Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

С какой стороны подходить лошади. Как ездить на лошади: правила верховой езды. Посадка с земли

Катание на лошади – это захватывающее и интересное занятие, которое помогает расслабиться и увлекательно провести свободное время. Но чтобы научиться правильно ездить верхом, нужно приложить немало усилий и основательно подготовиться. Нужно научиться экипировать лошадь, правильно сидеть на ней, а также изучить определённые команды.

Конь должен понимать основные навыки езды перед тем, как вы начнёте на нём кататься, поэтому этап подготовке к езде необычайно важен его следует применять перед каждым заездом. Перед тем как сесть верхом на животное, нужно перестать бояться и дать понять лошади, что вы безопасны. Как научиться ездить на лошади и как ездить на лошади правильно?

Как сесть на лошадь?

Для начала нужно совершить определённые манипуляции с конём. Многие считают, что перед ездой следует, чтобы животное подустало, отправляя его скакать кругами, но это неправильные действия, ведь нужно совершить только небольшую подготовку. После этого нужно правильно сесть на животное. Многие, забираясь на лошадь, испытывают боязнь, чего быть не должно, ведь осёдланный конь чувствует страх, поэтому для начала следует успокоиться.

Кабардинская порода лошадей: описание, уход и содержание коней

Ровная посадка .

Как только вы сели на коня, вам нужно принять ровное положение, постарайтесь сесть так, чтобы вам было более комфортно. Спину держать следует прямо, а туловище и плечи должны находиться в одной вертикали. Вес должен приходиться на седалищные кости ягодиц.

Расположение ног

После того как вы убедились, что ваша поза ровная, примите правильное положение ног. Это будет нелегко сделать с первой попытки, но в последующие разы это будет доведено до автоматизма.

Ступни ног должны быть расположены внутрь. Новички, чаще всего, выворачивают ноги коленками наружу, это им кажется наиболее правильным. Однако, нужно знать, что так вы как бы обнимаете лошадь ногами, и при этом нельзя слишком сильно давить на бока животного. Главное, чтобы ваши колени были обращены именно в сторону боков.

При посадке на животное, пальцы ног смотрят вверх, лодыжки закреплены, а пятки направлены вниз.

Как правильно ездить на лошади? После укрепления ног нужно обратить внимание на правильное положение рук на поводьях. Оно будет зависеть от выбранного вами стиля езды. Например, английский или западный:

Как спят лошади: стоя или лежа

Команды звуковые и тактильные

Как управлять лошадью? После того как вы стали понимать, как правильно садиться и удерживать положение, следует понять правильное управление лошадью. Взаимодействовать с животным можно при помощи голоса и рук. Руки должны находиться согнутыми в локтях - эта поза будет полезной и для наездника, и для животного. Также при езде быстро натягивать и опускать поводья можно научиться со временем.

Нужно знать, что какие-либо неправильные движения руками могут ухудшить процесс обучения животного. Также важным элементом в тренировке является голос. Так, правильная интонация и спокойная речь научат лошадь лучше понимать вас и быстро выполнять команды.

Шенкель

Шенкелем называют область ноги , начинающуюся от щиколотки и доходящую до колена. Она используется для контроля и управления животным. Во время езды шенкелем обозначают незаметное окружающим движение ног наездника, которое подаёт лошади определённые знаки. Эти знаки помогают животному понять, когда следует начинать движение и какой стиль езды выбрать.

Как только человек использует шенкель, животное начинает идти, переходить на бег, скакать галопом , вследствие чего человека прекращает воздействовать ногами. Лошадь понимает, что сделала правильное движение, и в дальнейшем будет слушать такие команды, чтобы избежать действия раздражителя. Но нужно помнить, что таким движением не стоит злоупотреблять, так как животное может привыкнуть к этому и перестать реагировать на шенкель нужными действиями.

Седло и уздечка

Как надеть уздечку ? Уздечка является одной из главных составляющих снаряжения, так как она поможет контролировать животное и установить контакт. Чтобы её надеть, нужно следовать определённым действиям:

  1. Сначала нужно окликнуть животное, чтоб оно перестало беспокоиться, а потом следует вставить уздечку в денник.
  2. Постарайтесь успокоить лошадь, погладив её, и снимите недоуздок, который обычно надевают на отдыхающее животное.
  3. На уздечке расстегнуть подбородочный ремень.
  4. Подойти к животному с левого бока и взять уздечку в руку, так чтобы затылочный ремень оказался на небольшом расстоянии от локтя.
  5. Перекинуть поводья на шею лошади. Такие действия следует проводить уже с обученными особями, которые понимают ваши действия.
  6. Натянуть узду, чтобы ремешки легли на морду животного рядом с носом, а второй рукой протянуть ко рту лошади удила.
  7. Когда удила лягут правильно, нужно натянуть уздечку, чтобы затылочный ремень лёг на спину животного.
  8. Далее, нужно подобрать натяжку ремня так, чтобы он не был слишком тугим, но и не болтался свободным.
  9. Распрямить ремень на затылке и расправить чёлку из налобного ремня.

Те, кому хоть раз удалось побывать верхом на лошади, навсегда запомнят поток эмоций и заряд позитива, которые подарило им общение с этим животным. Кататься на лошади не только приятно, но и полезно для здоровья. Конная прогулка по энергозатратам соответствует полноценной тренировке в зале. Чтобы усидеть в седле, надо научиться держать осанку, а для этого придется задействовать все группы мышц. Освоить азы конной езды сложно, но вполне по силам любому желающему.

Те, кому хоть раз удалось побывать верхом на лошади, навсегда запомнят поток эмоций и заряд позитива, которые подарило им общение с этим животным

В конном деле важно не только знать правила седлания, но и как надеть на лошадь седло и уздечку. От того, насколько правильно будет выполнена седловка лошади, зависит и здоровье животного, и качество самой прогулки. Идеально подогнанное и хорошо закрепленное седло — залог комфорта обоих участников процесса.

У лошади, «работающей» в прокате, есть подогнанные под нее седло и уздечка. При первом посещении конюшни новичкам обычно предлагают воспользоваться учебным, так называемым строевым седлом, или выдают его универсальный спортивный аналог. Аксессуары отличаются по конструкции. Первое не имеет элементов, контактирующих с холкой и кожей спины жеребца, что существенно облегчает поставленную задачу. Те, кто далек от верховой езды, все особенности могут узнать у тренера. Научится этому не очень сложно, однако езда на лошади требует аккуратности.

Галерея: верховая езда на лошади (25 фото)

Инструктаж для начинающих (видео)

Этапы и техника седловки

Не зная, о правилах седловки лошади, новички не знают, что из сбруи надевается в первую очередь. Прежде чем надеть на спину животного громоздкое приспособление, надо выполнить ряд предварительных процедур. Для начала коня тщательно вычищают, после чего проверяют состояние спины. На первых этапах это делают под руководством тренера. Катаются только на тех лошадях, у которых нет повреждений кожи, поскольку потертости и раны будут причинять им страдания и кони могут повести себя непредсказуемо.

Если осмотр лошади проводится самостоятельно, то, проводя рукой по участку спины, где будет располагаться седло, следует обращать внимание на наличие неровностей, соринок, шероховатостей и т.п. Все это может стать причиной наминов, мозолей и даже ран. Обследовать нужно и зону расположения подпруг. Там также не должно быть слипшейся в комья шерсти и грязи.

Перед оседланием лошади, ей на спину набрасывают вальтрап. Необходимо, чтобы он был идеально вычищен. Даже небольшой комок грязи может растереть кожу лошади в кровь и надолго вывести ее из строя.

В некоторых клубах предпочитают заменять вальтрап одеялом. Такой потник тоже должен отличаться чистотой и быть уложен под седлом без складок. Основная задача подкладки — впитывание пота, но иногда ее используют для подгонки седла по узкой спине. Накинуть вальтрап на лошадь — тоже наука. Его нужно расположить в районе холки и немного сдвинуть назад. Двигать потник против шерсти категорически запрещено.

Далее на левую руку кладут седло с поднятыми стременами. Подпруги также собирают и укладывают на седло. К животному подходят исключительно с левой стороны. Седло накладывают так же, как надевают потник. Если оно не садится с первой попытки, процедуру повторяют, предварительно поправив вальтрап.

Следующий шаг седлания — подпруги. Очень важно правильно их затянуть. Делают это в несколько приемов. Лошади не очень любят эту процедуру, поэтому могут протестовать, раздувая живот так, что всадник не может застегнуть ремни даже на первую дырку. Ни в коем случае не пытайтесь ударить животное! Лучше угостите его кусочком сахара, хлеба или моркови. Оно отвлечется на лакомство, и живот спадет сам по себе. Подтяжка подпруги до нужного уровня выполняется постепенно, с перестегиванием на 1-2 дырочки.

Новичкам обязательно нужно использовать подперсье для лошади. Этот элемент экипировки не позволит седлу сдвигаться к крупу во время прогулок по пересеченной местности и на подъемах.

В комплекте с подпругой может идти нагрудник. Такая модель будет удачным элементом сбруи при использовании профессиональных седел для конкура и троеборья. Широкий нагрудник становится дополнительной защитой живота животного от ударов.

Надо следить, чтобы оседланный конь стоял прямо, не опуская головы. Несоблюдение последнего правила чревато заподпруживанием. Вообще оседланные лошади не должны оставаться без присмотра. Они могут не только опустить голову в поисках травы, но и прилечь, особенно оставшись в одиночестве в деннике, что приведет к повреждению спины и ребер.

Правила верховой езды (видео)

Посадка на коня

Процесс посадки в седло гораздо сложнее седлания. Наезднику надо обладать определенной сноровкой и неплохо владеть своим телом. Садятся в седло всегда с левой ноги. Левой рукой берутся за лежащий на лошадиной шее повод так, чтобы захватить часть гривы. Если гривы нет, придется хвататься за луку седла.

Дальше начинается самое интересное: вставив ногу в стремя, надо суметь с первой попытки взлететь в седло. Если лошадь двинется до того, как всадник окажется на спине, седоку придется прыгать следом за животным на одной ноге. Важно не цеплять при посадке сапогом ни заднюю часть коня, ни седло. Круп — зона неприкасаемая, и ее раздражение может спровоцировать недовольство у лошади.


Новичкам обязательно нужно использовать подперсье для лошади

Однако новичкам можно попасть в седло и по-другому. Все, что им нужно сделать, это подойти к коню с правильной стороны, положить обе руки на седельные луки и согнуть в колене левую ногу. Тренер сам подбросит седока вверх.

Теоретические знания стоит предварительно отработать на гимнастическом коне.

Осваивая способы посадки в седло, не будет лишним поинтересоваться и тем, как из него выбираться. Новичкам лучше делать это, вынув из стремян сразу обе ноги, так риск травмироваться будет ниже.

Покинув седло, надо сразу ослабить подпруги и подтянуть стремена. Теперь жеребца можно вести в стойло.

Поза в седле

Чтобы прогулка не превратилась из удовольствия в ад, надо научиться правильно сидеть на лошади.

Многое будет зависеть от того, в каком темпе мы катаемся. Уже даже при прогулке легкой рысью всадник должен уметь синхронизировать свои движения с движениями животного. Комфортно ехать на лошади неподвижным не получится, а неправильная посадка обеспечит массу неприятных ощущений.

Надежно закрепленные седло и уздечка в умелых руках в совокупности с умением сидеть верхом — это залог катания без эксцессов, ведь тело тоже принимает участие в управлении конем.

Подготовку к верховой езде начинают заранее, с теории от тренера.

Тонкости управления

Управление лошадью — это способ рассказать животному о своих желаниях и заставить его их выполнять. Как это делать, каждая конная школа видит по-своему, однако имеется ряд концепций, рекомендуемых для общего использования.

Начинать нужно не с кнута и шпор, а с установления доброжелательных отношений с конем. Это позволит в будущем передавать команды легким движением мышц.

Помогает передавать команды повод. Этот элемент конской сбруи используют для поворота лошади в нужное направление и ее остановки. С его помощью , разворачивается на 180°, поворачивается в сторону. Поводья соединены с железным трензелем, вставленным в рот лошади, который при резких рывках будет причинять ей боль. Для хорошего наездника это стимул научиться аккуратно работать поводом.

Прежде всего его следует правильно держать. Ремень повода обвивает ладонь, рука сжата в кулак. На выходе из него ремень повода прижат к указательному пальцу. При обычной спокойной езде кулаки надо держать спокойно, без напряжения. При передаче команды натяжка поводьев выполняется сразу двумя руками. Сила натяжения должна быть немного сильнее с той стороны, куда надо повернуть; рука, находящаяся с противоположной направлению поворота стороны, в это время просто придавливает повод к шее коня. После того как животное начинало выполнять команду, давление должно быть ослаблено. Не забывайте о поощрении за правильное выполнение команды. Лошадь можно погладить по гриве или нежно похлопать по шее.

Шенкель используют для ускорения хода. Под этим термином понимают медиальную часть нижней конечности от стопы до колена включительно. Ногами можно резко сжать бока коня или активно по ним постукивать. Такими приемами передают желание начать движение, ускорить его темп, выполнить поворот. В этом аспекте становится понятным, почему не стоит делать такой ошибки, как езда на лошади, плотно обхватив ее бока ногами. Привыкнув к подобной посадке всадника, лошадь гарантированно перестанет реагировать на шенкель.

Управлять лошадью можно телом, используя наклоны корпуса и ноги. Этот способ передачи посылов доступен только тем, кто уверенно держится в седле. Например, дать лошади команду «стоп» можно, натянув поводья и резко отклонив корпус назад.

Используют наездники и дополнительные управляющие инструменты. К этой категории относят шпоры и хлыст. Любители животных считают подобные элементы непрофессиональным способом управления животными, тем не менее официально они разрешены. Правила ФЕИ ограничили наездников лишь в выборе их видов. Так, запрещено использовать шпоры, оснащенные репейком. Шпоры нужны лишь опытным жокеям, участвующим в профессиональных скачках, или для обуздания норовистых лошадей, стремящихся управлять всадником, а не выполнять его волю.

Хлыст используют как аналог гидроусилителя руля, требуя беспрекословного подчинения и повиновения. В принципе, хлыст нужен для усиления посыла шенкелей, но бывает и так, что им просто наказывают жеребцов. Если это необходимо, то удар хлыстом должен производиться моментально после прокола. Если с этим затянуть, то конь просто не поймет, почему его бьют. Категорически запрещено хлестать лошадей по крупу — это считается жестоким отношением к животным.

Попробовав единожды сесть на лошадь, одни становятся преданными поклонниками этого развлечения, другие уходят в профессиональный спорт. Последнее обычно удел молодежи, а вот конные прогулки доступны и даже рекомендуются людям всех возрастов. Седло и уздечка ничуть не хуже гири и скакалки, а верховая езда — это отличный способ без особых усилий укрепить свое здоровье, причем не только физическое.

Лошади самые распространенные животные во всем мире. Они делятся на несколько классов, это тяговые лошади, имеющие применение в основном в сельском хозяйстве и спортивные, которых разводят для использования в спорте или на охоте. Как бы то ни было все любителям лошадей хочется прокатиться на хорошей лошади или жеребце. Чтобы катание принесло не забываемые впечатления необходимо пройти не большой курс того, как сесть на лошадь правильно и уверенно на ней держаться. .

Многие любители лошадей восхищаются силой, быстротой и грациозностью в движениях лошадей. Включив воображение и представив, мощь и трепет, когда встает на дыбы лошадь, выражая свои эмоции бьет копытом по земле, гордо фыркнув демонстрируя свое превосходство и стремительно исчезает прочь. На самом деле лошади - великолепные создания! Скакуны ассоциируются со свободой, легкостью и независимостью. Первый шаг приблизиться к этой свободе и прокатиться на скакуне это знание, как правильно садиться на лошадь. Каждая мелочь в этом вопросе может иметь значение. Разворот туловища наездника или психологический настрой (уверенность или страх) могут значительно повлиять на результат.

Важно знать, как правильно использовать повод во время посадки. Не в коем случае нельзя за него судорожно хвататься. Многие лошади очень чутко реагируют на него, и если вдруг повод перетянут, лошадь может податься назад или вообще встать на дыбы. В таких случаях наезднику достаточно научиться просто чувствовать, как повод контактирует с губами лошади, чтобы не натягивать поводьев.

Теперь во всех подробностях, как правильно садиться на лошадь. Необходимо встать у левого плеча скакуна так, чтобы лицо было обращено в противоположную сторону движения лошади. Взять в левую руку поводья, рука при этом лежит на холке. Важно удерживать поводья в натянутом состоянии, чтобы лошадь стояла на месте, этой же рукой ухватиться за гриву. Если грива редкая или короткая, нужно взяться за луку седла.

Потом развернуть второй рукой стремя и вставить в него левую ногу. Нужно постараться не забыть, чтобы стремя было опущено на необходимую длину, которую подбирают при седловке для посадки на лошадь, принимая во внимание длину лошадиных ног и своих.

Вот и наступил самый важный и интересный момент сама посадка. Необходимо быть внимательным на случай если лошадь начнет двигаться, чтобы не травмироваться придется прыгать за лошадью на одной ноге. Поэтому, когда нога находится в стремени, с первого раза нужно быстро сесть в седло. Для облегчения этой задачи можно взяться правой рукой за седло, сильно подпрыгнув правой ногой и одновременно задействуя руки, забросить правую ногу на круп лошади. Важно не задеть круп лошади сапогом так, как это чувствительное место у лошадей, чтобы животное не выразило свое неудовольствие. Для уверенности предварительно можно отработать посадку в седло в спортзале на гимнастическом коне. Слазить с коня необходимо строго в обратном порядке до стойки смирно.

Получая от человека знаки внимания, животное очень сильно привязывается к наезднику и отвечает ему своей преданностью. Это видно, когда она восторженно ржет, отвечая на улыбку своего хозяина или предложенное угощение: кусочек сахара или морковку. За ними наблюдать очень забавно.

В достижении хороших результатов, и наезднику и коню, нужно много трудиться. Для этого необходимо обоим посвящать временя тренировкам, как минимум по семь часов светового дня, каждый день на протяжении лет. Тренировки начинаются с объездки лошади, чтобы приучить ее выполнять команду наездника движение вперед, а новичку наезднику, нужно научиться держать правильную осанку в седле.

Как видно из этой статьи, даже самый простой обыватель, но который любит лошадей и желает ощутить драйв оказавшись верхом на жеребце, может при этом чувтствовать себе в седле также уверенно как и проффесионалы. если жизнь преподнесет подарок и появится возможность прокатиться на жеребце, лучше от нее не отказываться.

Так уж сложилось исторически, что к лошади принято подходить именно с левой стороны. Корни этого правила уходят в историю.

Право ездить верхом в свое время принадлежало исключительно знати и воинам, то есть людям, носящим оружие, - мечи и шпаги. Оружие крепилось на левом боку, что делало посадку на лошадь с правой стороны весьма затруднительным. Когда появились конные экипажи, посадка в них также производилась с левой стороны тротуара. Так впервые появилось левостороннее движение транспорта. Англичане отличаются консерватизмом, и потому, когда появились первые автомобили, продолжили садиться в них так же, как и в кареты, то есть, с левой стороны.

Есть и еще один нюанс, связанный с биологическими особенностями самого животного. У лошадей своеобразное зрение. Они видят меньше деталей, но у них более широкое поле обзора. Также их глаза очень чувствительны к движению, но при этом они плохо различают расстояние до движущегося объекта. Кроме того, у лошадей имеются слепые зоны, а именно непосредственно перед мордой и прямо позади крупа. Первое слепое пятно имеет протяженность до полутора метров, определить размеры второго довольно затруднительно. Но именно слепое пятно позади крупа является наиболее опасным. При подходе к лошади сзади имеется серьезный риск, что при малейшем шуме животное начнет от испуга лягаться. Такая пугливость вполне объяснима, если вспомнить, что в дикой природе у лошадей большое количество естественных врагов.

Именно поэтому, то есть в целях собственной безопасности, к лошади необходимо подходить только со стороны плеча. Так животное успевает вовремя заметить идущего и не пугается его. Таким образом, сочетание исторически сложившихся привычек и биологических нюансов животного порождает правило левой стороны.

Общие правила общения с лошадью

Самое главное правило, упомянутое выше, - подход к лошади только сбоку. Желательно при этом разговаривать с ней и не совершать резких движений. Взнуздывание, седлание лошади, посадка на нее и спешивание, а также чистка животного осуществляются также только с левой стороны. Лошадей изначально приучают, что человек при работе с ними находится слева.

Кроме этого, необходимо всегда надевать безопасную одежду и использовать только безопасное снаряжение. В него обязательно входят шлем, ботинки или сапоги с жесткими носами. Получить травму можно даже просто работая , не садясь на нее. Потому шлем и специальную обувь необходимо одевать даже в тех случаях, если поездка верхом не планируется.

Также строго запрещается наматывать на руку любое снаряжение, которое соединено с лошадью. Это относится к поводку, поводьям, корде и всему остальному.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ПЕРЕД ТЕМ КАК СЕСТЬ НА ЛОШАДЬ
У нас в стране очень много различных пород лошадей, которые отличаются друг от друга внешним видом и темпераментом. Для обучения верховой езде годится любая порода лошадей, но в их числе не должно быть строгих (злых) и дурноезжих.
Самыми выносливыми, быстрыми и красивыми лошадьми в настоящее время считаются лошади чистокровной верховой породы. Близки к ним лошади нашей отечественной буденновской породы. У нас много прекрасных пород лошадей - тракененская, ахалтекинская, арабская, кабардинская, башкирская, карабаирская и др. Лошади отличаются одна от другой не только по породе, но и по приметам и кличкам. Самая основная примета - это масть, то есть окраска шерсти лошади. Основные масти лошадей такие..: рыжая, гнедая, вороная, серая, караковая, буланая, соловая.

РЫЖАЯ МАСТЬ делится на золотисто-рыжую, светло-рыжую и темно-рыжую. У рыжей масти цвет волос туловища, гривы и хвоста рыжий.

ГНЕДАЯ МАСТЬ делится на гнедую и темно-гнедую. У гнедой масти цвет волос туловища коричневый, а грива и хвост черные.

ВОРОНАЯ МАСТЬ имеет ровную черную окраску как волос туловища, так и гривы и хвоста.

СЕРАЯ МАСТЬ делится на светло-серую, серую в яблоках и темно-серую. У серой масти все волосы белые с незначительной примесью черных волос как на туловище, так и в гриве и хвосте.

КАРАКОВАЯ МАСТЬ - это почти вороная, но с коричневыми подпалинами на голове (у носа) и в пахах.

БУЛАНАЯ МАСТЬ имеет золотистую окраску волос туловища и черные волосы хвоста и гривы, с черным ремнем на спине.

СОЛОВАЯ МАСТЬ имеет золотистую окраску волос туловища и белые волосы хвоста и гривы.

ЧАЛАЯ МАСТЬ характеризуется примесью большего или меньшего количества белых волос к основным мастям. Они так и называются: рыжечалые, гиедо-чалые, вороно-чалые.

ПЕГАЯ МАСТЬ подразделяется так же и характеризуется большими белыми пятнами по основной рыжей или другой масти.

Редко встречаются чубарые (в крапинку) и др.

Каждый всадник должен хорошо знать все масти, уметь правильно определить их и назвать.
Кроме как по масти, лошадей отличают еще по таким приметам, как белизна на ногах, белая проточина по носу или звезда во лбу. В паспорте или племенном свидетельстве каждой лошади, кроме года рождения и происхождения, обязательно указываются масть и все другие приметы. Каждому всаднику необходимо знать также названия отдельных частей тела лошади.
На рис. 1 изображена лошадь и указаны все основные части ее тела. Внимательно разберитесь, где находится лоб, затылок,холка,спина, плечо,круп, локоть, запястный сустав, пясть, путо, поясница, бедро, колено, голень, скакательный сустав, плюсна; все эти названия надо хорошо запомнить.
На рис. 2 показано устройство рта лошади. Как вы видите, зубы лошади растут не подряд, а с промежутком, называемым беззубым краем челюсти. Спереди расположены зубы, захватывающие пищу, потом беззубый край челюсти, а потом зубы, пережевывающие пищу. Устройство рта лошади необходимо знать каждому всаднику, так как без этого он не сможет правильно подогнать длину уздечки, удила которой должны лежать на беззубом крае челюсти лошади.
Для того чтобы научиться правильно ездить верхом, необходимо изучить лошадь, ознакомиться с ее поведением, уходом за ней, а также освоить все предметы ухода и снаряжения, необходимые для езды верхом. Надо хорошо знать, из каких частей состоит уздечка и седло, уметь содержать их в порядке, знать назначение отдельных частей их и уметь правильно подогнать к любой лошади.
Уметь правильно подогнать к лошади снаряжение - очень важное дело, требующее большого внимания, так как неправильная подгонка ведет к травматическим повреждениям, и лошадь может надолго выбыть из строя.
Для того чтобы хорошо научиться ездить верхом, важно полюбить лошадь, хорошо изучить ее повадки, не бояться ее.
Ездить хорошо - это значит ездить правильно, то есть уметь правильно надеть уздечку и оседлать лошадь, уметь заставить ее идти шагом, рысью и галопом в различных направлениях, уметь прыгнуть через простое препятствие, сохраняя при этом правильную посадку.
Занятия по верховой езде можно проводить на любой ровной площадке с мягким, но не вязким грунтом. Если есть возможность, площадку надо огородить каким-нибудь забором, придав ей вид открытого манежа. Ездить надо не менее 2-3 раз в неделю по 1-1,5 ч и сначала на более спокойных лошадях.

Лошадь, как всякое домашнее животное, требует постоянного ухода за собой. Ее надо каждый день чистить, не реже трех раз в сутки поить и кормить и давать ей работу продолжительностью не менее двух, но не более 6 ч в день.
Помещение (конюшня), где находятся лошади, оборудуется станками шириной 160-200 см или денниками площадью 2,5Х2,5 м и больше. Это помещение необходимо хорошо проветривать и всегда содержать в чистоте. Лошадь должна стоять на подстилке из соломы или опилок, которые систематически, по мере загрязнения, заменяют.
Ежедневно лошадь с утра и через некоторое время после работы чистят. Для этого ее выводят на недоуздке на улицу, а в ненастную погоду в коридор, на развязку, растирают жгутом и чистят щеткой со скребницей или пылесосом.
При чистке щеткой со скребницей последняя ни в коем случае не должна служить для чистки лошади, а только для очистки щетки. Чистку лошади надо начинать с головы, двигаться к крупу и кончать конечностями. Щеткой надо чистить против шерсти и затем по шерсти. После 2-3 движений щеткой ее следует очистить от волос и пыли о скребницу. После того как лошадь вычищена, ее протирают влажной суконкой. Глаза, ноздри протирают смоченной в воде тряпочкой.
При чистке пылесосом голову и ноги обрабатывают щеткой и суконкой, а шею, плечи, спину и круп - пылесосом. Завершая чистку, надо расчистить крючком копыта и замыть их, а гриву и хвост расчесать гребнем или разобрать руками (пальцами).
Лошадь должна получать в течение суток 2-4 ведра воды (если нет автопоилок), 4-6 кг овса или ячменя и 5-8 кг сена. Вода должна даваться обязательно перед сухим кормом. Необходимо также в каждую уборку с кормом давать соль или держать кусковую соль (лизунец) в кормушках. Очень полезно прибавлять в рацион морковь.
Больные или сильно переутомленные лошади не должны получать сухое зерно - его надо расплющить или за- парить, а лучше всего вместо овса дать кашу из отрубей.
Если лошадь не съела очередную дачу корма, это свидетельствует о том, что она себя плохо чувствует. В этом случае надо измерить ей температуру и вызвать врача. Если лошадь, стоя в конюшне, внезапно потеет или беспокойно ведет себя, это также говорит о ее заболевании. Лошадь, у которой замечены какие-либо из этих явлений, должна быть освобождена от работы.
Если лошадь, хотя бы незначительно, хромает на одну из ног, на ней ездить нельзя и ей должен быть предоставлен полный покой до тех пор, пока она не перестанет хромать. Если обнаружится припухлость или потертость в области холки, спины или подпруг, лошадь освобождают от работы под седлом.
Каждая лошадь должна иметь свое седло, уздечку, недоуздок, попону, щетку, скребницу, крючок для расчистки копыт, жгут из сена или соломы для оттирания прилипшей грязи, суконку и ведро - все эти предметы должны принадлежать только одной лошади (рис. 3).
Прежде чем начинать ездить верхом, надо хорошо изучить строение, части и назначение седла и уздечки. Обычная уздечка состоит из двух нащечных ремней, затылочного или суголовного ремня, налобного ремня, подбородного ремня, переносного ремня, двух поводьев, ременного или тесмяного (правого и левого), и трензельного железа (удил). Можно пользоваться уздечкой и без переносного ремня. Уздечка служит для управления передней частью лошади (голова, шея, плечи) и для регулирования скорости и направления движения.
Седла бывают двух основных типов - строевое и спортивное (рис. 4). Оба этих типа седла можно применять для учебных целей, но для начинающего легче ездить на строевом седле.
На рисунке строевое седло показано в собранном и разобранном виде. Надо запомнить названия отдельных частей седла: лавки, передняя и задняя луки, войлочная подкладка, живец, подпруги передняя и задняя, соединительный ремень, кожаная покрышка, крылья, путлища и стремена. Каково же назначение всех этих частей седла?
Лавки с войлочной подкладкой, соприкасаясь со спиной лошади, распределяют тяжесть всадника равномерно по обеим сторонам спины.
Луки - во-первых, удерживают лавки в постоянном положении, и, кроме того, между ними натягивается широкий сыромятный ремень - живец, который, упруго растягиваясь, дает возможность всаднику удобно сидеть, не касаясь спины лошади.
Подпруги - предназначаются для того, чтобы крепко притянуть седло к телу лошади. Соединительный ремень не дает им возможности расходиться.
Кожаная покрышка - покрывает переднюю и заднюю луки с живцом и пришитыми к нему, в его задней части, подушками, сглаживая все неровности и делая сиденье гладким и удобным.
Кожаные крылья - выходят из-под кожаной покрышки и расположены по бокам седла. Они служат для прилегания внутренних частей ног всадника. Передняя часть крыла должна быть утолщена для лучшего прилегания колена.
Путлища - поддерживают стремена, в которые упираются ступни всадника.
На том же рисунке, рядом, изображено спортивное седло. Такой тип седла рекомендуется почти для всех видов конного спорта, так как оно намного легче и тоньше строевого и дает возможность лошади и всаднику лучше чувствовать друг друга.
Спортивное седло имеет арчак, седалищные подушки, переднюю и заднюю подпруги, приструги, кожаную покрышку и крылья, путлища и стремена. Назначение частей спортивного седла такое же, как и в строевом седле.
К инвентарю всадника относятся также хлыст и шпоры, но шпоры нельзя надевать начинающим учиться ездить верхом - они приносят только вред. Начинающему всаднику, если лошадь его ленива, надо дать хлыст. Хлыст представляет из себя палочку диаметром 1-1,5 см и длиной 70-75 см. Хлыст может служить как для наказания лошади, так и для указания. Как указание он служит в тех случаях, когда им только дотрагиваются, а как наказание он должен применяться только в самых крайних случаях. При этом допускаются только один-два удара. Избивать животное запрещается.

НАДЕВАНИЕ УЗДЕЧКИ И СЕДЛОВКА

Прежде чем войти к лошади в денник или станок, нужно ее окликнуть. Подходят к лошади всегда с левой стороны, если же она стоит неудобно, следует сказать ей «прими» и заставить ее подвинуться, дав возможность подойти к ней с левой стороны. Если же лошадь строгая и не желает уступать вашим требованиям, можно зайти к ней с правой стороны, обойти ее спереди и, зайдя на левую сторону, заставить ее подвинуться вправо. Зайдя в денник или станок, прежде всего следует посмотреть в кормушку и убедиться в том, съеден ли лошадью корм. После этого осмотреть, чистая ли она. Бывает, что лошадь хотя и была вычищена, но после этого лежала. В этом случае ее снова нужно очистить от прилипшей грязи или подстилки. Надо также осмотреть копыта и расчистить их крючком. После этого можно надевать уздечку и седлать.
Если лошадь стоит в деннике без привязи, то на нее сначала надевают уздечку, а потом седлают. Если же она стоит в станке, на недоуздке,- сначала седлают, а потом надевают уздечку.
Взнуздывание происходит следующим образом: уздечку, принадлежащую данной лошади, берут в левую руку, расстегивают подбородный ремень, на который обычно пристегивается повод, и, взяв повод в правую руку, подходят к лошади с левой стороны и перекидывают его через голову на шею (рис. 6А). Когда повод перекинут на шею, правую руку пропускают под подбородок лошади и, обхватив голову, берутся за нос, перехватив из левой руки уздечку за середину нащечных ремней (рис. 6Б). Левой же рукой в это время берут удила и вставляют их в рот лошади. Плохо воспитанная лошадь иногда не берет сама удила, тогда надо вставлять их сбоку, где начинается беззубый край челюсти. В этом месте безопасно просунуть их пальцами.
Как только лошадь начинает брать железо, правую руку с уздечкой поднимают вверх и, помогая освободившейся левой рукой, заправляют суголовный ремень за уши и вынимают челку поверх налобника. Затем застегивают подбородный ремень (рис. 6В).
Если уздечка не пригнана, надо следить за тем, чтобы она не была слишком мала или велика. Для этого расстегивают пряжку нащечного ремня и отпускают или поднимают так, чтобы трензель лежал в углах рта спокойно, не опускаясь до зубов и не натягивая углов губ.
Когда лошадь взнуздана, ее можно начинать седлать. Седло с потником берут на левую руку и, подойдя к ней с левой стороны, правой рукой проводят по шерсти от холки до поясницы. Делая это движение, мы убеждаемся в том, что спина не имеет никаких шероховатостей или соринок, которые, попав между седлом и спиной лошади, могут привести к наминкам и вывести лошадь из строя.
Маленький комочек грязи или зернышко овса, случайно попавшие под седло, за один час езды могут вызвать потертость или наминку, которые в дальнейшем перейдут в воспаление, на лошади нельзя будет ездить несколько дней, а иногда недель и месяцев.
Проверка чистоты спины, перед тем как вы кладете на нее седло, имеет важнейшее значение. Также тщательно надо проверить чистоту потника.
Убедившись в том, что спина и потник чисты, вы кладете седло сначала ближе к холке, а затем продвигаете его по шерсти до правильного положения на спине. В это же время проверяется правильность положения потника, середина которого спереди и сзади должна совпадать с серединой седла. Нужно следить, чтобы он был равномерно виден из-под седла, нигде не подвертывался и не касался холки.
Правильное положение седла на спине лошади важно не только для спортсмена, который из-за неправильной седловки может проиграть соревнования, но и для каждого человека, пользующегося лошадью под седлом.
Седло устроено так, что, если оно правильно положено, тяжесть всадника, сидящего в нем, будет меньше мешать движениям лошади, потому что, как показано на рисунке 7, отвесная линия, проходящая через центр тяжести всадника, будет точно или почти совпадать с линией, проходящей через центр тяжести лошади. При таком положении лошадь и всадник будут наилучшим образом уравновешены между собой, что особенно важно при взаимодействии их движений.

На рисунке 8 показаны три различных положения седла на спине лошади - слишком вперед, слишком назад и правильное. В первом случае (А), когда седло положено слишком вперед, оно касается холки и во время езды может ее повредить. Кроме того, такое положение седла сильно загружает плечи лошади, что, в конечном итоге, приводит к хромоте.
Во втором случае (Б) седло положено слишком назад. Такое положение сильно загружает поясницу лошади.
В третьем случае (В) седло положено правильно. Оно лежит точно по спине лошади. Подпруга и путлища проходят по линии центра тяжести лошади.
Для правильного положения седла нужно, чтобы холка и верхний задний край лопатки лошади не были накрыты им, а задняя лука седла не должна быть за линией последнего ребра.
Когда вы убедитесь, что седло положено правильно, надо перекинуть подпруги на правую сторону и, обойдя лошадь спереди, расправить их так, чтобы они не были перекручены и вторая подпруга лежала на первой, то есть задняя на передней. Это требование относится к спортивному седлу, а в строевом седле подпруги ложатся друг от друга на ширину соединительного ремня.
Убедившись, что с правой стороны все в порядке, переходите на левую сторону и подтягивайте подпруги. Сначала подтяните переднюю подпругу, потом заднюю. Но никогда не следует подтягивать подпруги до отказа в конюшне. Подтянув только слегка, выводят лошадь в манеж или во двор и, перед тем как сесть в седло, подтягивают еще раз. Пройдя шагом минут пять-десять, нужно снова проверить подпруги и, возможно подтянуть их еще. Перед тем как садиться на лошадь, всегда проверяют, хорошо ли подтянуты подпруги. Если подпруги подтянуты слабо, при посадке седло съедет набок, а во время езды может стереть или намять спину лошади.
После того как вы подтянули подпруги, надо подогнать длину стремени. Длина путлища изменяется в зависимости от аллюра, от хода и скорости движения лошади и от длины ног всадника.
Для того чтобы изменить длину стремени, на путлище есть отверстия, благодаря которым его можно сделать короче или длиннее.
Для обычной езды длину путлища определяют по длине вытянутой руки(рис. 9). Если концы пальцев положить на пряжку путлища, а другой рукой взяться за стремя и, натянув, приложить к руке, стремя должно касаться туловища всадника. Такой способ подгонки стремян является наиболее удобным. Окончательная пригонка стремян производится в седле.
При расседлывании лошади сначала подтягивают стремена по нижнему ремню путлища кверху, до отказа, и все путлище пропускают в стремя как показано на рис. 10, а потом отстегивают подпруги, заднюю и затем переднюю, после этого седло снимают со спины лошади на левую руку, перекидывая правой подпруги через седло. Седло надо всегда класть аккуратно на место и протирать тряпочкой, так же, как уздечку. Особенно важно следить за чистотой и сухостью металлических частей, в том числе трензельного железа, так как от сырости и грязи они быстро ржавеют. Седлать и надевать уздечку надо уметь быстро и хорошо, без суетливости - уверенными и точными движениями.
Подседланную лошадь выводят из конюшни в поводу. Вести в поводу надо следующим образом (рис. 11): взяв концы поводьев в левую руку, правой возьмите их оба в кулак у подбородка лошади, около пряжек, разъединив поводья указательным пальцем. Затем, став у левого плеча лошади и посылая ее правой рукой вперед, двигаться с нею вместе. Нельзя выпускать поводья из левой руки, так как на них может наступить лошадь.
Когда вы выведете лошадь в манеж или во двор, на нее можно садиться.

КАК ПРАВИЛЬНО САДИТЬСЯ НА ЛОШАДЬ

Посадка на лошадь производится из положения «смирно», при котором всадник стоит у левого плеча лошади с поводьями, разобранными, как при вождении в поводу (рис. 12, А).
Для того чтобы научиться правильно и быстро садиться на лошадь, вначале надо делать это по разделениям, в три приема.
По счету «раз» - поворачиваясь направо, перекидываете повод правой рукой через голову на шею и, делая шаг вправо, одновременно выравниваете и натягиваете повод (рис. 12, Б и В).
Затем левой рукой повод перехватываете у шеи (с захватом гривы) и, сделав полуоборот направо, правой рукой беретесь за стремя, поворачивая его наружной стороной к себе (рис. 12, Г). На этом движении кончается первый счет.
По счету «два» - вставляете левую ступню в стремя, правой рукой беретесь за заднюю луку и толчком правой ноги, помогая руками, выходите в упор на левую ногу, вытянувшись на стремени (рис. 12, Д). Правой рукой опираетесь на переднюю часть седла и переносите прямую правую ногу через круп лошади, одновременно разворачиваясь лицом вперед и опускаясь плавно в седло (рис. 12, Е).
По счету «три» - «берете» правой ступней стремя, разбираете повод и принимаете положение правильной посадки на месте (рис. 13).
Стремя надо брать с наружной (от лошади) стороны, чтобы ремень путлища не перекручивался, а лежал гладко по голени ноги,
Проделав несколько раз посадку по разделениям на три счета, можно переходить к слиянию всех этих движений воедино и добиваться того, чтобы все они делались последовательно, быстро, четко и непринужденно, одно за другим.
Слезание с лошади происходит в обратном порядке до положения «смирно».
А именно: по счету «раз» - левой рукой берете оба повода с гривкой, а правой рукой опираетесь на переднюю луку и правую ступню вынимаете из стремени.
По счету «два» - правую Ногу переносите через круп и ставите на землю, левую ступню вынимаете из стремени и приставляете к правой.
По счету «три» - делая Полуоборот и шаг влево, снимаете повод с шеи и с поворотом налево становитесь в стойку «смирно».
После того как всадник научился правильно садиться и слезать, главной его задачей остается приобрести правильную посадку, то есть правильно держать туловище, руки и ноги, сидя на лошади.
При правильной посадке всегда туловище должно быть отвесным, голову также надо держать прямо и смотреть вперед.
Плечи должны быть.развернуты, спина прямая, поясница слегка прогнута вперед. Руки от плеча до локтя надо держать вдоль тела, отвесно и непринужденно согнутыми в локтях, с пальцами, сжатыми в кулак. Кулаки надо держать стоймя, на расстоянии 10-15 см друг от друга (рис. 13).
Бедро должно быть направлено вперед и вниз под углом, примерно 45° к вертикальной линии. Колено плотно прижато к седлу. Голень направлена от колена назад и вниз, образуя под коленом угол примерно 105-115°.
Ступня должна быть всегда в горизонтальном положении, и надо следить, чтобы с первых же уроков носки не опускались вниз, что часто наблюдается у начинающих всадников.
Посадка, описанная выше, обязательна для положения на месте и на очень медленных движениях на рыси и галопе. С увеличением скорости движения корпус подают вперед и рекомендуется укорачивать стремя.
При укорачивании стремени подколенный угол уменьшается, но он никогда не должен быть менее прямого угла, даже в скачке (рис, 14).
Необходимо следить, чтобы нога от колена вниз не уходила слишком вперед или назад, а сохраняла правильное положение, при котором перпендикуляр, опущенный от колена вниз, должен касаться носка сапога, а пятка лежать у бока, сразу за подпругой. Это положение нижней части ноги не должно изменяться ни при каких обстоятельствах. Короткое у вас стремя или длинное, сильно подан корпус вперед или вы сидите прямо - положение ноги от колена вниз всегда должно быть одно и то же.
После того как вы усвоите требования правильной посадки, можно переходить к изучению средств и способов управления лошадью.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОШАДЬЮ

Средств управления лошадью существует три - шенкель, повод и корпус.
Шенкелем называется внутренняя часть ноги всадника от колена до пятки. Шенкель является основным средством управления. Сжимая или толкая лошадь шенкелями, мы заставляем ее двигаться вперед. При работе шенкеля колено и бедро нужно плотно прижимать к седлу.
Повод является вторым и не менее важным средством управления. Он служит для направления и регулирования скорости движения лошади. Если надо замедлить движение или совсем остановить лошадь, то всадник равномерно натягивает оба повода не себя. Если с места надо двигаться вперед или ускорить движение, то повод слегка освобождают, но никогда не бросают совсем. Поводом указывают лошади и направление движения: при повороте направо натягивают правый повод, при повороте налево - левый.
Повод может быть короче и длиннее в зависимости от того, где вы перехватите его руками. На рисунке 15,А изображен всадник с поводом, разобранным слишком длинно. При таком разборе, когда он начнет натягивать повод на себя, его локти уйдут за линию корпуса, а кулаки наткнутся на туловище - он будет вынужден отклонить корпус назад. Все это сделает его посадку неправильной.
Нельзя перехватывать повод и слишком коротко. В этом случае руки и корпус потянутся слишком вперед и посадка также станет неправильной (рис. 15,Б).
Работая поводом, надо помнить, что он соединен с трензельным железом, лежащим во рту лошади, на беззубом крае челюсти, и что всякое резкое и грубое движение вызовет у нее болезненное ощущение. Следовательно, работать поводом надо спокойно, без рывков, набирая его если даже и сильно, но мягко.
Существует три способа разбора поводьев при езде.«на уздечке»-поучебному, по-строевому и по-скаковому.
Все три способа разбора поводьев показаны на рисунке 16. На примере «а» показан разбор повода по-учебному. При этом разборе левый повод берут в левую руку, а правый - в правую. Повод пропускается в кулак снизу вверх между мизинцем и безымянным пальцем и выходит между большим и указательным пальцами. Концы поводьев перекидываются на левую сторону шеи лошади. Кулаки держатся стоймя на расстоянии 10-15 см друг от друга около холки лошади.
На примере «б» показан разбор по-" вода по-строевому. При этом разборе оба повода берут в левую руку, пропуская левый повод между мизинцем и безымянным пальцами, а правый повод - между указательным и средним. Концы же поводьев пропускают между указательным и большим пальцами на правую сторону шеи лошади. Кулак держится пальцами вниз. Разбор повода по-строевому применяют только во время приветствий, игр, рубки лозы и во всех других случаях, когда правая рука всадника должна быть свободна от повода.
На примере «в» показан разбор повода по-скаковому. В этом случае повод разбирают в обе руки - левый в левую и правый в правую, но концы каждого повода пропускают еще дополнительно в другую руку, образуя таким образом петлю. Такой разбор повода рекомендуется только для гладких скачек. Петля упирается на шею лошади, а руки, опущенные по бокам шеи, пользуются этой петлей, как рычагом.
Корпус всадника также играет большую роль в управлении лошадью. Если всадник не будет сопровождать движениями своего корпуса движения лошади, то он будет ей неудобен, будет сильно утомлять ее, мешать ей правильно двигаться.
Положение корпуса должно быть всегда в соответствии с движением лошади. При начале любого движения или при увеличении его темпа корпус надо подавать вперед. Чем больше скорость движения, тем больше корпус подается вперед. При поворотах корпус наклоняется в сторону поворота, и чем круче поворот, чем на большей скорости он исполняется, тем больше корпус подается в сторону поворота.
Эти три средства управления являются основой верховой езды и применяются в постоянном взаимодействии между собой. Умение всадника в нужный момент правильно и мягко применять все три средства управления и будет определять его искусство езды верхом. Управлять лошадью надо так, чтобы со стороны не было видно, что делает всадник, чтобы казалось, что всадник ничего не делает, а лошадь под ним делает все сама.

МУНДШТУЧНОЕ ОГОЛОВЬЕ, ЕГО ПРИГОНКА И НАЗНАЧЕНИЕ

Для участия в двоеборье надо уметь выполнять элементарные упражнения в манеже, пользуясь мундштучным оголовьем (рис. 17). Оно отличается от уздечки тем, что имеет дополнительную пару нащечных ремней и поводьев, к которым присоединяется второе железо-мундштук (рис. 18).
Мундштук служит для усиления действия повода, но действовать им надо очень осторожно и мягко и лошадь к нему приучать постепенно. Резкое и грубое действие мундштуком приводит к порче лошади и дурноезженности. При подгонке железа мундштук располагают на два пальца ниже трензеля на беззубом крае челюсти лошади, но так, чтобы он не касался клыков (рис. 19). Грызло мундштука бывает разной толщины. Чем чувствительней рот, тем мягче (толще) должно быть грызло и короче рычаги щечек мундштука.
При натягивании поводьев мундштук не должен слишком заваливаться. Его положение по отношению к нижней челюсти не должно превышать 90°. Чтобы это положение не нарушалось, за верхние кольца щечек мундштука прикрепляют соединительную цепочку или ремешок, проходящий по подбородку лошади.
При работе без цепочки или ремешка мундштук пригоняют немного выше, и рекомендуется надевать переносной ремень, проходящий через мундштучные нащечные ремни. Он не будет давать мундштуку становиться в неправильное положение.
Мундштук является очень сильным рычагом действия на нижнюю челюсть лошади, и пользоваться им надо очень мягко.
Мундштук применяется только для сдачи в затылке и установки головы лошади. Во всех остальных случаях (повороты, постановления, поднятие головы вверх) употребляется трензель.
Для езды на лошади с мундштучным оголовьем существуют несколько способов разбора поводьев.
Для манежной езды двоеборья лучше всего разбирать повод в две руки, как показано на рис. 20,- правые поводья в правой руке, левые - в левой, трензельные поводья - наружу, мундштучные - внутрь.
Усиливая работу повода при использовании мундштучного оголовья, надо соответственно усилить и шенкель - шпорой.
Лучшая спортивная шпора - с шариком на конце (рис. 21). Она достаточно усиливает шенкель и не ранит боков лошади.
Говоря о мундштучном оголовье, его пригонке и назначении, мы особо обращаем внимание инструкторов, тренеров и самих занимающихся на то, что им надо пользоваться только в исключительных случаях при выполнении определенных разрядных нормативов или при подготовке (тренировке) лошади для участия в ответственных соревнованиях, где применение мундштучного оголовья является неизбежной мерой. В обычном процессе проведения учебно-тренировочных занятий пользоваться мундштучным оголовьем и шпорами не следует.

АЛЛЮРЫ, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И КОМАНДЫ

Аллюры - это движение лошади с различной скоростью. Шаг, рысь, галоп являются основными естественными аллюрами.
Что же представляет из себя каждый из этих аллюров?
Все они отличаются друг от друга по количеству так называемых темпов, которые определяются количеством ударов копыт о землю.
Шаг - это аллюр, который имеет четыре темпа, то есть лошадь поочередно, подиагонально ставит на землю каждую из четырех ног, а именно:
левую заднюю - правую переднюю, правую заднюю - левую переднюю.
Для того чтобы двинуться вперед шагом из положения стоя на месте, вы прежде всего должны проверить правильность посадки. Убедившись в этом, подаете чуть-чуть корпус вперед и, смягчив натяжение повода, даете толчок одновременно обоими шенкелями. После того как лошадь двинулась, надо в соответствии с вашей задачей отрегулировать скорость движения, сокращая его, удерживая лошадь поводом, если она пошла слишком быстро, и посылая ее шенкелями, если она пошла медленнее, чем вам было нужно.
После того как вы освоились с движением лошади на шаге по прямой, переходите к изучению движения на повороте. Если надо повернуть налево, вы подаете корпус влево и, подталкивая шенкелями, набираете на себя левый повод. Помните, что, набирая на себя повод, вы останавливаете движение, поэтому, работая поводом, если вам нужно сохранить прежнюю скорость движения, вы должны соответственно усилить работу шенкелей. Во время поворота лошадь должна принять согнутое в сторону поворота положение.
Во время исполнения поворота надо ощущать все движения лошади и внимательно следить за ними. Если она начинает останавливаться, это значит, что повод работал сильнее, чем шенкель. Но всадник не должен ждать, пока лошадь остановится, - он должен почувствовать значительно раньше, что она начинает замедлять движение, чтобы остановиться, и быстро шенкелями предотвратить остановку.
Езда верхом требует большого внимания от всадника. Вы должны приучить себя всегда следить за поведением лошади, за ее движением, приучить себя хорошо чувствовать и осознавать эти движения и в случае, если они не соответствуют вашим требованиям, быстро применять необходимые средства управления для исправления ошибки.
Когда вы начнете легко справляться с лошадью на шаге по прямой, при остановках и на поворотах, можно переходить к изучению рыси.
Рысь - аллюр в два темпа, то есть лошадь ставит в один темп две ноги по диагонали и на второй темп толчком вперед и вверх перепрыгивает на две ноги по другой диагонали (если первый темп - левая передняя и правая задняя, то есть левая диагональ, то второй темп - правая передняя и левая задняя, то есть правая диагональ). В момент перехода с диагонали на диагональ получается прыжок, благодаря которому лошадь подкидывает всадника, сидящего на ее спине. Эти толчки создают трудность в обучении верховой езде, которую начинающему всаднику приходится преодолевать в течение многих дней, пока он не научится легко и непринужденно воспринимать толчки лошади на учебной рыси.
Чтобы укрепить посадку всадника, применяют учебную рысь со стременами и без стремян. На учебной рыси всадник сохраняет отвесное положение корпуса и уравновешивается, поддерживая это равновесие внутренней стороной ног.
Этот аллюр самый трудный потому, что лошадь, идущая рысью, делает непрерывный ряд толчков, во время которых начинающий спортсмен теряет равновесие и чувствует себя очень неуверенно, а иногда даже падает. Но именно поэтому езда учебной рысью без стремян совершенно необходима при обучении езде верхом, и ей надо отводить самое большое место, так как это - основное средство, укрепляющее посадку и развивающее равновесие всадника на лошади. Сидеть на лошади при учебной рыси надо спокойно, непринужденно, сохраняя правильную посадку, не двигая руками, плечами или ногами.
Для того чтобы лошадь с шага перешла на рысь, надо усилить действие шенкелей частыми толчками до тех пор, пока она этого не сделает. Горячей лошади иногда достаточно только освободить повод - и она уже переходит на рысь, более спокойной лошади надо дать толчок шенкелями, а ленивой лошади надо дать несколько быстрых и резких толчков подряд. Всадник должен чувствовать, какого посыла требует его лошадь, и работать шенкелями столько, сколько это необходимо.
Начинающему всаднику не надо ездить на учебной рыси слишком долго, особенно в первые занятия. Лучше повторить езду учебной рысью четыре-пять раз по одному или по два круга манежа или площадки, на которой вы занимаетесь. Постепенно, по мере успеваемости, длину реприза можно увеличивать, но не более 10 мин. Учебной рысью надо ездить со стременами и без стремян и обязательно в одну и в другую сторону манежа или площадки.
Не держитесь пятками за лошадь, помните, что ступня всегда должна быть параллельна земле, а носок естественно развернут. Очень важно добиться на учебной рыси сохранения правильного положения посадки. Во время езды учебной рысью без стремян полезно проделывать гимнастические упражнения, способствующие развитию равновесия и непринужденности у всадника. На рисунке 22 показан ряд упражнений, которые надо проделывать сначала на шаге, а потом, когда всадник освоится с рысью, - на рыси.
На поворотах при движении рысью поступают так же, как и на шаге, следя за тем, чтобы лошадь шла в одном и том же темпе и уж ни в коем случае не останавливалась или не переходила на шаг.
Кроме учебной рыси, существует так называемая строевая, или облегченная, рысь. Она заключается в том, что всадник, привставая на стременах, подает корпус вперед и вверх, пропуская в это время один толчок. Опустившись в седло, всадник сейчас же поднимается снова и т. д. Эти опускания и приподнимания должны производиться ритмично, в соответствии с ритмом движения лошади.
Равновесие при этой рыси устанавливается уже не по седалищу, как при учебной рыси, а по ступне, через колено. Корпус слегка подается вперед. Упор на стремя увеличивается. Не надо подниматься высоко от седла, а делать это лишь на столько, чтобы пропустить темп.
Строевая рысь может быть обычной и прибавленной. Прибавленная рысь - это очень быстрый аллюр, она может достигать скорости свободного галопа.
Во время движения рысью руки не должны болтаться, а локти не должны отходить от туловища. Подколенный угол во время привставания будет увеличиваться, а в то время, когда всадник будет опускаться в седло, - уменьшаться, но колено должно плотно лежать на крыле седла в одном и том же месте.
Шенкеля всегда должны ощущать бока лошади и, если надо, посылать ее в тот момент, когда всадник опускается в седло. Особенно надо следить за тем, чтобы ступня была параллельна земле и чтобы при привставании на стременах шенкель не уходил вперед, а сохранял правильное положение у боков лошади.
Когда вы освоитесь с управлением на учебной и строевой рыси по прямому направлению, можно перейти к изучению перемен направления, вольтов, заездов и поворотов.

При обучении езде верхом для выполнения различных упражнений применяют ряд команд. Основные из них надо знать каждому коннику.
Все команды, кроме команды «Смирно» или «Повод», делят на две части - предварительную и исполнительную. Предварительная команда дает возможность всаднику успеть сообразить, какими способами управлять и как надо воздействовать на лошадь. Исполнительная команда «Марш» у конников подается протяжно - «ма-арш», чтобы всадник успел передать свое требование лошади.
Таким образом, услышав предварительную команду, нужно быстро сообразить, что требуется сделать по этой команде, чем и как воздействовать на лошадь, чтобы она выполнила эту команду, и подготовить ее к выполнению движения. По исполнительной команде заставляют лошадь подчиниться и выполнить требуемое движение.
Самые необходимые команды следующие:
«Шагом - ма-а-рш!». По команде «Шагом» вы соображаете, что надо смягчить повод и выслать лошадь шенкелями вперед. По команде «Ма-арш!» вы высылаете лошадь и двигаетесь шагом.
«Рысью - ма-арш!» - все переходят на строевую рысь. Если же надо идти учебной рысью, то подается команда «Учебной рысью - ма-арш!».
«Смена (или всадник) - сто-о-й!» - по предварительной команде надо сообразить, что сейчас будет команда «Стой»,- значит надо натянуть повод и прекратить движение. По исполнительной команде «Сто-о-й!» останавливают лошадь и стоят по команде «Смирно»; лошадь должна стоять ровно на всех четырех ногах.
«Перемена направления (из угла или через манеж) - ма-а-арш!» Перемену направления делают с того места, где застает исполнительная команда: если из угла, то по диагонали манежа или площадки, на которой вы занимаетесь. Подавать исполнительную команду надо с таким расчетом, чтобы поворот получился, когда лошадь пройдет шесть шагов от угла по длинной стенке или по диагонали не дойдет шести шагов до противоположного угла. Таким образом повороты выйдут не резкие, а плавные (рис. 22, А).
Перемену направления через манеж делают там, где вас застала команда «Ма-а-рш!», и перпендикулярно на противоположную стенку, переменив направление движения (рис. 22, Б).
«Направо (или налево) назад - ма-а-рш!» - по команде «Ма-а-арш!» делают полувольт (полукруг) диаметром 5-6 м и, подойдя к стенке полуоборотом, двигаются в обратном направлении (рис. 22, В).
«Вольт налево (или направо) - ма-а-рш!» - по исполнительной команде делают полный круг диаметром 5-6 м, отходя от стены и подходя к ней обратно, и продолжают движение в первоначальном направлении (рис. 22, Г).
«Налево (или направо) кругом - маа-рш!» - по исполнительной команде должна последовать полная остановка, а затем движение передних ног лошади вокруг задних в указанную сторону. Задние ноги лошади должны повернуться на месте, а передние описать окружность, при этом голова лошади должна смотреть в сторону поворота, а осью поворота служит внутренняя задняя нога (рис. 23, б).
«Налево (или направо) кругом на переду - ма-а-арш!» - по исполнительной команде должна последовать полная остановка и затем движение зада лошади вокруг переда. Ее передние ноги должны переступать на месте, а задние описывать окружность. Голова лошади должна быть направлена а сторону движения задних ног, а осью поворота должна быть внутренняя передняя нога (рис. 23, а).
«Назад равняйся - ма-а-рш!». Эта команда обычно подается из положения стойки на месте - надо осадить лошадь назад на 3-4 шага и остановить ее, затем повторять это движение до команды «Стой!».
Наиболее трудные из этих упражнений - повороты «кругом» на заду и на переду, так как они требуют раздельной работы каждого шенкеля и уже некоторого навыка во взаимодействии шенкеля, повода и корпуса, которые действуют всегда в сторону поворота. Поэтому эти упражнения применяют только в конце первого года обучения, когда всадники становятся более опытными.
При переходе от большего аллюра к меньшему, как, например, из галопа в рысь или из рыси в шаг, команда «Марш!» не подается, а просто подаются протяжные команды: «Р-р-рысь-ю» или «Ша-а-гом!»
Перемены направлений, вольты и заезды можно производить группой всадников, самостоятельно и по головному номеру. Для того, чтобы сделать движение «по головному номеру», перед предварительной командой добавляют слова: «По головному номеру...»
Например: «По головному номеру, направо-назад - ма-а-рш!» или «По головному номеру перемена направления через середину манежа - ма-арш!» и т. д.
На заездах и вольтах лошадь должна быть согнута в боку по окружности, которую вы описываете данным поворотом.
Этой согнутости можно достигнуть, действуя внутренним поводом на голову лошади и работая шенкелями, из которых наружный отведен немного назад (рис. 24). Положение, которое этим достигается, называется постановлением лошади в сторону поворота. При этом внутренний шенкель является как бы осью поворота.
Надо научиться делать постановление в одну и другую стороны, идя и по прямой, но здесь оно гораздо более незначительное, чем при поворотах. Обычно достаточно того, чтобы видеть задний край глаза лошади, но, идя по прямой, надо следить за тем, чтобы лошадь не откидывала зада в сторону, а ставила задние ноги по следу передних (рис. 25).
Хорошо усвоив, что такое постановление, и научившись легко его добиваться, можно переходить к следующему аллюру - галопу.
Галоп - аллюр в три темпа. Лошадь, оперевшись, например, в первый темп на левую заднюю ногу, ставит вторым темпом левую переднюю и правую заднюю ногу (левую диагональ), выходя третьим темпом на правую переднюю, и затем повторяет эти движения, разделенные моментом подвисания в воздухе между третьим и первым темпом, до тех пор, пока вы ее не переведете на рысь или шаг.
Галоп, у которого третий темп попадает на правую переднюю, называется галопом с правой ноги, а галоп, у которого третий темп попадает на левую переднюю - галопом с левой ноги.
Все выезженные лошади должны уметь подниматься а галоп и с левой и с правой ноги, а каждый всадник первого года обучения должен уметь заставить лошадь подняться с определенной ноги в галоп.
При езде в манеже, по стенке, по команде «Галопом - ма-а-рш1» лошадь поднимают всегда с внутренней ноги, а именно: при езде налево - с левой, при езде направо - с правой. Если лошадь идет с наружной ноги, такой галоп называется контргалопом.
Во время езды надо всегда внимательно как бы прислушиваться к движению лошади и своевременным посылом стараться предупредить неповиновение. Если лошадь пытается ускорить галоп - шенкель должен быть совершенно спокоен, а действие повода усиливается.
Для всадника, умеющего хорошо сидеть на учебной и строевой рыси и могущего выполнять все вышеперечисленные упражнения, езда галопом не представляет никакой трудности.
На рисунке 26 показаны способы посадки всадника:
А - на всех сокращенных движениях - шаг, сокращенная рысь, сокращенный манежный галоп - стараться сохранять отвесное положение корпуса; равновесие по седалищу; Б - посадка при езде строевой рысью и в полевых условиях - равновесие по ступне; В - посадка для соревнований с прыжками и для кроссов - равновесие по ступне, корпус сильно подан вперед.
Ни при каких случаях, кроме продолжительных спусков с горы, не следует подавать корпус назад.

Скорости нормальных аллюров:
шаг - 10 мин 1 км;
рысь учебная - 7-8 мин 1 км;
рысь строевая - 5 мин 1 км;
рысь прибавленная - 3-4 мин 1 км;
галоп манежный - 7-8 мин 1. км;
галоп свободный - 3-4 мин 1 км;
галоп полевой - 2-2,5 мин 1 км;
карьер - галоп в полную возможность лошади (резвый галоп).

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ

Когда вы научитесь сохранять правильную посадку и чувствовать себя непринужденно при езде без стремян на рыси, можно перейти к прыжкам через препятствия.
На рисунке 27 показан прыжок лошади с сидящим на ней всадником. Лошадь, прыгая, описывает траекторию, а задача всадника не выйти из равновесия с лошадью во все время прыжка, иначе он помешает ей сделать прыжок правильно и будет нарушена траектория прыжка.
Для того чтобы не выйти из равновесия с лошадью, вы должны перед прыжком подать корпус вперед, сохраняя спину прямой, а руки с поводом, разжимая в локтях, подать вперед по поводу настолько, насколько это потребуется лошади, для того чтобы она могла вытянуть голову и шею. Во время прыжка очень важно не помешать свободе головы, шеи и поясницы лошади, так как благодаря им она уравновешивается в момент прохождения над препятствием и в момент приземления. Малейшая помеха всадника ведет к тому, что лошадь нарушает правильность траектории полета и цепляет за препятствие передними или задними ногами.
Начинающему рекомендуется на первых прыжках держаться за гриву - это предохранит лошадь от дерганья поводом и создает всаднику более устойчивое положение на прыжке, благодаря которому легче будет сохранить правильную посадку.
После того как вы освоитесь с прыжками, надо постепенно приучать себя прыгать, не держась за гриву, подавая руки вперед по поводу. После прыжка, когда лошадь уже коснется земли задними ногами, всадник приводит руки и корпус в прежнее положение в соответствии со скоростью и аллюром, какими он ехал до прыжка и какими он собирается ехать дальше.
Обучение прыжкам начинается с перешагивания лежащей на земле жерди или бревна. Потом нужно то же самое проделать на рыси, и если все идет гладко, то есть лошадь охотно идет на прыжок и всадник, освоившись с прыжком, сохраняет правильную посадку, можно начинать прыгать с галопа.
Постепенно, по мере усвояемости, можно повышать и расширять препятствия, но в первый год обучения не рекомендуется их ставить выше одного метра. Лучше работать над отшлифовкой техники прыжка.
Надо ознакомить всадника со всеми типами препятствий, разнообразя их, ставя в различных направлениях, а также в системах, в один, два и три темпа. Под словом "темп" здесь подразумевается расстояние в метрах, захватываемое лошадью за один темп галопа. Составляя систему препятствий, тренер должен учитывать, что, если он ставит препятствие в один темп, он должен их поставить друг от друга на расстоянии 3-3,5 м, если в два темпа, то на расстоянии 7-7,5 м, если в три темпа, то на расстоянии 10,5-11 м, и т. д.
Прыжки в системах, и в особенности без стремян, хорошо отрабатывают непринужденную, правильную. посадку. На каждом уроке надо прыгать обязательно и со стременами и без стремян.

Имеется ряд стандартных препятствий (рис. 28), с которыми необходимо ознакомиться каждому коннику,- любые из них могут встретиться при классификационных соревнованиях на спортивный разряд или на любых официальных соревнованиях. Все высотные препятствия могут иметь перед собой или сзади себя канаву или заложение. Начинают " прыгать через канавы с незначительной ширины до 0,5 м и потом постепенно их расширяют.
Если лошадь или всадник плохо прыгают через какое-нибудь препятствие, это значит, что они еще слабо подготовлены. В этом случае надо сейчас же понизить требование и прыгать через препятствия, которые им по силам.

ВИДЫ КОННОГО СПОРТА

По разнообразию различных видов состязаний конный спорт уступает только легкой атлетике. Основными, или, как говорят, классическими, видами конного спорта принято считать: скачки, преодоление препятствий, троеборье (манежная езда, полевая езда, преодоление препятствий), выездку лошади. Однако соревнования проводятся не только по этим классическим видам конного спорта.
В настоящее время насчитывается тринадцать видов конного спорта, по которым проводятся спортивные соревнования, к тому же некоторые из них, в свою очередь, подразделяются на отдельные виды в соответствии с условиями соревнований.
Ниже приводится краткая характеристика отдельных видов соревнований по конному спорту и условий их проведения.
Гладкие скачки - это соревнование проводится по гладкому кругу скаковой дорожки не менее одного километра длиной. Все участники скачки выравниваются, и старт дается с хода. Выигрывает тот, кто придет первым. Гладкие скачки бывают на дистанции от 1200 до 10000м. Лошади до четырех лет скачут на дистанции не более4000 м, лошади более старшего возраста скачут на большие дистанции (рис. 29).
Скачки барьерные - проводятся на той же скаковой дорожке, где проходят и гладкие скачки, только на каждый километр ставятся по три наклонных Препятствия типа засеки или плетня высотой 80-100см. Эти скачки проводятся на дистанции 2000 и 3000 м, участвуют в скачках лошади не моложе трех лет (рис. 30).
Скачки с препятствиями (стипль-чез) - также проводятся на скаковой дорожке по кругу или восьмеркой. Дистанция 4000 и 6000 м. В скачке с препятствиями на 4000 м ставят 12 препятствий разного типа высотой 90-120см. В скачке с препятствиями на 6000м ставят 18 препятствий высотой от 100 до 130см с шириной канавы до 4 м. Лошади в этом виде скачек должны быть старшего возраста и уметь очень хорошо прыгать через все типы препятствий (рис. 31).
Кросс - эта скачка проводится по пересеченной местности, по определенному маршруту на дистанции от 3000 до 10 000 м. По трассе кросса должны встречаться различные естественные препятствия - заборы различных типов, канавы, земляные валы, подъемы, спуски и броды. По всему маршруту ставятся направляющие флаги на таком расстоянии друг от друга, чтобы всадник, проезжая один флаг, видел следующий.
Судьи по трассе расставляются так, чтобы видеть правильность прохождения участников по маршруту соревнований.
Преодоление препятствий - это соревнование проводится на ровной полевой площадке или в манеже по определенному маршруту с нормой времени. Учитывается чистота преодоления препятствий и резвость лошади. Эти соревнования по своей трудности делятся на классы:
легкий класс - препятствий - 8, прыжков-8, высота 90-100см, ширина канавы 2 м, ширина заложения 100см, резвость 350 м/мин;
средний класс - препятствий-10, прыжков-12, высота 100- 110см, ширина заложения 150см, ширина канавы 2,5 м, резвость 350 м/мин;
трудный класс и высший класс.
В паркуре любого класса препятствий предельных высот должно быть не менее двух. В манеже канава заменяется широтным препятствием (рис. 32).
Кроме названных выше соревнований по преодолению препятствий, проводятся также соревнования, имеющие специальные наименования:
«Охотничьи», «С шестью препятствиями», «До первой ошибки», «По выбору», «Американские», «Эстафета», «Эстафета до первой ошибки», «На мощность прыжка», «На кубок». В зависимости от подготовки спортсменов и лошадей состязания проводятся различной сложности.

Кубок СССР является групповым соревнованием в преодолении препятствий. Команда состоит из четырех человек, а зачет производится по результатам трех лучших. Маршрут трудности - высшего класса. Это соревнование проходит в два гита. Пройдя маршрут один раз, все участники в порядке номеров повторяют его. Побеждает тот, кто наберет наименьшее количество очков в каждом из двух гитов. Препятствия устанавливают по любому маршруту. У каждого препятствия ставятся ограничители, тумбы или откосы, а также порядковый номер, хорошо видный как участникам, так и судьям. Перед первым и после последнего препятствия ставятся створы старта и финиша, при прохождении которых судья фиксирует время, затраченное участником на прохождение маршрута. Старт в соревнованиях по преодолению препятствий раздельный. Учитываются резвость и чистота преодоления препятствий.
Троеборье - соревнование, продолжающееся в течение трех дней. Все три дня спортсмен обязан выступать на одной и той же лошади. В первый день проводятся испытания по выездке лошади в манеже 60Х20 м по определенной программе. Во второй день проводятся полевые испытания на силу и выносливость в условиях пересечённой местности: езда по дорогам в норму времени; стипль-чез на резвость; повторная езда по дорогам (в норму времени); кросс по пересеченной местности на резвость. В третий день проводится испытание работоспособности лошади после полевых испытаний в преодолении препятствий по определенному маршруту на площадке. Результаты трех дней суммируются.
Рекордные прыжки осуществляются в высоту, в ширину и высотно-широтные (рис. 34 и 35).

Пробеги - это один из самых трудоемких видов конного спорта, так как он требует продолжительной и очень тщательной подготовки лошади. Пробеги бывают скоростные и на выносливость. Скоростные пробеги на 50 и 100 км проходят на галопе. Пробеги на выносливость проводят на более длинные дистанции, и, участвуя в них, можно использовать переменные аллюры.
Соревнования по выездке проходят по программе «Малый приз», «Средний приз» и «Большой приз». Соревнования заключаются в исполнении сложных фигур выездки и переходов из одной фигуры в другую. Фигуры исполняются в строгой последовательности, по программам, на память, в манеже размером 60Х20 м (рис. 36).

Рубка лозы - это соревнование, на котором проверяются сила и точность удара и укола шашкой на большой скорости. На дистанции 200 м всадник должен поразить 12 целей, в том числе сделать два укола (рис. 37).
Вольтижировка - это соревнование в гимнастических упражнениях, выполняемых спортсменом на лошади, идущей рысью или галопом по кругу диаметром 13 м (рис. 38).

Джигитовка - этот вид соревнования требует от всадника большой ловкости, смелости и выносливости, так как на полном ходу он делает соскоки, вскоки, всевозможные вертушки, пирамиды, стойки и др. (рис. 39).

Конные игры очень распространены в тех республиках, где конный спорт является традиционным, национальным видом спорта. Эти игры имеют свои строго определенные правила и требуют от всадника большого мастерства.
Но есть игры, которые доступны спортсменам даже III разряда: «Стойло», «Джимхана» и «Лисичка». Их можно рекомендовать для любых соревнований, .для начинающих спортсменов, особенно «Стойло» и «Джимхана», условия которых можно всегда изменить с учетом степени подготовленности всадников.

О РАЗРЯДНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ПО КОННОМУ СПОРТУ

Систематически занимаясь конным спортом, можно быстро стать спортсменом-разрядником. В Единой всесоюзной спортивной классификации установлены нормативные требования, выполнение которых дает право на присвоение спортивных разрядов: III, II, I и мастера спорта СССР.
Ниже приводятся нормативные требования для III и II разрядов.
Чтобы выполнить нормативы III разряда, необходимо на любых официальных соревнованиях показать следующие результаты.
Преодоление препятствий - при высоте препятствий 90- 100 см, ширине у основания до 100 см, ширине поверху до 80 см, ширине канавы 2 м, количестве препятствий не менее 8, из них высотой 100 см не менее двух,- пройти маршрут без штрафных очков.
Чтобы выполнить нормативы II разряда, необходимо на любых официальных соревнованиях показать по одному из видов конного спорта следующие результаты:
1. Двоеборье - манежная езда по программе для основных лошадей. Преодоление препятствий - высота препятствий 100-120см, ширина у основания до 150см, ширина поверху до 120 см, прыжков 12, из них высотой 120 см не менее двух. По обоим видам набрать не более 80 штрафных очков.
2. Преодоление препятствий -при высоте препятствий 100- 110см, ширине у основания 150см, ширине поверху до 120см, ширине канавы 2,5м, препятствий не менее 10, прыжков 12, из них высотой 120 см не менее двух. Пройти маршрут без штрафных очков или «Трудный класс «В» - 4 штр. очка.
3. Выездка - набрать не менее 52 % положительных баллов по программам средних, малых и юношеских езд.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗРЯДНЫХ ТРЕБОВАНИИ

При проведении соревнований по преодолению препятствий в закрытомманеже канава может быть заменена широтным препятствием.
На рисунке 39 показан примерный паркур (маршрут) для соревнований начинающих спортсменов или для классификационных соревнований по нормативам 111 спортивного разряда.
На рисунке 40 показан примерный маршрут для классификационных соревнований по нормативам 11 спортивного разряда.
Препятствия должны иметь откосы или ограничители в виде тумб или пик с флажками. Кроме того, каждое препятствие должно иметь порядковый номер.
Перед первым и после последнего препятствия должны быть створы старта и финиша, по прохождении которых засекается время прохождения всадником данного паркура.
Повал препятствия оценивается в 4 штрафных очка.
Первое неповиновение (закидка, обнос, вольт на паркуре) - 3 штрафных очка.
Второе неповиновение - 6 штрафных очков.
Третье неповиновение - всадник исключается из соревнований.
Падение с лошадью или без лошади - 8 штрафных очков.
Всадники, прошедшие без штрафных очков паркуры, примерно изображенные на рисунках, имеют право на получение соответственно III и II спортивного разрядов.

А. ЛЕВИНА, заслуженный мастер спорта СССР

(Продолжение следует)

Прочитал сам,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!