Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Педагогический опыт «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна. Упражнения после сна в дестком саду Зарядка после сна в саду

Ирина Очеретова
Доклад «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Дубравушка»

города Балашова Саратовской области»

Доклад

на тему :

«Режимные моменты в детском саду : подъем детей после сна »

Подготовил

воспитатель :

Очеретова И. В.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраива-ется на предстоящую работу,поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил :

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание) .

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах ; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов .

6. Учет потребностей детей , индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

К режимным моментам относятся :

1. Прием детей , осмотр, игры, утренняя гимнастика;

2. Подготовка к завтраку, завтрак;

3. Игры и детские виды деятельности ;

4. Непосредственная образовательная деятельность;

5. Подготовка к прогулке, прогулка;

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед;

7. Подготовка к сну, дневной сон;

8. Подъем после сна , водные процедуры, закаливающие мероприятия;

9. Игры, самостоятельная деятельность детей ;

10. Подготовка к ужину, ужин;

11. Игры, прогулка, уход детей домой .

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей , быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года, учитывается время пребывания ребенка в детском саду , и время работы родителей.

Режимный момент : подъем детей после сна .

Подъем осуществляется постепенно по мере пробуждения детей .

Педагог для пробуждения детей использовала спокойную расслабляющую музыку. При этом учитывала индивидуальные особенности некоторых детей : плохое настроение после пробуждения , желание сходить в туалет.

После пробуждения всех детей , проводим побудку и гимнастику в постели (потягивание, растягивание мышц разных групп) – 2 мин

1 упражнение : «Глазки просыпаются»

"Глазки нужно открывать

Чудо чтоб не прозевать. "

И. п.: лежа на спине руки вдоль туловища. 1-2 –зажмурить глаза, 3-4 широко открыть. Д – 3 раз. Т – средний.

2 упражнение : «Ротик просыпается»

"Ротик должен просыпаться,

Чтоб пошире открываться. "

И. п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1-2открыть широко ротик, 3-4 закрыть ротик и улыбнуться. Д - 3 раз. Т – медленный.

3 упражнение : «Ручки просыпаются»

"Ручки кверху потянулись,

До солнышка дотянулись. "

И. п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1-2 –поднять правую руку вверх, 3-4 отвести правую руку вверх за голову. Тоже левой рукой. Д – 3 раз. Т – медленный.

4 упражнение : «Ножки просыпаются»

"Будем ножки пробуждать,

Их в дорогу собирать. "

И. п.: лёжа на спине руки вверху. 1-2 потянуть на себя одну ногу носком, 3-4 и. п. то же другой ногой. Д – 3 раза. Т – медленный.

5 упражнение : «Вот мы и проснулись»

"К солнышку мы потянулись

И друг другу улыбнулись!"

И. п.: встать возле кровати, 1-4 – поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх. Д – 3 раза. Т - средний.

После проводим дыхательную гимнастику :

ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик?

Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит?

Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто?

Пых – пых – пых.

Затем проводятся воздушные закаливающие процедуры : дети выполняют разные виды ходьбы по корригирующим дорожкам которые лежат между кроватями в проходах, и идут в группу в среднем темпе.

В группе дети после сна закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Затем проводим водные процедуры постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения : перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.

При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.

Водичка – водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Весь режимный момент от пробуждения до одевания детей занимает 20 минут .

Публикации по теме:

«Создание условий для двигательной активности в режимные моменты» (Из опыта работы) Одна из самых главных задач в детском саду направлена на укрепление и сохранение здоровья детей. Поэтому я строю свою работу с учётом возрастных.

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми в режимные моменты Тема: Мороз-Красный нос. Форма: развлечение на свежем воздухе. Цель: создание условий для развития двигательной, речевой, познавательной.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с дошкольниками в режимные моменты ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Забота о здоровье.

Организованная образовательная деятельность по изучению татарского языка в режимные моменты в средней группе Конспект режимного момента по обучению детей татарскому языку по проекту УМК «Минем ем» в средней группе Закрепление словарного.

Осень - прекрасная пора, щедрая на красоту и урожай! Осенние праздники в детских садах являются чудесным логическим завершением этого.

Комплекс №1

«Змейка».И.п.-руки вверху,голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх,максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног-вдох. Расслабиться - выдох. Повто¬рить 4 раза.
Упражнения на тренировку пресса. И.п. - руки согнуты в локте¬вых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, поло¬женных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги прозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.
«Полурыбка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. При¬поднять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.

Дыхательное упражнение. И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох - сжать пальцы в кулак. Выдох - разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.

«Змейка». И.п.-ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох - потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спи¬ны, максимально выпрямить спину. Выдох - расслабиться. Повто¬рить 4-6 раз.
Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу. Повторить 4-6 раз.
«Горка».
И.п.-лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох - опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.

Комплекс №2
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Дыхательное упражнение. Кисти рук слегка касаются одна дру¬гой, голова опущена, пятки вместе. Поднять голову - вдох, опус¬тить - выдох. Повторить 2-3 раза.
«Ласточка». И.п.-руки вдоль туловища, голова лбом касается пола, ноги лежат на полу, пятки вместе. Вдох - приподнять над полом плечи, голову, руки развести в стороны, ладошки развернуть так, чтобы большой палец «смотрел» в потолок. Удерживать такое положение на 4 счета. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.
«Ножницы». И.п.-то же. Поднять прямые ноги над полом, раз¬водить и сводить их до 6 счетов. Повторить 3-4 раза.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Наклоны. И.п-стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
Упражнение на тренировку пресса. И.п-лежа на спине, руки - «большие крылышки». Выдох - сесть прямо, держа руки в поло¬жении «большие крылышки». Вдох - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.
Дыхательное упражнение «Диафрагмальное дыхание». И.п. - лежа на спине, одна рука на животе, другая - на груди. При вдохе высо¬ко поднять брюшную стенку, при выдохе опустить, втягивая живот. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги под углом 45° и дер¬жать их на 4 счета. Повторить 4-6 раз.
Комплекс №3
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Дыхательное упражнение. И.п. руки вперед, голова лбом каса¬ется пола. Вдох - сжать ладони в кулак. Выдох - разжать их.
Упражнение на координацию. И.п.-то же. Приподнять над по¬лом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком поло¬жении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.
«Рыбка». И.п.-то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Приседания. И.п. - сесть на пятки, руки к плечам. Вдох - встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох - вернуться в и.п. Повто¬рить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
«Велосипед». И.п.-то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на ве¬лосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.
Дыхательное упражнение. Вдох - поднять руки вверх. Выдох - опустить вниз. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцеп¬ленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.

Комплекс №4

1 Чтоб совсем проснуться -нужно потянуться (0,5 мин).Побудка в кровати, потягивание. Выполнять произвольно
2 «Самомассаж» 0,5 мин Сидя в постели, поглаживать руки и ноги
3Упражнение «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать -
Надо на носочки встать(1,5 мин) Выполнять упражнения в соответствии со словами
4.И.п. - о. с: руки на поясе. 1 -разведение локтей со сведением лопаток (вдох); 2 - возвращение в и.п. (выдох) 5-6 раз
5. Упражнение «Часики». И.п. -о. с: руки за спиной. Наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное 5-6 раз. Выполнять по показу воспитателя
6.Упражнения:сгибание пальцев стоп;приведение стоп внутрь;кружение стопами внутрь;энергичное надавливание пальцами стоп на пол 3-4 раза.Выполнять по показу воспитателя
7.Ходьба и легкий бег чередуются 2-3 мин
Комплекс №5
1.Чтоб совсем проснуться - нужно потянуться 0,5 мин.Побудка в кровати, потягивание. Выполнять произвольно
2.Чтоб расти нам сильными, лов¬кими и смелыми, ежедневно после сна, мы зарядку делаем. К солнцу руки поднимаем, дружно, весело шагаем, присе¬даем и встаем и ничуть не уста¬ем. Сидя в постели, понимать руки вверх. Ходьба у кровати, на мес¬те с высоким поднимани¬ем ног. Приседание, спина ровная
3.Прошу всех прямо встать, и то, что скажу, выполнять: ды¬шите - не дышите... наклонитесь - улыбнитесь; на 1-2 быстро сядьте, на 3-4 быстро встаньте; наклонитесь вправо-влево и вдохните глубоко.Выполнять согласно тек¬сту. Главное: разбудить детей и поднять у них настрое¬ние
4.Упражнение на дыхание «Воз¬душный шар в грудной клетке». И.п.: лежа, сидя, стоя. Мышцы живота, плеч и пояса остаются неподвижными, руки положить на нижнюю часть ребер 6-10 раз.Сделать вдох через нос. Сделать медленный, ров¬ный выдох, сжимая рука¬ми ребра грудной клетки
5.«Гуси»1 - 2 мин.Медленная ходьба, на вдох - руки поднять в стороны; на выдох - опустить вниз с длитель¬ным произношением га¬га-га
6.Подвижная игра «Гуси, гуси» 2-3 раза.Легкий бег босиком с взмахом рук («крыльев»)
7.«Гуси возвращаются домой» - ходьба по массажерам, спор¬тивным дорожкам 3 раза.Укрепление мышц ног
8.Игра «Достань бабочку (кома¬рика)»Укрепление мышечного корсета
9.Игровое упражнение «Пройди красиво»Ходьба по прямой с при¬ставлением пятки одной ноги к носку другой, руки на поясе, спина прямая
10.Покатай шарик (стопой) 2 раза каждой ногой. Предупреждение плоско¬стопия

Комплекс №6

1.Чтоб совсем проснуться - нужно потянуться.30 с. Побудка в кровати, потягивание. Выполнять произвольно
2.Самомассаж.Сидя в кроватях, поглаживание лица: от носа к вискам; от подбородка к ушам; поглаживание шеи; рук от кончиков пальцев к плечам и ног от кончиков пальцев к бедру
3.Упражнение «Кошечка». И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» - спина круглая голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» - прогнуть спину, голову поднять.5-6 раз
4.Упражнение на гибкость.И.п.: сидя. 1 - руки соединить в «замке» за спиной (правая рука сверху через плечо, левая - снизу); 2 - и.п.Поменять руки 5-6 раз При выполнении упражнения следить за осанкой
5.Упражнение «Велосипед». И.п.: лежа на полу, руки вдоль туловища. Делать круговые движения ногами, руки упираются об пол.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ними комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.5-6 раз. Выполнять имитацию езды на велосипеде
6.Упражнение «Буратино». Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать -
Надо на носочки встать.
Вдох через нос. Выдох через рот
7.Потанцевать или поиграть в подвижную игру 3 мин по выбору детей

Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский Василий Александрович

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Представленная мною методическая разработка направлена на решение этой задачи. В ней представлены способы организации и проведения гимнастики после сна. Разработана консультация для родителей.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим.После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером.
Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждениюдетей после сна.
Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастика после сна, её организация и проведение .
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи - пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
Обязательное условие при проведении гимнастики - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:
I часть - гимнастика в кроватках - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
II часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры - направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.
III часть - заключительная - повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально - ритмических упражнений. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.
Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.
Консультация для родителей.
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют. Воспитатели в детском саду стремятся к тому, чтобы дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И родители должны к этому стремиться дома.
Пробуждение - является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится бодрящая гимнастика, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы:

  • потягивание,
  • поочередное поднимание и опускание рук, ног,
  • элементы самомассажа,
  • элементы пальчиковой гимнастики,
  • гимнастики для глаз,
  • элементы дыхательной гимнастики.

Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Затем предложить ребенку босиком в трусиках выполнить ходьбу:

  • на носках,
  • пятках,
  • на внешней и внутренней сторонах стопы,
  • с высоким подниманием колен,
  • на массажных ковриках.

При этом нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражнений.
Далее можно перейти к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для:

  • укрепления иммунитета,
  • профилактики простудных заболеваний,
  • профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В конце гимнастики провести водные процедуры (умывание прохладной водой).
Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами. Например:

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
Проведенная таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».

Литература:

1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia 2002

3. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка», Москва, 1993.

4. Журнал «Обруч», 2004, №1.

5. Интернет-ресурсы.

Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.

Задачи:

  • Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна;
  • Повысить жизненный тонус и сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям;
  • Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки.

Ход режимного момента:

Воспитатель: Ребята, просыпайтесь! У меня для вас сегодня сюрприз, к нам пришёл доктор Айболит!

Доктор Айболит : Здравствуйте, ребята, я пришёл проверить, не заболел ли кто из вас?

Воспитатель: Наши ребята каждый день делают зарядку, закаляются, мы стараемся не болеть!

1. Корригирующая гимнастика.

Сон прошел, и мы проснулись – воспитатель будит детей после «тихого часа»

Потянулись, улыбнулись – дети потягиваются, лёжа на кроватках.

Вправо, влево, повернулись – дети поворачивают головой вправо и влево

Ножки потянулись тоже – дети тянут носочек

Ручки тоже проснулись – показали свои ручки, подняли их вверх

Ручки друг о дружку трем – трут ладошки друг о друга

И в ладошки громко бьем – хлопки

Сели на кроватки – дети садятся на кроватки

Почесали пятки – чешут пятки

А теперь ножки спустили, постучали по полу пятками, чтобы ножки сильными были – дети выполняют задание

Теперь встали около кроваток – дети встают на индивидуальные массажные коврики, выполняют «ходьбу на месте»

Воспитатель показывает движение, читает стихотворение:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

Мы руки подаём, и бегаем кругом.

Доктор Айболит: Ой, какие вы ребятки, молодцы! Вижу, вижу, как вы любите гимнастику! А это – залог крепкого здоровья! А вот я сегодня получил такую телеграмму, почитайте!

Воспитатель: «Приезжайте доктор, в Африку скорей, и спасайте, доктор, наших малышей!…»

Доктор Айболит : Вот только как добраться до Африки, я не знаю!

Воспитатель : Наши дети, тебе покажут дорогу!

Ребята, давайте поможем доктору Айболиту, выведем его на нужную дорожку!

2.Ходьба по закаливающей дорожке (профилактика плоскостопия)

Воспитатель:

Ходим дружно по дорожке

Укрепляем ручки, ножки

Снова будем мы играть

Наше тело укреплять.

Этот коврик необычный, он волшебный, симпатичный,

Этот коврик очень важный,

Он лечебный, он массажный,

Потопчите, походите, и немножко потрясите.

Вот мы и добрались до Африки

Дети с воспитателем и доктором доходят до дивана, на котором сидят игрушки, доктор смотрит горлышки, животики «зверятам», ставит градусник

Доктор Айболит: Да, да, да, у них ангина, скарлатина, …

И голова болит у них, горлышко болит!

3. Самомассаж «Неболейка»

1) Чтобы горло не болело, мы его погладим смело – поглаживание ладонями шеи сверху вниз;

2) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать – указательными пальцами растирают крылья носа;

3) Лоб мы тоже разотрем, ладошки держим козырьком – прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны, вместе;

4) Вилку пальчиками сделай, помассируй ушки смело – раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушками;

Дети: Знаем, знаем, да, да, да. Нам простуда не страшна!

Воспитатель раздает детям массажные мячики — «ежики», дети катают мячики по рукам, ногам:

1.Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу.

И иголками своими

Колется, колется

А я Ёжику, ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают шишки

Маленькие мышки!

2.Пальчиками ног достаем предмет из обруча (маленькие игрушки) и перекладываем за обруч.

Дети : Наши ножки сил полны

И теперь нам не страшны

Лесенки и горки.

Мы любим заниматься спортом!

4.Дыхательная гимнастика

1. «Погреемся».

Дети хлопают себя двумя руками, говоря у-у-ух

2. «Сердитый ежик».

Дети приседают, обхватывают колени руками, «сердятся» ф-ф-ф

Воспитатель:

Сон играть пытался в прятки,

Но не выдержал зарядки,

Вновь я ловок и силён,

И зарядкой заряжён!

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Я угощаю вас витаминками, что бы вы никогда не болели!

Воспитатель: Спасибо, тебе добрый доктор!

Обращается к детям:

А теперь мои друзья, одеваться вам пора!


И получить сертификат к аттестации ?

Елена Райкина

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика .

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка .

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения .

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна :

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) ;

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей :

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика ) ;

выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика ) ;

ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам) ;

игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног) .

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст) . Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Комплексы оздоровительной гимнастики

после дневного сна

«Побудка в кровати»

Цель пробуждению .

Реснички поднимаются,

Глазки открываются.

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали.

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек.

Одеяло убери и зарядку ты начни.

«Потягивание»

Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно.

Цель (0,5 мин.)

Руки мы поднимем вверх

И потянемся теперь.

Ведь вы спали и росли

Во какие молодцы.

«Самомассаж»

Чтобы все мы не болели,

Сделаем массаж умело.

(Дети делают массаж : Поглаживают шею ладонями сверху вниз, указательными пальцами растирают крылья носа, пальцами поглаживает лоб от середины к вискам, раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массируют уши) (0,5 мин.)

«Кошечка»

Цель : укрепление мышечного корсета позвоночника. (5-6 раз) .

Серенькая кошечка

Сердиться немножечко,

Мы дадим ей молочка

Станет ласковой она. Встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже; «Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.

«Клубочек»

Цель : укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, развитие координаций движений. (5-6 раз.)

На полу лежит клубок,

Нету рук и нету ног.

Я поднять решил клубок, он помчался на утек. И. п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – вернуться в и. п. (4-6 раз)

Встанем у своих кроваток и продолжим мы зарядку.

«Лягушки»

Цель : укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Скачут весело лягушки

Возле леса на опушке.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. Прыжки на обеих ногах (на носках) .

Прыжки с пятки на носок, следить за осанкой.

«Веселая ходьба»

Цель (0,5 мин.)

Мы веселые ребята,

Любим весело шагать.

Спортом любим заниматься,

Никогда не унывать. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками) .

Упражнение на дыхание «Хохотушки»

Цель

(Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха» ). (3-4 раза) .

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель : формирование правильной осанки, развитие координаций движений, укрепление мышечного аппарата стоп.

По дорожке мы пойдем,

Дружно вместе босиком.

Камушки морские тоже,

Для здоровья всем помогут,

Помассируют вам пятки,

Будет все у вас в порядке.

Водные процедуры

«Побудка в кровати, потягивание» .

Цель : переход детей от сонного состояния к пробуждению . (0,5 мин.)

Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

«Ветерок»

Цель : укрепление мышц шейного отдела позвоночника. (5-6раз)

Ветер, ветер, ветерок,

Ты подуй на нас дружок. И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у» .

«Жук»

Цель : укрепление мышц верхних и нижних конечностей, пресса. (0,5 мин)

Наш жучок упал с цветка,

Не поднимется никак. И. п.: Лежа на спине. Болтать в воздухе руками и ногами.

«Радуга»

Цель : укрепление мышц нижних конечностей, пресса. (3-4 раза)

Дождь прошёл и красота,

В небе чудо ворота. И. п : лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо, и справа налево. Повторить то же самое левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

«В лес»

Цель : укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки. (1 мин.)

В лес пойдем дремучий мы.

Нам преграды не страшны.

Вместе их преодолеем

Мы бояться не умеем. И. п.: спина прямая.

Ходьба на месте.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

«Грибы»

Цель : укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин)

По тропинке мы пошли

И грибов полно нашли.

Наклонись скорей дружок,

Набери их в кузовок. Ходьба на месте.

Наклоны вперед, вниз, не сгибая колени.

«Мотылек»

Цель : укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. (3-4 раза)

Я веселый мотылек,

Прилетел я на цветок.

Быстро крыльями махал

И нектар я собирал. Выполнять махи руками.

Присесть, обнять руками колени.

Встать, выпрямить спину.

Упражнение на дыхание «Дровосек»

Цель : учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

И. п : ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз) .

Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба босиком на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой) .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!