Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Святые отцы о спорте. Совместим ли спорт и православный приход


Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

«Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: "Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6,20)

По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

Святы отцы о физкультуре

В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне ,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть ». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей ».

К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

Роль физкультуры в нашей жизни

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно».

По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

«Безголовая педагогика»

Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят : рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, - и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение - это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди". Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая - " безголовая" и однобокая.

Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения - это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

О православной культуре и культуре здоровья

Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь …Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

«Все мне позволительно, но не все полезно…»

В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом ». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., - вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется - "культурно провести время". А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

Каким видом спорта заняться?

Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Внимание: C декабря в Академгородке организуются занятия по оздоровительной гимнастике для детей с нарушениями осанки и всех желающих укрепить свое здоровье. Тренер-преподаватель, инструктор ЛФК - Соколов Николай Николаевич. Расписание занятий и запись по тел: 213-27-12

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: ) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Мнения по поводу спорта бытуют в церковной среде совершенно разные. Кто-то убежден, что попечение о телесной крепости и красоте глубоко чуждо христианству, видит в спорте нечто уходящее корнями в античный, языческий мир и оттого однозначно греховное. Кто-то в принципе не задумывается о том, возможна, уместна ли христианская или нравственная оценка спортивных занятий. А есть горячие фанаты спорта, но чаще всего их деятельность заключается в просмотре соревнований на трибунах или на диване перед телевизором.

В Священном Писании на тему спорта ничего не сказано. Да и святые отцы, кажется, ничего о спорте не говорили, ведь он стал популярным только в последнее время. Истина находится, как это и бывает обычно, где-то посередине, между полярными оценками и суждениями. Церковь не может не замечать такого явления, как спорт. Более того, среди ее членов есть активно занимающиеся спортом и на профессиональной основе. Поэтому всегда интересно послушать и понаблюдать за людьми, которые в теме, объединяющей духовную сторону и спортивную, т. е. два в одном. Сегодня мы поговорим с известным спортсменом и православным церковным человеком Николаем Ткачуком.

Николай Ткачук – член национальной сборной Украины по гиревому спорту, многократный чемпион мира и Украины. Окончил Киевскую духовную семинарию, учится в Киевской духовной академии. Николай является пономарем Киевского храма в честь Иверской иконы Божией матери. В 2014 году за заслуги перед Церковью он был награжден орденом УПЦ святого великомученика Георгия Победоносца.

– Здравствуйте, Николай. Спасибо, что согласились дать интервью. Начнем с Вашего пути в гиревой спорт. Как начали заниматься гиревым спортом и почему выбрали именно его?

– Здравствуйте. Гиревым спортом занимаюсь около 10 лет. Начал увлекаться в подростковом возрасте, когда узнал о готовящемся соревновании по гиревому спорту, которое проводилось в нашем районе. Потренировался немного, поучаствовал в турнире и выиграл.

– Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»)…

– Ну, как-то так… После этого начались уже постоянные тренировки с гирями.

– Чем Вы увлекались в детстве? Какой вид спорта был любимым?

– С детства мечтал стать чемпионом мира. Отец изначально прививал мне любовь к спорту, и я сейчас благодарен ему за это. Так как я вырос в селе, то родители ежедневно давали много физической работы по дому, приходилось заниматься домашним хозяйством. Только после основной работы приступал уже к спортивным занятиям. Так что труд и спорт занимали основное время в моей юности. А занимался в основном силовыми видами спорта, начинал с бокса, пока не закрылась секция, затем продолжил тренировки на уличных гимнастических снарядах, делал упражнения на турниках, брусьях. Со временем смастерил самодельную штангу, гантели, гири.

– Еще в недавнем прошлом гирю можно было найти дома у многих. Но в наши дни этот спортивный снаряд незаслуженно потерял былую массовость. Это свидетельствует о современном уровне физической культуры в нашем обществе или гиря проигрывает конкуренцию?

– Я думаю, что это говорит о современном уровне физической культуры в нашей стране. Не только гири исчезают, но становится меньше детских площадок во дворах, спортивных секций. И это печально.

А на счет конкуренции гири с другими видами спорта скажу, что сегодня этот снаряд очень популярен в США, Европе, т. к. таким небольшим снарядом, как гиря, можно проработать все группы мышц, делать комплексы упражнений для функционального развития и развивать все физические качества.

– Расскажите о своих спортивных достижениях. Какие победы наиболее памятны?

– На сегодняшний день 3 раза выигрывал чемпионат мира среди взрослых и 5 раз среди юниоров. Многократно выигрывал кубки мира и Европы, разные международные турниры. Наиболее памятным для меня является чемпионат мира 2012 г. в Гамбурге, я тогда впервые стал чемпионом мира среди взрослых и выполнил норматив мастера спорта международного класса. Также навсегда останутся в памяти соревнования Arnold Classic, на которых я два года подряд становился абсолютным чемпионом.

– Каждый человек в свое время начинает задумываться о Боге, его тянет в церковь. Как это было у Вас?

– Я с детских лет верил в Бога. Бабушка научила меня и брата молитве «Отче наш», и каждый вечер мы ее читали, однако в храм ходили тогда редко. Когда начал ездить на соревнования, стал чаще заходить в православный храм и просил помощи Божией. После соревнований благодарил Бога и так постепенно начал чаще ходить в церковь, читать духовную литературу, общаться с верующими людьми и воцерковляться таким образом.

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий является Вашим земляком, и, судя по прессе, Вы с ним общаетесь, берете у него благословение. Насколько близко вы знакомы друг с другом и что Вы можете сказать о встречах с Предстоятелем Украинской Православной Церкви?

– Мы познакомились не так давно, но такое ощущение, что знакомы всю жизнь. Очень жизнерадостный человек, излучает радость ко всем, после благословений Предстоятеля по-особенному чувствуется присутствие Божие.

– Рассматривая записи на Вашем ютьюб-канале я заметил, что перед выступлениями Вы осеняете себя крестным знамением. Наверное, для некоторых это необычно выглядит на спортивных состязаниях за рубежом. Это уже традиция?

– Да я с первых соревнований так делаю, может, и традиция, конечно, но я это делаю не из-за традиции, а для того, чтобы Господь благословил и укрепил, чтоб не получить травму, и чувствую себя так более увереннее. И еще это небольшая проповедь. Многие спортсмены, наблюдая, что я так делаю и еще кто-то, берут пример и не стесняются повторять. Иногда иностранные спортсмены подходят и спрашивают, что это я делаю и для чего, и таким образом интересуются и знакомятся с Православием.

– Насколько спорт совместим с верой? Как можно желать победить, если твой соперник при этом должен проиграть и огорчаться из-за поражений? Как совместить пост и тренировки?

– Вера в спорте дает терпение и уверенность, а спорт помогает в трудах веры. Благодаря принципам закаляется воля, что помогает заставить себя выполнять какие-то правильные действия, а благодаря физической закалке легче выстаивать длительные богослужения, делать поклоны и т. п.

Когда еду на соревнования, то для меня главная задача не победить, а показать свой максимальный результат. Ни один спортсмен не выигрывает все соревнования. И не на каждых соревнованиях, кстати, я побеждаю. Выиграл кто-либо или проиграл – это результат работы спортсмена, проделанной им перед соревнованиями, поэтому результат чаще всего является справедливым.

Пост и тренировки совмещаю с легкостью, причем замечал неоднократно, что во время поста показываю даже лучшие результаты, чем в другое время. Не вижу проблемы в этом.

– Спорт стал важным делом Вашей жизни. Чем помогает спорт человеку и действительно ли в здоровом теле здоровый дух?

– Спорт дисциплинирует человека и помогает в повседневных делах: в учебе, в работе, в духовном развитии. На соревнованиях, как и в жизни, всегда бывает непросто, но если человек верующий, то ему гораздо легче преодолевать всевозможные препятствия. В здоровом теле здоровый дух… Думаю, что не всегда, скорее наоборот, если здоров дух, то и телу от этого большой плюс и польза.

– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться на соревнованиях? Насколько гиревой спорт травматичен? Что больше всего запомнилось?

– Самые большие трудности – это очень слабое финансирование спорта в нашей стране. На самих соревнованиях многое зависит от самого себя, а вот что касается подготовки спортсменов, их поддержки и помощи, то здесь большие проблемы. Это касается как детского, юношеского спорта, так и профессионального.

Гиревой спорт сам по себе не является особо травматичным видом спорта, так как в отличие от дисциплин с поднятием максимального веса, скажем штанги, здесь учитывается количество поднятий с определенным весом, но, как и в любом виде профессионального спорта, также невозможно обойтись без травм.

– На протяжении нескольких лет о Ваших успехах писали различные издания и были репортажи на телевидении. При этом всегда упоминалось Ваше обучение в духовной семинарии. Как Вы думаете, журналистов больше интересует такой необычный факт и Вы выделяетесь этим на фоне других спортсменов, в частности гиревиков?

– Трудно сказать со стороны, что именно интересует журналистов, но больше всего, думаю, их действительно увлекает факт сочетания профессионального спорта и обучения в духовном заведении.

– Как обстоят, к слову, дела со спортом у студентов Киевской духовной семинарии и академии, оказывает ли какое-либо влияние на них Ваш пример?

– Это лучше спросить у самих студентов, вдохновляет ли их мой спортивный путь и мои достижения. Говорят, что многие тренируются, а некоторые из них даже на соревнованиях по гиревому спорту выступали. В Киевской семинарии есть все условия для занятий спортом и поддержания своей физической формы.

– В семинарии и академии в процессе обучения преподаватели делают скидку Вам как знаменитости или Вы не чувствуете по отношению к себе какой-то поблажки?

– Если честно, то небольшие поблажки замечаю, но стараюсь учить все по программе. Если из-за соревнований не успел подготовить какой-то предмет, то потом обязательно догоняю пропущенное. Ведь учеба для себя, а не для галочки.

– Есть такое наблюдение, что Церковь и спорт дистанцированы, мол, спорт – нечто второстепенное и ненужное для верующих людей. Вы сталкивались с таким представлением в среде верующих и что думаете на этот счет?

– Не должно быть каких-то крайностей в этом вопросе. В любом случае спорт не является первостепенным занятием в Церкви, но не стоит и пренебрежительно относиться к физической культуре в среде верующих. Спорт особенно необходим для молодежи и развития молодого организма, физические упражнения приносят пользу здоровью любого человека. В этом я однозначно убежден.

– Насколько мне известно, Вы учитесь не только в духовной школе?

– Совершенно верно. Прохожу обучение в аспирантуре Национального университета физического воспитания и спорта Украины и в данный момент пишу диссертацию.

– Среди Ваших рекордов есть и рекорд Украины в толкании гири 24 кг – 1025 раз, посвященный 1025-летию Крещения Руси. Как появилась идея такого рекорда?

– Хотелось подчеркнуть сочетание спорта и Церкви таким образом. Это не стремление к символичной и красивой цифре, а своеобразная проповедь без слов через спорт. Кстати, в ближайшее время хочу поднять гирю 1030 раз и установить новый рекорд к дате церковных торжеств.

– В каких странах удалось побывать благодаря участию в спортивных соревнованиях и что больше запомнилось, где понравилось? На ютьюб-канале есть репортаж об Америке, Голливуде и игровых залах в Лас-Вегасе. Этот мир произвел впечатление?

– За время своей спортивной карьеры побывал в очень многих странах, и в Европе и в Азии. Относительно Америки: конечно, было интересно увидеть то, что когда-то видел по телевизору в голливудских фильмах, места, где живут знаменитости. Кроме достопримечательностей Лас-Вегаса (а этот город еще называют «город греха»), больше всего мне понравился православный храм. Вообще, здесь многие люди принимают православие, очень интересно проповедуют веру православную, в церкви много внимания уделяют общинной жизни. Часто приходят протестанты различных деноминаций, которые ищут истинную веру и принимают православие. Также в этом году был в Нью-Йорке, где меня православные очень хорошо встретили, познакомили с владыкой Илларионом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. Посчастливилось увидеть жизнь православных христиан Америки, и благодаря такому опыту расширяются рамки сознания, чувствуется вселенскость нашей веры.

– Встречал такую информацию, где говорилось о том, что Вы хотели Шварценеггеру подарить икону святого Николая. Удалось ли Вам это сделать?

– Было такое дело. На знаменитый заокеанский спортивный форум я приехал по приглашению Арнольда Шварценеггера, учредителя крупного спортивного фестиваля. Почему взял именно икону Николая Чудотворца? Это мой небесный покровитель и угодник Божий, который помогает всем людям и которого почитают не только православные христиане, но и люди других конфессий. Во время показательных соревнований подарил ему икону Святителя, он даже ее взял в руки, мы сфотографировались, но потом, к сожалению, охрана забрала у него икону и отдала мне обратно. Каждый подарок по их правилам должен пройти сертификацию, проверку. Не всем спортсменам удалось даже пообщаться с ним, но мне повезло, и у нас произошел короткий разговор. Арнольд удивился тому факту, что я учусь в православной семинарии и уважительно покачал головой. Он поздравил меня со спортивными достижениями, пожелал успехов, а также дал наставление, чтобы я не останавливался на достигнутом и дальше занимался этим видом спорта, потому что наибольший успех приходит к тому, кто больше всех трудится.

– Есть ли у Вас кумир, или, правильнее сказать, авторитет в спорте?

– Я уважаю всех спортсменов-силачей, которые достигали больших результатов.

– Судя по результатам, Вас смело можно причислить к богатырям. Однажды Вы выступали на родине великого борца Ивана Поддубного, а ведь он тоже занимался гирями. Чувствуете ли какую-то особенную богатырскую связь с великими чемпионами?

– Всегда с интересом относился к богатырям, силачам, спортсменам. Иван Поддубный – символ украинской силы и казацкой доблести, благородства духа, великий борец. Человек-легенда, он десятки лет был непобедимым во всем мире. Его еще при жизни называли чемпион чемпионов, и такого звания не имел никто. На его родине во время Всеукраинского праздника богатырской силы в его честь мной был установлен один из рекордов Украины.

– В пещерах Киево-Печерской Лавры лежат мощи св. Ильи Муромца. Возможно, Вы как-то больше останавливались у раки этого святого, чем у других святых?

– Перед каждыми соревнованиями стараюсь приехать в Лавру и подойти к мощам Ильи Муромца, прошу его, чтобы он вымолил у Бога мне сил духовных и телесных.

– Есть ли у Вас какие-либо стремления или мечты, которые хотите осуществить вне спорта?

– У меня есть мечта стать священником после занятий профессиональным спортом.

– В сети есть страничка в «Википедии», где описаны Ваши спортивные достижения. Несомненно, что уже есть определенная известность. Вы хотите стать еще более известным или стать великим в какой-то области?

– Желания стать известным нет, но факт становления более известным и узнаваемым воспринимаю нормально. Хочу, чтобы это было проповедью и популяризацией здорового образа жизни.

– Бывает, что узнают на улице?

– Бывает, конечно. Если еду в общественном транспорте в Киеве, за день несколько человек узнают.

– Николай, с недавних пор Вы молодой отец. Ваш многолетний опыт спортсмена в тяжелом виде спорта исключает возможность научить дочку своему мастерству. Некоторые мужчины расстраиваются, когда рождается дочка, но, судя по Вашим семейным прекрасным фотографиям, у Вас нет даже намека на подобную печаль.

– Я безмерно рад, что у меня родилась дочь Надежда. Конечно, хочу и сына, но если Бог пошлет еще одну дочку, я буду очень счастлив. Желание передать спортивный опыт есть, возможно, будущему сыну, и не одному. А вообще, планирую тренировать юношей и у меня уже есть несколько учеников.

– Какие планы на этот год?

– В этом году хочу установить рекорд Украины – поднять гирю 1030 раз в честь юбилея 1030-летия Крещения Руси. Также, конечно, учеба и соревнования на самом различном уровне.

– Пасху в этом году отмечали в Киеве или на своей родине?

– После того как в нашей семье появился ребенок, мы начали уже создавать свои семейные традиции. И большие праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, мы отмечаем в Киеве, ведь мы здесь живем и у нас отдельная семья. А вот на следующие выходные дни праздников мы обязательно едем в мой родной край к родителям и к родственникам.

– Николай, благодарю за беседу. Что можете пожелать или посоветовать читателям православного портала «Православная Жизнь»?

– Желаю всем помощи Божьей, терпения, сил духовных и телесных! Будьте верны Богу и вере нашей православной! Редакционному коллективу и журналистам популярного христианского портала желаю творческого вдохновения и физического здоровья!

Беседовал Андрей Герман

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году – во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года - настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра “Ярославский благовестник”, председатель епархиальной ставленнической комиссии.

Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.

Отец Сильвестр – обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения “Альфа” и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.

На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр – в «духовном резерве».

«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», – рассказал священник.

Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:

«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение - дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».

Игумен Никон (Поляков): “Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей”

Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.

В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.

«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, – говорит игумен Никон. – Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства - мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет - спасение души - с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него - проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится - спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».

Протоиерей Александр Новопашин: “Спорт – моя проповедь”

Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.

Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.

«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», – рассказывает священник.

15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.

«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», – говорит отец Александр.

Священник Виктор Кочмарь: “Спорт не противоречит религии”

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области

Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.

«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», – говорит священник.

Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии - 212,5 кг - было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он - сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.

«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», - говорит отец Виктор.

Иерей Сергий Акимов: “Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить”

Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).

Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.

Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.

«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие - искусство, силу духа», – рассказывает иерей Сергий Акимов.

Иерей Василий Диденко: “Спорт – мощное средство воспитания”

Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки “Витязи» при Александро-Невском храме.

Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.

Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.

«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», – говорит священник.

Священник Сергий Поперечный: “Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте”

Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.

Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.

Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.

«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», – говорит отец Сергий.

Священник Андрей Овчинников: “Занятия для тела не должны мешать духовной жизни”

Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.

Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.

«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», – говорит отец Андрей.

Иерей Василий Лях: “Пытаюсь помочь ребятам”

Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.

Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.

«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», – рассказывает священник.

По материалам Интернета.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!