Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий. Гимнастика в подготовительной группе: корригирующая, бодрящая после сна, оздоровительная, музыкальная, в стихах, комплекс по месяцам, по фгос Зарядка в детском саду после сна

Гимнастика пробуждения после дневного сна

(средняя группа)

Подготовила и провела: Снигирева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка».

Цель: Поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Задача: постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, массажные, ребристые ортопедические дорожки, гимнастические коврики, массажные кольца для рук, массажные валики для ног.

Оздоровительная работа с дошкольни ками в последние десятилетия приоб рела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здо ровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на прак тике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хо рошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

Предметом нашего показа и обсуждения на семинаре-практикуме станет такая форма оздоровительной работы, как гимнастика пробуждения после дневного сна.

В ДОУ комплексы оздорови тельной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выпол нения отдельных оздоровительных проце дур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Примерная схема проведения оздоро вительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилакти ку плоскостопия и нарушений осанки; ды хательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровитель ная работа; водные процедуры.

Остановимся на методике проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (иг ровая комната или раздевалка, в зависимо сти от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветрива ния снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодр ствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные при соединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчи ковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, голо вокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут. Затем выполняется комплекс упражнений дыхательной гимнастики, ч то очень важно для укрепления иммунит ета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнасти ки обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного - двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. От дельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровите льный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыха тельных упражнений. Увеличивать их дози ровку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим до рожкам) и комплекс упражнений, на правленных на профилактику плоскосто пия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положени ем головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.

Затем педагог проводит индивидуаль ную или дифференцированную оздоро вительную работу с нуждающимися деть ми (например, с часто болеющими). Он может организовать самостоятельную де ятельность детей по оздоровлению (на пример, дать задание детям с диагнозом «п лосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это вре мя остальные дети под руководством вос питателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна со ставлять не менее 12-15 минут.

Важно отметить, что, внедряя развиваю щие формы оздоровления дошкольников следует проводить в игровой форме все оздоровительные меро приятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать поло жительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, прини мая определенный шаровой образ, дети за частую лучше понимают технику выполне ния того или иного упражнения. Таким об разом, мы одновременно решаем несколь ко задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное - все это доставляет им огромное удовольствие.

Итак, начинаем нашу гимнастику пробуждения.

Родителям предлагаем лечь на гимнастические коврики. Звучит медленная спокойная музыка.

    Проводим гимнастику для релаксации:

«Тишина, тишина у пруда, не колышится вода,

Не шумите камыши, не шумите малыши,

Ты тихонько полежи, полежи и помолчи»

Глазки закрыли, дыхание спокойное, ровное.

    Проводим гимнастику пробуждения:

«Мальчики и девочки дружно просыпаются,

У мальчиков и девочек глазки открываются.

Веки поднимаются, одеяла в сторону тут же убираются.

1,2,3,4,5 гимнастику нашу нам нужно начинать!»

Разминочные упражнения в постели: самомассаж, пальчиковая гимнастика под негромкую музыку. Инструктор предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.
- поглаживают руки от кистей вверх;
- растирают ладони.
Руки будят лицо:
- потирают глаза, брови, нос и уши.
Лицо развеселилось: гримасничают языком, губами, улыбаются.
Руки будят ноги: поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник.
А теперь разбудим живот:
- круговыми движениями погладим живот;
- отбросим одеяло и закроемся одеялом(2-3 раза).

    Проводим гимнастику для глаз. Просыпаются наши глазки, открыли глазки, закрыли 2р, поморгали, зажмурили.

«Вдаль на пальчик посмотри,

Пальчик близко к носу поднеси,

1,2,3 глаза закрой,

1,2,3 глаза открой».

Проводим гимнастику для лица. Растираем лобик, щечки, ушки.

    Проводим гимнастику для шеи. Повороты головы в одну, затем в другую сторону 2р.

Общеразвивающие упражнения (убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
- И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох(3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, как котята, руки вверх(3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх (3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперёд, носок на себя. Тоже левой ногой (3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки воль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в исходное положение(3-4 раза);
- Упражнение «Потягушки». «Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись» Лягте на спинку, руки поднимите над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища (упражнение повторяется 3 раза).

И.п.: Лежа на спине, руки за головой в замок, упражнение «Бабочки». 1,2-локти свели вместе, 3,4 – вернулись в И.п. (3-4 раза);

    Следующее упражнение «Лежебоки», перевернулись попеременно с одного бочка на другой, и еще раз.

    А теперь приступаем к следующему упражнению - "Художники". Правую ногу сгибаем в колене и подошвой ноги гладим (рисуем) левую ногу от носочка к колену. (Похвалите ребенка, повторите упражнение около 3х раз) . А теперь сгибаем левую ногу в колене и подошвой левой ноги гладим правую ногу от носочка к колену. Продолжаем упражнение. (Выполняем его также 3-4 раза).

    А теперь вместе выполним упражнение «Утята». Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати (упражнение повторяется в течение 15-20сек). Упражнение «Жучки». Ноги согнули в коленях, обхватили руками и потянули к себе (3-4 раза);

«Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем, а теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде. Выполним упражнение "Велосипедист". Лежа на спине. Поедем на велосипеде на праздник по «Тропе здоровья» (3-4 раза)

    Перевернулись на животики. Выполним упражнение «Я на солнышке лежу» и покатаемся на «Лодочке».

    «Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли, влево-вправо посмотрели, на кроватку тихо сели». Выполним массаж для пальчиков рук и ног при помощи массажных колец и валиков.

    После подобных упражнений хорошо бы посидеть, сядьте в позу "Лотоса". Теперь поднимите руки вверх (распускаются цветки лотоса) и сделайте глубокий вдох, повторите это упражнение несколько раз, это поможет наполнить легкие и кровь кислородом, тем самым взбодриться.

    Разгоните обогощенную кислородом кровь по телу, для этого потянитесь и обхватите себя руками крепко-крепко, после чего разведите руки в стороны, сделайте глубокий выдох.

    Теперь представьте, что выглянуло солнышко, и поднимите голову, затем оно зашло за тучку, опустите голову.

    Повращайте головой в разные стороны, сначала в одну, затем в другую. Вместе закройте глаза, улыбнитесь и громко скажите:

«Раз, два, три, четыре, пять – нам пора вставать!

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли,

Наклонились, потянулись,

До носочков дотянулись,

Распрямились и опять

Будем ножками шагать»

    Пробежка по ортопедическим, закаливающим массажным дорожкам – «Тропе здоровья», весёлые ноги идут по дороге; ловкие ноги идут по дороге; забавные, озорные, ноги идут по дороге.

    Дыхательная гимнастика «Дровосеки», «Петушки», «Воздушный шарик».

«Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От хвори и болезни,

Спасает нас она!»

Гимнастика после сна в детском саду позволяет вырастить здоровых детей и подготовить их к будущим нагрузкам. Низкая двигательная активность и нечастые прогулки на свежем воздухе, длительное пребывание перед компьютером и телевизором постепенно могут стать причиной различных нарушений. Задача родителей и воспитателей в детском саду - уделять больше внимания физическому развитию ребёнка, чтобы в школе ему было легче.

Неподготовленный ребёнок будет часто болеть, не сможет заниматься физкультурой в школе. Здоровым детям гораздо легче овладевать новыми навыками, концентрировать внимание на заданиях, адаптироваться к новым условиям. Они легче поддаются воспитанию и обучению.

В дошкольных общеобразовательных учреждениях (или ДОУ) этому вопросу должны уделять особое внимание.

Зарядка важна для ребёнка с ранних лет. Детский возраст очень сложный, так как маленькому человеку придётся за короткое время усвоить много информации, а на это нужны силы.

Если физическое состояние малыша в норме, то он легче контактирует с окружающими, проявляет любознательность и активность.

Можно подобрать гимнастический курс для:

  • развития памяти и внимания;
  • улучшения зрения;
  • формирования осанки;
  • профилактики плоскостопия.

Они повысят выносливость ребёнка и укрепят иммунную систему.

Оздоровительный курс можно проходить и в домашних условиях. Тонизирующая гимнастика не требует того, чтобы мама была гимнасткой или владела особыми навыками. Для этого подойдёт детская музыка, коврик для занятий, стихи и упражнения. Облегчить обучение может массажный коврик, обруч, палка, скакалка, мячик, роликовый массажёр. Эти предметы используются в каждом садике. Хорошо обзавестись дома детским спортивным уголком.

Гимнастика после сна в ДОУ или дома не должна утомлять малыша. Главное, чтобы пробуждение ребёнка было лёгким.

С учётом возраста достаточно нескольких упражнений по 2-4 подхода. Нагрузку нужно чередовать с отдыхом, после этого важно умываться прохладной водой.

Регулярные занятия позволят подобрать подходящий вариант гимнастики для своего ребёнка. Также упражнения может порекомендовать врач, если у малыша есть проблемы с осанкой или лёгкими.

Можно составить комплекс упражнений, включающих разные варианты гимнастики:

Каждый вид гимнастики повышает уровень развития ребёнка и совершенствует его навыки.

Подготовительный курс упражнений обязательно должен проводиться в виде игры. В первый год жизни малыша не стоит обходиться без гимнастики. Подойдут упражнения на речь, мелкую моторику.

Важно, чтобы сюжет занятий ребёнок понимал, ему нескучно было выполнять упражнения. Для этого в интернете существует картотека гимнастики. Такие картотеки содержат комплексы упражнений, которые интересно будет выполнять каждому ребёнку. Подбираются упражнения для детей любого возраста. Родители могут составить конспект занятий. Можно также подобрать видео. В этом поможет специальный сайт (как вариант, ютуб).

Существуют также книги по детской гимнастике, что подходит для малышей 2-3, 3-4 лет и старше.

Особенности проведения гимнастики после сна

Гимнастика после сна в младшей группе и других облегчит пробуждение и возвращение к рабочему ритму дня.

Для получения хороших результатов важно соблюдать такие правила:

  1. Нужно чтобы ребёнок проснулся самостоятельно. Специально для зарядки заставлять малыша покидать постель нельзя.
  2. Сначала должна быть легка пальчиковая разминка, простые упражнения, выполняемые в кровати.
  3. Занятия должны проводить в хорошо проветренной комнате.
  4. Дети не должны уставать во время выполнения. Цель зарядки - привести в хорошее настроение. Но заниматься стоит не меньше четверти часа.
  5. После гимнастики полезны закалывающие процедуры. Достаточно умывания прохладной водой.

Важно, чтобы детсад соблюдал все требования ФГОС. Это сделает образовательный процесс наиболее качественным.

Детям разного возраста нужно подбирать соответствующие упражнения. Младший по возрасту ребёнок может выполнять более простые упражнения, чем старший.

Детский сад делится на несколько групп, в каждой из которых дети разных возрастов. Самой старшей считается группа 5-6 лет. Это дошкольный возраст, поэтому детей начинают активно подготавливать к предстоящему обучению.

Маленьким детям подходят простые упражнения в виде велосипеда, солнышка и других.

Гимнастика после сна в средней группе подразумевает выполнение более сложных упражнений. Даже сами дети хотят этого, так как простая гимнастика для них - это скучно.

Образовательный комплекс должен включать дыхательные, пальчиковые упражнения, занятия на коврике. Нагрузки должны чередоваться с отдыхом.

В средний возраст входят дети четырёх-пяти лет, поэтому им интересно имитировать животных и предметы. Тема может быть любой.

Детям нравится:

  1. Проползать туда и обратно на четвереньках. Это упражнение называют «Рак».
  2. Имитация моста. Ребёнок ставит руки за спину, садится и пытается приподняться на руках.
  3. Лёгкий бег с руками вперёд, повторяющими движение руля.
  4. Бег с размахиванием руками, как крыльями.
  5. Бег со сгибанием и разгибанием рук в локтях.

Это поможет быстро отойти ото сна и размять мышцы.

Гимнастика после сна в старшей группе может включать выполнение любых упражнений, так как дети этого возраста уже полностью овладели навыками управлять своим телом.

Для внесения разнообразия в привычные занятия рекомендуется применение тренажёров. Зарядку можно проводить с применением каната, шведской стенки, обруча, гантелей, мяча.

Гимнастика после сна в подготовительной группе, когда дневный сон уже не столь продолжительный, должна состоять из упражнений на растягивание, дыхательных, закалывающих процедур, занятий для предотвращения плоскостопия.

Детям необходимо:

  1. Ходить на пятках, носках, внешней стороне стопы, с подниманием ног и приседом. Если в данный момент лето, то можно выполнять зарядку на свежем воздухе. Зима также не является поводом для постоянного нахождения в помещении. Но если на дворе январь или февраль, то долго гулять на морозе нежелательно. Но как только наступит март, можно проводить гимнастику и на улице.
  2. Выполнять все упражнения с ровной спиной. Благодаря этому можно сохранить правильность осанки. Для этого ребёнку рекомендуют ровно стать, соединить руки за спиной, делать повороты, приседать и наклоняться в таком положении.
  3. Применение тренажёров подразумевает занятие с обручем. Летом это делать лучше на улице. Хорошо влияют на физическое развитие подтягивания на шведской стенке.

Благодаря гимнастическим упражнениям можно подготовить ребёнка к будущему. Физические нагрузки укрепляют иммунную систему, улучшают развитие малыша. Занятия после сна в детском саду позволят подготовить детей к школе, повысить их выносливость и работоспособность. Внимание этому должны уделять не только воспитатели в подготовительных учреждениях, но и родители.

Основная задача родителей и дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ) - вырастить здорового ребенка, подготовить его к школе. Если малыш мало двигается, редко бывает на свежем воздухе, подолгу сидит за телевизором и компьютером, то рано или поздно у него могут начаться проблемы со здоровьем. Если родители и воспитатели не занимаются физическим развитием малыша и его закаливанием , то школьные нагрузки могут оказаться ему не по силам. Он будет быстро уставать, часто простужаться, а занятия физкультурой станут пыткой.

Здоровый ребенок быстрее осваивает новые навыки, умеет концентрироваться на задании, легко адаптируется в новом коллективе . Таких детей легче воспитывать и учить.

Гимнастика и физические упражнения очень важны для ребенка с самого раннего возраста. Маленькие дети быстро растут, за короткое время они должны усвоить очень многое, а для этого нужны силы и здоровье. Физически крепкий малыш редко болеет, он активен и любознателен, охотно идет на контакт.

Различные виды гимнастики развивают память, внимание, речь, воображение, глазомер, пополняют словарный запас, формируют правильную осанку, предохраняют от плоскостопия, могут улучшить зрение, сделать ребенка выносливее, усилить иммунитет.

Корригирующей (тонизирующей) и оздоровительной гимнастикой можно заниматься и дома. Для этого от мамы или папы не потребуется никаких особенных умений. Запишите подборку детской музыки на плеер или компьютер минут на 15–30, подготовьте коврик для занятий, выучите несколько упражнений и стишков к ним. Можно обзавестись массажным ковриком, обручем, палкой, скакалкой, мячиком, роликовым массажером. Этот набор снарядов достаточен для большинства занятий по физкультуре и гимнастики после сна даже в ДОУ. А если у вас есть детский спортивный уголок, то вообще, замечательно.

« Гимнастика после сна не должна быть долгой и утомительной. Главная ее задача: чтобы малыш проснулся в хорошем настроении.

Несколько упражнений с 2–6 подходами (в зависимости от возраста ребенка), чередование нагрузки и отдыха, умывание после - это основа. Постепенно вы подберете то, что вашему малышу больше по вкусу. Или то, что вам порекомендует врач - например, для исправления осанки или развития легких. »

Виды гимнастики для дошкольников


Картотека гимнастик

Очень важно проводить гимнастику с ребенком в игровой форме. Сюжеты должны быть ребенку знакомы и интересны, а движения - выполнимы и понятны. Комплекс упражнений нужно периодически менять, чтобы малышу не стало скучно.

В помощь воспитателям и родителям в Интернете размещаются картотеки упражнений, например, «Картотека гимнастики после сна» , «Картотека дыхательной гимнастики» и т. д. В таких подборках приводится много комплексов простых упражнений с забавным сюжетом, часто в стихах. Задания сопровождаются методикой выполнения, указан возраст, для которого комплекс разработан. Все упражнения подобраны так, что подойдут любому более-менее здоровому ребенку соответствующего возраста.

Также родителям будет очень полезно ознакомиться с книгой «Утренняя гимнастика в детском саду» (автор Харченко Т.Е), где описано много развивающих комплексов для детей двух-трех лет. Там же есть разработки для гимнастики после сна, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения для развития мелкой моторики рук. Все занятия снабжены интересным сюжетом, рекомендациями к выполнению. Найти книгу в Интернете не составляет труда.

Методика проведения гимнастики после сна

Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня.

Чтобы пробуждение было быстрым, но не резким, используйте некоторые простые принципы:

  • Не нужно будить ребенка специально. Он должен просыпаться сам, под спокойную музыку и тихий голос воспитателя;
  • Начинать лучше с пальчиковой гимнастики, самомассажа, простых упражнений в кроватях;
  • Перед занятиями хорошо проветрите комнату;
  • Гимнастика не должна быть утомительной, дети должны заканчивать ее в хорошем настроении. Но и толку от занятий, которые длятся менее 15-ти минут, не будет;
  • Заканчивать упражнения лучше всего закаливающими процедурами. Здоровые дети могут обтереться прохладной водой, дети после болезни - просто умыться;
  • Гимнастику следует проводить в игровой форме, а упражнения подбирать так, чтобы ребенок мог с ними справиться. Если малышу трудно выполнять те или иные упражнения, помогите ему, и уж, конечно, ни в коем случае не ругайте.

Гимнастика после сна для младшей группы

Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.

В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.

Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

В кровати можно выполнить несколько несложных упражнений.

Например, такие:

  • «Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться - подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;
  • «Велосипед». Исходное положение - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Потом нужно поднять ноги и крутить воображаемые педали;
  • «Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки.
    Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
    Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх). В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом - опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку.
  • «Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе.
    Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;
  • «Солнышко». Встать прямо, руки вниз.
    Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться.

Елена Райкина

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика .

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка .

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения .

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна :

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) ;

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей :

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика ) ;

выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика ) ;

ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам) ;

игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног) .

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст) . Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Комплексы оздоровительной гимнастики

после дневного сна

«Побудка в кровати»

Цель пробуждению .

Реснички поднимаются,

Глазки открываются.

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали.

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек.

Одеяло убери и зарядку ты начни.

«Потягивание»

Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно.

Цель (0,5 мин.)

Руки мы поднимем вверх

И потянемся теперь.

Ведь вы спали и росли

Во какие молодцы.

«Самомассаж»

Чтобы все мы не болели,

Сделаем массаж умело.

(Дети делают массаж : Поглаживают шею ладонями сверху вниз, указательными пальцами растирают крылья носа, пальцами поглаживает лоб от середины к вискам, раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массируют уши) (0,5 мин.)

«Кошечка»

Цель : укрепление мышечного корсета позвоночника. (5-6 раз) .

Серенькая кошечка

Сердиться немножечко,

Мы дадим ей молочка

Станет ласковой она. Встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже; «Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.

«Клубочек»

Цель : укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, развитие координаций движений. (5-6 раз.)

На полу лежит клубок,

Нету рук и нету ног.

Я поднять решил клубок, он помчался на утек. И. п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – вернуться в и. п. (4-6 раз)

Встанем у своих кроваток и продолжим мы зарядку.

«Лягушки»

Цель : укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Скачут весело лягушки

Возле леса на опушке.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. Прыжки на обеих ногах (на носках) .

Прыжки с пятки на носок, следить за осанкой.

«Веселая ходьба»

Цель (0,5 мин.)

Мы веселые ребята,

Любим весело шагать.

Спортом любим заниматься,

Никогда не унывать. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками) .

Упражнение на дыхание «Хохотушки»

Цель

(Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха» ). (3-4 раза) .

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель : формирование правильной осанки, развитие координаций движений, укрепление мышечного аппарата стоп.

По дорожке мы пойдем,

Дружно вместе босиком.

Камушки морские тоже,

Для здоровья всем помогут,

Помассируют вам пятки,

Будет все у вас в порядке.

Водные процедуры

«Побудка в кровати, потягивание» .

Цель : переход детей от сонного состояния к пробуждению . (0,5 мин.)

Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

«Ветерок»

Цель : укрепление мышц шейного отдела позвоночника. (5-6раз)

Ветер, ветер, ветерок,

Ты подуй на нас дружок. И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у» .

«Жук»

Цель : укрепление мышц верхних и нижних конечностей, пресса. (0,5 мин)

Наш жучок упал с цветка,

Не поднимется никак. И. п.: Лежа на спине. Болтать в воздухе руками и ногами.

«Радуга»

Цель : укрепление мышц нижних конечностей, пресса. (3-4 раза)

Дождь прошёл и красота,

В небе чудо ворота. И. п : лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо, и справа налево. Повторить то же самое левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

«В лес»

Цель : укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки. (1 мин.)

В лес пойдем дремучий мы.

Нам преграды не страшны.

Вместе их преодолеем

Мы бояться не умеем. И. п.: спина прямая.

Ходьба на месте.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

«Грибы»

Цель : укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин)

По тропинке мы пошли

И грибов полно нашли.

Наклонись скорей дружок,

Набери их в кузовок. Ходьба на месте.

Наклоны вперед, вниз, не сгибая колени.

«Мотылек»

Цель : укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. (3-4 раза)

Я веселый мотылек,

Прилетел я на цветок.

Быстро крыльями махал

И нектар я собирал. Выполнять махи руками.

Присесть, обнять руками колени.

Встать, выпрямить спину.

Упражнение на дыхание «Дровосек»

Цель : учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

И. п : ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз) .

Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба босиком на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой) .

Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.

Задачи:

1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

2. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к простудным заболеваниям.

3. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки.

4. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

Ход режимного момента.

Включается тихая музыка, под которую постепенно просыпаются дети.

1. Постепенный подъем (тихо играет музыка).

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Завершился тихий час,

Свет дневной встречает нас.

Вы уже проснулись? Ну-ка покажите, как вы выросли, пока спали.(Дети потягиваются).

Вот какие мы стали большие.

Потягушки, потягушки,

Поперек толсушки.

Роток говорушки,

Руки- хватушки,

Ноги-ходушки. (Воспитатель подходит к детям, поглаживает руки, спинки).

А у меня для вас сюрприз: сегодня к нам в гости пришел доктор Айболит. «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит» (показываем куклу доктора Айболита). Ребята, Айболит хочет посмотреть, все ли здоровые детки. Мы сейчас выполним упражнения, они не простые, а волшебные. Эти упражнения помогут нам набраться сил.

2. Корригирующая гимнастика:

Мы проснулись, потянулись,

Вправо, влево повернулись

(Потягивания, повороты).

Приподняли мы головку.

(Приподнимание).

Кулачки сжимаем ловко.

(Сжимание-разжимание кистей).

Ножки начали плясать,

Не желают больше спать.

(Вращение стопами в разных направлениях).

Обопремся мы на ножки,

Приподнимемся немножко.

(Выполнение упражнения «Мостик»: приподнимание таза из положения лежа на спине, ноги расставлены).

Все проснулись, округлились,

Мостики получились.

И немножечко поедем

Мы на велосипеде.

(Имитация движений велосипедиста).

Вот теперь вставать пора,

Поднимайся, детвора!

Воспитатель : Молодцы, дети! Айболит доволен вами. Теперь вы никогда не заболеете.

Ой, что это? ТЕЛЕГРАММА!

«Приезжайте, доктор, в Африку скорей.

И спасите доктор наших малышей!»

Ребята, Айболит просит нас помочь пройти болото и добраться до зверят. А пойдем мы по нашей волшебной дорожке, которая помогает нам бороться с простудой, гриппом, ангиной.

3. Ходьба по закаливающей дорожке (профилактика плоскостопия).

Этот коврик необычный,

Пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный:

Он лечебный, он массажный.

Потопчитесь, походите.

И немножко потрусите.

А сейчас пойдем на носках, на пятках,

А потом вприсядку.

Теперь остановитесь

И вниз наклонитесь.

Выпрямитесь, глубоко вдохните,

И еще раз повторите.

(Дыхательная гимнастика).

Вот мы и добрались до зверят. Давайте покажем им, что нужно делать, чтобы не болеть.

Самомассаж «Неболейка».

(массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны - вместе)

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.

(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами)

Знаем, знаем – да, да, да! Нам простуда не страшна!

(потирают ладони друг о друга)

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

Айболит благодарит вас за помощь. Он осмотрит зверят, а мы с вами обуваемся и идем умываться.

Кран, откройся,

Нос, умойся.

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка.

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся сразу оба глаза.

Не боимся мы воды-

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

(Дети умываются, растирают полотенцем шею).

Молодцы! Теперь мы чистые и красивые.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!