Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Японские мечи виды и описание. Японское оружие и его виды

Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.

Дай-сё
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Катана
Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.

Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.

Тати
Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».

Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Нодати
Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу.Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"

Кодати
Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.

Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

Бисэнто
Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.

Нагамаки
Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.

Цуруги
Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Син-гунто
Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.

Сикомидзуэ
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.

Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.

Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Период правления сёгуната Токугава с 1603 года был связан с уходом в прошлое искусства владения копьем. На смену кровопролитным войнам пришла эпоха техники и совершенствования воинского состязания на мечах. Искусство, связанное с именовалось «кэндзюцу», со временем превратилось в средство духовного самосовершенствования.

Значение самурайского меча

Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.

Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу - токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.

Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.

Комплект японского воина

Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) - основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».

Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку - самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.

Виды самурайских мечей

Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов используемых воинами.

  • Цуруги, тёкуто - древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
  • Кэн - прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
  • Тати - большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
  • Нодати или одати - сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
  • Танто — кинжал (до 30 см длиной).
  • Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.

Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.

Меч катана

Катана - боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 - 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.

Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана - это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.

История катаны

В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.

Секреты изготовления катаны

Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной - режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.

В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.

Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.

Владение катаной

Длинная рукоять меча позволяет эффективно им маневрировать. Для удержания катаны используется хват, конец рукояти которого надо держать в середине левой ладони, а правой рукой сжать рукоять около гарды. Синхронный взмах обеих рук давал возможность воину получить широкую амплитуду взмаха, не тратя много сил. Удары наносились вертикально по мечу или рукам врага. Это позволяет убрать оружие противника с траектории атаки, чтобы поразить его следующим взмахом.

Древнее японское оружие

Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.

  • Юми или о-юми - боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
  • Яри - копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
  • Бо - военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
  • Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
  • Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
  • Тэссэн или дансэн утива - боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
  • Дзиттэ - боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
  • Нагината - японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское
  • Кайкэн - боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.

В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.

Катана-кадзи

Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.

Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ - ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ - парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Убийство на перекрестке дорог

Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) - название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.

Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ - тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.

В чем секрет остроты катаны?

Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.

На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.

Заключение

Настоящий самурайский меч, цена которого баснословна, как правило, является ручной работой древнего мастера. Такие орудия трудно найти, так как они передаются в семьях по наследству как реликвия. Самые дорогие катана имеют мэи - клеймо мастера и год изготовления на хвостовике. На многие мечи наносилась символическая ковка, рисунки из отгоняющие злых духов. Ножны для меча также украшались орнаментами.

Мы так часто говорили о самураях и ниндзя, но совсем забыли об их основном оружии для нападения и защиты - Мече. Спроси любого: «Как называется оружие самурая?». И тот ответит: «Катана». Но мало кто знает, что по сути, это общее название для всех видов холодного оружия японцев. А если разбираться, то окажется, что названий у всех подвидов множество и даже у каждой части меча есть своя терминология. Если вы хотите об этом узнать подробней, то этот материал, очевидно, будет для вас.

В Японии есть настоящий культ меча и пошел он из давнего прошлого страны. Вообще, если говорить честно, то какое-либо оружие всегда было отличным символом своего народа. В Египте это был медный топорик и плеть, в Македонии — Сариса (длинное копье), в Риме - гладиус, на Руси - топор и серп, а вот японцы выделили именно катану. И как все народы, есть свое мифическое объяснение этого факта. Должен ли я рассказать его? Непременно.


Японцы выделяли «Три Священных Сокровища»: Яшмовое ожерелье, Священное зеркало и Меч. Оставим до лучших времен рассказ о первых двух предметах женской сумочки и поговорим о вещи сугубо мужской, если вы не героиня-школьница из аниме.

Клинок ассоциируется с весьма обычными понятиями: душа, доблесть, честь и храбрость. Самурайские династии передавали его от отца к старшему сыну. Тут было и практическое решение, ведь в средневековье было не так много металла и купить меч http://bsmith.ru/catalog/ было не так то просто.

Синтоисты также относят самурайский меч к своим символам и перетекло это из более древних религий и верований. По мнению японцев, именно меч должен быть символом божества, который несет в себе чистоту и ценность. Согласно другим источникам, первый меч был создан и подарен богиней Солнца своему внуку. Тот же с помощью этого орудия на земле должен был вершить справедливость и правление. Как по мне, это странное оружие для справедливости.

Легенда о кузнеце Амакуни

Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.

И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами. Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны. После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.

Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил - многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.

Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».

Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.

Особенности настоящего самурайского меча

Настоящий самурайский меч вы не сможете приобрести в ближайшем оружейном магазине, хотя, конечно, там есть неплохие боевые модели, но до истинных орудий самураев им очень далеко. Тем более, вы не сможете их приобрести в сувенирных лавках, которые активно любят продавать стилизованный китайский ширпотреб. И главная проблема в материальном положении каждого из нас, а вовсе не в географии производства клинков. Только одно лезвие может стоить как пару полноценных Мерседесов А-класса и это при условии, что вы сторгуетесь с мастером.

Есть четыре черты, которые отличают самурайский меч от всех остальных:

  1. Всегда применяется сталь для клинка, другие металлы противопоказаны.
  2. Только одна сторона заточена.
  3. Небольшой изгиб по V-образной траектории.
  4. Легендарная закалка и заточка металла.

И вот мы подошли к понятию о классификации самурайских мечей. Она с одной стороны легка, а с другой не так уж и проста. Легка, потому что в них мало сложных формул и она будет понятна любому. Сложна же, потому что их существует несколько и иногда они могут противоречить друг другу. Поэтому, дорогой читатель, не удивляйтесь несоответствиям.


Классификация японских мечей по длине

Самые длинные мечи называются Дайто . У этого экземпляра длина только одного клинка составляет чуть больше полуметра. Но длина может быть и гораздо больше, если вы можете вспомнить Сеферот из Последней Фантазии 7, то это его меч подходит под категорию Дайто. В реальности ограничения в длине были только в физических данных мечника и его умственном здоровье.

Средний меч носит название Ваказаши . Его длина будет от 30 до 60 сантиметров или если переходить на японскую меру длины: 1-2 шаку. Любопытно, что этот меч был излюбленным оружием не только самураев, но и простых людей. Дело в том, что самурай всегда носил с собой два оружия. Обычно это был Дайто и Ваказаши. Второй являлся вспомогательным оружием и пользовались им крайне редко. Все остальные не имели право носить два клинка с собой, а также не могли брать в руки Дайто. Вот и получается, что Ваказаши использовали все остальные.

Самый малый меч — это Танто . Его длина не больше 30 сантиметров или одного шаку. Вокруг этого клинка существует два основных заблуждения. Первое в основном у иностранцев: Танто - это нож. На самом деле он является полноправных холодным оружием. Второе: Танто - меч для харакири. Тоже в корне неверное заявление, для данной процессии существует специальный нож. Пошло это заблуждение оттого, что в полевых условиях обычно редко доходило до церемониала и солдат совершал ритуальное самоубийство наиболее удобным орудием.

Пользовались Танто в основном женщины и торговцы. Он был удобен тем, что его легко спрятать и он не очень много весит.

Составные части самурайского меча


На этом самое простое заканчивается, теперь переходим к более сложному. Поэтому, если вы даже визуально не можете представить, как выглядит самурайский меч, то лучше дальше вам не читать. А остальные, переходим к классификации по составным частям клинка.

Если говорить просто, то самурайский меч можно разделить на две части: лезвие и рукоятка с внешней отделкой. При этом именно лезвие будет самым сложным в изготовлении и рассмотрении оружия. Именно лезвие не меняется в фамильных клинках, а рукоять меняется гораздо чаще, чем это показывают в кино.

Острие меча называется Киссаки. Оно, пожалуй, одно из самых важных составных частей оружия, особенно в битве с врагом. Именно с этим элементом лезвия всегда возникали большие сложности в работе. Этим японский меч и отличается от большинства другого оружия, созданного в средневековье. В те времена, редко какой меч или топор в Европе можно было считать острым. Скорее они были тупыми, а враг умирал не от ран и кровотечения, а от переломов. С тем же успехом, любой из нас мог взять арматуру и считать его холодным оружием.

В это же время появляется японский самурайский меч, острый как лезвие опасной бритвы. Именно в нем сплотилась вся сложность в ковке и шлифовке клинка. Удивительно, но при создании формы и рисунка закаливания острие может значительно отличаться от всего остального лезвия. Кроме того, и сама форма лезвия может быть различной формы.


Если разделять виды острия меча на возможные виды, то их всего два: Фукура-Курреро и Фукуру-Тсуку. Первый представляет собой прямолинейное лезвие, а второй уже изогнутое острие. Оба из вариантов могут быть на мечах всех размеров, несмотря на их изначальное предназначение. Однако, использование прямолинейного острия делает наконечник более хрупким. Но надо понимать, что обычный человек вряд ли за десяток лет сломает даже его.

Кроме того, острие условно можно разделить на размер и форму. В этом случае мы будем иметь дело с 4 видами конца меча. Маленькое острие обычно у клинка с узким лезвием и называется Ко-Киссаки. Средних размеров - Чи-Киссаки. Вообще, окончание Киссаки будет во всех названиях. Поэтому длинный будет О-Киссаки. А когда японцы впервые увидели, что острие может быть не только очень длинным, но еще и изогнутым, то они воскликнули - Икари-О-Киссаки.


Но все это мелочи по сравнению с тем, сколько видов линий закаливания у острия наконечника меча существует в Японии. Нужно понимать, что любой меч всегда отличается от другого, нельзя сделать два одинаковых холодных орудия. Однако, если брать в расчет Европу в Средние века, то там технология и линия лезвия (его можно так назвать?) была приблизительно одинаковой, за редким исключением. В Японии все иначе. Тут мы имеем в наличии следующие линии закаливания, в японской терминологии Боши:

  1. Если вы видите линию похожую на большую дугу, то это — О-Мару.
  2. В случае же, когда линия тоже дугой, но меньше, будет называться Ко-Мару.
  3. Классическая форма, которую можно чаще всего наблюдать, носит название Дзиро.
  4. Часто можно еще наблюдать небольшой захлест по линии, а вот если меч без него, то перед вами Яки-зуме.
  5. Первый из самых красивых узоров, для меня, это волнистый Мидари-Коми.
  6. Второй же будет называться Каеи.
  7. Когда линию закаливания сложно увидеть, то перед вами Ичи-Маи.
  8. А далее идут разные виды захлестов в узоре, когда он прямой, то Каери-Тсуюши.
  9. Большой — Каери-фукаши.
  10. Маленький — Каери-асаши.

Про стандартную кромку, которая должна разделять острие от основной части лезвия, по сути, сказать мне особо нечего. Просто скажу вам, как это называется по-японски - Екотэ.

Любой клинок, который имеет заточку, имеет и разделительную линию по всему клинку. Она отделяет режущее лезвие от более массивной и тупой части клинка. Имеет название эта линия - Шиноги. Правда, если у меча клинообразное сечение, то Шиноги можно и не обнаружить.

Собственно разделяется Шиноги на два типа, по тому, где эта линия располагается. Если режущая часть весьма глубоко расположена в клинке, то это Шиноги-такаши. Ну а если нет, то — Шиноги-хикуши.

Что же касается не режущего бокового основания меча, то он несет на себе основную эстетическую нагрузку. Японские мастера называют его Шиноги-дзи. Никаких негласных законов, которые хоть как-то регламентируют его внешний вид, не существует. Все зависело и зависит от личных предпочтений мечника, а также того угла заточки, что использовал мастер. При этом практически всегда на Шиноги-дзи наносили кровосток, орнамент, узор или надпись на Кандзи и Бондзи.


Среди всех видов украшения, только у кровостока было практическое применение в бою. Сами войны любили и любят их до сих пор, за то, что после того, как проткнуть противника мечем, то по этому желобку, который расположен по всей длине лезвия, начинает стекать кровь и не очень пачкается клинок. Но данное их применение весьма сомнительно, однако оставим это на совести самураев. А вот кузнецы на самом деле с помощью кровостока облегчали меч и придавали дополнительную прочность конструкции.


Есть и основная линия закаливания для всего остального клинка, а не только острия. Тут уже не буду перечислять их виды, так как их существует более 30 видов. Кроме того, описать, как выглядит, например, Дзюка-чодзи (он же двойной цветок клевера) я решительно не понимаю. Поэтому обойдемся более общей информацией об Яки-ба, благо и ее немало.

Удивительная черта японского клинка в том, что закаливается лезвие в разных местах. Если рассматривать меч, то из-за такого метода работы с металлом, цвет будет неоднородным, от более светлой у самой рукоятки, до более темного к острию, и как раз из-за того, что ниже она закаливается и шлифуется гораздо больше. Конечно, это сказывается из-за характера и манеры битвы один на один. Там действительно основная нагрузка оказывалась на нижнюю часть лезвия и мельчайшая трещина могла решить судьбу мечника.


При шлифовке металла всегда возникает уникальный рисунок клинка. Но не стоит путать этот рисунок, который получается только через качественную закалку, с имитацией на современных мечах. Не забывайте, что именно линия закаливания придает ту самую неповторимую красоту японскому клинку. И качество Яки-ба будет определяющим в состоятельности японского меча.

Если взять в руки такой клинок (а брать его надо очень осторожно, вы ведь не хотите лишиться пальцев?) и посмотреть его под углом к солнечному свету, то скорее всего, вы увидите между режущей кромкой и Шиноги-дзи небольшую туманную белую линию. Она имеет даже свой термин Ниои и всегда должна совпадать с линией закаливания. При этом, если мастер настоящий виртуоз своего дела, то Ниои будет очень сложно обнаружить, но она есть (как суслик).


Если рассматривать узор линии закаливания в общем, то получится, что любой рисунок можно присвоить к одной из двух групп: прямой и волнистый. Как я уже писал выше, описать все виды, которые есть в Японии у мечей, практически невозможно, тем более, с учетом того, как часто мастера смешивали в одном оружие сразу несколько узоров.

И надо развеять одно заблуждение. Многие думают, что рисунок всегда принадлежит к символу кузнеца, на самом деле это не так и никаких «семейных» технологий в создании рисунка не существует в реальности.

Не стоит забывать, что любой японский меч всегда имеет характерный изгиб. При этом изогнутость может быть малой и большой, однако разница между углом виража лезвия не будет сильно разниться. Чаще всего верхняя точка изгиба находится точно посередине клинка. Именно их и наблюдают чаще всего зрители фильмов о самураях, а называются они Тории. Любопытно, что ровно также называются ворота перед входом в синтоистский храм. Существует еще старые школы по ковке оружия, например, Старая Школа Бизен, здесь изгиб меча находится значительно ближе к рукоятке. Если перед вами именно такой клинок, то это коши-зори или бизен-зори.


Сейчас же переходим к самому красивому и к тому, на что больше всего обращают внимание простые зрители, как например я, или большая часть читателей. Основные части меча, которые можно отнести к внешней отделке: гарда, рукоять, ножны.

Часто, даже у богатых семей, меч не был дорого украшен серебром и золотом, отдавалось предпочтение более удобным и долговечным материалам. Поэтому окончательно судить о принадлежности оружия к какой-либо семье только по внешнему виду не всегда будет правильным решением. Исключением являлся Сегун и ближайшие вельможи.

Для начала рассмотрим ножны для меча. Каждый из нас знает, что ножны — это предмет защиты война от собственного оружия. Они отлично предохраняют ноги, нижнюю часть живота и спины от глубоких порезов во время передвижения. Если же вы нашли или увидели меч самурая в ножнах, сделанных из металла, то знайте, перед вами оружие в лучшем случае XIX века. До этого времени всегда ножны делались из дерева.

Но не надо обманываться внешне легкой конструкции ножен. Внутреннюю часть делали из видов очень прочного дерева, в других же случаях она выстилалась рогом быка. Внешняя же оболочка делалась из декоративного дерева, потом покрывалась лаком. Если самурай был более состоятельным, то еще украшался драгоценным металлом или камнями.

В ножны часто помещали не только сам меч, но и вспомогательные инструменты. Например, в дополнительной полости ножен располагали Козуку (небольшой вспомогательный нож), толстую спицу - Когами или палочки для еды Вари-баши (вот это самое милое). Эта деревянная полость находилась между Хабаки и Куригата, где пропускали прочную нить.

А теперь переходим к самой любимой вещице большинства коллекционеров - гарде. Японцы ее обычно называют Цуба. Это предмет для защиты руки, чтобы она не соскальзывала на лезвие, если мечник втыкал меч в что-то твердое, с силой и со скоростью. Вот ее как раз чаще всего делали из металла. Украшение ее было вопросом самого мечника, но никто бы не посмотрел косо на воина, если бы у него увидели обычную Цубу, только с клеймом мастера. Единственное, что про украшении надо знать, это то, что тыльная сторона всегда была менее украшена, чем лицевая.

Но клинок не вставлялся просто в цубу и рукоятку, перед гардой всегда располагали хабаки. Это металлическая пластина с отверстием специально для лезвия и шероховатой поверхностью. В нем и находился клинок, почему он и не выпадал при использовании. Чтобы хабаки держался хорошо в цубе, а цуба с рукояткой, между ними вставляли небольшие металлические круглые пластинки - Сеппа.

Переходим теперь к самой рукоятке, другое название которой Тсука. Обычно на основание лезвия надевалась рукоятка из дерева. Конечно же никакое дерево не смогло долго выдерживать нагрузки и, чтобы оно не рассыпалось в щепки, использовались металлические кольца. Их одевали на деревянную основу и они всегда были по размеру вплотную к размерам рукоятки. После конструкция обтягивалась кожей ската или акулы, а дальше шла тесьма из шелка, кожи или ткани. На тыльную сторону рукоятки надевалось кольцо, называется оно кашира. Этот предмет часто украшался узорами или его украшали металлом и камнями. Их также любят коллекционировать.

Любопытно, но иногда Танто (короткий меч) могут не иметь на рукоятке оплетки. Этот вид называется Хари-менуки или Уки-менуки. Но если учитывать, что пользуются им крайне редко и чаще для самообороны, в этом нет ничего удивительного.

Сама же рукоятка наверно не имела такой ценности, если бы не ее орнамент - Менуки. Очень часто по обе боковые стороны изображают различных мифических существ, животных или узоры. Вариаций может быть множество и сделаны они могут быть из различных материалов. Те, кто целенаправленно собирает мечи, показывают до нескольких тысяч различных изображений. При этом, ножны также являются продолжением этого рисунка и оттого некоторое оружие становится настоящим произведением искусства.

В этом материале я постарался как можно более кратко рассказать о самурайском мече. Есть еще множество мелочей и нюансов, но все их просто невозможно уместить в одной статье. Надеюсь, если вам понравилась приведенная информация и заинтересовала, то вы уже самостоятельно начнете узнавать все больше нового о культуре средневековой Японии. ,

Основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и полководческие таланты командующих армиями.
Военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука , копья и меча .

Эпоха Лука

Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Эти тяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

Эпоха Копья

В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии . Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эпоха Меча

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

Древнейший прямой меч.

Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.


- кинжал или нож длиной до 30 см.


Вакидзаси , Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).


- большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.


или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.


или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.


Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.


Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия

К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).


- оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.


- "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.


- женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.


- боевой нож. Часто использовался как бытовой.


- японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.


Тэссэн ) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.


Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару).


После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!