Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Тема метания гранат. Легкая атлетика. Сохранение равновесия после броска

Легкая атлетика.
Метание гранаты

Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов - из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.

Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега - подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты - разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6-8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4-6 шагов) - подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду - одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.

При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25-40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда - грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Несмотря на высокую сложность и техничность метание гранаты сегодня не относится к распространённым спортивным дисциплинам, однако довольно часто используется многими тренерами в качестве вспомогательного упражнения. На первый взгляд метание кажется несложным и не требует дополнительной сноровки, но пренебрежение к тренировкам может привести к серьёзному травмированию. В этой статье мы подробно рассмотрим основные тонкости обучения метанию гранаты, а также укажем на основные недочёты спортсменов при выполнении упражнений.

Дополнительные упражнения

Дополнительные упражнения - это то, с чего следует начать перед активной подготовкой к метанию гранаты. Они дают возможность подготовить плечевой пояс к будущим нагрузкам, а также вовлечь в работу те мышцы и связки, которые зачастую выполняют пассивную работу.

В результате этого спортсмену удаётся всего за несколько тренировок развить в себе все те необходимые качества, которые помогут придать гранате при толчке необходимую инерцию.

В профессиональном и любительском спорте такие упражнения разделяют на два основных класса:

  • подводящие - помогают атлету развить необходимую технику движений при броске;
  • развивающие - тренируют мускулатуру и связки, отвечающие за силу броска.

При правильной работе тренера такие упражнения дают возможность развить в атлетах:

  • гибкость;
  • координацию;
  • скорость движения и ловкость;
  • подвижность и силу плечевого сустава.

Для предподготовки спортсменов используют множество упражнений. Однако не многие из них обрели настоящую популярность среди тренеров и их подопечных, так как достаточно часто чрезмерно активное вовлечение в работу пассивных мышц приводит к болезненным растяжениям.

Впрочем, сегодня также известны безопасные упражнения, не вызывающие растяжений мышц и связок.

Чтобы развить гибкость и мускулатуру плечевого сустава используют следующие упражнения:

  • подъёмы рук перед собой до плеч (с дополнительным весом или без);
  • попеременный жим гантелей от груди вверх в положении стоя или сидя;
  • круговые движения рук (с весом или без);
  • отводы рук в стороны при наклонённом туловище.

Развить координацию можно при помощи:
  • поворотов туловища в стороны при вертикальном положении тела;
  • попеременных подъёмов ног параллельно полу в положении стоя;
  • подъёмов рук и ног над собой в положении лёжа;
  • наклонов стоя с отведёнными в стороны руками.

Улучшить скоростно-силовые качества поможет:

  • бег с высокого и низкого старта на ускорение (дистанции до 20 м);
  • линейные эстафеты с дистанциями до 15–20 м;
  • метание набивного мяча из-за головы двумя руками;
  • метание набивного мяча в цель на дистанцию до 10 м.

Важно! Каждое из дополнительных упражнений следует выполнять на протяжении 4–5 подходов и не менее чем с 3–4 повторениями.

Техника: последовательность выполнения элементов

Как и любая другая спортивная дисциплина, в метании гранаты существует не только собственная техника выполнения, но и тонкости, которые отличают её от прочих метательных дисциплин.

Поэтому пред тем как приступать к внедрению упражнения в общий тренировочный процесс, нужно обязательно подробно изучить каждый из отдельных этапов его выполнения.

Видео: техника метания снаряда

Держание снаряда

Правильный хват гранаты играет одну из ключевых ролей придания снаряду правильной траектории полёта, от чего резко зависит и конечная дистанция.

Существует две разновидности хватов:

  • с высоким расположением центра тяжести - снаряд берётся спортсменом за рукоятку четырьмя пальцами такими образом, чтобы опор снаряда приходился на мизинец (согнут и прижат к ладони);
  • в кулак - снаряд сжимается всеми пальцами руки, при этом его ось направляется перпендикулярно руке.

Первый способ среди атлетов считается более предпочтительным, он даёт возможность показать хорошие результаты для спортсменов с развитой кистью. При этом кисть остаётся расслабленной, благодаря чему спортсмену во время броска можно с лёгкостью контролировать положение гранаты.

Захват в кулак более прост для выполнения и хотя достаточно серьёзно закрепощает кисть, но даёт возможность неподготовленным спортсменам показать достойные результаты. Достигается это благодаря удлинению рычага метания во время такого хвата.

Разбег

Во время разбега спортсмен достигает определённой скорости, которая крайне важна для придания грузу необходимой инерции для благополучного полёта.

На этом этапе граната должна обязательно находиться на уровне плеча, так как только в этом случае возможен её удачный бросок. Кроме того, только на уровне плеча спортсмен может наиболее эффективно контролировать положение веса при толчке.

Разделяют разбег на две основные части:

  1. От старта до контрольной отметки. Длительность этого пути составляет около 10–15 м (8–10 беговых шагов). На этом этапе атлет набирает ту скорость, которая ему потребуется для эффективного броска. Такой бег должен быть ускоряющимся, ритмичным, прямолинейно направленным, без резких скачков.
  2. От контрольной отметки до планки броска. Заключительная часть разбегочной дорожки - длиной не более 5–10 м (около 4–5 бросковых шагов). Дойдя до контрольной отметки, атлет начинает подготовку к броску снаряда. Отсчёт времени для финального броска зачастую начинают с левой ноги, таким образом, во время метания гранате удастся придать наибольшую силу толчка. С шагом правой ноги до броска спортсмену нужно придать направлению метающей руки оптимальное положение, которое поможет грузу приобрести правильную траекторию.

Финальное усилие

Данный этап начинается после достижения спортсменом вертикали, опущенной через основание правой ноги до упора на левую ногу во время четвёртого шага после контрольной отметки.

Начинают финальное усилие после принудительного поворота положения тела, таким образом, чтобы плечи и таз находились максимально параллельно друг к другу, а рука с гранатой была перпендикулярна тазу.

Данное положение должно занимать не более одного движения и выполняться атлетом мгновенно, в противном случае бросок может не получиться. Одним из наиболее важных элементов финального усилия можно назвать работу левой ноги.

Она не должна:

  • сгибаться, так как этого гасит набранную во время разбега скорость;
  • принимать наклон более 60° к проекции ОЦМТ (общий центр массы тела), так как это приводит к резкому уменьшению силы будущего толчка;
  • идти в разнобой с правой, так как это резко снижает силу метания и дальность полёта.

Заключительным этапом финального усилия является толчок груза. К этому времени спортсмен максимально близко подходит к планке броска. При этом его тело максимально растягивается и принимает позу «метателя лука».

В таком положении мускулатура плечевого пояса максимально разгибается, что придаёт грузу при метании дополнительную инерцию. При правильном положении тела достигается совместная работа мускулатуры рук, спины и ног, поэтому результативное метание включает в себя только комплексную работу всех отделов тела.

Рывок оказывает на гранату максимальное воздействие. На этом этапе спортсмен резко направляет руку вперёд, что и помогает вытолкнуть гранату в полёт. При этом достаточно важным является и положение гранаты при толчке.

Знаете ли вы? Метание гранаты как спортивная дисциплина возникло в Европе в 20-е годы ХХ столетия. Оно включалось во многие комплексные военно-спортивные подготовки для тренировки общей боевой выносливости солдат.

При правильной технике броска локоть должен максимально выйти вперёд на уровне плеч, а сам снаряд - наклониться под углом к горизонту около 40°.

Сохранение равновесия после броска

Сохранение вертикального положения атлета после толчка относится к не менее важным этапам, нежели прочие. Потеря равновесия часто приводит к падению спортсменов, что нередко заканчивается травмами.
Кроме того, в мире лёгкой атлетики потеря баланса тела считается техническим поражением, которое приводит к непризнанию достигнутых результатов. После метания у атлета сохраняется общая инерция тела, поэтому ему достаточно тяжело устоять на ногах после броска.

Резко снизить движение поможет быстрый переход с левой ноги на правую. При этом нужно обязательно слегка направить носок в левую сторону - таким образом, создаётся мощный тормозящий эффект, который помогает мгновенно остановиться в пределах одного шага.

Наиболее часто атлетам для торможения даётся не более 1–1,5 м, при превышении границ данного отрезка результаты зачастую не засчитываются. Поэтому лучше всего приготовиться к торможению заблаговременно, для этого бросок делают на расстоянии в 2–2,5 м от финальной точки торможения.

Важно! Обучение сохранению равновесия после броска должно проходить вместе с изучением всей методики метания, так как во время тренировок у спортсменов вырабатывается стойкая привычка, которая практически не поддаётся коррекции в будущем.

В противном случае у спортсмена при торможении может возникнуть потеря равновесия, которую часто компенсируют махами рук. В спортивном мире это недопустимо и всегда приводит к техническому поражению.

Что влияет на результаты метания

Не всегда отменная спортивная подготовка атлета способствует скорым и мгновенным спортивным результатам. Причин для этого может быть масса, так как на дальность броска гранаты могут влиять сразу несколько косвенных факторов.

Прежде всего, результаты наиболее часто зависят от начальной скорости гранаты, которую задаёт спортсмен. Она является следствием пути приложения силы и скорости прохождения этого пути. Следовательно, чем длительнее атлет воздействует на гранату, тем меньше времени и усилий ей нужно для прохождения определённой траектории.

При тщательном анализе нескольких траекторий полёта гранаты можно утверждать, что наилучшие результаты наблюдаются у тех спортсменов, которым удаётся бросить снаряд под углом 40°. Поэтому чем ближе к этому значению положение гранаты во время окончательного толчка, тем большую дистанцию ей удастся преодолеть.

Объясняется это явление достаточно просто: под этим углом на снаряд минимально воздействует сила тяжести земли, а также сопротивление атмосферы. В результате на груз влияет минимальное количество сил противодействия, что даёт ему возможность пролететь большую дистанцию.

Типичные ошибки

Наиболее часто при обучении спортсменов любого класса тренеры сталкиваются с достаточно распространёнными ошибками, которые снижают эффективность тренировок в разы.

Бояться их не стоит, так как они являются естественным процессом развития спортсмена и его результатов. Однако и пренебрегать такими проявлениями не рекомендуется, иначе атлет попросту может серьёзно травмироваться.

Знаете ли вы? Метание является одной из древнейших спортивных дисциплин. Оно активно популяризировалось ещё во времена древнегреческих Олимпийских игр (VIII век до н. э.).

При метании гранаты атлеты совершают следующие ошибки:

  • при отведении гранаты кисть метающей руки опускается ниже плеч;
  • неравномерное движение ног при разгоне (передвижение вдогонку);
  • высокий прыжок при крестном шаге;
  • резкая остановка перед броском;
  • метание гранаты проводится только кистью, без использования силы плечевого пояса;
  • отклонение спортсмена при броске в одну из сторон;
  • опускание локтя ниже уровня плеча;
  • сгибание коленей при толчке снаряда.

Устранить основные ошибки спортсменов помогут следующие рекомендации:
  1. Технику толчка нужно обязательно прорабатывать стационарно перед зеркалом, что поможет атлету самостоятельно корректировать положение его тела, а также задействованную в броске мускулатуру.
  2. При запаздывании ног в бросковом шаге стопами нужно проталкиваться вперёд, а бёдра - разводить в стороны.
  3. Если у атлета наблюдаются проблемы с крестным шагом, ему показана имитация этого элемента без снаряда шагом и бегом.
  4. Когда при броске у атлета замедляется ход, его бросок следует синхронизировать с правой ногой, а на левую переносить последнее движение.
  5. Если спортсмен сгибает колени перед броском, ему нужно обязательно отработать его технику с использованием дополнительных весов (двумя руками из-за головы).

Метание гранаты - это достаточно сложная спортивная дисциплина. Несмотря на свою внешнюю простоту, она требует от атлета серьёзной подготовки и длительно отработки техники броска.

Метание гранаты стоит обязательно включать во все комплексные программы по физической подготовке, так как оно способно достаточно быстро развить в атлетах силу, координацию и выносливость.

На уроках по физической культуре в старших классах выполняется норматив в метании гранаты на дальность. Кадеты выполняют нормативы согласно НФП-2004.

Упражнение

класс

отлично

хорошо

удовлетворительно

Метание гранаты (500г) на дальность

35м

32м

28м

Метание гранаты Ф-1(600г) на дальность

35м

32м

28м

Метание гранат на дальность производится с разбегу или с места любым способом. Дальность броска замеряется от линии метания длинной 4 метра и шириной 7 см. по коридору шириной 10 м. Планка закрепляется в уровень с поверхностью стадиона. Дорожка для разбега размечается линиями шириной 7 см. Ширина дорожки для разбега 1.25м, а длина 25-30 м. На последних 6-8 метрах дорожка имеет уширение до 4 м.

Метание на дальность выполняется тремя гранатами. Засчитывается лучший бросок. С разрешения судьи участник метает гранаты. Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть». Если граната упала в границах коридора, и, если участник не нарушил правила метания, при нарушении правил метания попытка не засчитывается.

Нарушением правил считаются:

    касания земли любой частью тела;

    заступ на планку или касание ее сверху;

    падение гранаты (даже случайно) во время разбега или замаха впереди планки;

    выход из сектора после броска или до команды «Есть».

Техника метания

Техника метания гранаты на дальность состоит из трех частей:

    разбег;

    бросок;

    остановка после броска.

Граната при метании на берется в обхват за рукоять. Большой палец захватывает снизу, остальные сверху. Граната при этом располагается на ладони чуть наискось. Мышцы предплечья и кисти должны быть относительно расслаблены.

Разбег служит для придания наибольшей начальной скорости гранате во время броска. Он состоит из двух частей: предварительной – от старта до контрольной отметки и заключительной – от контрольной отметки до линии метания.

В исходном положении рука с гранатой поднята над плечом. В начальной части разбега руки работают в соответствии с темпом бега. Бег выполняется с постепенным ускорением.

В заключительной части разбега выполняются бросковые шаги с одновременным отведением руки с гранатой назад и поворотом плеч и корпуса вправо. Отведение руки с гранатой должно сочетаться с ритмом шагов ног.

На втором бросковом шаге рука с гранатой полностью отводится назад. Граната находится на уровне плеча. Корпус откланяется назад. Смотреть необходимо вперед.

Третий скрестный шаг широкий, свободный выполняется максимально быстро. От этого шага зависит успешный переход от разбега к броску. Правая нога ставится на землю под углом 45 градусов. Носок развернут наружу. Корпус откланяется назад. Рука с гранатой отведена назад, кисть находится на средней линии туловища.

На четвертом шаге совершается бросок. Левая нога ставится на пятку с переходом на всю стопу. Корпус, рука и нога принимает положение «натянутого лука». Затем корпус поворачивается налево, а рука выполняет захлестывающее движение, в котором участвует предплечье и кисть (рис.1).

Рисунок 1. Техника метания на четыре шага

Следующая задача остановиться и не заступить за линию метания. Для этого выполняются стопорящие прыжки на правой ноге. При метании граната может отводиться вверх назад по дуге и вниз по дуге. При отведении гранаты вверх по дуге, бросок получается более точным. Выполняется на четыре бросковый шага. При отведении гранаты вниз назад необходимо иметь более тренированный плечевой сустав. Такое метание выполняется на три, пять бросковых шагов (рис.2).

Рисунок 2. Метание гранаты с отведением руки вверх назад по дуге

Методика обучения метанию

Метание гранаты на дальность технически сложное упражнение. Для овладения техникой метания необходимо тренировать скоростно-силовые качества, координацию движений. Добиваться выполнения упражнений с максимальной амплитудой. Выполнять метания различных снарядов и всевозможными способами.

Последовательность обучения метанию, следующая:

    с места;

    в движении ( c трех, четырех шагов);

    с разбегу.

Метание гранаты с места

Начальный этап обучения метанию гранаты с места включает следующие упражнения:

    Исходное положение ноги на ширине плеч, рука отведена назад вверх за голову. Выполнить прогиб в пояснице, замах и бросок. Вначале броски выполняются на минимальное расстояние. Затем расстояние броска увеличивается. При метании метающая рука проходит ближе к голове. Метание выполнять не опуская руку ниже уровня плеча. Это упражнение выполнять двумя руками.

    Исходное положение левая нога впереди на всей стопе, правая сзади на носке. Выполнять бросок обращая внимание на выпрямление правой ноги. И захлестывающего движения рукой. Конечное положение после каждого броска фиксировать, и проверять положение ног. Это упражнение выполнять двумя руками.

    Исходное положение левая нога впереди правая сзади. Рука отведена назад за голову, корпус повернут левым боком вперед. При выполнении броска обращать внимание на поворот корпуса и выпрямление сзади стоящий правой ноги. Это упражнение выполнять двумя руками.

    Исходное положение правая нога впереди левая сзади. Рука с гранатой за головой. С шагом левой ноги вперед выполнить метание гранаты. Обратить внимание на перенос тяжести тела с левой ноги на правую, и на активный поворот туловища. Стремиться выполнить бросковое движение начиная с правой стопы, правого бедра, туловища и руки последовательно включая в работу мышцы названных частей тела. Это упражнение выполнять двумя руками.

Метание гранаты в движении

Следующим этапом обучения метанию гранаты является метание в движении или с ходу. Как правило на этом этапе обучение проводится с трех или четырех шагов.

При метании с трех шагов:

Исходное положение лицом в направлении метания, граната в руке на уровне пояса. С шагом левой ноги вперед, отвести руку с гранатой вниз назад. Выполнить скрестный шаг правой ногой и поворот туловища направо. И с постановкой левой ноги вперед выполнить бросок гранаты. Обратить внимание на раннее изученный элементы техники броска.

При метании с четырех шагов:

Исходное положение левая нога впереди, граната в руке на уровне пояса. С шагом правой ноги вперед рука с гранатой отводится вверх назад. Корпус поворачивается направо. Шаг левой ногой. Скрестный шаг правой ногой с поворотом стопы. И с постановкой левой ноги выполняется бросок. Корпус поворачивается налево. Движение руки из-за головы. Разучивать и тренировать метание нужно начинать в медленном, среднем и максимальном темпе.

Метание гранаты с разбегу

Метание с разбегу – технически сложное упражнение. Начало разбега напоминает свободный бег с ускорением. Постепенно увеличивается длина и темп беговых шагов. Попаданием на контрольную отметку начинаются бросковые шаги, во время которых происходит отведение гранаты, поворот корпуса, скрестный шаг, бросок. Необходимо, как бы, обогнать снаряд.

Чтобы освоить технику метания требуются продолжительные тренировки. Но без использования вспомогательных упражнений добиться хорошего результата сложно.

Вспомогательные упражнения

Вспомогательные упражнения:

    со штангой;

    с гирей и диском от штанги;

    с медицин болом;

    резиновым жгутом;

    беговые упражнения;

    на гибкость и расслабление.

Со штангой необходимо выполнять следующие упражнения:

    толчок штанги вверх от груди;

    выпрямление рук в локтях за головой;

    рывок;

    выпады со штангой на плечах;

    приседания с последующим выходом на носки;

    наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо;

    подскоки.

Упражнения с гирей и диском от штанги:

    выталкивание гири вверх из положения приседа;

    прыжки на одной ноге с гирей в руках;

    толчок гири вверх из исходного положения левая нога впереди;

    повороты корпуса влево, вправо диск в согнутых руках.

С медицин болом различных весов следует использовать упражнения:

    бросок двумя руками из-за головы в шаг;

    бросок одной рукой с поворотом корпуса справа налево в шаге;

    броски одной, двумя руками, когда ноги стоят параллельно (бросок выполняется за счет силы рук и туловища);

    бросок одной двумя руками с двух шагов правой, левой;

    подбрасывание вверх из-за головы;

    бросок в пол из-за головы.

С резиновым жгутом:

    тяга рукой;

    жгут в руке натянут, поворот туловища;

    жгут зафиксирован на поясе выпрямление согнутой ноги.

Беговые упражнения:

    бег с высоким подниманием бедра;

    бег с высоким подниманием бедра на месте с опорой о стену;

    многоскоки;

    бег скрестными шагами левым боком вперед;

    бег с ускорением на 50-60 метров;

    бег с ускорением, старт из различных исходных положений;

    бег барьерный;

    прыжки с места и разбега в длину;

    прыжки тройные, пятерные, десятерные;

    бег с гранатой в руке, с многократным отведением ее вверх назад.

Упражнения на гибкость и расслабление очень важны. Следует использовать следующие упражнения:

    пружинящие наклоны вперед, руки на плечах партнера;

    лежа на передней части бедра, наклоны вперед;

    лежа на задней части бедра, наклоны назад;

    сидя спиной к стене подняться и прогнуться в пояснице, упор руками о стену;

    покачивание в максимальном шпагате со сменой ног;

    выполнение гимнастического мостика с помощью и самостоятельно;

    различные махи и подъемы ногами и телом в положении виса на перекладине;

    махи ногами в разных направлениях с опорой на руки;

    встряхивание рук с опусканием их вниз;

    встряхивание ног, лежа на спине.

В метании гранаты необходимо тренировать и совершенствовать скоростно-силовые качества, а также координацию движений. Стараться выполнять упражнение с максимальной амплитудой, а также тренироваться по средством метания различных снарядов и всевозможными способами.

Труд над техническими и физическими составляющими метания гранаты непременно окупится личным рекордом и вызовет радость о проделанных тренировках.

Введение

Изучению и совершенствование техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Совершенствование техники.

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в с крестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Процесс обучения метанию гранаты.

Процесс обучения метанию гранаты 600 г на дальностьделится на три этапа: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении, и ясного понимания его структуры.

Для ознакомления необходимо:

Назвать упражнение в точном соответствии с НФП: «Упражнение 52. Метание гранаты 600 г на дальность»;

Образцово показать упражнение лично или с привлечением одного из сержантов подразделения (заранее подготовленного и отлично выполняющего упражнение военнослужащего из числа обучаемых). Показ должен быть слитным, четким и точным, в установленном темпе, чтобы у обучаемых сложилось полное представление об упражнении в целом.

Упражнение выполняется в комплексе с подходом к месту метания и отходом от него, а также со всеми командами и докладами. Во время показа упражнения обучаемые должны находиться в одно (двух) шереножном строю вдоль сектора метания, лицом к нему, чтобы видеть показ упражнения в профиль.В случае личного показа руководитель командует сам себе;

Объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Объяснение техники выполнения элементов упражнения осуществляется лаконично, без лишних подробностей. Внимание обучаемых задерживается только на наиболее существенных, по мнению руководителя, деталях техники и элементах соединений или комбинаций, от которых во многом зависит качество выполнения упражнения.Следует указать, что основное предназначение изучаемого упражнения - развитие у обучаемых специальных двигательных качеств и создание предпосылок психологической устойчивости при метании боевых гранат.Прикладное назначение данного упражнения заключается в способности обученного военнослужащего метать боевосколочные противопехотные гранаты в цель на дальность и точность.

Метание гранаты 600 г на дальность изучается на занятиях по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, а совершенствуются – на комплексных учебно-тренировочных занятиях и на занятиях по другим предметам боевой подготовки.

Руководитель доводит, что это упражнение входит составной частью в упражнения 32, 33, 34, 35 и 37 (упражнения на полосе препятствий) и в упражнение 50 «Бег на 3 км с метанием гранат и стрельбой». Оно включается в перечень упражнений, выполняемых во время плановых занятий и спортивно-массовой работы в период подготовки подразделений к боевым действиям;

Показать упражнение еще раз по частям с попутным объяснением техники выполнения. Упражнение показывается с остановкой после разбега до линии метания с замахом рукой в движении. Руководитель объясняет технику выполнения бросковых шагов и порядок выполнения стопорящих прыжков.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков и совершенствование техники выполнения упражнения.Метание гранаты 600 г на дальность представляет собой физическое упражнение сложное для обучаемых и состоит из нескольких составных элементов, поэтому его разучивание целесообразно проводить по разделениям.В начале метание гранаты разучивается с места, а затем с двух и четырех шагов по разделениям. Метание с полного разбега начинается на малой скорости беговых шагов после медленной ходьбы, чтобы прочувствовать координацию движений. Затем скорость разбега постепенно увеличиваю

Тренировка (совершенствование) направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Основным методом развития физических качеств у обучаемых во время тренировки в метании гранаты 600 г на дальность являются повторный метод. В этом случае, количество повторений упражнения (метаний гранаты) зависит от уровня текущих индивидуальных показателей занимающихся, учет которых ведется в подразделении в Карточках учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности военнослужащего. Повторный метод характеризуется многократным выполнением метания гранаты с индивидуальной величиной усилий 100% от максимального. Способ организации военнослужащих при метании гранаты на всех этапах обучения - фронтальный. Для повышения плотности занятия и при наличие достаточного количества учебных гранат, метание проводится в одношереножном строю с интервалами между обучаемыми в 3-4 шага. Обучаемые метают гранаты по команде справа и слева по одному и сами наблюдают за местом падения гранат. Сбор гранат производится только по команде руководителя занятия.

4.Техника ме­тания гранаты

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты.

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек - 500 г.Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой - в ладонном. Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой - свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья. Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25-30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания, делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад.

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», - наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направления.С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20-30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука».

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42-44°.Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2-3 скачка на правой ноге в направлении метания. В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

Вот это и есть правильная техника метания гранаты , и если вы научитесь выполнять все нюансы, если научитесь правильно выполнять эту технику метания гранаты , то вы однозначно повысите свои результаты и будете метать гранату дальше, чем раньше

Заключение.

Нередко можно слышать что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно основой легкоатлетических упражнений служат ходьба бег прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге последних шагах и всех фазах согласования движений ног туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки молодых людей к службе в армии.


Похожая информация.


История метания гранаты

Метание копья является древнейшим видом легкой атлетики: оно было в программе соревнований на Олимпийских играх в Древней Греции, где копье метали как на точность, так и на дальность. В программу современных Олимпийских игр метание копья было включено у мужчин с 1908 г., а у женщин с 1932 г.

Как спортивный снаряд копье неоднократно подвергалось модернизации. Специалисты искали такие его формы, которые обеспечивали бы лучшие планирующие свойства. Это решалось за счет смещения центра тяжести снаряда к его середине. Такие копья обладали лучшими планирующими свойствами, что позволяло спортсменам значительно улучшать результаты. Так, в 1984 г. спортсмен из ГДР У. Хон послал копье на 104 м 80 см, и такое дальнее метание стало опасным для судей и участников соревнований е других видах легкой атлетики. Это вынудило ИААФ принять решение использовать менее планирующие копья, приблизив их центр тяжести к наконечнику, что сократило дальность полета снаряда. Тем не менее усилиями ряда выдающихся спортсменов, и в первую очередь многократного победителя Олимпийских игр, чемпиона и рекордсмена мира (98,48 м) Я. Железны (Чехия), копье летит все ближе и ближе к стометровой отметке.

Кропотливый труд советских тренеров и научных работников по созданию эффективной системы подготовки квалифицированных метателей копья принес в 50-80-е гг. прошлого столетия высокие спортивные достижения. И. Яунземе (1956 г.), В. Цыбуленко (1960 г.) и Э. Озолина (1960 г.) поднимались на высшую ступень пьедестала почета на Олимпийских играх, а Я. Лусис первым из советских копьеметателей дважды улучшает рекорд мира, завоевывает полный комплект медалей на трех Олимпийских играх. Достойным преемником Я. Лусиса стал Д. Кула, который завоевал звание олимпийского чемпиона (91,02 м) на Играх в Москве (1980).

Наибольших успехов среди современных российских метателей копья достиг С. Макаров, который был чемпионом мира (2003 г.) и призером Олимпийских игр в Афинах. Победителем среди мужчин на Лондонской Олимпиаде неожиданно стал представитель Тринидада и Тобаго К. Уолкотт - 90,57 м, а у женщин второй раз победила Б. Шпатакова (Чехия) с результатом 69,55 м.

С 20-х годов прошлого столетия метание гранаты широко применялось в странах Европы как военно-прикладное упражнение. В настоящее время «этот вид метаний не включается в программу крупных соревнований по легкой атлетике. Он, как и метание мяча, входит в учебную программу общеобразовательных школ. Хотя копье, граната и мяч внешне мало похожи, в технике метаний каждого из этих снарядов много общего. Например, бросок всех трех снарядов происходит рывковым (хлестообразным) движением из-за головы. Похоже выполняется разбег, предпоследний бросковый шаг, который называется «скрестным» и способствует «обгону» снаряда.

Так как в основе техники метания копья и малого мяча лежат те же движения, что и в метании гранаты, то на примере анализа техники данного вида приводим более подробное описание метания этих снарядов.

Техника метания гранаты

Метание гранаты - один из наиболее простых и доступных видов метаний, который используется как вспомогательное упражнение для совершенствования броскового движения на занятиях с начинающими копьеметателями. Крутые соревнования по этому виду не проводятся, и в настоящее время метание гранаты входит только в школьную программу физического воспитания и как прикладной вид используется в армии.

Для удобства описания техники метания гранаты условно выделяют следующие части: держание снаряда, разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска.

Держание снаряда

Способы держания гранаты

Существует несколько способов держания гранаты. Квалифицированные спортсмены применяют способ захвата гранаты с высоким расположением ее центра тяжести; граната держится за конец рукоятки четырьмя пальцами, ручка гранаты своим основанием упирается в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, кисть расслаблена, большой палец расположен вдоль оси гранаты. Этот способ метания позволяет получать хорошие результаты спортсменам с сильно развитой кистью руки. При способе, когда граната берется «в кулак», рычаг укорочен, кисть более закрепощена, ось гранаты направлена перпендикулярно руке, контроль за выпуском снаряда невозможен (отсюда частое явление низкой траектории броска), однако и этим способом достигались хорошие результаты.

Первый из описанных способов держания гранаты хотя и более труден, однако дает целый ряд преимуществ перед способом захвата «в кулак», т.к. здесь увеличивается длина рычага метания, раскрепощается кисть и сохраняется возможность до самого момента выпуска гранаты направлять ее. В ходе тренировки каждый занимающийся подбирает для себя наиболее целесообразный способ держания гранаты.

Разбег

В начале разбега гранату несут в согнутой руке, впереди правого плеча на уровне головы. Это более эффективный способ, при котором спортсмен может контролировать положение руки с гранатой.

Разбег состоит из двух частей : а) от начала до контрольной отметки - предварительная часть: б) от контрольной отметки до планки, ограничивающей место разбега, - заключительная часть. Предварительная часть разбега составляет 16-20 м, или 8-10 беговых шагов, а заключительная часть - 7-10 м, или 4-5 бросковых шагов.

В первой части разбега метатель приобретает оптимальную скорость движения, которая помогает ему эффективно выполнить заключительную часть, где решаются главные задачи метания. При этом рука с гранатой не должна быть напряженной, а весь разбег ритмичным и ускоряющимся, сохраняя прямолинейность продвижения и вертикальное положение туловища. Когда спортсмен приближается к контрольной отметке, он должен набрать необходимую скорость, которая равна приблизительно 2/3 его максимальной спринтерской скорости.

Превышение оптимальной скорости разбега следует считать технической ошибкой, ибо это приводит к нарушению правильного ритма последующих движений метателя и в итоге - к неудачному броску. В принципе, бег в предварительной части разбега не должен отличаться от обычного бега, хотя немного и осложнен несением гранаты (рука с гранатой не должна колебаться по вертикали!); приближаясь к контрольной отметке, следует повышать темп последних шагов, не удлиняя их.

Техника выполнения бросковых шагов при метании гранаты. Отведение: А - «нижней дугой»; Б - «верхней дугой»

Заключительная часть разбега (или бросковые шаги) начинается с попадания на контрольную отметку, ориентирующую метателя на начало отведения гранаты и на подготовку к броску. Как показывает практика, осуществление этих движений, а также сам бросок лучше выполнить за 5 шагов (считая шагом прыжок после броска). При этом подготовка к отведению снаряда начинается, как правило, с момента постановки левой ноги на дорожку (здесь и далее имеется в виду, что метание выполняется правой рукой).

С шагом правой ноги спортсмен начинает поворачиваться левым боком по направлению метания и одновременно отводить руку с гранатой по возможно большей дуге, чтобы удлинить рабочий путь в момент броска. Имеются два основных варианта отведения гранаты: вперед-вниз-назад (отведение гранаты «нижней дугой») и прямо-назад. Первый вариант более широкоамплитудный, но координационно достаточно сложен, второй более рациональный и простой для выполнения. Суть отведения состоит в том, чтобы на бросковых шагах «уйти» от снаряда и, не теряя скорости, приобретенной в разбеге, продвинуться вперед тазом и ногами.

Таким образом, в конце второго шага рука с гранатой выпрямляется, и в дальнейшем метатель будет «вести» снаряд за собой свободной рукой и ускоряться при финальном усилии. Во время этих двух шагов не следует слишком поворачивать туловище направо, что может привести к бегу боком. Если в начале бросковых шагов ось плеч уже повернута в направлении метания, то ось таза только начинает поворачиваться в том же направлении. Следует помнить, что полного совпадения осей плеч и таза не должно происходить до заключительной фазы финального усилия. Кроме того, чтобы сохранить вертикальное положение туловища в бросковых шагах, важно не поворачивать голову вправо, а устремлять взгляд в направлении разбега.

Следующий бросковый шаг обычно называют «скрестным», смысл которого - «обогнать» снаряд, т.е. увеличить скорость нижних звеньев тела по сравнению с плечевым поясом и гранатой. Считается, что он является связующим звеном между разбегом и финальным усилием. Следовательно, чтобы избежать потерь скорости и увеличить ее, целесообразно выполнить этот шаг с ускорением, с короткой безопорной фазой, что создает определенные преимущества при выполнении последнего шага.

Итак, с началом третьего, «скрестного» шага (правой перед левой) метатель, сильно оттолкнувшись левой ногой, посыпает более ускоренно таз в направлении метания. Этот «обгон» снаряда сопровождается значительным наклоном и поворотом туловища направо. Рука с гранатой занимает положение замаха и немного заводится за спину. Правая нога ставится с внешнего свода стопы, с последующим быстрым переходом на всю стопу, а затем, амортизируя, она сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Постановка ноги с пятки или носка - характерная ошибка. В первом случае метатель резко снижает скорость и нарушает непрерывность движений, а во втором - вынуждает ставить ногу на грунт излишне согнутой и напряженной. Кроме этого, правая стопа ставится на грунт под углом 35-45°, что позволяет без помех продвигать вперед таз, а не плечи, и способствует сохранению «закрытого» положения (левым боком) перед броском.

Основные задачи метателя при выполнении следующего, четвертого шага: занять наиболее выгодное (растянутое) положение для броска и резко затормозить скорость движения вперед, что позволяет быстрее и полноценнее выполнить финальное усилие.

Для этого метателю следует сделать этот шаг оптимально длинным, с постановкой на грунт напряженной левой ноги стопой слегка внутрь. Если следы стоп на всех шагах расположились по линии разбега, то стопа левой ноги на четвертом шаге ставится левее этой линии на 30-50 см. Это дает лучшую возможность для выполнения броска.

Финальное усилие

Эта часть техники метания гранаты начинается с момента прохождения телом вертикали, проведенной через стопу правой ноги еще до постановки на грунт левой в четвертом шаге. Таким образом, выход в исходное положение и фаза броска как бы наслаиваются друг на друга.

Начиная финальное усилие из хорошо растянутого положения, при котором оси плеч и таза расположены параллельно, необходимо повернуть их почти перпендикулярно руке с гранатой, т.е. выполнить ряд условно названных элементов финального усилия: «захват», с последующей «тягой снаряда» и «взятием снаряда на себя». Следует отметить, что все перечисленные элементы финального усилия - это одно движете, невыполнение одного из элементов которого ведет к уменьшению длины пути приложения усилий и, как следствие, снижает результат. «Захват» выполняется за счет сгибания и разгибания правой ноги в коленном суставе с некоторым поворотом его внутрь и завершается касанием левой ногой грунта. При этом происходит поворот правой руки, слегка согнутой наружу, а левой внутрь. Находясь в двухопорном положении и закончив поворот правой руки наружу, метатель, продвигая течи вперед, создает дополнительное натяжение мышц («тяга снаряда»). Поворот оси плеч до положения «грудью вперед» в сторону метания помогает вывести локоть метающей руки вперед-вверх («взятие снаряда на себя»), причем важно, чтобы этот поворот сопровождался движением туловища вперед.

Ведущим элементом техники метания гранаты, способствующим переходу набранного метателем в разбеге количества движения в финальное усилие, является работа левой ноги в последнем бросковом шаге. Первым показателем эффективности стопорящей работы левой ноги в финальном движении является степень ее сгибания в коленном суставе. Если левая нога не выдерживает нагрузки, то энергия разбега как бы гасится при сгибании коленного сустава. К тому же туловище метателя, не имея под собой жесткой опоры, не способно развить достаточного ускорения в движении вперед. При таком броске сам спортсмен не чувствует натяжения мышц туловища и плечевого пояса. Бросок получается слабым, или «пустым», как говорят метатели.

Вторым важным показателем эффективности стопорящей работы левой ноги является угол постановки ее на грунт. Чрезмерно близкая постановка левой ноги (под углом более 60°) к проекции ОЦМТ приводит к тому, что метатель «проходит» на левую ногу, не замедляя движения таза. В таких случаях резко ухудшается выполнение основной задачи, возложенной на левую ногу, -упругого торможения скорости движения туловища для создания «удара» плечевым поясом и хлеста рукой.

Выходом метателя в положение «натянутого лука» заканчивается первая часть финального усилия. В этом положении он, будучи повернутым грудью вперед, «тянет» гранату всем телом, еще не включая полностью руку в движение. Если метатель хорошо сделал выход, то мышцы передней поверхности туловища, плечевого пояса и ног оказываются чрезвычайно сильно растянутыми. Подобно тому, как разогнется напряженный лук, поставленный одним концом на землю, если тетива будет внезапно перерезана, так и метатель «разряжается» быстрым и длинным рывком. Следовательно, бросок гранаты выполняют не одной рукой, а совместными усилиями ног, туловища и рук.

Заключительное движете - «рывок» - быстрое, но вместе с тем достаточно продолжительное воздействие на гранату, главным образом за счет поступательного движения верхней части туловища. Важно, чтобы правая рука со снарядом «выносилась» из-за спины локтем вперед, а выпуск гранаты заканчивался захлестывающим движением предплечья и кисти, благодаря чему создается вращательное движение гранаты в вертикальной плоскости. «Хлестообразное» движение будет эффективным лишь при соблюдении требований законов механики, предъявляемых к условиям передачи количества движения от отдаленных звеньев к ближайшим. Заканчивая бросок, метатель быстро переносит тяжесть тела вперед на левую ногу, выполняя при этом так называемый «навал» на гранату, который достигается как бы падением тела вперед. Следует отметить, что успешное выполнение финального усилия возможно только, если движения в нем начинаются с ног и поддерживаются ими до момента вылета снаряда. Выпускается граната под углом 40-42° к горизонту.

Сохранение равновесия после броска

Упражнения, способствующие овладению техникой метания гранаты

После окончания броска инерция движения метателя вперед еще довольно значительна, и надо уметь сдержать ее на кратчайшем отрезке (1-1,5 м). Это можно сделать, если метатель после выпуска снаряда совершит резкий переход с левой на правую ногу, слегка повернув ее носком влево, т.е. прибегнет к пятому, тормозящему шагу. В случае если перескок сделан вяло, правая нога не сдерживает напора и сгибается, а метатель неумело использует компенсаторные движения руками и левой ногой, торможения не получится. Метатель перейдет линию, бросок не будет засчитан.

Практика свидетельствует, что лучше от места постановки левой стопы (в исходном положении для броска) до планки оставлять 2-2,5 м, чтобы быть уверенным, что впереди достаточно места для тормозящего шага. Метатели, старающиеся сэкономить это расстояние, почти всегда боясь перейти границу, «комкают» финальное усилие, что унижает результат броска.

Характерно, что начинающие метатели очень часто усиленно изучают технику разбега, броска и мало обращают внимания на торможение. В результате создается навык пробегания броска, который очень трудно поддается исправлению.

Последовательность решения задач при обучении технике метания гранаты и их методическую направленность

Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике метания гранаты

Задача 2. Научить держанию и выбрасыванию гранаты

Применяемые средства

Методические указания

а) Научить держать гранату

Рассказать и продемонстрировать способы держания снаряда

б) И.п. - стойка ноги врозь.

Броски гранаты вниз и вперед за счет движения кисти.

То же, в шаге - левая впереди

Выполнять захлестывающее движение кистью. При правильном движении кистью граната ударяется дном о землю (лучше - песок)

в) И.п.-тоже.

Метание набивного мяча, ядра, гранаты из-за головы двумя руками, затем одной

Регулировать вес снарядов. Выполнять броски вначале только движением рук, затем сочетая пружинистые движения ног, туловища, рук

г) Стоя левым боком в направлении броска, вес тела на правой. Метание снаряда одной рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений

Движение руки при броске должно быть локтем вперед, за которым следует кисть, заканчивающая бросок хлестообразным движением без опускания локтя

Задача 3. Научить технике финального усилия

Применяемые средства

Методические указания

а) Стоя левым боком в сторону метания: левая стопа повернута внутрь под углом 40-45°, а тяжесть тела перенесена на правую (развернутую под углом 90° по направлению метания); правая рука оттянута назад, левая впереди согнута - имитация «захвата» гранаты. То же, с помощью партнера, который держит занимающегося правой рукой за кисть метающей руки, а левой помогает правому плечу и локтю выйти вперед-вверх

Последовательность выполнения: правая нога разгибается в тазобедренном и коленном суставах и, поворачиваясь бедром внутрь, проталкивает таз на напряженную левую; правая рука, поворачиваясь наружу, поднимает плечо вверх, левая движется локтем назад

б) И.п.-тоже. Выход в положение «натянутого лука» с помощью партнера, который держит занимающегося правой рукой за кисть метающей руки, а левой подталкивает его под лопатку вперед. То же, но с преодолением сопротивления партнера, который удерживает кисть метающей руки

Следить за тем, чтобы не было раннего поворота бедра внутрь при разгибании правой ноги и «ухода» левого плеча в сторону. Сопротивление партнера заставляет «тянуть» снаряд ногами, грудью и рукой (локтем вперед!) в нужном направлении

в) Стоя левым боком в направлении метания: вес тела на согнутой правой ноге, повернутой носком вправо наружу, выпрямленная левая приподнята над землей - метание гранаты с места

С постановкой левой ноги вперед производить бросок под заданным углом, соблюдая вышеописанную (см. пункт «а») последовательность движений. Обратить внимание на то, что движение правой ноги начинается поворотом бедра влево, а ее выпрямление вперед-вверх происходит в момент постановки левой

г) Стоя левым боком в сторону метания (расстояние между стопами 70-90 см): правая нога под прямым углом к направлению метания, левая -40-45° (тяжесть тела на левой); правая рука с гранатой над плечом, левая перед грудью. Произвести замах рукой со снарядом назад и перенести вес тела на согнутую правую ногу, одновременно повернуть туловище направо. Выпрямляя правую ногу и поворачивая туловище влево, произвести бросок гранаты вперед-вверх

Бросковое движение начинать с разгибания правой ноги с одновременным поворотом таза налево и последующим выведением вверх-вперед локтя метающей руки. Обратить внимание занимающихся на слитность движений, выполнение «захвата» снаряда с продвижением туловища вперед, добиваясь выхода в положение «натянутого лука» и выпуска гранаты за вертикальной линией, проведенной через пятку левой стопы

Задача 4. Научить технике метания гранаты с бросковых шагов

Применяемые средства

Методические указания

а) Стоя на левой, лицом в сторону метания, рука с гранатой над плечом, -имитация отведения гранаты на первых двух бросковых шагах в ходьбе и медленном беге

С шагом правой повернуть туловище вправо, правая рука полувыпрямлена, а левая согнута и выносится перед грудью. С шагом левой плавно полностью выпрямить правую руку

б) Из и.п. - левым боком в сторону метания, левая стопа повернута внутрь под углом 45°, тяжесть тела&nnbsp;на правой. Перенести вес тела на левую и, оставляя плечи сзади, сделать скрестный шаг правой, ставя ее на заранее начерченную линию. После этого возвратиться в и.п. То же, но с поднятой правой ногой скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой на правую

Длина скрестного шага - одна-две ступни и зависит от подвижности в тазобедренном суставе. Правая нога ставится на внешний свод стопы (касается дорожки раньше наружным краем пятки). Следить за отсутствием вертикальных колебаний тела и за «скручиванием» туловища вправо

в) То же упражнение, но в и.п. занимающийся приподнимает левую ногу и начинает движение с активной ее постановки на землю. К моменту касания грунта левой ногой следует быстро вынести правую вперед и, приземляясь, оставить на ней тяжесть тела. То же, но после скрестного шага, левая нога ставится в исходное для броска положение, сначала без поворота, а затем с поворотом тела в направлении броска со «взятием снаряда на себя»

Скрестный шаг делать за счет акцентированного отталкивания левой ногой. Обращать внимание на то, что основное при выполнении скрестного шага - опередить ногами руку с гранатой, воздействуя на снаряд по возможно большему пути.

Следует помнить, что правильное выполнение скрестного шага во многом определяет конечный результат в метании гранаты

г) Метание гранаты с четырех бросковых шагов в ходьбе, а затем медленном беге

Следить, чтобы туловище на первых двух бросковых шагах было вертикально, а отведение гранаты проходило свободно, без замедления движения. На третьем (скрестном) шаге акцентированно свести бедра, затем активно выполнить финальное усилие

Задача 5. Научить метанию гранаты в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Пробегание предварительной части разбега и выполнение бросковых шагов с имитацией финального усилия

Длина укороченного (4-6 беговых шагов) и полного (8-12 беговых шагов) разбега устанавливается путем пробегания от контрольной отметки в обратном направлении. Повторными пробежками уточняется предварительная часть разбега.

С учетом четырех бросковых шагов и пятого тормозящего определяется длина разбега в целом

б) Метание гранаты с укороченного (4-6 беговых шагов) разбега.

То же, но увеличивая длину и скорость предварительной части разбега постепенно, добавляя по 2 беговых шага

Добиваться точного попадания левой ногой на контрольную отметку.

Особое внимание обращать на безостановочный переход от разбега к броску. Следить за закреплением ритма бросковых шагов, а при его ухудшении уменьшить длину и скорость предварительной части разбега

в) Метание гранаты с полного разбега на технику и результат

Обращать внимание: в предварительной части разбега -на постепенно ускоряющееся движение до контрольной отметки; в заключительной части - на «обгон снаряда»; в финальном усилии -на своевременный «захват» снаряда и выход в положение «натянутого лука»; в броске - на последовательное включение в работу мышц ног, туловища и метающей руки, ускоряющейся к окончанию рывка с захлестывающим движением кисти

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)

Метание гранаты с разбега

  1. Иметь определенную длину разбега и контрольную отметку для начала бросковых шагов.
  2. Избрать один из способов держания и отведения снаряда при разбеге, а также количество шагов, на протяжении которых выполняется подготовка к броску.
  3. При отведении гранаты не замедлять разбег.
  4. Не растягивать скрестный шаг, а выполнять его за счет акцентированного отталкивания левой ногой и махового вынесения полусогнутой правой ноги в направлении метания.
  5. В финальном движении активно включать ноги и туловище, используя возможно больший путь приложения усилий. Особо обратить внимание на правильное принятие положения «натянутого лука». Бросок заканчивать хлестообразным движением кисти и пальцев.
  6. После выпуска снаряда тормозить ногой и не выскакивать вперед за линию.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

  1. Стоя лицом по направлению к метанию, левая нога впереди, метание снаряда одной рукой вниз-вперед, вперед. То же стоя левым боком к направлению броска.
  2. Стоя левым боком в направлении метания (вес тела на правой ноге), левая приподнята над грунтом. Одновременно с постановкой левой, метание снарядов с места.
  3. Стоя левым боком к направлению броска, правая нога перед левой скрестно. С постановкой левой и поворотом тела в направлении метания, имитация (без броска) «захвата» снаряда и положения «натянутого лука». То же в сочетании с метанием снаряда.
  4. Стоя левым боком в направлении метания (левая нога впереди). Выполняется скрестный вынос правой ноги перед левой, после чего нога возвращается в исходное положение. То же, но после скрестного выноса правой ноги левая ставится в положение шага для броска. Сначала без поворота, а затем с поворотом тела в направлении броска и «взятием снаряда на себя».
  5. Стоя лицом вперед, левая нога впереди, правая рука со снарядом над плечом. Плавно, на счет 1-2, поворачивая туловище вправо (до положения левым боком вперед), выпрямить руку со снарядом назад. То же отводя руку на два шага в ходьбе с правой.
  6. Отведение гранаты (мяча) на 4 шага. Выполняется из исходного положения левая нога впереди, снаряд над плечом. На два шага отведение руки со снарядом (кисть чуть выше плечевого сустава). «Скрестный» (третий) и последний шаг выполняются быстрой постановкой ног на грунт (ускоренно). Сначала в ходьбе, затем в медленном беге.
  7. Метание с 4 бросковых шагов. Приняв после 4 шагов исходное положение для броска, последовательно выполнить «захват» снаряда, выпрямиться, выйти грудью вперед и, проходя через положение «натянутого лука», хлестообразным движением метающей руки выпустить снаряд под заданным углом. Как и в предыдущих упражнениях, выход в положение «натянутого лука» осуществляется за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища.
  8. Пробегание предварительной части разбега (6-8 шагов) с попаданием левой ногой на контрольную отметку. То же, но с выполнением бросковых шагов и имитацией финального усилия.
  9. Стойка с отведенным снарядом, левая нога впереди. Бег равномерный или ускоренный. На любой части разбега, выполняя отталкивание в скрестный шаг и быструю постановку левой ноги в упор, метнуть снаряд. После броска сохранить равновесие.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их исправления

Ошибки

Способ устранения

1. Опускание кисти метающей руки ниже оси плеч при отведении гранаты (мяча)

Отведение снаряда на месте и в движении. То же перед зеркалом, контролируя положение кисти и снаряда

2. Запаздывающая работа ног («вдогонку»)

Изменить положение головы (подбородок направлен в сторону метания), активно проталкиваться стопами вперед и разводить бедра в бросковых шагах

3. Высокий прыжок в «скрестном шаге»

Имитация и выполнение «скрестного шага» шагом и бегом.

Выбор наилучшего сочетания скорости бега и прихода в финальное положение

4. Остановка перед броском

Временно уменьшить скорость разбега и начать бросок несколько раньше, чем постановка левой ноги

5. Бросок выполняется в основном только рукой

Повторные броски из правильного исходного положения, акцентировать внимание на активном выпрямлении ног, туловища и ускоряющемся повороте плечевого пояса в финальном усилии

6. Во время броска локоть опущен

Подталкивание локтя метателя во время легкого броска. При броске следить за движением локтя вверх-вперед (к уху)

0 0 13325



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!