Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Матч футбол 2 комментаторы. Комментаторы телеканала «Матч ТВ

Выбранную стилистику оболочки трогать нельзя, и хулиганистый «Матч» решает меняться изнутри – он постепенно крепнет и старается умнеть, ведь богатые родители-госслужащие непрерывно спрашивают: «Сынуля, ты почему такой транжира и дурачок? Куда улетают наши финансы?». В этот момент истины почти иссякли авторские метафоры и начинаются реальные действия. Пора оптимизировать штат.

За просиженные штаны не хотят платить даже в «Кубани» – спросите у Романа Павлюченко . Так почему же за дырки на брюках должны держать на приятном и стабильном окладе телевизионщиков? Переводишь на гонорарную систему оплаты едва задействованных Тараса Тимошенко, Иоланду Чен, Владимира Иваницкого, Александра Неценко (половину из них вы никогда не видели в лицо, хотя это ТВ). А на сэкономленные деньги покупаете пару пиджаков хедлайнеру Черданцеву, словарь синонимов – Геничу, хороший и бодрящий кофе ставите на стол зевающего Василия Уткина. На соседний столик кладете шампунь от Криштиану – вдруг известного коллегу-комментатора скоро разбанят, смыв с головы позор и простив измену родине?

Вы же помните, как телеканал представлял нам чуть ли не каждого свеженанятого в однообразных и радостных новостях: говорун с нами, ура! Никто из всех этих замечательных людей не уволен, просто торжественное знакомство закончилось вместе c новогодними праздниками, и три комментатора на одной футбольной трансляции – словесный винегрет, нарушающий зрительский аппетит – нужно убирать с поляны. Существует великое множество спутниковых полей-каналов в системе холдинга «Матч ТВ», где каждый задетый работник сможет найти себе занятие и применение. Если, конечно, оскорбившись и бесповоротно хлопнув дверью, не захочет искать утешения под боком у другого работодателя.

Оптимизация кадровая – это оптимизация финансовая. Ничего фатального не произошло. Для некоторых сотрудников это даже плюс, ведь условия первого контракта категорически запрещали подхалтуривать на стороне.

Как были многие на «Плюсе» (нынче – ассорти спутниковых телеканалов «Матч ТВ»), так на нём и останутся. Нравится вам душевный артистизм Елагина – маэстро и не пропадал. Цените немецкие знания Андронова и Дементьева – помимо редких перфомансов на центральном «Матче», вы найдете Алексея и Кирилла на привычных местах обитания, но уже с другим названием. Василий Уткин? Да сколько угодно! В стране монополия на показ спорта, и никуда крупногабаритный и популярный комментатор от дела жизни не денется, как бы он ни противился соседству с Тиной Канделаки. Просто теперь Василий имеет право развлекать людей где-то ещё, не зацикливаясь на одной арене тесного цирка. Да и в соседней комментаторской кабинке всегда есть возможность спокойно вздремнуть полтора часа, в течение которых нудным фоном тебя сладко убаюкивают звуки игры «Леванте» и «Лас-Пальмаса».

При создании нового телеканала и наборе кадров сливались воедино две спортивные редакции. Специалисты приходили на собеседования, их расспрашивали о пользе, которую способны привнести. Одних сразу и молча брали за имя или нежную поверхность языка; вторые уверенно открывали дверь офиса Канделаки с чёткой идеей (сценарной заявкой) возможного проекта, ожидая положительного ответа. Третьи, неказистые, банально и быстрее хотели ударить по рукам, иначе впереди маячила профессиональная неизвестность. Как раз третьим было любопытно, что же им по договору финансово обещает «Матч ТВ». Но очень занимает меня: а кто-нибудь из них спросил, что «Матч» – единственный, главный и тесный – может дать им в плане занятости? Если нет, то и незачем обижаться на свою простецкую недальновидность.

Занозистый и бесцеремонный телеканал трансформируется, мечтая нас зацепить. Переходный возраст и важный жизненный этап. Мальчик просто растёт. Прыщи, как ему кажется, отпадают в сторону. Выбирает друзей, а иногда и подлиз по интересам. Контрактом лупит по щекам болтающихся рядом слабых, самоутверждаясь. Жаждет внимания публики и всячески пытается сконцентрировать на себе зрительские взгляды, уверенно заявляя: «Вы нас полюбите». И мы бы рады, наверно, симпатизировать, но где же за всем этим окружающим барахлом, чёрт возьми, сам спорт?

В России до старта «Матч ТВ» остаются считанные дни. Но новости о еще незапустившемся новом спортивном телеканале не перестают россыпью укладываться на первые страницы всевозможных изданий с регулярностью фронтовой сводки. Буквально каждый день читателям сообщают о именах тех, кого пригласили работать в новой редакции, кого не взяли, кто согласился и кому отказали, и т.п. Редакция Tricolor TV Magazine решила выяснить, кто же они - комментаторы общедоступного федерального телеканала «Матч ТВ».

Василий Уткин после долгих переговоров согласился работать под руководством Тины Канделаки. Фото: eurosport.com

Новый бесплатный спортивный телеканал, который будет выходить на частоте «России 2 », должны запустить 1 ноября 2015 года. У «Матч ТВ » уже есть даже свой сайт, правда, на данный момент он лишь сообщает, сколько осталось до старта телеканала с точностью до секунд, других подробностей (какие передачи, трансляции, другие проекты будут выходить на новом телеканале) там пока не нет.

Не найти на портале пока и списка коллектива, кто согласился трудиться на благо нового телеканала. Хотя, благодаря общественному резонансу, вызванного некоторыми назначениями и околотелевизионными событиями, некоторые имена «Матч ТВ» уже давно на слуху. Сначала, как гром среди ясного неба, прозвучала новость о том, что на спортивный телеканал назначают в начальники известную ведущую Тину Канделаки , о чем пошутили, кажется, даже ленивый, но серьезная словесная перепалка завязалась у новоиспеченного генерального продюсера с комментатором Василием Уткиным.

Больше месяца Тина Канделаки и Василий Уткин , регулярно обмениваясь колкостями и едкими шуточками в Твиттере. За этой историей следила как в лучшие времена за бразильскими сериалами вся наша страна. В конечном итоге переписка превзошла все ожидания: в накладе не остались ни сам эмоциональный журналист, подписавший-таки контракт с «Матч ТВ», ни сам телеканал, интерес к которому оказался подогрет настолько, что им можно заваривать лапшу доширак.

Дмитрий Губерниев вошел в команду «Матч ТВ». Фото: guberniev.com

Между тем за то время, пока Тина Канделаки и Василий Уткин публично выясняли отношения, на новый спортивный телеканал пришли многие известные телекомментаторы (на данный момент известно примерно о 30 именах), но их истории прихода на «Матч ТВ» оказались практически незамеченными. А зря...

Ведь нет лучше в нашей стране комментатора, кто с таким же трепетом, страстью и зашкаливающем любопытством поведает нам, зрителям, про биатлон, чем Дмитрий Губерниев . У него есть как поклонники, так и злопыхатели, но одно ясно точно, что только благодаря живому и искреннему интересу Губерниева к этому виду спорта мы знаем, кто из биатлонистов пользуется кривыми палками, кто любит вязать на досуге шарфы и варежки, а кто проспал старт, у кого родился второй ребенок, а кому не везет в любви - и все это на фоне секунд, штрафных кругов, спортивных рекордов, долгожданных побед и горечи поражений... Создатели «Матч ТВ» обещали зрителям сохранить на новом телеканале Дмитрия Губерниева для биатлона в полном объеме.

Болельщики «Зенита» по-прежнему будут слушать репортажи Геннадия Орлова с матча любимой команды. Фото: rusfootball.info

А кто, скажите, не знает лучшего комментатора автогонок Алексея Попова ? В разное время он вел спортивные программы, регбийные трансляции и биатлон. Но настоящую известность и звание «российского голоса «Формулы-1 » он получил, утонченно и в то же время пылко, и с азартом комментируя ежегодные заезды болидов. Кстати, известно, что услышать Алексея Попова можно будет уже в первый день вещания нового спортивного федерального телеканала «Матч ТВ»: в числе прочих трансляций будет организован показ Гран-при Мексики . Также в сетке вещания значится документальный фильм о российском пилоте «Формулы-1» Данииле Квяте .

А разве во время футбольных матчей вы оставались равнодушными, слушая комментарии Александра Шмурнова , Константина Генича , Сергея Кривохарченко , Владимира Стогниенко , Георгия Черданцева , Геннадия Орлова ? Почти все они когда-то пришли в спортивную журналистику из других профессий, но это не мешает им быть настоящими мастерами слова и знатоками Спорта №1. Многие из них до настоящего момента трудились на телеканалах ВГТРК и «НТВ-Плюс », теперь все они - сотрудники «Матч ТВ».

Смотрите с 1 ноября в пакете общедоступных бесплатных телеканалов - «Матч ТВ» - телеканал о спорте, ради спорта и благодаря спорту! Только самые лучшие комментаторы, ведущие и корреспонденты; самые важные трансляции, ответственные матчи и интересные виды спорта; актуальные новости, видные гости, именитые эксперты и преданные болельщики!

Полный список комментаторов нового спортивного телеканала «Матч ТВ» выглядит следующим образом (согласно данным из открытых интернет-источников на 27.10.2015).

В конце июля стартовала Российская футбольная премьер-лига, а в августе начинаются национальные чемпионаты ведущих европейских стран. Перед началом нового футбольного сезона The Village пообщался с комментатором «Матч ТВ» и «Матч премьер» Сергеем Кривохарченко и узнал, могут ли женщины комментировать футбол, зачем в репортажах цитировать Оксимирона, что общего у футбола и «Игры престолов» и в чем специфика российской школы комментаторов.

Комментировать футбол не так просто, как кажется. Можете сами попробовать. Включите любой матч, поговорите пять минут, запишите себя на диктофон. Потом послушайте, что получилось, и вы поймете, почему это довольно сложно: комментатору нужно держать в голове много разной информации, каждого «милого узнавать по походке», мгновенно реагировать на происходящее и рассказывать обо всем этом на хорошем русском языке.

Некоторые зрители считают, что я недостаточно эмоционален. Другие, наоборот, пишут: «Как здорово, что вы не орете». Думаю, прибавить в эмоциональности и артистизме мне не помешало бы, ведь наша работа - это почти шоу-бизнес: мы не только помогаем смотреть футбол, но и должны развлекать зрителей. С одной стороны, комментаторы - обслуживающий персонал, но с другой - мы должны украшать игру, тем более если она сама по себе не очень яркая.

Отдел мониторинга «Матч ТВ» присылает комментаторам письма, в которых расписаны наши ошибки в репортажах. В них указывают на слишком длинные паузы, грамматические оплошности и просто неудачные выражения. Хотя иногда там речь идет не об ошибках как таковых, а, например, о футбольных жаргонизмах, поэтому некоторые коллеги нервно на это реагируют. Например, есть выражение «отправить соперника в буфет». Если ты комментируешь на спутниковом канале для продвинутой аудитории, то тебя прекрасно поймут. Но если матч показывают на федеральном «Матч ТВ», то я легко могу себе представить зрительницу средних лет, которая подумает: «А чего это футболист поперся в буфет прямо во время матча?» Разумеется, на основании этих писем никого не штрафуют. Кроме того, нашу работу иногда анализирует профессиональный филолог.

Конечно, я обращаю внимание на подсказки отдела мониторинга, я люблю конструктивную критику. Но в целом мне кажется, что, когда ты достигаешь в своем деле определенного уровня, прогрессировать становится все сложнее и сложнее. По-моему, это в любой профессии так: грубо говоря, писать нормальные газетные тексты не так трудно, а вот после этого научиться писать как Довлатов намного сложнее - и вообще не каждому дано.

Я читаю отзывы о своей работе в твиттере и после матча, и в перерыве. У меня получается фильтровать то, что мне пишут. На грубость и хамство без аргументов я просто не реагирую, но нередко зрители подсказывают что-то полезное или поправляют, если я где-то допустил неточность.

Профессиональные футболисты и тренеры говорят, что им интересно слушать наши комментарии. Да, Курбан Бердыев (главный тренер «Рубина». - Прим. ред.) как-то сказал в интервью, что смотрит матчи без звука, но от других специалистов я такого не слышал. Например, и Дмитрий Аленичев (главный тренер «Енисея». - Прим. ред.) , и Виктор Гончаренко (главный тренер «ЦСКА». - Прим. ред.) говорили мне, что им нравится работа комментаторов «Матч ТВ». Может быть, мы иногда можем ляпнуть какую-нибудь глупость или где-то поверхностно разобрать эпизод - в конце концов, у нас во время прямого эфира на оценку считаные секунды, но, с другой стороны, мы готовимся к матчам, много читаем и можем рассказать немало интересного даже профессионалам.

Зачем рассказывать истории и молчать в эфире

Я стараюсь делать репортаж интереснее, рассказывая разные истории, которые создают вокруг матча контекст - например, о героях: о футболистах и тренерах. Ведь футбол похож на сериал: в каждой игре, как в отдельной серии, сталкиваются разные характеры, переплетаются интриги, сюжетные линии - все это создает драматургию матча и всего сезона. Мне хочется втянуть в процесс зрителя так, чтобы ему захотелось посмотреть и следующий матч, чтобы узнать, а что дальше случится с тем или иным персонажем, будет ли он вознагражден в конце концов, случится ли хеппи-энд или, напротив, концовка будет трагической?

Например, я комментирую матч немецкого клуба «Фрайбург», на который в России, понятное дело, всем положить. Но я могу рассказать вам, что «Фрайбург» - это очень интересная и необычная команда, которую еще в 90-е годы называли «бразильцами из Брайсгау», потому что она всегда старалась играть в красивый футбол. Еще в конце 80-х президент этого клуба сам приносил на игры кофемашину для журналистов, а после матча мог взять в руки метлу и подметать дорожки у стадиона.

Сейчас тренер этой команды - Кристиан Штрайх, на пресс-конференции которого ходят как в кино: он очень остроумен и никогда не отвечает на вопросы стандартными фразами. Местная газета даже делала рубрику «Штрайх недели», выбирая самую яркую цитату этого тренера. Он жжет в каждом интервью и считает, что футболисты - это в первую очередь люди, а не тупые исполнители. Поэтому он с ними беседует о политике, о Дональде Трампе, мигрантах в Германии и так далее.

В «Фрайбурге» играет один из моих любимых персонажей в Бундеслиге - Нильс Петерсен. Пусть он никогда не станет суперзвездой, но он забивает красивейшие голы, он очень умный парень и недавно дал мегакрутое интервью, в котором заявил, что, играя в футбол последние десять лет, он сильно деградировал: «У футболистов до хрена свободного времени, поэтому я решил получить высшее образование». А еще он говорил, что не понимает, почему футболисты зарабатывают так много денег, ведь они, в отличие от учителей и врачей, не делают ничего полезного для общества.

Я рассказываю все эти истории и надеюсь, что это зацепит зрителей и им станет интересно следить за этими командами и персонажами. Иногда это срабатывает. У меня есть друзья, которые вообще не интересовались футболом, но после общения со мной не просто стали смотреть его по телевизору, а специально ездили в Дортмунд на матчи «Боруссии». Пользуясь случаем, хотел бы извиниться перед ними. Простите, что исковеркал вам жизнь.

Конечно, существует опасность увлечься историей и не успеть за важным эпизодом. Например, защитники владеют мячом на своей половине поля, одного из них показывают крупным планом, и кажется, что у тебя есть 15 секунд, чтобы рассказать историю о том, как этого защитника в детстве бабушка била лопатой. Но он вдруг делает длинную передачу в штрафную, там нападающий скидывает мяч под удар, и возникает опасный момент. В итоге приходится комкать историю, чтобы успеть прокомментировать хотя бы концовку атаки. К счастью, с опытом таких моментов становится меньше: комментаторы начинают чувствовать, когда можно уходить в лирические отступления, а когда этого лучше не делать.

Разные истории нужны и для того, чтобы украсить скучный матч. Кроме того, конечно, помогают ирония и юмор. Классический пример - репортаж с ужасного матча Англия - Тринидад и Тобаго, который феноменально круто прокомментировал Василий Уткин. На прошедшем чемпионате мире нам с Романом Нагучевым достался самый убогий матч турнира - Франция - Дания. Мне кажется, игрокам за ту игру должно быть стыдно перед 80 тысячами болельщиков, которые пришли в «Лужники». Обе команды устраивала ничья, и они просто валяли дурака, поэтому в какой-то момент нам с Нагучевым ничего не оставалось, как стебаться над происходящим.

Иногда в эфире можно и нужно помолчать. Это - воздух в репортаже, но паузы не должны быть слишком длинными - не больше пяти секунд. Исключение - это когда что-то сверхъестественное творится на трибунах. Однажды я комментировал матч клуба «Айнтрахт Брауншвейг» - еще одной команды, которая в России не интересует никого. Они в том сезоне были безнадежными аутсайдерами, на две головы слабее всех соперников. И в этом матче они на своем поле безнадежно проигрывали со счетом типа 0:5. За десять минут до конца весь стадион запел «You’ll Never Walk Alone». Вот тогда я точно позволил себе паузу секунд на 20 - я все равно ничего не мог сказать, настолько это эмоциональный был момент.

С одной стороны, комментаторы - обслуживающий персонал, но с другой - мы должны украшать игру, тем более если она сама по себе не очень яркая.

Как стать комментатором

Футболом я увлекся в раннем детстве. Мои первые смутные воспоминания с ним датированы где-то 1988–1989 годами, когда отец с дедушкой смотрели чемпионат Союза и болели за одесский «Черноморец». Гораздо лучше я помню 1990 год, когда мне было восемь лет и я смотрел чемпионат мира по футболу в Италии. Когда сборная СССР обыграла Камерун со счетом 4:0, но все равно вылетела, я плакал.

Я сходил с ума по футболу и, конечно, мечтал стать футболистом. Вел тетрадки с таблицами, расписанием крупных турниров и составами команд. Отец научил меня играть в футбол пластилиновыми футболистами. Соревнования я проводил на подоконнике, имена и фамилии игроков, а также названия команд были выдуманными. В тетрадках записывал результаты матчей, вел статистику, даже какие-то отчеты вроде сочинял. Конечно, порой подтасовывал результаты в пользу моих любимых команд.

С товарищами мы играли в футбол почти каждый день. Я тогда еще учился в музыкальной школе, и меня подбешивало, что, когда все шли на поле, мне надо было понуро брести в музыкалку на сольфеджио. Уже в старших классах, когда я жил и учился в физико-технической школе-интернате, мы с друзьями поставили температурный рекорд - играли часа полтора при минус 22 градусах. Воспитательница смотрела на нас как на полоумных.

Довольно быстро стало ясно, что профессиональным футболистом я не стану. Мне были интересны компьютеры, я собирался пойти в программисты и в журналистику попал случайно. Дело в том, что я провалил 11-й класс в физико-технической школе - внезапно выяснилось, что в жизни есть вещи поинтереснее учебы. В итоге у меня в аттестате всего две четверки, все остальные - тройки, я полгода его не показывал отцу. Но я попытался поступить на очень сильный факультет ВМК в МГУ и, конечно, не поступил. Летом после окончания школы я поехал в Армавир, там на местном ТВ работал мой двоюродный брат Эдик, благодаря которому я и заинтересовался этой профессией. Потом случайно написал два текста в «Народную газету» о классической музыке. Поступил на подкурсы филфака МГУ, нашел на каком-то левом сайте вакансию корреспондента телеканала «Московия» и полгода снимал сюжеты из Подмосковья.

Футбол - очень патриархальный вид спорта. Женщин-комментаторов в российском футболе нет.

Несколько раз в вестибюле телецентра я встречал Василия Уткина и, конечно, долго ссал к нему подойти: он был моим кумиром, я «Футбольный клуб» смотрел с детства, не пропуская ни одного выпуска. В конце концов я набрался смелости, подошел к нему и заявил, что я повернут на футболе и мечтаю работать в «Футбольном клубе». Почему-то Уткин не послал меня, а предложил встретиться через пару дней и показать ему мои сюжеты с «Московии». Смотреть их он, к счастью, не стал, потому что знал, что там увидит, но мы с ним поговорили примерно час, после чего он привел меня в знаменитую комнату 8-16.

Я девять месяцев стажировался на «НТВ-Плюс», не получая ни копейки денег. Со мной носились уже опытные товарищи: Илья Казаков, Сергей Мещеряков, Дима Федоров, многие другие - показывали, как правильно монтировать, писать тексты, снимать сюжеты и так далее. Я был корреспондентом, которого отправляли снимать любую херню, работал редактором, а также в хвост и в гриву переводил и озвучивал журналы типа «Футбол мундиаль». И уже оттуда ушел на «7ТВ», где и начал комментировать, когда мне был 21 год.

У меня два неоконченных высших образования. Одно - журфак МГУ, который я бросил после двух курсов. Второе - Университет Потсдама, который я, к сожалению, не успел окончить, потому что мне предложили классную работу в России - в журнале «PROспорт». Мне кажется, хорошее высшее образование полезно для любого человека, и для футбольного комментатора в том числе. Мне точно не помешало бы высшее образование, но я не имею в виду журфак МГУ, который за два года мне вообще ничего не дал.

Комментатор - это штучная профессия. Во всей стране несколько десятков спортивных комментаторов. Поэтому конкуренция сейчас очень высока: у нас на «Матч ТВ» есть талантливые ребята, которые работают редакторами, мечтают комментировать и очень долго ждут своего шанса. Но иногда случаются и прорывы: некоторые победители различных конкурсов комментаторов довольно быстро начинали работать на высоком уровне, кто-то даже на матчах чемпионата мира. Но это скорее исключения: наша работа во многом основана на опыте. У моих родителей до сих пор валяется пара видеокассет с моими первыми репортажами. Когда я попробовал один из них послушать лет семь-восемь назад, мне стало не по себе.

Как подготовиться к матчу

Хороший комментатор готовится к матчам более-менее постоянно: смотрит очень много футбола, читает о нем. Кроме того, полезно следить и за массовой культурой, чтобы разговаривать со зрителями на одном языке: смотреть сериалы, слушать музыку, следить за новостями и даже мемами. Например, недавно мои коллеги во время репортажа сказали, что какой-то футболист играет как «сын маминой подруги» - интернет взорвался.

В одном из матчей я сравнивал Бундеслигу с «Игрой престолов», и это получилось довольно легко: «Бавария» - это совершенно точно Ланнистеры, а «Гамбург», где происходило полное безумие, - это, конечно, одичалые и так далее. Судя по твиттеру, зрителям понравилось. А после того как я в репортаже процитировал Оксимирона и потом зашел во «Вконтакте», мне стало дурно: там были сотни сообщений, упоминаний, запросов в друзья. При этом все получилось случайно: за пару часов до матча я читал статью в The Guardian, где писали о том, как много разных сюжетов переплетено в этой игре, и мне пришла в голову ассоциация с соответствующей песней Оксимирона.

Что касается непосредственной подготовки к матчу, то все зависит от того, матч какого чемпионата я комментирую. В последнее время я работаю на играх РФПЛ, Бундеслиги, еврокубков, а иногда и Английской премьер-лиги. Если надо комментировать матч с участием совершенно незнакомой команды, то начинаю с того, что открываю состав, лезу в англоязычную «Википедию» и изучаю биографии футболистов. Обычно я узнаю о том, на каком матче мне предстоит работать, за семь-десять дней.

Если я комментирую матч РФПЛ, то читаю клубные сайты, наши диджитал-ресурсы Matchtv.ru и Sportbox.ru, а также Sports.ru, потому что у них работают авторы, которые мне нравятся и которым я доверяю. Я зарегистрировался на «Спортсе» сто лет назад, у меня там даже был блог. Кроме того, когда комментируешь наш футбол, можно позвонить пресс-атташе клубов - многие из них очень здорово помогают подготовиться к игре.

Все, что мне может пригодиться, я собираю в вордовский документ, а потом его распечатываю. Там может быть много всего: кто травмирован, кто дисквалифицирован, кто подрался с тренером, а кого выгнали на хер, как команды провели последние пару месяцев, кто забивал, у кого какие серии, как команды сыграли последние матчи друг с другом и какие у них дальше матчи. Это может быть от трех до пяти страниц, а иногда больше.

У меня еще с 20 лет есть привычка, которая стала похожа на ритуал и над которой некоторые коллеги иногда ржут. Понятно, что все это есть в интернете, но я всегда перед матчем рисую на листе бумаги от руки расстановки команд, а у некоторых фамилий игроков делаю какие-то важные для меня пометки.

Вообще, все комментаторы готовятся к матчам по-разному: у кого-то есть тетрадка, кто-то с ноутбуком сидит, у кого-то открыт миллион вкладок на мониторе и так далее. Я стараюсь меньше отвлекаться на интернет, потому что это чревато пропущенными моментами в игре. В компьютере всегда открываю сайт с лайв-статистикой, где я вижу процент владения мячом, количество ударов, перехватов мяча и другую информацию.

Я не разминаюсь в день матча и не проговариваю вслух фамилии футболистов. Думаю, мне повезло с наследственностью: у меня неплохой тембр голоса и нормальная дикция. Если чувствую, что не в форме, могу почитать скороговорки. Русские проще, немецкие сложнее. Например, такую: «Blaukraut bleibt Blaukraut und Brautkleid bleibt Brautkleid» («Красная капуста остается красной капустой, платье невесты остается платьем невесты»).

Недавно мои коллеги во время репортажа сказали, что какой-то футболист играет как «сын маминой подруги» - интернет взорвался.

Рабочее место и комментаторские штампы

Если я комментирую в «Останкино», то сижу в кабинке, где стоит компьютер и еще два монитора с одинаковой картинкой - такой же, какую видят зрители. Пару раз в жизни я просил режиссера включить на втором мониторе другой матч, чтобы краем глаза смотреть, что там происходит. Например, это было, когда я комментировал в последнем туре группового этапа Лиги чемпионов не имевший никакого значения матч, а параллельно «ЦСКА» бился за выход из группы.

На любом стадионе все устроено так же. Звуковой пульт, монитор, наушники. Но когда работаешь на стадионе, то на экран практически не смотришь, потому что на поле ты видишь гораздо больше, ведь далеко не все попадает в кадр. Комментировать в будке в «Останкино» - это более рутинная работа, чем выезд на стадион: я люблю приезжать часа за два до матча, чтобы пообщаться с пресс-секретарями и перекинуться парой слов со знакомыми футболистами, тренерами.

Я свои матчи не пересматриваю и не анализирую. Как правило, я уже во время трансляции знаю, что я сделал не так, а что было неплохо. Мне кажется, я не использую штампы. Вряд ли я скажу «гол в раздевалку», если только не обыграю такую фразу иронически. Но вообще комментаторы работают на очень высокой скорости, и иногда можно случайно ляпнуть какой-нибудь штамп. Произнесешь случайно и тут же думаешь: «Блин, зачем я это сказал».

У меня два разных режима речи. Да, среди друзей я могу общаться расслабленно: например, совершенно спокойно материться, иногда мне это даже нравится делать. Кстати, я как-то читал исследование (не уверен, что оно достоверное, но мне понравилось), согласно которому употребление нецензурных слов вызывает выплеск эндорфинов. Но в комментаторской кабинке у меня включается другой режим, там мат проскочить не может.

Вячеслав Палагин – с крайне суровой аналитикой.

Лучшие

Роман Нагучев

Обидно, что культовое «Блястяще» Нагучев произнес еще на НТВ-Плюс. Если бы история прогремела на «Матче», комментатор мог бы ее круто капитализировать. Канал – выпустить специальный мерч и обыграть в эфирах, Роман – сделать товарным знаком и повысить узнаваемость. Ничего плохого нет. Во-первых, Нагучев здорово выкрутился и не сказал ничего плохого; во-вторых, «Матчу» адски не хватает самоиронии.

Кастрированный бонус (комментатор почему-то стесняется самого яркого момента карьеры) не поменяет отношения к Роману. Если готовность канала раскручивать новые проекты и замотивировала хоть кого-то, то именно Нагучева. Комментатор здорово понимает требования аудитории (везде разной), легко подстраивается под ведущих/соведущих (везде разных) и не стесняется признать, что он не идеален. Рома готов смеяться над собой, а это, как показывает пример Дудя, сейчас очень ценится в индустрии.

Денис Казанский

«Этот Колбек еще перезвонит!*» - Фраза Дениса из матча «Сандерленда» с «Кардиффом» –прекрасная иллюстрация, почему для фанатов АПЛ он в доску свой. Казанский сочетает в себе все качества для отличного репортажа: легкий юмор, шикарную подготовку к игре и полное отсутствие штампов – ими плюются в зрителей примерно две трети комментаторов «Матч ТВ», но только не Денис.


Вдобавок, комментатор здорово обыгрывает поведение, жесты и эмоции главных действующих лиц – от футболистов до судей. Самое главное, что не заигрывается – то есть, снова крутой баланс и гарантия кайфа.

Нобель Арустамян

Нобель попал в список не потому, что он самый позитивный сотрудник «Матч ТВ». И не потому, что звездная болезнь ему не грозит. Нобель тут по одной причине: он живет итальянским футболом и лучше остальных комментаторов передает эмоции. Арустамян не скатывается до пошлых визгов Черданцева и Шмурнова, но воспроизводит эндорфины не менее ярко. Шикарное владение темой – еще один значительный плюс.


Роман Гутцайт

Аргумент «он не бесит» может показаться несущественным, но коллегам Гутцайта это удается далеко не всегда. Роман – мистер стабильность «Матч ТВ».

Такой статус не означает, что он не выделяется среди коллег и тупо поддерживает марку: ужасно, что слово «стабильность» приобрело в России негативный окрас. К отличному ведению репортажа Гутцайт добавляет еще несколько важных штрихов – неплохое понимание тактики (повлиял опыт работы с Карпиным) и умение отыграть эпизод, который требует дополнительных эмоций, а затем плавно вернуться в базовый режим.

Сергей Кривохарченко

В декабре я казнил Сергея за Бундеслигу головного мозга (суть претензий ), но главного это не отменяет – у Кривохарченко кристально чистая репутация. Редкость для комментатора сама по себе.


В лист лучших в основном попали комментаторы, специализирующиеся на конкретных чемпионатах. Кривохарченко здесь – не исключение: его прошаренность в теме (Сергей несколько лет жил и работал в Германии), пожалуй, не знает аналогичных примеров в профессии. В этом его дополнительный шарм.

Наконец, Сергей здорово прокачался в навыках, которых нужны конкретно для разговорного жанра – тексты Кривохарченко были крутыми еще на заре PRO Спорт. Олицетворение прогресса – слова Василия Уткина. Несколько лет назад Василий говорил, что вообще не считает Кривохарченко за комментатора, а сейчас включает его в тройку лучших.

Худшие

Георгий Черданцев

Чтобы не перечислять абсолютно все недостатки Черданцева и сэкономить время, достаточно сопоставить факты.

10 декабря. В эфире «Матч ТВ» Черданцев доказывает Вадиму Лукомскому, что Де Брёйне – нападающий. Важная пометка: Де Брёйне играет за «Сити третий сезон и за это время НИ РАЗУ не выходил в нападении. Более того, последний раз бегал в атаке еще за «Вольфсбург», а в «Сити» выходил даже в опорной зоне – то есть, совсем далеко от роли, которую ему приписывает Черданцев.

21 апреля. Цитата Черданцева из интервью «Говорит Москва». «Возможность публичного высказывания не может быть абсолютно бесконтрольной, право слова нужно заслужить либо образованием, либо знаниями. Интернет – вседозволенность, абсолютное отсутствие контроля и безответственность».

Во время матча «Ливерпуля и «Ромы» Черданцев спрашивает коллегу, когда команда Клоппа упускала преимущество в три мяча. Уверенность Георгия, что такого не было, разбивает , которая прошла только в ноябре прошлого года.

Вариантов три: либо Георгий – жалкий лицемер, либо профан, либо и то, и другое. В любом случае Черданцев не заслужил назначения на большие матчи ни образованием, ни знаниями.

Александр Шмурнов

Все просто – нездоровое помешательство на правильном произношении фамилий и абсолютно детская любовь к «Спартаку», мешающая трезво мыслить.

На самом деле все не так плохо. Во время матчей Лиги 1 Шмурнов – идеальный комментатор: ощущается и шарм, и погруженность в процесс. Но когда Шмурнова ставят на статусные игры, градус бреда почему-то подскакивает (только за последнюю неделю комментатор попросил досрочно уйти Спаллетти и Венгера). Когда Александра выставляют в паре с Черданцевым, это доходит до абсурда.

Михаил Моссаковский

В конце февраля Михаил попал на главную страницу Daily Mail, но огненное исполнение «Will Grigg’s on fire» – скорее, исключение из правил. Главная беда Моссаковского – он вообще не позволяет себе ничего не лишнего.

Артем Нечаев включил Михаила в пятерку самых унылых журналистов страны, назвав комментатора императором скуки: когда «Спартак» праздновал чемпионство и обливал репортера шампанским, Моссаковского больше заботил казенный пиджак.

На «Матч ТВ» Михаил гоняет разные амплуа, но нигде не прокачался до уровня топа. Репортерская работа лучше получается у Казанского и Журавеля, в голосовании комментаторов Моссаковский не набрал ни одного очка, а в задачи ведущего, судя по его эфирам, вообще не входят острые вопросы.

Юрий Розанов

Мои отношения с Розановым такие же, как и с типичным преподавателем философии – непонимание, как можно выезжать за счет фразочек в стиле «это не хорошо и не плохо». Талант рассказчика у Юрия, безусловно, отменный, но истории про первое свидание и приглашения на танец уже поднадоели, а определение характера игры по статистике судей (Розанов регулярно зачитывает ее перед матчем) – самая бесполезная штука на земле.

Никита Васюхин ловил Розанова еще и на плохом знании матчасти: Юрий утверждал, что «Челси» использовал 4-4-2 в чемпионский сезон Моуринью, хотя по факту ни разу эту схему не использовал. Последняя претензия к мэтру – увлечение ставками комментатор регулярно переносит в репортаж. Маниакальный подсчет угловых чем-то иным не объяснишь.

Тимур Журавель

Когда я кинул Тимуру претензию на форуме НТВ-Плюс (был 2013-2014 год, Журавель накосячил в определении схемы), комментатор посоветовал мне сначала добиться и только потом критиковать. Стеснительность не дала припомнить Журавелю его слова, когда мы оказались в одном лифте в Останкино, но с тех пор комментатор ни разу не изменился.

Недавний пример – декабрьский матч «Саутгемптона» и «Челси». Журавель – единственный, кто заметил смену расстановку у «святых», хотя они как начинали с 5-4-1, так и играли по ней дальше. Прокачанный скилл корреспондента у Тимура, разумеется, не отнять, но когда дело доходит до обсуждения чисто футбольных моментов, уши лучше закрыть.

* Call Back (перезвонить)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!