если никогда до этого ребенок не занимался спортом. Еще один очевидный плюс, который дают занятия айкидо, заключается в том, что всю тренировку малыш проводит босиком на татами. Постоянно двигаясь, он не подвергается риску переохладиться. Наоборот, идет процесс так называемого пассивного закаливания. К тому же хождение босиком по шероховатой поверхности татами расслабляет и одновременно тренирует ступни ног. Это приобретает особую актуальность в прохладное время года, когда ребенок по многу часов вынужден проводить в обуви.

От белого до черного

Основной критерий, по которому оценивается прогресс в айкидо, — система цветных поясов. Они присуждаются по результатам экзаменов два-три раза в год. На экзамене дети должны показать знание основных перемещений, страховки и некоторые базовые приемы. У маленьких могут спросить, как правильно складывать кимоно и завязывать пояс. В начале занятий у ребенка белый пояс, потом он получает желтый, красный и после многих лет занятий — заветный черный пояс.

В каждой спортивной секции свое отношение к пребыванию на тренировках родителей. В одном месте вам разрешат посидеть и посмотреть на успехи ребенка, а где-то запретят входить в зал после начала занятий. Этого не следует бояться. Дети в присутствии родителей часто менее внимательны, они стараются произвести впечатление и отвлекаются. Вполне достаточно того, что несколько раз в год вы сможете присутствовать на экзаменах, где ваш малыш покажет, чему он научился. В такой обстановке ваша поддержка окажется как нельзя более кстати.

В данной книге рассказывается не только о приемах айкидо, методах и тактике ведения боя, но раскрывается философия этого самурайского боевого искусства. Показано главное отличие айкидо от других видов восточных единоборств – его ярко выраженный оборонительный характер. Также книга знакомит читателей с наиболее знаменитыми мастерами айкидо, их вкладом в развитие такой глубоко философской системы самообороны.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны (А. Н. Григорьев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Боевое искусство айкидо

«Я нахожусь всего лишь на первой ступени айкидо, и я еще продолжаю постигать его… и будущим поколениям оставлю после себя наследие – айкидо!»

М. Уесиба

Айкидо как искусство самозащиты

Айкидо разработано в Японии. В нем объединены практические способы самозащиты, представленные в фехтовании на копьях и мечах, а также в различных эзотерических видах боевых искусств, таких как дзю-дзюцу (у нас более привычно произношение джиу-джитсу), айки-дзюцу и др. И очень важно, что уже с самого начала упор делался на типичном для айкидо единении в одно целое мысли и действия, а также на высвобождении энергии Ки (в китайской традиции – Ци). Совокупность этих характерных особенностей и делает данное боевое искусство привлекательным и интересным, причем заниматься айкидо могут люди любого возраста и пола, а методы тренировок таковы, что позволяют добиваться очень высоких результатов. Имеет значение и то, что самозащита путем применения приемов айкидо дает возможность противостоять как одному нападающему, так и нескольким.

Длительное время к тайнам айкидо мог прикоснуться лишь небольшой круг посвященных. Сейчас, когда о нем написано и рассказано немало, его считают едва ли не самым сложным из боевых искусств, а при высоком уровне овладения им – уникальным и наиболее эффективным методом развития физических и духовных способностей человека. Именно поэтому все расширяется круг последователей этой системы.

Слово «айкидо» состоит из иероглифов – ай («гармония»), ки («внутренняя сила, дух»), до («путь»), что можно перевести как «Путь обретения гармонии энергии сознания, или духа» или «Метод гармонизации энергии», или «Способ координации (согласования) умственной и физической энергии» (рис. 1).

Рисунок 1. Иероглифы ай, ки, до


Основатель айкидо – О’Сэнсэй Морихеи Уесиба – называл его «Путь к гармонии между человеком и Вселенной». Отсюда и цели, которые ставятся перед этой системой, – понимание себя, других и Вселенной; достижение гармонии с самим собой, с окружающими и природой; воспитание уважения к человеку, жизни, традициям, обычаям и к миру вообще. «Цель айкидо заключается в достижении гармонии человека со Вселенной, превращение человека в необъемлемый элемент Вселенной», – писал М. Уесиба.

С позиций техники айкидо представляет собой совокупность изящных и даже изысканных движений. Его приемы элегантны и красивы, плавно перетекают один в другой, превращаясь в своеобразный танец. С точки зрения практики айкидо – это способ самозащиты, могущий использоваться при различных видах атак. При реальной угрозе человек, владеющий айкидо и исповедующий его принцип ненасилия, оставляет первый шаг за противником. Система приемов самозащиты такова, что соперник никогда не получает сколько-нибудь значительных травм, его просто нейтрализуют. Цель айкидо не победа над агрессором, а защита (по словам мастера Мицуги Саотомэ, «пытаясь победить, вы проигрываете»).

Соответствующая реализация самозащиты предоставляет значительное преимущество в тактике и неограниченную свободу маневра в отличие от нападающего, действия которого сужены исключительным желанием атаковать. Например, в айкидо есть прием, называющийся «шихо нагэ», что в переводе означает «четырехсторонний бросок», т. е. у защищающегося имеются полная свобода действий, выбор направления движения в зависимости от обстановки. Или такой пример: ирими («вход») – важная часть техники айкидо. Однако это вовсе не обязательно шаг навстречу противнику. Его воплощение гораздо шире и предполагает перехват инициативы, причем движение может осуществляться в любую сторону – по кругу, спирали, назад, влево, вправо… М. Уесиба учит: «Перед вооруженным мечом противником, на грани жизни и смерти, нужно полностью контролировать свой разум и тело и сохранять абсолютное спокойствие. Немедленно определите замысел противника и, не давая ему ни малейшего шанса осуществить этот замысел, переместитесь, как считаете нужным, – прямо, по диагонали или в любом другом, соответствующем вашему плану, направлении».

Айкидо – это прежде всего самозащита, но отнюдь не пассивная.

В айкидо нет понятия атаки в том смысле, как это принято в различных видах борьбы. Она строится на ответных действиях, защищающих от неспровоцированной агрессии: можно удачно избежать атаки противника, дезориентировать его, вывести из равновесия, прижать к полу… При этом энергия атаки нападающего постоянно контролируется, усиливается и переориентируется на него. Отсюда колоссальное разнообразие приемов, которые невозможно абсолютно одинаково повторить дважды; отрицание приверженности к одному, даже очень эффективному методу.

Чтобы защита была надежной, необходимо сохранять свободное сознание, которое сможет уловить малейшее изменение обстоятельств и тут же адекватно среагировать на него. Выдающийся мастер Мицуги Саотомэ по этому поводу говорил так: «Движение защиты – это не игра, это очень серьезная вещь. Когда враг пытается вас убить, у вас есть один выбор: остаться жить или умереть… Занятия айкидо учат ваше тело быть гибким и восприимчивым, они учат ваше сознание сохранять спокойствие, а ваш взор – сохранять ясность, чтобы страх, злость или отсутствие уверенности не мешали вашему телу двигаться…»

Будучи искусством самозащиты, айкидо признает, что при внешней агрессии каждый вправе защитить себя. Вопрос в том как. Это полностью определяется уровнем его индивидуального физического или духовного развития. Если он низок, то реакция человека скорее всего окажется неадекватной, непродуманной и поэтому неэффективной. Неподготовленный человек постарается причинить нападающему максимально возможный для него вред; обученный боевому искусству нанесет серьезные травмы или убьет; владеющий айкидо сумеет мягко нейтрализовать даже грубую силу, контролируя все аспекты защиты и нападения. Это дает возможность защититься, не нанося атакующему увечий.

Айкидо не только позволяет защитить себя, но и предлагает технику, дающую возможность сделать это наиболее результативно. При этом всегда имеется в виду, что защищающийся ответствен за непричинение ущерба здоровью нападающего. Ведь он стоит на низкой ступени, а вы ориентированы на достижение высшего уровня, на котором можно защитить себя без применения грубых способов, а только опираясь на свои способности и знание техники.

Перед нами своеобразная и сложная концепция самообороны, которая своей трактовкой слова «защита» отличает айкидо от других видов боевых искусств.

Основатель и истоки айкидо

Айкидо относится к японским боевым искусствам, но пользуется популярностью и широко распространено во всем мире. Это можно объяснить природой самого айкидо, а также личностью его основателя – Морихеи Уесиба – и его выдающихся учеников и последователей.

Морихеи Уесиба родился 14 декабря 1883 г. Он был невысокого роста, рос довольно болезненным ребенком, физически не слишком сильным, подвижным играм предпочитал чтение книг и рассказы о своем прадеде-самурае Кичиемоне. От своего отца он унаследовал решительность и упорство самурая, интерес к общественной деятельности, от матери – любовь к искусству, литературе и религии. Он посещал школу сумо и плавания, куда отдали его родители в надежде укрепить здоровье Морихеи.

Когда ему исполнилось 18 лет, Уесиба перебрался в Токио, где пытался попробовать себя в бизнесе. Именно в это время он заинтересовался боевыми искусствами, начал заниматься дзю-дзюцу и кэндо (фехтованием на мечах). Однако из-за болезни он вынужден был вернуться домой.

С 1903 г. Уесиба служит в армии, где очень быстро продвигается по службе, чему в немалой степени способствовали его энергичность и мастерство владения мечом и штыком. Он участвует в Русско-японской войне 1904–1905 гг., после которой выходит в отставку и отправляется домой. Там Морихеи возобновил занятия дзю-дзюцу под руководством мастера Такаки Киеччи. Здесь же он встретился с выдающимся мастером дайто-рю-айки-дзюцу Такедой Сокаку, который оказал на него большое влияние. (Сокаку был наставником школы древнего клана самураев Такеда. Уесиба вспоминал, что мастер обучал исключительно детей знатных родителей. Чтобы учиться, Морихеи нанялся к нему на службу и за каждый освоенный прием выплачивал 300–500 иен. За 5 лет, что Уесиба провел на Хоккайдо, учитель занимался его обучением не более 3 месяцев.)

После смерти отца в 1920 г. Уесиба меняет свою жизнь, начинает изучать философию, религию и др. Духовная личность Морихеи сформировалась под воздействием Дегучи Онисабуро, известного религиозного деятеля, кредо которого составляла проповедь ненасильственного сопротивления (с 1919 г. Уесиба состоял в религиозной организации Омо токё, которую возглавлял Онисабуро). К этому времени Уесиба приобрел славу известного мастера, владеющего джиу-джитсу, кэндо, айки-дзюцу. Онисабуро рекомендуем ему открыть школу боевых искусств, что он и сделал. Обладая глубокими познаниями в этой области и имея продолжительную практику, Уесиба смог сформировать собственную форму будо («воинского искусства»), которое в 1938 г. получает название сначала «айки-но мити» («дорога айки»), потом «айки-будо» («боевой путь айки»), что подчеркивало философскую и духовную сущность нового вида боевого искусства. Развитие его, однако, сдерживала начавшаяся Вторая мировая война, хотя Уесиба и продолжает работать над его усовершенствованием. События военных лет, окружающая жестокость и царящий вокруг шовинизм потрясли мастера. Он решает изменить название своего детища. С февраля 1942 г. айки-будо именуется айкидо. Уесиба говорил об этом: «Так как слова «гармония» и «любовь» могут выражаться словом «ай», я решил назвать свое уникальное будо – айкидо. Слово «айки» и уходит корнями в прошлое, но то значение, в котором употребляли его воины прошлого, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. В айки я вкладываю свое значение: айки – это не прием, с помощью которого побеждают врага, айки – это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить все живое в одну семью».

Результатом подвижнической деятельности Уесибы стал комплекс, включающий несколько тысяч приемов. В большинстве своем это болевые захваты и замки рук в сочетании с бросками, в процессе которых активно используются биоэнергетический потенциал организма человека. Психофизической основой айкидо является продолжительный аутотренинг. В 1920-е гг. были сформулированы и программные положения школы: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение противника, а наоборот – вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим».

После войны, в период всеобщего духовного упадка Уесиба решается продемонстрировать свое искусство людям с целью помочь им обрести душевное равновесие и уверенность в будущем. Успех превзошел все ожидания, айкидо очень быстро распространилось по стране, узнали его и в других государствах. У великого мастера появились многочисленные ученики. В 1948 г. была создана Айкикай – Ассоциация айкидо, вопросами организации и деятельности которой стал заниматься Киссемару Уесиба, его сын. Сам гениальный учитель уехал в Ивама, где открыл духовный центр айкидо – храм Айки. Это место поклонения сорока трем богам, которые покровительствуют и дают силу айкидо.

Морихеи Уесиба умер 26 апреля 1969 г. Ежегодно 29 апреля в храме Айки проводятся богослужения в память о нем.

После смерти основателя в айкидо многое изменилось. В настоящее время существуют многочисленные направления, которые в той или иной степени ассоциируют себя с этим боевым искусством. Назовем некоторые из них.

Айкикай Со Хомбу (это стиль, разработанный Морихеи Уесибой, который продолжал сначала его сын Киссёмару Уесиба, а потом его внук Моритеру Уесиба); Ивама-рю (стиль мастера Морихиро Сайто); Айкидо школы Уесиба (стиль мастера Мицуги Саотоме); Йосикай Айки-до (стиль мастера Годзо Сиода) и др.

При изучении айкидо нельзя забывать об его истоках. Япония – страна, которой в области боевых искусств отводится особое место, поскольку их техники разнообразны, систематизированы, совершенны, сопровождаются философскими идеями, бла годаря которым они не только сохранились, но и достигли более высокого уровня, отойдя от исключительно утилитарного использования. В японских боевых искусствах представлены техники боя как с применением оружия, так и без него. Ко второй группе относятся дзю-дзюцу, айки-дзюцу и карате, которые с древних времен формировались и развивались параллельно. Дзю-дзюцу, айки-дзюцу сложились в среде воинов и предназначались для того, чтобы во время боя уметь сражаться без оружия. Поэтому в их техниках немало общего. Различие состоит в том, что айки-дзюцу – принадлежность воинской элиты – самураев (кроме того, на него сильное влияние оказали китайские воинские искусства), а также в том, что в их основе лежат разные философские концепции. Карате (более раннее название – «окинава-тэ» – «рука Окинавы») было распространено среди обычных людей Окинавы (спорной территории Японии и Китая). Но в айкидо можно найти их элементы, причем в более продвинутом виде.

Айкидо представляет собой не просто приемы самозащиты, это путь объединения физического и духовного начал, развития и самосовершенствования человеческой личности. В его основе лежит древнее искусство айки-дзюцу, включающее аутотренинг, психофизическую саморегуляцию, для того чтобы быть способным концентрировать и активизировать Ки, повышать приспособительные возможности организма в конкретной ситуации для нейтрализации агрессора. Точно так же, как в айкидзюцу, в айкидо Уесиба придавал особое значение психической и соматической релаксации, благодаря которой можно удерживать внутреннее равновесие и спокойствие независимо от степени напряженности ситуации и обращать атакующую силу противника на него самого. Увлекая его своими плавными движениями, как будто поддаваясь и противопоставляя натиску свою якобы податливость, мастер вынуждает соперника двигаться в заведомо невыгодном направлении и падать в пустоту под воздействием инерции своего движения. При этом владеющий айкидо, совершая движения и перемещения, остается устойчивым, сохраняет координацию движений и абсолютное душевное спокойствие.

Движения айкидо при взгляде со стороны кажутся воплощением легкости и элегантности, а в действительности они наполнены огромной внутренней силой, которую мастер реализует в нужный момент и с необходимой скоростью. В айкидо практикуются кругообразные движения вокруг собственной оси, что очень похоже на вращение волчка. Заставляя противника перемещаться по плавной, округлой траектории, мастер, вращаясь вокруг оси, втягивает соперника в свое движение, чем нарушает его равновесие. Усилить воздействие в определенных случаях можно посредством применения болевого приема. Отсюда понятно, насколько важно иметь не только отличную физическую подготовку и мастерски владеть техникой айкидо, но и быть психологически натренированным, чтобы не терять самообладания.

Кроме приемов айки-дзюцу, Уесиба использовал и искусство дзю-дзюцу («мягкое искусство»), в частности принципы гибкости и изворотливости; из кен-дзюцу заимствовал движения рук, способы перемещения и искусство избегать ударов; из яридзюцу – ирими («вход в схватку»); традиции дайторю, кито-рю (школ в которых он обучался в свое время), а также других японских и китайских видов боевого искусства, причем он существенно их модернизировал.

В духовном плане особенности айкидо восходят к религиозно-философским истокам (синто, буддизму, омото-кё). На их основе Уесиба сформулировал пять постулатов айкидо.

1. «Айкидо – это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный разум, который содержит все и все объединяет».

2. «Айкидо – это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле».

3. «Айкидо – это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным сознанием».

4. «Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной».

5. «Айкидо – это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога».

Философия и принципы айкидо

Об айкидо говорят, что это самое философское из всех известных боевых искусств. Это так и есть, тем более что и сам основатель «Пути гармонии» говорил по этому поводу следующее: «Нет философии – нет айкидо». М. Уесиба – великий мастер боевых искусств, однако, будучи глубоко верующим человеком, он много времени и сил отдал исканиям духовным. Пережив в 1942 г. просветление, Уесиба беседовал со своими учениками о философии айкидо, а также говорил со всеми, кому требовался его мудрый совет.

Его высказывания были революционными и одновременно имели глубокие корни в классической традиции. Жизнь самураев, известных своим бесстрашием и презрением к смерти, была такова, что делала их не только воинами, но и философами. Но до этого немало лет уходило на обучение и приобретение опыта. Уесиба прошел суровую школу жизни, и его мудрость – это итог напряженных тренировок и результат глубоких духовных поисков и размышлений.

Философская система айкидо построена на определенных принципах, понять которые можно из отдельных высказываний О’Сэнсэя, сделанных им в разное время. И самыми важными из них являются:

1) благодарность Вселенной за дарованную жизнь. Как говорил мастер Уесиба, «когда вы кланяетесь Вселенной, она кланяется в ответ; когда вы произносите имя Бога, оно эхом отзывается внутри Вас»;

2) благодарность предкам и предшественникам (прародителям, учителям, первооткрывателям и др.), жившим до нас и оставившим нам культуру и традиции;

3) благодарность окружающим людям за то, что они строят дома, растят хлеб, поддерживают нас и т. д. Уесиба говорил: «На самом деле у меня нет учеников. Вы – мои друзья, и я учусь у вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, Айкидо означает взаимодействие со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий»;

4) благодарность растениям и животным, дающим нам хлеб насущный.

Любая философская система опирается на нравственные принципы. В айкидо это:

1) добродетель храбрости, под которой подразумеваются «смелое действие», «храбрая отдача» и «доблестная жизнь». Благодаря этой добродетели развиваются сила воли и решительность. Айкидо учит действовать на высших уровнях и побеждать честно, поэтому для него неприемлемо нападать на доступные цели, поэтому оно отдает первый удар противнику.

По словам основателя Уесибы, «победа, к которой мы стремимся, в том, чтобы преодолеть все вызовы и сражаться до конца, достигая своих целей». Символ добродетели храбрости – огонь;

2) добродетель мудрости, которой можно достичь, если никогда не останавливаться и не прекращать учиться. По этому поводу Уесиба сказал: «Учитесь и тренируйтесь, а потом размышляйте над своим продвижением. Айкидо – искусство глубокого изучения, искусство знания». Символ – небеса как знак всеобъемлющего знания;

3) добродетель любви, о которой Уесида говорил следующее: «В истинном будо нет врагов. Истинное будо – это проявление любви. Путь воина не в том, чтобы разрушать и убивать, но способствовать жизни, непрерывно созидать. Любовь – это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви ничто не может процветать. Если не будет любви между людьми, это будет концом нашего мира. Любовь рождает тепло и свет, который поддерживает мир». Символ любви – Земля;

4) добродетель сочувствия. Философия не существует в пустоте. Поэтому всегда следует думать о том, как те или иные наши поступки и действия отражаются на окружающих людях и на мире вообще. Если понимание айкидо неприложимо к сфере человеческих взаимоотношений, то ценность его невелика. О’Сэнсэй говорил: «Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом».

Жизнь несовершенна и часто несправедлива, человек страдает от болезней, старости, потери близких, но добродетели айкидо помогают выстоять и принимать то, что каждому предназначено. Философия айкидо, призывая нас становиться храбрее, мудрее, более внимательными и любящими, дает средство справиться с теми вызовами, которые предлагает нам жизнь.

«Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно, с нетерпением ждите каждого нового дня и примите все, что бы он ни принес» (М. Уесиба).

Итак, айкидо – это относительно молодое боевое искусство, однако вобравшее в себя подходы и мировоззрение, насчитывающие тысячелетия. Главное, что отличает его от других видов спортивных единоборств, состоит в том, что в айкидо придается особое значение подлинному духовному развитию. Идея айкидо в том, что, даже не будучи сильным физически, можно справиться с мощным противником благодаря блестящей технике, подвижности ума и гармонии со Вселенной («Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной», – говорил М. Уесиба).

Практикующий айкидо должен еще до нападения мысленно проститься с жизнью, что позволит ему слиться с противником. Такое состояние, при котором сознательное мышление отсутствует, японцы называют «мусин». При этом рассудок и тело превращаются в единое целое и функционируют, ведомые исключительным внутренним чувством и силой духа. Овладев этим искусством, можно перемещаться с огромной скоростью и в ситуации, когда дело решают секунды, действовать невероятно быстро. Когда встречаются равные по всем параметрам противники, тот из них будет обладать преимуществом, у кого разум доведен до состояния мусин, чье внимание безгранично. Имея духовное превосходство, можно одержать победу еще до схватки.

Традиционно айкидо относится к боевым видам искусства, но по своей сути оно есть шаг в развитии будо в сторону воцарения в мире гармонии и рассматривания конфликта, который является неотъемлемой частью жизни, в качестве дисбаланса, который необходимо разрешать на основе доброй воли. Айкидо уважает право каждого человека на безопасность и здоровье и исключает наказание и месть.

Айкидо базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип несопротивления, поскольку чем сильнее сопротивление, тем агрессивнее нападение. На него опираются в различных боевых искусствах наряду с положением, что каждое прямолинейное воздействие на человека обязательно встречает ответную реакцию. Айкидо предлагает двигаться по траектории атаки («Позвольте противнику идти и поворачиваться, когда он хочет, помогите ему согнуться в том направлении, в каком он хочет, а потом дайте ему возможность упасть там, куда он стремится»).

В айкидо принято, что любой человек обладает жизненной энергией (Ки), которую можно направить в нужную сторону, если сосредоточить ее в хара (центре). В соответствии с этим в айкидо единый для разных боевых искусств принцип несопротивления трансформируется в принцип ведущего контроля («Не препятствуйте движению своего противника в любом направлении, дайте ему возможность двигаться туда, куда он хочет, но любое его движение должно происходить под вашим контролем. Нельзя расслаблять внимание»).

Айкидо – это прежде всего гармония, без нее оно становится обычным спором для выяснения того, кто сильнее или быстрее. При атаке гармония нарушается, айкидо преследует цель ее восстановления. Принцип ведущего контроля и есть первый шаг на пути решения этой задачи. С его помощью можно переориентировать действие в нужное направление и контролировать его.

Айкидо активно использует энергию Ки, которая концентрируется в хара и распространяется вовне. Эти два принципа (сосредоточения и выброса Ки в нужном направлении) предполагают кругообразность и сферичность действия. Атака направляется по многочисленным кругам, центром нейтрализации которых является хара. Поэтому многие приемы в айкидо строятся на вращении, бросках в круг, еще раз подтверждая, что прямолинейный (поэтому и самый короткий) путь не всегда самый действенный и эффективный.

В основе айкидо лежат плавные движения, которые похожи на поток воды, которая, несмотря на свою мягкость и податливость, может быть и разрушительной. Мастер, как водой, заполняет пространство, в котором нападающее и защищающееся действия сливаются и далее управляемые защитой направляются против агрессора. Принцип слияния – еще один принцип айкидо. Являясь фактором обороны, он, кроме того, содержит и психологический аспект: мастер как будто видит сознание соперника и чувствует, что тот хочет сделать. В обыденной жизни мы бы сказали, что мастер айкидо может поставить себя на место другого, способен к сопереживанию («В айкидо мы контролируем разум противника прежде, чем видим его, т. е. мы как бы поглощаем его»).

Айкидо не просто искусство самозащиты, его техника и движения пронизаны элементами философии и психологии, законами динамики. Поэтому, овладевая приемами, мы тренируем разум, укрепляем и поддерживаем здоровье и развиваем доверие к себе. В айкидо чисто физическая сила не работает, она всегда контролируется сознанием. Поняв и освоив искусство манипуляции чужим сознанием, можно управлять соперником, используя его силу. Поэтому высокое мастерство айкидо позволяет женщине и даже ребенку нейтрализовать физически крепкого мужчину.

Есть только один путь отточить искусство айкидо – тренировки, но нельзя ограничиваться только додзё.

В айкидо большое значение придается элегантности и точности движений. Их отрабатывают с самого начала. Есть мнение, что айкидо – это боевое искусство для интеллигентных людей.

В занятиях айкидо важна и уравновешенность. Чем более напориста атака, тем большую мягкость необходимо проявлять. Выверенные и осознанные действия лучше слепой агрессии.

С постижением принципов и техники айкидо дух конкуренции исчезает. Многое из того, что человек узнал и понял на татами, он переносит в обыденную жизнь и применяет в своей деятельности.

Лучше всего объяснял суть, принципы и философию айкидо его создатель, в духовном наследии которого можно прочитать следующее.

«Айкидо не является средством победы над врагами. Айкидо – средство установления мира и братской любви между людьми.

Айкидо – это несопротивление, а потому всегда победа.

Не имеющий гармонии в душе проигрывает с самого начала.

Поместите Великую и Вездесущую Божественную Любовь в ваше сердце и ваше Будо станет настоящим и созидательным.

Соревнования, а значит и связанные с ними победы и поражения не являются Истинным будо. Истинное Будо не знает поражения. «Не быть пораженным» означает «Никогда не сражаться».

Настоящая победа – это победа над самим собой. Практика является основой овладения вашим Ки.

В Айкидо необходимо сознание, направленное на установление мира и гармонии в природе.

Истинное Будо – это работа во имя Любви. Любовь – Хранитель Божественности и всего сущего. Айкидо является реализацией Божественной Любви.

Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.

Мы беспрестанно выступаем против каких-либо битв и войн. Вот почему мы строго запрещаем реальные схватки и матчи в Айкидо. Сила Любви очищает и соединяет партнеров в Айкидо в одно целое.

Понимайте Айкидо: во-первых, как Будо; во-вторых, как средство создания единой семьи людей. Айкидо служит не кому-то лично, не отдельной нации или государству. Его цель – практическое претворение Божественного Промысла.

Ввиду того что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.

Секрет Айкидо в достижении гармонии со Вселенной и совместном движении с ней. Тот, кто познал секрет Айкидо, может сказать:» Вселенная – это я».

Я никогда не был поражен врагами не потому, что я был быстрее их – это вообще не вопрос скорости. Они проигрывали еще до того, как начинали атаковать. Как только противник пытается атаковать меня, а значит и саму Вселенную, – это значит, что он пытается разрушить ее. С того момента, когда он пытается остановить меня или атаковать, он уже поражен. Скорость здесь не имеет никакого значения.

Не смотрите противнику в глаза, иначе ваше сознание будет притянуто ими. Не смотрите на его меч, иначе он вас зарубит. Не смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет разрушено. Истинное Будо есть культивация духовного притяжения, которое привлекает противника к вам. Я так всегда и делаю, чтобы остаться на верном пути. Даже если партнер находится сзади меня, этого достаточно. Когда он атакует, он поразит сам себя своим намерением атаковать. Я – одно целое со Вселенной. У Уэсибы нет врагов. Ошибаются те, кто думает, что Будо – средство стать сильным и победить всех врагов. В Истинном Будо нет врагов. Истинное Будо означает быть в центре Вселенной.

Когда меня спрашивают: «Верно ли, что ваши принципы Айки-Будо взяты из религий?» – я говорю: «Нет. Мои истинные принципы Будо проливают свет на религии и ведут их к завершению».

Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Находясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда когда живете обычной жизнью.

В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как увидим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идет по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.

Истинное Будо – это защита с любовью всего сущего на земле, с миром и покоем в душе. Позвольте каждому развиваться своим путем. Те, кто хочет изучить Айкидо, должны раскрепостить свое сознание прислушаться к искреннему голосу Природы через Айки и неустанно тренировать это. Начните старательно развивать свой Дух (свое Ки).

Встать на путь «До» – познать Промысел Божий и претворить его на практике. Шаг в сторону – и вы сошли с Истинного Пути.

Мы можем сказать, что Айкидо – средство победить дьяволов чистотой своего Ки, а не мечом. Это означает превратить мир дьявольских соблазнов в Мир Высокого Духа. Это и есть Айкидо».

Атрибуты и этикет в айкидо

Для занятий айкидо предназначается униформа, которая практически не отличается от той, что носят практикующие дзюдо и карате.

Она состоит из куртки (кэйкоги, доги, ги), брюк, пояса (оби) определенного цвета и в соответствующих случаях – из хакама (рис. 2). Комплект дополняют сандалии – дзори.

Первое упоминание о техниках айки встречается в японских хрониках VIII в., в частности в легенде о двух божествах Синто, – Такэ-ми-кадзути-но-ками и Такэ-минаката-но-ками. Состязаясь, Такэ-ми-наката захватил запястье Такэ-ми-кадзути, которое мгновенно обернулось сначала ледяным столбом, а потом лезвием меча. Такэ-ми-наката, испытывая благоговейный страх, отскочил в сторону. Когда Такэ-ми-кадзути проделал то же самое, запястье Такэ-ми-наката переломилось, словно тростинка. Он признал победу соперника и в ужасе удалился. Так и мастера айки умеют превращать свои руки в лезвия мечей и железные дубинки.

Рисунок 2. Униформа для занятий айкидо: 1) ги; 2) хакама; 3) дзори


Брюки сшиты из ткани белого цвета, они имеют свободный в бедрах покрой и завязываются тесемками. Куртка с запахом (левая пола должна быть сверху независимо от пола) сшита из плотной белой ткани, не имеет пуговиц.

Пояс шириной 5–6 см дважды оборачивается вокруг тела и завязывается плоским узлом (рис. 3), который должен находиться на 5 см ниже пупка, т. е. центра тяжести (хара), что не мешает сосредоточивать внимание на этой зоне. Концы пояса обязательно должны быть одинаковой длины.

В различных культурах есть слова, обозначающие гармонизирующую энергию – Ки. В Древнем Риме – аура, в Индии – прана, в Китае – Ци, или Ни, в Японии до Второй мировой войны – рэйки, или рэйси.

Завязывая оби, надо следить за тем, чтобы он не перекручивался за спиной, иначе при падении не исключено травмирование.

Рисунок 3. Способ завязывания оби


Пояс выполняет две функции – фиксирует куртку и указывает на степень мастерства своего хозяина (при этом в каждом клубе могут быть свои правила, например занимающиеся могут носить пояса только белого, коричневого и черного цвета). Например, в стиле ёсинкан принята такая градация:

1) белый пояс – восьмой, девятый и десятый кю;

2) желтый пояс – седьмой кю;

3) оранжевый пояс – шестой кю;

4) зеленый пояс – пятый кю;

5) синий пояс – четвертый кю;

В хрониках Кодзики говорится о двух божествах – Таками-мусуби и Ками-мусиби, воплощающих принципы инь и ян и с помощью мусуби (созидательной энергии) сотворившие мир. Она представлена и в техниках айки, где укэ и нагэ объединяют свою Ки.

6) коричневый пояс – третий, второй и первый кю;

7) черный пояс – от первого дана и выше.

После занятия форму нужно сложить, соблюдая правила (рис. 4).

Рисунок 4. Последовательность складывания кэйкоги


Мужчины, имеющие дан, и женщины с третьего разряда кю получают право носить юбку-брюки (хакама). (Ги изначально представляло собой нижнее белье, поверх которого самураи носили хакама, чтобы предохранять ноги всадника от кустов и т. п. После упразднения класса самураев им удалось сохранить за собой эту одежду как знак отличия от простолюдинов. Кроме того, за хакама движения ног были не видны, что давало определенное преимущество в бою, а сейчас этот атрибут делает движения айкидока изящными и пластичными.) Этой традиции придерживаются в большинстве школ айкидо. Хакама бывает темно-синего или черного цвета. На ней заложены семь складок – пять спереди и две сзади, причем каждая имеет особое название и значение (табл. 1).


Таблица 1

Значение складок на хакама

Хакама носят поверх брюк и завязывают низко на бедрах (рис. 5). Ее длина должна доходить до щиколоток, иначе она создавать помехи при движении.

Рисунок 5. Способ надевания хакама

В айкидо физическая сила мышц объединяется и фокусируется в одной точке (в руке, плече и др.), превращаясь в сфокусированную силу.

Как и ги, хакама нужно уметь правильно складывать (рис. 6).

Рисунок 6. Последовательность складывания хакама


В практике айкидо находят применение некоторые виды оружия (рис. 7).

Рисунок 7. Оружие ученика айкидо (айкидока): 1) боккэн; 2) дзё; 3) танто


Боккэн – японский деревянный меч, изготовленный по образцу катаны, причем это слово используют исключительно за пределами Японии. Сами японцы деревянное оружие именуют словом «бокуто», которое переводится тоже как «деревянный меч», но пишется другими иероглифами.

Время появления боккэна неизвестно, но это оружие такое же древнее, как и японские мечи вообще. В Средние века с его помощью готовили воинов. Сохранилась история, связанная с боккэном и знаменитым фехтовальщиком Миямото Мусаси, который победил противника Сасаки Кодзиро боккэном, который он выстрогал из весла, пока на лодке добирался до места поединка.

Боккэны изготавливают из древесины твердых пород, например из дуба, бука и др. Часто их пропитывают тем или иным составом (морилкой, древесной смолой и пр.), чтобы увеличить плотность материала и вес изделия. Это необходимо для того, чтобы боккэн мог выдерживать достаточно сильные удары, которые на тренировках могут наноситься боккэнами или дзё.

Боккэн имеет определенную длину – 95– 105 см, длина рукояти составляет 25–27 см, клинка – 76–78 см (в идеале длина боккэна должна равняться расстоянию от пола до пояса айкидоки). Эксклюзивные деревянные мечи украшают резьбой.

Боккэн применяется в качестве альтернативы настоящему мечу, но, несмотря на то что он деревянный, им могут быть нанесены серьезные раны и ушибы. Поэтому занятия с боккэном проводятся в присутствии инструктора. Его применяют для отработки субури и практики.

В Японии к боккэну относятся с большим пиететом. Его переносят в специальном чехле, отсутствие которого расценивается как ношение холодного оружия.

Дзё представляет собой деревянный шест, длина которого может варьироваться в зависимости от школы и области применения, но обычно она равна 128 см при диаметре 24–30 мм. С дзё упражняются в айкидо, хотя существует особое искусство владения дзё – дзё-дзюцу («искусство шеста»). Занятие, которое проводится в айкидо с использование шеста, называется айки-дзё. Шестом можно наносить различные удары – прямые тычковые (цуки), рубящие в направлении сверху вниз (кэсагири), косые рубящие по туловищу и ногам (ути).

Кроме того, с помощью дзё блокируют удары руками и оружием.

Деревянный шест по сравнению с мечом был простым оружием, доступным для любого простолюдина, но, несмотря на это, самураи признавали его эффективность и применяли, тем более что занятия айки-дзё развивали ощущение дистанции (маай).

В разных школах техника работы с дзё может иметь определенные отличия, хотя есть базовые приемы, в частности самозащита от атаки с дзё; спарринг дзё против дзё; спарринг дзё против меча; броски с помощью дзё при нападении вооруженного или безоружного противника.

Основу айкидо составляют круговые движения, благодаря которым можно переориентировать силу другого человека, не вступая в непосредственное столкновение с ней; можно вплотную приблизиться к укэ и быстро реализовать ту или иную технику. Охватывая его движение своим круговым, можно целиком увести его силу. Важно не только это, но и то, что круговое движение позволяет перенаправить силу, не обрывая потока энергии.

Танто («короткий меч») – японский нож или кинжал длиной от 15–30 см. Клинок бывает односторонним или обоюдоострым. Он признан национальным достоянием Японии. Его изготавливают только мастера, имеющие особую лицензию (с 1945 г. выдано всего 600 лицензий). Принято считать, что танто, катана и вакидзаси – это «один и тот меч, но разного размера».

Нож, который применяют на тренировках айкидо, носит название «боку-танто» – «деревянный танто».

Для персонального оружия должен быть специальный футляр или, по крайней мере, оно должно быть завернуто в ткань. Несмотря на то что оно может использоваться не всегда, оружие следует приносить на каждое занятие. Перед тренировкой его надо извлечь и положить рядом с татами (причем острием его нельзя направлять в сторону камизы), чтобы при команде инструктора его можно было легко взять.

Место, где проходят тренировки по айкидо, называется додзё – «место, где постигают Путь». Так в буддизме назывался зал для медитаций, концентрации дыхания и других практик, в которых упражнялись монахи. Со временем словом «додзё» начали обозначать место, посвященное изучению дисциплин, не связанных с религией, например каллиграфии, танцев, фехтования и др.

Пространство, где непосредственно проходят тренировки, должно быть ровным, достаточно мягким, чтобы при падениях и кувырках не травмировать занимающихся, но при этом и довольно твердой, чтобы не вредить ногам и не создавать препятствий для плавных, но быстрых движений, которые есть основа айкидо.

В Японии это место застелено татами – матами, изготовленными из рисовой соломы или другого растительного сырья и обтянутыми тканью. Нередко татами кладут на раму, выполненную из деревянных реек, на которую натянута стальная проволока, благодаря чему эластичность татами еще более возрастает.

В других странах, где традиционное татами может отсутствовать, его заменяют борцовскими матами, пенорезиновыми коврами и пр. Как правило, они обтянуты брезентом и лежат на упругом деревянном основании, а оно – на бетонном полу.

Пространство для занятий бывает квадратной или прямоугольной формы. Каждая его часть именуется по-разному согласно этикету, принятому в данном додзё.

Главная часть татами называется камидза («верхнее место»). Оно предназначено для мастера, почетных гостей и должностных лиц клуба. Это место нельзя перепутать с другими, поскольку здесь традиционно висит портрет О’Сэнсэя Уесибы или свиток с текстом философского содержания. В Японии тут стоит помост с эмблемой зала, церемониальным барабаном, мечами и другими атрибутами.

Конец ознакомительного фрагмента.

«Ай-ки-до» - что означает каждая составляющая этого иероглифа?

Какой трактовки основ Айкидо придерживаются авторы этого пособия?

Что общего у Айкидо с другими боевыми искусствами и видами спорта?

В зависимости от того, как Айкидока подходит к изучению Айкидо, ответ на вопрос «Что такое Айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение Айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что, конечно, у каждого имеется собственная точка зрения на этот вопрос.
Ниже мы остановимся на некоторых возможных трактовках Айкидо. А затем время от времени будем возвращаться к отдельным его аспектам и рассматривать их более глубоко и подробно.

Для наблюдателя Айкидо представляет собой набор «высокоразвитых» и эффективных приемов самозащиты.
Под определением «высокоразвитые» имеется в виду разумное использование механизмов с целью достижения максимального эффекта при минимальной затрате усилий.
В основе всех приемов лежат одни принципы. Базовая техника Айкидо состоит из естественных и простых движений, поэтому любой человек может изучать Айкидо. В данном случае, называя движения «простыми», мы имеем в виду, что они все выполняются в доступном для Айкидоки радиусе и похожи на привычные движения в повседневной жизни. С этой точки зрения цель тренировок заключается в постоянном совершенствовании выполнения приемов. Нужно работать:

  • над расслабленностью движений;
  • их непрерывностью;
  • постоянным и надлежащим контролем за мышцами ног;
  • правильностью работы руками.

«Внутренне» Айкидо - это методика, которая совершенствуется человеком без посторонней помощи. Это подразумевает, например, упражнения:

  • на концентрацию;
  • выносливость духа;
  • умение постоять за себя;
  • умение сотрудничать;
  • развитие уверенности в себе.

Первое упражнение показывает, что Айкидо полностью сосредоточено на искусстве движения - можно смело назвать Айкидо «спортом». Айкидо отличается от техник медитации, как, например, дзен, несмотря на то что в Айкидо присутствуют медитативные элементы.

Второе упражнение иллюстрирует, что Айкидо предоставляет возможность тренировать свои душевные ощущения в самом широком смысле этого слова. Айкидо в данном случае - это методика развития личности.

Обе эти перспективы, конечно, взаимозависимы одна от другой. Внутреннее состояние души влияет на движение, и наоборот. Это также объяснение буквального термина «искусство схватки» (боевое искусство). В числе прочего термин «искусство» означает, что внешние движения отражают внутреннее состояние. Именно это выражается Айкидокой аналогично пониманию того, что хотел отобразить художник в произведении искусства. Разумеется, суть сказанного выше, затрагивающую душевные чувства, можно обнаружить во многих видах спорта.

Если понимать концепцию за пределами первого и второго, можно приблизиться к природной сути Айкидо, поскольку первых двух концепций самих по себе не достаточно для полного истолкования. Айкидо дает человеку возможность совместно трудиться в конструктивном ключе с другими и стараться вести обмен. В данном смысле Айкидо является формой интенсивной коммуникации. Кто-то может назвать его «телесным диалогом».

Что такое ки?

Элементы в слове Айкидо объяснить довольно легко. Слог ки в этом слове требует более подробного описания, так как в нем заключено обширное поле для дальнейших толкований. Главным образом ки переводится (как это понимается на Дальнем Востоке) как чувство, цель/намерение, жизненная энергия или живость . В китайском оно звучит как «чи» (в слове тай чи - китайское искусство движения); в индийском это слово - прана. Именно китайская версия отсылает нас к концепции текущей энергии, как она понимается в китайской народной медицине.
Источник ки - это точка чуть ниже пупка - так называемая кикай-танден, или хара. В буквальном переводе она означает «море энергии». Каждый человек имеет доступ к своему ки. Различия в силе жизненной энергии или живости и способности использовать ки присутствуют только тогда, когда течению ки сквозь тело препятствуют заторы или напряжение. Поэтому традиционная китайская медицина считает, что такое состояние является причиной болезни.

Некоторые Айкидоки привносят свое толкование жизненной энергии, в буквальном смысле желая позволить своему ки течь и пытаясь «выпустить его» из тела. В этом смысле появляется связь с действенной силой.
Изучающим Айкидо в западных странах легче понять (что, в свою очередь, имеет меньшее отношение к эзотерике), если описывать ки, используя следующее определение: способность постоять за себя, решительность, сила воли, мотивация и вера в собственные силы . Айкидока отрабатывает эти качества, когда тренируется и внедряет их в свои техники. Также ки тесно ассоциируется с такими словами, как намерение/цель, решение и действие.

Конечно, идею о «текущей энергии» можно также просто проиллюстрировать. Представление о том, что ки течет как вода сквозь наши руки, способно вызвать расслабление, потому что подобный поток возможен только когда наши руки и суставы «раскрепощены», то есть расслаблены. Точно так же полный шланг с водой не ослабевает. Этот образ может оказаться полезным для вас, чтобы вы могли выработать правильное ощущение движения. Позволить своему ки течь значит не что иное, как быть способным двигаться естественно, соблюдая верный баланс между расслаблением и напряжением.

Айкидо и другие боевые искусства

Можно поближе взглянуть на сущность Айкидо, сравнив далее с другими спортивными видами боевых искусств. Вопрос не в том, чтобы определить, какое из боевых искусств «лучше» или «эффективнее», а скорее через выявление ярко выраженных различий продемонстрировать, в чем особенности Айкидо и как его родство соотносится с другими спортивными видами боевых искусств.
Когда Айкидока говорит кому-то, что он занимается Айкидо, первое, что у него спрашивают, что же такое Айкидо на самом деле. После этого обычно следует вопрос: «Это что-то вроде Дзюдо или Карате?» Поскольку другие формы боевых искусств известны лучше, чем Айкидо. Те, кто соприкасаются с Айкидо или слышат о нем впервые, зачастую пытаются классифицировать его в своем сознании как уже известную им систему.

В сравнении с Айкидо и его позднейшим распространением по всему миру, большее представление о других спортивных видах боевых искусств можно объяснить тем, что в Айкидо отсутствуют соревнования. Соответственно, не проводятся чемпионаты, а также Айкидо не включено в программу Олимпийских игр и, стало быть, о нём не слишком часто упоминают в прессе. Кроме того, в Айкидо (на первый взгляд) нет поражающих воображение приемов, которые бы привлекли внимание широкой публики (сравните техники «разбивания предметов» в Карате или Таэквондо).

Западные виды боевых искусств, такие как бокс, борьба или фехтование, отличаются по происхождению от азиатских боевых искусств, которые прочно связаны с философскими традициями и специфическими духовными практиками. Хотя между дальневосточными и западными спортивными боевыми искусствами существуют параллели в технике. Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны. По своей сути их нельзя сравнивать.

Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок . Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению. При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния.

Дзюдо

Дзюдо произошло от сравнительно более раннего Дзю-Дзюцу, которое относится к древним видам борьбы японских самураев. Слово «Дзюдо» состоит из двух частей: «дзю», что означает «уступать» и «до» - «путь». Вместе оба слова означают «мягкий путь» или «путь гибкости». В том виде, каким оно существует сейчас, Дзюдо было создано Дзигоро Кано (1860-1938 гг.). Из него были исключены все травмирующие техники Дзю-Дзюцу, и у противников появилась возможность признавать поражение во время схватки. На сегодняшний день Дзюдо является самым известным боевым искусством. Дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

В Дзюдо существуют техники, выполняющиеся в полный рост, а также приемы, выполняющиеся в партере, на коленях или лежа. Контроль партнера осуществляется с помощью бросков, захватов, удушающих и болевых приемов. В отличие от Айкидо, техника Дзюдо предполагает в основном захваты партнера за одежду. Таким образом, атаки становятся менее динамичными. Проводя захват за одежду, Тори и Уке оказываются на гораздо меньшем расстоянии друг от друга, чем это было бы в Айкидо.

Эволюция Дзю-Дзюцу в Дзюдо является примером того, как система приемов превратилась в способ внутренней работы -до, в то время как изначально единственной целью было ранить или убить - дзюцу. Такое же изменение произошло и в истории Айкидо. Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба преобразовал техники дайто рю айки-дзюдзюцу, целью которых было только нанесение поражения противнику настолько быстро, насколько возможно, в сравнительно более мягкие техники до.

Формы упражнений в Айкидо

В Айкидо существуют различные формы упражнений, которые используются в зависимости от того, что должно быть разучено.

Упражнения - это самостоятельная, отдельная от конкретных приемов сфера. В технике тачи вадза и Тори, и Уке стоят на ногах, в ханми хандачи вадза Тори работает на коленях, а Уке атакует его стоя. В этом случае цель Уке - не дать Тори подняться. Если Тори и Уке упражняются в сувари вадза - это подразумевает, что они оба находятся на коленях.

Дзю но гейко предполагает мягкую форму тренировки, когда Уке следует за движением без всякого сопротивления. Такие упражнения главным образом выполняются при изучении определенной техники. С другой стороны, го но кейко указывает на выполнение приемов жестко и с силой, то есть подразумевается, что Тори уже хорошо владеет данной техникой.
Вид работы, когда Уке атакует одним и тем же способом, а Тори реагирует спонтанно и каждый раз использует различные техники, называется дзию вадза. Термин «рандори» означает, что Уке атакует в свободном стиле и Тори защищается, используя различные приемы. Также словом рандори называют работу сразу с несколькими нападающими, которые, как правило, атакуют рио ката дори.

Термином кокю-хо называются упражнения, иллюстрирующие принцип контактного взаимодействия. Они не являются приемами {вадза), но представляют собой упражнения (хо).

Айкидо - боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Философия и принципы айкидо

Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.

Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.

Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.

К основным принципам айкидо относятся:

  1. Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Постоянный контроль за мышцами.
  4. Концентрация воли.
  5. Умение защитить себя.
  6. Тренировки в хорошем расположении духа.
  7. Освоение техники по принципу «от простого к сложному».

Стили айкидо

Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.

На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:

  • айкикай;
  • айкибудо;
  • есинкай;
  • томики-рю;
  • ивама-рю;
  • ай-рю;
  • традиционное айкидо;
  • нисио будо;
  • кобукан;
  • кокикай.

Техника айкидо

В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:

  • броски;
  • захваты;
  • уход с линии атаки;
  • маневренность;
  • удары отвлекающего характера.

Экипировка и оружие

Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.

Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.

Кэйгори состоит из трех элементов:

  1. Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
  2. Куртка – «уваги».
  3. Плотный многослойный пояс – «оби».

Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:

  • «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
  • «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
  • «дзе» — деревянный шест;
  • «викидзаси» — короткий меч из дерева.

Пояса в айкидо

В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.

Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».

Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:

  1. Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
  2. Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
  3. Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
  4. Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
  5. Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
  6. Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».
2018-07-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Айкидо".

В современном мире существует множество боевых искусств. Большинство из них имеют древнюю историю, неразрывно связанную с традициями Востока. Одним из самых загадочных и интересных является айкидо. Это исконно японский В нашей статье мы рассмотрим принципы и суть данного единоборства. Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Борьба айкидо - что это?»

Формулировка

Айкидо - это японское боевое искусство, объединившее в себе несколько видов древних техник борьбы и самообороны. Среди них айкиджитсу, искусство фехтования на копьях и мечах, айки-дзюцу, дзю-дзюцу и т.д.

Айкидо - это по нему не проводят соревнований и чемпионатов, поэтому человечество мало что знает о данном искусстве, гармонично объединившем в себе физические и духовные практики.

Для справки

Популярный на Западе, а также и у нас в стране киноактер Стивен Сигал является обладателем седьмого дана по айкидо. Это высший ранг в данном единоборстве, означающий, что Сигал владеет им в совершенстве. В свое время он долгие годы провел в Японии, где изучал данный и даже имел свою школу, которая находилась в Токио.

История создания айкидо

Айкидо - это относительно молодой вид единоборств. Его основатель Морихей Уешиба появился на свет в 1883 году. А годом рождения айкидо можно считать 1925-й. В детстве Морихей был болезненным и хилым. Это подвигло его заняться изучением боевых искусств. Парень настолько увлекся практическим освоением древних единоборств, что не заметил, как из слабого ребенка превратился в мужчину с железными мышцами, гибкостью, как у пантеры, и безграничной выносливостью.

Уешиба долго странствовал по Японии в стремлении отыскать самых лучших учителей и жадно перенимал их знания и опыт. Спустя 20 лет тренировок он обрел славу непобедимого. Никто из соперников не мог его одолеть. И хоть тело спортсмена находилось в идеальной форме, душа Морихея все никак не находила покоя. Тогда он еще глубже погрузился в философские и религиозные учения. Результатом этого стало открытие собственной школы под названием Айкикай в 1925 году, которая и стала началом развития айкидо.

Создатель боевого искусства очень осторожно обращался со своим детищем. Считая айкидо мощнейшим оружием, прятал его от глаз людских и обучал в своей школе лишь малую группу проверенных лиц. И только после окончания Второй мировой войны айкидо было «выпущено на волю». Япония тогда находилась в плачевном состоянии, и Уешиба решил, что новое боевое искусство сможет помочь растерянным и угнетенным землякам обрести веру в себя и свою страну.

Что такое айкидо: суть айкидо и его философия

Если попытаться коротко сформулировать суть айкидо, то можно сказать, что она заключается в гармонии движений и дыхания, тела и ума, а также в полном отказе от личных амбиций.

Движения естественны, просты и лишены агрессии. Они направлены не на атаку, а на защиту. Тело борца во время схватки должно быть максимально расслабленным, а ум - напряженным. Именно уму, сознанию, духу Уешиба отводил основную роль в своем учении. Если большинство единоборств базируются на грубой физической силе, то в данном случае весь упор делается на мягкую силу разума.

Айкидо - это боевое искусство, которое не ставит перед собой цель победить. Ведь победа - субстанция относительная. Она никому не приносит пользы, лишь только ласкает самолюбие. Сегодня победишь ты, а завтра - тебя. Айкидо считает, что в этом нет никакого смысла.

Приверженцы учения Морихея Уешибы не атакуют и не дают отпор, не отвечают агрессией. Они как бы «уговаривают» противника отказаться от своих злых намерений, перенаправив его силы в безопасное русло.

Но чтобы добиваться таких результатов, нужно обладать высочайшим уровнем развития. Поэтому главная цель борцов айкидо - завоевать себя. Взять верх над собственными слабостями, вознестись над миром материальным в мир духовных высот.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. По мнению Уешибы, это является результатом амбиций и желания победить любой ценой. Человека, зверя, природу… Кто-то опускает руки и проигрывает. Кто-то развивает боевые качества и побеждает. Но всегда найдется новый агрессор, который сделает сегодняшнего победителя проигравшим. На этом основана жизнь человека и базируется большинство боевых искусств.

Философия же айкидо иная. Она сводится к тому, чтобы равняться на природу, в которой нет конфликтов, а царят гармония и любовь. Создатель этого боевого искусства верил, что его детище сможет изменить человечество - сделает его счастливым.

Техника айкидо

В этом виде единоборств отсутствуют атакующие приемы. В техническом арсенале захваты, броски, маневрирование, уходы с линии атаки. Имеется также несколько видов ударов, но они носят, скорее, отвлекающий характер, чем атакующий. Мастер айкидо изучает движения противника и разгадывает, что он будет делать в следующий миг. Он использует энергию атакующего и ставит его в неудобное положение своими действиями. Таким образом атака противника разрушается, ему приходится придумывать что-то новое.

Как расшифровывается название?

Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов, каждый из которых отражает частичку сути боевого искусства. Так, «ай» - это гармония и истинная любовь. «Ки» означает дух, внутреннюю энергию. А «до» переводится как путь. Получается, что айкидо - это духовный путь к гармонии.

Универсальность данного единоборства

В общепринятом понимании назвать этот вид единоборств спортом, наверное, нельзя. Кто-то может сказать по поводу айкидо: «Что это за спорт, если нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнований?» Все это действительно так. Но его приверженцы и не стремятся к мирскому признанию в виде титулов, кубков и грамот. У них совершенно иные приоритеты и задачи. Более того, если спортсменом может стать только человек определенного возраста и физического развития, то мастерство айкидо с его простыми и естественными движениями доступно абсолютно каждому. И ребенку, и женщине, и глубокому старику. Чтобы побеждать себя, нужно только одно - желание.

Принципы айкидо

Ответить на вопрос: «Борьба айкидо - что это такое?» - помогут принципы этого боевого искусства. Среди них выделяют такие:

  • Расслабленность и непрерывность движений.
  • Постоянный контроль мышц.
  • Правильная работа рук.
  • Концентрация воли.
  • Уверенность в себе.
  • Умение работать в группе.
  • Умение защитить себя.
  • Постепенность тренировок - от простого к сложному.
  • Занятия в хорошем расположении духа.

Айкидо Айкикай

Айкидо Айкикай - это Международная организация искусства айкидо, которую в 40-м году прошлого века официально признало японское правительство.

После кончины Морихея Уешиба ее возглавил сын Учителя Киссемару. И по сегодняшний день династия Уешиба руководит Айкидо Айкикай. Она старается сохранить учение в его первозданном виде. Айкикай - это классическая версия айкидо.

Штаб-квартира организации и основная методико-тренировочная база находятся в Токио. Центром всех мировых филиалов Айкидо Айкикай является одноименный фонд. Его глава и руководитель центра тренировок - Досю Моритэру Уешиба. Фонд Айкидо Айкикай осуществляет методическую поддержку различных организаций данного боевого искусства, экзаменует спортсменов и выдает сертификаты. Больше никто, кроме него, не имеет на это права.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!