Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

«К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли. Дуэль на холодном оружии

С одной стороны, прекрасно, что высшей ценностью для любого дворянина стала его личная честь. Но с другой стороны, дворянское общество однозначно утвердилось во мнении, что защитить и восстановить личную честь или честь семьи может только сам дворянин, законы в этом случае бессильны, а любое вмешательство властей только оттягивает неминуемую развязку. При этом законы, категорически запрещающие дуэли, мягче не стали.

Российское дворянство, созданное Петром I, далеко не сразу пришло к такому пониманию личной чести. Собственно, о какой чести мог говорить дворянин, при обращении к монарху униженно называвший себя холопом и не смевший даже думать о сатисфакции, если его оскорбило лицо, стоящее выше в иерархии власти. Ситуация стала медленно меняться только во времена правления Елизаветы. Окончательно же разрушила старое представление дворян о своем месте и значении в государстве Екатерина II.

Именно при Екатерине дворяне получили личную свободу и возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Но понадобилась смена поколения, чтобы дворянство утвердилось во мнении, что и личная честь не принадлежит государству и защитить её можно только самостоятельно. Для защиты чести российское дворянство теперь признавало только два способа: или принесение обидчиком публичного извинения. Естественно, что количество дуэлей резко возросло, а главное, они стали более кровавыми.

И во времена правления последних императриц дуэлей в России было немало, но как правило они проходили среди равных или близких по общественному положению дворян. При этом, поводом к дуэли могла служить любая мелочь, зачастую чрезвычайно далекая от оскорбления чести. Во времена Екатерины Н. И. Страхов писал о нравах в высшем обществе: «Бывало, хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнет ли на плече сукно, так милости просим в поле… Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос… Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!».

Любопытно, что именно при Екатерине, смотревшей на дуэли сквозь пальцы и считавшей, что «поединок, хотя и преступление, не может быть судим обыкновенными уголовными законами», . Поговаривали, что и у самой императрицы в молодости была дуэльная история со своей родственницей.

В век Екатерины дуэлянты предпочитали выяснять отношения на шпага или саблях, поэтому смертельных исходов было относительно немного. Во времена Александра I, когда главной причиной дуэлей стало оскорбление чести, оружие стали выбирать более смертоносное — пистолет. Собственно, причин для этого было две: пистолет практически уравнивал шансы, так как стрелялись на близком расстоянии (обычно 10−15 шагов), когда промазать трудно, да и вероятность убить или тяжело ранить обидчика резко возрастала.

Уравнивание шансов было немаловажно, так как теперь на дуэлях часто дрались люди, существенно отличавшиеся и возрастом, и общественным положением, и умением владеть оружием. Понятно, что чиновник предпочитал не рубиться на саблях с кавалерийским офицером, а стреляться. Особенностью русской дуэли этого времени было и то, что её часто стремились закончить если не смертью противника, то его серьезной раной. В Европе подчас сам факт выхода на дуэль свидетельствовал о том, что честь защищена, но в России для этого требовалось пролить кровь обидчика или получить его извинения.

Без серьезных последствий при взаимном согласии сторон могла закончиться только дуэль из-за мелких ссор. Если была серьезно затронута честь, компромиссы признавались неуместными, а дуэль обязательной. Так, Пушкин, отправляя секунданта договариваться об условиях дуэли с Дантесом, наставлял его: «Условьтесь только насчет материальной стороны дуэли. Чем кровавее, тем лучше. Ни на какие объяснения не соглашайтесь».

От вызова на дуэль были защищены только члены императорской фамилии, которых традиции запрещали вызывать на поединок. Но и в отношении с ними дворяне находили возможность отстаивать свою честь. Еще будучи генералом, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) во время смотра то ли замахнулся, то ли грубо схватил за мундир чем-то провинившегося офицера. В ответ услышал вежливое, но твердое: «Ваше высочество, в руках у меня шпага». Развития ситуация не получила, но урок будущий император усвоил. По России эта история ходила в нескольких вариантах. В её реальности можно сомневаться, но то, что её пересказывали, отражало главное — теперь свою честь дворянин был готов отстаивать даже перед теми, на кого его предки и глаза поднять не смели, и дворянское общественное мнение его в этом поддерживало.

Высокие представления дворян о собственной чести устраивали и монархов, недаром же за дуэли, проведенные в соответствии с установившимися правилами, наказания были символическими, хотя закон предусматривал смертную казнь. Зачастую происходило наоборот, тот, кто следовал букве закона, наказывался строже или становился для дворянской среды чужим, его просто переставали принимать. В этом отношении характерна дуэль генерал-майора Бахметьева и штабс-капитана Кушелева. За шесть лет до дуэли Бахметьев оскорбил четырнадцатилетнего юнкера Кушелева, который тогда не смог вызвать офицера на дуэль. Через годы судьба свела их снова, и вызов состоялся. Дуэль пытались предотвратить многие, но безуспешно. Оба стрелявших промазали, видимо, не без умысла. После чего Бахметьев извинился перед Кушелевым и попросил простить обиду.

Самое интересное началось после дуэли. О ней стало известно властям, последовал очень жесткий приговор суда, предусматривающий разжалование дуэлянтов и лишение их дворянства. Александр I приговор не утвердил, суровые наказания для участников дуэли и секундантов заменили на чисто символические. Больше других пострадал бывший секундантом граф Венансон, которого заключили в крепость, а затем сослали на Кавказ. Пикантность в том, что именно граф донес о состоявшейся дуэли.

В это время в дворянской среде появилось и понятие корпоративной чести, особенно в армии. Честь своей роты, полка, армии, вида войск офицер должен был защищать, как и свою собственную. Если при офицере пренебрежительно отзывались о его полке или сослуживцах, он был обязан вызвать говорившего это на дуэль. В противном случае считалось, что он разделяет это мнение и в полку ему не место. Выходом из подобной ситуации было увольнение со службы или перевод в другой вид войск, но вероятность, что такого офицера примут в другой полк, была крайне низка.

В России того периода трудно было найти дворянина, у которого за плечами не «висело» несколько дуэльных историй. Кстати, большинство вызовов, последовавших по пустяшным причинам или спьяну, заканчивались мирно. Протрезвев, потенциальные дуэлянты решали, что дело можно уладить без стрельбы, а заодно и «обмыть». Но появились и бретеры, сделавшие дуэль щекочущим нервы развлечением, стрелявшиеся по поводу и без оного. Появились четверные и даже шестерные поединки, когда по одному поводу стрелялись несколько пар дуэлянтов. Любопытно, что ни бретеры, ни участники массовых поединков обычно серьезных наказаний не несли, если дуэли проходили с соблюдением всех правил. Так, граф Федор Толстой (Американец) убил на дуэлях 11 человек, а общее количество своих дуэльных историй даже подсчитать затруднялся. Временные лишения чина или кратковременные заключения на гауптвахте или в крепости графа не смущали, к ним он относился философски.

Именно к дуэли с Федором Толстым несколько лет готовился Пушкин, высланный в Кишинев, но их сумели все же помирить. Стоит заметить, что и сам Александр Сергеевич иногда не прочь был побретерствовать. На его счету более десяти дуэльных историй, стрелялся же он, как минимум, три раза. После дуэли с поэтом, произошедшей в Кишиневе из-за какого-то пустяка, полковник С. Н. Старов сказал Пушкину: «Вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете». Друг поэта И. П. Бартенев вспоминал позднее: «Такой отзыв храброго человека, участника 1812 года, не только обезоружил Пушкина, но привел его в восторг. Он кинулся обнимать Старова и с тех пор считал долгом отзываться о нем с великим уважением». С Дантесом подобный итог дуэли был невозможен, поэт просто не стал бы его слушать.

Трудно подсчитать, сколько жизней российских невольников чести унесли кровавые поединки. Можно по разному относиться к дуэлям, глядя на них из нашего времени. Но согласитесь, прав был Александр Куприн: «Дуэль — варварский обычай, пережиток старины. Но, господа, скажу вам, не клевещите на дуэль, — это рыцарски благородный способ защитить открыто, что дороже жизни, — честь человека».

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

§ 1. Определение понятия "институт"

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь (169, с. 177).

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется в конечном счете потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

«Она вызывала ее на смертный бой, на шпагах или на кинжалах, в одних сорочках, как это водится у записных дуэлистов», – сообщает один из персонажей романа «Хроника царствования Карла IX» о прекрасной графине де Тюджи, возлюбленной главного героя. Право же, крайне сложно вообразить себе дуэль между прекрасными дамами… из-за дам – куда ни шло... Кто их знает – этих французских писателей, вольное обращение с историей со стороны А.Дюма известно всем – быть может, и Проспер Мериме в этом моменте позволили себе излишнюю литературную вольность?

Нет, в антиистиричности писателя упрекнуть невозможно – во всяком случае, не в этом отношении. Дуэли между дамами действительно имели место быть – как раз в описываемую эпоху. Одна из таких дуэлей произошла – где бы вы думали – в женском монастыре! Нет-нет, сами «невесты христовы» тут не причем, они виноваты разве что в том, что оставили без присмотра двух знатных синьорин, прибывших в миланский монастырь для молитвы. Дамы заперлись в уединенном помещении, через некоторое время там раздался подозрительный шум. Подоспевшие монахини обнаружили двух дам, буквально искромскавших друг друга. Их имена, равно как и причины столь серьезной потасовки так и остались тайной.

Впрочем, известен и такой случай, когда за оружие взялась именно монахиня. В том же XVI веке некая «невеста христова» заколола шпагой дворянина Монмаранси – известного дуэлянта и прожигателя жизни, имевшего наглость соблазнить родную сестру монахини.

Весьма пикантную историю поведал в своих мемуарах герцог Ришелье – да-да, тот самый кардинал, которого мы все помним по известному роману А.Дюма! Правда, на момент описываемых событий он еще не был кардиналом, зато замечательно разбивал женские сердца. Его благосклонность «не поделили» графиня де Полиньяк и маркиза де Несль. Дуэль на шпагах – как и положено, в присутствии секундантов – состоялась в Булонском лесу, и кончилось дело тем, что графиня ранила соперницу в ухо.

Вообще, в XVII веке дуэли между дамами происходили, пожалуй, не реже, чем между мужчинами. И если из десяти мужских поединков лишь на четырех кто-то погибал, то у дам этот показатель был вдвое выше – 8 из 10… поневоле задумаешься, кого следует считать «слабым полом»!

Дамы дрались не только между собой. Что делать даме, если мужчина обходится с нею не по-джентльменски, а заступиться за нею некому? Только браться за оружие самой! Именно так поступила оперная певица Мопэн в 1668 г. На балу некий кавалер позволил себе язвительное высказывание в свой адрес, а в ответ на требование извиниться несчастную выпроводили из зала под всеобщие комментарии: «Эта певичка зарвалась!» Тогда гордая женщина вырвала шпагу у одного из родственников хозяина дома, выводивших ее из зала, и воскликнула: «Защищайтесь!» – и немедленно доказала серьезность своих намерений, убив мужчину, который – ради смеха – обнажил шпагу. После этого дама поправила прическу и невозмутимо вернулась в зал, где все же добилась извинения от обидчика.

«О времена! О нравы!» – так и хочется воскликнуть, размышляя о тех временах. Трудно сказать, какие чувства в большей степени вызывают эти события – ужас или восхищение… но «брать на вооружение» такие способы разрешения конфликтов, пожалуй, не стоит.

Романтикой средневековых традиций и ощущением нереальной свободы. Мальчишки, начитавшись книг об отважных мушкетерах, готовы были драться на шпагах, а девушки мечтали быть прекрасными фрейлинами на балах. Хотя то, что красиво на первый взгляд, не всегда так увлекательно на самом деле. Дуэли, проводившиеся для того, чтобы отстоять свою честь, порой были обычной бойней.

Средневековое правосудие

Первые письменные сведения о дуэлях появились во времена первых королей, разделивших между собой земли Европы. В то время такой способ выяснения отношений относили к суду богов. Хотя еще ранее таким же методом решали судьбу осужденных и в Древней Греции, и в Риме. На поле боя выпускали двух бойцов, осужденного и лицо, представляющее правосудие. Считалось, что победить мог только невиновный. Если же осужденный погибал, суд богов был свершен.

История дуэли, которая более известна современникам, началась в XV веке. В то время самым распространенным способом разделаться с врагом были наемные убийцы, отравление либо обращение к сюзерену.

Немногие вассалы решались требовать от правителя решения своих проблем, таким образом делая их достоянием общественности. Но увеличившееся сословие дворян, получившее титулы за ратные подвиги, искало способ наказать наглецов, посмевших оскорбить их.

Дворянский титул делал любое семейство на ступень выше обычного горожанина или богатого торговца. Небольшие обедневшие рода старались показать свое превосходство, но не хотели мириться с насмешками более богатых «товарищей».

Чтобы отстоять свою честь, поруганную несправедливым словом или действием, урожденный дворянин мог вызвать на дуэль. Это способ отстоять свое достоинство путем поединка между двумя людьми в строго установленных рамках дуэльного кодекса.

Шальная Италия

Родоначальником таких схваток стала Италия. Молодые люди могли не просто награждать врагов нелестными эпитетами, но и пригласить на дуэль в укромный закоулок на окраине города. Публичные схватки порицались, поэтому дуэлянты старались скрыть свои действия.

Именно такое новшество пришло на смену судебным поединкам, устраиваемым с ведома короля или мера города. С этого момента обиженный мог бросить вызов обидчику и получить сатисфакцию в удобном месте и с тем оружием, которое имелось при себе.

Такие схватки стали называть «боями в кустах» из-за желания скрыться с глаз простых горожан. Такие бои помогали решить вопрос меньшей кровью и количество жертв, страдающих от конфликта, значительно уменьшалась.

Хорошим примером может стать пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта», когда Ромео приходится вступить в схватку с Парисом. Смерть молодого человека от шпаги главного героя стала итогом именно «боя в кустах».

Горячие французы и хладнокровные англичане

Чуть позже схватки на улицах стали частью быта французов и англичан. И если французы с жаром выясняли отношения на улицах, в подворотнях, то для жителей туманного Альбиона это было скорей крайней мерой.

Уже в XVI столетье дуэль - это способ не просто свести счеты с обидчиком, а и возможность показать свое умение владеть холодным оружием.

Именно в это время появляются первые печатные трактаты, содержащие правила дуэли. Благодаря им, стихийные бои приобрели регламент, правила поведения. Именно такие работы и стали основой, на которой был построен дуэльный кодекс. Мало кто из титулованных особ утруждал себя чтением книг и пособий. Этот ритуал передавался из поколения в поколение.

Дуэльный кодекс

В современном мире чаще всего упоминаются два кодекса: русский, написанный Дурасовым, и европейский в двух изданиях - графа Верже и графа Шатовильяра. Именно они использовались дворянами и военнослужащими того времени.

В этих изданиях описывались правила дуэли. Указывались оружие, причины вызова. Оговаривалось место дуэли. Борьба могла вестись с помощью холодного и огнестрельного оружия. Дуэльный кодекс был очень полезен, особенно в период появления стрелкового оружия в виде пистолетов.

Вызов

Бросить вызов мог любой дворянин, если действия или слова, сказанные ему, могли нанести урон его чести или чести семьи. Таким образом, оскорблением могло стать все что угодно: от случайно брошенного слова до открытого неуважения к статусу и положению личности в обществе.

Если возникали финансовые конфликты, их не считали причиной вызова на дуэль. Тяжбы материального характера решали через судебное разбирательство.

Причиной же вызова на дуэль могли стать смерть близкого человека от рук убийцы, небрежно высказанная острота в сторону дамы сердца или семьи оскорбленного.

Для того что сделать вызов, дуэлянты должен были стоять на одной ступени в иерархической лестнице, не уступать титулом друг другу и положением в обществе. Те, кто получал такой вызов от низшего по статусу, могли легко от него отказаться, так как такой вызов уже можно было считать оскорблением.

Виды дуэлей

Первые дуэли проводились с помощью холодного оружия: кинжала, даги. По выбору соперников она могла стать:

  • Подвижной - проводилась на площадке определенного размер).
  • Неподвижной - проводилась на одном месте, во время боя соперники не могли сдвинуться с намеченной позиции.

До конца XVII века разрешалась подвижная дуэль на шпагах с использованием «нечестных» методов ведения боя: пинков ногами и руками, дополнительного бонуса в виде кинжала или щита. С появлением пистолетов этот метод устарел.

Дуэльный кодекс описывал состязания с помощью огнестрельного оружия как «встречу» с использованием парных пистолетов, не использовавшихся ни одним из дуэлянтов. Такое оружие имелось в любой дворянской семье.

На такую «встречу» пистолеты приносили оба: и оскорбленный и оскорбивший. По жребию выбиралась одна из пар. В первоначальном варианте правила дуэли позволяли сделать только по одному выстрелу. С течением времени возникали новые разновидности дуэлей и, соответственно, новые варианты боя.

Дуэли на пистолетах

Существовали такие типы дуэлей:

  • Неподвижная дуэль. Расстояние от 15 да 35 шагов, выстрел по команде либо по вытянутому жребию.
  • Подвижная дуэль с препятствием. На ровной площадке середина отмечается любым предметом, к нему стрелки отсчитывают нужное количество шагов и стреляют по готовности.
  • Дуэль на благородном расстоянии. Дистанция между стрелками - не более пятнадцати шагов.
  • Слепой выстрел. На расстоянии пятнадцати шагов дуэлянты стоят спинами друг к другу, выстрел производится через плечо.
  • Русская рулетка. Заряжен только один пистолет, выстрел производится с расстояния 5-8 шагов.

Таким образом, дуэль - это не просто способ выразить свое недовольство нанесенной обидой, но и реальная возможность разделаться с противником раз и навсегда.

Самым жестоким способом расправы была так называемая американская дуэль. Дуэлянты и тот, на кого он падал, должен был покончить с собой в установленный временной отрезок. Из-за столь дикого исхода этот метод и был удален из дуэльного кодекса.

Рефери и участники дуэли

Для правильного проведения дуэли нужны были секунданты. Они следили за тем, чтобы оппоненты не встречались до дуэли, выбирали место встречи. Излюбленные места, где проводили дуэль, - это пригородные леса, парки или поля.

Секундантом мог быть любой присутствующий при нанесении оскорбления и вызове на дуэль.

Бывали случаи, когда вместо оскорбленного мог выйти доверенный человек - ближайший родственник, друг или особа, считающая своим долгом защитить поруганную честь более слабого.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

3. Трансформация социальных институтов в России

3.1. Институт семьи

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более.

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным. В большинстве развитых стран доля одиноких в общей численности населения составляет от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50% (в США - чуть больше 40%). Около 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-х и более детей. Поскольку есть немало семей, которые не родили вообще ни одного ребенка, в среднем на семью приходится чуть более одного ребенка. Это дает основание полагать, что естественная убыль населения сохранится и в перспективе, даже несмотря на то, что в наиболее активные детородные возраста начинают вступать дети тех матерей, которые принадлежат к поколению 50-х годов рождения - времени относительно высокой рождаемости. Это, однако, не будет означать повышения числа рождений, т.к. почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1-2- детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть (с 9,7 чел. На 1000 населения до 7 чел. в 1998 г.). при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990 г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе). Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.

В определенной мере на снижение брачности повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!