Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Подвижные игры с бегом. Методическое пособие в помощь вожатым и организаторам досуга

Игры-эстафеты

Среди командных игр особое место занимают эста­феты. Проведение их не требует большой подготовки, а содержание в зависимости от возраста и состава иг­рающих может варьироваться: упрощаться и услож­няться. В эстафетах соревновательное начало очень ве­лико и результаты наглядны, поэтому они всегда вызывают большой интерес не только у участников, но и у зрителей, что, разумеется, тоже очень важно.

Команды для участия в играх-эстафетах могут со­здаваться произвольно из числа желающих, но они мо­гут представлять и различные детские коллективы: звездочки, группы, классы. В этом случае каждый из участников испытывает особую ответственность перед коллективом, который он представляет, в связи с чем его активность, заинтересованность в игре и воля к по­беде особенно возрастают.

Для участия в играх-эстафетах создаются две (или 3-4) команды, равные по числу участников и по воз­можности равные по силам. Команды выстраиваются в параллельные колонны по одному на расстоянии 2-3 м одна от другой (возможны и другие построения). В каж­дой команде должно быть не более 8-10 человек. Для наблюдения за строгим соблюдением правил (не выбе­гать раньше времени, класть все предметы на свои мес­та и проч.) руководитель может назначить помощников, которые прикрепляются к командам и следят за дей­ствиями игроков. Помощники имеют право вернуть игрока на линию старта, чтобы повторить действие, если он нарушил установленные правила.

Раньше чем начать соревнование (особенно с млад­шими школьниками), необходимо провести репетицию без зачета результатов, для того чтобы каждый хорошо усвоил то, что от него требуется, и приспособился к игре.

Приводим описание различных по содержанию эс­тафет, которые можно включать в программу игр. Мож­но провести и специальный вечер веселых эстафет с предварительной подготовкой и тренировкой участни­ков, с награждением победителей. Такой вечер надол­го запомнится и участникам, и зрителям.

Что означает слово «эстафета»? Детям, несомненно, интересно об этом узнать. В давние времена, когда не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни самоле­тов, письма и другие срочные бумаги доставлялись эс­тафетной почтой. От одной почтовой станции до дру­гой ямщик гнал тройку лошадей. На станциях лоша­дей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась даль­ше. Люди так и говорили - «отправить бумаги эстафетой », « доставлено эстафетой ».

А еще раньше (700-800 лет назад) в некоторых стра­нах почту передавали скороходы. Они бежали от одной станции к другой. Привешенные к поясу колокольчи­ки предупреждали своим звоном о приближении по­чтальона. Сменяя друг друга, гонцы быстро доставля­ли вести.

Теперь слово «эстафета» утратило свое прежнее зна­чение. Эстафетой называют такую игру, в которой каж­дый из участников на соответствующем этапе должен передать другому какой-то предмет (эстафетную палоч­ку, мяч, обруч) или проделать одно за другим какие-то действия, стараясь при этом опередить в скорости сво­их соперников из другой команды.

Бег по кочкам

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30-40 см (по прямой или изви­листой линии). По сигналу руководителя первые но­мера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути воз­вращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку оче­редному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Эстафета с обручами

Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 10-15 шагах от линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дис­танции кладется по обручу. Первые номера в командах получают эстафетные палочки.

Посадка овощей

Две-три команды выстраиваются в колонны по одно­му. Перед командами на противоположном конце пло­щадки чертят по пять кружков. Первым игрокам вру­чают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, мор­ковь, картофель) или с предметами, их условно изобра­жающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и мешочек с овощами передают третьим и т. д. Побеж­дает команда, раньше завершившая игру.

Бег сороконожек

Играющие делятся на две-три команды по 10-12 че­ловек. Каждая команда получает длинную веревку. Иг­роки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся соответственно правой или ле­вой рукой. По сигналу команды бегут к финишу (дис­танция в 30-40 м), все время держась за веревку. Выиг­рывает команда, прибежавшая к финишу первой, при ус­ловии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

Эту игру можно провести и по-другому. Каждая ко­манда выстраивается в колонну по одному. Все подни­мают вверх правую руку и держатся за шнур, натяну­тый вдоль колонны. По сигналу обе команды направля­ются к финишу (10-15 м) и возвращаются. Побежда­ет команда, вернувшаяся раньше.

Вьюны

В командах по 6-7 человек. Каждая команда выст­раивается в колонну по одному. По сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего вто­рой берет его за пояс и они вращаются вдвоем, затем втроем и т.д. Игра заканчивается, как только последний участник одной из команд присоединится к своей ко­лонне и все ребята повернутся вокруг оси.

Скорый поезд

В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бе­жать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие дер­жат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда передний игрок - паровоз - возвратится на место с полным со­ставом, он должен подать протяжный гудок. Выигрыва­ет команда, первой прибывшая на станцию.

На новое место

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15-20 м от них проводится черта. По сигналу руководителя первые и вторые номера каждой команды, взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращают­ся, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем остаются вторые номера, а третьи воз­вращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т.д. Побеждает команда, все игроки которой первыми ока­жутся на другой стороне.

Эстафета с мячами

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6-7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места броса­ют мячи вторым номерам, после чего возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последую­щие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продол­жать игру. Выигрывает команда , у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.

Передал - садись

Играющие разбиваются на несколько команд по 5-6 че­ловек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5-6 шагов становятся капи­таны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на землю (в спортивном зале - на гимнастическую ска­мейку). Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока своей колон­ны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его коман­ды вскакивают.

Выигрывает команда, капитан которой первым под­нял мяч и игроки которой первыми вскочили. Если вовремя игры кто-либо из игроков уронит мяч, он дол­жен его поднять и бросить капитану, став предваритель­но на свое место.

Мяч сквозь обруч

В игре участвуют две команды мальчиков и две коман­ды девочек. Для игры нужны 10-14 гимнастических об­ручей и два волейбольных мяча . Девочки выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 5-б м. Сбоку, лицом к этим шеренгам попарно выстраиваются команды мальчиков. Каждая пара девочек в вытянутых в стороны руках держит по обручу, из них образуется це­почка. Первая пара мальчиков из каждой команды, взяв мяч, проходит вдоль шеренги девочек (один спереди, дру­гой сзади) и перебрасывает друг другу мяч сквозь каж­дый обруч. Дойдя до конца шеренги, возвращаются обрат­но, проделывая то же самое. Затем мяч передается второй паре мальчиков и т. д. Если мяч не будет пойман или пролетит мимо обруча, бросок повторяется. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

После этого команды мальчиков и девочек меняют­ся ролями: мальчики с обручами выстраиваются в шеренги, а девочки бросают сквозь обруч мяч.

Эстафета с шайбой

Участники команд выстраиваются в колонны по од­ному. Перед каждой командой в 10-12 м ставят по флажку (или стулу). Первые номера в командах полу­чают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, под­бивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть обратно к линии старта. Затем клюшка пере­дается второму игроку, который, в свою очередь, обво­дит шайбу вокруг флажка, и т. д. Побеждает команда, первая завершившая игру.

При повторении игры можно поставить задачу вес­ти не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.

Рак пятится назад

Команды строятся в колонны по одному. Перед каж­дой командой в 10-15 м ставят по флажку. По сигна­лу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же - спиной вперед - возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

Во время движения оглядываться не разрешается.

Пингвин с мячом

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 шагах ставят по флажку. Первые номера в командах получают по волейбольному мячу. Зажав его между коленями и передвигаясь прыжка­ми, они устремляются к флажку, огибают его справа и возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. д. Побеждает команда, завершив­шая игру первой.

Когда дети натренируются, игру можно усложнить: каждый должен передвигаться с двумя мячами - один зажать между коленями, а другой держать в руках.

Передача мячей

Играющие разбиваются на две команды и выстраи­ваются в шеренги одна против другой. Первым в каж­дой шеренге дают по мячу. По сигналу руководителя они передают мяч своим соседям, а те передают его дальше. Когда мяч дойдет до последнего игрока, он дол­жен ударить мяч о пол, поймать его и вернуть соседу. Дальше мяч передается из рук в руки уже в обратном направлении. Когда мяч вернется к первому игроку, он должен поднять его над головой. Побеждает та коман­да, которая раньше закончит передачу мяча .

Иголка и нитка

Для игры надо приготовить две бутафорские иглы (длиной 100-120 см) и два клубка цветного шнура (тонкой веревки).

Играющие выстраиваются в две шеренги (по 10-12 че­ловек в каждой) одна против другой. Первым номерам каждой шеренги дается по игле, а последним номерам - по клубку шнура. По сигналу, разматывая клубок (его игрок из рук не выпускает), конец шнура передают из рук в руки вдоль шеренги. Когда он попадает к первому игроку, тот продевает его сквозь ушко иголки и возвра­щает второму, который передает его дальше вдоль ше­ренги в обратном направлении. Когда конец шнура вер­нется к последнему игроку и шнур, продетый сквозь иглу, окажется сложенным вдвое, все поворачиваются направо (или налево) и вслед за ведущим, держась за нитку (как гласит русская поговорка «Куда иголка, туда и нитка»), быстрым шагом обходят площадку по периметру (гра­ницы должны быть обозначены) и возвращаются на пре­жнее место. Побеждает команда, раньше выполнившая заданце (если все правила соблюдались точно).

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
(Серия «Вместе с детьми»). С.
27-34.

1 класс

1.«Кто быстрей?» - эстафета

(7-8 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Варианты:

Прыжки на одной ноге;

Прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между колен.

2.«Донеси – не урони!» - эстафета

(7-8 лет)

Цель:

Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове

Вариант:

Передвигаясь по фигурам, нести теннисный шарик на ракетке.

3. «По местам!»

(7-8лет)

Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета; по сигналу «Оранжевые!» начинают бег дети, стоящие на оранжевых фигурах и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета.

Вариант 1.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).

Вариант 2

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой рукой).

4. «С кочки на кочку»

(7-8 лет)

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Прыжки на двух ногах по фигурам (желательно создавать различные игровые ситуации: прыгаем как зайки, прыгаем как лягушки; прыгаем через болото, прыгаем, чтобы попасть в гости к кому-нибудь или добраться до предмета, лежащего на другой стороне шарика).

Вариант:

- для детей можно предлагать передвигаться по фигурам определенного цвета (только по синим, зеленым и т.п.).

5. «Пройди и перешагни»

(7 –8 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе с перешагиванием, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ходьба с перешагиванием через фигуры (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки через фигуры.

6.«Не задень!»

(7 – 8 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ходьба или бег змейкой между фигурами (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки змейкой между фигурами

7.«Быстрая команда» - эстафета

(7– 8 лет)

Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.

Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

Варианты:

Эстафета с ведением мяча (обруча); ведение мяча клюшкой по дорожке;

Бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку;

Прыжки через длинную скакалку с продвижением вперед;

Прыжки на двух ногах (одной ноге) из клетки в клетку; через клетку (только по зеленым или только по желтым); через саму змейку; боковые прыжки;

Две команды одновременно начинают бег по дорожкам; побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

8.«Донеси – не урони» - соревнование, эстафета, парный аттракцион

(7– 8 лет)

Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.

Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке (мешочек на голове, картошку в ложке и т.п.).

Вариант:

С мешочками на голове передвигаться двойками или тройками, держась за плечи (пояс) друг друга.

9.«Полоса препятствий» - эстафета

(7– 8 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, обогащение двигательного опыта, формирование умения следовать заданным условиям.

На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

Вариант:

Вместо обручей использовать другие препятствия, которые надо преодолеть (дуги – подлезание; большие кубы – перешагивание с наступанием на куб, огибание, прыжки вокруг каждого куба; малые кубы – перепрыгивание).

10.«По извилистой дорожке» - игровое упражнение, парное соревнование

(7 – 8 лет)

Цель : развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия.

Вариант:

Для детей можно ввести элементы соревнования парами (по типу игры «Наперегонки вдвоем»).

2 класс

1.«Лови, бросай – упасть не давай!»

(8– 9 лет)

Цель: развивать ловкость, координацию движений, упражнять в бросании и ловле мяча.

Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Он бросает мяч каждому игроку. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле или броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней от ведущего части дорожки.

Вариант:

Бросать мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о землю, из-за головы и т.п.

2.«Добеги и принеси!» - эстафета

(8 – 9 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Игроки располагаются на фигурах с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его: при повторении эстафеты отнести предмет.

Вариант:

Условия те же, но на противоположной стороне напротив каждого ребенка вертикально установлен обруч; по сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них, берут предмет и возвращаются на свое место. Игру можно повторить несколько раз, называя разные фигуры.

3.«Найди фигуру»

(8 – 9 лет)

Цель: ориентировки в пространстве.

Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего (бегом, шагом, на носках, в полуприседе, высоко поднимая колени, прыжками, галопом, как мышки, как медведи, как зайчики и др.). Неожиданно ведущий говорит название фигуры (цвета) – дети стараются найти соответствующий рисунок и встать на него. Дети, не успевшие занять фигуру или допустившие ошибку, считаются проигравшими.

Вариант :

При назывании фигуры можно сочетать сразу 2 признака: цвет и название (красный квадрат, синий треугольник и т.п.)

4.Игра – эстафета «Пейзаж»

8-9лет

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал.

Перед детьми расположена картинная плоскость с изображением неба и земли и четко выраженной линией горизонта. На столе лежат элементы, относящиеся к жанру пейзажа. Дети, выбирают любой элемент и располагают его на плоскости. Подходят к следующему игроку и передают ход игры. В заключении совместно придумывают название картины.

Одна команда проверяет результаты другой.

5.Игра – эстафета

«Яблонька»

Цель:

Развивать выдержку, быстроту реакции.

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки), встают с двух сторон стола с разложенными листочками и яблоками.

По сигналу дети по одному развешивают яблоки (девочки) и листочки (мальчики) на дидактическом дереве.

Побеждает команда первая выполнившая задание.

6.«По местам!»

(8 – 9 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Дети встают на любую цифру божьей коровки. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом, прыжками и др.

Вариант:

- каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

7.»Пингвин»

8-9 лет

Цель:

Правила: каждый из участников команд зажимает мяч между коленями, доходит до точки назначения и так же обратно возвращается назад, передает эстафету другому.

Инвентарь: 2 мяча.

8. «Бег со скакалками».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: частники команд со скакалками в руках, добегают до нужной точки назначения, и также возвращаются обратно.

Инвентарь: 2 скакалки.

9. «Бег в мешках».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: прыгая в мешках, участники доходят до точки назначения и возвращаются обратно, передают эстафету другому.

Инвентарь: 2 мешка.

10. «Обручи»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: каждый из участников команд, вращая обруч на руке, доходит до цели и возвращается обратно быстрым бегом.

Инвентарь: 2 обруча.

3 класс.

1.«Словесная дуэль».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: необходимо капитанам команд называть по очереди названия спортивных игр. Например: теннис, хоккей, футбол … Тот, у кого не будет вариантов, проигрывает.

2. «Бег на скорость».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: обе команды бегут вокруг школы и последний, кто прибежит, тот и завершает эстафету.

3.«Болото»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит еще два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.

4.» ПРОЙДИ, НЕ ЗАДЕНЬ»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8–10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков.

5. БУМАЖНАЯ СТРЕЛА

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Для игры нужна бумажная стрела типа голубка, которую может сделать любой школьник. Играть лучше в безветренную погоду. Ребята делятся на две равные команды. На земле проводится прямая, на которую становится первый игрок, бросающий стрелу. С того места, на которое упала стрела, игрок второй команды мечет в противоположную сторону. И снова с этого места, где упала стрела, игрок первой команды бросает ее опять в противоположную сторону. Так поочередно, один за другим игроки разных команд мечут стрелу изо всех сил в две противоположные стороны. Если при последнем броске стрела упала на проведенную по земле черту, обе команды метали одинаково. Если же стрела оказалась в том направлении от черты, в каком бросала одна из команд, то победила эта команда.

6. СОРОКОНОЖКИ

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берется правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за веревку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега или прыганья.

7. ЭСТАФЕТА С ШАРИКАМИ

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

В эстафете могут участвовать две-три команды по пять-семь человек. Этапы эстафеты: Первый этап – пронести шарик на голове. Если упадет, остановиться, поднять и вновь продолжать движение. Второй этап – бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху. Третий этап – нести два шарика, прижав, их друг к Другу, между ладонями. Четвертый этап – гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки). Пятый этап – пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги. Шестой этап – нести шарик от настольного тенниса на ракетке или в большой ложке. Седьмой этап – зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру.

8. ОХОТА НА ДИКОГО СЛОНА.

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Перед командами игроков на расстоянии 5 v 10 м стоят стулья. По сигналу руководителя первые скауты бегут к стульям и привязывают веревку заданным узлом, вторые участники привязывают к этой веревке новую и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее свяжет канат и вытащит стул к себе.

9. БЕГ СОРОКОНОЖЕК

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Это групповое соревнование. Играют 2 v3 команды по 15 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой. По сигналу группы. Lсороконожек│ начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, не упавшая по пути и пришедшая первой.

10. РУКИ ВВЕРХ!

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

В игре принимают участие 3 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на 2 команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а затем говорит: LРуки вверх!│ игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: LРуки вниз!│ v и игроки должны положить руки на стол ладонями вниз. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет v остается у той же самой команды.

4 класс

1. СТАИ РЫБОК.

Игроки делятся на 2 v 3 равных команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22 v 25 сантиметров, ширина 6 v 7 сантиметров), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1 v 1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки из разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить на хвост рыбки Lпротивника│. Касаться рыбок и ниток руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.

2. КАПИТАНЫ.

Роли: капитаны, адмирал, судьи.

Играющие разбиваются на две равные команды, два экипажа морских кораблей, скажем крейсер LЗадира│ и эсминец LЗабияка│. Ведущий (адмирал) выстраивает игроков в две шеренги друг против друга и говорит им примерно следующее: LСейчас мы проведем маневры двух кораблей. С этой минуты всем вам присваиваются звания капитанов. Я v адмирал. Мои приказы и распоряжения выполнять безоговорочно, если только- я обращаюсь к вам по званию v капитаны: LКапитаны, сесть!│, LКапитаны, встать!│, LКапитаны, налево!│ и т. д. Если же я подам команду без обращения, например: LВстать!│, LСесть!│, вы ее выполнять не должны. Кто выполнит эту команду, выбывает из игры. Побеждает тот экипаж, в котором осталось больше капитанов. Итак, начинаем:

    Капитаны, руки на пояс!

    Капитаны, руки вниз!

    Руки вверх!

Данная игра требует наличия боковых судей, каждый из них следит за своим экипажем. Участники могут надеть бескозырки, воротнички разных цветов.

В финале адмирал выстраивает всех и объявляет благодарность экипажу-победителю.

3. ПОБЕДИ ТРОИХ.

Две одинаковые по размеру и толщине веревки по 2.5 v 3 метра связываются посредине так, чтобы получилось четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берет свой конец веревки, натягивает его, получается Lкрест│. Примерно в двух метрах от каждого игрока, на полу (на земле) кладется приз (игрушка, мешочек с орехами, конфеты и т. д.). По команде участники тянут свой конец веревки, пытаясь первыми схватить приз.

4. КТО БЫСТРЕЕ.

Ставятся два стула спинками друг к другу на расстоянии примерно 2-х метров. Под стульями протянута веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят. Посредине веревки привязан мешочек с орехами (конфетами, печеньем, семечками). По команде ведущего, сидящие на стуле должны вскочить, обежать кругом стульев, сесть на свой и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достается тому, кто первым сможет это сделать.

5. ПАУК.

На линии старта начертите два круга. Разделите ребят поровну на две группы, по 15 v 20 человек, и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите обе группы веревками, получилось два Lпаука│. По команде Lмарш!│ оба Lпаука│ начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. LПауки│ спотыкаются, не бегут, а еле ползут. Все играющие должны быть или в ботинках или босыми.

6. ЛОВКИЙ ХОККЕИСТ.

Участники строятся в колонну по одному за лицевой линией площадки. В 3-х м от нее на земле устанавливается первая вертикальная стойка (набивной мяч, кирпич, ведро с песком, толстые деревянные чурки), затем на таком же расстоянии на одной линии устанавливается еще пять стоек, последняя из них находится на противоположной лицевой линии.

Направляющий, удерживая хоккейную клюшку, ведет волейбольный мяч (можно теннисный, футбольный и т. д.) и встречающиеся на пути препятствия (стойки) туда и обратно обводит змейкой. Поравнявшись с командой, останавливает мяч и передает клюшку очередному играющему, а сам уходит в конец команды. Эстафета заканчивается, когда все участники проведут мяч и клюшку и передадут капитану. Победителем выходит команда, сумевшая быстрее всех это сделать.

7. ЭСТАФЕТА С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ.

Каждая команда делится на две равные подгруппы. Игроки всех подгрупп строятся в колонны по одному, одна против другой на расстоянии 15 м. Между ними посредине площадки устанавливаются препятствия: веревочка, натянутая поперек площадки на высоте 40 v 50 см, ров шириной 1,5 м, обозначают двумя линиями (расстояние между препятствиями 5 м). По сигналу руководителя, первые игроки подгрупп, стоящих по одну сторону площадки, с флажком в руках бегут вперед по направлению к вторым подгруппам своих команд, по пути преодолевают одно за другим оба препятствия, после чего передают флажок игрокам, стоящим первыми в противоположных подгруппах. Эти игроки бегут в противоположном направлении, преодолевая препятствия в обратном порядке. Выигрывает команда, первой закончившая передачу флажка. Количество препятствий и их характер можно варьировать.

8. НЕ УРОНИ МЯЧ

Большой надувной резиновый мяч кладут на маленький деревянный кружок с небольшим углублением, прикреплённый к разъёмной палочке, которая состоит из трёх частей. Играющие должны сначала разъединить палочку на части, а затем собрать её. Сделать это, не уронив мяч, очень трудно.

9. СОРЕВНОВАНИЕ «ШТАНГИСТОВ»

На концах палки приделываются два бутафорских диска - это будет «штанга». Концы резинового многожильного жгута (или резинового бинта) привязываются к концам палки. Ребята по очереди наступают на середину жгута, а палку стараются поднять выше головы и возможно большее число раз. Для каждого участника соревнования устанавливается длина жгута, соответствующая его росту.

10 ВОКРУГ ОБРУЧА

Участники игры по очереди сильным движением рук направляют гимнастический обруч по ровной дорожке. Затем стараются догнать его и успеть проскочить через него туда и обратно. Кто сделает это большее число раз, тот победитель. Можно провести соревнование по-другому. Два обруча кладут в трёх шагах один от другого. Двое соревнующихся стремятся в течение минуты большее число раз пролезть сквозь обруч, надевая его сверху вниз. Два самых быстрых игрока в финале соревнуются между собой. Ещё один вариант игры с обручем: берут его одной рукой и движением пальцев заставляют вращаться на месте. Судья засекает время вращения до тех пор, пока обруч не упадёт. Соревнуются поочерёдно, а если есть два обруча - парами. Тогда в финальном поединке встречаются два лучших игрока.

Количество игроков: четное
Дополнительно: сарафаны, косынки
Игроки разбиваются на две команды. На стуле лежат два сарафана и две косынки. По одному игроку из обеих команд подбегают к стульям и надевают сарафан и косынку. Кто быстрее это сделает, тот и победитель.

Квадрат - игра для детей

Количество игроков: 4
Дополнительно: мяч
Игровое поле представляет собой начерченный на земле или асфальте квадрат произвольного размера (как правило - порядка 4х4 метра), разделенный на четыре меньших квадрата, каждый для отдельного игрока. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи.
Игра ведется до пяти штрафных очков (голов) одному из игроков. После чего игроки сдвигаются на одно поле по часовой стрелке, проигравший, при наличии возможности - заменяется на другого (игра на вылет).
Игра начинается с подачи. Первую подачу осуществляет игрок, определяемый жребием. Последующие, после голов, осуществляет игрок, пропустивший гол. Мяч бросается руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали.
Любое касание мяча считается ударом.

Пионербол - спортивная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 4 волейбольных мяча
Играющие делятся на 2 команды и строятся на 2 половинах волейбольной площадки в 2 -3 ряда. Каждая команда получает два волейбольных мяча. По сигналу играющие стараются как можно быстрее перебросить мячи через сетку на сторону соперника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся все мячи одновременно. Игру останавливают, и команда, на стороне которой оказались мячи, проигрывает очко.

Футбольный тир - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: щит, мяч, веревка
В центре игровой площадки устанавливается щит, оформленный под футбольные ворота; размер щита-ворот 1,5 метра на метр. Посредине щита прорезано отверстие диаметром на 10 сантиметров больше мяча. На шнуре длиной четыре метра привязан футбольный мяч, который ударом ноги требуется забить в отверстие.

Ходули - игра для детей

Количество игроков: четное
Дополнительно: ходули
Участники должны пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Эстафета с яйцом - игра для детей

Количество игроков: четное
Дополнительно: яйца, ложки
Все игроки разбиваются на две команды. Затем игроки должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.
Можно использовать одну ложку на всю команду, а можно каждому члену команды дать по ложке.

Спичечный турнир - игра для детей

Спортивная ходьба - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанцию для такой ходьбы можно определить в 5 метров туда и обратно. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды вернется на исходную позицию.

Игры с бегом

Бег «сороконожек»

Играют 2—3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу. Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

Не расплескай воду

На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

Бег с горящей свечой

Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, и т. д.

Побеждает команда, первой закончившая перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

Паровоз и вагоны

Играют 2—3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15 метров, ставится какой-либо предмет — камень, палка, кегли, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. п.

Выигрывает та команда, которая закончила соревнования первой.

Пятнашки

Водящий (пятнашка) ловит остальных играющих, которые разбегаются по всей площадке. Если игрок присел на корточки или взялся за руки с другим игроком, пятнашка не должен их ловить, они в «домике». Тот, кого пятнашка поймал (коснулся рукой), становится водящим, а пятнашка присоединяется к игрокам.

Но есть и другое правило: кого поймал пятнашка, тот вместе с ним ловит остальных.

Бег с мячом

Ведущий с мячом в руках стоит между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку (первый, второй и т. д.). Бросая мяч вперед, ведущий называет какой-либо номер. Игроки обеих команд под этим номером бросаются догонять мяч. Тот, кто первым добежит и схватит его, приносит своей команде очко. Выигрывает та команда, игроки которой догонят мяч большее количество раз.

Сорви шапку

Играют 10—15 человек. Отмечается площадка, за пределы которой выбегать не разрешается. Выбирается водящий, он надевает на голову шапку, ее нельзя удерживать руками. По сигналу ведущего играющие пытаются догнать водящего, снять с него шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать шапку на голове как можно дольше. Можно разнообразить игру и ввести 2—3 водящих с шапочками. Победителем считается игрок, сумевший дольше всех других удержать шапку на голове.

Невод

Два игрока берутся за руки и ловят других играющих. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

Шахматы

Играют две команды по 5—10 человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска. Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигуры, возле другой — белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который берет фигурку, бежит к доске, и т. д.

Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

Бег с яйцом в ложке

Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту — передают ложку вторым номерам, и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

Казаки-разбойники

Играют две группы по 8—10 человек. Одни — казаки, другие — разбойники. Разбойники убегают и прячутся за кустами, на деревьях, в канавах, в траве и т. д. Казаки уходят ловить разбойников, пойманных оставляют под присмотром одного из казаков. Разбойникам разрешается оказывать сопротивление. Если место, где они прятались, обнаружено, разбойники могут убегать. Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы.

Догони мяч

Играют 15—20 человек. Они садятся на землю в круг и по сигналу ведущего быстро передают руками друг другу мяч, а выбранный водящий должен, бегая по внешней стороне круга, поймать мяч.

Ловить его можно только во время передачи. Если водящему это удается, он садится в круг, а игрок, упустивший мяч, становится водящим.

Круговорот

Играющие делятся на команды по 8—10 человек. Участники выстраиваются в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые номера быстро поворачиваются кругом, после чего вторые номера берутся за пояс первых, и они кружатся вдвоем, затем втроем и так до конца. Побеждает команда, которая раньше других повернется вокруг оси.

Игры с мячом

Догони мяч

Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 метра. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад и каждый устремляется вперед за мячом соперника. Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

Горячий мяч

Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Если ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры. Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется. Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.

Сумей удержать

Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:

— положив мяч на плечи и прижимая его головами с двух сторон;

— прижав мяч плечами;

— зажав мяч спинами;

— удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком. Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.

Лапта

Эта старинная русская игра, для нее нужны небольшой мяч и лапта (широкая палка). Посреди площадки отмечают игровое поле, проводят две линии на расстоянии 20 метров. С одной стороны площадки находится город, с другой — кон.

Участники делятся на две равные команды. Одни игроки идут в город, а другие расходятся по полю. Команда города начинает игру. Участник лаптой бьет по мячу, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они перебрасывают мяч друг другу, чтобы попасть в него, если это им удается, они переходят в город, если нет, остаются на месте. По очереди все игроки города забивают мяч.

Бывает так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Если все игроки, кроме одного, находятся на линии кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Отбивающий мяч не должен переступать черту города. Тот, кто не может забить мяч лаптой, может бросить его в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Встречный бой

На земле чертится линия, которая разделяет площадку пополам. Две группы игроков располагаются по разным сторонам, в каждой группе есть волейбольный мяч.

Задача: поразить мячом как можно больше противников. Запятнанные мячом игроки покидают площадку. Игра продолжается 5 минут, ведущий подсчитывает число пораженных игроков и объявляет победителя.

Ударь не глядя

Впереди игроки кладут мяч на расстоянии 5—6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой. Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

Подними мяч

Держа в каждой руке по палке, надо концами их поднять мяч с земли до уровня плеч. Побеждает тот, кто сумеет поднять и опустить мяч.

Рыбы, птицы, звери

Играющие становятся по кругу. В центре — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птииу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

Сумей выбить мяч

Играющие становятся в круг, в центре — водящий с мячом, его задача — выбить мяч из круга ногами, остальные участники мешают ему это сделать. Брать мяч в руки не разрешается, его можно отбивать только ногами. Тот, кто пропустит мяч, становится водящим.

Мяч над головой

Играющие становятся в две колонны. Игроки, стоящие впереди каждой колонны, держат в руках мяч. По сигналу ведущего передние, не поворачиваясь, передают мяч над головой стоящему сзади, те передают мяч дальше, и так далее до конца колонны. Последние игроки в колоннах, получив мяч, бегут и становятся первыми, передают мяч стоящему сзади. Когда очередь вновь дойдет до первого, он должен передать мяч ведущему. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.

Катание на мяче

Участники делятся на группы по три человека и выстраиваются на линии старта. У каждой группы есть футбольный мяч.

По сигналу ведущего двое игроков ставят третьего на мяч и поддерживают с боков, игрок, перебирая ногами, катит мяч к финишу. Побеждает тройка, пришедшая первой.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Скакалка-подсекалка

Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают. Кого скакалка задела, тот выбывает из игры или сменяет водящего.

Соревнуются команды по 5—6 человек. Первые участники прыгают от стартовой линии с места, толкаясь двумя ногами. С места приземления первых прыгают вторые номера, затем третьи и т. д. Побеждает команда, которая преодолеет большее расстояние.

Прыжковая эстафета

Две команды выстраиваются на старте в колонны. По сигналу ведущего первые номера обеих команд прыгают на одной ноге к контрольному ориентиру, огибают его, возвращаются обратно, дотрагиваются до вторых номеров, а сами становятся в конец колонн. Вторые номера проделывают тот же путь и передают эстафету третьим, третьи — четвертым и т. д. Выигрывает команда, сумевшая раньше другой закончить игру.

— передвижение прыжками, как лягушки;

— прыжки на одной ноге, со сменой ног у контрольного

ориентира;

— прыжки боком;

— прыжки в мешках;

— прыжки на метле;

— прыжки с зажатым между коленями мячом;

— передвижение прыжками на двух ногах;

— передвижение прыжками на двух ногах спиной вперед;

— бег прыжками через скакалку;

— прыжки сидя на баскетбольном мяче, придерживая его руками с боков.

Прыгуны

На старте две команды. Игроки стоят в колонне по одному, каждый держит за пояс впереди стоящего. По сигналу ведущего участники прыгают на двух ногах до финиша. Выигрывает команда, последний игрок который первым пересечет финишную черту.

Прыжки по кочкам

Игроки делятся на команды и строятся на старте. Против каждой команды на земле несколько кругов (кочек) на расстоянии 1 метра один от другого. По сигналу ведущего первые участники обеих команд перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь не промахнуться, чтобы не попасть в «болото». Спрыгнув с последней кочки, они бегом возвращаются и встают в конец своих колонн, на бегу хлопнув по вытянутой руке вторые номера. Прыжки продолжают вторые игроки, затем третьи и т. д. Побеждает команда, первой закончившая прыжки.

Прыжки через резинку

Берется резинка длиной 3 метра, ее концы связываются, получается круг. Двое становятся в кольцо друг против друга и, растягивая ногами резинку, образуют прямоугольник, т. е. две параллельные резинки высотой 15 см над землей. Третий участник занимает место сбоку и начинает прыгать, можно прыгать с центра:

— прыжки на двух ногах боком через одну, через другую резинку, через две сразу;

— прыжки на одной ноге;

— прыжки прямо, скрестив ноги;

— прыжки с поворотом на 180 градусов, на 360;

— делая серию прыжков, подбрасывать и ловить мяч. Каждая комбинация прыжков повторяется только сосменой высоты: резинка на уровне коленей, на уровне таза, на уровне пояса. Если прыгающий совершает ошибку, то меняется местами с одним из игроков, держащих резинку.

ИГРЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Кто быстрее

Велосипедисты выстраиваются на старте. Ведущий определяет дистанцию 100—200 метров. По сигналу игроки начинают движение к финишу. Побеждает тот, кто приходит первым.

Определяется расстояние 30—40 метров. По сигналу ведущего велосипедисты начинают движение к финишу. Выигрывает тот, кто приедет последним. Нельзя останавливаться в пути, необходимо двигаться вперед, сохраняя равновесие.

Стакан воды

У каждого велосипедиста в руках стакан с водой. Определяется расстояние 40—60 метров. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться к финишу. Побеждает тот, кто по дороге не расплескал воду.

Лихие наездники

Игра проводится как соревнование между участниками. Преодолевая определенное расстояние, игрок должен:

— проехать по лежащей доске (длиной 4—5 метров) и не съехать на землю;

— сесть на раму боком справа и слева;

— встать ногами на седло;

— проезжая, поднять стоящую на земле справа игрушку и поставить ее на землю слева;

— снять на ходу куртку и повесить ее на руль;

— толкать 5 метров передним колесом резиновый мяч;

— проезжая, снять кольцо и набросить его на вбитый в землю кол.

Побеждает тот, кто наиболее успешно выполнит все задания.

Восьмерка

На земле чертят восьмерку с диаметром каждого круга 3—4 метра. Восьмерку обозначают кеглями. Задание: проехать на велосипеде по восьмерке, не сбив ни одной кегли. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Не крути педали

Соревнуются несколько игроков. Определяется расстояние 30—40 метров. На разгон велосипеда дается 10 метров, затем участники перестают крутить педали. Побеждает тот, кто сумеет доехать до финиша.

Эстафета

Участвуют 6—8 человек. Определяется расстояние 40 метров. Игроки делятся на пары: одни с велосипедами становятся на старте, а напарники на финишной черте. По сигналу ведущего велосипедисты 10 метров едут, следующие 10 метров несут велосипед на себе, еще 10 метров бегут рядом с ним и последние 10 метров опять вспрыгивают на велосипед и едут. На финише велосипед передают напарнику, который преодолевает дистанцию таким же образом. Побеждает пара, быстрее других справившаяся с заданием.

ИГРЫ НА СКЕЙТЕ (РОЛИКОВОЙ ДОСКЕ)

Участники на скейтах находятся на линии старта. Правая нога на доске, а левая на асфальте. По сигналу ведущего все игроки, оттолкнувшись от земли, становятся на скейт и по инерции движутся вперед. Побеждает тот, кто сумеет преодолеть наибольшее расстояние.

Змейка

Через каждый метр на асфальте ставятся 10 кеглей. Задача: проехать вдоль ряда кеглей зигзагообразно (змейкой), огибая одну кеглю справа, а другую слева. Побеждает игрок, преодолевший дистанцию быстрее других и не сбивший ни одной кегли.

Скейтбол

На асфальте мелом обозначается площадка для игры 10x15 метров, ворота шириной 2 метра чертятся на противоположных сторонах поля.

Участники делятся на две команды по 6 человек, один из них — вратарь. Ведущий вбрасывает на поле маленький мяч. Игроки бьют по мячику краем доски или роликом при резком развороте. Делается это так: ноги расставлены по краям доски, вес тела приходится на толчковую ногу; когда доска опирается только на задние ролики, передние на мгновение отрываются от земли, и в это время доска энергично разворачивается и бьет по мячу. Выигрывает команда, сумевшая забросить в ворота противника как можно больше мячей.

Сумей проехать

На высоте 1,3 метра подвешиваются на веревке три воздушных шара. Задача игроков: разогнавшись, проехать под шарами, присев или согнувшись, так, чтобы не задеть их и не всколыхнуть. Если шар покачнется, игрок может сделать еще две попытки и, если они также заканчиваются неудачей, выбывает из соревнований. Победителем считается тот, кто сумел без ошибок выполнить задание хотя бы один раз.

Тройки

Участники делятся на тройки и выстраиваются на стар- i те. Двое берут за руки третьего, сидящего на скейте. По сигналу ведущего они тянут его к финишу. Выигрывает тройка, пришедшая первой.

Набрось кольцо

На расстоянии трех метров от асфальтированной дороги в землю вбивается кол. Соревнуются несколько человек. Каждому дается по 2 гимнастических обруча. Игроки стартуют поочередно, пытаясь на ходу набросить обручи на кол. Побеждает тот, кто с 3 попыток сумел надеть на кол 4 обруча.

Пятнашки

Определяется площадка для игры и выбирается водящий. Остальные участники на скейтах разъезжаются по полю. Водящий (пятнашка) должен также на скейте стараться их догнать и запятнать. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой. По краям площадки мелом рисуют два круга — это домики. Заехавших сюда пятнашка запятнать не может.

Эстафета

Игроки делятся на две команды по 5—6 человек. По сигналу ведущего первые номера обеих команд на скейте движутся к контрольному ориентиру, огибают его, возвращаются к старту и передают скейт вторым игрокам, те, в свою очередь, проделывают такой же путь и передают скейт третьим и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Доска

Участники соревнуются между собой: кто, разогнавшись, сумеет вспрыгнуть на доску, лежащую на небольшом круглом бревне, и проехать по ней. Побеждает игрок, проделавший весь путь и не съехавший на асфальт.

Кто быстрее

Участники на скейтах выстраиваются на линии старта. По сигналу ведущего игроки стремительно движутся к финишу. Побеждает пришедший первым.

Бег сороконожек

Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой или игроки "надевают" гимнастический обруч. По сигналу группы "сороконожек" начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

Не расплескай воду

На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.

Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.
Паровоз и вагоны

Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте, колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15 метров, ставится какой-либо предмет – камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т.д.

Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.
Веревочка под ногами

Команды встают в колонны по одному, у первых в руках игровые скакалки. По сигналу они передают один конец скакалки стоящим позади вторым игрокам и вдвоем проводят ее под ногами всей колонны. Первый игрок становится в конце колонны, второй бежит вперед, передает свободный конец скакалки третьему игроку, и веревочка опять проводится под ногами стоящих в колонне и т.д. Выигрывает команда, быстро закончившая игру и меньшее число раз задевшая ногами веревочку.
Шахматы

Играют две команды по 5-10 человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.

Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой – белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который берет фигурку, бежит к доске и т.д. Первые номера занимают место в конце колонны.

Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

Бег с яйцом в ложке

Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.

Побеждает тот, кто первый достигнет финиша.

Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту – передают ложку вторым номерам и т. д.

Выигрывает команда, игроки которой первыми закончат перебежку.

Наматывание клубка

Напротив каждой команды у противоположной стены лежат отрезки ниток длиной 2-3 метра. По сигналу по одному участнику начинают движение. Они должны намотать первую нитку на катушку и, вернувшись, передать катушку товарищу. Тот опять отправляется к стене и наматывает следующую нитку и т.д. Побеждает тот, кто быстрее и аккуратнее намотает свой клубок.

Постройка башни

Напротив ребят у противоположной стены лежат пустые спичечные коробки. По команде по одному участнику начинают движение и ставят по одному коробку.

С другим пустым коробком они возвращаются к команде и передают его следующему.

Тот должен положить его на предыдущий и т.д. Если башня падает, тот, кто ее разрушил, восстанавливает заново и продолжает игру. Побеждает та команда, у которой после трех падений башня больше. Игра не заканчивается, когда все участники команды пробежали по одному разу.
Бег с мячом

Ведущий с мячом в руках стоит между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку (первый, второй, третий и т. д.). Бросая мяч вперёд, ведущий называет какой-либо номер. Игроки обеих команд под этим номером бросаются догонять мяч. Тот, кто первым добежит и схватит его, приносит своей команде очко.

Выигрывает та команда, игроки которой догонят мяч большее количество раз.
Кто дальше прыгнет

Соревнуются команды по 5-6 человек. Первые участники прыгают от стартовой линии с места, толкаясь двумя ногами. С места приземления первых прыгают вторые номера, затем третьи и т. д.

Побеждает команда, которая преодолеет большее расстояние.
Прыгуны

На старте две команды. Игроки стоят в колонне по одному, каждый держит за пояс впередистоящего. По сигналу ведущего участники прыгают на двух ногах до финиша.

Выигрывает та команда, последний игрок которой первым пересечёт финишную черту.
Сумей удержать

Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрей добежать до финиша:


  1. Положив мяч на плечи и прижимая его головами с двух сторон.

  2. Прижав мяч плечами.

  3. Зажав мяч спинами.

  4. Удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
Эстафета с мячами

Участники игры делятся на две команды; каждая выбирает капитана. На земле чертят две параллельные линии: за одной выстраиваются команды, за другой становятся капитаны, каждый лицом к своей команде. У обоих в руках по мячу.

По сигналу ведущего оба капитана одновременно бросают мячи впередистоящим в своих командах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно капитану, а сам занимает последнее место в колонне. Затем капитан бросает мяч второму и, получив его обратно, - третьему. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны.

Выигрывает команда, у которой раньше возле черты снова окажется тот, кто первым ловил мяч, брошенный капитаном.
Катание на мяче

Участники делятся на группы по три человека и выстраиваются на линии старта. У каждой группы есть футбольный мяч. По сигналу ведущего двое игроков ставят третьего на мяч и поддерживают с боков, игрок, перебирая ногами, катит мяч к финишу.

Побеждает тройка, пришедшая первой.

Список литературы:


  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). – СПб., 2001.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

  3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел. Методич. пособие. – Кострома, 1998.

  4. Балаховитинов Б., Колтовой В. Твое свободное время. – М., 1995.

  5. Бедпрев Г. Игры и развлечения. – М., 1985.

  6. Белов В. Калейдоскоп игр. – Л., 1990.

  7. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  8. Боно Э. Нестандартное мышление: самоучитель. - Минск, 2000.

  9. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. – Минск, 1998.

  10. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М., 2000.

  11. Былеева Л., Таборков В. Игра? Игра! – М., 1989.

  12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 1999.

  13. Воспитание детей в игре. – М., 1983.

  14. Выигрывает тот, кто играет! – Н.Новгород, 2001.

  15. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселые игры (пер. с англ.). М.: Росмен, 1994.

  16. Гик Е.Я., Сухарев А.В. Интеллектуальные игры и развлечения. – М., 1999.

  17. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.

  18. Гмезер С. Ларчик с играми. - М., 1975.

  19. Гурин Ю.В. Море чудес и другие игры на бумаге. - СПб., 1998.

  20. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.

  21. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - 2: Игры для развития мышления, общения, творчества. - Рига, 1997.

  22. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С.Ладенко. – Новосибирск, 1987.

  23. Игры для интенсивного обучения (под ред. В.В.Петрусинского). – М., 1991.

  24. Игры и развлечения. - СПб., 1998.

  25. Игры: обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В.Петрусинского). – М., 1994.

  26. Исаенко В.П. Методика использования игрового общения в работе с детьми и подростками. - М., 1991.

  27. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

  28. Кенеман Д. Детские подвижные игры народов СССР. – М., 1988.

  29. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких. - СПб., 1997.

  30. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

  31. Кудашов Г.Н. Игра - источник саморазвития (методический сборник в помощь педагогам-организаторам социально-клубной работы и детско-юношеского движения). - Тюмень, 2000.

  32. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

  33. Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб., 2001.

  34. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск, 1989.

  35. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1995.

  36. Оливова В. Люди и игры. – М., 1985.

  37. Педагогическая азбука: В помощь организаторам детского досуга. - Н.Новгород, 1997.

  38. Программно-целевой подход и деловые игры. – Новосибирск, 1982.

  39. Продленный день в школе: режим и организация досуга / Под ред. О.А.Лосевой. – М., 1991.

  40. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.

  41. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). – М., 1997.

  42. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. - СПб., 1999.

  43. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. - СПб., 1998.

  44. Развивающие игры: знания и сообразительность. - СПб., 1998.

  45. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль, 2001.

  46. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют...». Психологический практикум. - Дубна, 1996.

  47. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и программы. – М., 1995.

  48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

  49. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.

  50. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М., 2000.

  51. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

  52. Таран Ю.Н., Таланов В.В. Познавательная игра в досуге школьников. - Липецк, 1996.

  53. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.

  54. Технология воспитательных дел в школе./Под ред. И.А.Чурикова. – Чебоксары, 1997.

  55. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. – М., 2000.

  56. Торгашов В.Н. Мы играем в детектив: Праздники. Концерты. Затеи. Сюжеты. Конкурсы. Истории. Викторины. Шифровки. – М., 2001.

  57. 365 развивающих игр / Сост. Беляков Е.А. – М., 1998.

  58. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. - М., 1998.

  59. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. - М., 1999.

  60. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М., 2002.

  61. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М., 2002.

  62. Хейзинга Й. «Homo Ludens». – М., 1992.

  63. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения. - М., 1988.

  64. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М., 1980.

  65. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию (сборник игр-коррекций). – М., 1993.

  66. Шмаков С.А. Ее величество - игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М., 1992.

  67. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

  68. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993.

  69. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

  70. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. - М., 1999.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!