Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

«Путь опережающего кулака» Брюс Ли. Брюс Ли «Путь опережающего кулака

В этой книге собраны не просто приёмы боевого искусства Джит Кун До. Эта книга - правила жизни легендарного Брюса Ли. Вернее, сборник исследований великого мастера. Брюс был человеком с глубокой философией и непреклонным упорством. Он умел ставить цели и достигать их.

Книга по-настоящему заставляет поразмыслить над написанным. Это значит, что книга оставила больше открытых вопросов, чем их у меня было до её прочтения.

По традиции, самое ценное из книги:

  • Основой боевых искусств являются их понимание, упорный труд и доскональное освоение приемов и техник .
  • Принять суть боевого искусства как часть самого себя - значит полностью освоить это искусств о и научиться использовать свободный стиль. Когда вы добьетесь этого, то поймете, что ваше искусство беспредельно.
  • Некоторые боевые искусства очень популярны, потому что эффектно смотрятся со стороны, а их приемы плавные и красивые. Но будьте осторожны! Они подобны вину, разбавленному водой. Разбавленное вино - плохое, ненастоящее вино. Некоторые боевые искусства выглядят не столь эффектно, но зато в них есть изюминка, вкус, неповторимый аромат. Они как оливки: их вкус может быть и терпким, и сладковато-горьким, но в любом случае запоминающимся. Вкус к оливкам надо развить. Но вряд ли у кого-нибудь разовьется вкус к разбавленному вину .
  • Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами . В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.
  • Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении .
  • Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней - это единственный способ избавиться от нее.
  • Не убегайте, пусть будет то, что будет . Не ищите, ибо все само к вам придет, когда вы меньше всего этого ожидаете.
  • За каждым движением должна слышаться музыка души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову - оно лишено смысла .
  • Простота - кратчайшее расстояние между двумя точками.

  • Опустошите свою чашу, чтобы ее можно было наполнить ; станьте пустым, чтобы обрести всеобщность.
  • Знание неподвижно во времени, тогда как познание - это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же - это движение и постоянный поиск.
  • Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь , не изрекайте: «Я свободен», - вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас - забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.
  • Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».
  • Когда вы свободны от влияний, когда вы мертвы для условностей классических реакций, тогда вы способны к настоящему видению, полному, свежему и новому.
  • Познать себя значит изучать себя в действиях с другими людьми .
  • Мышление - это не свобода, любая мысль частична . Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль - это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль - это реакция ума, ограниченного опытом.

  • Я надеюсь, что специалисты боевых искусств больше интересуются их корнями, а не декоративными ветвями, цветами и листьями . Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете; когда постигнете суть корней, вы поймете все растение, а значит, и сумеете поместить на свои места ветви, листья, цветы и плоды.
  • Важнейшее свойство опытного спортсмена - легкость движений даже при максимальном усилии .
  • Развитие координации - это тренировка нервной системы, а не мышц.
  • Высшее развитие ведет к простоте. Половинчатое же развитие приводит к приукрашиванию.
  • Мощный спортсмен - это не просто силач, а тот, кто может проявить свою силу в необходимый момент .
  • Равновесия надо искать в движении , а не в статичном положении.
  • Самочувствие предполагает гармоничное взаимодействие тела и духа . Знайте - они неразделимы.

  • Скорость и чувство времени дополняют друг друга . Даже скоростной удар в движении утратит свою эффективность, если будет произведен не вовремя.
  • Если спортсмен не обучен контролировать эмоции, в критические моменты поединка, когда эмоциональное напряжение особенно велико, он может утратить свое мастерство.
  • ...До начала изучения боевого искусства удар рукой был для меня просто ударом рукой, а удар ногой - просто ударом ногой. После изучения боевого искусства удар рукой перестал быть ударом рукой, а удар ногой - ударом ногой. Теперь же, когда я понимаю боевое искусство, удар рукой - это просто удар рукой, удар ногой - просто удар ногой.
  • Страх происходит от неуверенности.
  • Всегда старайтесь «накрыть» мишень средней линии (корпус или голову) прямыми ударами за один шаг.


КАСЬЯНОВ Владимир (составитель)

"БРЮС ЛИ: ПУТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КУЛАКА"

Путь Дракона

Пагоду без швов трудно описать,

Синий дракон не погружается в затхлое озеро,

Он взмывает в неведомые выси

И вырастает до огромных размеров,

Он всем являет себя извечно и ежесекундно…

Введение

Двадцатый век подарил человечеству целую плеяду мастеров мировой величины, но даже самые громкие имена тускнеют в свете звезды Брюса Ли. Люди привыкли связывать личности и эпохи. Символом уходящего века в истории боевых искусств несомненно станет таинственная и легендарная фигура Маленького Дракона. Непревзойденный боец, не имевший официальных титулов. Талантливый киноактер, чьи фильмы стали классикой. Мастер и философ боевых искусств, чье наследие еще до конца не изучено. Путь Брюса Ли от уличного драчуна-подростка до магистра философии и выдающеюся мастера был полон внутренней борьбы, испытании и откровений. Реформируя единоборства и вовлекая в этот процесс всех, кто находился рядом, Брюс Ли по сути определил направление дальнейшего развития воинских искусств в целом (в сторону синтеза и интеграции), их спортивных вариантов в частности (кикбоксинг, бои без правил).

Было бы неверным сказать, что он был первым в своих идеях, но он был первым, кто воплотил эти идеи и собственным примером обратил на это внимание всего мира. Брюс Ли стал своеобразным мостом между традиционным Востоком с его мистической духовностью и технологичным Западом с его критичным прагмататизмом, между современным чемпионом и тенью его далекого предка.

Превыше всего он ставил свободную, творческую самореализацию личности, раскрытие всех потенциальных ресурсов человека. И искусство Брюса Ли Джит Кюн До - было создано именно для этих целей. Главный, но к сожалению незаконченный труд Брюса Ли «Дао Джит Кюн До» можно поставить в один ряд и с лучшими учебниками бокса, и с трудами Джидду Кришнамурти, и с «Книгой пяти колец» Миямото Мусаси.

Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, когда его родители гастролировали в США с труппой китайской оперы. Через три месяца они вернулись в Гонконг, где и прошло детство Ли Сяо Луна - Маленького Дракона. Брюс был болезненным, но очень живым ребенком.

Единственное, что могло удержать его на месте - это книги. Он был с книгой всегда и всюду.

Позже его библиотека насчитывала несколько тысяч книг, большая часть которых посвящена боевым искусствам.

Чтобы понять становление Брюса как бойца и мастера надо представить полную смертельных опасностей уличную жизнь Гонконга.

На фотографии той поры - аккуратный мальчик в очках. Трудно поверить, что этот щуплый паренек уже возглаввлял банду таких же сорванцов, шныряющих целыми днями по улице и живущих по ее законам.

Отец Брюса был первым его учителем, он практиковал гимнастику тайцзи-цуань, но эта мягкая техника явно не устраивала маленького драчуна. Так Брюс попал к большому мастеру кунг-фу стиля вин-чунь Ип Мэну. Спустя много лет Брюс неоднократно признавал, что именно Ип Мэну он обязан своим мастерством. Тренировки преобразили Брюса. С одной стороны его экспрессивная натура нашла выход в практике кунг-фу, с другой стороны глубокий ум жадно впитывал философию и принципы кунг-фу, без понимания которых невозможен истинный прогресс в боевых искусствах.

Фанатизм, с которым Брюс отдавался тренировкам, позволил ему довольно скоро стать одним из лучших учеников Ип Мэна. Мастер все больше уделял внимания Маленькому Дракону. На смену уличным потасовкам пришли бои за честь Школы, на которых представители различных стилей встречались в жестоких поединках. Это было типично для Гонконга, куда в свое время эмигрировали мастера самых разных Школ кунг-фу, чьи лучшие ученики оспаривали свое превосходство. Брюс Ли постоянно участвовал в таких боях и, по воспоминаниям друзей, в большинстве случаев выходил победителем. В 1958 году Брюс Ли выиграл чемпионат Гонконга по боксу, нокаутировав в финале молодого англичанина Элмса, три раза удерживавшего титул чемпиона. В этот же период одна уличная драка закончилась плачевно - противник Брюса был жестоко избит и родители пострадавшего обратились в полицию. Мать Брюса уладила этот инцидент и убедила сына уехать в Америку - подальше от уличных драк, гонконгской мафии и полиции.

Так, в 18 лет Брюс Ли вернулся в Сан-Франциско - город, где он родился. Сначала он зарабатывал на жизнь уроками танцев, ведь в Гонконге Брюс выиграл конкурс Ча-ча-ча. Позже, в поисках работы, Брюс переехал в Сиэтл, где служил официантом и подрабатывал в местной газете. Хотя в школе он не отличался способностями к точным наукам, в Сиэтле Брюс успешно окончил «Высшую техническую школу Эдисона» и поступил в университет имени Вашингтона.

В это же время он начал давать первые уроки кунг-фу. В 1963 году Брюс Ли выпустил рекламный проспект своего института кунг-фу, уже тогда связывая свое будущее с боевыми искусствами. Бум каратэ в США утихал, а о кунг-фу еще мало кто слышал, к тому же техника молодого мастера, оригинальная и в высшей степени эффективная, позволила Брюсу стать настоящим миссионером боевых искусств.

В 1964 году Брюс вместе с женой Линдой, бывшей ученицей, переезжает в Окленд к своему другу Джеймсу Ли.

Калифорния виделась ему более перспективной для преподавания кунг-фу. В узком кругу специалистов Брюса знали, но всерьез он заявил о себе на турнире боевых искусств в Лонг-Бич в 1964 году. Со своими учениками - Джеймсом Ли и Таки Кимурой он выступал с демонстрацией техники. Многие эксперты единоборств были потрясены его мастерством. Мастера черного пояса были не в состоянии отреагировать на молниеносные удары, хотя Брюс показывал траекторию, по которой будет наносить удар. Часто случалось, что оскорбленные резкими высказываниями Брюса, маститые каратэки вызывали его на поединок. Он извинялся и… побеждал их.

Может показаться, что в своих воспоминаниях Брюс Ли предстает этаким непобедимым бойцом. Но если реально взглянуть на вещи, то что мог противопоставить мастер черного пояса каратэ, всю жизнь практиковавший ката и спортивные поединки, яростному натиску уличного бойца, к тому же виртуозно владевшему эффективнейшей техникой.

Учениками Брюса Ли признавали себя многократные чемпионы США Чак Норрис, Джо Левис и Майкл Стоун - этот факт говорит сам за себя. Брюс Ли не участвовал ни в каких соревнованиях, считая, что ограничения правилами и амбиции противоречат духу кунг-фу. В то же время, он спарринговал столько, сколько это было возможно. Его совершенствование было непрерывным и безграничным.

У Брюса была возможность познакомиться в Америке со множеством техник и методов, и он пропустил их через себя, оставляя только то, что улучшало мастерство. Кумиром Америки был в то время Мохаммед Али - величайший боксер всех времен. Брюс существенно обогатил свой арсенал боксерской техникой. Он постоянно учился, просматривал видеозаписи, читал, спарринговал, мыслил. Его признали, ему открылась дорога в кино, а учениками стали звезды Голливуда. Но он оставался Ли Сяо Луном - Маленьким Драконом, чье сердце было предано боевым искусствам. Тренировочный минимум мастера составлял несколько часов тяжелой работы, куда входили бег, упражнения на гибкость и отработка техники на всевозможных тренажерах и мешках. Брюс был очень проникновенен в своем бесконечном поиске, он был один из немногих мастеров, кто видел в боевом искусстве не набор приемов, а философию жизни, способ освобождения ума и духа. Внутренняя свобода была для него так же важна, как бойцовские качества. В 1970 году его ждало страшное испытание - работая со штангой, он повредил позвоночник и оказался на шесть месяцев прикованным к постели. Врачи даже пророчили, что он не сможет больше работать ногами.

Брюс как-то сказал, что трудности делают человека сильнее, если он умеет превращать камень преткновения в катящийся камень. Это были не просто слова. Будучи неподвижным, Брюс изучил работы виднейшего мыслителя Джидду Кришнамурти и систематизировал свои идеи. Так родилось Джит Кюн До - Путь опережающего кулака, «стиль без стиля», - как его называл сам Брюс. Правильнее было бы не определять время рождения Джит Кюн До. Вся жизнь Брюса Ли - Путь опережающего кулака.

Эта книга наиболее полное собрание творческого наследия легендарного мастера боевых искусств Брюса Ли. Его труд «Дао JKD» стал классическим в литературе о боевых искусствах. Издание богато иллюстрированно рисунками самого Брюса Ли. Некоторые рисунки продублированы профессиональным художником. Книга адресована всем поклонникам единоборств, стремящихся к реальному прогрессу. Первое издание книги вышло в 1996 году.

Двадцатый век подарил человечеству целую плеяду мастеров мировой величины, но даже самые громкие имена тускнеют в свете звезды Брюса Ли. Люди привыкли связывать личности и эпохи. Символом уходящего века в истории боевых искусств несомненно станет таинственная и легендарная фигура Маленького Дракона. Непревзойденный боец, не имевший официальных титулов. Талантливый киноактер, чьи фильмы стали классикой. Мастер и философ боевых искусств, чье наследие еще до конца не изучено. Путь Брюса Ли от уличного драчуна-подростка до магистра философии и выдающеюся мастера был полон внутренней борьбы, испытании и откровений. Реформируя единоборства и вовлекая в этот процесс всех, кто находился рядом, Брюс Ли по сути определил направление дальнейшего развития воинских искусств в целом (в сторону синтеза и интеграции), их спортивных вариантов в частности (кикбоксинг, бои без правил).
Было бы неверным сказать, что он был первым в своих идеях, но он был первым, кто воплотил эти идеи и собственным примером обратил на это внимание всего мира. Брюс Ли стал своеобразным мостом между традиционным Востоком с его мистической духовностью и технологичным Западом с его критичным прагмататизмом, между современным чемпионом и тенью его далекого предка.
Превыше всего он ставил свободную, творческую самореализацию личности, раскрытие всех потенциальных ресурсов человека. И искусство Брюса Ли Джит Кюн До — было создано именно для этих целей. Главный, но к сожалению незаконченный труд Брюса Ли «Дао Джит Кюн До» можно поставить в один ряд и с лучшими учебниками бокса, и с трудами Джидду Кришнамурти, и с «Книгой пяти колец» Миямото Мусаси.
Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, когда его родители гастролировали в США с труппой китайской оперы. Через три месяца они вернулись в Гонконг, где и прошло детство Ли Сяо Луна — Маленького Дракона. Брюс был болезненным, но очень живым ребенком.
Единственное, что могло удержать его на месте — это книги. Он был с книгой всегда и всюду.
Позже его библиотека насчитывала несколько тысяч книг, большая часть которых посвящена боевым искусствам.
Чтобы понять становление Брюса как бойца и мастера надо представить полную смертельных опасностей уличную жизнь Гонконга.

МОМЕНТ ИСТИНЫ
Кунг-фу — специфическое искусство, а не просто физические упражнения. Это тонкое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенной техники. Сущность кунг-фу — это не предмет, который можно изучать как науку с помощью получения фактов и их анализа. Нет, понимание этого принципа происходит спонтанно, как озарение, возникающее в мозгу, освобожденном от каких-либо эмоций и желаний. Сущностью, главным принципом кунг-фу является Дао-спонтанность всех явлений, происходящих во Вселенной.
После четырех лет упорных тренировок я начал понимать и чувствовать принцип «мягкости» — искусство нейтрализации усилий противника с минимальной затратой собственной энергии. Все это звучит просто, но применить это в жизни исключительно трудно. Как только я начинал спарринг со своим противником, мой мозг приходил в состояние полнейшего смятения, особенно поле обмена ударами. Вся теория «мягкости», которой я пытался следовать, шла прахом. У меня оставалась одна единственная мысль — любым возможным способом ударить его и выиграть.
Мой инструктор, профессор Ип Мэн — глава школы вин-чунь, подходил ко мне и говорил: «Лун, расслабься и успокойся. Забудь о себе и следуй только движениям твоего противника. Освободи свой мозг, позволь ему — основе реальности — производить все контратакующие движения без препятствующих колебаний и сомнений. И самое главное, освой искусство расслабления в любой фазе боя».
Да, так это было! Я должен расслабиться. Однако, как только я начинал думать об этом, я только лишь еще больше закрепощался: все получалось против моей воли. Как только я говорил себе: «Ты должен расслабиться», то тут же требование, заложенное в слове «должен», оказывалось совершенно несовместимым с желанием расслабиться. Когда острота моего самосознания доходила до того состояния, которое психологи называют «внутренним и внешним ослеплением», мой инструктор снова подходил ко мне и говорил: «Лун, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни: никогда не противопоставляй себя естеству, никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».
Всю следующую неделю я оставался дома. Проведя долгие часы в медитации и тренировках, я в конце концов пошел к морю поплавать в джонке. На море я опять вспомнил свою тренировку в зале. То, как я вел себя на ней, взбесило меня, и тогда я со всей силы ударил рукой по воде. И в тот же миг мой мозг поразила одна мысль. А разве не вода — одно из основных составляющих всего существующего на земле, является сутью кунг-фу? Я нанес еще один удар, вложив в него всю мою силу, и снова никакого урона воде. Я попытался схватить воду пальцами и сжать в кулаке, но это оказалось невыполнимой задачей. Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне.

Сжимать ладонью острие меча,
Бежать по тонкому льду —
Для этого не нужно иметь предшественников,
Шагай по утесам с пустыми руками…

Рекомендации по изучению данного раздела

…. Мой муж Брюс всегда считал себя прежде всего мастером боевого искусства, а потом уже артистом. В возрасте 13 лет Брюс начал уроки кунг-фу стиля вин-чунь в целях самозащиты. В течение следующих 19 лет он превратил свои знания в науку, в искусство, в философию и образ жизни. Он тренировал свое тело упражнениями и практикой; он тренировал свой ум чтением и размышлением и записывал свои мысли и идеи постоянно на протяжении 19 лет. Страницы этой книги представляют собой работу всей его жизни….
…. Собственные записи Брюса свидетельствуют о том, что на него произвели впечатление работы Эдвина Хэйзлита, Джулио Мартинеса Кастелло, Хьюго и Джеймса Кастелло и Роджера Кросньера. Многие собственные теории Брюса тесно связаны с идеями, высказанными этими авторами. Брюс решил закончить книгу в 1971 году, но его работа в кино помешала ему завершить ее. Он также сомневался, стоит ли издавать эту книгу, так как чувствовал, что ее могут использовать в других целях. Он не собирался делать свою книгу похожей на «инструкцию по эксплуатации» или «изучение кунг-фу за десять легких уроков». Он хотел, чтобы книга была записью его осмысленного опыта и учителем, а не списком инструкций. Если вы сможете прочесть ее в таком свете, то из этих страниц можно узнать многое. И у вас, вероятно, возникнет много вопросов, ответы на которые Вы должны искать в себе.
Когда вы закончите эту книгу, то узнаете не только Брюса Ли, но и самого себя.
А теперь распахните свой ум и читайте, разбирайтесь и набирайтесь опыта, и когда вы достигнете всего этого, снимите с вооружения книгу. Как вы увидите, ее страницы предназначены для устранения неразберихи….
Линда Ли

… Чтобы стать другими, мы должны узнать, что же мы есть сейчас.

. Подготовительная работа является одной из наименее проработанных фаз атлетики. Слишком много времени привыкли отводить развитию технических навыков и, соответственно, слишком мало — развитию личности и характера для непосредственного участия в бою.
Тренировка имеет дело не с предметами, а с человеческим духом и человеческими эмоциями. Нужен интеллект и рассудительность, чтобы управляться а такими деликатными вещами.
. Подготовка — это приведение личности в состояние готовности к интенсивным нервным и мышечным реакции ям. Она подразумевает дисциплину ума и духа и выносливость тела. Она означает умение. Она заставляет работать весь организм гармонично.
. Тренировка означает не только знание средств, которые строят тело, но также знание средств, которые ему вредят.
Неправильная тренировка приводит к травмам. Следовательно, тренировка включает и предупреждение травм, и первую помощь, если они все-таки случились.
Тренировочная программа
1. Попеременные шпагаты.
2. Отжимания в упоре.
3. Бег на месте.
4. Вращение плеч.
5. Высокие удары ногами.
б. Глубокие сгибания коленей.
7. Боковые удары ногами.
8. Повороты в приседаниях — выпрямлениях.
9. Изгибы и вращения поясницы.
10. Удержание ног на весу и махи.
11. Наклоны вперед.
Ежедневные возможности для упражнений

… Это не ежедневное приобретение чего-то, а ежедневное избавление — работа заключается в искоренении ненужного!

КООРДИНАЦИЯ
. Координация является, несомненно, одним из наиболее важных аспектов в занятиях любым видом спорта. Координация — это качество, дающее возможность человеку собрать все силы и способности целого организма для единого эффективного действия.
. Прежде чем будут иметь место движения, должно быть изменение мышечного напряжения связок, участвующих в них. Эффективность этой совместной мышечной работы является одним из тех факторов, которые определяют пределы скорости, выносливости, силы, ловкости и точности во всех видах атлетических упражнений.
. Подобно свернувшейся кобре, оставайтесь в свободной, но компактной позиции, и противник почувствует ваш удар до того, как увидит его.
. В статических видах деятельности или там, где сопротивление меняется медленнее, например, при выполнении стойки на руках или удержании тяжелой штанги, мышцы по обеим сторонам суставов работают одинаково мощно, чтобы зафиксировать тело в желаемом положении. Когда же происходят быстрые движения, такие как бег или прыжки, мышцы, ближайшие к суставу, сокращаются, а те, которые на противоположной стороне, удлиняются, чтобы не препятствовать движению. Здесь существует напряжение с обеих сторон, но на удлиняющейся стороне оно существенно меньше.
. Любое черезмерное напряжение при удлинении мышц действует как тормоз и поэтому замедляет и ослабляет действие. Такие противоположные напряжения увеличивают расход мышечной энергии и приводят к ранней усталости. Когда ставится новая задача, требующая изменения нагрузки, скорости, количества повторений или продолжительности упражнений, должна быть достигнута со-вершенно новая модель «нейрофизиологической приспособленности». Таким образом усталость, максимально испытываемая при новой деятельности, коренится не только в использовании различных групп мышц, но также и в перерасходе энергии в результате плохой координации.
. Важнейшая характеристика атлета-мастера — это легкость, с которой он выполняет все свои движения, даже при максимальном усилии. Для новичка же характерны напряженность, лишние движения, чрезмерные усилия.
Тот, кого называют «прирожденным атлетом», как раз и характеризуется легкостью, с которой он овладевает самыми сложными формами спортивных движений. Легкость — это способность выполнять движения с минимальным антагонистическим напряжением. Это свойство представлено у различных атлетов по-разному, но каждый может его улучшить.

Брюс Ли – я думаю, что не надо рассказывать, кто это такой. Но если с его актёрской карьерой и с достижениями в области боевых искусств так или иначе знакомы почти все, то Брюс Ли как философ почти никому не известен. Восполним этот пробел.

Выкладываю в сокращённом виде главы из книги: «Путь опережающего кулака», Москва, 2014. Книга хорошая, правда, я ожидал, что в ней будет чуть больше философии, а там основной упор сделан на технике джиткундо , хотя у Брюса много философии непосредственно в технике – у него всё это завязано в единую систему. В общем, книга для тех, кто занимается боевыми искусствами.

Дзен

Карма человека зависит от воли и сознания. До конца жизнь можно постичь, только выйдя за рамки своего Я, которое не отождествляет себя с всеобщей судьбой.

Пустота – это то, что стоит между здесь и там. Пустота всеобъемлюща, не имеет противоположностей – не существует ничего, что бы она не включала в себя или чему бы пустота была противоположна. Пустота живая, так как все формы произошли от неё, и тот, кто когда-либо осознал пустоту, наполнен жизнью, силой и любовью ко всему сущему.

Станьте деревянной куклой – она лишена собственного Я, она не думает, ей всё нравится и ничего не нужно. Пусть ваше тело, руки, ноги действуют сами по себе в соответствии с их внутренней самодисциплиной.

Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.

Ничто не может быть определено, самые мягкие вещи не могут быть схвачены.

Я двигаюсь и не двигаюсь совсем. Я как луна в бегущих волнах. Вы должны воспринимать происходящее не как «Я делаю это», а через призму внутреннего осознания «Это происходит со мной» или «Это происходит для меня». Погружение в своё Я – величайшая помеха для правильного исполнения любых физических действий.

Локализация сознания означает его фиксацию. Когда сознание прекращает свободное течение, оно перестаёт быть сознанием в общепринятом смысле.

Неподвижность – это не распыление энергии по мелочам, а её концентрация, сфокусированная, подобно колёсной оси, на определённом действии.

Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении. Здесь нет исполнителя, но есть исполнение, нет испытателя, но есть испытание.

Видеть нечто, не руководствуясь личными предпочтениями и желаниями, значит видеть истинную, первозданную простоту.

Достигает своей наивысшей точки, когда оно лишено самоосознания. Свобода раскрывает объятия человеку в тот момент, когда он перестаёт заботиться о том, какое впечатление производит или может произвести на кого бы то ни было.

Совершенный путь труден только для тех, кто стоит перед выбором. Не любите и не ненавидьте, и тогда все для вас станет ясно. Делайте минимальные различия – небо и землю разделяет всего один человеческий волос. Если вы хотите, чтобы открылась истина, никогда не будьте ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть самая худшая болезнь ума.

Мудрость заключается не в попытках побороть зло добром, а в том, чтобы уметь оседлать их и жить подобно пробке, качающейся на волне, то поднимающейся на её гребень, то падающей к её основанию

Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней – это единственный способ избавиться от неё.

Утверждение есть дзен только тогда, когда оно само есть действие и не касается ничего из того, что утверждает.

В буддизме нет места вынужденным усилиям. Надо оставаться простым не нужно ничего особенного. Ешьте пищу, пропускайте через себя воду, а когда устанете, полежите. Невежды посмеются надо мной, но мудрые поймут.

Не ставьте перед собой никаких целей. Проходите по жизни легко, воспринимайте всё как нечто несущественное, оставаясь спокойными, в чистоте и непорочности. Те, кто обретает, теряют. Не стремитесь опередить других, идите следом.

Не убегайте, пусть будет то, что будет. Не ищите, ибо все само к вам придёт, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Перестаньте думать, но так, как будто вы не перестаёте этого делать. Наблюдайте за приёмами так, как будто вы за ними не наблюдаете.

Не существует строго установленных канонов обучения. Лекарство от конкретного заболевания – вот всё, что я могу предложить.

Восьмеричный путь буддизма

Восемь основных требований, необходимых для устранения страданий путём избавления от ложных ценностей и обретения истинного понимания смысла жизни: 1. Правильное воззрение (понимание) – вы должны ясно видеть, что ошибочно.

2. Правильное намерение (стремление) – решение исцелиться

3. Правильная речь – она должна быть направлена на исцеление.

4. Правильное поведение – вы должны действовать в соответствии с принятыми решениями.

5. Правильное мышление – ваши действия не должны противоречить лечению.

6. Правильное усилие – к исцелению вы должны продвигаться с максимально возможной «постоянной скоростью», которую можете поддерживать.

7. Правильная осознанность (контроль сознания) – вы должны чувствовать суть грядущего исцеления, непрерывно думать о нём.

8. Правильное сосредоточение (медитация) – научитесь размышлять, глубоко проникая в суть вещей.

Искусство души

Цель искусства – это проецирование внутреннего видения во внешний мир, эстетическое воплощение глубочайших человеческих переживаний и их доступность для восприятия в рамках идеального мира.

Искусство души проявляется в психологическом понимании внутреннего содержания вещей и придаёт форму отношениям между человеком и «ничто», природой абсолюта.

Искусство – это выражение жизни, оно переступает границы пространства и времени. Через искусство мы должны заставить работать свои души, чтобы придать новую совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.

Самовыражаясь, художник выставляет напоказ свою душу, демонстрируя в то же самое время своё безразличие к «публичности». За каждым движением должна слышаться музыка его души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову – оно лишено смысла.

Избавьтесь от «неясного» мышления, действуйте от корней.

Истинное искусство – это не искусство ради искусства, это, наоборот, просветительская работа. И в итоге техника обретения свободы.

Искусство требует совершенного, мастерства владения приёмами, появляющегося из отражения в душе.

«Безыскусственное искусство» есть художественный процесс внутри художника; его смысл – это искусство души. Все возможные душевные порывы – шаг на пути к эстетическому миру души.

Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности, которое коренится в ничто. Эффект творчества – это расширение и углубление измерений души.

Безыскусственное искусство есть искусство души, спокойной, подобно лунному свету, отражающемуся на поверхности глубокого озера. Конечная цель мастера – стать мастером прошлой жизни и таким образом овладеть искусством жизни настоящей. Мастера любых направлений прежде всего должны быть мастерами жизни для созидающей души.

Все неясности должны остаться в прошлом прежде, чем ученик сможет назвать себя мастером.

Искусство есть путь к абсолюту и сущности человеческой жизни. Задача искусства – не односторонняя поддержка духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее раскрытие всех человеческих способностей: мыслей, чувств, воли, всего жизненного ритма мира природы. Только так беззвучный голос может быть услышан и душа сольётся с ним в гармоничном созвучии.

Высокие профессиональные навыки мастера ещё не означают его творческого совершенства. Они, скорее, служат отражением определённой ступени развития. Творческое совершенство не следует искать в форме или высших её проявлениях. Оно должно исходить из души.

Творческая деятельность не заключается в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором и в котором гармония души и гармония космоса, объединённые в «ничто», находят выход в реальность. Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.

Путь к истине

1. Поиск истины.

2. Осознание истины (и форм её существования)

3. Восприятие истины (её субстанции и направления, подобно ощущению движения).

4. Понимание истины (настоящий философ практикует это для понимания дао, не распыляя внимание на частности и представляя всё в единой целостности).

5. Познание истины на собственном опыте.

6. Овладение истиной.

7. Забвение истины.

8. Забвение носителя истины.

9. Возвращение к первоисточнику, где находятся корни истины.

10. Ничто и покой в нём.

Джиткундо

Ради безопасности бесконечная жизнь превращается в нечто мёртвое, а избранный образец обретает некие пределы. Чтобы постичь джиткундо, надо отбросить все мысли об идеалах, моделях, стилях, в том числе и мысль о стремлении к идеалу в джиткундо. Вы способны взглянуть на ситуацию, не пытаясь обрисовать её словами? Дать ситуации название, обратить её в слово – значит вызвать в себе страх.

Трудно просто смотреть на сложившуюся ситуацию – наш . Формировать у кого-либо навыки легко, но трудно обучить иметь свою точку зрения. Джиткундо отдаёт предпочтение бесформенности и поэтому принимает всевозможные формы. В джиткундо нет своего стиля, поэтому оно подходит ко всем стилям. Джиткундо использует все пути, все техники и средства, которые ведут к цели.

Взгляните на джиткундо с позиции воспитания, развития и укрепления собственной воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу – и вы разорвёте его плоть; пусть он разрушит вашу плоть – вы сломаете его к кости; позвольте ему ломать ваши кости – и вы взамен возьмёте его жизнь! Не думайте о собственной безопасности – положите перед соперником свою жизнь!

Большой ошибкой, начав атаку, будет желание предвидеть её исход. Вы не должны думать, закончится она победой или поражением. Пусть природа берет своё, и тогда ваше оружие нанесёт удар в самый подходящий момент.

Джиткундо учит: выбрав курс, не оглядывайтесь назад. Для джиткундо безразличны и жизнь, и смерть.

Джиткундо избегает поверхностного, проникая в сложное, доходит до сути проблемы и точно определяет ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг и около. Оно не ищет извилистых окольных путей, а прямой дорогой следует к намеченной цели. Простота – кратчайшее расстояние между двумя точками.

Искусство джиткундо – искусство упрощения. Это означает свободу в её первозданном виде, не ограниченную условностями и определёнными рамками.

Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции.

Тренируясь, ученик должен быть во всех смыслах активным и динамичным. Но в настоящем бою его разум остаётся спокойным, его ничто не должно волновать. Состояние должно быть таким, как будто ничего не происходит. При продвижении вперёд шаги должны быть лёгкими и осторожными, взгляд не фокусироваться на одной точке, глаза не гореть яростью. Поведение в бою ничем не должно отличаться от повседневного поведения, никаких перемен в выражении лица. Ничто не должно выдавать того, что человек ведёт смертельную схватку.

Организованная безнадёжность

За долгую историю боевых искусств инстинкты следования системе и подражания стали свойственными как учителям, так и ученикам. Это происходит частично из-за общечеловеческих наклонностей, а частично из-за преувеличения значения традиций, присущих многочисленным стилям. В итоге найти достойного мастера и учителя – носителя свежих идей бывает очень трудно, тем более того, кто может «указать путь».

Хуже, что духовная сила стремительно уходит, когда ученик углубляется в мистику, абстракции, бесплодные попытки ухватить и зафиксировать в сознании постоянно меняющиеся движения, «препарировать и изучить» их, подобно трупу в анатомическом театре.

Вместо того чтобы прямо взглянуть фактам в лицо, последователи тех или иных стилей продолжают придерживаться своих теорий, всё больше запутываются и загоняют себя в ловушку безысходности.

Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых, потому что их учение искажено и выхолощено. Им следует понять: любая дисциплина должна приспосабливаться к природе вещей и их сущности.

Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций. Зрелость – это умение реализовать то, что находится внутри нас самих.

Где есть свобода от механических условностей, там есть простота. Жизнь – это взаимоотношения со всем сущим.

Человек, который ясен и прост, не выбирает свою судьбу. Что есть, то есть. Действие, основанное на идее, – это, очевидно, действие выбора, и такое действие не освобождает. Наоборот, оно порождает дальнейшее сопротивление, конфликт. Воспримите гибкое знание.

Взаимоотношения – это понимание. Это процесс открытия самого себя. Взаимоотношения подобны зеркалу, в котором вы открываете себя. «Быть» – значит быть в отношениях.

Выбор приёмов, непригодных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми шаблонами.

Формы – это лишь напрасные повторения, предлагающие последовательный и красивый уход от самопознания, которое обещает живой реальный противник.

Аккумулирование, накопление – это самоограничение в противостоянии, и витиеватая техника только усиливает его.

Последователь классического стиля представляет собой клубок рутинных идей и традиций. Совершая любое действие в настоящем, он трактует его в терминах прошлого.

Знание неподвижно во времени, тогда как познание – это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же – это движение и постоянный поиск. Собирательный процесс – это лишь механическая тренировка памяти. Обучение же никогда не является процессом накопления, это процесс познания, не имеющий начала и конца.

В культивировании боевых искусств должно проявляться чувство свободы. Ум, ограниченный условностями, – уже не свободный ум. Всякие условности ограничивает личность в рамках определённой системы.

Чтобы свободно выразить себя, вы должны умереть для всего, что было в прошлом. Из прошлого вы берете безопасность, новое же помогает вам обрести свободу действий.

Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь, не изрекайте: «Я свободен», – вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас – забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.

Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете. Не существует таких понятий, как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.

Когда человек неспособен к самовыражению, он не свободен. Он начинает методично бороться. Методическая рутина становится скорее ответом на его собственную реакцию, чем ответом на происходящее в действительности.

Когда человек находится «вне системы», он может действовать свободно и полно. Тот, кто серьёзно стремится узнать, в чем заключается истина, не придерживается ни одного из стилей. Он живёт только тем, что объективно существует.

Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, ясно видеть любого противника, вы должны отбросить установки стилей и школ, предрассудки, симпатии, антипатии. В этом состоянии вы будете видеть все чётко, свежо и целостно.

Если вы следуете классическому образцу, вы познаете рутину, традицию, тени, но не познаете себя.

Простое повторение ритмических, чётко рассчитанных движений крадёт у боевых действий их живость, лишает их самой сущности – реальности.

Накопление форм – просто разновидность условности. Формы становятся якорем, связывают по рукам и ногам и тянут только в одну сторону – вниз.

Чтобы соответствовать противнику, необходимо прямое восприятие. Но нет прямого восприятия там, где есть сопротивление, где действует только подход «одного пути».

Обладание полнотой видения означает быть способным следовать «тому, что есть», которое постоянно движется и изменяется. Если вы связаны определённой точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».

Истина – это взаимодействие с противником, непрерывно изменяющееся, живое и никогда – статическое.

У истины нет определённого пути. Она живёт, а значит, изменяется. Она не имеет постоянного места, формы, каких-то установок, не имеет философии. Когда вы поймёте это, вы поймёте, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым через статику, собрать воедино форму через набор стилизованных движений.

Классические формы мешают творчеству, образуют рамки, подтачивают чувство внутренней свободы. Вы уже больше не принимаете во внимание интуицию, а просто «делаете» то, что требуется.

Это не означает столь удобную возможность совсем ничего не делать. Нельзя останавливаться на чем-то, что выполняется сейчас. Не надо заставлять ум выбирать или отвергать. Непреднамеренность означает быть не привязанным к своим мыслям. Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании происходящего. Тогда создаётся возможность реального общения. Чтобы понять друг друга нужно находиться в состоянии неизбирательного познания, в котором нет сравнения и порицания, нет требований, нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте с выводов.

Освободитесь от противоборства стилей. Освободите наблюдения за тем, что вы обычно практикуете. Не порицайте и не одобряйте, просто наблюдайте.

Когда вы свободны от влияний, когда вы мертвы для условностей классических реакций, тогда вы способны к настоящему видению, полному, свежему и новому.

Осознание без выбора, требований, без волнения. В таком состоянии разум не подвержен ощущениям. Если разум находится именно в таком состоянии, в нём есть место восприятию. Только восприятие может решить все проблемы.

Понимание требует не только обострённого восприятия, но и постоянного процесса познания, постоянных вопросов без ответов.

Чтобы понять бой, надо подойти к нему просто и однозначно.

Понимание приходит через чувства, ежесекундно отражаясь в зеркале отношений с противником.

Познание себя происходит во время взаимодействия с другими, а не в изоляции.

Познать себя значит изучать себя в действиях с другими людьми.

Понимание действительности требует знания, боевой готовности и полностью свободного разума.

Усилия разума ведут к его ограничению. Любое усилие подразумевает преодоление препятствий ради достижения цели, а когда цель, конечная точка находится у вас перед глазами, вы накладываете ограничения на разум.

Сейчас я вижу что-то совсем новое, и новизна познания себя самого откладывается в уме. Но завтра этот опыт станет чем-то механическим, если я попытаюсь вернуть первое ощущение, удовольствие от него. Описание всегда не соответствует реальности. Реальным является непосредственное видение истины, видение сиюминутное, потому что у истины нет завтра.

Мы находим истину, исследуя вопрос. Вопрос никогда не существует отдельно от ответа. Вопрос сам по себе есть ответ – понимание вопроса даёт ответ на него.

Наблюдайте то, что есть, не разделяя знания.

Истина как таковая существует вне бесконечного потока загрязняющих её мыслей. Она не может быть познана через мысли.

Мышление – это не свобода, любая мысль частична. Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль – это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль – это реакция ума, ограниченного опытом.

Познайте пустоту и спокойствие вашего разума. Будьте пустым. Не принимайте стиля или форм, которые может использовать в своих интересах ваш противник.

Разум изначально бездеятелен, путь всегда существует вне мысли.

Внутренний взор открывает то, что скрывает изначальная природа за завесой внешних форм.

Хладнокровие и спокойствие достигаются тогда, когда вы будете свободны от внешних объектов. Быть хладнокровным значит не иметь иллюзии или заблуждений о подлинной сущности явлений.

Мыслей нет. Только подлинная сущность явлений, которая неподвижна, но чьи движения и действия неистощимы.

Медитация означает осознание невозмутимости истинной природы. Конечно, медитация не может заключаться в процессе концентрации, потому что высшая есть ничто. Ничто – это состояние, в котором нет ни положительных, ни отрицательных реакций. Это состояние полной опустошённости.

Концентрация есть форма исключения, а там, где есть исключение, есть и тот, кто исключает. Это мыслитель, человек, который концентрируется, который порождает противоречие. Он формирует центр рассредоточения.

Существует понятие действия без действующего лица, состояние приобретения опыта без самого опыта и того, кто его переживает. К сожалению, это состояние ограничено и отягощено классической путаницей.

Классическая концентрация, или сосредоточение на одной вещи и исключение всех остальных, и знание, которое является всеобщим и ничего не исключает, – это состояния разума, которые можно постичь только с помощью объективного, непредубеждённого наблюдения.

Познание не имеет границ, это приобретение собственной сущности без каких-либо исключений.

Концентрация – это сужение разума. Но мы имеем дело с процессом живого во всей его целостности, и концентрация на каком-либо одном аспекте сужает жизнь.

«Мгновение» не имеет ни прошлого, ни будущего. Это не результат мысли, поэтому оно не имеет времени.

Когда в долю секунды ваша жизнь оказывается под угрозой, разве вы говорите: «Дайте мне удостовериться, что моя рука на бедре и стойка соответствует стилю»? Когда ваша жизнь оказывается в опасности, разве вы думаете о методе, который вы изберёте, чтобы защитить себя? Почему же возникает двойственность?

Так называемый мастер боевых искусств – это плод тысячелетней пропаганды и обусловленности.

Почему люди зависят от тысячелетней пропаганды? Они могут считать «мягкость» идеалом по отношению к «твёрдости». Но что происходит, когда они сталкиваются с реальностью? Идеалы, принципы, представления о том, как «должно быть», становятся лицемерием.

Люди не хотят беспокойства, не хотят неопределённости, поэтому они определяют модели поведения, мышления, отношений с другими людьми. И становятся рабами этих моделей, принимая их за реальную жизнь.

Соглашения по определённым правилам движений, чтобы обезопасить участников, могут быть хороши для таких видов спорта, как бокс или баскетбол, но успех в джиткундо кроется в свободе применения, как и неприменения тех или иных приёмов.

Второразрядный ученик, слепо следующий за своим сэнсэем или шифу, перенимает его модели. В результате все его действия, движения и, что более важно, мышление становятся механическими. Ответные действия становятся автоматическими, в соответствии с принятым набором моделей, узкими и ограниченными.

Самовыражение всегда бывает общим и немедленным, вне концепции времени. И вы сможете по-настоящему выразить себя только тогда, когда освободитесь, физически и духовно, от фрагментарности.

Бесформенная форма

Я надеюсь, что специалисты боевых искусств больше интересуются их корнями, а не декоративными ветвями, цветами и листьями. Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете; когда постигнете суть корней, вы поймёте всё растение, а значит, и сумеете поместить на свои места ветви, листья, цветы и плоды.

Пожалуйста, не предпочитайте мягкость твёрдости, удары ногами – ударам руками, захваты – ударам, бой на длинной дистанции – ближнему бою. Отбросьте утверждение, будто «это» лучше, чем «то». Одного мы должны остерегаться – фрагментарности, которая отнимает у нас ощущение всеобъемлемости жизни и подменяет единство двойственностью.

В боевых искусствах есть проблема созревания. Созревание есть прогрессирующая интеграция личности со своей сущностью. Такая интеграция возможна только через настойчивое самопознание и свободное самовыражение, а не за счёт копирования некоей навязанной модели движений.

Течение боя основывается не на личном выборе или предпочтениях. В ходе боя истина постигается ежесекундно и только тогда, когда восприятие происходящего лишено осуждения, оправдания или любой другой формы его определения.

Джиткундо предпочитает бесформенность и потому может принимать любые формы. Не имея стиля, джиткундо подходит любым стилям. В результате джиткундо использует все стили и не связан ни одним из них и также использует все техники и средства, которые ведут к цели. В этом боевом искусстве эффективно всё, что приносит очки.

Высшее развитие ведёт к простоте. Половинчатое же развитие приводит к приукрашиванию. Несложно привести в порядок и отшлифовать несущественное во внешней физической структуре; однако избавиться или хотя бы уменьшить внутренние помехи – совсем другое дело.

Вы не сможете увидеть уличную драку во всей её полноте, если будете наблюдать её с позиции боксёра, борца, последователя дзюдо, карате, кун-фу. Ясное видение возможно только тогда, когда над вами не довлеет никакой из стилей. Тогда не будет приязни или неприязни: вы просто видите то, что вы видите, и картина будет целостной.

«То, что есть» существует только тогда, когда нет соперничества и приоритетов. Жить с «тем, что есть» – значит жить в спокойствии и мире.

Схватка не диктуется условностями кун-фу, карате или дзюдо. Поиск же противоположности какой-либо системе означает переход к другим условностям.

Последователь джиткундо выходит на бой, чтобы встретиться лицом к лицу с реальностью, а не с выкристаллизовавшейся формой. Его эффективное оружие – это оружие «бесформенной формы».

Отсутствие привязки означает, что конечный источник всего сущего недоступен человеческому пониманию, не рассматривается в категориях времени и пространства. Поскольку этот источник определяет все способы взаимоотношений, его называют «не имеющим привязки», а его свойства применимы везде.

Самовыражение не развить через форму, хотя форма есть часть самовыражения. Большее не ищут в меньшем, но меньшее можно найти в большем. «Не иметь формы» не означает быть без формы. Наоборот, «неимение формы» происходит от обладания ею. «Отсутствие формы» – это высшая реализация самовыражения.

Не отвергайте классический подход автоматически, без осмысления. Бойтесь превратить такой подход в автоматическую реакцию. Так вы лишь создадите ещё одну модель и попадётесь в новую ловушку.

КАСЬЯНОВ Владимир (составитель)

"БРЮС ЛИ: ПУТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КУЛАКА"

Путь Дракона

Пагоду без швов трудно описать,

Синий дракон не погружается в затхлое озеро,

Он взмывает в неведомые выси

И вырастает до огромных размеров,

Он всем являет себя извечно и ежесекундно…

Введение

Двадцатый век подарил человечеству целую плеяду мастеров мировой величины, но даже самые громкие имена тускнеют в свете звезды Брюса Ли. Люди привыкли связывать личности и эпохи. Символом уходящего века в истории боевых искусств несомненно станет таинственная и легендарная фигура Маленького Дракона. Непревзойденный боец, не имевший официальных титулов. Талантливый киноактер, чьи фильмы стали классикой. Мастер и философ боевых искусств, чье наследие еще до конца не изучено. Путь Брюса Ли от уличного драчуна-подростка до магистра философии и выдающеюся мастера был полон внутренней борьбы, испытании и откровений. Реформируя единоборства и вовлекая в этот процесс всех, кто находился рядом, Брюс Ли по сути определил направление дальнейшего развития воинских искусств в целом (в сторону синтеза и интеграции), их спортивных вариантов в частности (кикбоксинг, бои без правил).

Было бы неверным сказать, что он был первым в своих идеях, но он был первым, кто воплотил эти идеи и собственным примером обратил на это внимание всего мира. Брюс Ли стал своеобразным мостом между традиционным Востоком с его мистической духовностью и технологичным Западом с его критичным прагмататизмом, между современным чемпионом и тенью его далекого предка.

Превыше всего он ставил свободную, творческую самореализацию личности, раскрытие всех потенциальных ресурсов человека. И искусство Брюса Ли Джит Кюн До - было создано именно для этих целей. Главный, но к сожалению незаконченный труд Брюса Ли «Дао Джит Кюн До» можно поставить в один ряд и с лучшими учебниками бокса, и с трудами Джидду Кришнамурти, и с «Книгой пяти колец» Миямото Мусаси.

Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, когда его родители гастролировали в США с труппой китайской оперы. Через три месяца они вернулись в Гонконг, где и прошло детство Ли Сяо Луна - Маленького Дракона. Брюс был болезненным, но очень живым ребенком.

Единственное, что могло удержать его на месте - это книги. Он был с книгой всегда и всюду.

Позже его библиотека насчитывала несколько тысяч книг, большая часть которых посвящена боевым искусствам.

Чтобы понять становление Брюса как бойца и мастера надо представить полную смертельных опасностей уличную жизнь Гонконга.

На фотографии той поры - аккуратный мальчик в очках. Трудно поверить, что этот щуплый паренек уже возглаввлял банду таких же сорванцов, шныряющих целыми днями по улице и живущих по ее законам.

Отец Брюса был первым его учителем, он практиковал гимнастику тайцзи-цуань, но эта мягкая техника явно не устраивала маленького драчуна. Так Брюс попал к большому мастеру кунг-фу стиля вин-чунь Ип Мэну. Спустя много лет Брюс неоднократно признавал, что именно Ип Мэну он обязан своим мастерством. Тренировки преобразили Брюса. С одной стороны его экспрессивная натура нашла выход в практике кунг- фу, с другой стороны глубокий ум жадно впитывал философию и принципы кунг-фу, без понимания которых невозможен истинный прогресс в боевых искусствах.

Фанатизм, с которым Брюс отдавался тренировкам, позволил ему довольно скоро стать одним из лучших учеников Ип Мэна. Мастер все больше уделял внимания Маленькому Дракону. На смену уличным потасовкам пришли бои за честь Школы, на которых представители различных стилей встречались в жестоких поединках. Это было типично для Гонконга, куда в свое время эмигрировали мастера самых разных Школ кунг-фу, чьи лучшие ученики оспаривали свое превосходство. Брюс Ли постоянно участвовал в таких боях и, по воспоминаниям друзей, в большинстве случаев выходил победителем. В 1958 году Брюс Ли выиграл чемпионат Гонконга по боксу, нокаутировав в финале молодого англичанина Элмса, три раза удерживавшего титул чемпиона. В этот же период одна уличная драка закончилась плачевно - противник Брюса был жестоко избит и родители пострадавшего обратились в полицию. Мать Брюса уладила этот инцидент и убедила сына уехать в Америку - подальше от уличных драк, гонконгской мафии и полиции.

Так, в 18 лет Брюс Ли вернулся в Сан-Франциско - город, где он родился. Сначала он зарабатывал на жизнь уроками танцев, ведь в Гонконге Брюс выиграл конкурс Ча-ча-ча. Позже, в поисках работы, Брюс переехал в Сиэтл, где служил официантом и подрабатывал в местной газете. Хотя в школе он не отличался способностями к точным наукам, в Сиэтле Брюс успешно окончил «Высшую техническую школу Эдисона» и поступил в университет имени Вашингтона.

В это же время он начал давать первые уроки кунг-фу. В 1963 году Брюс Ли выпустил рекламный проспект своего института кунг-фу, уже тогда связывая свое будущее с боевыми искусствами. Бум каратэ в США утихал, а о кунг-фу еще мало кто слышал, к тому же техника молодого мастера, оригинальная и в высшей степени эффективная, позволила Брюсу стать настоящим миссионером боевых искусств.

В 1964 году Брюс вместе с женой Линдой, бывшей ученицей, переезжает в Окленд к своему другу Джеймсу Ли.

Калифорния виделась ему более перспективной для преподавания кунг-фу. В узком кругу специалистов Брюса знали, но всерьез он заявил о себе на турнире боевых искусств в Лонг-Бич в 1964 году. Со своими учениками - Джеймсом Ли и Таки Кимурой он выступал с демонстрацией техники. Многие эксперты единоборств были потрясены его мастерством. Мастера черного пояса были не в состоянии отреагировать на молниеносные удары, хотя Брюс показывал траекторию, по которой будет наносить удар. Часто случалось, что оскорбленные резкими высказываниями Брюса, маститые каратэки вызывали его на поединок. Он извинялся и… побеждал их.

Может показаться, что в своих воспоминаниях Брюс Ли предстает этаким непобедимым бойцом. Но если реально взглянуть на вещи, то что мог противопоставить мастер черного пояса каратэ, всю жизнь практиковавший ката и спортивные поединки, яростному натиску уличного бойца, к тому же виртуозно владевшему эффективнейшей техникой.

Учениками Брюса Ли признавали себя многократные чемпионы США Чак Норрис, Джо Левис и Майкл Стоун - этот факт говорит сам за себя. Брюс Ли не участвовал ни в каких соревнованиях, считая, что ограничения правилами и амбиции противоречат духу кунг-фу. В то же время, он спарринговал столько, сколько это было возможно. Его совершенствование было непрерывным и безграничным.

У Брюса была возможность познакомиться в Америке со множеством техник и методов, и он пропустил их через себя, оставляя только то, что улучшало мастерство. Кумиром Америки был в то время Мохаммед



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!