Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Опасный спорт

Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году – во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года - настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра “Ярославский благовестник”, председатель епархиальной ставленнической комиссии.

Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.

Отец Сильвестр – обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения “Альфа” и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.

На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр – в «духовном резерве».

«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», – рассказал священник.

Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:

«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение - дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».

Игумен Никон (Поляков): “Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей”

Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.

В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.

«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, – говорит игумен Никон. – Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства - мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет - спасение души - с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него - проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится - спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».

Протоиерей Александр Новопашин: “Спорт – моя проповедь”

Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.

Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.

«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», – рассказывает священник.

15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.

«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», – говорит отец Александр.

Священник Виктор Кочмарь: “Спорт не противоречит религии”

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области

Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.

«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», – говорит священник.

Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии - 212,5 кг - было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он - сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.

«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», - говорит отец Виктор.

Иерей Сергий Акимов: “Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить”

Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).

Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.

Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.

«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие - искусство, силу духа», – рассказывает иерей Сергий Акимов.

Иерей Василий Диденко: “Спорт – мощное средство воспитания”

Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки “Витязи» при Александро-Невском храме.

Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.

Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.

«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», – говорит священник.

Священник Сергий Поперечный: “Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте”

Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.

Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.

Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.

«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», – говорит отец Сергий.

Священник Андрей Овчинников: “Занятия для тела не должны мешать духовной жизни”

Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.

Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.

«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», – говорит отец Андрей.

Иерей Василий Лях: “Пытаюсь помочь ребятам”

Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.

Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.

«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», – рассказывает священник.

По материалам Интернета.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды. Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте. Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни. Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества /Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры принял участие в открытии религиозного центра для участников Всемирной зимней Универсиады

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта совершил рабочую поездку в Италию

Состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта

Патриаршее приветствие участникам международного фестиваля боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского» [Патриарх: Приветствия и обращения]

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

И удаляй печаль от сердца твоего,
и уклоняй злое от тела твоего,
потому что детство и юность - суета.
Еккл. 11, 10

В эти дни футбольные фанаты активно сопереживают пробившимся в финальную стадию чемпионата мира командам. Когда-то и я с нетерпением ждал этого фееричного шоу, а совсем в юном возрасте сам активно занимался профессиональным футболом и конечно же мечтал стать суперзвездой.
Но все меняется, и вот я уже абсолютно не интересуюсь ни футболом, ни каким-либо еще видом спорта, и все, на что меня хватает - утренняя зарядка. Активных болельщиков я окончательно перестал понимать. Еще не много, и я перейду в фазу активного их осуждения, что, конечно же, грех.
Неоднократно обсуждая сей вопрос среди друзей и знакомых, я наткнулся на любопытный материал православного автора под заголовком "Православие и спорт: размышление на тему".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/ponomarev/sport/contents.html
На мой взгляд, это замечательный анализ спортивного вопроса с позиций православия. После прочтения все точки над "i" оказались расставлены.

В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ:
Среди людей церковных существует масса предубеждений против спорта, которые, как правило, возникают на основе их личного негативного спортивного опыта. Например, известно мнение, что святые отцы Древней Церкви крайне отрицательно относились к спорту или что христианам нельзя играть с мячом, поскольку когда-то подобные игры придумали язычники, игравшие в них головами казненных за веру христиан.

Когда слышишь подобные заблуждения, становится интересно: как есть на самом деле? Что христиане древности писали о спорте? На основе чего появилось мнение, что футбол-де - игра антихристианская по своей сути? Все это - уже повод хотя бы для самого поверхностного исследования.

Но современный спорт ставит куда более сложные вопросы, требующие осмысления. Есть вещи, которые христиане принять никак не могут: культ денег, допинг, идея национального престижа, дух вражды и соперничества, спортивные хулиганы. Должно ли быть так? И может ли быть иначе? Неужели современный спорт - дело богопротивное? Если да, то любое дальнейшее обсуждение бесполезно и не представляет никакой ценности. А если нет, то может ли путь спортсмена стать дорогой христианина в Царствие Небесное?

НЕМНОГО О ФУТБОЛЕ:
Английская Церковь была против футбола, и на то были веские причины. Жесткие столкновения игроков часто приводили к смертельным исходам и тяжелым повреждениям. Время, в которое играли, тоже было неудачным. Матчи проходили в воскресные дни, после литургии, на масленой неделе, в Великий пост. Словом, грубая игра, сопровождавшаяся отборными ругательствами, никак не способствовала спасению души человека, а, напротив, вводила его в неистовое, греховное состояние. Подчас из-за футбола происходило откровенное святотатство. Например, был зафиксирован случай, когда в качестве футбольного поля использовалось кладбище. Именно поэтому в церковных кругах футбол называли игрой «недостойной и бессмысленной».

А теперь перенесемся в наши дни. Возникает вопрос: а далеко ли в цивилизованную эпоху мы ушли от средневековых англичан? Ответ найдется на ближайшем дворовом футбольном поле или на баскетбольной площадке. Ругательства, которым наверняка удивился бы даже житель средневековой Англии, разлетаются на сотни метров вокруг. А выражения типа «сейчас ноги переломаю» (или «руки вырву», если играют в баскетбол) слышатся с периодичностью в 10-15 минут. Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол?

Рискну ответить: может. Исходя из слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность.

Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться.

ОЛИМПИЙСКИЕ РЕКОРДЫ:
Когда в 1894 году усилия барона Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр увенчались успехом, цели большого спорта вполне согласовывались с жизнью христианина. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Международные и гражданские войны последних столетий ему крайне не нравились. И он нашел выход - некий идеал - в придуманной античности. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований, олимпийское перемирие. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное - увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика - красоте, война - дружбе.

В начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15). Выступление спортивных гениев поистине невольно становилось гимном совершенству творения.

Но… «так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Не успело олимпийское движение встать на ноги, как почти сразу превратилось в орудие политических игр. же в 1920-х годах в олимпийский лексикон прочно вошло понятие политического протеста, когда на Олимпийские игры сознательно не были приглашены атлеты из Германии и Советской России. Кроме того, появились прецеденты разнообразных демаршей, которые устраивали спортсмены, несогласные с политикой какого-либо государства. На протяжении всего XX века национальный и политический аспекты только усиливали свое влияние в олимпийском движении. С течением времени противоречий становилось все больше. Допинг, политическое давление, деньги - все это разрушило идеи барона де Кубертена.

ВЫВОДЫ:
1. С точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

2. Православное христианство всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос.
В случае со спортом ситуация как раз такая. О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие - главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь: понятие «допинг» уже давно прочно вошло в спортивный лексикон. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.
Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

3. Спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как целеустремленность и усердие.

4. Спорт прочно вошел в нашу жизнь. Наряду со всеми противоречиями и минусами в нем присутствует немаловажный аспект, благодаря которому человек может неявно увидеть Истину или, по крайней мере, вспомнить о Ней. Задача христианина, который как-то связан со спортом,- собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. Иными словами, христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в кабинете врача команды, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Спорт – любопытнейшее явление. Спорт современный – явление сложное и во многом противоречивое. А потому интересно знать, что думает о нем христианство, как воспринимает и что в этой области рекомендует. С одной стороны, к олимпийской сборной России приставлен священник – известный московский батюшка, призванный окормлять спортсменов. С другой стороны, люди, близкие к спортивным кругам, признают, что у спортсменов далеко не часто возникает потребность задуматься о душе. Грешно ли заниматься спортом? О том нужен ли спорт современному человеку, если он думает о душе, рассказывает диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников.

- Отец Сергий, как православному человеку относиться к занятиям спортом?

Прежде чем ответить на этот вопрос нужно разделить понятия спорт и физкультура. Физкультура без сомнения всегда полезна и православному человеку ничем не грозит, а на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт - просто спасение. С другой стороны, большой спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт - смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат - как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме - это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его - он будет упрям, недокормишь - ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - писал апостол Павел в послании к Коринфянам. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия профессиональным спортом нужно оставлять, если это губит душу.

Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

- Что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви?

Некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость». С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому - всё чисто.

В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково ваше мнение об этом крылатом выражении?

Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!», это будет точнее. А там - как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

- Как вести себя православному спортсмену во время поста? Нужно ли спортсмену поститься?

Здесь человек должен сделать для себя выбор однажды: что ему дороже для души – спорт или пост. Можно такой пример привести. В армии ведь многие были. Знаете, как в армии кормят – мяса ведь практически нет. Ушел в армию худой, пришел в три раза шире. На чём? На каше! Можно вспомнить отца Василия Рослякова – иеромонаха, мастера спорта международного класса по водному поло. Он ел постоянно одну гречневую кашу. По поводу мяса сегодня ходит много легенд – о его стопроцентной необходимости. И вообще, если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

Отец Сергий, как вы относитесь к Федору Емельяненко? Слышал, что он своим примером привел многих к вере во Христа, и к занятию спортом, сам являюсь большим его поклонником, интересно ваше мнение.

По отношению к Федору Емельяненко могу сказать одно - это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвует. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. О чем собственно Федор сам говорил, и слова полководца Суворова были для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».

Ну и в заключение хочу сказать, что христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона. Желаю всем нашим читателям в наш век гиподинамии непременно заниматься физкультурой и посещать Церковь, следить за своим телесным и духовным здоровьем! Храни вас Бог!

беседовал Латышев Дмитрий

Будь сильным духом и телом!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!