Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Руководители первых трех кругосветных экспедиций. Первое кругосветное плавание. На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ О. Е. КОЦЕБУ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ. Часть 1

Наиболее важными географическими проблемами, возникшими еще несколько столетий тому назад и занимавшими в конце XVIII и начале XIX в. географов и мореплавателей всех стран мира, являлись отыскание материка в странах южного полюса и открытие северного морского прохода из Атлантического в Тихий океан. Одной из попыток достигнуть «Южной Земли» было второе плавание Дж. Кука (1772-1775), он же предпринял путешествие (1776-1779) и для открытия северо-западного прохода. Оба плавания не решили поставленных задач, хотя и внесли значительный вклад в географические открытия Земли.

Почти беспрерывные войны в Европе и утвердившееся мнение о невозможности открыть Южный материк и пройти северо-западным морским проходом являлись причиною того, что эти задачи временно были сняты. Однако среди некоторой части ученых продолжала развиваться мысль о том, что северо-западный проход и Южная Земля существуют.

Русских ученых и мореплавателей не оставляла идея исследования северного морского пути из Атлантического в Тихий океан (северо-западный и северо-восточный проходы), а также поиски Южного материка. Исследованию первой проблемы были посвящены плавания О. Е. Коцебу на шлюпе «Рюрик», экспедиция М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, вторую решили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.

Отто Евстафьевич Коцебу (1788-1846) совершил три кругосветных плавания: первое - кадетом Морского корпуса на корабле «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна в 1803- 1806 гг., второе - командиром корабля «Рюрик» (1815-1818) и третье - на военном шлюпе «Предприятие» (1823-1826).

О. Е. Коцебу


Если первое путешествие позволило ему подготовиться к научным исследованиям и приобрести опыт в морском деле, то две другие экспедиции, которыми руководил уже сам Коцебу, пришлись на период расцвета его научной деятельности. Коцебу проявил себя незаурядным организатором научных исследований и отличным морским офицером.

Путешествие Коцебу на «Рюрике» было четвертым кругосветным плаванием русских моряков и состоялось вскоре после Отечественной войны 1812 г. Экспедиция была предпринята для решения проблемы северо-западного морского прохода со стороны Берингова пролива. Ее инициатором и душой был Крузенштерн, идея которого была поддержана графом Н. П. Румянцевым, взявшим на себя все расходы по экспедиции. Крузенштерн изучил всю предшествующую историю исследования морского прохода из Атлантического океана в Тихий и убедил Румянцева в целесообразности повторения этого предприятия . Было решено снарядить для исследований северо-западного прохода два судна. Одно должно было выйти из России и совершить плавание к Берингову проливу, откуда, обогнув Северную Америку, должно пройти на восток;

Другое судно, зафрахтованное на восточном побережье США, должно было начать исследование «северо-западного прохода» с востока на запад уже по окончании плавания первым судном . Крузенштерн и Румянцев хорошо понимали, что, если экспедиция и не разрешила бы главной задачи - открытие пути через северозападный морской проход, то и тогда бы могла доставить для науки и мореплавания важные сведения. В задачу экспедиции входило также исследовать побережье Северной Америки южнее и восточнее Берингова пролива, проникнуть на территорию современной Аляски в совершенно неизвестные внутренние районы, исследовать острова в центральной части Тихого океана. Руководителем экспедиции был назначен О. Е. Коцебу, а его помощником Г. С. Шишмарев. В состав экспедиции были приглашены ученые-естествоиспытатели доктор И. И. Эшшольц и А. Л. Шамиссо.

Экспедиция была снабжена совершенными астрономическими и физическими инструментами (мастеров Троутона, Массей и др.), самыми новейшими изданиями карт и атласов (собрания Гарсбурга, Арросмита, Пурди и др.), географическими сочинениями. Командир корабля «Рюрик» О. Е. Коцебу получил весьма подробные «Инструкции»: по мореходному делу - от И. Ф. Крузенштерна и по научным наблюдениям - от И. К. Горнера .

И. Ф. Крузенштерн работал в то время над атласом Южного океана и лучше, чем кто-либо другой, знал все опасные места для плавания, районы, наиболее интересные для исследования и географических открытий. Все это было отражено в инструкции. «Я желаю, чтобы вы взяли по Южному (Тихому.- Б. Е.) океану совсем новый курс,- указывал он,- на котором почти невозможно не сделать новых открытий» . Большое внимание Коцебу должен был уделить проверке сомнительных открытий, произведенных в разное время другими мореплавателями: голландцами (Шоутеном, Лемером, Роггевейном), англичанами (Ванкувером, Куком и др.) французами (Бугенвилем, Лаперузом, Флорье). Многие открытые земли, в особенности острова в Тихом океане, не имели точно указанных географических координат или одни и те же острова были нанесены на карте под различными координатами и имели разные названия. «Может статься,- замечал Крузенштерн,- русскому мореходцу представлено решить посредством собственных на месте наблюдений, чьи наблюдения справедливее» .

Исследования побережья Северной Америки Коцебу должен был начать с залива Нортон и описать не только побережье, но и собрать сведения о природе и населении внутренних районов Аляски, ее реках и озерах. Особо указывалось на необходимость описания побережья к югу от залива вплоть до Уналашки, где еще до того времени съемки не производилось. Дж. Кук в своем последнем плавании (1776-1779) не смог подойти к побережью в этом районе вследствие мелководья. Коцебу должен был это сделать с помощью байдар. Зимой в северном полушарии экспедиция должна была исследовать тропическую часть Тихого океана между экватором и 12° с. ш. и 180-225° з. д., при этом подчеркивалось, что во время плавания необходимо обратить внимание на Каролинские острова, еще весьма слабо изученные; при повторном посещении северо-западного побережья Северной Америки на байдарах - продолжить исследование залива Нортон и Бристольского залива, углубиться на территорию материка, изучить ее в географическом отношении.

Доктор Горнер рекомендовал «внимательно наблюдать каждое необыкновенное явление и описывать оное подробно особенно же измерять все, что подлежит измерению" (курсив Горнера). Круг астрономических и физических наблюдений, вошедших в инструкцию Горнера, был весьма широким. В него входило определение широты и долготы, опись берегов и составление карт, измерение высоты гор; исследования наклонения магнитной стрелки; наблюдения над состоянием атмосферы (давление, температура, ветры и пр.) и над явлениями в океане (приливы и отливы, течения, температура воды на поверхности и на глубинах), определение глубин в океанах, наблюдения над цветом и прозрачностью воды, образованием льда и т. д. При этом Горнер давал методические Указания и практические советы для выполнения научных наблюдений, указывал на значение, которое они могут иметь для развития науки. Он писал, что «в море бывает иногда так, как в атмосфере, течение одно над другим, и в различных, большей частью противоположных направлениях», и что изучение температурных условий в океане «чрезвычайно важно для общего познания климатов нашего земного шара» .

Хорошо составленные инструкции не могли, конечно, предопределить результатов исследований. Однако хорошая организация экспедиции, опыт ее руководителей, собственные их познания, изобретательный ум и стремление к служению науке были залогом успеха экспедиции.

Экспедиция Коцебу направилась на Камчатку мимо южной оконечности Южной Америки - мыса Горн. Исследования начали проводиться с выхода корабля в Атлантический океан, однако наибольшее удовлетворение морякам доставили открытия и исследования в Тихом океане. Стараясь точно выполнить все пункты инструкций Крузенштерна, Коцебу уже на первых порах плавания из Чили определил положение острова Салеса и предпринял поиски островов, виденных Шоутеном и Лемером.

В центральной части Тихого океана Коцебу открыл и исследовал многочисленные группы коралловых островов, предпринял поиски островов, ранее упоминавшихся мореплавателями и нанесенных на карты, определял координаты ранее открытых островов (Пализеровы и Пенриновые острова). Экспедиция внесла существенные исправления и дополнения в карту Тихого океана. На нее были нанесены новые группы островов, носящие русские названия. В 1816 г. в северной части архипелага Туамоту Коцебу открыл атоллы Румянцева (Тикеи) и Спиридова (Такапото), цепь Рюрика (Арутуа), остров Крузенштерна (Тикехау) и в цепи Радак (Маршалловы острова) - острова Кутузова (Утирик или Беттон) и Суворова (Така).

При исследовании островов экспедиция преодолевала большие трудности и подвергалась опасностям. Так, на открытый атолл Румянцева добрались вначале вплавь два матроса, а затем с помощью плота - Коцебу и другие участники экспедиции. Обычно путешественники обходили острова вокруг (когда не удавалось высадиться) или пересекали их по суше (когда высаживались и если они были не особенно большими).

Исследование северной части Тихого океана экспедиция начала в июле 1816 г. Коцебу прошел мимо острова Беринга к западному побережью острова Св. Лаврентия, а затем поднялся на север к Берингову проливу. Он держался ближе к американскому берегу, хотя иногда и видел берега Азии. Об острове Св. Лаврентия, еще никем из мореплавателей не посещенного, Коцебу писал: «Виденная часть острова (северная, где высаживались Коцебу] и естествоиспытатели.- В. Е.)... состоит из довольно высоких! снегом покрытых гор; нет ни одного дерена, даже мелкого кустарника, который бы украшал голые утесы; изредка только пробивается между мхом мелкая трава и немногие тощие растения поднимаются из земли» . Залив Нортона Коцебу решил описать на обратном пути. Пройдя широту мыса Принца Уэльского, Коцебу продолжал описание американского побережья. В это время он увидел острова Гвоздева (Диомида) и определил географические координаты некоторых точек и отчетливо видел обширный низменный остров. Следуя далее на северо-восток, Коцебу открыл бухту Шишмарева и небольшой остров перед ней, названный им островом Сарычева. «Чрезвычайно обрадовались мы сему открытию,- писал Коцебу,- ибо, хотя нельзя было ожидать здесь прохода в Ледовитое море, однако же мы имели надежду проникнуть довольно далеко во внутренность земли и собрать некоторые важные для нас сведения» . Исследование бухты и пролива затруднялось множеством песчаных отмелей и течением, поэтому Коцебу не задерживался здесь, решив провести точную гидрографическую опись в будущем году на байдарах (рис. 5).

Вскоре мореплаватели увидели залив, который был назван по общему желанию команды заливом Коцебу. Отдельные острова, мысы, бухты в заливе получили также названия (о. Шамиссо, губа Эшшольца, м. Обманчивый, м. Экспенберга, залив Доброй Надежды, м. Крузенштерна и др.). Залив Коцебу и его побережье были тщательно осмотрены и описаны путешественниками. Коцебу писал, что залив, названный его именем, «должен со временем доставить значительные выгоды для торговли пушными товарами, которыми страна сия изобилует», и явиться хорошим укрытием для всех путешественников, которые могут быть застигнуты штормами в Беринговом проливе. Коцебу предлагал учредить здесь несколько русских поселений. В губе Эшшольца был открыт ископаемый лед, покрытый шапкой земли и поросший мхом и травами. «Сняв дерновой сей покров, не более как только на 1/2 фута глубины, земля была совершенно мерзлая» , - писал Коцебу. В ледниковых отложениях встречалось множество животных остатков и кости мамонта.

Изучение природных условий североамериканского побережья, быта и нравов американских жителей вызвало у Коцебу интерес к противоположному, азиатскому побережью. Он решил провести сравнительное изучение побережий двух различных материков - Америки и Азии, разделенных Беринговым проливом. Экспедиция направилась на запад и достигла Восточного мыса Азии (м. Дежнева). Коцебу и естествоиспытатели проводили наблюдения на суше, встречались с местным населением. Впервые было сделано подробное описание мыса Дежнева.

Сравнительное изучение двух разобщенных районов Азии и Северной Америки позволило высказать Коцебу весьма интересные и примечательные в научном отношении идеи: о геологическом сродстве побережий двух континентов, о родстве народностей, живущих на обоих побережьях.

Наблюдая внешнее строение побережья мыса Дежнева, Коцебу писал: «Сие сокрушение страшных утесов заставляет человека размышлять о великих превращениях, которые некогда в природе здесь последовали; ибо вид и положение берегов рождает вероятие, что Азия некогда была соединена с Америкою; острова Гвоздева (Диомида.- В. Е.) - суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного (м. Дежнева.- В. Е.) с мысом принца Валлийского (Уэльского.- В. Е.)» . Он указывал на сходные внешние черты местных жителей Азии и Северной Америки и отмечал: «Вообще нахожу я столь нечувствительное между сими двумя народами различие, что даже склоняюсь почитать их происшедшими от одного племени» . Однако, несмотря на общее происхождение, как это подтвердилось позже, местные жители Северной Америки и Азии сильно враждовали между собой и отличались друг от друга рядом обычаев.

От мыса Дежнева и далее на юг, до мыса Св. Лаврентия, экспедиция проводила систематическую гидрографическую опись азиатского побережья, где были открыты новые острова - Хромченко и Петрова, названные так в честь штурманских учеников корабля «Рюрик» В. Хромченко и В. Петрова, выполнявших основные гидрологические работы в экспедиции. Южнее мыса Св. Лаврентия опись была проведена ранее Сарычевым. Коцебу вторично описал залив Св. Лаврентия (рис. 6).

В начале сентября 1816 г., возвратившись на Уналашку, Коцебу обратился к правителю Американской компании с просьбой подготовить ему необходимое снаряжение (специальные байдары и пр.) и местных жителей (алеутов) для работ экспедиции по описанию западного побережья Северной Америки севернее полуострова Аляска в следующем году. Отсюда экспедиция направилась в Сан-Франциско, а затем к Гавайским островам. За время пребывания на островах ученые и моряки, пользуясь дружеским расположением местных жителей и правительства, посетили внутренние районы, описали ряд гаваней и определили главные высоты на островах Овайгии Муке. Наиболее высокой оказалась гора МаунаРоа (2482,7 фут.) на острове Овайги. Копебу подробно описал гавань Гана-Рура (Гонолулу) на острове Вагу (Оаху). Русские люди познакомились с хозяйством, возделыванием на островах различных культур (корень таро, бананы, сахарный тростник и др.).


Ряс. 5. Плавание Коцебу на «Рюрике» в Беринговом и Чукотском морях


В конце 1816 и начале 1817 г. экспедиция исследовала Маршалловы острова. В это время было открыто несколько обитаемых атоллов. Открытые острова получили русские названия: Нового года (Меджит или Миади), Румянцева (Вотье), Чичагова (Эрикуб или Бишоп), Аракчеева (Кавен или Малоэлап), Крузенштерна (Аилук) и др. Всю группу исследуемых островов Коцебу назвал туземным именем Радак.

Многие из островов, открытых Копебу, были хорошо знакомы местным жителям. Туземцы довольно точно чертили на песке их взаимное расположение и указывали направление, где находятся Другие. Большую помощь Коцебу в отыскании островов, а также составлении карты своего архипелага островов оказали туземцы Каду и Эдоку. С их слов была нанесена на карту группа островов Ралик, относящаяся к Маршалловым островам и находящаяся западнее группы Радак. Коцебу ее не успел осмотреть, так как предстояло возвращаться в северную часть Тихого океана.


Рис. 6. Карта из «Атласа» Г. А. Сарычева (1826), вычерченная с карты О. Е. Коцебу


Кроме практического значения, исследование этого архипелага привлекало и с научной точки зрения. По своему строению и происхождению эти острова отличались от многих встречающихся в океане. Это были очень низкие с необычными кольцеобразными очертаниями острова, заключавшие внутри себя морские лагуны. Сообщение лагуны с океаном происходило одним или нескольскими глубокими узкими каналами.

Коцебу не только открыл и описал многие из коралловых островов, но и объяснил природу их образования. Значительное время было уделено исследованию атолла Румянцева (Вотье). «Острова сип,- писал Коцебу,- возбуждают уже большое любопытство по свойству своему, будучи образованы единственно морскими животными, и я решился отважиться на все возможное, прежде, чем покину намерение проникнуть в сию цепь островов» .

Исследуя один остров за другим, Коцебу и в особенности естествоиспытатели экспедиции Шамиссо и Эшшольц уже тогда пришли к правильному объяснению их происхождения, т. е. от «морских животных». «Исследовав свойство почвы, мы нашли,- писал Коцебу об одном из коралловых островов,- что остров сей (остров Козий.- В. Е.), подобно всем прочим, состоит из разрушившегося коралла; животное сие строит свое здание из глубины моря вверх и издыхает, когда достигнет поверхности; из сего здания образуется от беспрестанного омывания оного морскою водою серый известковый камень, который, кажется, и составляет основание всех таковых островов» . Со временем на островах поселяются растения, которые затем преобразовывают грунт и делают почву плодородною. По возрасту, как отмечал Коцебу, острова не одинаковы. Они постоянно изменяются и приобретают сначала замкнутое кольцо с лагуной в центре, а затем и лагуны превращаются в сушу, образуя с цепью один большой остров.

На пути из тропических областей Тихого океана в Уналашку во время шторма «Рюрик» получил повреждения, Коцебу был тяжело ранен. Однако болезнь не остановила Коцебу от намерения пойти и исследовать северную часть Берингова моря. Забрав с собой приготовленные байдары и алеут, он вышел с Уналашки на север. По пути были описаны острова Акун и Акутан (май 1817 г.), позже обследованы лежбища котиков и определены координаты острова Бобрового и других. Достигнув острова Св. Лаврентия, Коцебу высадился на берег. Из-за болезни Коцебу экспедиция вынуждена была отказаться от дальнейших исследований северо-западного побережья Северной Америки и вернуться на родину. Возвращались в Петербург по Тихому океану через Гавайские, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова и далее вокруг Азии и Африки. Коцебу в третий раз исследовал Маршалловы острова и 23 октября 1817 г. открыл обитаемый атолл Гейдена (Ликиеп), завершив в основном открытие цепи Радак. Русских моряков поразило безлюдье Марианских островов, во времена Магеллана густо населенных. Все коренное население островов было истреблено колонизаторами-испанцами. «Вид сей прекрасной земли родил во мне,- писал Коцебу,- горестные чувствования; в прежние времена плодоносные долины сии служили обиталищем для народа, проводившего дни свои в тишине и счастьи; теперь стояли здесь одни прелестные пальмовые леса и осеняли могилы прежних жителей. Всюду господствовала смертная тишина» . Почти вся цепь Марианских островов была необитаема, лишь на некоторых жили переселенцы из Мексики и Филиппинских островов.

Во время плавания экспедиция Коцебу проводила метеорологические и океанографические наблюдения. Широко производились измерения глубин моря с помощью особо сконструированного прибора, измерялась температура воды на глубине, брались пробы грунта и морской воды. В 1815 г. Коцебу провел несколько измерений глубины в Атлантическом океане (до 138 саженей), в следующем году в Тихом океане лот опускался уже на глубину до 300 саженей. Отмечали прозрачность воды с помощью простого метода - опускания белой тарелки, легшего позже в основу прибора для определения прозрачности морской воды и названного диском Секки. Прозрачность была неодинаковой и колебалась от 2 до 13 саженей. 4 сентября 1817 г. Коцебу достиг рекордной глубины при измерении температуры морской воды в Тихом океане, в точке с координатами 35°51" с. ш. и 147°38" з. д. Лотлинь опускался на глубину 408 саженей, при этом было проведено семь промежуточных наблюдений. Температура воды на поверхности океана равнялась плюс 72° F, а на предельной глубине - плюс 42° F. Прозрачность воды была 11 саженей. Когда опускали термометр на глубину 500 саженей, трос оборвался и опыт не удался. 26 сентября 1817 г. провели измерения температуры морской воды в 12 разноглубинных точках.

Возвратившись в Россию, Коцебу и его спутники-ученые предприняли работу по обобщению материалов экспедиции. В 1822- 1823 гг. было издано сочинение «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив...». В трех книгах труда были освещены подготовка и ход экспедиции, результаты проведенных исследований. В труде были помещены: отчет Коцебу об экспедиции (части I- II), статьи Крузенштерна (части I -II), статьи И. Горнера, А. Шамиссо, И. Эшшольца и М. Энгельгарта (часть III).

И. Ф. Крузенштерн в статье «Рассмотрение открытий, учиненных в Великом океане с корабля «Рюрик»» , подвел итоги географическим открытиям Коцебу и дал им справедливую оценку. Ои отмечал выдающееся значение открытий для науки и мореплавания, сравнивал сделанное Коцебу с достижениями крупнейших европейских мореплавателей, таких, как Кук, Бугенвиль и Флиндерс. Он разоблачил нападки и недоверие к открытиям Коцебу со стороны некоторых европейских ученых.

Коцебу не только сделал чрезвычайно важные открытия, но и «закрыл» многие проблематичные открытия более ранних мореплавателей (в центральной части Тихого океана), обследовал и описал группы островов, сведения о которых были довольно приближенными. Так, например, Пенриновы острова, открытые в 1788 г., англичане приняли за один остров. Русские мореплаватели насчитали 15 островов. Коцебу впервые точно определил их широту (9°1"30" с. ш.) и долготу (157°34"32" з. д.). Коцебу открыл шесть групп островов, названных им общим именем Радак, и указал расположение и названия островов в соседнем архипелаге Ралик.

Атлас, составленный Коцебу, содержал планы и карты пометенных и описанных им мест, побережий и гаваней. Он широко использовался как в мореплаваниях, так и для составления специальных морских атласов.

В результате плавания Коцебу было дано описание природы коралловых островов Тихого океана и наиболее четко высказана гипотеза об их происхождении. На это указывал неоднократно Чарльз Дарвин. В исследовании, посвященном специально этому вопросу, в 1842 г. он писал: «Более старая и более удовлетворительная теория (происхождения коралловых островов.- В. Е.) была предложена Шамиссо: он полагает, что так как более массивные виды кораллов предпочитают прибой, наружные части рифа первыми достигают поверхности и, следовательно, образуют кольцо» . Более подробное рассмотрение строения коралловых островов и объяснение их генезиса было сделано И. И. Эшшольцем в его специальной статье «О коралловых островах» (рис. 7). «Низменные острова Южного и Индейского морей,- писал он,- обязаны большей частью началом своим трудолюбивому строению разных родов кораллов... кораллы основали свое здание на морских мелях, или лучше сказать, на вершинах находящихся под водою гор. Продолжая рост свой, они, с одной стороны, беспрестанно более и более приближаются к поверхности моря, а с другой, распространяют обширность своего строения («Путешествие в Южный океан...», ч. III, стр. 381). Когда остров достигает поверхности, животное умирает. В работу над преобразованием твердой поверхности вступают раковины, моллюски, а также процессы физического выветривания. Затем появляются растения и птицы, за которыми приходит человек. Такова в общих чертах картина образования и заселения коралловых островов, по представлениям русских ученых того времени.

Вперед
Оглавление
Назад

Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.

Кругосветные путешествия по своей сути являются древнейшим методом познания мира. Для развития общества это была единственная возможность узнать о физическом рельефе планеты, новых народах, их формах хозяйства и жизненного устройства от очевидцев, побывавших в дальних краях.

В разные века кругосветки осуществлялись с различной мотивацией. В ХVI-XVII в. путешественники занимались поисками новых торговых и морских путей, новых земель для колониальных захватов. По пути совершались ошеломляющие открытия, которые полностью меняли представления об окружающем мире.

Первопроходцы морских просторов

Первое кругосветное плавание было предпринято в начале XVI в. морской экспедицией под руководством испанца Ф. Магеллана, которая намеревалась отыскать западный путь в Вест-Индию. Вместо этого путешественники доказали шарообразность планеты, существование единого Мирового океана и преобладание водного пространства над территорией суши. Открытие побережий Южной Америки и Магелланова пролива, Патагонской Кордильеры и Огненной земли, Марианских и Филиппинских островов сделали огромный вклад в систему знаний цивилизованного человечества.

Чуть позднее английскими пиратами Ф. Дрейком и Т. Кавендишем предприняты второе и третье кругосветные плавания, целью которых были грабежи испанских портов на американском побережье и захват торговых судов под испанским флагом. Серьёзные последствия для естествознания оставила только экспедиция Дрейка. Ею было открыто западное побережье южноамериканского материка и пролив, названный впоследствии именем пирата.

В дальнейшем с разной степенью научной ценности кругосветные плавания осуществлялись голландцами О. ван Ноортом, Я. Лемером и В. Схаутеном, А. Роггевеном, англичанами У. Дампером, С. Уоллисом, французом Л. А. де Бугенвилем. С экспедицией последнего исследователя, переодевшись в мужскую одежду, впервые кругосветное плавание совершила женщина – Жанна Барре . В результате были открыты о. Эстадос и о. Пасхи, м. Горн, тихоокеанские острова, исследованы Меланезия, Австралия, Полинезия, группы островов Туамоту и Самоа, Луизиада и Соломоновы острова.

Важное значение для науки имеют 3 путешествия англичанина Дж. Кука, совершенные им в конце XVIII в. Основной их целью был поиск неведомого южного материка, который был бы включён в английские владения, и описание его богатств. По пути были открыты группа островов в Тихом океане, обследовано побережье Новой Зеландии и северо-запад Северной Америки, открыт Большой Барьерный риф и Гавайские острова.

Исследователи Вселенной

В XVIII-XIX в. получившие широкий размах экспедиции начали носить чисто научный интерес, обеспечивая нужды описательного страноведения в изучении особенностей той или иной местности. Среди таких путешественников было много русских исследователей и первопроходцев.

О них А. Чехов писал, что такие люди составляют самый жизнерадостный и поэтический элемент общества. Они пробуждают интерес и облагораживают своим существованием. Многие из них по своим исследовательским качествам и широтой познаний могут с успехом заменить сотни достойных книг и десяток учебных заведений. Писатель считал, что «их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие… делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу» .

Впервые русская экспедиция под руководством И. Крузенштерна и О.Лисянского отправилась в кругосветное плавание в начале XIX века. Затем вокруг света плавали русские моряки под командованием М. Лазарева, О. Коцебу, В. Головина, Ф. Беллинсгаузена, М. Васильева, Г. С. Шишмарева. В результате были обследованы территории в районе современной Японии и о. Сахалин, описано побережье Северо-Восточной Азии, открыты ряд тихоокеанских островов и аттолов (в т. ч. острова Суворова), берега Аляски, залив Коцебу, ещё один континент – Антарктида, море Беллинзгаузена. В процессе плаваний производились океанические исследования, в частности, распределение температуры и солёности по вертикали в водах Тихого океана; суточные температурные колебания воздушных масс в различных климатических зонах; проверка работы недавно изобретённых глубиномера и морского барометра.

Во II половине XIX века кругосветные плавания на пароходах предприняли с исследовательскими целями английская команда Д. Нэрса и русские моряки во главе с С. Макаровым. В начале ХХ столетия Д. Спокам, Г. Пиджен, А. Жербо в одиночку обогнули земной шар со спортивно-туристическими целями.

Время рекордов

60-70 годы прошлого века известны несколькими разноплановыми кругосветными плаваниями:

— первая «кругосветка» советских подводных лодок без всплытия на поверхность;

— первая «одиночка» под парусами без захода в порт, совершенная Робином Нокс-Джонстоном;

— первое женское одиночное кругосветное плавание, предпринятое Кристиной Хойновской-Лискевич.

В 1990-1991 годах Ф. Конюхов предпринял первое российское одиночное кругосветное путешествие без остановок на яхте. А в 2005 году совершено первое в мире молодежное путешествие.

В большинстве случаев кругосветные путешествия современности носят спортивно-состязательный характер с целью установления рекордов или имеют туристическо-развлекательный интерес. Многие туркомпании предлагают желающим совершить кругосветное путешествие «по морям, океанам, островам и материкам» на фешенебельных круизных лайнерах. Но разве такое путешествие может заменить исследовательский азарт, непредсказуемый риск и неожиданные открытия, сопровождавшие мореплавателей-первопроходцев прошлого?

June 26th, 2015

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое. Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

Давайте все таки узнаем подробнее как так получилось …

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».

Корабли флотилии Магеллана

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Смерть Магеллана

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

Эпилог

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!