Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое тройной тулуп в фигурном катании. Как отличить прыжки в фигурном катании

Прыжки – это важнейший элемент фигурного катания, но для человека непосвященного тулуп сложно отличить от сальхова или ритбергера. Специально для вас Sovsport.ru написал простой гид по шести основным прыжкам в фигурном катании.

Перед тем, как перейти к главному, давайте определимся, что говоря «лево» или «право», мы будем иметь в виду тех, кто совершает обороты в прыжках в левую сторону, против часовой стрелки (таких примерно 85%). Это во-первых. А во-вторых, есть два простых элемента, о которых тоже неплохо иметь представление перед изучением прыжков в фигурном катании.

Моухок – это шаг, при котором спортмен меняет направление движения, переступая с одной ноги на другую.

Тройка – это поворот на одной ноге со сменой направления движения и ребра конька.

1. ТУЛУП (англ. toe loop)

Базовая оценка (тройной тулуп) – 4,3 балла

Самый простой прыжок. В частности, потому, что в момент отталкивания бедра фигуриста уже заранее развернуты в нужную сторону, а это, по сути, добавляет полоборота. Исполняется обычно с правой ноги, после тройки «вперед-внутрь» (на льду как бы выписывается цифра «3»). Перед прыжком спортсмен помогает себе оттолкнуться ударом зубцом конька левой ноги об лед – отсюда определение тулупа, как «зубцового» прыжка. Приземление на правую ногу.

Основная примета: единственный зубцовый прыжок с заходом с правой ноги.

Видео (тройной тулуп – Денис Тен)

2. САЛЬХОВ (англ. salchow)

Базовая оценка (тройной сальхов) – 4,4 балла

Заход на прыжок осуществляется исключительно с разворота (тройки или моухока). Толчок происходит с внутреннего ребра левой ноги, а правая нога в это время совершает характерный мах вокруг тела. Приземление – на наружную часть ребра правой ноги. Часто именно с сальхова юные фигуристы начинают изучать прыжки в фигурном катании.

Основная примета: нет удара зубца о лед. И, говоря простым языком, его главное отличие от ритбергера – ноги перед самым прыжком не перекрещиваются, прыжок идет как бы с двух ног сразу.

Видео (тройной сальхов – Юна Ким, Мао Асада, Аделина Сотникова):

3. РИТБЕРГЕР (англ. loop)

Базовая оценка (тройной ритбергер) – 5,1 балла

Отталкивание и приземление – с правой ноги. Перед прыжком все тело, за исключением правой ноги, разворачивается по часовой стрелке до упора, а после толчка правой ногой раскручивается против часовой стрелки, выбрасывая фигуриста вверх.

Основная примета: нет удара зубцом конька (левой ноги) об лед. От сальхова отличается не только заходом с правой ноги, но и, выражаясь по-любительски, перекрещиванием ног перед прыжком.

Видео (тройной ритбергер – Саша Коэн):

4. ФЛИП (англ. flip)

Базовая оценка (тройной флип) – 5,3 балла

Зубцовый прыжок (удар правой ногой об лед). Прыжок осуществляется с внутреннего ребра левой ноги, приземление – на правую ногу.

Основная примета: зубцовый прыжок с левой ноги, очень похожий на лутц. Главное отличие – заход на флип чаще всего происходит с «тройки», то есть лишь непосредственно перед прыжком фигурист разворачивается спиной вперед.

Видео (тройной флип – Юна Ким и Аделина Сотникова)

5. ЛУТЦ (англ. lutz)

Базовая оценка (тройной лутц) – 6,0 балла

Самый сложный прыжок в фигурном катании, не считая акселя. Похож на флип, но исполняется с внешнего ребра, что немного усложняет «замах» для отрыва ото льда.

Основная примета: зубцовый прыжок с левой ноги. Главное отличие от флипа: заход на лутц чаще всего – длинная дуга, фигурист долго едет спиной вперед.

Впервые официально четверной лутц засчитали американцу Бренду Мрозу в Колорадо Спрингз 16 сентября 2011 года:

А вот так исполняет лутц Алисса Чизни, которая прыгает с нетрадиционным «правым» вращением:

6. АКСЕЛЬ (англ. axel)

Базовая оценка (тройной аксель, т.е. аксель в три с половиной оборота) – 8,5 балла

Что помогает легко отличать этот прыжок в фигурном катании от остальных – фигурист заходит на аксель лицом вперед. Собственно, поэтому в нем никогда не бывает целого числа оборотов – когда говорят «одиночный аксель» имеют в виду аксель в полтора оборота, «двойной» – в два с половиной и т.д. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Спортсмен скользит на правой ноге назад, потом переступает на левую, одновременно разворачиваясь лицом вперед. Приседая, фигурист выпрыгивает в воздух, притормозив коньком и выбросив правую ногу вперед. Приземление – на маховую (правую) ногу.

Основная примета: единственный прыжок, на который заходят передом.

Видео (тройной аксель – Евгений Плющенко и Мао Асада)

Стоит заметить, что еще существуют прыжки в фигурном катании, которые используют лишь как связки в комбинациях других прыжков, но у них нет статуса самостоятельных элементов. Например, «ойлер» или «полупетля» (англ. half loop) и перекидной или вальсовый прыжок (англ. waltz jump). В первом случае нога, описывающая полукруг, согнута, во втором – вытянута.

Видер (ойлер – Аделина Сотникова)

Видео (перекидной)

Ну а вот тут – очень неплохие прыжковые уроки от трехкратного чемпиона США Майкла Вайсса. Многое можно понять, даже не зная английского.

Ритбергер:

Прыжок «Тулуп» называется от английского toe loop, поэтому не имеет ничего общего с зимней меховой одеждой. Долгое время считалось, что выполнять прыжки могут только особенно одаренные фигуристы. Долгое время, флип и лутц считались сложнейшими, их выполнение заслуживало бурю аплодисментов. Но сейчас уже многие профессионалы могут выполнять двойные, тройные фигуры, и тройной тулуп в фигурном катании уже не новость. Что представляет прыжок тулуп, как его выполнять, разберемся ниже.

Перевод слова «ту луп» означает «петля на носке». Первым фигуристом, выполнившим его, стал Брюс Мэйпс в 1920 году. Это простой прыжок, доступный профессиональным фигуристам. Первым его «показом» стал чемпионат мира в 1964 году, где был выполнен тройной прыжок. Пределом мечтаний фигуристов является четверной тулуп, показать его в совершенстве на соревнованиях еще никто из взрослых не смог.

Существует специальная система оценивания этой фигуры, градация баллов зависит от ее сложности. Одинарный прыжок наберет 0,4 балла, двойной тулуп в фигурном катании — 1,3 балла, тройной — 4,0 балла.

Техника выполнения

Пошаговое объяснение техники:

  1. Прыжок следует делать с переменной ноги, направленность движения положительная.
  2. Толчок ноги делается после проворота тройкой вперед-внутрь, затем назад-наружу.
  3. После, фигурист ставит носок ботинка толчковой ноги по направлению общего движения, то есть назад. Есть еще вариант осуществления толчка — это троечный переход ноги вперед-назад. Этот вариант нужен для осуществления устойчивого толчка. При первом варианте фигурист имеет возможность выполнить максимум оборотов. Тренера отмечают, что механически тулуп прыжок в фигурном катании очень близкий к технике выполнения сальхов.

Описание прыжка тулуп: особенность фигуры в нарастании угловой скорости, при которой вращается человек по своей оси во время толчка. При этом фигурист замечает, какая высокая эффективность оттолкнувшейся ноги, когда происходит стопорящее движение конька. Это действие осуществляется на конечном этапе толчка. Именно высокая скорость вращения тела удобна для выполнения нескольких оборотов. Поэтому становится возможным сделать четверной прыжок, то есть 4 оборота.

Маховые движения фигурист регулирует самостоятельно. Если прыжок замедленный, открытый, махи в конце похожи на аксель. Когда спортсмен желает достичь максимальное количество оборотов в воздухе, махи следует делать сдержанными, как толчок в сальхов.

Как тулуп делать на коньках, чтобы не допустить ошибок? Среди спортсменов частой ошибкой является сильное скрещивание ног. Сзади отталкивающаяся нога во время толчка сильно заведена за другую, что сказывается на технике и качестве выполнения действия. Решить эту проблему помогут упражнения во время тренировки: вперед-внутрь — назад-наружу. Оттачивая технику, фигурист учится шаг за шагом, постепенно выполнять тройки, что улучшит осуществление прыжка.

Способы выполнения

У фигуристов существует несколько способов и вариантов выполнения тулупа.

  • Проворот тройкой вперед-внутрь — назад-наружу.
  • Отталкивающая нога ставится в направлении, котором будет двигаться все тело. Нога ставится носком конька.
  • Открытый.
  • Затяжной.

Отличие тулуп прыжков от других видов прыжков?

Понять отличие этого прыжка поможет сравнение его с другими элементами фигурного спорта. Начнем с того, что все прыжки в фигурном катании делятся на две подгруппы:

  • Реберные: сальхов, аксель, риттбергер. Эти элементы значительно разнятся с другими прыжками, их выполнение по технике не связано в исполнением тулупа.
  • Носковые (зубцовые): флип, тулуп, лутц. Зубцовыми названы они из-за расположения специальных зубцов на краю конька.

Прыгнуть с ребра — задача труднее, и техника значительно отличается от носкового прыжка, поэтому разберем отличия последней подгруппы.

  1. Флип. Фигурист отставляет левую ногу назад внутренним ребром. Правой ногой он делает удар, оборот, затем приземляется на ту же ногу. В этот момент выполняется опять ход назад-наружу. Флип запоминается отличительным щелчком. Новичку-ребенку нравится делать его из-за характерного удара по льду. Отличается он также своими тремя оборотами, 4 раза прокрутиться фигуристы еще не смоги.
  2. Лутц. Занимает первое место по сложности во всех зубцовых прыжках. История его возникновения началась с 1913 года, до сих пор мало фигуристов могут делать двойные, тройные подобные прыжки идеально чисто. В истории есть даже факт выполнения четверного лутца. Научиться делать лутц можно после освоения тулупа. Его отличие от остальных: спортсмен делает приседание на левой ноге, правой ногой кончиком конька упирается в ледовую поверхность, прыгает. В это время туловище спортсмена раскручивается, он помогает себе замахом рук, тела. Когда сделаны несколько оборотов, они осуществляются по направлению против часовой стрелки, спортсмен вновь становится на лед ходом назад-наружу. Схему прыжка предоставляет тренер при обучении.
  3. Тулуп. Наконец, перейдем к тулупу, это легкий элемент в катании на льду. Осваивать его начинают первым. Отличительная характеристика: приседать при его осуществлении не нужно, приземление на отталкивающуюся ногу, разница в направлении оборотов и приземлении. Важно правильно оттолкнуться, например, левой ногой, приземлиться на правую, и наоборот. Приземление должно быть на ход назад-наружу.

Чтобы правильно прыгать, весь корпус должен работать слажено, выполняться замахи. Особое внимание уделяется конькам, хоккейные коньки для выполнения фигурных элементов не подойдут — они не оснащены важными зубцами, отличаются изгибом лезвий. Часто во время отталкиваний фигуристов ото льда ведется съемка. Это очень хорошее средство, чтобы понять технику выполнения тулупа чемпионами. Ее можно медленно воспроизводить, обучаясь азам фигурного катания.

Четверной тулуп в женском фигурном катании

Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.

Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.

Совсем недавно в марте 2018 года спортсменка из России Трусова Александра отличилась выполнением четверного тулупа на чемпионате мира среди подростков. Это была чистая фигура, засчитанная судьями. Для Александры победа с 225,52 баллами (за два четверных прыжка) стала открытым билетом в большой спорт. Девушка отмечает, что длительная подготовка привела к таким результатам, осуществлению двух четверных прыжков она рада больше, чем самой победе.

Заключение

Откуда берутся юные чемпионы мира по фигурному катанию? Осваивают тулуп даже дети на фигурном катании. Но усердные тренировки, взлеты и падения, приводят к результатам, известным мировому сообществу фигуристов. Отработать навык выполнения тулупа могут все профессиональные фигуристы. Но важно не останавливаться на достигнутом в одиночном катании. Выполнение двойных, тройных, может даже четверных «взлетов» надо льдом приводит к высоким баллам на соревнованиях, победе.

А ксель *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Сейчас этот прыжок выполняют в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной). Существует прыжок вполоборота, так называемый перекидной, или прыжок тройкой* , аналогичный прыжку аксель по способу отталкивания. Этот прыжок является основой прыжков аксель с большим числом оборотов (рис. 62).

Выполняют аксель после мощного разбега. Во время подготовки к толчку переходят к скольжению назад-наружу, при выполнении которого важно сохранить устойчивое положение. Для этого за последним толчковым шагом разбега следует кратковременная фиксация звеньев тела. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не выпячивать таз, не опускать голову и не сутулиться. Переход от разбега к толчку должен исполняться легко, непринужденно. При обучении этой детали прыжка нужно объяснить начинающему фигуристу, что снижение скорости, скобление зубцами льда, сутулость не облегчают, а усложняют качественное исполнение прыжка.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Начальное вращение в этих прыжках создается стопорящим движением конька толчковой ноги. Иные способы, как правило, приводят к неудаче. Особенно ярко это проявляется при выполнении прыжка в 2,5 оборота и более.

Попытка приобрести начальное вращение за счет увеличения кривизны толчковой дуги обычно приводит к нарушению устойчивости движения продольной оси тела в полете. На рис. 63 приведены два варианта выполнения толчковой дуги - малой (а) и большой (б) кривизны. В первом случае направления движения конька и всего тела почти совпадают, и тогда условия для создания устойчивого движения в полете благоприятные. Во втором случае направления движения конька и всего тела расходятся, в результате чего к концу толчка происходит потеря устойчивости тела.

Попытка создать начальное вращение тела за счет вращения верхней части тела вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это в конечном итоге приводит к увеличению кривизны толчковой дуги с отмеченными выше отрицательными последствиями.

В практике встречается несколько вариантов выполнения конца толчковой дуги, другими словами - различные варианты стопора: зубцовый стопор, при котором конек толчковой ноги отделяется от льда, совершая перекат через зубцы конька (след на льду в этом случае тонкий); реберный стопор, при котором конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и осуществляет торможение, соскабливая лед передней частью наружного ребра; комбинированный стопор, при котором начало его реберное, а конец -зубцовый. Выраженное скобление ребром переходит в следот зубцов.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Однако стопорящее движение, выполненное зубцом конька, короче по времени и для создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество начального вращения, приобретаемого фигуристом при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

Комбинированный стопор позволяет соединить достоинства обоих способов и создать у спортсмена очень важное ощущение уверенности, удобства отталкивания. Этот способ обеспечивает наиболее правильное, устойчивое движение продольной оси тела в полете. Фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно.

Положение тела во время толчка в прыжке аксель позволяет выполнить мощное маховое движение руками и свободной ногой в направлении вперед-вверх. Благодаря ярко выраженным маховым движениям большой амплитуды, с помощью которых можно достичь максимальной высоты и длины полета, прыжок аксель относится к наиболее эффектным прыжкам.

Сальхов *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 64). Наиболее распространенным вариантом подхода к прыжку является тройка вперед-наружу - назад-внутрь. Другой вариант выполняется переступанием, например правая вперед-внутрь, левая назад-внутрь. Встречается вариант подхода, начинающийся тройкой назад-наружу - вперед-внутрь с последующим переходом к толчковой дуге назад-внутрь. Этот вариант отличается динамичностью, эффектом неожиданности.

В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что начальное вращение создается двумя наиболее эффективными способами - скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, который завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу - назад-внутрь. Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.

Отрыв от льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается активным маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Уверенное скольжение по толчковой дуге - одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки назад-наружу - назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь. Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие.

В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот.

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу - назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко разгибая толчковую ногу и акцентируя маховые движения в конечный момент толчка.

Петля *. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 65). Выполняется аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит его название. Этот прыжок относится к сложным реберным прыжкам, так как приходится предотвращать преждевременный поворот тела в направлении вращения, а также выполнять маховые движения ограниченной амплитуды. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу- вперед-внутрь с последующим переходом на ход назад-внутрь на другой ноге. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить, чтобы свободная нога находилась перед толчковой в скрещенном положении, и не допускать преждевременного поворота верхней части тела в направлении вращения.

Овладев этим шагом, можно приступать к разучиванию наиболее распространенного варианта подхода, выполняемого тройкой вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на ход назад-наружу. Здесь, как и в других прыжках, исключительно важна устойчивость скольжения при подготовке к толчку и непосредственно в толчке. Исходное для толчка положение отрабатывают, выполняя тройки вперед-науружу с длительным скольжением назад-внутрь. При этом рука, одноименная толчковой ноге, отведена назад, а голова обращена внутрь дуги скольжения. Начальное вращение в прыжке петлей достигается вращением верхней части тела, поэтому описанное исходное положение позволяет выполнить необходимый замах и увеличивает амплитуду вращательного движения.

При разучивании прыжка петлей полезно выполнять пируэт назад, подход и въезд в который аналогичны прыжку петлей.

Оллер *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 66). По способу отталкивания аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и, одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Валлей. Прыжок без перемены ног с отрицательным направлением вращения (рис. 67). Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу - назад-внутрь, во время которой голову и. руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляют внутренним ребром конька и сопровождают энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.

Внутренний аксель. Прыжок выполняется толчком внутреннего ребра опорной ноги (рис. 67). ,В исходном перед толчком положении свободная нога сзади, противоположная рука впереди. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу. При разучивании важно-контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует слегка наклонить тело внутрь дуги, поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия во внешнюю сторону толчковой дуги.

Кораблик. Это название объединяет группу реберных прыжков, исполняемых с положительным и отрицательным направлением из положения «кораблик» (рис. 67). Приземление может быть также в положение «кораблик», т. е. на две ноги или на одну - в обычное положение. Толчок и приземление выполняют как на наружных, так и на внутренних ребрах. В любом варианте прыжка главное - четкость сохранения положения в толчке и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик». Выполняется в 1, 2 и 3 оборота. В программах эффектен, оригинален, делает прыжковый арсенал фигуриста более разнообразным.

Подводя итог описанию основных положений техники исполнения реберных прыжков, следует еще раз подчеркнуть, что главным условием успешного выполнения этой группы прыжков является уверенное, устойчивое скольжение на ребре конька. Именно скольжение по инерции по закрывающейся кривой создает предпосылки для создания в финальной части толчка начального вращения, необходимого для выполнения в воздухе значительного числа оборотов, достигающего в настоящее время 3 и 4.

Уверенность и динамическая устойчивость тела фигуриста на толчковой дуге в большой степени определяются исполнением предыдущих дуг - последней дуги разбега и дуг подхода. Эти дуги должны выполняться естественно, логично, так, чтобы при выполнении троек и переступаний тело не изменяло общего, генерального направления движения. В противном случае возникает потеря равновесия, сопровождающаяся, как правило, искажением естественного прямого положения тела, скоблением льда зубцами конька и другими ошибками. Важно, чтобы составляющие подход дуги были уравновешены и по длине. Например, в лрыжке сальхов не следует излишне удлинять одну и укорачивать вторую дугу подхода. Это же соображение справедливо и при подходе с переступанием в прыжках петлей, оллер и внутренний аксель.

Носковые прыжки

Лутц. Прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения (рис. 68). Один из наиболее сложных и в то же время эффектных прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, одноименная рука несколько отведена назад, взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу отводят рядом с опорной назад, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается от льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.

Вращательное движение создается двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги. Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. Только после этого можно начинать стопорящее движение. При обратном порядке или одноименном выполнении обоих способов эффективность поворота значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать необходимую угловую скорость верхней части тела.

Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и уменьшает высоту прыжка.

Попытки создать начальное вращение искривлением, толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой ноги.

При освоении прыжка важную роль играет амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической палкой или штангой на плечах., В качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного движения, рекомендуется использовать каскадное выполнение прыжка валлей, сопровождая его-энергичным вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения прыжком лутц.

Для согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед толчком фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот верхней части тела. Такое исходное положение обеспечивает необходимую амплитуду вращательного движения, создает предпосылки для повышения его эффективности.

Флип. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 69). Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней части тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной, иначе при приземлении тело наклонится вперед. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.

Прыжок флип может также начинаться переступанием с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. Этот вариант аналогичен подходу в прыжке сальхов, но отличается более плоскими дугами подхода, которые исполняются таким образом, чтобы подход воспринимался выполненным при скольжении по прямой.

Тулуп *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением движения (рис. 70). Толчок выполняется после поворота тройкой вперед-внутрь - назад-наружу, затем следует постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения. Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу. Первый способ предпочтительней при выполнении максимального числа оборотов; второй способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. По механике прыжок близок к прыжку сальхов.

Прыжок тулуп отличается быстрым нарастанием угловой скорости вращения тела в толчке. Это объясняется высокой эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех и более оборотов.

При открытом или затяжном варианте выполнения прыжка маховые движения в нем заканчиваются как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему варианту толчка в прыжке сальхов.

Распространенной ошибкой является чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки последовательное выполнение троек вперед-внутрь - назад-наружу.

Шпагат. Этот прыжок выполняют в 0,5 оборота. Главное здесь - высокий взлет и фиксация положения полного шпагата в верхней точке полета. Для овладения прыжком наиболее целесообразно использовать толчок после переступания с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены русский и классический варианты шпагата (рис. 71). Первый чаще выполняют мужчины, второй - женщины.

Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок конька, а затем фигурист возможно быстрее и энергичнее выполняет переход к тройке вперед-внутрь - назад-наружу.

Каскады прыжков. Каскады прыжков стали неотъемлемой частью не только произвольных программ. Они введены в качестве обязательного элемента в короткую программу произвольного катания.

Не следует смешивать каскады прыжков и комбинации прыжков. Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих один за другим и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом. Каскад является частным случаем комбинации прыжков без поворотов и смены ноги между прыжками.

Своеобразие техники каскадов заключается прежде всего в том, что для выполнения последующего прыжка используется скорость движения, оставшаяся от предыдущего.

Для достижения наибольшей скорости первый прыжок каскада целесообразно выполнять с пологой траекторией полета. Это позволяет облегчить амортизацию при приземлении. Глубокая амортизация после приземления из предыдущего прыжка часто усложняет выполнение последующего.

Различают два варианта соединения прыжков в каскады. В первом для вращения в последующем прыжке преимущественно используют остаточное вращение от предыдущего прыжка. Здесь особенно важна слитность выполнения, а глубокая амортизация между прыжками нежелательна. Примером такого варианта каскада является комбинация аксель - прыжок петлей (рис. 72, а), лутц - прыжок петлей, два прыжка петлей и т. п.

Во втором варианте начальное вращение создается так же, как при выполнении одиночного прыжка, например в каскаде лутц - тулуп (рис. 72, б), сальхов - тулуп. При таком способе соединения приземление из предыдущего прыжка должно выполняться в положение исходное для толчка, что позволяет создать добавочное начальное вращение. Необходимо добиваться положения замаха, чтобы качественно выполнять второй прыжок.

В каскадах; как в любых прыжках, особенно важно сохранять жесткость взаимного положения звеньев тела в полете. Выполнение этих прыжков предъявляет высокие требования к уровню развития специфических физических качеств фигуриста, и в первую очередь к быстроте толчка, скорости и плотности группировки.

Специальные упражнения в тренировке прыжков

Эффективность обучения прыжкам на всех этапах в значительной степени определяется применением специальных подводящих и имитационных упражнений, а также специальных устройств.

При разучивании подготовки к толчку в первую очередь овладевают устойчивым, уверенным скольжением перед толчком. Для этого можно сочетать разбег с длительным скольжением в позе, соответствующей положению тела непосредственно перед началом толчка. Следует обращать особое внимание на то, чтобы переход к толчку возникал произвольно и уверенно контролировался. Весьма эффективен следующий методический прием. Фигурист разбегается, принимает фиксированную позу, а переход к толчку выполняет только по сигналу тренера. Таким образом вырабатывается навык выполнять толчок из устойчивого исходного положения в намеченном месте площадки. Фиксация позы перед толчком преследует цель добиться устойчивого скольжения. После овладения этой деталью разбега переходят к такому выполнению прыжка, при котором между разбегом и толчком нет длительной паузы.

Особенно важен последний шаг разбега. Он непременно должен быть мощным, энергичным, чтобы еще больше увеличить скорость движения тела в направлении прыжка. Важным условием, определяющим качество толчка и прыжка, является правильное сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой {рис. 73).

Чтобы избежать резких изменений направления при переходе к толчковой дуге, можно использовать контрольное упражнение. Фигурист разбегается, переходит на толчковую дугу, но не отталкивается, а скользит в фиксированной позе. Если он способен достаточно долго (4-5 с) сохранять устойчивое положение, значит, сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой хорошее; потеря равновесия, нарушение позы свидетельствуют о неправильном выборе направления толчка. Чтобы исправить ошибку, например, в прыжке аксель, рекомендуется такой прием: если равновесие нарушено во внешнюю сторону толчковой дуги, то угол постановки толчковой ноги следует уменьшить; если же внутрь толчковой дуги, то угол следует увеличить. Этот прием полезен и при отработке таких прыжков, как сальхов, тулуп, флип.

Для уверенного создания начального вращения целесообразно использовать специальные упражнения. В их числе последовательное исполнение троек (рис. 74, вверху), серии прыжков на двух ногах из положения назад в 1 оборот с приземлением на две ноги (рис. 74, в середине), последовательное выполнение прыжка вал-лей, а также прыжка лутц в 1 оборот без толчка.

Стопорящее движение зубцами конька разучивают прыжком лутц, флип и тулуп без поворота в воздухе, а также путем имитации этих прыжков, заменяя вращение в полете вращением на льду, как показано на рис. 74 (внизу).

Перечисленные упражнения полезно включать в разминку перед выполнением прыжков. Они помогают лучше овладеть техникой вращательных движений и подготавливают афферентные системы организма фигуриста к безопорным вращениям.

При обучении многооборотным прыжкам следует обращать внимание на скорость выполнения группировки. Чем быстрее фигурист группируется, тем больше оборотов он может совершить. Для овладения высокой скоростью группировки имитационные упражнения рекомендуется выполнять с резиновыми амортизаторами (рис. 77).

Для совершенствования группировки используют и отягощения, прикрепляемые к кистям рук и ног, как браслеты.

Эффективным упражнением для совершенствования приземления на льду являются прыжки в глубину с предложенной автором подставки, имеющей форму стула (рис. 75). Фигурист становится на сиденье, держась за спинку. Преподаватель приводит в движение подставку, а спортсмен спрыгивает с нее и выполняет приземление на ход назад-наружу.

Для совершенствования позы при приземлении описанные упражнения целесообразно выполнять с отягощениями, прикрепленными к кистям рук и к стопе свободной ноги.

Специальным устройством, которое может быть использовано для совершенствования техники и повышения уровня физических качеств, необходимых для выполнения прыжков, является лонжа, как стационарная, так и переносная (рис. 76). Стационарную лонжу можно укрепить и на катке и на открытом воздухе - на спортплощадке. С помощью лонжи и отрабатывают правильное положение рук и ног при группировке, совершенствуют разгруппировку и положение тела в приземлении.

Применение лонжи в зале и на льду может быть весьма эффективным для разучивания и совершенствования элементов, не связанных с вращением вокруг вертикальной оси. К ним относятся прыжки шпагат и бабочкой. При совершенствовании многооборотных прыжков с помощью лонжи упражнения можно выполнять с частичным и полным выключением зрения.

Сегодня спортсменами-профессионалами применяется целый арсенал прыжковых трюков, разделенных на две отдельные группы. Реберный получил свое название благодаря технике отталкивания ребром конька. К реберным прыжкам относится аксель, петля и сальхов.

Следующая группа - носковый прыжок в фигурном катании - требует отталкивания носком конька, на котором располагается ряд специальных зубцов. В данной группе прыжков спортсменами наиболее часто выполняются полюбившийся всем тулуп, лутц и флип.

Аксель

Аксель - прыжок в фигурном катании, который рассматривается фигуристами как наиболее сложный элемент в исполнения. Прыжок является единственным, выход на который осуществляется при движении вперед. Правильное выполнение акселя требует от фигуриста скольжения наружу и совершения выпада на правой ноге с разворотом вперед. Во время прыжка фигурист одновременно выбрасывает одну свободную ногу и слегка притормаживает другой.

Вращение в воздухе при выполнении акселя нуждается в быстрой перегруппировке, что обеспечивает гладкий упор на маховую ногу. Несмотря на отталкивание при разгоне вперед, спортсмен приземляется спиной к направлению движения. Поэтому данный прыжок в фигурном катании является уникальным элементом, где количество вращений вычисляется исключительно с половинами.

На протяжении длительного времени аксель считался мужским Лишь в середине прошлого века американка Кэрол Хейсс закрепила за собой титул первой женщины, которой покорился двойной аксель. Позже, в 1988 году, тройное вращение при выполнении элемента удалось японке Мидори Ито. С того времени достижение спортсменки на официальных соревнованиях удалось повторить лишь пяти девушкам. Впрочем, аксель для женщин не считается абсолютно обязательным элементом программы.

Сальхов

Наверное, для фигуриста-профессионала не существует более легкого прыжка по сравнению с сальховом. Этот одинарный реберный прыжок впервые исполнил Ульрих Сальхов в 1909 году. Через какое-то десятилетие спортсмены принялись демонстрировать двойные и тройные сальховы. Ну а четверной прыжок покорился юному фигуристу Тимоти Гейблу в 1998 году.

Если говорить о технике выполнения прыжка, то заключается она в следующем. Заход на вращение осуществляется дугой по направлению назад-внутрь. Параллельно с этим выполняется мах свободной ногой вокруг корпуса. Приземляется спортсмен на наружное ребро, после чего маховая нога опускается на площадку и продолжает движение.

Петля

Петля - реберный прыжок в фигурном катании, широко известный также как «луп». Впервые на международных соревнованиях элемент выполнен немецким фигуристом Вернером Риттербергером в далеком 1910 году.

Техника исполнения петли требует скольжения в направлении назад-наружу с опорой на правую ногу. При этом свободная нога заходит накрест по отношению к опорной, разворачивая корпус против часовой стрелки. Одновременно выполняется отталкивание с правой ноги.

Тулуп

Наиболее распространенный прыжок в фигурном катании называется тулуп. Именно с него многие спортсмены начинают знакомство с техническими элементами спортивной дисциплины. Впервые с единственным оборотом прыжок был выполнен в 1920 году американским спортсменом Брюсом Мейпом. Позже к сложности элемента были добавлены еще три вращения.

Сегодня фигуристы рассматривают тулуп как достаточно легкий прыжок в фигурном катании. Для технически верного выполнения элемента требуется отталкивание с носка левого конька, вращение назад и приземление на наружное ребро опорной ноги. Фигуристы, выполняющие прыжок в движении за часовой стрелкой, соответственно, меняют ногу для отталкивания и приземления.

Перекидной прыжок вполоборота

По сравнению с тулупом в три или четыре вращения перекидной прыжок в фигурном катании считается относительно несложным элементом. Выполняется он с подсечки по направлению против часовой стрелки. Далее осуществляется прокат на чуть согнутой в колене правой ноге. При движении на внешней поверхности лезвия конька с руками, разведенными во фронтальном направлении, происходит заход на прыжок.

Резко перемещая правую ногу впереди левой и распрямляя согнутое колено, можно выполнить довольно простое вращение вполоборота. При этом руки выступают в качестве выталкивающей силы.

Чтобы перекидной прыжок не сорвался, начиная с момента смены ног при отталкивании, нужно постараться зависнуть на мгновение в подвешенном состоянии. Полностью левая нога распрямляется лишь в прыжке.

Флип

Вторым по сложности элементом среди группы носковых прыжков в фигурном катании является флип. Свое название элемент получил благодаря характерному щелчку, который слышат спортсмены во время его исполнения. Тройной флип впервые выполнен в середине 70-х. К сожалению, четверной прыжок в фигурном катании пока так никому и не покорился.

Выполнение флипа требует захода по направлению назад, с упором на внутреннее ребро опорной ноги. Далее носок свободной ноги ударяется о площадку, после чего происходит отталкивание с вращением и выкат назад-наружу.

Лутц

Профессиональные фигуристы рассматривают лутц как самый сложный в техническом плане носковый прыжок. Впервые элемент был продемонстрирован австрийским спортсменом Алоизом Лутцом на международных соревнованиях в 1913 году. Потребовался какой-то десяток лет, чтобы фигуристы научились исполнять двойные и тройные лутцы. Примечательно, но четверной прыжок покорился американцу Брэндону Мрозу лишь век спустя после появления элемента в соревновательной практике.

Техника исполнения элемента заключается в прокате на левой ноге с упором носка свободной ноги в лед. Оборот происходит одновременно с касанием передней части конька площадки за счет резкого движения рук и туловища. Осуществляя несколько вращений по направлению против часовой стрелки, спортсмен опирается на правую ногу с выходом назад-наружу.

В итоге

Прыжки - наиболее захватывающий элемент фигурного катания. Именно вращение в полете составляет основную часть современной программы соревнований. Головокружительные прыжковые трюки не только заставляют аудиторию вскрикивать от страха, но и ощущать радость от всплеска адреналина.

Разобравшись в технике выполнения основных прыжковых элементов, спортсмен открывает для себя совершенно иную грань спортивной дисциплины, изменяет свое видение существующих программ и собственный взгляд на систему судейской оценки.

Как различать прыжки в фигурном катании

Видов прыжков в фигурном катании всего шесть:
1) аксель;
2) ритбергер;
3) сальхов;
4) тулуп;
5) флип;
6) лутц.

Как можно различить каждый из прыжков:
1. Аксель. Тут всё вообще просто. В момент отрыва от земли фигурист расположен лицом в сторону прыжка. Т.е. когда он совершает толчковое движение ногой, он в этот момент едет лицом вперёд. Как правило, готовясь, едет на одной (правой) ноге спиной вперёд, потом поворачивается лицом вперёд, в момент поворота меняет опорную ногу на левую, чуть приседает на ней и отталкивается. Толчковая нога - левая.
Аксель - самый сложный из прыжков с одинаковым числом оборотов. Почему? Потому что оборотов, по факту, на половину больше. Т.к. выезд с прыжка всегда спиной вперёд. А с учётом того, что прыгать приходится лицом вперёд, добавляется эта самая половина.

Хочу отметить, что прыжки я в таком порядке расположила целенаправленно, т.к. первые три - это отталкивание той самой ногой, на которой в момент прыжка едет спорсмен. В аксель он отталкивается левой ногой с небольшого приседания.

2. Риттбергер. Англоязычные товарищи называют его loop. Прыгается он, как и все остальные, кроме акселя, спиной вперёд. С акселем его роднит то, что прыгается с помощью толчка той же ногой, на которой спортсмен едет. Едет он спиной вперёд на правой ноге. Очень часто перед прыжком делают "тройки" - это такие повороты против часовой стрелки вокруг своей оси (кто знает, как выглядят твиззлы - похоже, только вторую ногу за колено не убирают, она чуть впереди правой ноги, на которой спортсмен вращается). В момент отталкивания левая нога находится чуть впереди правой внахлёст (или накрест) - как будто спортсмен сейчас усядется "нога на ногу". Короче, если прыжок с правой ноги и перед ним спортсмен покрутился в таком положении - это точно риттбергер, не ошибётесь)))

3. Сальхов. Прыгается так же спиной вперёд, но уже с левой ноги. И также отталкивание происходит ногой, на которой спортсмен в этот момент едет. Как правило, спортсмен едет немного на этой левой ноге вперёд, потом резко разворачивается спиной, машет вокруг тела свободной правой ногой и отталкивается. Иначе говоря, если в момент прыжка ноги особым образом не сложены (как у риттебергера), он не едет лицом вперёд и не толкается зубцом (о чём будет позже) - это точно сальхов. В помощь нам: отсутствие признаков других прыжков и мах правой ногой вокруг тела.

Дальше пойдут зубцовые прыжки. Что это вообще такое? Выше я описала варианты отталкивания вверх той самой ногой, на которой спортсмен едет. При зубцовых прыжках отталкивание происходит зубцом другой ноги - не той, на которой едет спортсмен.

4. Тулуп. Теоретически самый простой прыжок. Фигурист едет спиной вперёд на правой ноге, свободную левую отводит назад и толкается её зубцом. Таким образом он отрывается от льда. Вообще, когда свободная нога отводится назад - велик шанс, что это будет зубцовый прыжок))) главное, разглядеть, какая именно нога отведена назад. Если левая - тулуп гарантирован.

5. Флип. Он тоже зубцовый. И тоже с хода назад. Спортсмен едет спиной вперёд на левой ноге, отводит правую ногу назад и толкается вверх её зубцом. Как его отличить? Спортсмен едет лицом вперёд, потом резко разворачивается на левой ноге, отводит правую назад и толкается вверх. Т.е. если фигурист ехал лицом вперёд, а потом вдруг повернулся и толкнулся зубцом - неважно, какой ноги (хотя правой, конечно же))))) - это, с высокой вероятностью, будет флип.

6. Лутц. Самый сложный из не-полутора-оборотных прыжков. Тоже прыгается с левой ноги с отталкиванием правым зубцом. Главное - отличить его от флипа. Это тоже возможно. Обычно спортсмен заходит на него длинной дугой на левой ноге спиной вперёд, а уже потом заводит правую ногу назад и толкается её зубцом. Т.е. перед флипом разворот, а перед лутцем нет его)))

А теперь - задачки со звёздочкой!

Какой прыжок может быть в каскаде первым, а какой вторым? - Первым может быть абсолютно любой. А вот вторым - только риттбергер или тулуп. Почему? - Всё просто. ВСЕ прыжки приземляются на правую ногу. И прыгать в каскаде нужно с неё же, переступать нельзя, это уже не будет засчитано каскадом. Поэтому второй прыжок всегда тулуп или риттбергер (этот очень редко, т.к. сам по себе прыжок сложный)
- Что вообще такое - каскад прыжков? - Это два или более прыжков подряд без переступания и шагов между ними. Т.е. произошло приземление с первого прыжка, очень короткий выезд и следующий прыжок. Соответственно, если мы поменяем ногу с правой, например, на левую, и попытаемся прыгнуть другой прыжок - это уже будет не каскад, а, страшно сказать, комбинация прыжков, она стоит существенно дешевле каскада
- За что понижают оценки при исполнении прыжков? - Почти за всё. Неуверенный выезд. Шаг на другую ногу при выезде (степаут). Падение, само собой. Две ноги на приземлении (а должна быть строго одна - правая!) И - самое страшное - недокруты. Это означает, что, например, при исполнении тройного тулупа спортсмен развернулся не строго на 360-умножить-на-три-градусов, а поменьше.

Ну и напоследок.
Повторы по окончании выступления смотреть достаточно интересно, т.к. именно там видно, докручены ли прыжки, со всей очевидностью. Например, прыгнуть четверной, докрутить его и упасть гораздо выгоднее, чем недокрутить сильно и устоять - штраф всё равно будет, а за недокрут более половины оборота прыжок превращается в "менее оборотный". Т.е. хотелось прыгнуть 4 оборота, прыгнулось 3 с половиной, тут тебе минусовая оценка прыжка, а тут уже и прыжок дешёвый вышел. Ужас, одним словом.

В помощь к этому множеству букв:
1) Вики - описание прыжков http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0...%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8
2) видео Ирины Слуцкой - как они выглядят http://www.youtube.com/watch?v=zkdk5wJN7C8

Постскриптум. Вообще-то прыжки ещё отличаются рёбрами, с которых они прыгаются - но оно вам надо?)))

Постпостскриптум.
Краткое содержание предыдущих серий.
1. Аксель - лицом вперёд
2. Риттбергер - покрутился на одной ноге перед прыжком
3. Сальхов - Ехал лицом вперёд, резко развернулся и махнул свободной ногой.
4. Тулуп - ехал спиной вперёд, перед самым прыжком отвёл свободную ногу назад и стукнул))) ей об лёд
5. Флип - ехал лицом вперёд, резко развернулся, отвёл свободную ногу назад и стукнул об лёд
6. Лутц - ехал спиной назад по большой дуге, отвёл свободную ногу назад и стукнул об лёд



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!