Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Игра чижик правила игры. Старые русские игры

Лето, может пригодиться тем, чьи дети переросли подгузники и коляски, но еще не доросли до ЕГЭ.

Чиж
Для игры нужно прямоугольное поле (желательно грунтовое), размер выбирается игроками. Также нужна бита и "чиж". Бита – палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" - маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.
С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Лунка находится в центре "базы". База - начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.
Игроки делятся на две команды по 3-4 человека в каждой. Цель игры - набрать 1000 очков.
Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игрок на базе берет биту и "чижа". Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.
Один розыгрыш проходит в 3 этапа.
1-й этап – «чиж». Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой подцепить чиж из лунки и отправить его в любое место игрового поля. Нельзя выкидывать чижа за пределы поля - это ошибка. 3 ошибки у одного игрока - команды меняются местами. Ошибки считаются суммарно за все этапы одного розыгрыша. Если чиж после удара не вылетел за пределы базы - розыгрыш заканчивается и команды меняются местами. Это справедливо для всех трёх этапов.
Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят с лету - то команды меняются местами и поймавшая команда получает 50 очков. Если игрок в поле ловит чижа не руками, а локтем, ногами, зубами - за это даются дополнительные очки (сколько - можно придумать) в зависимости от степени сложности.
Если чиж упал на землю, команда в поле получает право выбить игрока из дальнейших этапов. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Игрок на "базе" с битой имеет право попытаться выбить "чижа". При этом он должен стоять в пределах "базы". Если не получилось отбить и чиж оказался в базе (включая пересечение с границей базы) – игрок нападающей команды выбывает до конца розыгрыша и игру начинает следующий игрок команды нападения. Если чиж при этом оказался в лунке - команда в поле дополнительно получает 50 очков.
Если чиж не оказался в базе (не попали или отбил), нападающий считает количество набранных очков. Для этого он битой отмеривает расстояние до чижа от границы базы. За одну длину биты - получает 10 очков. Неполное расстояние биты не учитывается. После этого игрок переходит ко второму этапу.
2-й этап – «бочка». Игрок с битой должен взять чижа в одну руку, подкинуть вверх и ударом биты отправить в поле. Удар должен быть сделан в воздухе, чиж не должен упасть на землю до удара битой. Могут быть такие ситуации: игрок не попал по чижу и он упал в базе, то игрок выбывает до конца розыгрыша. Если не попал по чижу и он упал за пределами базы - это ошибка. Если после удара упал в базу - конец розыгрыша.
Игроки в поле пытаются поймать «чиж», если поймают с лету – получают 100 очков. Все остальное – аналогично первому этапу.
3-й этап ¬– «немец». Игрок должен взять чижа в руку и сделать два удара: первым ударом биты подбить его вверх из руки, а вторым отправить в поле. Второй удар производится по чижу в полете.
Так как этот удар самый сложный - то от него зависит количество очков, которое получает команда за розыгрыш. После удачного удара, когда чиж оказался на земле в пределах игрового поля, игрок с битой сразу подсчитывает, сколько очков он принес команде. Такой чиж противоположная команда может только поймать с лету (это будет стоить 150 очков), выбивать игрока после такого удара нельзя.
При удачном завершении игроком всех трех этапов, он имеет право сразу же начать новый розыгрыш заново.
Команды меняются местами, когда выбиты все игроки нападающей команды.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

И чего в нём такого увлекательного? Ну да, Интернет, компьютерные игры… Но ведь и игры на открытом воздухе, в которые когда-то играли и мы, ничуть не хуже. А уж какими они могли быть азартными! Иногда игра затягивалась до самого позднего вечера и заканчивалась с темнотой. Просто потому, что с её наступлением мало что удавалось разглядеть.

Вот взять хотя бы тот же чижик. Игра до безобразия простая. Для неё только и нужно, чтобы под рукой, в пределах детской досягаемости, была открытая площадка. Типа деревенского выгона или городского пустыря. Можно в чижика играть и на коробке любого из открытых стадионов, что сейчас активно размещают практически в каждом микрорайоне.

Инвентарь для игры тоже незамысловатый и изготовить его можно своими руками. Это собственно «чижик» (или в южно-русском варианте — цурка, а сама игра там, соответственно, называется «цурки») — четырехгранная палочка (длиной 10−15 см и шириной грани 3−4 см), оба конца которой заострены. На каждой грани (которые, кстати, зачастую изготавливались самими играющими на обычном, подходящем по размеру, куске более-менее ровной ветки или палки) чижика вырезаны цифры (легче, а потому и чаще, вырезались римские): 1, 2, 3, 4. Помимо чижика для игры нужна бита — относительно длинная (от полуметра до метра), прямая тяжёлая палка. Всё. Инвентарь весь. Можно играть. Фото:

Играть в чижика может сколько угодно народа. Но обычно это 3−5 человек. Пацаны примерно одного возраста (с разбегом в год-другой), живущие в одном дворе или на одном конце сельской (поселковой) улицы.

Первым делом нужно определиться, кто из играющих будет бьющим. Обычно это делалось так. Кто-то берёт биту и в вертикальном положении бросает её другому участнику игры. Тот её должен перехватить где-то по центру биты, чуть выше или ниже. Последнее — не столь важно. Штангенциркуля обычно на улице ни у кого нет. Главное, чтобы перехвативший крепко удерживал биту в вертикальном положении. Остальные участники игры по очереди перехватывают биту вплотную к ладони предыдущего участника и выше. Тот, кто сделает последний перехват, схватится за самый верх биты и удержит её (хотя бы и двумя пальцами), становится бьющим. Остальные — уходят «в поле». Они — ловчие чижика. Каждый под своим номером. Первый — тот, кто был предпоследним на перехвате. Второй — тот, чья ладонь на перехвате была под ладонью первого, третий… Ну, надеюсь, понятно?

В самом начале игры бьющий играет с первым ловчим. Ставит чижика на кон (очерченный на земле квадрат, сторона которого раза в два больше длины чижика) и первым ударом биты должен попасть точно по заостренному кончику чижика, чтобы он взлетел. Как и нынче в большом теннисе, разрешалось сделать два удара, чтобы поднять чижика. Если за эти два удара бьющий не попадал по краю чижика и не поднимал его, всё — бросай биту и иди в поле. Ты уже ловчий. Самый-самый последний. А к кону с чижиком подходит первый ловчий, который становится бьющим.
Фото:

Если чижика удалось поднять первым ударом, то тут же, вторым ударом, надо было попасть по нему, чтобы он улетел как можно дальше. Когда после такого удара чижик падал в поле, к нему подбегали все и смотрели, какой гранью он лежит вверх. Если гранью с вырезанной цифрой 1, то бьющему начислялось одно очко, а ловчему в поле разрешалось сделать один шаг по направлению к кону (можно такой шаг с разбега, но разбег — только один, а не на каждый шаг, т. к. если на грани 4, то по направлению к кону можно было сделать 4 шага, а бьющий, соответственно, получал 4 очка).

Сделав положенное (разрешенное чижиком) число шагов, играющий в поле останавливался и бросал чижика. Им нужно было попасть в кон. Это — с учетом того, что кон небольшой и у чижика есть инерция, — сделать тяжело. Кроме того, бьющий имел право на подлете чижика к кону отбить его. За это ему начислялось очко. Но если он в азарте отбивал чижик с земли, когда тот уже упал, ему приходилось уходить в поле, а ловчий становился бьющим.

Если ловчий попадал чижиком в кон (даже хотя бы его частью), игроки менялись местами. Ловчий, которому за попадание в кон начислялось очко, ставит чижика на кон и бьет по нему, а тот, кто бил до этого, уходит в поле ловчим последнего номера.

Если тот, кто в поле, сделав свои шаги не попадает в кон, то бьющий снова ударом поднимает цурку и отправляет её в поле. При этом по чижику он может ударить столько раз, сколько показала его верхняя грань после падения мимо кона. Т. е. если на грани 4, он теоретически 4 раза может поднять чижика и за 4 раза отправить его очень далеко от кона. При этом с ним уже играет ловчий под следующим номером. Соответственно, ему за 4 шага (даже с разбега) к кону добраться становится тяжело. Поэтому надежда только на дальний и точный бросок.

Но для любых бьющих, в т. ч. и хороших «поднимальщиков» чижика, есть противоядие. Тот, кто в поле, может… Поймать чижика! Поэтому он и ловчий!

При таком раскладе ловчий, поймавший чижика, получает 5 баллов и игроки автоматом меняются местами: ранее бивший уходит в поле ловчим последнего номера, а игрок из полей берёт чижика и биту. Пять баллов, конечно, много, но и поймать чижика очень тяжело. Он небольшой, но летит быстро (поэтому ловчему нужна очень хорошая реакция). К тому же пусть масса и незначительная, но помноженная на скорость дает очень приличной силы удар. Не каждый решится принять его на себя, чтобы поймать чижика.
Фото:

Чтобы ловчие последних номеров не скучали в поле и у них тоже был шанс стать бьющим через головы тех, кто впереди, в правилах этой игры есть очень интересный момент. Через определённое число ударов, которыми чижика «поднимали» и о числе которых договариваются в начале игры (например, через пять ударов) бьющий кричит: «Кутерьма!» Соответственно, после того удара, что следует за этим криком, чижика в полёте имеет право ловить любой ловчий, а не только тот, с которым бьющий играет в данный момент. Поймал — тебе 5 очков и перемещение с битой и чижиком к кону. Даже если до этого ты был ловчим последнего номера.

Игра… или скажем так — первая часть игры, идет до того момента, пока кто-то из играющих не наберёт оговорённое число баллов (например, 20, 40, 60). Как только первый человек их набирает, эта часть игры заканчивается. Начинается следующая, в которой бьющим становится победитель предыдущий, а номера ловчих распределяются в обратной пропорции согласно набранных баллов. Чем их больше, тем меньше номер ловчего.

И всё начинается по новой. А как заканчивается и эта часть игры, начинается следующая за ней. А за той — ещё одна. И так… Ну, я же говорил: играли до темна!

8-12 сантиметров, диаметром в два-три сантиметра, оба конца которой срезаются на конус. Битка - палка с плоским концом в виде лопатки. Ее длина 60-80 сантиметров.
Место для игры готовят так. На поляне или площадке вычерчивают квадрат - это "дом". В центре "дома " на кону сидит "чижик ". "Дом " чертят ближе к краю площадки, чтобы перед "домом " было больше простора для игры. Размер "дома " на просторной площадке - один квадратный метр, если площадка небольшая - 50x50 сантиметров.
В центре "дома" небольшая черта - это и есть кон.
По договоренности, "чижик " в кон можно посадить так, чтобы "хвост " - один заостренный край - был приподнят несколько над землей. Для этого на кон можно положить камешек.
Играют в "Чижик " обычно группой в 8-10 человек. Из числа играющих выбирают судью. Это должен быть наиболее опытный и справедливый игрок . Он следит за выполнением правил, ведет подсчет очков.
По жребию один из играющих становится бьющим , он начинает игру . Остальные - ловчие, полевые игроки. Бьющий занимает место в "доме ". Ловчие отходят к противоположному краю поля и здесь становятся в цепочку, один за другим, заранее договорившись об очередности, кто за кем будет ловить "чижика ". Сигнал - игра началась. Бьющий ударяет по заостренному концу "чижика ". "Чижик " взлетает в воздух, и тут бьющий должен суметь вторым ударом по взлетевшему "чижику " послать его далеко в поле (за такой двойной удар он получает два очка!). Задача ловчего - поймать "чижика " на лету. При удаче он выигрывает одно очко и право занять в "доме" место бьющего. А бьющий в этом случае становится полевым игроком - ловчим , он переходит в цепочку игроков и становится позади ждущих своей очереди ловить.
Но это при большой удаче и сноровке ловчего. Если "чижик " не пойман, ловчий поднимает его с земли и с того места, где он упал, должен забросить "чижика " в "дом ". При этом бьющий может на лету отбить биткой "чижика " обратно в поле (и за это получит еще два очка). Если ловчий не поймал "чижика " и не сумел забросить его в "дом", бьющий продолжает игру. Он может поднять "чижика ", посадить его в "дом " на кон, но можно погнать в поле с того места, куда его бросил ловчий.
Состязание между бьющими и ловчими идет до тех пор , пока бьющий, не совершив ошибки, наберет установленное количество очков (об этом договариваются перед игрой, это может быть число 20, 40, 60) или пока ловчий не поймает "чижика " на лету и не займет в "доме " место бьющего. Тогда бьющий становится ловчим, уходит в цепочку полевых игроков и ждет своей очереди играть, чтобы набрать нужное количество очков.
Тот, кто набрал установленное количество очков , заканчивает игру и ждет следующей партии. Партия заканчивается, когда все, кроме последнего, набрали нужное для победы количество очков. Причем первый победитель становится в следующей партии уже без жребия первым бьющим, остальные игроки - ловчие - занимают места в цепочке по порядку очередности завоеванной победы. А тот, кто проиграл, становится в цепочку ловчих последним или выбывает из игры, если уговариваются, что игра идет на выбывание. В этом случае с каждой партией игроков становится все меньше. В последней только два - бьющий и ловчий. Борьба этих двух покажет, кто главный победитель.

Основные правила

  • 1) Больше установленного количества очков бьющий набрать не имеет права. Набрав оговоренное максимальное количество очков, он выходит из игры, предоставляя остальным возможность состязаться дальше; в этом случае место в "доме" и роль бьющего занимает ловчий, который стоит в цепочке на очереди первым.
  • 2) Если бьющий отогнал "чижика " дальше, чем на 10 метров от "дома ", ловчий может сократить это расстояние, сделав три-четыре шага к "дому " от того места, где упал "чижик " (на сколько шагов ловчий может приблизиться к "дому ", игроки договариваются заранее); чтобы не было споров во время игры, лучше сделать в поле 10-метровую отметку.
  • 3) Очки начисляются бьющему за удачный двойной удар (одним ударом подбил с земли "чижик " и вторым - на лету послал в поле) - два очка; отбил на лету "чижик ", брошенный ловчим в "дом ", - два очка.
  • 4) Если бьющий промахнулся, ударил неумело, не смог выбить "чижик " из "дома " или выбил его меньше чем на три метра - штрафное очко. Три штрафных очка подряд - и неудачливый бьющий выходит из игры или становится последним в очередь ловчих.
  • 5) Если ловчий поймал "чижик " на лету - два очка и роль бьющего; ловчий точно забросил "чижик " в "дом " - одно очко; ловчий три раза подряд не смог забросить "чижик " в "дом" - штрафное очко; четвертый раз подряд не забросил "чижик " в "дом " - объявляется штрафным игроком, - он либо выбывает из игры и ждет следующей партии, либо становится последним в цепочке ловчих. Если "чижик ", брошенный ловчим в "дом", отбит на лету, это ошибкой ловчего не считается.
Есть еще одно условие, о котором можно уговориться заранее . Это забавный, веселый вариант - "кутерьма ".
Договариваются : каждый пятый подряд удар бьющего - аврал. Полевые игроки - ловчие - рассыпаются по всему полю, все получают право ловить "чижик ". Кто поймает - тот и бьющий. Остальные - снова все ловчие. Но в этом случае побежденный в "кутерьме " бьющий становится в цепочку полевых игроков не последним, а первым. А тот, кто был ловчим в аврале, остается в поле.

Для игры в “Чижик” требуется бита и сам “чижик”. Бита – дощечка длиной 60-80 см. с ручкой. “Чижик” – заостренная с двух сторон, круглая палочка, длиной 10-15 см. и 3-4 см. толщиной.

2 шаг

Выбирается площадка, на которой рисуется кон (дом), квадрат 0,8-1 метр на 0,8-1 метр. Чем больше площадка для игры, тем больше кон.

3 шаг

Путем жребия выбирают бьющего, остальные игроки – ловчие. Ловчие отходят к краю площадки и договариваются, кто за кем будет ловить “чижик”.
Бьющий, ребром биты, ударяет по острому концу “чижика” стараясь чтобы он взлетел в воздух, а вторым ударом выбивает “чижик” как можно дальше. Ловчий старается поймать “чижик” и если ему это удается, то он становится бьющим и получает очко. Если не поймал, то с места падения “чижика” должен забросить его в дом. Забросив “чижик” в дом ловчий получает одно очко, если не получилось, то бьющий опять бьет по “чижику” и старается отбить его дальше, а ловчий снова ловит.
Игра идет на очки: 20, 40, 60 или больше, по договоренности. Набравший нужное количество очков заканчивает и ждет окончания партии. По завершении партии – первый набравший нужное количество очков становится бьющим, а остальные, согласно набранным очкам, снова встают в очередь, чтобы ловить “чижик”.
1- Бьющий получает очки, если: удачно выбил “чижик” из кона – 2 очка, удачно отбил недоброшенный “чижик” – 2 очка. Если не смог выбить “чижик” из дома – 1 штрафное очко. Три штрафных очка подряд и бьющий становится ловчим, а его место занимает первый из ловчих.
2- Ловчий получает 1 очко за заброшенный в дом “чижик”. Если не смог забросить “чижик” 3 раза подряд, получает штрафное очко и становится последним в цепочку ловчих.

Страница 17 из 23

Начиная с самой весны, как только устанавливалась теплая сухая погода, в нашем дворе начиналась игра в чижика. Да и не только в нашем дворе.
По всем городам и деревням России ребята выходили на улицу, строгали новых чижиков, подбирали биты по руке. А потом собирались кучками и с азартом стучали своими нехитрыми деревяшками. То и дело, оправдывая свое название, в воздух взлетали чижики, а по ним усердно лупили битами. Шум, беготня, веселье!.. Кто-то, бросая чижика в кон, тихонько колдует: «Чур, не отбить, чур, не отбить!» А потом, радуясь, что так и получилось, бежит к кону и кричит сопернику: «Как лежит, так и бить!» Кто-то, поймав чижика на лету, утирает ушибленной рукой слезы и, счастливый от удачи, направляется на кон. Навстречу понуро бредет его соперник — водить. А проигравшие, с чижиком в руке, скачут на одной ножке под смех своих более удачливых соперников. Кому горе, кому радость, но всем интересно!
Игра в чижика очень старинная — мне попалось упоминание, что в XVI веке на Руси уже играли в чижика. А описание я прочитал в книге «Быт русского народа», увидевшей свет еще в 1848 году! Правда, тогда играли попроще, чем в начале нашего века, но суть игры, ее основные правила были те же.
Мы чижика очень любили, думаю, что и вам он тоже понравится.
Помимо своей увлекательности, игра в чижика хороша еще и тем, что в нее могут играть мальчики и девочки любого возраста. К тому же совсем не требуется какого-то опре-деленного числа игроков и можно играть даже вдвоем. Но еще интереснее, когда охотников поиграть наберется побольше, — тогда мы разбивались на две партии.
Часто так и получалось — выйдут во двор двое ребят и начинают играть. Потом, когда подходил еще кто-нибудь, играли втроем, а если собиралось четное число игроков — человек шесть или восемь, — начинали игру партиями.
Все, что нужно для игры в чижика, — это две палки, большая и маленькая. Кстати скажу, что обе их можно выстругать за час.
Сам «чижик» — это небольшая круглая палочка длиной в 13 — 17 см и толщиной около 2,5 см. Тоньше двух сантиметров чижика старайтесь не делать, так как чем толще чижик, тем лучше он прыгает. Эту палочку нужно заострить сантиметра на три с обеих сторон, но самые кончики должны быть тупыми и закругленными, чтобы, во-первых, они не обламывались при ударах, а во-вторых, чтобы не поцарапать руки при ловле летящего чижа.
Чаще всего мы строгали чижика из отколотого куска доски или полена, не обращая особого внимания на породу дерева. И бывало, что через несколько дней игры чижик приходил в негодность — расщеплялся от беспрерывного битья по нему. Но вот однажды в деревне я выстрогал чижика из березовой палки, и этот чижик служил мне очень долго, пока не потерялся. Поэтому и вам я советую при первой возможности сделать березового чижика. Только не забудьте его ошкурить, то есть снять кору. И вообще чижика следует гладко обстругать, а еще лучше — отшлифовать шкуркой. Если вы увидите, что концы чижика после какой-то игры чересчур разлохматились, то не спешите его выбрасывать, а просто заострите его снова. Ничего, что чижик станет немного короче.
Другая палка называется битой. Длина ее — сантиметров 70 или чуть побольше, а толщина — 2,5 — 3 см. Палка для биты должна быть прямой. Дерево — любое. Но удоб-нее всего сделать чижика и биту из одной и той же березовой палки. Ошкурьте ее и от более тонкого конца отрежьте кусок для изготовления чижика.
В нашем дворе у многих ребят были чижик и бита.
Еще для игры нужно обозначить кон. Если играем на земле — очертить концом биты, а если на асфальте — нарисовать мелом. Кон — это квадрат со стороной, примерно равной длине биты. Для начинающих можно сделать кон побольше, до одного метра.

Если площадка, где вы собираетесь играть, не очень большая, то кон надо устраивать поближе к одному ее краю, чтобы перед коном было свободное пространство для полета чижа. Поверхность земли на кону должна быть ровной и плотно утоптанной, так как на мягкой земле трудно хорошо ударить по чижу. А на траве вообще в чижика играть нельзя. Во избежание всяких нехороших слов в ваш адрес, не играйте также там, где ходят прохожие или есть близко окна. И те и другие очень чувствительны при соприкосновении с летящим чижиком.
Перед игрой надо определить, кто идет на кон, а кто водит «в поле». Обычно мы «конались» на палке. Один слегка подбрасывает биту вверх, а другой ловит ее одной рукой и держит вертикально. Тогда первый берется за палку выше его руки, потом второй опять перехватывает палку вплотную над рукой товарища, так они поочередно и перебираются до конца палки. Кому последнему досталось схватить хотя бы кусочек палки, тот считается «на кону». Кстати, от этого и пошло само название «конаться».
Но какую часть палки надо захватить верхнему, чтобы это считалось? Ведь другой раз останется меньше сантиметра, а кто-то обхватит этот огрызок мизинцем и кричит: «Я на кону!» Но стоит другому
отпустить.палку, как она и у верхнего вываливается из руки. Мы это дело решали просто и справедливо: верхний должен повернуть кулак с палкой, чтобы она стала в гори-зонтальном положении, и подержать несколько секунд. Если сумеет удержать, идет на кон, а упадет палка — на кон идет тот, кто держал ее ниже полной рукой. Другой же отправляется в поле водить.
И еще об одном надо договориться перед началом игры: до каких пор играть, то есть сколько очков надо набрать первым, чтобы выиграть игру. Когда играют только двое, то можно назначить очков побольше, можно даже пятьдесят или сто, так как каждому часто придется бить по чижу. Но это зависит еще и от того, насколько ловкие игроки, — чем опытнее, тем больше можно назначать очков. А если у кого-то еще не выучены уроки, а поиграть охота, то назначают поменьше, очков двадцать—тридцать, быстренько поиграют и бегут домой учить уроки. Но обычно все-таки мы договаривались выходить во двор после того, как сделаем уроки, чтобы они не висели над душой. Тогда и настроение лучше бывает, об этом знает каждый.
Ну вот, мы и готовы начать игру в чижика. Теперь, ребята, читайте внимательно, потому что я приступаю к описанию самой игры и ее правил. Предположим, что вы играете вдвоем.
Итак, водящий уходит в поле и становится где хочет. Однако сразу хочу предупредить, что близко к кону становиться не следует. Можете не успеть увернуться от сильно пробитого чижика, вот он нечаянно и треснет вам по макушке, а то и в лицо угодит. Поэтому надо внимательно следить за чижиком, как в момент удара, так и во время его полета.
Бьющий кладет чижика посредине кона, одним из концов направляя его в поле, и не очень сильно ударяет битой по этому концу, чтобы чижик подскочил вверх. В этот момент следует сказать «раз!» — первое очко уже есть! Затем вторым ударом надо постараться отбить чижа как можно дальше в поле (говорим «два!» — это мы считаем свои очки, так как за каждый удар битой по чижу насчитывается одно очко, так вслух каждый и считает свои очки до конца игры). Чижик от удара завертелся, полетел и, если удар был хорош, упал далеко в поле. Водящий поднимает его с земли и с этого места бросает, стараясь попасть в кон. Если кон плохо виден издалека, то бьющий по просьбе водящего обязан обозначить центр кона, держа там конец биты. Если чижик попал в кон, то это значит, что водящему повезло и он идет в кон бить по чижу и зарабатывать себе очки, а бьющий уходит в поле водить.
Но так скучно и однообразно игра никогда не протекает. Чижик настолько увлекателен, неожиданен и разнообразен, что даже вспомнить все случаи, которые могут быть в игре, а тем более описать их здесь — весьма затруднительно. Но я, ребята, постараюсь для вас это сделать. Итак, скажу, что если с близкого расстояния попасть чижиком в кон не так уж и трудно, то издали это удается далеко не всегда. Во-первых, потому, что надо уметь метко бросать, а во-вторых, тот, кто стоит в кону, имеет право отбивать битой летящего чижика. И он отбивает, и порой так, что чижик улетает еще дальше.
А как быть, если видно, что чижик летит мимо кона, — отбивать или не отбивать? Конечно, всегда лучше отбивать и тем самым заработать несколько лишних очков. Почему несколько, я скажу чуть позже. Кроме того, иногда летящий мимо чижик, упав на землю, может случайно отпрыгнуть и закатиться в кон. А еще надо учитывать возможность того, что вам потом вообще не удастся выбить чижика из кона. Так что отшибайте его, да посильнее и подальше! Только имейте в виду, когда чижик коснулся земли, отбивать его уже не разрешается. И нельзя самому стоять перед коном, загораживая его.
Помню, что некоторые ребята (сознаюсь, и я тоже) пытались отбивать чижика (а может, просто брали «на испуг» бросающего?) вот таким любопытным способом: встанут возле кона, опустят конец биты к земле и давай быстро-быстро махать ею перед коном, надеясь, что чижик наскочит на биту и отлетит в сторону. Бывало, что так и получалось, но очень редко. Да и чижик отскакивал совсем недалеко и вбок. А обычно он пролетал это «препятствие», будто и не было его. Так что лучше отбивать чижика обычным способом — размахнуться битой и постараться попасть по нему на лету. Впрочем, попробуйте сами, может, у вас этот хитрый способ и будет иметь успех.
И еще один практический совет. После сильного отбойного удара чижик может улететь очень далеко и вообще потеряться. Хорошенько глядите, куда он упадет, и, не спуская глаз с того места, сразу же бегите искать. Чаще всего чижик теряется, когда залетит в высокую траву или, того хуже, в крапиву. Поэтому, выбирая место для игры, держитесь от нее подальше.
Чтобы не было у вас лишних споров, скажу, что искать чижика и лезть за ним в крапиву должен, как и всегда, тот, кто стоит в поле, а отнюдь не тот, кто бил по чижу. А крапиву можно раздвигать палкой или хотя бы той же битой. Белый чижик в зеленой крапиве хорошо виден. Палкой же и доставайте его оттуда.

А теперь про очки. Если чижик отбит, то удачливый игрок измеряет битой расстояние от края кона до чижика и присчитывает себе еще столько очков, сколько целых бит уложилось в это расстояние. Да еще очко за удар, которым он отбил чижика. Теперь вы сами понимаете, что дальний отбойный удар, особенно в конце игры, может даже решить судьбу этой игры в вашу пользу.

А если очков для победы не хватает, то игрок, измерив битой расстояние, возвращается на кон, оставив на месте чижика, а водящий снова пытается попасть чижиком в кон с того места, где лежит чижик. Попадет — идет на кон, а не попадет или опять чижик будет отбит — продолжает водить.
Но должен вам сказать, что отбить летящего в кон чижика довольно трудно. Да и просто выбить удачно чижика с кона тоже не всегда удается. Бывает, что в спешке и по чижику битой не попадешь. Или попадешь, но, когда он подскочит, не сумеешь вторым ударом отбить его подальше. Вот он, как назло, и шлепнется рядом с коном. Если он упадет на расстоянии меньшем, чем длина биты, удар можно повторить, положив чижика обратно в кон. Оба эти случая (когда промазал и когда чижик упадет очень близко) считаются промахами, и разрешается снова бить по чижу, но не больше трех раз. Если и после третьей попытки чижик не вылетит из кона или не улетит подальше, игроки меняются местами, сохраняя свои очки. На всякий случай скажу, хотя это и понятно само собой, что за промахи очки не насчитываются.
Но самый позорный удар у нас считался такой, когда чижик после удара хоть и упал рядом с коном, но немного дальше, чем длина биты. Хотя такой удар и принес бьющему очко, а все равно дело плохо — водящий с этого места может безошибочно бросить чижика в кон, и отбить его практически невозможно. А мы так даже просто ложились на землю, дотягивались рукой до кона и с высоты нескольких сантиметров роняли чижика прямо в кон. Только учтите, что если вашего роста не хватает, чтобы лежа дотянуться до кона, то чижика надо бросать обычным способом, стоя. Класть тоже нельзя — чижик хоть немножко должен пролететь по воздуху, чтобы это считалось броском и чтобы водящий мог, если сумеет, отбить чижика. И уж совсем нельзя издалека катить чижика по земле.
В общем, как бы то ни было, чижик в кону, и неудачнику ничего не остается, как уступить кон и идти в поле водить.
Но чижик такая игра, что тот, кто, казалось бы, безнадежно проигрывает по очкам, никогда не должен унывать! Бывало так, что моему сопернику до победы оставалось сделать всего три или два очка, а у меня еще и половины очков нет. Но я все равно не теряю надежды на выигрыш и играю до самого последнего удара. Дело в том, что в этой игре есть одно очень хорошее для проигрывающего правило: если водящий в поле сумеет поймать руками чижика на лету, то он сразу идет бить на кон, а у того, кто дал чижиком такую «свечку», что ее поймали, все очки уничтожаются. И ему приходится начинать все сначала.
Правды ради надо сказать, что поймать чижа тоже удается редко. Но даже если чижик и не ловится, то водящий имеет право хотя бы задержать чижа, подставив руку или встав на пути его полета, чтобы не дать чижу улететь далеко. Ведь чем ближе от кона упадет чижик, тем легче им попасть в кон.
Так что во время игры могут быть всякие случайности, что делает игру еще более интересной.
Ну, что еще можно рассказать о чижике, когда играют двое?
Если брошенный в кон чижик не удалось отбить и он упал где-то рядом с коном, то бьющий не имеет права трогать его и поворачивать в удобную сторону. «Как упал, так и бить!» — кричит ему соперник. Хорошо, ежели он ляжет удобно, а коли в ямку закатится? Тем более что тут разрешается всего один удар, и даже если не попал — отходи. Но раз уж сумел поднять чижа в воздух, то отбить его подальше дозволяется. Бывает, что стукнешь по чижу, а он подпрыгнет и упадет рядом. Водящий подходит и легко забрасывает его в кон.
Но еще хуже, если произойдет такой редкий случай, что чижик попадет в кон от своего же удара. Это все равно что забить гол в свои ворота. И даже хуже, потому что бьющему придется не только уступить кон и идти водить, но и очки у него все «сгорают».
Итак, подытожим. Игрок, стоявший в поле, сменяет бьющего и идет на кон в следующих четырех случаях:
когда ему удается забросить чижика в кон;
когда он поймает руками чижика на лету;
когда бьющий, выбивая чижика из кона, трижды промахнется;
когда непопавший в кон чижик после удара бьющего попадет в кон.
Во втором и четвертом случаях все набранные очки стоявшего на кону игрока уничтожаются.
Теперь несколько советов по технике игры.
Как я уже говорил, попасть чижиком в кон издалека довольно трудно. В этом деле не мешает потренироваться. Тогда вы увидите, что если будете бросать чижика прямо в кон, то вряд ли это принесет вам удачу, потому что если он и попадет туда, то чаще всего укатится дальше. Лучше целиться так, чтобы чижик упал перед самым коном, а в кон закатился бы по земле. Если чижик лежит на черте, ограничивающей кон и большая его часть находится внутри кона, то он считается попавшим в кон.
Пойдем дальше. Выбить чижика с кона, правда недалеко, можно и с первого удара, не подбивая второй раз чижика в воздухе. За это насчитывается только одно очко. Но гораздо интереснее и требует большего умения, если удается «сдвоить» или «строить», то есть еще раз или два подшибить чижа на лету, последним ударом посылая его далеко в поле. При этом разрешается как угодно бегать за вертящимся в воздухе чижиком, чтобы подбить его еще раз.
Без тренировки здесь тоже не обойтись. И это лучше всего делать, играя вдвоем, когда вам часто приходится бить по чижу. А можно и в одиночку. Ну, например, когда выйдете во двор с чижиком и битой, а во дворе еще никого нет. Вот вам и время потренироваться. А чтобы вы не очень огорчались, скажу, что сдвоить вам будет удаваться часто, а вот строить — надо очень большое умение и везение.
Если вы захотите строить, то вторым ударом вам не надо отбивать чижа в поле, а постарайтесь легонько подбить в воздухе чижа битой снизу вверх. Если это удалось и чижик не отлетел слишком далеко от вас, то для третьего удара не забудьте как следует размахнуться битой, чтобы иметь возможность посильнее ударить по чижу и послать его подальше в поле. Случается, что третьим ударом вам вовсе не удастся попасть по чижу и он упадет близко от кона. Что ж, значит не повезло! Но еще досаднее, когда чижик после второго или даже третьего удара упадет обратно в кон, тогда очки не засчитываются и все ваши старания пропадают даром. Но, как говорится, риск — благородное дело! А если это была ваша третья попытка выбить чижика из кона, то придется покинуть кон. Поэтому при третьей попытке лучше действовать понадежнее и выбивать чижика вторым или даже первым ударом.
Между прочим, мы иногда договаривались, что за второй удар присчитываются два очка, а за третий — три. Это когда собирались на игру хорошие игроки. Ведь чем лучше игрок, тем выгоднее ему такой счет. А когда большинство из нас были игрочишки так себе и приходил кто-нибудь постарше и поопытнее, то мы на это правило не соглашались. Чтобы не так легко ему было всех обыгрывать. Но вообще-то такой счет более справед-лив. Как вы думаете?
А теперь хочу дать вам «информацию к размышлению». Как будет подскакивать и лететь чижик, если ударять по его концу не обычным вертикальным ударом, а чуть-чуть наклонно спереди или сзади? И с разной силой? Может быть, такие заранее отработанные для разных случаев удары могут стать вашим маленьким секретом?
И еще замечу, что чем длиннее чижик, тем легче сдваивать и страивать — легче попадать по нему на лету. Наверное, поэтому лет полтораста назад делали чижика длиной до 5 вершков, то есть до 22 сантиметров! Мне это как-то непривычно, а вы, может, попробуете поиграть таким старинным чижиком?
Раньше я упоминал о том, что можно играть и втроем. Как это делается? Предположим, что играют двое: первый бьет, второй водит. Подходит третий и ждет. Но вот второй идет на кон бить. Тогда и вступает в игру третий, который начинает водить. А первый выходит из игры и ждет своей очереди. Как только третий сменит второго на кону, первый идет водить, а второй выходит из игры и ждет. Так по кругу все и играют. Но надо помнить, что когда в игру вступает третий, то для справедливости счет очков начинается сначала. А если двое уже заканчивали партию, то лучше ее доиграть, а потом уж начинать игру втроем.
Здесь выигравшим будет тот, кто первым набрал необходимое число очков. Он отходит в сторону, а дальше идет игра для выяснения проигравшего, то есть того, кто за время игры не сумеет набрать нужных очков.
А как играют вчетвером? В этом случае можно играть или по очереди, как и втроем, то есть каждый будет считать свои очки, или же разбиться на две партии.
Но когда соберется шесть или восемь человек, тут уж лучше играть двумя партиями.
Разбиться на партии можно по-разному, но чаще всего это происходит таким образом. Сначала выбираем двух «маток». Остальные делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются потихоньку, чтобы матки не услышали. Ну, например, мы сговаривались так: один называет себя орлом, другой — тигром, или тараканом и лягушкой, или ботинком и валенком, или тобиком и бобиком и вообще как угодно. Иногда такое придумаем, что все со смеху покатываются. Потом парами подходим то к одной, то к другой матке по очереди и кто-нибудь из пары спрашивает: «Матка, матка, кого (или чего) тебе надо — кота зеленого или огурца соленого?» Кого матка себе выберет, тот идет к этой матке, а другой — к другой.
Старайтесь, чтобы пары подбирались из приблизительно равных по силе игроков. А если в игре участвуют девочки, то они образуют свои пары, чтобы в каждой партии играли девочки. Но это отнюдь не значит, что нельзя составлять пару из мальчика и девочки. Главное, чтобы силы игроков в каждой партии были примерно одинаковыми.
Когда все разбились на две партии, матки между собою конаются на палке, кому идти на кон, а кому водить. Да, чуть не забыл, перед этим надо еще условиться, до скольких очков играть. После этого одна партия идет на кон, а игроки другой партии становятся в поле, но не кучно, а по одному в направлении полета чижа. Становиться всегда надо так, чтобы впереди стоящий не загораживал кон и вы могли видеть, куда летит чижик. Матка, ко-торая на кону, говорит своим игрокам, кому бить первым, кому вторым и так далее.
Игра начинается с того, что начинают бить подряд все игроки, стоящие на кону, а матка считает общие очки своей партии.
Рассмотрим, как это происходит. Все очень похоже на уже рассказанную мною игру вдвоем, только когда отыграет первый игрок кона, его сменяет второй, за ним третий и так до конца. А чтобы вам было яснее, разберем игру первого игрока.
Понятно, что если он три раза промахнулся, то его сразу сменяет второй игрок. Но, предположим, первый пробил удачно, чижик улетел и упал в поле. Ближайший игрок поля поднимает его и бросает в кон. Чижик в кон не попал, но и наш игрок не сумел его отбить. Тогда вступает в игру следующий игрок своей партии, который кладет чижика в кон и начинает бить.
А если первому удалось отбить, то он меряет битой расстояние до отбитого чижика, прибавляя тем самым очки своей партии, и продолжает отбивать чижа до тех пор, пока не промажет. Тогда он уступает место следующему, и все продолжается тем же порядком. А игроки водящей партии могут во время игры как угодно перемещаться по полю.
Когда все игроки кона, включая матку, поиграют на кону по одному разу, они запоминают очки своей партии и уходят в поле водить, а водившая партия занимает кон.
Но как и при игре вдвоем, смена партий производится досрочно и немедленно в следующих случаях:
когда подряд все игроки пробили по три раза по чижику неудачно, так и не сумев выбить чижика из кона (это бывает редко);
когда кто-то из водящих так ловко бросил чижика, что его не удалось отбить и он попал в кон;
когда кто-нибудь из водящих поймал чижика на лету. Тут уж происходит не только смена партий, но, как я уже рассказывал, уничтожаются все набранные очки партии, занимавшей кон;
когда бьющий сам себе забьет чижика в кон. Очки всей партии тоже сгорают.
Для большей ясности добавлю, что если кто-то из игроков трижды промахнулся по чижику или ударил, но ему не удалось выбить чижика подальше от кона, то он передает руку следующему по порядку игроку кона. Очки мазилам не насчитываются. Так партии меняются до тех пор, пока одна из партий не выиграет, набрав условленное количество очков.
Но знаете, если перед игрой вы договорились играть до небольшого числа очков, то может случиться, что партия, начинавшая игру, сразу ее и закончит, может, даже все игро-ки пробить не успеют. Вдруг у них все так удачно сложится! Что ж, значит, партия, игравшая в поле, проиграла. Как говорится, уговор дороже денег! Но в утешение про-игравшим могу сказать, что здесь они вправе требовать немедленного реванша. Причем начинать игру на кону будут они же. И отказываться выигравшим от продолжения игры не положено.
Ну а проигравшим полагается наказание. С давних времен, да и у нас тоже, их «гоняли на скок». Для этого игроки выигравшей партии становятся поочередно в кон, каждый берет левой рукой чижа за конец, а правой ударяет по нему битой, стараясь, чтобы чижик уле-тел как можно дальше. А каждый из проигравших по установленной заранее очереди подымает чижика с земли, скачет на одной ножке до кона и подает его следующему игро-ку. Менять ногу нельзя — если кто переменит или просто коснется земли другой ногой, ему придется повторить «скок» с самого начала. Скакать надо непременно сгорбившись, так и труднее, и смешнее!
Но еще потешнее, когда проигравшие должны не скакать на одной ножке, а бежать до кона на двух ногах и одновременно тянуть не переводя дыхания: «И-и-и!..» Это уж как пожелает выигравшая партия. Кстати говоря, такое же наказание у нас было и когда мы играли вдвоем. Очень уж нам оно нравилось.
А когда играли втроем или больше, но на партии не разбивались, то проигравшего тоже «гоняли на скок»; только откуда ему скакать, задавалось иначе.
Тот, кто вышел первым, берет чижика и с руки, как я уже говорил раньше, посылает его в поле. Затем передает биту второму. Второй подходит к лежащему чижику и ударяет по нему битой, стараясь, чтобы он упрыгнул еще дальше от кона. Потом стучит третий, четвертый и так далее. (Ударять разрешается только по одному разу, попал не попал — передавай биту другому.) С того места, куда напоследок упал чижик, проигравший и обязан принести его в кон.

Так мы играли в городе, во дворе нашего дома. А когда я ездил на лето в деревню, там ребята играли несколько иначе. Там, даже когда игроков собиралось много, играли не партиями, а каждый сам за себя. Но, честно говоря, я затрудняюсь сказать, что интереснее. Вот тут уж сразу видно, кто играет лучше всех. И если вы задумаете устроить со-ревнование по игре в чижика и определять чемпиона, то лучше этих правил вам не найти.
А правила здесь будут такие.
Ну, во-первых, как всегда, следует перед игрой условиться, сколько очков надо набрать каждому, чтобы закончить игру. Здесь уже много очков назначать не надо, чтобы игра не растянулась на очень долгое время. Хватит и двадцати— двадцати пяти очков, и чем больше играющих, тем меньше очков надо назначать. А начинающим можно и до десяти или пятнадцати очков играть.

Во-вторых, нужно определить порядок, в котором каждый игрок должен вступать в игру. Для этого мы считались. Кто вышел первым — идет на кон, второй отправляется в поле водить. Остальные пока ждут своей очереди. Все происходит так же, как и при описан-ной ранее игре втроем, только здесь в игру по порядку вступают не трое, а все, кто считался.
Победителем будет тот, кто первым сделает нужное количество очков. Второе место у того, кто наберет эти очки вторым, третье — у третьего и так далее. Кто набрал условленное количество очков, выходит из игры. Когда останутся двое, они доигрывают между собой, пока не останется один проигравший.
Но в деревне мы не гоняли проигравшего «на скок». Тут наказание было другое — его «маяли». Это потруднее, чем проскакать разок на одной ноге. А происходило это так. Проигравший идет в поле, а первый вышедший становится рядом с коном и с руки ударом биты забивает чижа как можно дальше. Проигравший поднимает чижика с земли и, не сходя с места, бросает его в кон. Если попадет, то маять его идет следующий по порядку вышедший игрок. А если не попал, то первый маяльщик бьет по упавшему чижу, стараясь отогнать его подальше от кона. Проигравший опять бросает, и так до тех пор, пока попадет в кон. Но это бы все ничего. Дело в том, что маяльщики имеют еще право отбивать битой летящего в кон чижика. И проигравшему опять приходится бросать издалека. В общем, следующий маяльщик начинает маять только после того, как предыдущий допустил попадание чижика в кон. Получается, что проигравший как бы водит в поле один против всех.
Но есть два правила, которые несколько облегчают ему это маянье. Во-первых: отгонять упавшего рядом с коном чижика можно только одним ударом и не подбивая его в воздухе. Так что если чижик не отбит при броске в кон, то с близкого расстояния забросить его уже легче. И во-вторых, если проигравший поймает чижа в воздухе, маянье тут же кончается, независимо от того, сколько маялыциков на очереди еще осталось. Но такая удача случается не всегда. И если игроков много, то это маянье может затянуться надолго, чуть не до вечера. Вот бедный проигравший и мается в полном смысле этого слова. Однако если конца этому маянью не видно, то кто-нибудь из уже отмаявших игроков, кто хорошо играет в чижика, может предложить проигравшему домаяться за него. Тогда все кончается скоро, все игроки освобождаются и могут
Ну вот, ребята, я рассказал вам про чижика, еще одну старинную русскую игру.
...До сих пор, когда перед моим воображением возникает наш двор, знакомые ребята и наш любимый чижик, у меня на душе становится теплее от таких воспоминаний. И в то же время немного грустно — ведь детство мое давным-давно прошло и никогда не вернется...
Но, впрочем, это не совсем так.
Однажды оно вернулось.
Когда я писал эту книжку, то как-то раз летом жил со своим товарищем в палатке на берегу озера. Товарищ мой моложе меня, и в чижика ему приходилось играть совсем мало и тоже очень давно. И вот в одно прекрасное утро я выстрогал чижика, биту и напомнил товарищу правила игры. И скажу вам, что после этого мы прожили в палатке еще целую неделю и чуть ли не с большим азартом, чем в детстве, гоняли в чижика. А еще чуднее было для нас самих, что когда кто-то из нас проигрывал, ему приходилось скакать на одной ноге, а порой и кричать «и-и-и...», что было особенно трудно, так как от смеха непрерывный звук у меня никак не получался.
Так что, если захотите доставить удовольствие своим родителям, уговорите их как-нибудь поиграть с вами в чижика. А если сумеете выиграть, в чем я не сомневаюсь, то сможете с большим интересом наблюдать, как они скачут на одной ножке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!