Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих. Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

ВВЕДЕНИЕ

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое - положительное мышление, второе - исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги - сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги - это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога - интеллектуальная йога, и главное в ней - постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте - и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение - и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога - это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт - триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы - Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл -

Один из основных видов йоги, который рекомендуют осваивать тем, кто стремится достичь мастерства - раджа йога. Этот вид практики считается лучшим способом развития контроля над своим разумом. Овладеть упрощенной версией раджа-йоги можно за 10 месяцев - этого времени достаточно, чтобы научиться управлять своим телом. Но для полного освоения и управления своим психоэмоциональным состоянием может потребоваться несколько лет. Только мастера йоги способны дойти до последней ступени и полностью подчинить себе свою сущность.

Особенности королевской йоги

«Раджа» означает «царь», поэтому раджа-йогу называют царской или королевской йогой. Из-за названия ее часто неправильно воспринимают, считая особым видом йоги, которой стоит выше остальных. Но это противоречит самой сути йоги, отрицающей титулы и структуру власти.

Высшая степень освоения королевской йоги - покорение своего разума. Тот, кто владеет разумом, становится велик и свободен, как раджа. Для достижения высшей ступени человеку необходимо пройти все уровни развития, не пропуская ни одного. Если йог не научиться управлять своим телом, разум ему не подчинится.

Философия раджа-йоги

Раджа-йога зародилась в Индии, и оттуда распространилась по всему миру. Как и другие виды индийской йоги, она руководствуется философией Санскрии. Эта философия подразумевает прохождение через три этапа развития:

  • тело;
  • разум.

Развивая тело с помощью физических упражнений, человек укрепляет свой дух. Развитие духа позволяет совершенствовать разум. Достигнув предела на низшей ступени практики, йог переходит на следующую. Главное - не останавливаться до тех пор, пока не получиться достичь высшей формы развития сознания и перейти в другое состояние. Просветленный мастер йоги выходит из бесконечного цикла перерождений и становится подобен божеству. В раджа-йоге другое состояние реальности называется Брахман или «божья благодать».

Познавший основу раджа-йоги становится безмятежным, а его сознание - открытым и легким. Практики полагают, что быстрее всего достичь высшей ступени получается у людей со спокойным уравновешенным характером.

В чем цель раджа-йоги

Главная цель практики раджа-йоги - постепенное подчинение разума и полное освобождение от негативных мыслей. Поэтому основное внимание здесь уделяется не асанам, а умственной работе. Царская йога не отдельное направление, а естественное продолжение аштанга-йоги, которая учит мастера правильному дыханию и выполнению асан.

Восемь ступеней аштанга-йоги

Путь мастера йоги начинается с прохождения восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая ступень концентрируется на развитии определенных качеств. Невозможно перейти на следующий уровень, не освоив предыдущий, и для каждого человека время прохождения пути свое - от нескольких месяцев до нескольких лет.

Ступени аштнга-йоги:

  1. Яма. Это - начальная ступень, на которой йог осваивает моральные каноны, ограждающие его психику от влияния негатива. Переживание отрицательных эмоций делает человека уставшим, раздраженным и несчастным. Проходя Яму, он изучает основные принципы практики йоги: отказ от физического насилия, воздержание от соблазнов, преодоление потребности во вранье, присвоении чужого и получении одобрения.
  2. Нияма. Отказываясь от пагубных практик, человек должен вместо них освоить добродетели: научиться очищению, дисциплине, почитанию аскетичного образа жизни, изучению священных текстов и созерцанию Бога.
  3. Асана. После предварительной моральной подготовки йог переходит к изучению асан - особых поз, помогающих слить воедино ментальное и физическое тело. Фиксируя асану, человек усмиряет хаотичные мысли, учится освобождать ум.
  4. Пранаяма. Праной называют особое дыхание, а пранаямами - техники дыхания, позволяющие научиться управлять внутренними потоками энергии.
  5. Пратьяхара. Практика отречения от внешнего и внутреннего мира. Человек избавляется от всех накопленных переживаний и впечатлений, становится пустым сосудом, которым можно управлять силой воли.
  6. Дхарана. На этом этапе йог осваивает умение концентрироваться. Сосредотачивая внимание на конкретном предмете, он учится управлять вниманием и переключать его с внешнего мира на внутренний.
  7. Дхьяна. Эта ступень освоения медитации. Человек не просто раскрывает сознание, а учится объединять его со Вселенной.
  8. Самадхи. Ступень, которая объединяет предыдущие. Чтобы перейти на нее, йог должен научиться достигать полного просветления. Обретя свое внутренне «Я», человек отказывается от мирской жизни и посвящает себя людям.

После освоения всех ступеней, мастер йоги переходит на профессиональный уровень и уже не может вернуться к обычной жизни. С этого момента начинается путь к истинному мастерству, приближающему к божественной сути.

Духовный Университет Брахма Кумарис

Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

  • отказаться от продуктов животного происхождения;
  • исключить вредные привычки;
  • не вступать в физический сексуальный контакт;
  • служить высшему благу;
  • изучать слова Господа;
  • развивать скромность и смиренность.

Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются - все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

Тренировка ума по методике Рамачарака

Вильям Аткинсон, более известный под псевдонимом Йог Рамачарак, был одним из самых известных последователей индийской философии в Америке. Он написал несколько книг, в которых в доступной форме изложил основные методики просветления. Писатель адаптировал древние тексты, сделав их понятными для современников, пропагандировал просветление и отказ от материальных ценностей.

Чтобы очистить разум, Рамачарака предлагал выполнять упражнения для развития интеллектуальных способностей. Для выполнения базового упражнения, человеку нужно найти тихое уединенное место, где его никто не потревожит. Приняв удобную позу, нужно сфокусироваться на внутренних ощущениях. Расслабить все мышцы и постараться отпустить мысли, не контролировать их, а просто наблюдать. Как будто они существуют отдельно и обладают собственной волей.

Когда поток мыслей станет отдельным процессом, нужно призвать из своего сознания мысль «Я есть». Она должна занять весь разум, вытесним остальные мысли. Внутреннее «Я» отделяется от тела, оно независимое и неуязвимое. Духовное тело возвышается над физическим и управляет им. Ничто не должно сбивать с этой мысли. При достижении нужного уровня концентрации, внутренние и внешние энергии объединяются и сливаются. «Я есть» - это осознание себя как единое создание, часть Вселенной.

Для выполнения второй части упражнения потребуется сосредоточиться на отдельном предмете. Нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, запомнить материал, форму и размер. Подумать о его назначении, о людях, которые его создали. Придумать, как можно использовать его в будущем, что в нем можно изменить. После этого переместить внимание на свое тело. По очереди рассмотреть каждую часть тела, представить движение крови по венам и работу клеток внутренних органов. Завершающий этап упражнения - попеременное переключение внимания с окружающих предметов на части тела по очереди. Эта практика позволяет очистить сознание от случайных мыслей и научиться контролировать мыслительный процесс, проводить глубокий анализ. Регулярное выполнение упражнение для тренировки ума раскрывает потенциал мозга, который в повседневной жизни не используется.

Мантра для развития ума Рамачарака

Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

Чувство единения с миром должно стать устойчивым. Ничто не должно отвлекать разум от внутреннего проживания момента единения. Мысленно следует произносить слова мантры: «Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я - центр».

Комплекс для начинающих

Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

Комплекс асан для новичков:

  1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
  2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
  3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное - сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
  4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
  5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи - отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.

Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

Основная цель царской йоги – умение контролировать собственное сознание. Поэтому первые шаги каждый садхан – практик йоги – делает именно в направлении контроля собственного разума. Первый шаг – это обучение медитативным техникам. Впрочем, это не означает, что раджа-йога полностью лишена практики асан.

Духовный путь познания

Асаны в раджа-йоге схожи с буддийскими пранаямами, т.е. специальными дыхательными техниками и соответствующими упражнениями. Считается, что в древности комплекс упражнений был более сложным и имел даже практики визуализации, как в тантре, но знания утеряны, а потому современные садханы не владеют ими.

Собственно раджа-йога – это вершина, заключительные ступени познания (с четвертой по восьмую из восьми). Прошедший этот путь человек отличается личностным развитием и духовным ростом, развитым состраданием и глубиной понимания мира, он обладает навыками самоанализа и глубокой медитации, которая и является основой самьямы (санъямы).

Упражнения

Упражнения йоги просты, начинающему стоит начать с попыток осмысления себя и освобождения себя от мыслей. Первое из упражнений выполняется в тишине в максимально комфортной обстановке: расслабьтесь и сосредоточьтесь «внутри себя», замедлите течение собственных мыслей, осязайте каждую мысль и останавливайте ее, перестаньте думать.

Считается, что способность контролировать собственный мыслительный процесс является частью комплекса, направленного на контроль бессознательного

Липецкие королевы йоги: гармония души и тела

  • Подробнее

Второе упражнение, базирующееся на предыдущем, – сосредоточение. Вы уже умеете контролировать мысли, теперь научитесь думать о нужном, о тех вещах, которые важны, а не о тех, которые пришли. Садхан избавляется от ассоциаций и ненужной памяти, он подчинил мысль, но не мысль его.

Постигший эту технику способен контролировать и тело, ему не важна окружающая обстановка, он не чувствует жара и холода, он лишен моральных страданий, потому что он – властелин мира и собственного сознания.

Космическая мудра – особое положение пальцев рук, свидетельствующее об открытии человека миру и космосу

Третье упражнение раджа-йоги – собственно медитация. Начинающие медитируют по технике дза-дзен, но это не постулат. Мастер вполне может предложить и другие варианты. Выпрямите позвоночник, откройтесь, примите позу лотоса, если она вам подвластна. Сложите космическую мудру и успокойте дыхание, избавьтесь от мыслей и следите за дыханием, погружайтесь во вдох и выдох. Вы потеряли счет времени, забыли себя, отключились от мира. Вы медитируете. Практики медитации очень важны в йоге, они одна из главнейших вершин в постижении самого себя и в понимании истинной бессмертности человеческого Я.

Для тех, кто озабочен не только физическими упражнениями, а также усовершенствованием своего сознания рекомендуется Раджа-йога. В Древней Индии

Патанджали интерпретировал учение Раджа-йоги в своем труде Йога-сутра.

Духовное очищение

Изначальное название, которое носила Раджа-йога - Уро-йога. Это означает «Путь света и золотого блеска просвещения». Цель заключается в достижении просветления и реальности, невидимой за течением повседневности. Оно становится возможным при внутреннем духовном очищении, и способности возвыситься над материальными ценностями. Необходимо найти связь между телесным и духовным, разумом и сознанием.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Оригинальное название Раджа-йога - Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе - Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию - йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Патанджали без тайн

В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.

Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.

Патанджали терапевт

Основное достижение йога, благодаря которому он стал так широко известен - йога-сутра, известная как «Йога-сутра Патанджали». Он смог упорядочить эту науку и следующие практикующие йоги ориентировались на его труды.

На сегодняшний день Раджа-йога воспринимается больше как набор сложных физических упражнений, хотя в трудах Патанджали она является в большей степени дисциплиной ума.

Известный йог в своем учении говорит о том, что разум превыше материального. Следуя его философии человек может улучшить свое состояние:

  • поддержать здоровье;
  • вылечить тело;
  • укрепить дух и ум.

В большинстве своем учения по йоге говорят о поиске высокого потенциала ума и новых горизонтов сознания. Патанджали описывал комплексный подход, учитывая, что человек складывается из многих составляющих в разной степени воздействующих на ум. Он предложил инструменты, с применением которых йогом оказывается воздействие на каждую составляющую человеческого естества.

Патанджали одним из заговорил о том, понимание жизни и духовная трансформация происходят через соединение психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. На сегодня его концепция йоги также остается достаточно сложной, несмотря на развитие технологий и науки. Тем более выдающимся является факт, что его трактат был написан тысячи лет назад. Он послужил отправной точкой в развитии многих духовных практик, йоги и возможностей целительства.

Доктор Патанджали

Йог не только изучал границы разума, но практиковал аюрведу, традиционную медицину Индии. Великий учитель скорее всего был автором трактата о Аюрведе. В трудах, написанных позже по времени есть ссылка на этот текст. Это одиннадцатый текст Чарака Самхита, являющегося автором Чакрапанего и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, который рассказывает о том, что Патанджали автор утраченного текста по медицине Чаракапратисамскритах. Он представляет собой описание (пратисамскритах) трактата Чарака.

Патанджали в своей работе представил йогу в непривычном качестве науки и он по праву считается основателем этой философии. Йога-сутра изобилует необычными афоризмами, способными захватить читателя и говорящими о том, что доктор знал все нюансы строения человеческого организма.

С точки зрения Патанджали

В своем учении йоги Патанджали говорит о существовании двух основах, которые противоречат друг другу - Пуруша (дух) и Пракрити(природа). Пуруша создает все живое. Каждый из людей обладает собственным Пуруша, но он пассивен. А Пракрити имеет активную роль и значим, пока определяет направление духа. При их сочетании появляется Анахкара личности, что означает индивидуальность.

Человек находится в состоянии Пуруши, но лишь под влиянием Пракрити его самосознание просыпается и наступает просветление. Цель занятий йогой - достичь этого состояния вечного мира. Для его достижения человек должен полностью изучить свое тело и изменить сознание.

Йога Патанджали предполагает восемь степеней, поэтому ее второе название - аштанга («ашт» значит восемь, «анга» значит конец). Практика предписывает поочередно постигать все степени.

Основы королевской йоги

Раджа-йога - это система развития духа, уходящая корнями в индийские Веды, Упанишады, в дравидийские системы тантрических и других мистических практик Индии. Этот путь предполагает, что можно прийти к просветлению, используя медитацию и практикуя дисциплину.

Древняя Раджа йога практикуется и по сей день через 14 Махариши. Основными являются три упражнения из группы - Дхарана, Дхьяна, Самадхи - объединенные под одним названием Самиамах. Всего их восемь по Аштанга-йоге.

Данная система подразумевает:

Система запретов, принципов и ограничений в Раджа йоге, позволяющих иметь власть над чувственной составляющей, умом и телом. Это фундамент прочности духа, без него рухнет весь духовный мир. Они выглядят так:

  • Ахинс - безвредность;
  • Сатья - правда;
  • Астейя - воровство;
  • Брахмачарья - умеренность;
  • Апариграха - трусость.
  1. Нияма.

Основная мысль - не приносить вреда никому. При соблюдении этого правила Раджа-йоги и развитии отрешенности, тело проходит обряд очищения, а ум станет спокойнее, появится хорошее расположение духа. Сюда входит:

  • Шауча - соблюдение чистоты помыслов и тела;
  • Сантоша - чувство удовлетворенности и гармонии;
  • Тапас - самодисциплина;
  • Свадхьяя - священная литература;
  • Ишварапранидган - поклонение личному Богу.
  1. Асана.

Позиция в Раджа йоге для обучения управления собственным телом и подготовки к медитации.

  1. Пранаяма.

Под этим названием объединены дыхательные упражнения в Раджа-йоге. Контроль дыхания способствует концентрации и освоению пранаямы, помогая настроиться на требуемый лад.

Эти четыре этапа объединены общим названием - хатха-йога.

  1. Пратъяхара.

Подразумевает полное расслабление тела йога, но сохранение контроля над ним, а также над чувствами.

  1. Дхарана - dhāranā.

Означает концентрацию. Состояние в Раджа-йоге, когда человек способен переключить всего себя на внутреннюю активность своего ума. Чувства при этом полностью контролируются.

  1. Дхьяна - dhyāna.

В йоге это медитация. Представляет собой поток концентрации, при котором ум главенствует над мыслями, не цепляясь за предмет концентрации, а находится с ним в одном потоке.

  1. Самадхи - samādhi.

В йоге значит поглощение. Это наивысшая степень - сверхсознание. Интуиция развита в полной мере, ум отходит на второстепенный план и достигается главная цель йоги - чистое сознание.

Философия Санкрии

Раджа йога подойдет для способных хорошо уметь концентрироваться. Ее еще называют «йога концентрации». В ее теории присутствует философия Санкрии. Ее основная мысль в том, что при помощи Раджа йоги можно развивать материальное в направлении духовного.

Даже ступени, на которых замечены, так называемые «чудеса», не должны стать конечной точкой развития. Раджа-йог должен не прекращать развитие для достижения наивысшей реальности - Брахман.

Принцип Санкрии

Те самые необычные свойства йогов проявляются во время практики Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Это происходит, когда подключается космос Аханкарам или космический разум Махат.

Рост Раджа-йога продолжается до достижении им единства Пуруша и Пракрити - сознательного и бессознательного.

В учениях древнего Китая аналогом является единство бессознательного Инь и воплощения осведомленности Янь. Единение достигается как результат медитации, ее вершина.

Дерево Санкрии

Дерево Санкрии являет собой иллюстрацию принципа Санкрии, упорядоченного по возрастанию. Эволюция от материального к духовному:

  • Брахман - один без второго;
  • Пуруша - ноумен, сознание;
  • Пракрити - ноумен, неосознанное;
  • Махат - космический разум;
  • Анахкара - космос.

Раджа-йога и королевское искусство

Раджа йога представляет собой путь просветления, духовного развития и освобождения, достигаемый выполняемыми упражнениями.

Три этапа развития находятся во взаимосвязи друг с другом:

  • Карма;
  • Бхакти;
  • Джнана йога.

Раджа йога осваивается с медитации, дыхательных практик, позы лотоса и других асан. Королевские йогины начинают свой путь принимая посвящения от практиков с разрешением и харизмой гуру. Речь идет о 12-ти или 18-ти степенях четвертого уровня практики.

Одна из самых важных поз в Раджа йоге для медитации и пранаямы. Будда изображен именно в ней. Эту позу требуется обязательно освоить новичкам и хорошо знать уже опытным йогинам.

Данная асана в йоге делает меньше жесткость в коленях, лодыжках, благотворно влияет на органы малого таза и позвоночник, поможет при ишиасе. Выполняется следующим образом:

  • Принять положение Дандасаны, то есть палки. Правое колено следует согнуть и нога двумя руками притягивается к телу.
  • Правая нога располагается у противоположного бедра, у его основания. Пятку тянем к пупку.
  • Левую ногу согнуть и поднять, разместив ее на другой ноге поближе к пупку. Подошвы направить вверх.
  • Колени расположены на полу, но их надо постараться приблизить к себе.
  • Позвоночник выпрямить, а руки разместить на коленях на соответствующих сторонах. Руки должны быть ладонями вверх, при этом большой и указательный пальцы образуют круг.
  • Взгляд надо устремить вдаль, но при этом глаза держать закрытыми. Сохранять это положение надо как возможно дольше.
  • Затем вернуться в Дандасану и поменять ноги.

С каждой сменой положения надо пытаться все большее время пребывать в Падмасана.

Плюсы данной асаны заключаются в следующем:

  • тело получает отдых и при этом не впадает в состояние летаргии;
  • внимательность ума;
  • полезна в освоении пранаямы;
  • является хорошей подготовкой к медитации;
  • стимулирует работу органов брюшной полости, благотворно влияет на позвоночник;
  • способствует растяжке коленей и лодыжек;
  • выполнение данного упражнение облегчает родовой процесс;
  • благотворно влияет на весь организм в целом и будит космическую энергию Кундалини.

Еще неопытные ученики должны осваивать позу лотоса под наблюдением инструктора. Если есть повреждения в коленях, а также лодыжках, то от этой позиции надо воздержаться.

Медитация

Йога преподносит ее как осознание себя световой точкой, имеющей связь со всеми центрами энергии людей планеты. Визуализировать себя как центр сияния, вместе с другими людьми создающий сеть чистой энергии. Чакры внутри должны ощущать центр света, главным образом центр головы Анджа и сердца Анахата. Надо углублять силу свечения, уподобляясь яркой звезде. Ощутить соединение со всеми источниками света, за пределами сознательного.

Совершить самое главное путешествие к истине внутри себя - Сатыам. Зайти за границы сознания, где чувствуется сила бога Брахман. Она дает возможность находится в состоянии любви и гармонии, испытывая при этом безграничное спокойствие.

Медитация позволяет поднять из глубин подсознания положительное мышление, что позволит развить характер и изменить реакцию на различные ситуации. Человек, практикующий медитацию в йоге, чувствует и ценит тишину, пропадают вредные привычки в мышлении. Образуется поток положительной энергии, позволяющий людям взаимодействовать на более качественном уровне.

Действие направлено внутрь для того, чтобы произошло соединение с духовными и божественными силами. Самосовершенствование должно стать вдохновением об этом говорит йога. Медитация инструмент для самореализации - атма джняна.

Медитация и практика Раджа-йоги

Правильно осуществляемая медитация позволяет приблизиться к богу Брахмана. Медитация Раджа йоги ведет к ощущению настоящей сущности себя, пониманию других, как божественные души (Атма - Пуруши), устанавливает контакт с Брахманом. Ражда йога в переводе означает также «высшая королевская связь». Любой душе дозволено установить высшую форму связи с Брахманом.

Положительные результаты медитации в Раджа-йоге достигаются упорным трудом. Ежедневные тренировки позволят сделать медитацию привычкой и частью жизни. Она способствует достижению возможностей без границ для ума, но при этом необходимо контролировать свои мысли. Ум, то есть манас, по учению йоги сравним с небом, покрытым облаками. Если его очистить, появится бесконечная голубая бездна. Если убрать негативные мысли, разум станет подобен чистому небу и проявит свою истинную природу - Сатья Сварупа.

Люди привыкли мыслить шаблонно и не знают таких понятий как сознание - Цьиттам и подсознание. В жизни человека нет моментов, когда у него не было бы мыслей.Даже во время сна не прекращается работа ума. Научить контролировать мысли- основная задача Раджа йоги.

Комплекс асан Раджа-йоги для начинающих

Эти занятия позволят каждому желающему приобщиться к Раджа йоге и совершенствованию - умственному, физическому и духовному. Так выглядит Раджа йога по классической методике для начинающих, тех кто только осваивает данный вид тренировок: , Поза Треугольника, Поза Орла, Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана), Поза дерева (Врикшасана), Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадраса), Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана), Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана), и Березки (Сарвангасана), Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана), – техника релакса

Глазные упражнения - раджа йога при компьютере

Если каждый день уделять время этим занятиям по Раджа йоге, то глаза останутся здоровыми на долгие годы:

  • При ощущении усталости глаз надо прикрыть их руками.
  • Каждые полчаса, надо отрываться от монитора и быстро мигать - таким образом глаз увлажняется.
  • Периодически надо переводить взгляд на дальние объекты.
  • После часа работы прерваться на 5 минут - рисовать на поверхности стола круги разного диаметра, следить в это время за пальцем.
  • Через 30 минут работы надо найти глазами любой объект в помещении и обрисовывать глазами его по контуру.
  • Затем делать движения глазами в такой последовательности: вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали в углы экрана.
  • Совершить вращение глазами в разные стороны по очереди. Глаза прикрыть.
  • После сделать несколько глубоких вдохов.
  • Поморгать и открыть глаза.

Палминг

  • Сидя на стуле с прямой спиной прикрыть ладонями глаза - пальцы в районе лба, локти лежат на столе. Представить темноту - чем чернее, тем лучше.
  • Предаться приятным воспоминаниям.
  • Дыхание должно быть ровным и спокойным, с ощущением комфорта и уюта.
  • Можно подключить звуковую стимуляцию.
  • Приятные мысли должны свободно мелькать в воображении.
  • Затем надо открыть глаза, убрать руки от лица и поморгать. Если глаза заслезились, значит что упражнение выполнено верно.
  • Сделать 5 раз подряд.


Моргание

  • Упражнение выполняется элементарно, но при этом эффективно очищает глаза.
  • Надо не торопясь моргать, плотно прикрывая веки и не морща лицо.
  • Один глаз держать открытым, другим моргать, при этом делая массаж лба.
  • Повторить со вторым глазом.

Важно помнить, что слишком быстрое моргание нем принесет результата.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Вильям Аткинсон, писатель из америки, известный как йог Рамачарака продвигал в стране индийские учения. Книга «Раджа-йога», написанная им доступным языком стала очень популярна.

Там описано как можно получить необходимое знание и убрать ошибочные. Включает в себя такие упражнения:

Упражнение 1

  • Тело должно принять максимально удобное положение. Напряжения в мышцах не должно чувствоваться - только легкость.
  • Все гнетущие и беспокойные мысли надо выбросить, ум должен свободно парить в пространстве.
  • Когда метания ума утихнут, надо созерцать себя как бессмертную и свободную сущность.
  • После мыслей о себе в таком направлении, надо представить свой бестелесный дух, способный направлять разум.
  • Ум прекратит метаться и мысли приходящие снаружи уже не кажутся значимыми.
  • Надо показать уму путь к изучению своего «Я» как единства с разумом, силой и бытием. Ум станет подконтрольным, и спокойствие переполнит все существо.

Мыслей о мирской суете не будет, только сосредоточение на мысли «Я есть».

Конечно же, это удастся сделать не сразу, но со временем все получится. Цель данного упражнения в йоге - соединение всех энергий внутри человека.

Упражнение 2 (Дхарана)

Вся сила ума сосредотачивается на выбранном объекте. Это довольно трудно сделать, несмотря на кажущуюся по описанию легкость. Причина в том, что внимание постоянно будет рассеиваться по мелочам. Есть опасность, что ум начнет властвовать над человеком. Это неправильный подход, в йоге разум всегда должен оставаться подконтрольным.

Данное упражнение поможет освоиться новичкам в Раджа йоге:

  • Надо определить для себя объект и сконцентрировать ум только на нем, отрешившись от всего.
  • Уделите внимание форме предмета, размерам, материалу, его предназначению.
  • Стоит также подумать о людях, которые произвели данный предмет.
  • Далее можно переключить внимание на одну из своих частей тела, игнорируя остальные. Потом надо поменять объект внимания.
  • Стоит рассматривать все предметы вокруг себя, но не подразумевая целью саму вещь. Это для тренировки ума.

Данные упражнения при регулярном выполнении откроют скрытый потенциал умственных возможностей, что и является целью занятий йогой. Способствуют тренировке памяти и развитию уверенности в себе, накоплению опыта в Дхаране - сосредоточении.

Мантра от Рамачарака

Я обладаю волей, которая моя по праву. Я принимаю решение укреплять ее практиками и упражнениями. Моя воля главенствует над моим умом. Я властвую и над своим телом, и над своим умом. Источник силы в моей воле. Она наполняет меня энергией и жизнью. Я центр силы и это у меня невозможно отнять.

Раджа йога все ступени

Аштанга йога это выход из Игры, предполагает вертикальную эволюцию. Аштанга йога Патанджали состоит из 8 ступеней:

Яма (правила взаимодействия с миром, с обществом)

Нияма (внутренняя дисциплина)

Асана (осознание тела)

Пранаяма (биоэнергетика)

Пратьяхара (это удаление индрий с объектов материального мира)

Дхарана (концентрация сознания)

Дхьяна (медитация)

Самадхи (адвайта - не двойственность)

К сожалению, сейчас традиция поступенного развития потеряна, на Западе широко распространена только 3 ступень Аштанга йоги - асана (хатха йога). В буддизме много внимания уделяется медитациям, но ритуальная навороченность, обилие мантр, простираний, богов, текстов, различных запретов и правил делают жемчужины буддизма далекими от обычных людей - или уходи в монастырь или довольствуйся зубрежкой молитв и чтением сутр (которых бесчисленное множество, 80% в которых водные измышления многочисленных монахов, чтобы осилить хотя бы часть сутр надо не одну жизнь).

Шри Рамана Махарши посвятил жизнь атма-вичаре (самоисследование), но будучи от природы человеком высокоразвитым, он не учел того, что естественно и просто для него, фактически непосильно обычным людям. И тут мы снова возвращаемся к тому, что недаром древние мудрецы разделили путь адепта на 8 ступеней, только освоив одну ступень можно перейти на следующую ступень.

Если хатха йога - это медитация на физическое тело, пранаямы - медитация на энергетическое тело, то раджа йога это медитации на свое сознание. Но чтобы медитировать на сознание надо его иметь. Люди с 1-3 касту воспринимают себя как тело, и только верх 3 касты начинает воспринимать себя как сознание. Для того чтобы заниматься Раджа йогой надо иметь проработанное физическое тело, уметь воспринимать свое энергетическое тело и только после этого естественной ступенью эволюции является работа с сознанием, контроль своего сознания. Можно сказать, что хатха йога дает осознанность тела, а Раджа йога осознанность сознания.

Яма и нияма для людей с 1-3 касту являются законами морали т.к. их 3-х мерное мышление не

позволяет им Увидеть, почему эти принципы вообще возникли, т.е. для людей с 1-3 касту это только философия, разговоры, но и это уже большое достижение для них.

Асаны - положение тела, практика актуальна для людей с 1 касты до начала касты воинов.

Пранаяма - контроль жизненной энергии, биоэнергетика, практика будет понятна выше 1 касты, потому что люди ниже еще слабо ощущают свое физическое тело, а восприятие энергетического тела для них недоступно.

Раджа йога (последние 4 ступени)

Пратьяхара - отвлечение чувств от объектов чувств, техника контроля индрий. Достигается от практики йоги как побочный эффект или с помощью наблюдения за своим сознанием человек начинает осознавать механистичность, рефлекторность своего поведения.

Дхарана - концентрация, наработка способности использовать свое сознание как инструмент для получения результата.

Дхьяна - дзен, медитация, состояние не ума.

Самадхи - вИдение реальности такой, какая она есть и контакт с Параматмой.

Самьяма - это дхьяна, дхарана, самадхи - способность познать многомерную Суть любого объекта, его истинную природу, инсайт, совершить над ним работу своим сознанием т.к. на этом уровне сознание становится таким же плотным, осознанным и искусным как физическое тело хатха йога, поэтому сознанием можно пользоваться как инструментом для воздействия на реальность.

Частоты

Сознание людей функционирует на разных частотах. Условно эти частоты можно сравнить со скоростями работы чакр и поделить на касты, тогда люди муладхара чакры это 1 каста, работники, свадхистана чакры 2 каста, торговцы, манипура чакры - 3каста, воины, анахата чакры - 1 уровень 4 касты, вишудха чакры - 2 уровень 4 касты, аджна чакры - 3 уровень 4 касты, сахасрара чакры - 4 уровень 4 касты. Скорость частоты муладхара чакра равна скорости минералов, поэтому и сознание этих людей медлительное, у них активно только тело. Свадхистана чакра это общение, поэтому люди этого диапазона быстрые и общительные. Манипура чакра это воля, напор, агрессия, поэтому и люди этой частоты агрессивные и воинственные. Люди с 1-3 касту полностью погружены в социум как в единственно объективную реальность, они живут в плоском мире шаблонов и не взаимодействуют с реальностью такой, какая она есть, это люди материалисты, они полностью в матрице, но, уже начиная с 3 касты, уровень абстрактного увеличивается.

Люди с 1-3 касту как дети, поэтому им не рекомендуется заниматься серьезными духовными практиками т.к. духовные практики предполагают ограничения, сосредоточение на себя, а у людей с 1-3 касту себя еще нет, они формируют личность (по Ведам, личность появляется только на вишудхе, а бессмертие личности только на аджне). 1 каста как младенец - познает свое тело, сознания там еще нет. 2 каста как любознательный малыш познает мир, 2 касте все интересно, они очень любопытные, общительные, неусидчивые, их внимание направлено только во вне, прыгает с объекта на объект, самоанализ невозможен т.к. изучать пока нечего, личности почти нет, поэтому им категорически запрещены аскезы, тапас, мауна - у них просто не будет развития! Это как детсадовского ребенка посадить в профессорский кабинет над книгами. Всем кастам стоит периодически очищать органы чувств аскезами, но как образ жизни аскезы естественны выше вишудха чакры. 3 каста учится мыслить абстрактно, весь мир существует только в их голове, им нужно обдумать информацию, полученную во 2 касте, пока у 3 касты мир не выстроится в слаженную картину для левого полушария, они не смогут перейти к многомерности, где нет логики, а есть только прямое видение. Только с 4 касты человек готов к серьезному духовному развитию. К сожалению, сейчас 90% гуру 1, 2, 3 касты, 4 касты почти нет. Гуру 2 касты интересуют только деньги и материальные удовольствия, 3 касту власть, 1 каста случайно, сами не знают, что хотят. Почему народ идет за такими гуру? Потому что никому не нужно просветление! 2-ой касте все любопытно (меняет гуру как перчатки), 3 каста ищет новую информацию для размышлений, 1 каста от нечего делать, да и началу 4 касты еще хочется засидеться в социуме и не вступать на путь просветления.

4 каста

Частота обуславливает человека с 2-х сторон, с одной стороны это чакра, на частоте которой работает его сознание, с другой стороны сам мир как слоеный пирог, на каждом слое находится разная информация, чем выше, тем сложнее информация, увеличивается многомерность, понятие абстрактного, тем ближе человек к восприятию реальности такой, какая она есть. Люди анахата чакры попадают на «слой пирога», где транслируется многомерная информация, и сама частота анахата чакры позволяет им расшифровывать эту информацию, переводить в доступные человеку понятия. Люди анахата чакры обладают экстрасенсорным восприятием, их чакры напрямую воспринимают потоки мира. Люди вишудха чакры обладают осознанностью, воспринимают мир энергетическим телом, напрямую соприкасаются с законами Вселенной, они уже вне шаблонов, вне матрицы. Люди аджна чакры это уровень Будды, выход из Игры, соединение своего сознания с сознанием Творца, все есть информация, порождение его сознания. На уровне сахасрара чакры нет физического тела.

Касты

Тогда получается, что:

Яма/нияма - актуальна для всех каст т.к. для разных каст разное понимание глубины ямы и ниямы.

Асана - это работа с физическим телом, осознание своего физического тела, здесь человек учится его чувствовать. Осознание физического тела через хатха йогу приводит к гармонии души и тела. Работа с телом очень актуальна для людей с 1-начало 3 касты, не проработав тело дальше двигаться невозможно. Для развития осознания тела подойдет любой вид спорта - хатха йога, фитнес, борьба, тяжелая атлетика, танцы.

Пранаяма - это уже биоэнергетика, работа с тонкими энергиями, актуальна для всех каст, если проработано, осознанно тело.

Пратьяхара - возможна только от центра касты воинов т.к. от центра касты воинов начинают развиваться абстрактные понятия и тогда простые и естественные потребности тела можно будет заменить на абстрактные понятия. Но сам принцип дисциплины индрий актуален для всех каст.

Дхарана - концентрация сознания актуальна для всех каст. Искусство концентрации поможет кастам 1-3 стать успешнее в социуме, а 4 касте достичь дхьяны.

Дхьяна - Если на уровне дхараны мы работали с изучением объектов, концентрировались на них, то на уровне дхьяны мы выходим за пределы познания объектов, субъект и объект здесь одно, это состояние не ума.

Самадхи - только от вишудха чакры т.к. здесь появляется осознанность, а анахата это сладкая дрема иллюзий, состояний, нет ясности мышления, только от вишудхи мерность увеличивается настолько, что мир воспринимается недвойственно. Здесь состояние «не ума» и слияние с Параматмой, сверхдушой.

Яма и нияма

Яма и нияма это фактически форматирование сознания, закладываются новые программы о том, как надо жить, что можно делать, а что нельзя делать, о чем думать, о чем говорить, к чему стремиться. Если вы не живете с рождения в монастыре, то окружающий мир уже запрограммировал вас, вашу систему ценностей, мотивацию, цели и идеалы. Когда человек решает заниматься духовным развитием, то он будет перепрограммировать свою картину мира, привычный мир, систему ценностей, цели, образ жизни - абсолютно все может полностью поменяться, и к этому мало кто готов.

В разных религиях принципы духовной дисциплины схожи, нет фиксированного количества добродетелей. Главное не вызубрить санскритские названия, а понять основной принцип взаимодействия с миром и с собой.

Ахимса - непричинение вреда всему живому ни мыслью, ни словом, ни делом.

Апариграха -свобода от жадности и накопительства.

Астея - неприсвоение чужого, не воровство: вещи, авторство.

Сатья -искренность, правдивость.

Брахмачарья- половое воздержание, воздержанность веде, питье, болтливости.

Нияма

Шауча —чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).

Тапас —самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.

Свадхьяя —познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры

мышления.

Ишвара-пранидхана - Бога в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

В разных буддийских традициях список ямы и ниямы может быть различен:

Ахимса -ненасилие

Сатья -правдивость

Астея - неворовство

Брахмачарья- половое воздержание

кшама —милосердие, прощение, терпение

дхрити —стойкость

дайя — сострадание

арджава —честность, прямодушие

митахара —умеренный аппетит

шауча —чистота

Нияма

Хри —раскаяние

Сантоша —скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.

Дана —благотворительность.

Астикья —твёрдая вера.

Ишварапуджана— поклонение Богу.

Сиддханта-шравана— изучение священных текстов.

Мати —познание, развитие духовного разума под руководством гуру.

Врата —священные обеты.

Джапа —повторение мантр.

Тапас —самодисциплина, аскеза, усердие в достижении духовной цели.

Как мы видим, принципы ямы схожи во всех религиях, во всех духовных традициях - не причиняй вред окружающим, быть умерен в своих желаниях. Принципы ниямы тоже схожи во всех духовных традициях - будь дисциплинированным, изучай духовную литературу, ищи Бога.

Зачем это нужно?

Наш ум пустотен по природе, он только отражает то, с чем соприкасается, поэтому вы как личность являетесь только тем, на что направлен ваш ум. Если ум направлен на удовлетворение тела, органов чувств, то ваша система ценностей, ваши цели и идеалы, вы как личность будете состоять из поисков ума найти способы удовлетворить чувства. В мире много интересного, зачем закрываться от мира, жить в аскезах? Причина, по которой человек приходит к намерению заниматься духовным развитием в том, что удовлетворение материальных желаний не приносит счастье, после краткого удовлетворения приходит пресыщение и отвращение, тогда человек ставит себе новую цель материального мира и с ней происходит тоже самое, и этому нет конца. Какие бы высоты в материальном мире мы не достигли, какими бы богатствами, властью, положением в обществе мы не обладали - все это временно, мир изменчив, а это приносит страдание. Весь окружающий вас мир это периферия, если вы не построили свою личность, центр себя и все время находитесь на периферии, то вы будете страдать. Вы всегда будете находиться в положении путешественника в лодке - волны, шторм, дождь - все будет беспокоить вас, и вы изо всех сил тщетно будете стараться удержать равновесие своей лодочки, вы не можете контролировать мир, он безграничен, а вы песчинка! Если же вы построили центр себя, свою личность, тогда вы как подводная лодка, чтобы не происходило на поверхности, это вас совсем не беспокоит, вы всегда устойчивы.

Раджа йога предполагает самоанализ, осознанное изучение себя и мира. Самоанализ начинается с ямы иниямы, новичок начинает размышлять о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как надо человеку правильно жить, взаимодействовать с миром, чтобы не создавать себе плохую карму. Новичок прописывает в свой ум программы того, что хорошо, а, следовательно, это надо культивировать, а что такое плохо, а, следовательно, надо изживать в себе. Для новичка принципы ямы это НЕЛЬЗЯ! А ниямы ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТАК! Новичку не понятно, почему НЕЛЬЗЯ и почему ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТАК, но сутры, веды или гуру являются авторитетом, поэтому лучшее, что может сделать новичок, это делать, как велит гуру. Но спустя годы убеждения себя в том, что всех надо любить, врагов и комаров тоже надо любить, всем надо желать добра, нельзя грести под себя, надо всем жертвовать ради других, запрещать себе наслаждаться плотскими радостями: секс (это ведь грех), чревоугодие, лень; заставлять себя читать духовную литературу, слушать лекции гуру и с сахарной физиономией всем улыбаться - хочется кого-нибудь прибить и совершить все грехи по списку и прямо сегодня! Человек вдруг ловит себя на том, что он не искренен, что он не может не обижаться когда его оскорбляют и унижают; не может любить своих врагов, да и за что их любить, любят ведь хороших людей, а подлых и злых никто не любит; зачем жертвовать, терпеть, быть смиренным, зачем быть дисциплинированным, если может быть, один раз живем и надо успеть все попробовать?? И тут наступает переломный момент, когда 2 варианта исхода этой ситуации - 1 это пуститься совершать все «грехи», сделать все, что было нельзя, 2 подумать о последствиях и продолжить бить в одну точку, гнуть свою линию, и тогда вы перейдете на новый уровень, ваша частота поднимется настолько, что для вас станет естественным не совершать «грехи» совсем, больше не будет понятия НЕЛЬЗЯ! Теперь будет можно все, но уже ничего не хочется, поменялся вкус, вас станет притягивать только духовный высокочастотный вкус, изнутри будет исходить свет и понятия: доброта, терпение, сострадание, любовь ко всем живым существам, поиск Абсолюта - станет естественным, потому что нельзя иначе, больше не будет лжи и раздора с самим собой.

На следующем этапе откроется видение, это не экстрасенсорика, а именно восприятие сути явлений и тогда вы сможете видеть, почему возникли законы ямы и ниямы, это для вас будет не философия, мораль, этика, даже не добродетели с высокой частотой. Вы увидите, что весь мир состоит из живых волокон и их сплетение, их взаимодействие и есть Законы мира.

Следующий этап наступает после самадхи, когда сансара и нирвана становятся равны, тогда уже нет добра и зла, нет добродетелей и грехов, потому что весь мир теперь внутри йога и ничего не лучше другого, потому что все есть Абсолют.

Получается 5 этапов познания Законов:

  1. Сбор информации, размышление, попытка жить по новым правилам. Пока еще человек не принял, что надо жить именно так, пока он «грешит».
  2. Человек принял, что надо жить именно так и движется в этом направлении. Это этап вступления с статус садху (4 типа существ - люди, садху, джняни, сиддхи). Но тут человек то падает, то встает и снова идет к цели, на этом уровне он еще слаб.
  3. Отрицание, желание вырваться из ограничений, критический анализ. Перелом, после которого правила ямы и ниямы или впитаются в сознание человека или нет.
  4. Человек привыкает жить только так, его частота поднялась настолько, что он стал гармоничен, его тело, психика ориентируются на гуну благости, это уже не гуна страсти.

5. Видение реальности как есть, восприятие тонкого мира становится так же привычно и ясно как восприятие материального мира. Прямое вИдение, почему вообще нужно было так жить, почему должны быть ограничения, не только 5 законов ямы, а во всех религиях есть эти законы, прямое восприятие 16А. Становится видно, почему строить свою личность надо так.

6. Сансара и нирвана становятся равны, теперь весь мир просто «лила».

Из привычки самоанализа рождается откровенная охота на свои недостатки, и чем больше недостатков вы будете в себе изживать, тем в большее состояние азарта вы будете входить (на белом ведь грязь лучше видно). Со временем возникнет желание работать с випассаной (созерцание тела, чувств, ума, объектов ума) и работы с самскарами и васанами для входа нирбиджа самадхи.

Яма и нияма взгляд видящего

Асана и пранаяма

Асана

Как преподаватель йоги я знаю, что все новички не чувствуют своего тела, не различают части своего тела, у них тело все время напряжено, просто общий комок блоков, зажимов, болезней. Даешь задание шевелить пальцами - вместе с пальцами шевелятся челюсти, глаза, зажим шеи, напряжение в бедрах, нет опоры на стопы, зажатое дыхание, 1001 мысль в голове - обо всем кроме пальцев - подобная борьба, а точнее, знакомство со своим тело у людей идет годами! И это у активных практиков! Т.е. даже тело осознать мало кто может, хотя бы научиться его расслаблять и шевелить именно пальцами, а не спазмировать все мышцы! Зато все вылетают в астрал и общаются с обитателями параллельных миров - все это галлюцинации, просто из увиденных фильмов, прочитанных книг подсознание сошлепывает свои версии реальности, а человек воспринимает это за истину. Реальный контакт с параллельными мирами возможен только если есть осознанность тела и сознания, тогда в голове нет каши, 1001 мысль не мечется, в подсознании все разобрано по полочкам и тишина, тогда можно услышать, воспринять реальность такой, какая она на самом деле есть, а до тех пор, пока в голове не наступит тишина, не будет проработано подсознание, то вы так и будете питаться отрыжкой собственного подсознания, воспринимая это за объективную реальность.

Кстати, из 8 ступеней духовного пути европейцы взяли только асаны (хатха йога), это так же как если бы вы в школе ходили только на физкультуру, а потом гордо говорили, что вы учились в гимназии и на основании этого продавали бы всем желающим дипломы по разным видам наук гимназии (хотя на самом деле владеете только физкультурой). О духовной дисциплине, например, о яме и нияме, европейцу говорить вообще не вежливо, всех это напрягает (это не продается, не пользуется спросом, но всем хочется играть в духовность, поэтому слово «йога» хорошо продается).

Виды йоги можно разделить на:

Практики разных ступеней йоги

Основные подходы

Названия практик в честь учителя

Выдуманные названия

В разделе названия практик в честь учителя примерно 90% видов это фитнес. В разделе выдуманные названия слово «йога» используется для продаж, слово «йога» это бренд и это продается, поэтому сейчас все виды работы с телом называют йога:

Аква йога

Бикрам-Йога

Йога в потоке

Йога в танце

Йога для беременных

Йога для детей

Йога для лица

Пранаямы

Работа с пранаямами

Работа с энергиями это следующий этап после осознания физического тела. А точнее, это биоэнергетика (кундалини йога, цигун). Когда йог научился управлять своим телом, напрягать и расслаблять нужные ему в данный момент мышцы, когда он осознает процессы своего тела, научился выполнять асаны, его тело стало гибким, здоровым и сильным, тогда естественным этапом эволюции приходит восприятие энергетики тела. Йог вдруг начинает замечать, что по телу идут странные мурашки, покалывания, холод или жар в копчике, световые эффекты, даже когда глаза закрыты, тогда йог приступает к осознанной работе с этими эффектами, дополняя дыхание йоговскими замками. И на конечном этапе от биоэнергетики остаются только поза лотоса и пранаямы, обычно нади садхана пранаяма, дыхание огня, анулома вилома. Анулома вилома это высшая из пранаяма, без нади садхана пранаям для новичков она бесполезна т.к. анулома вилома рассчитана только на прочищенные тонкие каналы, раскрытые чакры, чистый кокон.

Подготовительный этап завершен, теперь тело и энергетика готовы и не будут являться препятствием для освоения последних 4-х ступеней йоги. Если работа с телом дает здоровье, осознанность тела, то работа с энергиями прочищает кокон, открывает чакры, убирает блоки, поэтому после этих этапов тело и психика являются хорошим фундаментом для йоги сознания.

Изменение вкуса

Пранаямы это управление потоками энергии, наши мысли это тоже потоки энергии, поэтому пранаямы это «фитнес» для ума, они наводят порядок у нас в голове, успокаивают и дисциплинируют ум, очищают тонкие каналы, убирают блоки и у человека спадает «пелена» с глаз, его очищенные чувства теперь требуют более высоких вкусов, человек начинает тянуться к духовным ощущениям - а это очень большое достижение на пути к овладение пратьятхарой.

При работе с пранаямами надо достичь:

Успокоение ума

Ощущения движения пран (энергий) в теле

Очищение тонких каналов

Переход организма в высокочастотный режим (если это произошло, то поменяется питание -естественный переход на вегетарианство, естественное уменьшение количества пищи)

Преобладание гуны благости в жизни (жизнь становится более гармоничной)

Если все это произойдет, тогда должна поменяться система ценностей, появится потребность к духовным вкусам, а изменение «вкусов» чувств уже очень большое достижение на пути освоения пратьятхарой.

Новичкам следует начинать с нади садхана пранаям, потом обязательно дыхание огня с мула бандхой. Этих двух видов дыхания вполне хватит для хорошей чистки тонких каналов, восстановления энергетики, нормализации работы мозга, даже улучшения работы эндокринной системы. Эти пранаямы следует выполнять каждый день, лучше перед работой натощак, посвящая пранаямам минут 15 в день, вы приятно удивитесь результатам. Спустя пол года ежедневных пранаям можно пробовать осваивать анулома вилому.

Запреты:

Категорически запрещено искусственно форсировать задержку дыхания, это грозит раком. Наша способность задерживать дыхание зависит от проводимости наших тонких каналов, пытаясь искусственно увеличить задержку дыхания, человек рвет себе энергетические каналы, это как на самолет "Кукурузник" прицепить мотор сверхзвукового самолета - полет будет быстрый, но не долгий.

Не имеет смысла анулома-вилома, если у вас загрязнена вся энергетика, если вы не продвинутый йог. Анулома-вилома увеличивает энергетический потенциал в области головы - это очень хорошо, если у вас проработано тело, тонкие каналы, устранены блоки, открыты чакры, пробуждена кундалини, ТС высоко, тогда анулома-вилома как последний штрих к общей картине. Не случайно ведические мастера советуют анулому-вилому после асан, как пранаяму базовую для Раджа йоги, т.е. подразумевается, что у вас проработаны все тонкие тела, так же здорово физическое тело. Но сейчас модно выстраивать духовное развитие сразу с потолка (с вершин медитации, с ануломы-виломы, с поднятия кундалини), что, конечно же невозможно и бесполезно.

Пратьяхара

Пратьяхара (санскр. «отбрасывание, отрешение») — техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены. Пратьяхара это удаление индрии с объектов материального мира. Пратьяхара — это ступень, на которой адепт учится управлять "щупальцами" сознания, называемыми на санскрите "индриями" (индрии - "щупальцы", которые человек "протягивает" из своих органов чувств, а также умом (манасом) и сознанием (буддхи) — к объектам восприятия или размышления.

Пратьяхара - очень хитрое качество, приходящее как естественное состояние на продвинутом уровне йоги, которое мало кто внятно объясняет, характеризуется выключением тонкого тела (программ органов чувств) из ткани мира.

Обычный человек зависим от ощущений вкуса пищи, ощущений от секса, телесной неги от мягкой постели и т.п. Для обычного человека голод болезнен не только потому, что появляется слабость, головокружение и проч. физиологические процессы, а еще потому, что у человека есть болезненная зависимость от вкусов пищи. И с этим сложно что либо сделать, тонкое тело имеет программы органов чувств и человек страдает, если не может их удовлетворить. У йога же больше нет потребности во вкусах пищи, в сексе, неге приятных тактильных ощущений (ласки, мягкая постель), йог холоден и беспристрастен.

На следующем этапе пратьяхары у йога выключаются программы эмоционального тела, и он больше не испытывает эмоции. Обычный человек жаждет любви, страстей, нежности, ярких эмоций, но йог больше не может их испытывать.

Этапы пратьяхары:

1. Выключение программ органов чувств.

2. Выключение программ эмоций.

3. Выключение ментальных программ (память ума - самскары) - уровень для вхождения в нирбиджи самадхи (самадхи без семени, не порождающее кармы).

Как это действительно выглядит:

Представьте себе ковер, узор на ковре вышит, он вплетен в общую ткань ковра, все нити ковра составляют единую ткань ковра - подобным образом и любое живое существо вплетено в ковер мироздания. Человек вплетен в мир через чакры, индрии (органы чувств, ум, сознание). Человек получает энергию и информацию из мира, и мир получает из человека энергию и информацию - ситуация 2-х сторонняя. Можно сказать, что человек пища Системы. У человека болезненное желание контактировать с миром, поглощая пищу, получая информацию, общаясь с себе подобными - человек получает, но и отдает очень много, это бесконечный круговорот энергии. Аскеты же замыкают круговорот энергии, перекрывают все краны, через которые хлещет энергия из тела, этим они аккумулируют, копят энергию в себе для духовного роста.

Когда у человека есть любимое блюдо, которое вводит его в зависимость, то он подключен к деструктивной сущности этого блюда, которая питается его энергией. Человек может много съесть, например, чипсов, но все равно чувствует, что хочет еще и еще, при том, он совсем уже не голоден, он жаждет именно вкуса - это уже залипание на деструктивную сущность, сущность доит человека на энергию. Подобное происходит не только с пищей, но с сексом, с ленью (желание лежать в теплой постели). На тонком плане же этот человек весь в паутине деструктивных сущностей, доящих его на энергию. Все люди с 1- начало 4 касты под влиянием тех или иных деструктивных сущностей, именно пратьяхара обрывает все нити к деструктивным сущностям.

Поэтому конечно, можно жить чувственными удовольствиями, но вы будете только пищей, ваши потребности будут не лично вашими потребностями, а желанием деструктивных сущностей запитаться вашей энергией, это будет проявляется в том, что вам вдруг резко захотелось чипсов или сладкого - и вы следуете этому желанию, думая, что это ваше желание, вы не в состоянии различать свои желания и потребности сущностей, которые на вас сидят.

Практики:

1. Начальный этап пратьяхары (у входа в пратьяхару) это метод подмены вкусов. Это может произойти случайно, например, человек попал в духовную организацию, где есть настоящие духовные лидеры, высокочастотная атмосфера, тогда он постепенно привыкает к культуре жизни в саттва гуне (3 материальные гуны: тамас - невежество, раджас - страсть, саттва - благость). Подобная организация есть, например, у кришнаитов. Сильные кришнаитские гуру задают высокочастотный тон эгрегору и паства приучается жить в гуне благости: вегетарианская пища (прасад), омовение несколько раз в день, изучение духовной литературы, очищение ума (джапа медитация), общение с ачарья (личности, следующие духовным правилам).

2. Самый простой способ достичь пратьяхары это хатха или кундалини йога (кундалини йога во много раз быстрее, чем хатха йога, но подходит не всем, 1 касте лучше практиковать хатха йогу). Если у вас слабое сознание, часто ленитесь, мечтаете, чувственные удовольствия доставляют вам большое удовольствие, то вам подойдет именно хатха или кундалини йога - здесь думать не надо, просто делайте упражнения, задержки дыхания, бандхи (замки) и результат не заставит себя долго ждать. Ваш ум привыкнет успокаиваться от пранаям, будут устранены блоки тонких каналов и энергии будут течь беспрепятственно, а от этого пропадет лень, будет ясное сознание, сосредоточенный ум. Со временем деструктивные программы на вашем коконе пропадут, организм перестроится на работу в высокочастотном режиме, поэтому и индрии (щупальца) втянутся для сохранения энергии для работы в высокочастотном режиме.

3. Для человека 4 касты можно проводить всю работу только сознанием, не выполняя биоэнергетику. Нужно убрать свое «острие» из объектов внешнего мира, прекратить с ним контакт (тапас) - еда, вода, воздух, так же темный ритрит (в одиночестве в темном помещении дней 40) и мауна (обет молчания). Это нужно, потому что все на планете взаимосвязано и пока мы кушаем, пьем, дышим, мы вплетены в ткань мира и, употребляя его ресурсы, не мы наполняемся энергией, а мы являемся пищей эгрегоров, например, если кушаем яблоки, то мы пища эгрегора яблонь, кушаем мясо, то пища эгрегора вида съеденного животного. Человек с развитым сознанием может прекратить утечку своей энергии просто мысленно оборвав все нити с миром.

4. Аскезы, строгий тапас. Эти техники доступны только отшельникам. Нужно уйти в лес. Горы, в пустыню месяца на 2 минимум, сократить количество пищи, воды, движений, погрузиться в себя, медитировать на потоке сознания. Очень строгий тапас это темный ритрит где-нибудь в пещере долгое время, когда все органы чувств не могут получать информацию. Опасность этих практик не только в том, что человек может погибнуть от голода, от диких зверей, но самое опасное это сойти с ума, только продвинутые йоги 4 касты могут адекватно воспринять все, что будет происходить с ними во время практики. Но результат, конечно, будет очень сильным.

Ограничения:

Пратьяхара невозможна если не проработан уровень тела. Пратьятхара как естественное состояние невозможна для 1- начало 3 касты т.к. пратьятхара это отвлечение чувств от их объектов т.е. нарушение естественного хода событий, самой природы, встроенных в человека программ уровня тела. Но как контроль чувств пратьяхара полезна для всех каст. У людей с 1- начало 3 касты чувства «требуют» их удовлетворения, получения опыта, вкусов и отнять у «чувств» их естественные потребности просто невозможно. А эволюция из касты в касту занимает несколько жизней, только человек пресытившийся удовлетворением своих чувств может работать с пратьятхарой без вреда для себя. Или же нужно искусственное удовлетворение чувств в ускоренном режиме. Под удовлетворением чувств понимаются потребности тела: еда, сон, оборона, секс и потребности в эмоциях и информации разных качеств: негативные, позитивные. Люди 1, 2 касты абсолютно зависимы от удовлетворения чувств, потребностей тела, люди с 3 развивают интеллект, мышление. Поэтому отвлечение чувств от объектов чувств у разных каст возможно по-разному, поэтапно. Только преодолев, проработав уровень анахата чакры, уровень сильных эмоций и выйдя на уровень сознания (вишудха) станет возможным работа с дхьяной (многомерной высокочастотной медитацией), а если потребности тела проработаны, а эмоции нет, то человек не сможет воспринимать тонкие планы реальности, он будет как громкоговорящее радио - слышать только себя самого, при этом, неважно, испытывает ли он негативные эмоции (злоба, зависть, гордыня, ненависть и т.п.) или позитивные эмоции (восторг, радость, любовь и т.п.) - и позитивные и негативные эмоции на этапе дхьяны будут одинаковым вредом, помехой в практике.

Если вы решили достичь пратьятхары, то в начале: оцените свой уровень, свои возможности, исходя из этого выберите себе метод работы, если вы 1, 2 каста или начало 3 касты, то вам очень хорошо подойдет хатха йога, а уже с середины 2 касты даже возможно кундалини йога, если вы в середине 3 касты, то можно начать работу с самоанализом. Независимо от касты, вы можете приучать себя к замене вкусов низкочастотных на высокочастотные, для этого не обязательно искать духовную организацию по себе, вы можете просто приучать себя изучать искусство: классическую музыку, литературу, живопись - это сильно поднимет вашу частоту. Можете читать духовную литературу, слушать духовную музыку, лекции гуру, поменять рацион питания, сменить круг общения. В общем, создать себе атмосферу благости.

Покорение вершины начинается с первого шага, невозможно сразу запрыгнуть на Эверест, только методичность и дисциплина приведут вас к желаемой цели.

Итак, подбираясь к Раджа Йоги, мы имеем фундамент: здоровое, гибкое, тренированное физическое тело, чистые нади, открытые чакры и безвозвратно выключенные программы органов чувств и эмоций - теперь йога ничто не будет отвлекать от работы сознанием. Такой йог может часами, сутками, месяцами сидеть в позе лотоса и у него не болит спина и все тело, он не страдает от голода, от потребности во вкусах пищи, у него нет страстей, эмоций - он беспристрастный и холодный как скала - больше ничего человеческое его не отвлекает, всю свою энергию он может направить на познание себя, Абсолюта.

В итоге, пратьяхара это естественное состояние, возникающее минут через 10 от пранаям или медитаций, когда на время выключается астральное тело и манас (обезьяний ум), а включается альфа-режим сознания. А при проработанном астральном теле, когда есть хороший контроль органов чувств возникает пратьяхара как постоянное состояние.

Раджа йога. Самоисследование

Самоисследование (атма-вичара)

Чтобы познать того, что/кто обитает в теле надо или изначально обладать очень высоким уровнем, например, как у Шри Раманы Махарши, или развиваться поступенно. Потому что, если обычный человек будет следовать техникам, предложенным, Раманом Махарши, просто наблюдать за собой, отрицая все проявления своего физического тела - рука это не Я, нога это не Я, сердце это не Я; отрицая свою психику - эмоции это не Я, желания тоже не Я, ум, который думает, наблюдает, анализирует это тоже не Я - то он рискует в лучшем случае ничего не найти, а в худшем потерять опору психики (сойти с ума). Такие серьезные практики можно делать людям любого уровня только в присутствии гуру, его аура защищает ученика, а в домашних условиях сам на сам обычный человек наглючит такого, что потом психиатры не соберут его психику.

До работы с атма-вичарой надо дорасти, лучше использовать 8 ступеней Аштанга йоги, с акцентом на Раджа йогу, но начинать надо с малого.

Развитие мышления

Чтобы выйти на уровень не-ума, сверх -Я, надо в начале развить культуру мышления, наработать личность, научиться правильно думать, анализировать и только потом научиться не думать, находиться в состоянии без мыслей, состоянии инсайта.

Мышление развивается Раджа йогой, йог становится раджой (царем, господином) своего ума.

Осознанность тела

Наблюдение за своим телом, стремление осознавать свое тело, быть расслабленным, гибким, устранять зажимы в теле, не сутулиться, расслаблять мышцы тела. Когда вы идете, наблюдайте за движением ног, соприкосновение с землей, перенос веса тяжести, движение рук, осанка. Когда вы кушаете, ощущайте вкус пищи, не напрягайте тело, чувствуйте вес тяжести, опоры на ягодицы, когда вы сидите за столом. Наблюдайте за дыханием, успокаивайте дыхание, дышите медленно и глубоко, констатируя - грудная клетка поднимается и опускается.

Наблюдение своего внутреннего мира

1. Фиксация потока сознания

Наблюдение за своим внутренним миром. Записывайте в свой дневник: что я чувствую к миру, к людям, что я хочу, к чему стремлюсь, что мне нравится, что не нравится, что меня беспокоит, как мне решить мои проблемы. На этом уровне работа по принципу, «что вижу, о том пою», просто чувствую - значит так и должно быть, нет критического анализа, нет определенного ракурса рассмотрения себя. Вы просто описываете свой внутренний мир.

2.Воспитание культуры мышления

Стремление наблюдать за собой через фильтр своей религии (идеологической, духовной концепции). Человек старается усилить хорошие качества и изжить плохие качества. Человек наблюдает за своим телом, чувствами, эмоциями, желаниями, целями, пытается понять их причины. Рассматривает себя критически, со стороны, но через фильтр духовным идеалов своей религии (через свое понимание добра и зла).

Например, возникает неприязнь к знакомому человеку, человек ловит себя на этом ощущении, вслушивается в него, начинает анализировать, почему он это ощущает. С точки зрения его духовных идеалов, неприязнь, негатив к людям это плохо, а значит не правильно, а значит, он не верно выполняет духовную практику, поэтому негатив надо срочно устранить, не забыть о нем, а понять его причины, потому что подобная ситуация может повториться снова. Подобным образом он ловит все негативное отношение к людям, к миру и изживает их самоанализом. Для этого этапа надо иметь энергию на уровне сознания и интеллектуальную подкованность - изучение европейской психологии, с ее психоанализом, архетипами, работой с подсознанием; изучение ведической психологии, где раскрываются склонности тонких тел, опыт накопленный мудрецами и мистиками.

На данном этапе человек работает на интеллектуальном уровне, он просто прочитал, что авторитеты говорят, что причины его поведения скрыты в инграммах подсознания, перинатальном периоде, в прошлых жизнях, в тонком теле ума - и он верит, он теперь знает ответы на все причины своего поведения, желаний, страстей, но прямого видения здесь пока нет.

Алгоритм работы

Когда у вас возникает негатив к кому либо или чему либо, запишите это состояние в дневник:

1. в начале свою эмоцию к человеку или событиям, например, раздражаюсь

2. потом записать причины, что конкретно меня раздражает, например, у него запах изо рта, он толстый, а я не люблю толстых, он глупый, у него писклявый голос, он суетливый - да все в нем не так! Но лично мне то он ничего плохого не сделал, поэтому мне надо быть Больше своих мелочных придирок. Вам надо стать как личность масштабнее, терпимее, принять, что у всех есть свои недостатки, кому -то можете не нравится и вы. После подобного анализа становится ясно, что объективных причин для негатива, возможно, нет, эмоция ведь глупа, она просто рефлекс, но возбуждает всю психику и тело, а если ум, разум убеждает психику, что причин нет, то психика не реагирует.

3. Рассмотреть выявившееся причины через призму своей системы ценностей. Мне не нравится этот человек, у меня агрессия на него - я это замечаю, но знаю, что это не правильно так думать, надо всех любить, поэтому надо его понять, и быть терпимее.

3. Этап видения программ эгрегоров

Для этого этапа нужно накопить энергию на уровне сознания, очистить тонкие каналы, открыть чакры, устранить блоки, выйти из эгрегоров, развить осознанность, поднять точку сборки на вишудха чакру, тогда открывается прямое видение, йог начинает видеть тонкий мир и его законы, видеть причины своего поведения, реакций своей психики. Все, о чем он читал в авторитетных книгах теперь больше не информация для интеллекта, а совершенно очевидные вещи. Йог видит свою психику как набор программ, программы эти транслируются эгрегорами, а эгрегорами мыслит сознание планеты. Йог раскладывает себя на программы тела, пола, человека как вида, программы рода, эгрегоры страны, нации, религиозные эгрегоры, профессиональные эгрегоры - все это и составляет его человеческую личность, из информации этих эгрегоров и состоит его психика. Йог воспринимает свои прошлые жизни, коллективное человеческое сознание - все это раскладывает на элементы, различает, где память человечества, где опыт его прошлых жизней, где уже влияние Духа (Параматмы).

Невозможно работать на этом уровне, если вы не осознанны, если вы не осознаете свое тело, не можете контролировать свой ум, свои чувства, свои страсти и желания.

4. Устранение самскар и васан

Стирание самскар и васан. Самскары это бессознательные впечатления прошлого, васаны это склонность, привычка, обусловленность.

Для подобной работы подходят практики:

1. анализ своей жизни и понимание ее Уроков, чему хотела научить жизнь, когда вы понимаете Урок, тогда Узел кармы развязывается и не переходит в следующее воплощение.

2. После этого чистимся Перепросмотром - забрать энергию из события. Пока не сделан Перепросмотр, вы как бы вплетены в ткань мира, только после Перепросмотра вы забираете свое «волокно», часть своей силы из Ковра мира.

3. Забрать свое «острие» из событий прошлого, из привязок тела: еда, сон, секс; психики: общение, получение информации, творчество. Например, вам нравится такая-то пища - забираем свое пристрастие, свое «острие», есть образ идеального полового партнера - забираем «острие»; и т.п. Этим вы втягиваете свои индрии из кармических узлов, кармических пристрастий.

Работа с самскарами и васанами

5. Выход на уровень Не - Я

На этом уровне вы вспоминаете свои прошлые жизни, например, около 50-ти, соединяете их в целую картину, как пазлы складываете, где каждое воплощение это пазл, смотрите, какие качества вы наработали, каких не хватает (по теории вертикальной эволюции каст от 1 касты до магов алхимиков 4.3). Дорабатываете качества, которых не хватает и у вас получается целостный эгрегор себя самого. Вот тогда вы выходите на уровень Не-Я.

6. Уровень сверх Я, Параматма

Вот только теперь работа с Духом является естественной, безопасной и продуктивной. Йог познал себя как биологического робота, что это и есть его человеческая душа, психика, осознал свои прошлые жизни и цель, ради которой все это было затеяно, теперь он изучает того, кто находится над человеческой душой.

Для работы на этом этапе надо иметь большую часть энергии на уровне сознания (ТС вишудха). На вишудхе йог может воспринимать себя вне эгрегоров, потому что, вспомнив свои прошлые жизни, он теперь имеет коллективное сознание, т.е. он сам не единица, а эгрегор и с этого уровня ему доступно восприятие мира над эгрегорами, уровень над умом, уровень Духа. Здесь йог изучает себя как Дух, связь с Абсолютом. На вопрос «кто Я?» йог беспристрастно отбрасывает все знания о себе как о человеке: я не тело, не эмоции, не чувства, не ум, не объекты ума, не психика в целом, не тот кто думает, анализирует, желает, мечтает, спит, не эго, не тот, кто достиг самадхи, а ТАТ ТВАМ АСИ

7. Трансформация

Теперь надо вернуться с небес и понять, как жить с этим новым восприятием себя. Это период трансформации и подготовка для перехода на новый уровень самадхи.

Веды делят живых существ на 4 класса: люди, садху (те, кто занимается познанием себя), джняни (мудрецы, те, кто нашел) и сиддхи (те, кто обладает властью Богов в этом мире).

Самадхи тоже можно поделить на 4 уровня: савикальпа (с семенем), нирвикальпа (без семени), сахаджа (растворение), саруба (полная трансформация физически и психически).

Соответственно, уровень Сверх-Я возможен с савикальпа самадхи - это еще уровень садху, если устранены самскары и васаны - то это уже нирвикальпа самадхи - уровень джняни, но на уровне джняни внешних изменений нет, человек кушает, спит, умирает как все люди. И только с уровня сахаджа и саруба самадхи йог уже не умирает, может не кушать, не спать и обычно уже не контактирует с людьми.

Поэтому после выхода на уровень Параматмы у йога впереди еще 4 этапа покорения самадхи.

Дхьяна

Самадхи

4 этапа раджа йоги для разных каст

Путь раджа йога



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!