Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В поход на велосипеде. Что брать с собой в велопоход? Перечень личного снаряжения для многодневного похода

Все про подготовку к велопоходу.

Планирование велопохода также интересно и увлекательно, как его осуществление. Особенно хорошо это получается зимой, в ожидании начала сезона. При отсутствии практики езды, эта ниша заполняется рассматриванием карт, составлением будущих маршрутов, изучением рельефа и другими вещами.

Обычно маршрут определяют в соответствии с тремя основными факторами.

1. Посещение достопримечательностей. Как правило именно это определяет основной маршрут. Можно конечно поставить перед собой цель проехать за время всего велопохода максимальное расстояние, которое впечатлит всех, кто будет читать о нём отчёт. Но глупо будет проезжать мимо интересных мест, в ущерб расстоянию.

2. Исключение из маршрута сложных высокогорных участков (не для всех), промышленных загрязнённых районов и дорог с большим количеством транспорта. В тоже время, если поездка одиночная, то необходимо избегать малонаселённых участков.

3. Где остановиться на ночлег. Планирование поездки с учётом расположения гостиниц и другого жилья на пути следования, цен на услуги и условиями проживания. Если ночёвки предусмотрены в палатках, то учитывается расположение турстоянок и кемпингов.

Организационные моменты при планировании велопохода

Как известно есть уже сложившийся годами список необходимого снаряжения для велопохода с некоторыми индивидуальными изменениями. Но, отдельные велотуристы умудряются взять с собой много совершенно ненужных вещей, которые добавляют вес и редко используются. А лишние килограммы в походе значат очень много. Нет необходимости брать то, без чего можно обойтись.

Список ненужных вещей в велопоходе:

— ноутбук. В велопоходе, особенно автономном, интернета как правило нет и с зарядкой аккумуляторов будет проблема, поэтому возить его с собой бесполезно. Тем более, что в плохую погоду можно его намочить или разбить. Хотя я беру (маленький на 10?) – в палатках я не ночую, снимаю скромное жильё, где как правило нет телевизора, поэтому скачав с десяток фильмов перед поездкой, вечером не скучаю. Плюс набросать статейку-другую можно;

— мангал. Даже в складном варианте (есть такие) лучше не возить – из подручных средств всегда можно соорудить что-то подобное;

— складные стульчики. Для велосипедистов предмет ненужный – можно сидеть на вещах, камнях, брёвнах, подстелив что-нибудь;.

— книги, журналы. Если вдруг очень захочется почитать после очередного изнурительного этапа, возьмите с собой маленькую книжку в мягком переплёте…

Требования к продуктам, которые туристы берут с собой в долговременный велопоход по малонаселенной местности.

В длительной поездке, где учитывают каждый грамм перевозимого багажа, запас продуктов в виде консервов не самое лучшее решение, так как вы будете везти лишний вес в виде воды и металла. Современные технологии позволяют изготавливать продукты лёгкими и долгого хранения.

Взамен мясных консервов лучше брать сублимированное мясо, которое также хорошо хранится и значительно легче, но и имеет более высокую цену. Вместо картошки подойдёт сухое картофельное пюре. В торговой сети огромный ассортимент сушёных фруктов и овощей. В кратковременный велопоход, когда список вещей намного короче можно себе позволить брать больше свежих продуктов.

Объем продуктов

Как известно, свободного места в рюкзаке не бывает. В самом начале велопохода, когда ещё ничего не съедено и объём велосумки максимальный этот вопрос особенно актуальный. Предпочтительней запастись продуктами, которые занимают меньший объем при том же весе, а также легко упаковываются. Вафли, печенье лучше покупать в виде пачек – в таком виде они занимают меньший объём и лучше хранятся. Те же сублимированные продукты не только мало весят, но и имеют небольшой объём.

Как соблюдать гигиену в велопоходе?Конечно, все мы привычные к чистоте – регулярно принимаем душ, чистим зубы. бреемся… Но, в велопоходе с поддержанием личной гигиены есть ограничения. Проведя целый день в седле и преодолев большие физические нагрузки под вечер мы не такие чистые и свежие, как хотелось бы.

Если большинство мужчин не так остро переживают по поводу чистоты, то для женщин этот вопрос намного более важен. Чтобы в велопоходе быть чистым необходимо только желание быть таким, всё остальное есть есть под рукой. Как сохранять в велопоходе чистоту?

1. Непосредственно перед самой поездкой нужно побриться, постричься и подстричь ногти. Последний момент особенно относится к девушкам, даже если жалко отрощенных ногтей. Длинные ногти при езде на велосипеде и в быту велопохода постоянно будут ломаться. Под них забивается грязь т. д.

2. Туристические стоянки в основном расположены возле ручьев, рек и других водоемов – там воды для мытья предостаточно. Если она очень холодная, то лучше её подогреть. Чтобы в спартанских условиях велопохода полностью помыться с мылом хватит 2-3 литра воды. В качестве ёмкости для душа лучше всего использовать пластиковые бутылки.

Чистая вода – самый важный продукт не только для велотуриста. Даже самое подходящее место для ночевки или отдыха не будет полноценным, если поблизости него не будет источника воды. Практически все туристические стоянки, обозначенные на картах находятся возле источников воды воды. Где запастись водой во время велопохода зависит от пролегания маршрута, но его всегда необходимо рассчитывать и корректировать, чтобы не остаться без запаса воды.

Самый банальный способ запастись водой в населенном пункте – это купить её в продуктовом магазине. Конечно, если постояно пользоваться таким способом, то в конце велопохода это выльется в определённую сумму, так что это крайняя мера. Покупную воду лучше использовать только для питья.

В населенных пунктах воду можно взять из колодца, если он конечно есть. Перед тем, как набрать лучше поинтересоваться у населения о качестве воды. Чтобы не настроить это самое население против себя не надо устраивать помывку возле колодца – набрали и уехали. Колодец в селе – это святое место.

Где нет населенных пунктов, воду берут из ручьёв, родников, речек и других пресноводных водоемов. Её конечно надо кипятить. Морскую солёную воду пить категорически запрещено. Ей можно только подсолить суп. Родник, который находится далеко от населённых пунктов почти всегда имеет чистую питьевую воду. В принципе её можно пить без кипячения. Но всё равно, по-возможности лучше кипятить.

В путешествии на велосипеде туристу приходится тащить с собой огромное количество вещей. Велосумка или рюкзак (а порой и то и другое) имеют большой вес. Как сделать так, чтобы туристическое снаряжение для велопохода имело оптимальный вес? В большинстве многодневных поездок комфорту уделяют больше внимания, чем весу.

В таких походах человек должен чувствовать себя как можно более комфортно в меру возможностей. Если не высыпаться, мёрзнуть, плохо питаться, мокнуть из-за отсутствия вещей, которые всё это предотвратят, то велопоход превратиться в борьбу на выживание. Надолго в таких условиях сил не хватит. В коротком трёхдневном велопоходе вещей используется меньше. Закономерность простая: чем продолжительней поездка, тем больше вещей приходится брать.

При поездках по асфальтированным дорогам с небольшими перепадами высот вес рюкзака большой роли не играет – 15 килограмм на багажнике или 30 – не критично. Просто разгонять велосипед прийдётся дольше, но и накат станет лучше. На пересечённой местности, где прийдётся преодолевать препятствия и иногда тащить велосипед на себе всё намного сложнее. Тем более, большой вес багажа на малых скоростях сильно мешает управлять велосипедом, особенно при езде по дорогам с мягким покрытием.

Человек должен получать удовольствие от езды на велосипеде. Симбиоз человека и велосипеда как одного целого. При езде ощущать равновесие и предсказывать траекторию движения, динамику ускорения и торможения, а также неповторимое чувство скорости. Всё это невозможно прочувствовать, если перевозишь большое количество груза на велосипеде.

Есть определённая закономерность – чем больше перевозится багажа, тем меньшее расстояние можно проехать за один световой день. При этом приходится увеличивать продолжительность велопохода, а это в свою очередь приводит к тому, что приходится брать ещё больше багажа.

Тот, кто не сильно ограничен в средствах, может позволить себе путешествовать налегке: ночевать в гостиницах или частном секторе и брать с собой только самое необходимое. То есть, кошелек может заменить велосумку. При этом не обязательно впадать в крайности, экономя каждый грамм, необходимо найти ту золотую середину.

Да, есть такие места, где населённых пунктов практически нет, поэтому воду и еду приходится брать с собой. В Крыму единственным таким местом является Арабатская стрелка. В Карпатах таких участков много. Но эти участки преодолеваются максимум за день – полтора. К тому-же хорошо подготовленному велосипедисту один день “недоедания” с приличной физической нагрузкой может принести только пользу.

Лучший головной убор для велотуриста - хлопчатобумажная шапочка с козырьком; она хорошо защищает от лучей солнца, ее можно положить под голову или надеть во время сна в случае ночлега под открытым небом, ее легко стирать. Рубашка подойдет из легкой ткани (лучше ковбойка) с двумя нагрудными карманами с застежками, шорты из плотной, гладкой хлопчатобумажной ткани, а для районов, изобилующих комарами и мошкой,- трикотажные брюки, спортивный костюм из эластика . Для защиты от вечерних и утренних холодов надо взять с собой шерстяной свитер и носки.
Обувь для туризма должна быть прочной, легкой, удобной для движения пешком, на низком каблуке и с достаточно твердой подошвой, чтобы не намять ступни о педали велосипеда. Кроме того, в пути могут пригодиться кеды или кроссовки .
Из группового снаряжения необходимо иметь топорик, брезентовое ведро, свисток, компас, часы, складную лопатку. В багаже у каждого участника должны лежать; байковое (шерстяное) одеяло или спальный мешок-одеяло, два полотенца, туалетные принадлежности, бинт, вата, индивидуальный пакет, перочинный нож, 2 - 3 иглы, небольшие ножницы, несколько разных пуговиц, английские булавки, эмалированная: кружка, легкие алюминиевые миски и ложка.
Ведра и большие кастрюли возить на велосипеде неудобно, поэтому набор кухонной посуды следует ограничить котелками, желательно с бобовидными крышками, и одной-двумя сковородами диаметром 15 - 18 см на всю группу. Котелки и сковороды лучше перевозить в специальных чехлах.

Особенности организации велосипедного похода

Состав группы желательно подбирать одинаковый по владению техникой езды на велосипеде . Наиболее оптимальное число участников велопохода 4 - 6 человек.
Начинающим велотуристам следует выбирать маршрут по слабопересеченной местности с развитой дорожной сетью и наличием населенных пунктов. Он должен пролегать по местам, где почва не создавала бы излишних трудностей для передвижения на велосипеде. Лучше по шоссейным или грунтовым дорогам или вполне проходимым на велосипеде тропам. Бездорожные участки не должны превышать 10 - 15% общей протяженности велопохода. Небольшие отрезки пути можно пройти пешком, ведя свой велосипед, или преодолеть несколько бродов.
При движении в голове колонны едет наиболее подготовленный турист , за ним в колонне по одному с интервалом 2 - 10 м (в зависимости от дороги) остальные. Замыкает колонну также опытный велотурист, имеющий ремонтный набор и аптечку. Примерно через каждые 30 мин движения на велосипеде желательно делать передышки - идти пешком. Для проверки и регулировки велосипедов также делают остановки через полчаса.
Через каждый час движения неплохо делать 5-минутные привалы. Пешеходные паузы позволяют «размяться», восстановить нормальную циркуляцию крови, ввести в норму ритм дыхания. Не следует увлекаться большими скоростями, которые требуют значительных затрат физической энергии , поскольку невольно приходится сосредоточивать свое внимание на небольшом участке дороги непосредственно перед колесом, и много интересного ускользает из поля зрения велотуриста.
В течение 6 - 7 ч (этого вполне достаточно) велотурист без особого труда может преодолеть 60 - 70 км, а по хорошей дороге - до 100 км. Причем не менее двух третей дневного перехода велотуристы должны проехать в первой половине светового дня до большого привала.

Примерный распорядок дня для начинающих велотуристов

Подъем - в 6 ч, 10 - 15 мин - утренняя зарядка или разминка, 10 - 15 минут - туалет, затем полноценный завтрак и сборы в путь. Продолжать движение рекомендуется не раньше, чем через 0,5 - 1 ч после принятия пищи. В 11 - 12 ч устраивается большой привал продолжительностью 4 - 5 ч для отдыха, обеда и намеченных мероприятий. Приходится он на самое жаркое время дня.
Дневной переход можно заканчивать за 1,5 - 2 ч до наступления темноты, чтобы иметь возможность устроиться на ночлег, осмотреть, почистить или отремонтировать велосипед, искупаться или умыться и передохнуть до сна. Как на больших, так и на малых привалах после поверхностной разминки необходимо заняться велосипедом и лишь после этого приступать к еде и отдыху.
В первые дни похода нельзя ехать полуобнаженными: возможны солнечные ожоги. В жаркие дни недопустима езда без головных уборов. При плохой видимости движение можно продолжать только пешком, не допуская ухода в сторону или отставания кого-либо из участников. В сырую погоду надо оберегаться переохлаждения , так как даже в хорошей непромокаемой одежде и обуви ноги у велосипедистов все равно будут мокрыми.

Одним из самых интересных и простых походов можно назвать поход на велосипедах. И по силам так путешествовать не сложно, если имеется хоть какая-то минимальная подготовка, и по дальности можно посетить намного больше мест, чем в случае с пешим походом. Сегодня разберем, что же надо брать с собой именно в велопоход.

Оборудование для похода на велосипедах

В первую очередь вам надо позаботиться о том, чтобы ваш велосипед был оборудован всем необходимым, что может понадобиться в поездке.

Насос

В первую очередь это насос. Проколы в поездке случаются часто. Иногда может пропускать ниппель, или погода может измениться с жары на холод и давление воздуха в шинах может измениться. Во всех этих случаях просто необходимо иметь насос. Лучше отказаться от старых насосов со шланчиками. А потратиться и приобрести современный легкий и надежный ручной насос. Такие насосы в большинстве случаев имеют специальную систему крепления, которая устанавливается на раму. Поэтому не будет необходимости искать для него место в рюкзаке.

Также при покупке насоса обязательно проверьте, чтобы его насадка подходила именно к вашему ниппелю. Сейчас видов ниппелей достаточно, чтобы в них запутаться.

Велоаптечка

Это «бинты и йод», но только . Если вдруг с вашим двухколесным другом случится поломка, то без инструментов не обойтись. Поэтому с собой обязательно надо иметь набор шестигранников, гаечные ключи тех размеров, гайки которых имеются у вас на велосипеде. Это надо проверить заранее, чтобы не везти все подряд. Желательно иметь плоскогубцы, выжимку для цепи и специальный ключ для спиц, чтобы в случае чего исправить восьмёрку.

Обязательно должен быть ремкомплект, который состоит из клея, наждачки и готовых заплаток. На случай прокола. При этом желательно также иметь запасную камеру, так как бывают проколы, которые невозможно заклеить.

Бутылочка с креплением

Чтобы каждый раз, когда вам захочется пить, не останавливаться, желательно иметь специальную бутылочку, которую легко доставать во время движения из специального крепления.

Фонарик

Также позаботьтесь о наличии фонарика. Даже если вы рассчитываете приехать до наступления темноты, на случай форс-мажора лучше иметь приборы освещения.

Долгая езда на велосипеде без перчаток обеспечит вас мозолями на руках. Чтобы этого не произошло, приобретите специальные перчатки без пальцев. В них и руки не будут потеть, и мозоли вы не натрете.

Багажник

Чтобы как можно меньше вести в рюкзаке, или обойтись совсем без него, надо приобрести велобагажник.

Одежда для велопохода

Если вы не заядлый велолюбитель, у которого имеется специальная велоодежда. То не отчаивайтесь. Ездить в поездки на велосипедах любой дальности можно и в обычной легкой спортивной одежде.

Не стоит надевать для велопохода джинсы или брюки. Это одежда для ходьбы, а не для занятий спортом. Она не отводит тепло и влагу и будет сковывать движения и натирать.

Если на улице жарко, то можно ехать в шортах и футболке. Если тепло, но дует холодный ветер, то лучше надеть что-то ветрозащитное.

Не забывайте про очки. В велопоездке они очень важны, чтобы глаза не слезились и различные мошки не врезались вам в глаза на полном ходу.

Обувь для похода на велосипедах тоже не обязательно должна быть специальной. Достаточно иметь дышащие кроссовки. В целом надеть можно даже обыкновенные кеды. Но у них проблема заключается в том, что они могут скользить по педалям. Поэтому кроссовки - более предпочтительный вариант. В холодную погоду желательно надевать кроссовки без дышащей поверхности.

Не отправляйте в велопоездку в туфлях и шлепках. Ну и резиновые сапоги с валенками тоже будут не лучшим выбором.

Рюкзак для велопохода

Лучше всего, особенно если поход на далекое расстояние, все, что вы берете с собой, складывать в сумку, которая будет закреплена на багажнике.

С рюкзаком на спине ехать вполне удобно. Но у него есть два существенных минуса. Во-первых, со временем ваши плечи начнут уставать от статической нагрузки. Во-вторых, спина от рюкзака сильно потеет.

Для того, чтобы отправиться в поход на велосипеде, необходимо тщательно подготовиться. Не надо махать рукой и говорить: «У меня все будет в порядке, мой велосипед меня никогда не подводил. А все вещи и еду соберу утром». Лучше потратить немного времени, но хорошо подготовиться к следующему дню. Тогда день пройдет по намеченному плану и подарит массу удовольствия.

Итак, приступаем к проверке готовности велосипеда.

Лучше всего начать с тормозов. При плохой работе тормозов мы может попасть в нехорошую ситуацию. Поэтому тщательно проверяем работу тормозной системы. Если нашли какой – то дефект, сразу устраняйте его. Проверяем тросики, по необходимости регулируем их натяжение. В случае необходимости тросики можно поменять. Если тормозная система в порядке, проверяем ходовую часть велосипеда.

Осуществить проверку не так легко. Если имеются неисправности в рулевой колонки, то можно услышать характерный стук в ней при резком торможении или ударах. Хорошо, если это просто ослабление. Мы просто затягиваем колонки и дефект устранен.

Следующим шагом является проверка цепной передачи. Убедитесь, что , ось каретки, не имеют «люфта».

Что касается тросиков переключения скоростей, то они также могут износиться. Чаще всего это связано с неправильной регулировкой механизма переключения скоростей. Поэтому проверьте работу переключения скоростей, переключаясь на все скоростные звездочки. Когда цепь соскакивает с передних звездочек или перескакивает с характерными рывками, значит необходимо отрегулировать механизм переключения скоростей. В идеале переключение скоростей производится быстро и без скрежета.

Далее следует проверить надежность крепления седла, руля. Нет необходимости крепить их основательно. Можно просто хорошо затянуть болты, чтобы и седло хорошо держались и не проворачивались. Также убедитесь в правильной установке уровне руля и выноса его по отношению к переднему колесу.

При помощи шестигранного ключа проверьте состояние крепления болтов передних звездочек. Убедитесь, что велосипеда вращаются легко без щелчков и скрежета.

Велосипед проверен. Неисправности устранены. Теперь необходимо позаботиться о личном снаряжении.

Перечень личного снаряжения для многодневного похода:

  • — велосипед (по необходимости также велочехол для перевозки велосипеда);
  • — спальный мешок, коврик, сидушка;
  • — принадлежности для еды и питья (ложка, нож, миска, кружа);
  • — туалетные принадлежности (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, бритва, мочалка, туалетная бумага);
  • — нижнее белье (в случае необходимости — термобелье);
  • — запасные носки;
  • — непромокаемая куртка;
  • — теплая куртка, пуловер, свитер, шапка, брюки;
  • — велошорты, веломайка;
  • — принадлежности для купания в реке (купальник, полотенце);
  • — велоботинки;
  • — туристские ботинки;
  • — солнцезащитные очки;
  • — документы (паспорт, страховой медицинский полис), деньги, упакованные в водонепроницаемый пакет;
  • — , велосипедный , блокнот, карандаш;
  • — спички или зажигалка в водонепроницаемом пакете;
  • — фляга для воды;
  • — запасные камеры, велоаптечка, спицы, насос, личная аптечка.

Что одеть в велопоход?

Для передвижения на велосипеде должна быть максимально удобной. Поэтому в жаркую погоду лучше ехать в футболке и шортах. Если же на улице прохладно, то можно одеть спортивную куртку и длинные брюки. Многие рекомендуют брать с собой рубашку с длинным рукавом для защиты от солнечных ожогов и ветрозащитную куртку на случай прохладной ветреной погоды.

Велоштаны с памперсом – удобная одежда как для новичков, так и для бывалых путешественников. В данном случае памперс – специальная вставка в брюки в место, которое наиболее тесно соприкасается с седлом. Памперс помогает избегать потертостей в нежных местах велосипедиста.

Непромокаемый костюм (или накидка) хорошо послужат в случае дождя. Дождь является главным врагом для велотуриста. Для борьбы с ним можно использовать не только непромокаемый костюм, но и обычную полиэтиленовую накидку. Но все – таки дышащий непромокаемый костюм – оптимальное решение. Он не стесняет движение, а тело при этом не лишено вентиляции.

Что касается обуви, то здесь можно применять спортивные туфли, кроссовки. Главное, чтобы Вам в них было удобно и комфортно. Они не должны спадать с ног. Во время жаркой погоды рекомендуется использовать спортивные сандалии. Если у Вас велосипед с педалями, требующими специальную контактную обувь, то используйте контактную обувь. Так Вам будет удобнее и спокойнее в пути.

Перчатки. Не все велотуристы используют перчатки. Однако они помогают при холодной погоде. Также перчатки могут защитить кожу кистей при падении.

Очки хорошо защищают глаза от пыли и насекомых. Главный критерий при выборе очков – они должны быть комфортными для глаз.

Каска является обязательной частью экипировки. Не следует пренебрегать этим атрибутом. Многие под каску надевают бандану или платок или хлопчатобумажной ткани. Это помогает избегать стекания пота на лоб и глаза.

Питание.

Рацион питания в велопоходе определяют продолжительностью и сложностью маршрута. Перед однодневным походом выходного дня о питании не договариваются. Каждый берет то, что считает нужным. На привале все участники складывают продукты в «общий котел» и производят перекус. Чаще всего в однодневные походы берут бутерброды, вареные яйца, рыбные консервы, хлеб, овощи, фрукты, зелень. Неплохо иметь с собой термос, в котором можно заварить ароматный травяной чай.

Во время двухдневных походов питаются практически также, как и при однодневном походе. Вечером в первый день варится второе блюдо (каша с тушенкой), а утром – молочная каша. В обед второго дня варится суп. Получается, что с собой необходимо брать или большой котел, или ведро для варки.

Во время многодневных походов предусматривают трехразовое питание и два перекуса. Здесь продукты берут согласно предварительной раскладке. Желательно брать с собой не только орудия розжига костра, но и примус. Количество продуктов рассчитывается с учетом количества дней похода, потребности в калориях каждого участника.

В группе выбирают ответственного за организацию питания. Он совместно с руководителем группы обязан все рассчитать и дать полный расклад по продуктам. Здесь важно не только не добрать еды, а также не переборщить с лишними килограммами груза.

Если Вы отправляетесь в поход на один день, то не стоит брать с собой палатку, спальный мешок и многие другие принадлежности, которые Вам не понадобятся в пути. Здесь лучше взять по минимуму и наслаждаться легкостью и свободой. Вот по поводу воды жадничать не стоит. Она всегда пригодится. Берите не менее двух литров. Не всегда по пути попадаются родники.

Если же Ваш поход рассчитан на несколько дней, потрудитесь взять все самое необходимое, четко осознавая, что все вещи, которые берете имеют определенный вес и объем. Если уж взяли спальный мешок, то используйте его. Все упаковав, помните где что лежит. Это поможет избежать суеты в случае необходимости отыскать тот или иной предмет.

Что взять в велопоход?

Этот вопрос задают удивительно часто! Часто не по абсолютной величине, а относительно сути вопроса - мне кажется, что для человека, собравшегося в поход, вопрос сбора вещей должен быть уже очевиден, иначе он сильно рискует.

На самом деле, не все в этом вопросе однозначно. В силу уникального для каждого похода сложения объективных причин и причин субъективных, универсального списка вещей, необходимых и достаточных во всяком походе, не существует. Именно по этой причине я категорически против того, чтобы вы нашли здесь этот список, набрали всякого барахла в соответствии с ним, а потом меня ругали. Вы должны подумать сами, а здесь я только поделюсь своими соображениями. Читая, подумайте, насколько это подходит вам. Попробуйте порассуждать.

Хочу сразу оговориться, что здесь речь пойдет о 2-5-дневном походе в условиях нашего региона - Ленинградская, Псковская, Новгородская области. Возможно, сведения будут приемнимы и к другим уголкам нашей Родины, но список барахла зависит от многих факторов, поэтому, прежде, чем примерять на себя написанное здесь, подумайте, насколько район вашего похода похож на перечисленные по климатическим, экологическим, экономическим и социальным факторам. В то же время сама методика выбора барахла для похода довольно универсальна.

Разумеется, все написанное является лишь моим личным опытом, в меньшей степени - опытом моих друзей, и уж никак не истиной в последней инстанции.

Но начнем мы с другого вопроса: не что брать, а куда все это класть. Ведь все необходимое надо будет еще и увезти с собой, не забывайте об этом!

Куда класть вещи в велопоходе?

Принципиально есть 4 места, куда можно засунуть вещи:

  • На элементах одежды - в карманах и в маленькие такие сумочки на пояс. Преимущество в быстрой доступности размещенных таким образом вещей и в том, что вещи, размещенные на тушке, практически всегда находятся под вашим контролем. А вот недостатков больше: даже маленький груз на тушке будет стеснять ваши движения; хрупкие вещи легко раздавить, прижавшись ненароком к велосипеду или иным твердым внешним объектам; слишком высокая уязвимость по отношению к дождю, если погода дождливая; сильно ограниченный объем. Поэтому на тушку я рекомендую крепить только деньги и документы, упрятанные предварительно в полиэтиленовый пакет.
  • В заплечный рюкзак. Преимуществ много: груз более защищен от внешних воздействий, оставаясь при этом легко доступным - рюкзак легко снять; рюкзак имеет довольно большую вместимость; рюкзак не раздалбывает велосипед при неровной дороге и не создает проблем, если приходится слезть с велосипеда и вести или нести его руками, например, по лесу; рюкзак довольно хорошо контролируется вами - с ним можно отойти от велосипеда, например, в магазин. Но есть и недостатки: тяжелый рюкзак сильно изматыват, от него начинает болеть спина и плечи, он может сдавливать вены шеи и нарушать отток крови от головы. По этой причине заплечные рюкзаки объемом более 40 л я считаю для велопоходов неприемлемыми. Наконец, рюкзак можно забыть в поезде - не кладите туда документы.
  • На багажник - чаще всего в рюкзак типа "штаны". Преимуществ я вижу только два: совершенно не нагружает плечи и обычно имеет большую вместимость, чем заплечный рюкзак. Это весомые в дальних походах преимущества, но в походах до 5 дней они перекрываются недостатками, перечисленными далее, поэтому для коротких походов я НЕ рекомендую грузить что-либо на багажник. Вот недостатки: вещи на багажнике легко могут быть украдены, даже если вы привязали велосипед, когда вы от него отходите; вещи на багажнике существенно ухудшают маневренность и управляемость велосипеда; увеличивается нагрузка на заднее колесо (напоминаю, что спицы сзади особенно трудно менять); "штаны" могут сильно увеличить парусность велосипеда; вещи на багажнике не контролируются вашими органами чувств и могут быть незаметно потеряны по дороге; совершенно непонятно, что делать с набранными на багажник вещами, если багажник сломается - "штаны" неудобно переносить за плечами; очень трудно переносить велосипед в руках по лесу и бездорожью, если у него нагружен багажник, да и влезая в электричку (что часто приходится делать велотуристам из больших городов) вы тоже неизбежно скажете пару крепких слов в адрес "штанов" и тех, кто их догадался взять с собой...
  • Крепить к велосипеду. Это место ограничено, но некоторые вещи, например спицы, можно привязать изолентой к раме, а спальник можно прявязать под седло. Очень удобно.

Конкретный набор вещей для велопохода

После того, как мы определились, с тем, куда мы все поместим, задумаемся о конкретном наборе вещей. Для удобства разделим все на группы по назначению, но есть один принцип, справедливый абсолютно для всех вещей, независимо от их принадлежности к группе. Этот принцип - взвешивание и поиск баланса. Взвешивать надо не сами вещи, я еще не сошел с ума окончательно, а всего лишь аргументы. Аргументы "за" и "против". Аргументом "за" то, чтобы взять вещь является то, насколько вам без нее будет плохо. Аргументов "против" больше. Вот они:

  • Насколько вещь тяжелая? - тяжесть багажа может с таким же успехом сорвать поход, как и отсутствие необходимых вещей.
  • Насколько вещь объемная? - даже легкие вещи большого объема не возьмешь с собой - нет места. На велосипеде добавляется еще одно: парусность. Большая парусность создает заметные трудности при движении на большой скорости.
  • Насколько вещь может быть заменена другими вещами? - нет смысла брать по сути одно и то же дважды.
  • Насколько вещь легко добыть в пути? - глупо брать воду на все время пути при путешествии вдоль реки или брать 10 буханок хлеба при путешествии по густонаселенной местности.
  • Воможно, я буду слишком занят, чтобы пользоватся этим? - можно взять кипу интересных книг, чтобы скрасить досуг, но вот практика показывает, что читать их всегда в походе некогда...

Положительный ответ на каждый из этих вопросов снижает вероятность того, что обсуждаемая вещь должна быть взята в поход.
Теперь рассмотрим все по группам и начнем с самого простого.

Ремонтный набор и запчасти для велосипеда

К изложенным выше соображениям о балансе необходимости и веса добавляются специфические факторы: вероятность поломки, время ремонта и его целесообразность. Поясню на примерах:

Прокол камеры - очень частый вид поломки. И он при наличии инструмента может быть вылечен очень быстро - за 5-15 минут. Поэтому я в обязательном порядке беру с собой насос, запасную камеру, резиновые заплатки и клей. Нельзя ограничиться только заплатками и клеем, т.к. такой вид поломки, как отрыв ниппеля лечится только заменой камеры. Нельзя ограничиться только камерой, так как в иной день бывает по несколько проколов и нужно иметь возможность их заклеить. А вот заплатки для покрышки, средства ее заштопывания или саму запасную покрышку в ближние походы брать нет смысла: покрышка помирает внезапно редко, надо ее просто своевременно осматривать и менять.

С другой стороны, такая поломка, как выход из строя задней втулки требует серьезного ремонта: съемка звездочек, переспицовка колеса. Это займет не менее 4 часов при благоприятных условиях, а вероятность внезапной поломки такого рода низка. Поэтому при путешествии на 2 дня по населенной местности лучше и не пытаться делать ремонт, а сразу эвакуироваться - поход все равно сорван. Вывод: запасные части и инструмент для разборки колес не берем

Думаю, теперь принцип ясен. Перечислю, что я еще беру из данной категории: универсальный разводной ключ (30 мм), отвертку, спицевой ключ, 6-8 запасных спиц (примотаны изолентой к вертикальной трубе рамы), выжимку для цепи, набор шестигранников (складной), несколько запасных гаек, жидкое масло для цепи (смазывать едва только цепь начнет "петь").

Одежда для велопохода

Самое плохое - когда в походе холодно и мокро. Это способно испортить настроение! С другой стороны, весь день сухим остаться не получиться, если дождь. Либо промокнешь от дождя, либо, если одеть непромокаемое, - промокнешь от пота. Важно другое - иметь возможность на привале вечером переодеться в сухое и теплое. Вот что я беру:

  • Бейсболку - от солнца и комаров.
  • Косынку - защита от комаров и клещей вечером в лесу.
  • 2 футболки (когда прохладно - одна из них - тельняшка).
  • Свитер - если только на улице не +25. Толщина свитера зависит от сезона. Свитер дышит - позволяет испаряться поту, но в то же время греет.
  • Тренировочные штаны (2 шт) или шорты - зависит от сезона. Когда холодно - джинсы, какие не жалко.
  • Трусы - по количеству дней путешествия минус 1, но не более 3 шт. Трусы типа "семейные" - они не натирают жопу. Трусы надо менять, потому как свежие трусы это - супер! По этой же причине сама идея велотрусов - полный отстой.
  • Носки - по количеству дней - 1. Чистые носки это так же суперски, как свежие трусы. Носки обычные, х/б. Чтобы утром не одевать холодные наски (неприятно это), запихните их на ночь к себе в спальник. Заодно искать не придется. Есть смысл заготавливать чистые носки, даже если их много. Для этого вечером использованные лучше выстирать и вывесить на улицу.
  • В качестве обуви я использую спортивные тапочки в количестве 2 пары. Одни на ногах, другие - сухие на смену. Использованные вечером сушим у костра. Резиновые сапоги имеют смысл только в переходные сезоны, когда холодно. В теплое время мокрые ноги опасны только на привале, а в движении - фиг с ними.
  • Еще вожу ветровку - на случай жестокого дождя. Будучи водонепроницаемой, она еще и не дает уходить теплу, если ее одеть поверх свитера.

Вещи для обеспечения ночлега в походе

Спать - приятно. Поэтому вожу спальник - в нем тепло. Возится он, кстати, будучи стянут, упакован в пакет для мусора (от дождя) и привязан под седло. Так он не мешается и не занимет полезного места. Часто вожу легкую палатку - защищает от комаров и дождя, если накрыть ее куском полиэтилена. Полиэтилен, кстати, черный и выполняет еще маскировочную функцию. Ночью палатка под ним не видна издали. Пенку ненавижу как класс - она имеет высокую парусность и не приностит в летнее время никакой пользы. Всегда можно положить лишнюю одежду под себя или лапник. На худой конец, лучше, если без пенки не можете, купить или сделать складывающуюся гармошкой, а не сворачиваемую в рулончик - рулон деть совсем некуда и он громоздкий.

Кухонная утварь для приготовления еды в велопоходе

Этот набор я таскаю с собой всегда, благо он легкий - поесть в походе очень важно, а особенно приятно поесть горячую пищу. Наличие индивидуальных инструментов для приготовления еды позволяет приобрести независимость от других членов группы в разных непредвиденных ситуациях.

  • Армейский котелок емкостью 1.3 литра с крышкой - очень полезная вещь. Он легкий, его объема хватает для приготовления еды на 2-3 человека вполне спокойно. Съемная крышка довольно вместительна и может служить как миска для еды или туда можно налить чай. Последнее время я отказался от мысли вешать котелок над костром - обычно я кладу в костер пару толстых веток паралельно друг другу и на них ставлю котелок - так он быстро закипает.
    В продаже еще есть армейские котелки импортного производства (шведские, кажется). В комплекте идет кожух с проволочными подставками, защищающий от ветра спиртовку или таблетки сухого спирта, сама спиртовка и бутылочка для спирта. Только вот практика показала, что на спирте готовить крайне неэффективно - для доведения до кипения полного котла воды требуется около 100 мл спирта - все равно приходится вешать котелок над костром. Немножко лучше, чем у отечественного, реализована ручка - имеется специальный крюк, на который удобно вешать (но лучше ставить на костер). В общем, единственная полезная вещь - кожух, который нужен не всегда. Поэтому в три раза более дорогую цену я считаю неоправданной.
  • Ложка. Универсальное средство для поедания чего угодно. Я вожу с собой столовую ложку из нержавейки. От алюминиевой пришлось отказаться, так как она легко гнется - ложка используется еще и для снимания горячего котла с огня, а в некоторых случаях рукоятка ложки удобна для разбортовки колес - я не вожу для этого специального инструмента.
  • Нож. Я использую складной нож с одним длинным, но прочным лезвием. Считаю важным, чтобы лезвие фиксировалось в открытом состоянии - это уберегает от травм (до того у меня была травма от случайно сложившегося ножа). Всякие навороты не нужны - важна надежность, а надежными являются только простые вещи. Нож применяется не только для нарезания продуктов, но и для вскрывания консервных банок, для срезания всевозможных веточек и палочек, для сбора грибов, наконец. Замечу, что по формальным признакам такой нож может быть отнесен к холодному оружию, ибо трактовка этого понятия очень расплывчата, поэтому не стоит им пользоваться в местах возможного появления ментов и общественном транспорте - зачем лишний геморрой? Все же, мои поездки проходят главным образом в лесах

Указанного набора вполне достаточно. Все остальное, что можно взять для приготовления еды, я считаю лишним грузом.

Костровые принадлежности для похода

Вот что необходимо:

  • Спички. Спичек я беру много и распихиваю, упакованными в полиэтиленовые пакеты, во всевозможные места: в пару карманов рюкзака, в разные карманы одежды и в поясную сумку - тоже. Так меньше вероятность их всех потерять или всех разом промочить. Просто из одних мест их удобнее доставать, в других - меньше вероятность промочить и потерять. Без спичек ехать грустно. Зажигалки использовать не рекомендую - ненадежны. На холоду вообще не работают - бесполезны. Полезная вещь - охотничьи спички - горят на ветру, дожде (хотя влаги боятся) и дают очень жаркое пламя, которым легко поджечь растопку.
  • Растопку. Вещь не обязательная, но сильно облегчает разведение костра в неблагоприятных условиях - под дождем и при отсыревших дровах. Для этого я использую куски велосипедных камер (старых), нарезанные по 10 см. Несколько таких штук всегда валяются у меня в рюкзаке. Они сохраняют горючесть даже после погружения в воду - достаточно ее только стряхнуть. Вопреки расхожему мнению, воняют только пока горят. Запах горелой резины исчезает уже через 2-3 минуты после того, как костер разгорится, и дальше уже не беспокоит

Больше я ничего не беру - ни топоров, ни пил. В наших лесах практически всегда можно наломать дров руками и ногами, а нарубить их ударами по крупным камням, стволам крупных деревьев или зажимая между стволами близкорастущих деревьев и пользуясь длинным концом бревна, как рычагом. В отдельных случаях, когда надо соблюдать тишину, чтобы не привлекать внимания (при стоянке ближе 1-2 км от деревень), или просто когда лениво делать резкие движения, стволы пережигаются пополам в огне.

Примечание: когда валите сухостой, будьте внимательны - верхушка будущей дровины может тоже переломиться и, падая, большо ударить по голове или спине.

Продукты и вода для похода

Это та категория вещей, количество которой сильно зависит от возможности закупки в пути. В целом запасы еды в наших краях возможно пополнять в магазинах ежедневно, поэтому берется еды на 1 или 1.5 дня. Брать меньше нет смысла, так как возникнет очень сильная зависимость от магазинов, да и времени покупки тоже отнимают много. Брать больше нет вообще никакого смысла, так как деньги возить легче. Кроме того, оказывается, что многие виды продуктов можно купить в деревенских магазинах дешевле.

Важно помнить, что бывают исключения. Так, на юге Ленинградской области, северо-востоке Псковской области, севере Карельского перешейка магазины - редкость. Часто они рано закрываются. Во многих местах ходят лишь автолавки. Это надо учитывать при планировании похода.

Теперь постараюсь перечислить, какие продукты имеет смысл брать

  • Крупа и/или макаронные изделия. Составляют, пожалуй, основной источник еды в походе. Проверены и используются греча, овсяные хлопья, а также всевозможные макаронные изделия из твердых (важно!) сортов пшеницы. Необходимо брать самые качественные крупы, какие найдете - гораздо проще готовить и гораздо вкуснее получается. Нельзя планировать питание в более, чем двухдневном походе, исходя из одного вида крупы или из макарон - достанет! Крупа и макаронные изделия покупаются обычно в целлофановых пакетах по 450-900 гр и в таком виде укладываются в рюкзак.
  • Мясные консервы. Я - поклонник свиной тушенки. Здесь в Питере нетрудно купить свиную тушенку Псковского производства (в желто-оранжевых банках), которая очень качественная. Если приходится покупать тушенку в глубинке или в других городах, важно смотреть на два момента: тушенка должна стандартизироваться по ГОСТу и тушенка НЕ должна содержать растительного белка. Не ленитесь перед покупкой попросить посмотреть этикетку. Надо ли говорить, что тушенка в стеклянных банках не пригодна для перевозки на велосипеде?
  • Хлеб. В принципе, не обязателен, но я всегда беру. Без хлеба в походе грустно как-то. Хлеб лучше брать нарезанным - не придется резать на коленке.
  • Сало. В нежаркое время года очень хорошо идет. В жаркое время быстро прогоркает и его лучше не брать.
  • Сахар. Беру обычно в виде сахарного песка. Основное применение - для подслащивания воды и чая, но также хорошо подсластить гречу. В некоторых случаях удобнее кусковой сахар-рафинад - он не просыпается.
  • Лимонная кислота. Вожу в баночке из под витаминов. Идет вместе с сахаром для приготовления питья. Кроме придания вкуса, хорошо снимает жесткость воды.
  • Соль. Тоже в баночке из под лекарства. Не вздумайте заниматься всякими расчетами количества соли (типа 10 г/человека в стуки) - полный бред! Соли идет мало и баночки из-под витаминов на 2-3 человека на 4 дня хватает с запасом. Не возите лишний груз.
  • Пряники. Покупаю пряники с начинкой. В принципе, можно брать и другие сладкие мучные вещи, именно потому, что они сладкие. Поедание пряников позволяет быстро восстановить запасы глюкозы в организме и придает сил. Это - стратегический продукт, который берется в любой мало-мальски сложный поход, предполагающий существенные физические нагрузки.
  • Сладкая сгущенка - если вы ее любите. Необходима только для приготовления каши.
  • Изюм, финики - как источник углеводов.
  • Чай, чтобы его заваривать. Частенько я не беру чай, а завариваю в летний период разные травы и ягоды - получается не хуже.

Перечисленного набора продуктов достаточно, чтобы не протянуть ноги. Чтобы как-то скрасить рацион, возьмите еще что-нибудь, но оно не должно быть скоропортящимся и не берите слишком много - помните, что все это надо тащить.

Хочу еще высказаться по поводу орехов. Широко распространено мнение, что хорошо брать с собой орехи, потому что они калорийные. Не буду спорить об их калорийности, но это очень тяжелая пища, которой трудно съесть много. Больше 100 гр съесть уже тяжело, поэтому источником энергии орехи не станут. В них мало глюкозы и они имеют малый объем - вы не почувствуете сытости, наевшись орехов (чувство сытости возникает от повышения уровня сахара в крови до нормальных цифр и/или от увеличения объема содержимого желудка), а вот чувство кирпича в желудке может появиться. И я уж не думаю, что в 100 гр орехов больше калорий, чем в 100 гр сахара! В общем, если руководитель похода составляет раскладку и говорит, чтобы все взяли орехов, мысленно пошлите его подальше и возьмите изюма.

Теперь о воде. Глубоко убежден, что питьевую воду надо заготавливать самим. Если покупать воду в магазинах, то вы очень легко можете потратить на нее больше денег, чем на еду, а такую ситуацию я считаю ненормальной. Кроме того, напитки, кроме простой воды, которые вы можете купить в магазине, очень плохо утоляют жажду - их идет много, чувство жажды остается, вся вода выходит в виде пота, вымывая вместе с собой соли. Получается, что это даже вредно.

Я всегда вожу воду в велофляжке (на раме велосипеда) и очень часто - в полуторалитровой пластиковой бутылке в рюкзаке. Питьевая вода заготавливается методом кипячения вечером или утром (обычно готовится сладкий чай с добавлением лимонной кислоты, но чай не должен быть очень крепким - будет "вязать" рот) и ее хватает до второй половины дня, когда устраивается обеденный привал, где снова можно закипятить воды. Кроме того, источником воды являются колонки в крупных поселках и небольших городах (такие населенные пункты можно узнать по наличию в них водонапорной башни) и колодцы. Отсюда воду можно использовать без кпиячения, но в некоторых районах часто такая вода оказывается невкусной из-за высокой жесткости. В редких случаях воду можно попросить у местных жителей, но это имеет определенные недостатки, в частности - как правило, выдает дальнейшие намерения жителям деревни, среди которых могут быть люмпены.

Другие полезные вещи в велопоходе

  • Компас. Не смейтесь! Иногда нужен даже при наличии карты, чтобы ее правильно сориентировать. Лучше его возить, чем не возить. Встречал мнение, что компас достаточно иметь только руководителю группы - ничего подобного! Вы и только вы сами отвечаете за свою безопасность и жизнь, а вовсе не руководитель (хотя часто он думает иначе), поэтому компас лучше положить в рюкзак. (Напоминаю, что ориентироваться надо, отойдя от велосипеда и других крупных металлических пердметов.)
  • Карта. Нужна по той же причине, что и компас. Вне зависимости от того, кто руководитель, надо тщательно и заранее (в крайнем случае - в электричке) изучить маршрут по карте.
  • Средства личной гигиены - мыло, зубная щетка, туалетная бумага.
  • Фонарик.
  • 30-литровые пакеты для мусора (продаются в хозмагах) - все, что может промокнуть, надо запихивать в такие пакеты перед помещением в рюкзак. Например, сухие свежие трусы - это нечто качественно другое, чем свежие трусы, но мокрые.
  • Светодиодный задний маячок. Помимо основного назначения позволяет не потерять свой рюкзак на вечернем привале. Очень полезное применение!
  • Замок для велосипеда.
  • Лишний кусок веревки (привязывать велосипед в электричке и на любой другой случай).
  • Йод и рулончик бинта. (За 17 лет еще ни разу не использовал для себя.)
  • Документы, деньги, расписание поездов, часы.

Вот, собственно, и все. Возможно, в зависимости от конкретных условий, вам потребуется что-то еще, но это можно будет понять, только обдумав, как вы будете использовать каждую вещь и будете ли. Так, первое время я думал, что надо брать радиоприемник - музыку слушать вечером или новости. Только вот практика показала, что не хочется этого делать вечером в лесу!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!