Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Необычная профессия: мысли инструктора по парашютному спорту. Самый страшный прыжок. Как становятся инструкторами парашютного спорта

Сергей Емельянов, инструктор ПС и ПДС ДОСААФ России
(инструктор поисково-спасательной и парашютно-десантной службы)

«Не ты выбираешь спорт, а он тебя»

Когда мне было 17 лет, я узнал, что моя младшая сестра прыгала с парашютом, и мне очень захотелось попробовать. Сначала действительно думал, что только попробую, но после первого прыжка хотелось ещё, а потом ещё… И так меня затянуло, что начал прыгать постоянно.

Страх потерять опору под ногами – он естественный. Я более-менее перестал бояться где-то после шестидесятого прыжка. Сейчас бывает не страх, но волнение. Переживаешь либо за комплекс фигур, которые нужно открутить за минимальное время в свободном падении, либо за точность приземления. В голове проигрываешь, сидя с закрытыми глазами в самолёте. Вот за это переживаешь. А то, что там что-то не так пойдёт – об этом уже не думаешь.

Для меня это давно уже не просто развлечение, а спорт. На определённом этапе я начал ездить на соревнования. Там увидел, как можно прыгать, пообщался с участниками из разных команд, узнал, что есть фигуры, которые нужно «откручивать» в небе. И стал относиться к прыжкам не как к , а как к спорту.

Говорят, что не ты выбираешь спорт, а он тебя. Мне хотелось совершенствоваться. И в какой-то момент у меня спросили: «А ты не хочешь попробовать себя в качестве инструктора?»

«Прыгнуть для меня - как из маршрутки выйти»

Можно прыгать много и долго, для удовольствия. И даже имея большое количество прыжков, ничего не уметь. А можно относиться к этому профессионально. Изучать теорию, применять её на практике. Не просто прыгать и падать на «пузе», а делать определённые упражнения.

Инструктору важно не бояться ответственности, ведь ты принимаешь на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. То есть ты должен чётко отдавать себе отчёт в том, что ты неправильно рассчитал – у тебя люди приземлились в лес, на здание, в овраг, в речку, поломались, разбились. Ты за них отвечаешь и, если что, ты за них сядешь.

Ты должен не просто обучить людей – они должны тебя слышать и слушать с первого раза.

К кому-то требуется индивидуальный подход. Если человек боится, его нужно успокоить. Я говорю обычно так: «Ты должен знать материальную часть назубок и чтобы у тебя не было мысли, что твой парашют откажет. Ты его уложил, ты всё знаешь, ты всё сделал правильно. Прыгнул – и работай над заданием. Пока не открылся парашют, даже не думай о нём. Выполняй задание. Если ты уверен в себе и не будешь бояться, что он не откроется – он откроется всегда. Главное – быть уверенным в своих действиях».


Я готовлю людей к первому прыжку. Есть два варианта. Можно прийти в аэроклуб, сказать: «Я хочу прыгать», и вам предложат либо коммерческий прыжок, который можно осуществить в ближайшие выходные, либо длительное обучение. В первом случае вы приходите «на всё готовое», вас оденут, обуют, выдадут сложенный парашют.

Во втором нужно будет пройти курс подготовки, в который входит теория, отработка прыжков, занятия по укладке парашюта. После чего сдаётся зачёт, выпускается приказ на допуск к прыжкам с парашютом, к практическому выполнению прыжков – и вы уже прыгаете под моим руководством и руководством командира звена (начальника аэроклуба).

На аэродроме обязательно проходит дополнительный инструктаж: люди прыгают с парашютной горки, тренируют приземление, дабы не сломать ноги – там очень важно держать их вниз, пробуют отделяться от самолёта.

Потом все одеваются (шлем, сапоги и прочее), идут в самолёт – и тут я вижу испуганные лица. Паника, правда, не у всех бывает, некоторые переводят её в смех. Есть естественный страх: боязнь высоты, боязнь потерять опору под ногами. Это бывает, но обычно справляются. Первый раз в прошлом году я видел, когда человеку действительно стало плохо - от страха он побледнел, его начало тошнить.

Чтобы определить адекватность, понять, насколько человек спокоен, сосредоточен, я показываю ему пальцы на руках. Как-то раз прыгал мой друг. Я ему: «Антон, сколько пальцев видишь? Два, три?» Он мне в ответ: «Всё нормально, всё вижу…» А вечером делится:

Серёж, помнишь, ты мне в самолёте пальцы показывал?

Так вот. Я не то, что пальцы, я тебя не видел.

Такое тоже бывает.

Когда мы уже в самолёте, важно рассчитывать выброску: на каком удалении должна быть точка выброса от старта (то место, куда мы приземляемся). Важно учитывать силу ветра, направление, высоту. Нужно знать приметы погоды, они помогают: ты можешь определить, когда пойдёт дождь и когда будет смена ветра. Например, с утра затишье, а потом ветер спускается с высоты. Все эти знания в комплексе и позволяют рассчитать безопасный маршрут для прыжка.

По моим командам лётчик набирает определённую высоту, я выбрасываю пристрелочный парашют либо ленту – проверяю точность расчётов – после чего начинают прыгать люди.

Я не просто «выбрасываю» людей, нужно смотреть, куда они приземлились, как «открылись». Если это начинающие спортсмены, то смотришь, как они делают задание (например, выполнить определённый комплекс фигур в свободном падении). И, соответственно, позволяешь им либо дальше расти, либо тренировать это упражнение.

Я могу отменить прыжок в некоторых случаях: если человек себя плохо чувствует, если в самолёте открылся запасной парашют, если на аэродром прибыл товарищ в неадекватном состоянии.

Тело имеет определённое сопротивление. Ты на скорости 52 м/с падаешь на животе. Можешь раскинуться и будешь падать медленней, а можешь собраться – полетишь вниз быстрее. То есть, напрягая определённые группы мышц, можно менять высоту или летать вперёд-назад.

Когда все спрыгнули и приземлились, можно остаться в самолёте. Но я всегда выпрыгиваю. Это моя работа, и мне это нравится.

В моей практике не было случая, чтобы парашют не раскрылся. Частичное раскрытие, когда он работал нештатно – да, такое бывало.

«Я адреналиновый маньяк»

Я работаю с вечера пятницы: провожу предварительную подготовку с шести до 9-10 вечера. В субботу в 6 утра я уже в аэроклубе. Прыгаем часов до трёх, иногда до пяти-шести. Приезжаем, укладываем парашюты, бывает, и до 12 ночи, и до часу. Воскресенье – опять в 6 утра в аэроклубе, прыгаем часов до трёх – и всё, я свободен.

Зарплата может складываться из нескольких пунктов. Мне платят 5% от стоимости коммерческого прыжка. В сезон за месяц выходит в районе 20 тысяч рублей в регионах, в Москве инструкторы могут зарабатывать около 60 тысяч. Работают, в основном, по выходным. В будни многие трудятся где-то ещё. Также заработок может идти от продажи экипировки, но это уже бизнес.

Сезон активных прыжков – с середины апреля и где-то под конец ноября. Потом портится погода и, как правило, аэроклубы закрываются. В Москве прыгают круглый год, но зимой потока людей намного меньше.

Сейчас активно развивается частная авиация. У моего товарища самолётик маленький, и мы с него прыгаем, в принципе, круглый год, когда захочется.

Два раза в год по две недели езжу на сборы ФСБ. К работе это не относится, это личное совершенствование как спортсмена. Мы тренируемся на определённых площадках. Там уже другая техника, другие высоты: отрабатываем спуски на ограниченные площадки, например, на стадионы, на военные части, прыгаем ночью.

Мой тренер говорила: «Те прыжки, которые были – они уже прошли. Самый главный прыжок впереди. Вот о нём надо думать. Прошлое не изменишь. А в будущем надо стараться делать лучше, учитывать ошибки предыдущих прыжков и не допускать их».

На землю не всегда успеваю посмотреть. Парашютист должен вести круговой обзор, чтобы ни с кем не столкнуться. Вниз смотрю, но на определённую точку - мишень, в которую нужно попасть.

Примет у нас много. Мы, как и лётчики, никогда не говорим «последний». Всегда «крайний». Некоторые не бреются в день прыжка, не зашивают и не пришивают ничего на аэродроме.

Верхней возрастной планки для инструктора нет. Мы каждый год проходим врачебно-лётную экспертную комиссию. И тут уже по состоянию здоровья выносится решение – можешь ты прыгать дальше или нет.

Мне нравится соревноваться, нравится совершенствоваться, нравится быть первым. Самая красивая и самая тяжёлая медаль для меня была на Кубке Гагарина. Он проходит 12 апреля в Саратове. В 2011-м году мы получили сразу две медали – одна была командная, а вторая в личном зачёте.

За что я люблю свою профессию? Это , и его невозможно не любить. Это всё-таки какой-никакой, а вброс адреналина в кровь, наверное, я адреналиновый маньяк.

За двадцать лет «в небе» у меня почти 1000 прыжков. Останавливаться пока не собираюсь.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Яркие люди всегда в хорошем настроении, готовые улыбаться и общаться на позитивной волне хоть с волками!

Спорт спорту рознь, а парашютный — это вообще отдельная тема. Экстремальных видов спорта много, но такой один. Тут экстрим и адреналин в избытке, поддержание себя в хорошей физической форме и постоянная умственная деятельность не даст вам заскучать!

Парашютный спорт – это исключение из всех правил. Нет другого такого же спорта, в котором ты получаешь столь же яркие и пронизывающие эмоции, удовольствие и наслаждение.

Аэродром «Борки» всегда полон спортсменов в ярких комбинезонах, с замысловатым на первый взгляд снаряжением… красавицы девушки изящно укладывают свой парашют и, мило смеясь, общаются с друзьями по цеху, хрупкие и нежные на первый взгляд, но имеющие за плечами уже не одну сотню прыжков, а то и не одну тысячу, они бесстрашны и отважны как крепкие парни, которые на приземлении гасят купол одной левой, инструктируют вновь прибывших тандем пассажиров.

Кто-то создает впечатление передвижного хоровода или другой игры, когда большой группой то выстроятся в ряд, то возьмутся за руки, то разбегутся. На самом деле, это тренировка формации. Она тренируется для того, чтобы в небе из парашютистов выстроилась звездочка, кольцо и много других фигур.

Что-то позитивное и умиротворенное так и витает в воздухе, и наполняет все вокруг.

Погрузиться в это может практически каждый желающий. Приобщиться к определенному клану, сообществу, где все равны и стоят горой друг за друга, а в небе делают то, о чем другие даже боятся мечтать!

Если вы сидите на работе, дома, едете в машине, плывете на лодке, едите, смотрите телевизор, не важно чем занимаетесь, если у вас возникла мысль, как стать спортсменом парашютистом, то вам прямая дорога на Аэродром «Борки».

После того, как вы свяжетесь с нами, сообщите, что хотите стать парашютистом и пройти курс AFF, будет назначен день начала обучения, в который вы будете проходить теоретическую подготовку.

Вас полностью введут в курс дела, и то, чего вы вчера боялись или переживали, станет для вас реальностью. А опытные инструктора доведут вашу наземную подготовку до уровня мышечной памяти. Вы изучите историю, отказы и решения проблем, направления приземления, отцепку основного парашюта и ввод запасного, покатаетесь на специальном тренажере и научитесь правильному положению тела в воздухе. Это и еще многое другое даст вам отличную базу знаний и навыков. Так вы станете уверенней в себе и сможете преступить к практике в воздухе.

Заведутся двигателя самолета, и вы отправитесь в небо для выполнения нулевого уровня: тандем прыжок с заданием. Затем будет прыжки с двумя инструкторами, потом с одним, а к седьмому уровню вы уже будете отделяться от летательного аппарата самостоятельно, а инструктор лишь будет контролировать вас на расстоянии.

В процессе будут разборы, работа над ошибками, коррекция их и исправления, видео разборы и многое другое. А после контрольного седьмого уровня вы получите долгожданный допуск и категорию «А» — парашютист любитель.

С ней Вы сможете совершать самостоятельные прыжки, взяв в аренду снаряжение и парашютную систему, и уже совершенствоваться в воздухе проходя курс RW, который вам поможет уверенно чувствовать себя в свободном падении, передвигаться и ориентироваться, прыгать в паре с инструктором. К тому времени вы уже выберете свое направление (дисциплину) в парашютном спорте, в которой будете развиваться.

И вы не заметите, как тот мир, который был еще вчера недосягаем, стал вашим, и теперь вы один из тех, кто каждый день покоряет небо!

Профессия риггер напрямую связана с парашютным спортом, точнее с укладкой и обслуживанием парашютов. Работа очень ответственная, требует математического склада ума, также специалист должен иметь солидный опыт прыжков с парашютом.

Профессия риггер напрямую связана с парашютным спортом, точнее с укладкой и обслуживанием парашютов. Работа очень ответственная, требует математического склада ума, также специалист должен иметь солидный опыт прыжков с парашютом. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Этот специалист занимается не только складыванием парашютов, но и обслуживанием техники, мелким ремонтом и другой технической работой. Специальность редкая и не слишком популярная, но люди, которые отлично ей владеют, легко найдут работу в России и за рубежом.

Особенности профессии

Парашютный спорт напрямую связан с опасностями, но в этой сфере тоже требуются своеобразные инженеры, роль которых выполняют риггеры . На плечи этих специалистов возлагаются обязанности по выполнению следующих работ:

  • укладка запасных парашютов;
  • ремонт ранцев и куполов парашютов;
  • проведение технического осмотра и оценивание той или иной парашютной системы;
  • доработка парашютных систем в соответствии с указаниями производителей (по инструкции);
  • другая техническая работа.

Представители этой профессии проходят обучение на специальных курсах, после чего они получают соответствующий сертификат. Не многие люди стремятся стать риггерами , ведь от опыта и мастерства специалиста зависят человеческие жизни.

Этот специалист должен не только уметь складывать парашют, но и знать все о его конструкции, действующем авиационном законодательстве и стандартах, разбираться в материалах и т. д. Требования к риггеру зависят от его опыта и места, куда он устраивается на работу.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Редкая профессия.
  • Опытные представители профессии востребованы во многих сферах нашей жизни.
  • Достаточно высокая заработная плата, но без фиксированной ставки (зависит от выработки).
  • Возможность совмещать хобби (парашютный спорт) с любимой профессией.
  • Работа базируется на тех знаниях, которые специалист получил во время обучения и личных парашютных прыжков.
  • Не требует высшего образования, ведь для работы необходимо иметь более 100 прыжков и сертификат.
  • Возможность постоянно совершенствоваться в профессии.

Минусы

  • Чаще всего работа связана с укладкой парашютов, суточное число которых в сезон может превышать 10 шт.
  • Требует повышенного внимания и чрезвычайной ответственности.
  • Профессия связана с опасностью, ведь в случае неправильной укладки парашюта ответственность несет именно риггер .
  • Есть риск не найти работу при отсутствии опыта.
  • Работа может быть сезонной, ведь время прыжков с парашютом зависит и от погоды, и от региона.
  • Если вы никогда не прыгали с парашютом, то не сможете получить сертификат риггера .
  • Сложности с получением сертификата, ведь школы и курсы, которые их выдают, есть только в крупных городах.

Личные качества

  • Ответственность и уравновешенность.
  • Умение сосредоточиться в любых условиях.
  • Обязательность и педантичность.
  • Хорошая память, ведь специалист должен знать наизусть технологии и схемы укладки.
  • Отличная координация движений.
  • Хорошо развитый мышечный корсет, отсутствие хронических заболеваний.
  • Прекрасное знание законов физики, геометрии, умение творчески мыслить. Плюсом для представителей этой профессии становится знание авиационной техники или профильное образование в этой сфере.
  • Усидчивость и готовность к монотонной работе.
  • Смелость и активность.
  • Желание связать свою жизнь с экстремальными видами спорта.
  • Умение работать с людьми.
  • Стремление идти дальше и обучать парашютистов, которые тоже хотят получить сертификаты риггеров .

Где учиться на Риггера? Как получить сертификат риггера ?

Чаще всего курсы риггеров есть при парашютных школах и парашютных аэродромах, где новичков обучают сертифицированные риггеры . К будущим специалистам выдвигают ряд требований, которые зависят от выбранной школы:

  • не менее 100-500 прыжков с парашютом;
  • стаж в парашютном спорте не менее 3-5 лет;
  • возраст от 23 лет.

Также необходимо иметь характеристику и рекомендательное письмо из того клуба, где вы ранее занимались парашютным спортом. Специализированные компании и клубы не часто проводят обучение, поэтому необходимо искать курсы не только в своем городе, но и в другой стране.

Заметим, что в каждой стране существует собственная оценка и регламент для профессии риггер , поэтому стоит проходить обучение именно в том государстве, в котором вы планируете в дальнейшем работать или заниматься спортом.

Курсы

Курсы при компании SkyWideSystems (г. Киев)

Компания проводит обучение обычных риггеров и мастеров-риггеров , которые длятся 7 и 9 дней соответственно. Во время курсов обучающиеся получают технические знания и практический опыт по укладке парашютов и выполнению мелкого ремонта. После завершения курсов компания выдает сертификат и письмо-подтверждение для контролирующих органов. Для прохождения курсов необходимо иметь 100 прыжков с парашютом и опыт укладки парашютов-крыльев.

Место работы

Специалисты, получившие сертификат и допуск к работе, могут трудоустроиться в частные компании, которые занимаются съемкой художественных фильмов и роликов. Также можно найти работу на парашютных аэродромах и при профильных клубах, занимающихся организацией парашютных прыжков для гражданских лиц.

Оплата труда

Зарплата на 19.03.2019

Россия 10000—15000 ₽

Москва 25000—120000 ₽

В странах СНГ такая профессия как риггер встречается достаточно редко, поэтому фиксированную ставку для представителя этой специальности рассчитать сложно. Обычно специалисты в этой сфере «набивают» руку на складывании парашютов при частных и государственных аэропортах, после чего начинаются заниматься обучением парашютистов, которые хотят отточить своем мастерство.

Работа может быть как постоянной, так и сезонной, что сказывается на оплате труда. Например, специалист в ЕС за укладку запасного парашюта может получить до 35 евро. Формирование заработной платы напрямую зависит от количества клиентов, страны и региона проживания, возможностей риггера .

Карьера

Карьера риггера - это получение более высокой категории, например риггер -мастер, после чего специалист может самостоятельно заниматься обучением новичков, становясь инструктором.

Профессиональные навыки

Представитель этой профессии использует разнообразную технику, схемы и другие вспомогательные материалы для обслуживания и мелкого ремонта парашютных систем и систем безопасности.

А в сегодняшнем выпуске – многократный чемпион, инструктор парашютного спорта USPA, человек, у которого более 10 тысяч прыжков — Геннадий Антюфеев.

Мой рабочий день… по-настоящему рабочий . Иногда бывает в выходные, а иногда – в будни. Просыпаюсь не очень рано, долго прихожу в себя, часто – с помощью ФБ: за ночь всегда что-то произойдет. Дальше иду на стадион – это строго. Пока потягаю гантели, наступает уже завтрак или обед. Много времени провожу за компьютером, на сайтах, посвященных парашютизму – для работы это полезно. Суббота же начинается с 6.00: подъём, разминка в темпе, овсянка. На Теремках, обычно, кого-то заберу и – на аэродром. В 8.30 там начинаем растаскивать завал из ангара – готовимся к наплыву прыгунов. Потом начинается кипиш: кто и с кем прыгает. Наблюдаю за подготовкой – все нужно подметить и предусмотреть.

Сам прыгаю, в основном, по необходимости: у нас мало подъёмов и инструктора мало прыгают. Я сам мог бы выполнить 50% работы, но им нужно зарабатывать, потому занимаюсь наземным контролем, чтобы все остались живыми и целыми. А тут хватает за кем последить и предостеречь. Прыжки заканчиваются к 15:00-16.00. После этого – снова перенос и складывание разного снаряжения. После всей этой суматохи уже ничего не хочется, разве что поесть и свалиться в горизонтальное положение, так как за день нечасто удается присесть – все на ногах. А в воскресение – вторая серия.


01 / 2


Я плохо помню своё детство, оно было пасмурным и малорадостным. Сначала – в селе с бабушкой, потом – интернат. Кем мечтают стать интернатовские дети? Космонавтами. В школьные годы занимался в секции футбола, в старших классах – в летной. Потому и попал в парашютную секцию: тогда парашютный спорт был уделом детей из неполных или неблагополучных семей – редко среди нас были ребята, хорошо устроенные по жизни. На аэродроме можно было проводить много времени – даже жить, там кормили и был свой распорядок. В лётное училище не прошел по зрению. Глупо конечно — страна во мне потеряла хорошего пилота. Так и остался в парашютном спорте. Так кем же я мечтал быть? Да просто быть. Мне нравится девиз самураев: «Жизнь – это всего лишь путь к смерти». И на этом пути нужно успеть кое-что сделать!

Инструктор по парашютному спорту – это преподаватель. Это тот, кто рядом с вами в свободном падении. Его присутствие – не всегда гарант благополучного исхода, но с ним как-то надёжнее, спокойнее и увереннее. А в общем – работа нервная.



01 / 2



В СССР профессия парашютиста была почетной, престижной и материально выгодной: на заводе работать не нужно, прыгаешь, платят, квартиру получаешь, ездишь по миру. Не бухай, не делай глупостей и будет тебе карьера. А когда Союз развалился – остались парашютисты за бортом. Пришлось зарабатывать, кто как может. Но мастерство не пропьёшь – это то, что я умею делать лучше всего другого. Вот и вернулся в прыжки.

Зимой также подрабатываю инструктором по лыжам, а также в тандеме на параплане катаю. Эпизодически водил в горы группы, но в этом году завязался с аэродромом – и безвылазно. А вот свой первый прыжок совершил в 1979 году, но ничего о нем не помню.



01 / 2



Самое простое в моей профессии – прыгать. Самое сложное – разруливать человеческие отношения: много грязи и борьбы за существование, да ещё и сытное. Но больше всего мне нравится, когда, после 7-10 прыжков, тот, кто ещё неделю назад трясся от страха, улыбается от наслаждения в свободном падении и, после приземления, вприпрыжку бежит с парашютом, чтобы скорее записаться на следующий подъём.

В Украине дела с парашютным спортом для инструкторов обстоят отвратительно! Если говорить о прыжках в других странах, то часто все зависит от хозяина клуба — как он все организует и с какой целью: либо просто бабло выкачивать по максимуму и минимум вложений (завтра может и не быть) , либо это его дело и надолго. В Украине есть одно, относительно комфортное, место – в Днепропетровске. То же могу сказать и о других странах. В Аргентине видел такой срач, что даже мне, видавшему виды разных глубинок и деревянных туалетов, было странно. А вот в Испании для прыгунов все по-человечески: персонал улыбается и всё разумно.



01 / 2



Дальше хотелось бы попасть в Африку – на львов посмотреть, и в Америку – на курсы экзаменаторов. Сейчас начинаю проталкивать идею международной организации парашютного спорта — USPA , которая поможет узаконить и стандартизировать деятельность инструкторов в Украине – ведь мы до сих пор считаемся нелегалами!

Если говорить о парашютизме как о хобби , то в среднем этот вид спорта обходится в 25000 грн в месяц, если не выезжать за границу, заниматься без тренировок в аэротрубе и брать в аренду парашютную систему. Если же снаряжение у вас своё, то будет дешевле на 40%-50%, но само снаряжение стоит от 5000 до 7000$. А если ваша цель — стать профессионалом в скайдайвинге, участвовать в соревнованиях, то уже не обойтись без тренировок в аэротрубе, прыжков с инструктором, тренировочных сборов в Европе и т.п.

Вот история из жизни моих белорусских студентов. Подружился я с ними – хорошие ребята. Приезжают, а у девушки под глазом синяк. Я смеюсь: «Что, Юра стукнул?». Она улыбается: «Ну, а кто ещё? Он, конечно. Ночью сплю, а он как врежет! Я вскакиваю и он вскакивает – такой весь испуганный. И говорит: «Ты прости, конечно, но не поверишь – мне снится, что я перед прыжками на тренажере вишу, а Гена мне так строго кричит, мол, отказ, отцепка. Ну, я и как рванул подушку отцепки, вот тебе и зарядил под глаз». Мы посмеялись, и тут говорит Юра: «А вот что было с Кирой! Если бы мы не дружили, мог бы приревновать. Сплю и слышу: «Гена, Гена, держи, держи меня. Геночка, держи!». А потом она рассказывает, как снился ей прыжок, как было страшно и я рядом перед ней – отпускаю и улыбаюсь, а она тянется ко мне руками.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!