Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История зарождения гладиаторских боев. Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Обычай устраивать гладиаторские бои римляне переняли от этрусков — племени, жившего на территории нынешней Италии еще до возвышения Рима. Для этрусков это была форма жертвоприношения в честь умершего. Точно так же и римляне сделали такие бои погребальным обрядом.

Известно, что один из первых гладиаторских боев состоялся в Риме 2280 лет назад по случаю смерти сенатора Децима Перы. Родственники покойного устроили сраже­ние между тремя парами гладиаторов на глазах лишь близких и друзей умершего.

Название же участников кровавой схватки, произошло от названия римского меча которым сражались гладиаторы «гладиус» — меч.

Хлеба и зрелищ
Погребальный обряд — сражения гладиаторов — все больше и больше превращался в зрелище, в кровавую утеху, которую жаждали все — от им­ператора до последнего нищего. Чис­ло гладиаторов, идущих на смерть, неуклонно росло. Когда в 183 году до нашей эры умер верховный жрец Публий Красе, был устроен бой меж­ду двумя сотнями гладиаторов!

Это было время, когда Риму угро­жало вторжение варваров. Люди пре­бывали в страхе. Правители решили поднять дух народа гладиаторскими боями. С тех пор гладиаторские сра­жения навсегда утратили религиоз­ный смысл. Они стали привычным зрелищем, без которого римляне уже не представляли свою жизнь.

Вначале бои гладиаторов прово­дились на городских площадях, на рынках. Затем начали строить вре­менные трибуны, откуда смотреть бои было удобнее. Правда, случа­лось, что ненадежные, наспех ско­лоченные трибуны обваливались от тяжести многочисленных зри­телей. Однажды в городе Фидена под рухнувшими трибунами погибли и покалечились около 50 тысяч человек! Пришло вре­мя строить прочные каменные сооружения — амфитеатры. Они напоминали современные стадионы с овальной ареной в центре.

Чудо Рима
Первый амфитеатр был пост­роен в 80 году до нашей эры в знаменитых Помпеях. На скамь­ях, окружавших его арену, мог­ли разместиться около 20 тысяч зри­телей. В случае дождя над зрительс­кими местами быстро натягивались тенты. Самым же величественным по праву считался римский амфитеатр Колизей. Он и поныне признается грандиозным архитектурным соору­жением. Поражают не только его ко­лоссальные размеры, но и гениаль­но задуманная хитроумная система проходов.

Четырехэтажный амфите­атр-гигант имел длину почти 190 мет­ров, ширину более 150 и высоту око­ло 60 метров. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своем знаменитом ро­мане «Спартак» так описывает амфи­театр Колизей перед началом глади­аторских боев: «Трудно представить величавую панораму огромного цир­ка, заполненного более чем ста тысячам зрителей обоего пола, разного возраста и положения. Шум массы народа, мощный, как гул вулкана, мелькание голов и рук, похожее на яростное и грозное волнение моря во время бури, были лишь деталями ве­ликолепной, ни с чем не сравнимой картины, которую представлял Боль­шой амфитеатр в этот момент».

Школы гладиаторов
Потребность в гладиаторах была огромной. В них превращали прежде всего рабов и военнопленных. Осо­бенно высоко ценились последние, поскольку они уже хорошо владели оружием. На арену также попадали преступники, осужденные за дезер­тирство, измену или убийство.

Но среди гладиаторов, как это ни покажется странным, были и вольно­наемные, свободные римские граж­дане, в том числе из состоятельных семей. Ими двигали жажда опасных приключений, риск и азарт. Вольно­наемные имели право жить дома, но обязывались вовремя являться на «службу». Многие из них являлись семейными людьми, имели детей. Мало известно, что среди гладиато­ров были и женщины, которые тоже сражались и умирали на аренах ам­фитеатров. По отваге, мастерству, ловкости они иногда даже превосхо­дили мужчин.

Гладиаторов обучали в особых школах. Владельцы таких школ заку­пали пленных во время частых войн или рабов на невольничьих рынках, обучали их владеть оружием и бое­вым приемам, а затем продавали устроителям гладиаторских боев.

Позже появились и государ­ственные гладиаторские шко­лы. Особенно славилась «Большая школа», построен­ная в Риме. За год здесь ус­певали обучить до двух ты­сяч гладиаторов. Школу обслуживали, кроме учите­лей боевого дела, повара, лекари, массажисты, над­смотрщики, охранники, оружейники, могильщики и так далее.

Смерть на арене
Жизнь гладиаторов была суровой. За малейшее неповиновение их жда­ли наказания плетьми, кандалы, прижигание каленым железом, а то и страшная тюрьма.

Римляне, наслаждаясь боями на аренах амфитеат­ров, с презрением относи­лись к гладиаторам. Погибших глади­аторов хоронили в общих могилах. Лишь некоторые из них по настоянию и на деньги родственников удостаи­вались чести быть погребенными от­дельно. Тем не менее эти люди, бесстрашно шедшие на смерть, не могли не вызывать восхищения. Выражение «Умер, как гладиа­тор» означало у римлян выс­шую похвалу.

О том, что состоятся гладиаторские бои, сообщали объявления на стенах домов, афиши, крики глашатаев. В назначенный день к амфите­атру стекались тысячные тол­пы. Зрители, радостно воз­бужденные, беззаботно пере­говариваясь, занимали места в амфитеатре в давно заве­денном порядке: первые ряды — богатые и знатные люди, места повы­ше — рядовые римляне, верхние — женщины.

Представление начиналось торже­ственным парадом всех его участни­ков. Зрители громкими рукоплеска­ниями приветствовали гладиаторов, одетых для парада в великолепные доспехи.

Гладиаторы делились на шесть глав­ных типов: самнитов, гопломахов, секуторов, мирмиллонов, фракийцев и ретиариев. Каждый тип имел свое сна­ряжение и оружие. Например, гопломахи носили красивый шлем с забра­лом, металлическую поножу, покрывавшую правую ногу, имели короткий меч и прямоугольный щит. Мирмиллоны сражались босиком, в шлеме, имели прямой меч и большой оваль­ный щит. Тело ретиариев защищали лишь наручные латы и наплечники. Во­оружение их состояло из сети, которую следовало набросить на противника, трезубца, похожего на вилы, и длин­ного кинжала.

Были еще гладиаторы-андабаты, сражавшиеся вслепую, эквиты — конные гладиаторы, эсседарии на боевых колесницах, сигиттарии с луками и другие типы.

Удар милосердия
Упав, тяжело раненный гладиатор отбрасывал оружие в сторону и под­ымал руку с выставленным пальцем. Это означало признание своего сражения. Тогда арбитр обращался к зрителям, и те решали судьбу поверженного. Если большинство поднимало руку пальцем вверх, гладиатору даровалась жизнь. В противном случае победитель старался добить его.

Подходил особый служитель в черном одеянии, и, если гладиатор еще проявлял признаки жизни, наносил последний удар, так называемый «удар милосердия», прерывая муки несчастного.

Убитого уносили с арены, а победи­тель получал приз в виде пальмовой ветви, а также денежное вознаграж­дение. Под звуки оркестра служите­ли разравнивали на арене песок, за­сыпали следы крови, и на смертный бой выходили другие гладиаторы.

Существовал обычай: после побед во многих боях (десяти, двадцати) гладиатора отпускали на свободу. Можно подумать, что, оказавшись на воле, такой гладиатор был на седь­мом небе от счастья. Но удивитель­на человеческая психика!

Некоторые из отпущенных снова возвращались на арену. Так, например, известно, что гладиатор по имени Фламма че­тырежды получал свободу и каждый раз опять подписывал новый кон­тракт. Жизнь свою он закончил на арене в возрасте тридцати лет после 37 победных боев.

Подвиг монаха
С годами гладиаторские бои превратились в кровавые оргии. Император Клавдий в честь своих военных побед повелел инсценировать штурм и раз­грабление города. На этом кровавом «спектакле» сражались и погибли ты­сячи гладиаторов. Император Тит от­личился еще больше. По случаю окон­чания строительства Колизея он уст­роил гладиаторские бои, продол­жавшиеся 100 дней!

Но рекорд установил импе­ратор Траян. В сражениях, ус­троенных им и длившихся 123 дня, участвовало около 10 тысяч гладиаторов! Из­вращенное сознание тре­бовало все новых и новых, еще более жестоких зре­лищ. Рассказывали, что им­ператор Клавдий прика­зывал перерезать горло раненым гладиаторам прямо перед его трибу­ной и любовался агонией умирающих.

Закат гладиаторских боев начался после появ­ления христианства. Христианская вера по­степенно подтачивала устои римской морали. В 357 году нашей эры импе­ратор Константин II запре­тил римским солдатам на­ниматься в гладиаторы, а 42 года спустя другой император, Гонорий, своим указом закрыл ос­тавшиеся гладиаторские школы.

Но можно сказать, что остановил кровавые зрелища христианский мо­нах Телемах. Произошло это 1602 года назад. Во время одного из гладиатор­ских сражений он выскочил на арену и встал между сражающимися. Зрели­ще было испорчено. Возмущенные зрители набросились на монаха и ра­стерзали его. Узнав о произошедшем, уже упомянутый император Гонорий окончательно запретил кровавые «представления».

Ни один крупный праздник в Древнем Риме не обходился без кровопролития. Речь, конечно, не о массовых беспорядках, а о гладиаторских играх, регулярно устраивавшихся для развлечения граждан Вечного города. Гладиаторы сражались и умирали на потеху толпе. Правда, происходило это зачастую совсем не так, как мы привыкли представлять по книгам и фильмам.

Ретиарий, мурмиллон, секутор, самнит, фракиец... Все это - названия различных типов гладиаторов, которые веками сражались на аренах по всей территории Римской республики, а затем империи. Эти умелые воины, сражавшиеся ради чужого развлечения, стали одним из самых известных символов Древнего Рима для широкой публики. Их жизнь окружена таким количеством легенд, что трудно разобрать, где правда, а где нет. Кроме того, постоянно появляются новые и новые факты, дающие возможность взглянуть на гладиаторские бои совсем под иным углом зрения.

Наследие этрусков

Загадки появляются с самого начала: откуда вообще у древних римлян возникла страсть к таким жестоким развлечениям? Одна из самых распространенных точек зрения - что это элемент погребального обряда, позаимствованный у этрусков (как и многое другое в римской культуре). Нередко можно встретить утверждение, что о подобных обрядах у этрусков не сохранилось никаких данных. Это не совсем так. В сочинениях древнегреческого писателя Афинея упоминается, что обычай устраивать гладиаторские поединки на тризне принесли на юг Италии именно этруски. Правда, Афиней жил довольно поздно - на рубеже II и III веков, то есть писал о событиях 500-летней давности. Однако в том, что человеческие жертвоприношения активно использовались этрусками, сомнений у ученых нет. Вопрос лишь в том, принимали ли они форму боя насмерть.

На фресках из этрусских гробниц нередко можно увидеть изображения соревнований атлетов, которыми сопровождался погребальный обряд. В них входили и скачки, и борьба. Победителя, кстати, увенчивали лавровым венком. Аналогичная традиция была на похоронах у греков. Позднее она перекочевала в Олимпийские игры (а также другие крупные спортивные состязания античности). Вполне возможно, что спортивные схватки чередовались с кровавыми поединками. Погибший становился человеческой жертвой богам, в память о том, по ком справлялась тризна.

По другой версии, этруски ни при чем, и гладиаторские бои на поминках первыми стали устраивать представители племен, живших в итальянской Кампании. А от них обычай переняли римляне. Первые похороны, сопровождавшиеся гладиаторскими боями, были зафиксированы в Древнем Риме в 264 году до нашей эры. Некий Децим Юний организовал сражение трех пар бойцов в память о своем отце Бруте Пере.

Со временем бои, совмещенные с тризной, получили название «мунера» и стали устраиваться все более пышно. В 174 году до нашей эры будущий консул Тит Квинкций Фламинин устроил трехдневные игры, в которых приняли участие уже 74 гладиатора.

Зрелища для толпы

Традиции организации мунеры все усложнялись и усложнялись. К простым поединкам один на один прибавились групповые сражения. Затем - схватки с дикими зверями, называвшиеся «венацио». Этим занимались особые типы бойцов: венаторы (они в основном показывали трюки с животными, не вступая с ними в ближний бой) и бестиарии (сражавшиеся насмерть). Кстати, знаменитая испанская коррида, сохранившаяся до наших дней, берет свое начало именно в римских венацио.

Римская республика тем временем расширяла свои границы и завоевывала все новые и новые территории. Так на гладиаторских аренах появились бойцы, представляющие виды доспехов и вооружения варварских народов, покоренных Римом (самые известные - самниты и фракийцы). Так зрители одновременно могли увидеть экзотику и проникнуться славой непобедимого римского оружия.

Во время расцвета республики уже было немыслимо представить похороны знатного человека, не сопровождавшиеся публичными выступлениями гладиаторов. Сохранилась традиция и после того, как Рим стал империей. Правда, это воспринималось уже не как обряд, а просто как развлечение. Граждане настолько привыкли к этому, что воспринимали слишком скромные похороны публичной персоны как оскорбление общественных нравов.

Великий римский историк Светоний описывает случай, как в городе Полленции на севере Италии вспыхнули общественные волнения такой силы, что императору Тиберию пришлось вводить туда войска! Причиной мятежа стал отказ наследников умершего центуриона устроить гладиаторские игры. Возмущенные граждане напали на дом покойника, захватили его тело и отказывались выдать его наследникам, пока те не «проявят уважение к традиции». Наследникам в этой ситуации остается только посочувствовать - организация игр требовала колоссальных денежных трат.

Ценные кадры

Чем дальше гладиаторские игры отходили от обряда, превращаясь в шоу, тем выше ценилась жизнь гладиаторов. В ритуальном бою жертва должна была быть принесена обязательно. Теперь же крови могло пролиться ровно столько, сколько требовалось для потехи толпы. Гладиаторы стали слишком дорого обходиться своим хозяевам, чтобы можно было себе позволить терять бойцов в каждой схватке. Ведь гладиатора требовалось хорошо кормить, тренировать, обеспечивать высококвалифицированной медицинской помощью (о которой и мечтать не могли большинство тех, кто сидел на трибунах амфитеатров).

По мнению современных историков, лишь около 10% гладиаторов заканчивали свою жизнь на арене. Остальные, конечно, получали множество ран, но жили много лучше, чем городской плебс. Во времена расцвета Римской империи всего за одну победу гладиатор получал сумму, равную жалованью римского солдата за год! А победивший на арене дважды уже имел право жить в отдельной комнате.

Это приводило к тому, что гладиаторами становились не только рабы, но и свободные граждане Рима. Да, они при этом подвергались общественному порицанию и насмешкам. Цицерон, к примеру, называл гладиаторов «порочными людьми и варварами». Но зато они могли получить очень высокое качество жизни и хорошо обеспечить свою семью. Согласно некоторым подсчетам, из каждых 10 гладиаторов как минимум двое были свободными гражданами.

Выходили на арену и представители благородных семейств! Это считалось позором и потерей репутации, но зато могло помочь, например, вылезти из долгов. Императорам порой даже приходилось издавать указы, запрещающие детям сенаторов становиться гладиаторами.

Хотя печально знаменитый своим жестоким и распущенным нравом император Коммод увлекался гладиаторскими играми настолько, что сам не брезговал выходить на арену. Там он провел 735 боев и во всех одержал победы. Правда, по некоторым данным, у его соперников не было никаких шансов, так как им выдавалось не стальное, а свинцовое оружие.

Прекрасный пол на арене

Вопреки традиционным представлениям, на арене сражались не только мужчины, но и женщины. Об этом свидетельствуют как документы, так и немногочисленные изображения. Когда появились женщины-гладиаторы, точно не известно, однако большинство упоминаний о них относится ко временам правления императоров Нерона (54-68 годы) и Домициана (81-96 годы).

Тема женщин-гладиаторов до сих пор изучена очень слабо. Античные авторы, как правило, писали о них, чтобы осудить распущенность нравов, а не чтобы описать их подвиги. Вот, например, как писал о женщинах-гладиаторах знаменитый римский поэт Ювенал в своих сатирических стихах:

Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.

По всей видимости, сначала женщины появлялись на арене во время массовых сражений. Им доставались роли бойцов, не вступавших в близкий бой. Таких, к примеру, как эсседарий - гладиатор, вооруженный луком и стоящий на колеснице. Однако со временем женщины-гладиаторы стали сражаться наравне с мужчинами. Правда, теперь уже только между собой - ни одного факта о боях разнополых бойцов до нас не дошло.

Как и мужчины, женщины-гладиаторы сражались одетыми в минимум доспехов и снаряжения. При этом им запрещалось выступать полуобнаженными. Грудь прикрывалась кожаной полосой, называвшейся «строфий».

Женщина в Древнем Риме обладала не таким уж большим количеством прав. Так что для многих, очевидно, выход на арену был единственным способом продемонстрировать свою силу и независимость. Именно поэтому в гладиаторы нередко шли дочери знатных семейств. В начале I века было выпущено несколько указов, запрещавших брать в гладиаторы слишком молодых женщин и мужчин (сначала возрастной порог был установлен в 25 лет, затем снижен до 20). Полный запрет на участие женщин в гладиаторских играх издал император Септимий Север в 200 году. Однако, судя по всему, он соблюдался не строго, и бои с участием женщин проводились и в III веке.

На суше и на воде

Еще один малоизвестный факт о гладиаторских играх - это сражения на воде. Римляне называли их навмахиями. Они занимали особое место и считались самым роскошным видом массовых развлечений. Ведь для организации такого зрелища требовалось потратить огромное количество денег и сил.

Первая известная крупная навмахия состоялась в 46 году до нашей эры. Она была устроена по приказу Гая Юлия Цезаря. Для этого прямо посреди Рима, на Марсовом поле было выкопано настоящее рукотворное озеро. В сражении приняли участие 16 галер, на которых поместилось около 2 тысяч гладиаторов!

Как и на суше, на воде порой инсценировались реальные сражения. Причем речь не обязательно шла о том, чтобы напомнить исключительно о победах Рима. Например, уже после Цезаря, состоялась навмахия, имитирующая Саламинское сражение - великую победу греческого флота над персами, одержанную в 480 году до нашей эры. В этом представлении было задействовано 24 боевых корабля и 3 тысячи гладиаторов!

Самая грандиозная навмахия Древнего Рима была устроена императором Клавдием в середине I века. Для нее использовали реальное озеро Фучино, неподалеку от Рима. Публика расположилась на окрестных холмах, с которых было хорошо видно происходящее на воде. В этом природном «амфитеатре» поместилось около полумиллиона человек! На берегах самого озера были поставлены легионеры на тот случай, если участники представления решат взбунтоваться. Еще несколько легионов стояло поблизости от места проведения навмахии.

На воду спустили 50 кораблей. Общее число задействованных гладиаторов достигло 20 тысяч. Среди них были не только профессиональные бойцы, но и преступники, приговоренные к смерти. Сражение получилось поистине грандиозным. Правда, экипажи нескольких галер сговорились между собой и пытались уклониться от боя, надеясь, что в общей суматохе этого никто не заметит. Увы, за проявленную «трусость и изнеженность» после окончания навмахии их казнили. А всем тем, кто бился насмерть и остался в живых, была дарована свобода (в том числе и преступникам).

Кстати, европейские императоры позднее пытались подражать древним римлянам. Нечто подобное навмахиям устраивали французский король Генрих II под Руаном в 1550 году и Наполеон Бонапарт в 1807 году в Милане. Однако античные нравы к тому времени были уже далеко в прошлом, и заставить людей убивать друг друга ради потехи монархам в голову не приходило. Их навмахии были скорее спектаклями или показательными маневрами. Так же, как и знаменитые «потешные сражения», устраивавшиеся Петром Великим.

Виктор БАНЕВ

Подвиг монаха

Гладиаторские игры были официально запрещены в 404 году императором Гонорием. Поводом для этого послужило трагическое событие. Во время очередного представления христианский монах по имени Телемах вышел на арену и потребовал немедленно прекратить кровопролитие. Публика, жаждавшая насладиться любимым зрелищем, набросилась на него и забила насмерть. Правда, многие полагают, что несчастье с Телемахом стало лишь предлогом. На самом деле императора больше волновало существование независимых гладиаторских школ как таковое. Ведь это были по сути небольшие частные армии, которые могли наниматься (и нанимались), например, для запугивания конкурентов в политической борьбе.

Тем не менее гладиаторские игры подпольно существовали в Западной Римской империи как минимум до 440 года. А на востоке империи - еще дольше. По крайней мере, в Византии последний закон, запрещающий бои гладиаторов, датируется 681 годом!

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.

2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.

3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.

4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.

5) Битвы гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков и изначально сопровождали лишь погребение знатных лиц, но с течением времени такие бои стали просто развлечением для публики.


(1)Обычай устра­и­вать гладиаторские бои, ко­то­рые представляли собой смер­тель­ные поединки между обу­чен­ны­ми в спе­ци­аль­ных школах военнопленными, ра­ба­ми и жаж­ду­щи­ми славы доб­ро­воль­ца­ми - гла­ди­а­то­ра­ми (от лат. gladiiis - «меч»), рим­ля­не заимствовали у этрусков, для ко­то­рых бои рабов, про­во­див­ши­е­ся при по­гре­бе­нии знатной особы, имели глу­бо­кое религиозное обос­но­ва­ние и яв­ля­лись высшей честью, ко­то­рую могли воз­дать предку бла­го­род­ные наследники. (2)Пер­вые римские гла­ди­а­тор­ские бои были про­ве­де­ны в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме, но по­во­дом для их про­ве­де­ния действительно были по­мин­ки знатного рим­ля­ни­на Децима Юния Брута Перы. (3)<...> уже к на­ча­лу I века до н. э. мас­штаб­ные гладиаторские сражения, участ­ни­ка­ми которых ста­но­ви­лись несколько сотен бойцов, пол­но­стью утратили свой ре­ли­ги­оз­ный контекст и стали из­люб­лен­ным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью ко­то­рой было уве­се­ле­ние широкой публики.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 1) противоречит содержанию текста: в тексте сказано, что к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения полностью утратили свой религиозный контекст, а не трансформировались в масштабный религиозный обряд, как утверждает данное предложение.

Предложение 3) содержит неполную информацию: не сказано, откуда пришли в Рим гладиаторские бои, какие функции они выполняли.

Предложение 4) содержит неполную информацию: предложение ограничивается сообщением о том, при каких обстоятельствах проводились схватки рабов у этрусков, и ни слова не говорится о том, что эти схватки были заимствованы римлянами и у последних постепенно превратились в развлечение, утратив свой религиозный смысл.

Верно передана главная информация текста в предложениях 2) и 5).

Ответ: 25|52.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей

Правило: Определение главной информации текста. Задание 1

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но- другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые- деепричастными оборотами и т.п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Обычай устраивать гладиаторские бои, которые представляли собой смертельные поединки между обученными в специальных школах военнопленными, рабами и жаждущими славы добровольцами гладиаторами (от лат. gladius «меч»), римляне заимствовали у этрусков, для которых бои рабов, проводившиеся при погребении знатной особы, имели глубокое религиозное обоснование и являлись высшей честью, которую могли воздать предку благородные наследники. (2)Первые римские гладиаторские бои были проведены в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме, и поводом для их проведения действительно были поминки знатного римлянина Децима Юния Брута Перы. (3) уже к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения, участниками которых становились несколько сотен бойцов, полностью утратили свой религиозный контекст и стали излюбленным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью которой было увеселение широкой публики.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.
2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.
3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.
4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово (сочетание слов).
1) в результате 2) вероятно, 3) иногда 4) однако

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено а первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
1. Вооружённое столкновение воюющих сторон; битва. Наступательные бои. Воздушный, танковый бой. 2. Состязание, поединок. Финальный бой боксёров. Кулачный бой3. Борьба, действия, направленные на достижение или искоренение чего-л. Бой за правое дело, за справедливость. Начать бой с разгильдяйством. Объявить бой бесхозяйственности.4. Звуки, производимые дробными ударами чего-л. Барабанный бой. Бой курантов. Часы с боем5.Бурный обмен мнениями, ожесточённый спор; скандал, ссора. Словесный, литературный бой. Выдержать бой по поводу нового проекта. Вступить в бой со своими оппонентами.
6. Осколки чего-л. разбитого или раздробленного (стекло, кирпич, керамика и т.п.). Кирпичный, стеклянный бой.
4 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
1) аэропОрты 2) Отрочество 3) пОнявший 4) накренИт

5 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.
Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.

6 В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ОБЕИХ сторон СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками
нет ВИШЕН БОЛЕЕ ТОЧНЕЕ

7 Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.
А. Благодаря трудов Тита Ливия учёные Нового времени имеют возможность глубже понять историю Древнего Рима.
1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б. Нина Георгиевна уже протянула к запечатанному письму было руку, которое инспектор забыл на столе, однако передумала.
2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В. У стола стоял тот самый кожаный портфель, сделанный из кожи и который мы видели утром в руках у референта.
3. Неправильное построение предложения с несогласованным приложением

Г. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерике» описывается один из эпизодов Кавказской войны.
4. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. Путешествуя по предгорьям Анд,у нас не раз возникало желание заглянуть на кофейные плантации и попробовать знаменитый южноамериканский кофе.
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6. Неправильное построение предложения с причастным оборотом

7. Ошибка в построении предложения с однородными членами

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
взб...дриться, бтонный, блстательный.
растрать, прорсли,

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...следовать, прстанище,
в...громоздиться, не.. .доровится,
преставление, о...деление,
вз... грать, мед... нститут,
пр...образование, првнести

10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
дол... вой рассчитвать
прицел...ваться разведвать
милост...во

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
побор.. .шь, погон...шься,
посе.. .нный, возлож.. .шь,
недвиж.. .мый

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Партнёры предложили новый контракт на крайне (не) выгодных условиях.
После (не) продолжительного обсуждения нам удалось достигнуть компромисса.
Японские карты этого побережья были (не) похожи на карты европейских навигаторов.
Уже (не) долго осталось ждать весны.
(Не)забываемые впечатления остались у нас от посещения столицы.

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Кто-то из туристов забыл на базе рюкзак с консервами, и (ПО) ЭТОМУ провизии оставалось (В) ОБРЕЗ.
Со стороны трудно было понять, (ПО) ЧЕМУ от лёгкого удара огромный камень раскололся (НА) ДВОЕ.
(В) ЦЕЛЯХ безопасности каждого члена делегации провели через рамку сканера, багаж был выставлен на транспортёр и ТО (ЖЕ) досмотрен.
ЧТО (БЫ) не заблудиться, (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всего маршрута были установлены стрелки и указатели.
(НИ) КТО не узнавал знакомые места – так сильно изменился посёлок (В) РЕЗУЛЬТАТЕ наводнения.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Прогулочные шлюпки с полотня(1)ым тентом, нарядные, свежевы-
краше(2)ые, были рядком пришвартова(3)ы к ограждё(4)ому канатами
причалу.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Учебник будет полезен как начинающим музыкантам так и профессионалам.
2) Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.
3) Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.
4) В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.
5) Саша не решился вступиться за товарища и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.

16 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поздоровавшись с Дмитрием (1) и (2) передав ему посылку (3) крепко перевязанную бечёвкой (4) гость тут же удалился.

17 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.

18 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каменные замки (1) за высокими стенами (2) которых (3) укрывались рыцари-феодалы и их дружины (4) позволяли защитникам выдерживать многомесячные осады неприятеля.

19 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!