Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Рыцарский турнир в средневековье. Рыцарские турниры


Наверно многие мальчишки мечтали стать храбрыми рыцарями, а девушки прекрасными дамами, ради которых эти рыцари совершали бы подвиги и участвовали в турнирах. Многие люди до сих пор зачитываются приключениями короля Артура или рыцаря Айвенго. А в детстве многие дрались на деревянных мечах на воображаемых турнирах. О рыцарских турнирах снято немало кинолент и написано множество прекрасных романов.Рыцарь для многих это символ чести, мужества, смелости и долга. В общем каков сам по себе рыцарь конца 11 начала 12 века - это человек, который всю свою сознательную жизнь занимался в основном военным делом.Рыцари очень часто участвовали в междоусобных войнах и разнообразных военных походов. В остальное, не занятое военными делами время, средневековые рыцари предпочитали принимать участия в турнирах.Первое упоминание о проведении турниров приходится наконец 9 века. Вплоть до конца 12 века во всех турнирах сражались только на боевом (остро заточенном) оружие, что приводило к различным травмам, а иногда даже смерти рыцаря. Это происходило ещё из-за того, что доспехи на них были обычными, такие как кольчуга. Обычно рыцари делились на две группы, например англичане и саксонцы, а одиночки примыкали к одной из этих групп. О времени, месте и по поводу проведения рыцарского турнира объявлялось за несколько месяцев до начала, и отправлялись гонцы. Для того, что бы рыцари не сводили личные счёты во время проведения турнира, они давали клятву, что участвуют в турнире только ради совершенствования своего военного мастерства. Кроме этого, участие в турнире было очень доходным делом. Всё дело заключалось в том, что выигравший, забирал себе доспехи и коня проигравшего. А их стоимость была достаточно высока. Плюс ко всему очень часто захватывали в заложники и самого рыцаря в надежде на получение от его родных очень хорошего выкупа. Были случаи когда некоторые рыцари зарабатывали целое состояние на участиях в рыцарских турнирах. Но в конце 13 века были введены специальные более мирные правила проведения рыцарских турниров. Оружие было специально притупленное, и называлось мирным оружием, введены усиленные доспехи (такие как латы). Также запрещалось в случае проигрыша забирать доспехи, коня или пленить проигравшего рыцаря. Запретили наносить удары в правую руку, так как её не закрывал щит. Если рыцарь наносил удар в это место, то ему засчитывали штрафные очки. А при получении травмы из-за такого нарушения победа присуждалась травмированному. Турниры в основном состояли из двух частей. Первая часть-это конно-копейная сшибка (это когда два рыцаря неслись на конях навстречу друг другу стараясь выбить противника из седла копьём). Вторая часть турнира это одиночные или групповые битвы на мечах или булавах.И только в конце 13 века рыцарскими турнирами заинтересовались дамы. И турниры становятся более театральными. Рыцари украшают себя и своего коня доспехами, плащами и щитами на которых изображён их родовой герб. Герб был важной частью жизни любого рыцаря. Он доставался ему либо в наследство, либо в награду за заслуги перед королём. К каждому гербу прилагалось какое-либо выражение - девиз, он выражал жизненное кредо рыцаря. В качестве особого расположения к рыцарю дама могла вручить какой-нибудь аксессуар, в основном это как правило был платок или накидка. В начале 14 века произошло ещё одно изменение. Полосу где проходила конно-копейная сшибка разделили ограждением пополам. Приезжая на турнир рыцари ставили каждый свой шатёр (который был одним цветом с колером их родового герба) и украшали его своим щитом с гербовым изображением. Доспехи были специально выкованы для турниров и начищены до блеска, выбран самый лучший конь и самое уникальное оружие.Перед началом турнира проводился так называемый турнир оруженосцев. Они тоже мерились силой и ловкостью. Главным призом в их турнире было посвящение в рыцари перед всеми собравшимся людьми и возможность поучаствовать в турнире.В конце турнира происходила награда победителей, её получал самый отличившийся рыцарь турнира. Судьи под трубный хор громко выкрикивали имя победившего рыцаря, после чего он под звуки труб подходил к знатным дамам, для получения награды. Наградой служила какая-либо ценная золотая вещь (кольцо, шлем или меч). Если дама была благосклонна к победителю, то она вручала ему платок или бант, рыцарь цеплял его на свой шлем, чтобы прославлять свою даму. После этого он уходил, снимал доспехи, надевал праздничную одежду и шёл на пир, где ему уже было уготовано самое лучшие место. К концу 16 началу 17 веков проведение турниров пошло на убыль, они стали проводиться всё реже и реже. Это происходило в основном из-за того, что было положено начало создания регулярной армии. И появлением на вооружении огнестрельного вооружения.

Конный поединок на копьях был одним из популярнейших рыцарских развлечений. Достаточно сложно точно определить период, когда этот вид воинских состязаний получил распространение в Западной Европе, эта проблема связана с выяснением момента появления нового способа использования копья в кавалерии.

Конный поединок на копьях

На гобелене из Байе (1077– 1085) видно, что всадники, вооруженные длинными копьями, редко атакуют, держа копье наперевес под мышкой; почти все они поднимают его в правой руке над головой как пилум древних, предназначенный для метания. Похоже, только в XII в. возник обычай атаковать, не выпуская копья из руки, плотно прижимая его к телу, а поединки как раз предназначались для упражнения воинов в таких атаках.

Обычно рыцарский турнир начинался либо завершался поединками на копьях. По длинной оси ристалища возвышалась сплошная изгородь – барьер из досок, обтянутый холстом, высотой около 1,3 м. Всадники располагались с разных сторон барьера. Пустив лошадей во весь опор, они атаковали друг друга, держа копье наперевес.

Искусство бойцов состояло в том, чтобы, поразив соперника в верхнюю часть туловища, сбросить его с коня либо «преломить копье». Суммарная скорость обоих коней придавала удару такую силу, что если оно не скользило по латам всадника, то ломалось.


Чтобы этот бой сделать более безопасным, с начала XIV в. стали использовать специальные формы оружия. Боец скакал на соперника, слева от барьера, надежно защитив левую руку щитом. Он держал древко копья повернутым слегка влево, к голове лошади, чтобы поразить соперника в середину щита.

Наконечник копья для поединков был притуплён, чтобы им нельзя было пробить щит и кольчугу. До середины XIV в. форма наконечника была такой, как показано на рис. 1, затем, к концу XV в., она изменилась, появилось деление на три-четыре выступа (рис. 2 и 3). Такой наконечник стал называться корончатым.


В XIII в. участники поединков не имели специальных защитныхдоспехов , а сражались в боевых доспехах, всадник только сдвигал вперед наплечные щитки. Сохранившиеся тексты того времени дают кое-какие сведения о доспехах. Шлемы имели смотровую щель, а на тело надевали толстый стеганый поддоспешник


Поединки на копьях были очень опасными, и поэтому для них требовалось специальное вооружение. В первую очередь стали усиливать шлем, который должен был выдерживать страшный удар, когда копье скользило по щиту снизу вверх. Шлем стали прочно соединять со стальным нагрудником спереди и сзади.

Щиту придавали особую форму, чтобы он мог отклонять удары вправо и влево. Крепкие латы защищали правую руку. Переднюю луку седла высоко поднимали и дополняли форбугом, чтобы прикрыть бедра и голени. В бою многие удары копья часто не попадали в цель, в то время как и поединке они почти всегда ее достигали.

Хотя бойцам было запрещено метить куда-либо, кроме щита и подбородника, но если удар был неточным, копье могло, проскочив в какую-нибудь щель доспеха, убить человека. Стояла задача полностью защитить всадника от случайностей.


Рыцарский турнир, бой на копьях

Главным было, чтобы наконечник копья не натолкнулся на какой-нибудь выступ или дефект доспеха, что помешало бы ему соскользнуть. Рыцарские доспехи конца XIII в. хорошо защищал тело, но щит, который держали под углом к нижней части шлема, заставлял копье проскальзывать снизу вверх, и оно, наткнувшись на шлем, часто сбивало его с головы.

Тенденция развития специализированного снаряжения для конных поединков проявилась в придании особой конструкции седлу. Доспехи на корпусе и на ногах должны были выдержать удар копья, а седлу придавали такую форму, чтобы всадник не мог вылететь из него.

Во второй половине XIV в. конные поединки на копьях приобрели огромную популярность, тогда же появились первые во Франции ордонансы о поединках. Фруассар оставил пространное описание прошедших в 1390 г. на равнине между Кале и аббатством Сен-Энгельберт состязаний.


Во время перемирия (тогда шла Столетняя война) трое молодых французских рыцарей в качестве зачинщиков объявили по всей Англии о предстоящих в конце мая поединках. Это были: Бусико-младший, Реньо де Руа и сир де Сен-Пи.

По приглашению из Англии в Кале прибыли: граф Хантингдон, Джон де Куртене, сэры Джон Дрейтон, Джон Уолворт, Джон Рассел, Томас Шерборн, Уильям Клифтон, Уильям Тэйлбур, Годфри де Сетон, Уильям Хаскене, Джон Арундел и многие другие.

В соответствии с обычаем трое зачинщиков поставили три шатра с одной стороны ристалища. У входа в каждый из них были подвешены «щит войны» и «щит мира».

«И было решено, что тот, кто желает состязаться и биться с одним из них, должен коснуться, либо послать кого-нибудь коснуться одного из щитов, либо всех, если ему будет угодно. И ответят на его вызов, и будет он удовлетворен поединком, которого требовал».

Из Хроник Фруассара

Зачинщики – трое французских рыцарей, выставившие свои щиты, расположились вооруженными у входа в шатры. С противоположной стороны ристалища находились английские рыцари. Каждый английский рыцарь мог проделать подряд шесть заездов с копьем, либо с одним и тем же противником, либо со следующим, если первый по той или иной причине отказался продолжать поединок.

В середине XV в. после ряда усовершенствований, внесенных в доспех, боец превратился в простую машину для нанесении удара. Его задача была лишь пришпорить лошадь и направить копье в горизонтальной плоскости.

Копье держит уже не он, а кронштейн, расположенный на соответствующей высоте. Доспех всадника столь совершенен, что получить ранение он может лишь при падении с лошади. Доспехи для поединков достигли своего максимального веса но Франции к концу первой половины XV в.


К 1460 г. еще встречались свободные поединки, без барьера, но этот вид боев делался все более редким. Рост популярности поединков через барьер объясняется также тем, что они были не столько воинским упражнением, сколько поводом для демонстрации неимоверной пышности доспехов. Хоть копья еще ломали, но они были менее тяжелыми, чем в прошлые времена.

Оливье де ла Марш описывает поединки, состоявшиеся по случаю свадьбы Карла Смелого с Маргаритой Йоркской, сестрой короля Англии (1468 г.). Эти поединки длились девять дней. Они проходили на рыночной площади в Брюгге, в огороженном пространстве только с двумя входами и барьером, покрытым расписанным холстом.

Началом послужил выход великана, которого на золотой цепи вел карлик. Герольд объявил, что великан принадлежит Маргарите Йоркской и она призывает доблестных рыцарей освободить его из-под власти карлика, за которого сражались рыцари из партии защитников.

«У самого же сего возвышения коврами увешанная трибуна была, где прибывали судьи, государем назначенные... Перед трибуною судьи клеймили и мерили все копья; ... и никто не выходил с копьем, не измеренным... Дома, башни и все вокруг упомянутого ристалища, как далеко, так и близко, было столь заполнено народом, что весьма отрадное зрелище являло...»

Боец, желавший попытать счастья, посылал герольда постучать в ворота ристалища. После многочисленных формальностей поединки начинались. Каждый из них длился полчаса. Тот, кто за это время сломает больше копий, считался победителем заезда. Таких поединков до полудня проводилось множество; победителем становился преломивший за день больше копий.

Оливье де ла Марш подробно описывает одежды благородных участников, рыцарей, оруженосцев и пажей , которые их сопровождают. А каждый участник для нового поединка менял костюм и не появлялся дважды в одном и том же. Можно представить пышность этих празднеств и во что они должны были обходиться.

Начиная с XVI в. французские поединки на копьях во время рыцарских турниров проходят в доспехах, отличающихся от боевых только усилениями шлема и кирасы.

Первые рыцарские турниры прошли во Франции в IX веке, но правила их проведения разработали лишь спустя несколько веков, когда стало понятно: терять профессиональных воинов таким образом - непозволительная роскошь.

сайт выбрал 5 главных правил, которым должны были следовать участники и организаторы рыцарских поединков:

В каждой европейской стране придумывали свои правила организации турниров, но общие принципы поведения в бою были едины для всех.

Рыцарь не мог умышленно травмировать лошадь своего врага и целиться в седло. Запрещалось наносить удары ниже пояса и применять борцовские приемы, например, захваты и толчки.

В каждой стране Европы были свои правила рыцарских турниров

Атаковать со спины, безоружного или соперника, у которого слетел шлем, также считалось грубым нарушением. Тем, кто игнорировал эти правила, засчитывалось «техническое» поражение, грозила дальнейшая дисквалификация и тюрьма.

Турниры устраивали в крупных городах обычно ранней весной или поздней осенью. Организаторами выступали государи или дворяне. Для соревнований выбирали требовалась большая площадка, которую обносили оградой. Рядом разбивали шатры и строили трибуны - для знати, судей и простых зрителей. Им запрещалось проносить с собой оружие и доспехи.

Состязания начинались ранним утром и заканчивались поздно вечером, иногда затягивались на несколько дней. Все зависело от уровня и количества участников. Турнир всегда завершался грандиозным пиром, где чествовали победителей.

Рыцарские турниры устраивали обычно ранней весной или поздней осенью

Средневековый рыцарь в самом расцвете сил попадал на тот свет двумя путями. Либо погибал в войне, либо умирал на турнире. Даже если боец выживал, он получал серьезные увечья. Этим обстоятельством были обеспокоены монархи и даже церковь. Организаторы соревнований обязали соревнующихся переходить на менее опасное оружие. Например, при конной сшибке брали «копья мира».

У него был особый наконечник с тремя остриями, чтобы сила удара распределялась на три точки. В ближнем бою стали использовать затупленные мечи и булавы из твердых пород дерева.

Выигравшему турнир рыцарю доставались доспехи и лошадь поверженного противника - оружие оставляли. Побежденного иногда брали в плен, тогда ему предстояло платить за себя выкуп. К XV-ому веку эти традиции ушли в прошлое. Награду стали вручать организаторы соревнований.

Вознаграждение формировалось из совместных взносов участников. Самым же ценным был подарок от прекрасной дамы, которой рыцарь посвятил свою победу. Его ждала вуаль, платок или шарф. Эту вещицу позже прикрепляли к шлему или копью.

Выигравшему турнир рыцарю доставались доспехи и лошадь поверженного

Когда традиция рыцарских турниров только зарождалась, на родословную участников никто не обращал внимание - на арене нередко оказывались простолюдины, желавшие подзаработать. Но со временем благородное происхождение превратилось в необходимое условие. Рыцаря не пускали на арену, если он не мог доказать, что несколько поколений его предков были свободными людьми.

Если предки рыцарей были свободными людьми - их пускали на арену

За соблюдением этого правила следили герольды. Велись турнирные книги. Кроме того, стоимость специальных доспехов, которые в отличие от боевых, были тяжелее, прочнее и дороже, автоматически исключала из рядов участников малоимущих. Во Франции действовало ещё одно условие. на бой запрещали выходить тем, кто каким-либо образом причинил вред католической вере.

Средневековый рыцарь либо погибал в войне, либо умирал на турнире

Малыш совсем вырос, - качала головой баронесса, глядя на то, как ее младшенький собирается в дорогу. «Малышу - семнадцать лет, он давно уже готов к войне, и она скоро начнется. Вот и проверим на турнире, как он дерется», - насмешливо прищурился старший сын. А отец одобрительно похлопал младшего по плечу.

Выступать на турнире – высокая честь для любого дворянского сына. И своих сыновей барон растил, постоянно внушая им эту мысль. Теперь пришло время проверки. Боевой конь давно готов, оруженосец, кузнец и двое слуг ожидают своего юного господина во дворе. Наставник, а его барон специально нанимал для своих сыновей, давно в седле. Дорога предстоит недолгая, Париж всего в 30 лье от их поместья, а том их ждет турнир.

Хотите узнать, как проходили рыцарские турниры? Чтобы ответить на этот вопрос, придется сначала найти ответы на два других. Первый - кто такие рыцари? Второй - что такое рыцарский турнир? Благородные дворяне, кидающие к ногам любимых все - и даже свою жизнь. Доспехи, боевые кони, верные оруженосцы, арбалеты и копья. Отчаянно смелые, они, эти самые рыцари, постоянно сражаются на турнирах во славу короля и святого престола.

И да, и нет. Да, потому что всё вышеперечисленное имело место. Нет, потому что было много другого, такого, что не имеет никакого отношения к слову «благородство». Итак, начнем с того, кто такой рыцарь и для чего ему нужны турниры.

Рыцарь – это почетный титул, который мог получить дворянин мужского пола. Первоначальное значение - всадник, у которого имеется тяжелое вооружение. И обязательно - феодал, которой подчиняется своему сюзерену. Много позже само значение слова «рыцарь» было облагорожен служение. Служение церкви, королю и прекрасной даме, причем, почти бескорыстное придумали менестрели, воспевавшие подвиги рыцарей. А потом к их голосам подключились писатели, и их безудержная фантазия уже выдала такой образ, что теперь, говоря «рыцарь», мы ничего, кроме благородства, и не имеем в виду.

А «мода» на турниры достигла своего расцвета в конце 14 начале 15 веков, но поиски истоков увлечения такого рода сражениями уведут исследователя в те времена, когда существовали родоплеменные отношения. Уже тогда мужчины, доказывая свое умение владеть оружием и физическую силу, устраивали бои по поводу и без него.

Во времена Римской империи проводили групповые битвы, которые имели театральный антураж. Участники боя надевали костюмы и маски, и на глазах у зрителей разворачивалось настоящий спектакль. Но до настоящих турниров дело еще не доходило.

Франция как главная законодательница моды и тут оказалась впереди всех. В 9 веке «телесные упражнения», призванные поддержать физическую форму, перестают быть имитацией военных действий. Настоящее оружие применяется, но пока еще смертельные удары запрещены. Правда, этот запрет строго никогда не соблюдался, поэтому число раненых, изувеченных и убитых постоянно росло. Правила первых турниров составил Жоффруа де Прейли. И с тех пор участие в турнирах стало для мужчин одним из основных занятий.

Кроме демонстрации своей доблести, на таких соревнованиях можно было неплохо заработать. Общеизвестный факт: Уильям Маршалл – начальник королевской стражи – вместе со своим другом всего за 10 месяцев 1177 года пленил 103 соперников. Получил с каждого выкуп – это было обязательным условием турнира. А еще призы, в которые входило оружие и боевой конь пленника. Современники завидовали удачливым рыцарям: это же целое состояние, к тому же заработано в такой короткий срок.

Основные правила первых турниров были несложными:

Можно использовать любое оружие

Сражаться может конный воин с пешим

Можно биться как в доспехах, так и без них

Можно нападать вместе с группой поддержки на одного воина

Приз – лошадь и оружие побежденного

На бой может выйти любой человек без учета сословия.

Потом турниры стали развлечением только родовитых мужчин. Простолюдины, разумеется, допускались на них, но уже в качестве зрителей. Поскольку мужская часть населения весьма охотно принимала участие в подобных битвах, а количество смертей неуклонно росло, то церковь и короли постоянно запрещали турниры.

Первым понял бесполезность запретов Ричард Львиное Сердце. Он издал указ, разрешающий проводить турниры только в пяти местах королевства. Мало этого за участие взималась плата. Меньше всех платили безземельные рыцари – всего 2 монеты. Рыцарь, имеющий земельный надел, должен был выложить уже 4 монеты, а вот бароны и графы должны были раскошеливаться уже на 10 и 20 соответственно. Умный, однако, ход придумал король: и казна не пустеет, и драк по поводу и без нет. Этим же указом было запрещено принимать участие в турнирах всем, без исключения, иноземцам. Таким образом, повода лишний раз выяснить отношения у вечных врагов французов и англичан не было.

Правила проведения турниров постоянно менялись. В конце концов турниры превратились в многодневное зрелище. В первый день проходили групповые бои. Во второй на сшибке рыцари встречались один на один. Позади каждого всегда находился его слуга, чтобы поддержать хозяина и не дать ему сломать себе шею при падении. Иногда регламент устанавливал количество ударов. Например, каждый воин должен был ударить пять раз.

Далее проводилась схватка между оруженосцами. Это был отличный шанс! В случае победы можно было получить звание рыцаря. На четвертый день устраивалось настоящее театральное действие. Рыцари надевали костюмы разных эпох или изображали героев античности. А потом к делу приступали менестрели, бродячие артисты. Ну и, конечно, пиры, которые порой длились по два – три дня.

Что ж, можно делать вывод. Рыцарские турниры вначале сильно напоминали современные бои без правил. К тому же турниры, проводимые в разных странах, порой сильно отличались регламентом. Но одно оставалось неизменным – рыцари принимали участие в схватке, чтобы продемонстрировать свою силу и умение владеть оружием. Ну, и еще не стоит забывать о прибыли. В те времена бескорыстие не входило в число добродетелей благородных рыцарей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!