Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Стрельникова от заикания. Дыхательные упражнения при заикании у взрослых. «Алфавит для заикающихся»

Нервная система, пищеварительный тракт, головной мозг – не единственные части организма, нуждающиеся в постоянном притоке кислорода, особенно у малышей. С этой целью педиатры и логопеды советуют проводить дыхательную гимнастику для детей разных возрастных групп – комплексы упражнений можно подобрать и для дошкольников, и для самых маленьких. Однако как не навредить ребенку и всем ли доступна такая методика оздоровления?

Что такое дыхательная гимнастика для детей

Система специальных упражнений, созданная для обогащения организма кислородом, присутствует в нескольких системах оздоровления типа «body&mind»: пилатесе, йоге . Отдельно врачи выделяют гимнастику Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, изначально ориентированный на восстановление голоса, однако позже методику Стрельниковой начали применять в остальных сферах медицины, включая педиатрию.

Для чего нужна

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста среди прочих методик выделяется способностью быть полезной для иммунитета малышей, не оказывая на него негативного влияния, как медикаментозные схемы лечения. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит не только поставка воздуха в легкие, но и обогащение кислородом крови и тканей, что приводит к улучшению состояния:

Дети, которые регулярно занимаются дыхательной лечебной гимнастикой, реже страдают от частых простудных заболеваний, лучше переносят физические/умственные нагрузки, более гармонично развиваются, получают хорошо разработанный дыхательный аппарат, правильную осанку. Отдельно врачи выделяют благотворное воздействие некоторых дыхательных упражнений на речевой аппарат, что поможет обойтись без вмешательства логопеда при проблемах с произношением.

Показания к выполнению

Врачи советуют делать дыхательную оздоровительную гимнастику не только для лечения уже имеющихся патологий – она может быть и профилактикой заболеваний, либо способом укрепить детский организм и укрепить дыхательный аппарат, находящийся в несовершенной форме. Особо педиатры рекомендуют гимнастику детям, которые имеют:

  • заболевания верхних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • слабый иммунитет;
  • патологии нервной системы;
  • речевые нарушения;
  • врожденные проблемы сердца.
  • Противопоказания к занятиям

    Дыхательные упражнения для детей любого возраста не стоит делать без врачебного контроля, если недавно были перенесены травмы головного мозга, либо позвоночника. В список противопоказаний к дыхательной гимнастике специалисты включают:

  • остеохондроз, иные патологии шейно-грудного отдела;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонию;
  • проблемы с внутриглазным давлением.
  • Комплексы дыхательной гимнастики

    Все перечисленные ниже упражнения рекомендуется выполнять в умеренном маршевом темпе, обязательно следя за равномерным соотношением длительности вдохов и выдохов. Занятия должны быть регулярными, в идеале этими упражнениями дополняется традиционная утренняя гимнастика . Родителям нужно отслеживать самочувствие детей – занятия прекращают, если есть жалобы на: кашель, головокружение, тошноту.

    С целью лечения бронхитов и остальных болезней бронхо-легочной системы, врачи советуют делать упор на верхнее дыхание с обязательным произнесением шипящих звуков и активными выдохами.

  • Посадить ребенка на стул. При повороте туловища вправо отвести руку назад и вдохнуть. Вернувшись в исходную позицию, выдохнуть и издать жужжащий звук.
  • Стоя прямо, делая вдох, поднимать медленно обе руки. На выдохе опускать с той же скоростью и издавать протяжный звук «у-у».
  • Продолжая стоять, опустить руки вдоль тела, ладошки к себе. Правую повести вперед, левую назад. Размахивать, как маятником, и негромко произносить «тик-так».
  • Дыхательная гимнастика в стихах

    Совмещение говорения, движения и дыхания очищает слизистую дыхательных путей, помогает укреплять общую выносливость и сердце. Эффективна такая дыхательная гимнастика при кашле у детей, приступах бронхиальной астмы, проблемах с речевым аппаратом. Упражнения простые:

  • На строчке «У медведя дом большой» потянуться вверх, раскинуть руки со вдохом. Следом на «а у зайки маленький» сесть на корточки, выдыхая и обхватывая колени. Со строчкой «мишка наш пошел домой» пройтись косолапыми шагами с шумными вдохами-выдохами, а с «да и крошка заинька» пропрыгать аналогично.
  • Читая «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперед и назад», дети совершают аналогичные движения головой с короткими вдохами-выдохами. Со строкой «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете» сначала производятся повороты головы вправо-влево, а после нужно накрыть её «домиком» из рук.
  • Сомкнув руки у рта и округлив, дети читают: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу».
  • Для укрепления иммунитета

    Общее оздоровление подарит использование любых комплексов дыхательной гимнастики, поскольку все они хорошо проводят кислород в организм. Ниже предложено 3 самых используемых педиатрами даже у грудных детей. Все эти дыхательные упражнения выполняются около минуты. Список такой:

    • Закрыть одну ноздрю пальцем, делать короткие вдохи носом (свободной частью), считая до 8. Поменять стороны, повторить.
    • Поставить перед ребенком банку с водой, опустить туда соломинку. На выдохе – пусть долго дует через нее, провоцируя пузырьки, а вдох нужно делать носом.
    • Выдыхать попеременно долгие звуки «О» и «А», чередуя и одновременно рисуя разведенными в стороны руками круги или треугольники.
    • Для развития речевого аппарата и речи

      Самым маленьким такая гимнастика нужна редко – правильное речевое дыхание развивают преимущественно в старшем дошкольном возрасте, работая над силой воздушной струи. Тренировку дыхательного аппарата и речи проводят с такими упражнениями:

    • Сдувать пушок с одуванчика, не округляя щеки.
    • Попробовать долго дуть на лист бумаги, лежащий на столе, не набирая воздух в рот.
    • Подбросить в воздух кусочек (маленький) ваты и пытаться держать его дыханием – поддувать вверх.
    • От заикания

      Для лечения заболевания такого типа нужно знать его первопричину. При проблемах с речевым дыханием специалист может прописать указанные выше варианты гимнастики. Если же с ними ребенок справляется, а речь сбивается ввиду напряженной нервной системы, подобранные врачом упражнения способствуют ее расслаблению :

    • Выставить вперед ладошки, сжимать на вдохах и разжимать на выдохах в быстром темпе, постепенно замедляясь.
    • В вертикальном положении делать шумный выдох, опуская голову и запрокидывая назад. Вдох тихий, между этими движениями.
    • Аналогично предыдущему упражнению, наклоняя голову, тянуться ухом к плечу. В каждой нижней точке шумно выдыхать носом, вдох делать тихим.
    • Дыхательная гимнастика для детей 1-3 лет

      У самых маленьких важно следить за правильным дыханием в целях профилактики простудных заболеваний, улучшения работы легких, стимуляции деятельности органов ЖКТ, для чего подходят приведенные выше варианты. Если же совместить дыхательные комплексы упражнений с физическими (берите простую гимнастику), это поспособствует и обретению правильной осанки. Несколько упражнений, которые выполняются стоя:

    • Потянуться руками вверх, медленно вдыхая. На счет «2» расслабиться, делая шумный выдох.
    • Разводя руки в стороны, медленно вдыхать, а на быстром выдохе обнять себя за плечи.
    • Дыхательная гимнастика для дошкольников

      Детям старше 3-х лет специалисты советуют больше внимания уделять гимнастике, помогающей укреплять речевой аппарат и иммунитет, развивать дыхательную мускулатуру. Некоторые педиатры рекомендуют покупать ребенку мыльные пузыри – они способствуют правильному дыханию и особенно хорошо помогают научиться совершать долгие дующие выдохи, которые полезны для развития речи.

      В младшей группе

      Для разминки специалисты советуют дать малышам простое имитационное дыхательное упражнение: пусть они произносят звуки, которые издают поезд, машинка, собачка, либо протягивают гласные распевкой. На это задание отводится минута-полторы, а после можно перейти к основному комплексу. Пара эффективных упражнений дыхательной гимнастики для самых маленьких:

    • Детям нужно изображать насос: встать прямо, поставить руки на талию. Приседая вниз, нужно вдыхать воздух, а поднимаясь – выдыхать.
    • Набрать воздух через нос как можно сильнее, округлить щеки. Выдыхают его порциями из собранного трубочкой рта.
    • Дыхательная гимнастика при заикании у детей 3 лет

      Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

      Виды упражнений

      Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

      Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

      Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

    • Дыхательной.
    • Артикуляционной.
    • Мышечной (учиться расслабляться).
    • Голосовой.
    • Развитие чувства ритмики.
    • Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

      Дыхательная гимнастика

      Вообще, дыхательная методика - штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

      Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

    • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
    • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
    • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
    • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
    • Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

      Артикуляционная гимнастика

      Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

    • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
    • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
    • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
    • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
    • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
    • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
    • Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

      Мышечная гимнастика

      Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч. Причём неважна причина заболевания.

      Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

      Голосовая гимнастика

      А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

      Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

      Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

    • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
    • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
    • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.
    • И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

      Ритмическая гимнастика

      Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

      Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

      Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка. ». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

      При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

      А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

      Лечение астмы, аденоидов, бронхита и заикания у детей с помощью дыхательной гимнастики

      Воспитание - процесс очень непростой, если в него вкладываться по-настоящему. А это значит - всей душой! Уделять много внимания, тренировать физически, психологически, заботиться и т.д. Как часто вы задумывались - скольких проблем со здоровьем можно избежать, если заниматься с маленьким специальными упражнениями? Дыхательная гимнастика для детей - отличный тому пример.

      Всё начинается с дыхания!

      Сначала кислород поступает к нам в лёгкие, а потом уже кровь “развозит” его во все органы и системы жизнедеятельности. Например, йоги и восточные мудрецы, когда к ним приводят больного человека первым делом учат его правильно дышать. Делать глубокий полный вдох и свободный легкий выдох. С этого и начинается острый проницательный ум и крепкое здоровье!

      Быть легким, как воздушный шар!

      Для чего, собственно, нужны эти упражнения? Как уже было сказано - для гармоничного развития всего организма. Комплексы подойдут:

    • для гиперактивных детей, чтобы постепенно научить их управлять собой, своими эмоциями и вниманием
    • для улучшения памяти и мозговой деятельности
    • для укрепления иммунитета
    • чтобы справится с заболеваниями дыхательной системы (астма, воспаление гланд, бронхит)
    • для тренировки речевого аппарата (при дефектах речи или заикании)
    • для психологического раскрепощения, обретения внутренней устойчивости к стрессовым ситуациям
    • Такие практики очень важны! Если с детства у будущего “большого человека” сформируется привычка выполнять их, ему будет намного проще во взрослой жизни. Ведь многие до сих пор не знают, что для того, чтобы справиться с нервной ситуацией или разрешить трудную задачу порой достаточно 2-3 минуты просто глубоко подышать. Мозг насытится кислородом и вуаля! Вопрос решён!

      Гимнастика и речь

      Современные реалии таковы, что многие дети страдают дефектами речи, не четким звукопроизношением, заиканием или вовсе отказываются разговаривать к уже весьма сознательному возрасту. Это происходит из-за повального увлечения играми, рассчитанными в основном на зрительное восприятие (компьютеры, смартфоны, телевизоры). Речевая функция буквально атрофируется на глазах!

      Упражнения на вдох - выдох тренируют артикуляционный аппарат ребенка и благотворно влияют на формирование грамотной и хорошей речи. Во время них происходит координация и оптимизация дыхания через нос и рот. Активно подключается диафрагма. А роль диафрагмы в красивом говорении трудно переоценить. Не зря именно её тренируют на протяжении первых пару лет во всех театральных ВУЗах. Использование таких комплексов будет незаменимым при заикании и других дефектах. Вот здесь вы найдете примеры, по которым можно заниматься.

      Доктор - кислород

      Во всех этих случаях нужно прочистить дыхательные пути и вывести мокроту из легких. Во время занятий очень важно контролировать процессы дыхания самого ребёнка. Это должен быть глубокий вдох и хороший выдох через нос. Ещё несколько правил, которых следует придерживаться:

      1. Каждый элемент системы следует повторить не менее 4 раз. Постепенно нужно увеличивать нагрузку.

      2. Особую пользу принесут занятия на свежем воздухе при приемлемой погоде (исключить морозы, сырость и слякоть).

      3. Выполняйте комплекс с перерывами на 1 минуту после каждых 2-3 минут.

      4. В начале малыш может ощутить легкое головокружение - это нормально. Для того, чтобы снизить неприятное ощущение достаточно посидеть какое-то время на стуле, а потом продолжить.

      5. Можно сочетать такую гимнастику с физическими упражнениями, при хорошем состоянии здоровья вашего чада и отсутствии противопоказаний.

      Во всех этих случаях, а также просто в качестве профилактики хорошо подойдет гимнастика Стрельниковой для детей.

      Особенности метода Александры Николаевны

      Сама Александра Стрельникова в молодости была оперной певицей. Но в какой-то момент её здоровье дало сильный сбой: начались проблемы с сердцем и приступы удушья. Конечно, ни о каком пении в таком состоянии не могло быть и речи. Эти события и послужили толчком к тому, что Александра начала искать способы самоисцеления и постепенно разработала свою собственную методику восстановления.

      Её метод стоит особняком от остальных и некоторые называют его парадоксальным, но факт остаётся фактом - сама оперная певица с помощью него восстановила себе голос и вернула хорошее самочувствие. Стрельникова предлагает обращать особое внимание на процесс вдоха, считая выдох просто его естественным продолжением. По её системе грудная клетка во время вдоха должна не расширятся, а наоборот сжиматься. Для этого весь процесс сочетается с физическими действиями такими, как:

      При выполнении элементов системы - весь организм приходит в тонус: активизируется работа иммунной системы, тело становится более гибким, пластичным подвижным, уходят мышечные зажимы и блоки. Практически любой ребёнок может выполнять его уже с возраста 3-4 лет. Нужно только учитывать существующие противопоказания.

      Перед началом убедитесь!

      Убедитесь, что состояние дитя не попадает под следующие категории:

    • травмированный позвоночник или головы
    • температура тела выше 38 градусов
    • существуют серьезные патологии внутренних органов
    • острые сердечные заболевания
    • сильная близорукость
    • есть кровотечения
    • присутствует сильное внутричерепное давление
    • Во всех остальных случаях лечебная физкультура по Стрельниковой отлично подходит. Можете приступать! Подробная игровая инструкция вот в этом видео.

      Не важно гиперактивен ваш ребенок, болен чем-то из перечисленного выше или абсолютно здоров - дыхательная физкультура 100% принесет пользу. Главное, правильно её подать в игровой форме, как это делают ребятки на видео. Для этого можно включить приятную музыку из современных мультиков и предложить маленькому непоседе просто поиграть.

      Преимущества дыхательной гимнастики при заикании у детей: упражнения и их специфика

      Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

      В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

      При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

      Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

      Комплекс упражнений при заикании

      Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

      Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

      Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

      Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

      В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры. Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

      Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

      В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.

      Как помогут дыхательные упражнения

      На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

      Дыхательная гимнастика на рисунке

      Правила и техника выполнения

      Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

      Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

      Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

      При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

      Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

      Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

      Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

      Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

      Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

      Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.


      lechimdetok.ru

      Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.

      Задания дыхательной гимнастики

      Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:

      • активизация мышц;
      • регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
      • освоение техники диафрагмального дыхания.

      Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.

      Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.

      Виды дыхательной гимнастики

      Существует такое разделение упражнений:

      • статистические – выполняются без движений;
      • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

      Существует несколько поз для их выполнения:

      • лежа на спине;
      • сидя на стуле;
      • стоя;
      • в движении.

      Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

      Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

      Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

      1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
      2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
      3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
      4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
      5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
      6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

      Упражнения метода А. Н. Стрельниковой

      Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.

      Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).

      Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.

      Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.

      «Ладошки»

      Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.

      «Погончики»

      Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.

      «Насос»

      Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.

      «Обнять плечи»

      Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.

      «Кошка»

      Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.

      «Маятник»

      Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.

      Другие упражнения

      Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

      1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
      2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
      3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
      4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
      5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

      Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

      Артикуляционная гимнастика

      Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

      • надувание щек – сначала вместе, потом - по отдельности;
      • похлопывание губами (движения рыбы);
      • поочередное надавливание языком на щеки;
      • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
      • «чистка» зубов языком;
      • покусывание губ.

      Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

      Противопоказания

      Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38˚С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:

      • черепно-мозговая травма;
      • повреждение позвоночника;
      • патологии внутренних органов;
      • высокое внутричерепное давление;
      • сильная близорукость;
      • сердечное недомогание.

      Заключение

      Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго. Детям не всегда хватает терпения для этого.

      Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость». Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.

      Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

      Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

      Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

      Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

      • Дыхательной.
      • Артикуляционной.
      • Мышечной (учиться расслабляться).
      • Голосовой.
      • Развитие чувства ритмики.

      Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

      Дыхательная гимнастика

      Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

      Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

      • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
      • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
      • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
      • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

      Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

      Артикуляционная гимнастика

      Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

      • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
      • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
      • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
      • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
      • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
      • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

      Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

      Мышечная гимнастика

      Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

      Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

      Голосовая гимнастика

      А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

      Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

      Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

      • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
      • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
      • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

      И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

      Ритмическая гимнастика

      Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

      Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

      Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

      При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

      А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

      Исходное положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
      Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются однвременно и с силой. Это очень важно.
      Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
      Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.
      Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
      В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить "отработанный" воздух.
      Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-движения.
      Норма - 96 вдохов-движений. Это так называемая стрельниковская "сотня".
      На второй или третий день тренировки вы можете делать подряд уже не по 4 вдоха без остановки, а по 8 или даже по 16 раз, а еще через несколько дней - уже по 32 вдоха-движения без паузы.
      Группируются дыхательные движения в стрельниковской гимнастике не по 5 или 10, как обычно, а строго по 8. Так и говорим: 8 дыхательных движений - одна "восьмерка", 16 дыхательных движений - две "восьмерки", 24 дыхательных движения - три "восьмерки", 32 дыхательных движения - четыре "восьмерки". Считать нужно, конечно же, только мысленно, а не вслух.
      Если Вы часто сбиваетесь со счёта и Вам нужно, к примеру сделать подряд 32 вдоха-движения (только при хорошей тренировке!) можно прибегнуть к такому простому приёму: мысленно просчитав до восьми, то есть сделав 8 вдохов-движений "возьмите на заметку" один угол комнаты; выполняя оставшиеся две "восьмёрки", поочерёдно переводите взгляд на два других угла. Таким образом, делая 4 раза по 8 дыхательных движений, т. е. 32 вдоха-движения, берите на заметку для каждой "восьмёрки" какой-нибудь из четырёх углов комнаты, в которой Вы делаете стрельниковскую гимнастику.
      Сделав 32 вдоха-движения, остановитесь и отдохните в течение 3-5 секунд (отдыхайте, если хотите, до 10 секунд). Можно положить перед собой спичку. Спички будут играть роль тех "узелков на память", с помощью которых удобно отсчитывать "тридцатки" (т. е. циклы из 32 вдохов-движений).
      Сделав без остановки еще 32 вдоха-движения (считая мысленно с каждой "восьмеркой" углы комнаты), снова остановитесь, отдохните в течение 3-5 секунд и положите перед собой следующую спичку. По завершении третьей "тридцатки" перед вами будут лежать уже 3 спички.
      Вот и все - 96 дыхательных движений выполнены. Стрельниковская "сотня" отработана!
      Если Вы переходите к новому упражнению - продолжайте выкладывать по спичке на каждую "тридцатку". В идеале каждое упражнение стрельниковской гимнастики должно выполняться в 3 захода по 32 вдоха-движения с паузами между подходами.
      Гимнастику вы должны выполнять дважды в день: утром и вечером.
      Упражнение "Ладошки" можно выполнять сидя, а в тяжелом состоянии - даже лежа, по 4 или по 8 вдохов-движений за один заход.
      Норма:
      - по 4 вдоха-движения - 24 раза,
      - или по 8 вдохов-движений - 12 раз,
      - или по 16 вдохов-движений - 6 раз,
      - или по 32 вдоха-движения - 3 раза.
      • Грудной тип дыхания - большую роль играют межреберные мышцы
      • Брюшной тип дыхания - большую роль играет диафрагма

      При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

      По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

      Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый - на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй - на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

      Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

      И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой

      Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

      1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
      2. Не думаем о выдохе - выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
      3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
      4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
      5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
      6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

      Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

      Выполняете серии вдохов по этим принципам - укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

      Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

      Истории от наших подписчиков

      1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
      1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох - через рот.
      2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
      3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает - воздух выходит наружу.
      4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

      2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

      3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно - это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь - "насос", "обними плечи", "большой маятник" - каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи - "повороты", "ушки", "малый маятник " - каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня "Война и мир" по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

      4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

      5) Диафрагмальный голос - это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - отличный способ развить диафрагмальный голос.


      При составлении статьи использована информация:

      • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
      • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!