Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

«октагон»: экзотерический словарь смыслов школы русской йоги. чод. Нешёлковый путь

Что-то много агрессии в мой адрес и все из-за какой-то маленькой статьи про Бон, в ней я только попробовал объяснить людям, что Бон (также Бён-по или Бон-по ), — проще говоря жестокой пародией на (танец маленьких свиней) буддийские традиции и учения и не более того. Какой тут сразу поднялся вой, мол, да вы не правы, как так и тп. Что еще раз подверждает фейковость и обман со стороны Бон-по наших дорогих буддистов.

Буддист не может быть последователем бона, а боновец не может быть буддистом — это аксиома. Нравственные ценности другие и традиция другая. Сколько раз говорить?

Что касается Чода он буддийский или нет?

Ну вот дело дошло и до Чеда или Чод-па, который тоже не является буддийской практикой. Речь идет в данном случае о практике, а не о традиции, чтобы вы не путали с шаманизмом типа Бон-по.

Меня часто спрашивают относительно Бон-по и Чод-па, я говорю в этих случаях как и культ Шугдена или Ямантаки — все подобные культы не являются буддийскими. Но об этом все попозже, как и о культе Далай-лам.

Что касается Чед-па откуда ноги растут?

Чед или Чод или Чод-па (Чёд-па) не-буддийская практика, возникшая в среде маргиналов в древней индии шиваитов и аскетов (агхора ), практикующих экстремальные практики (педофилию, зоофилию, некрофилию, гомосексуализм, употребление тяжелых и легких наркотиков — марихуаны, опия, гашиша, также оживление мертвых и жертвоприношения людей и животных духам мертвых).

Эта благоприятная почва сформировала нынешний Чед или Чед-па.

Мачиг Лабдрон

Мачиг Лабдрон — это собирательный образ, который вмещает в себя личности от 4 человек (возможно и более), которые в собирательном образе легенды шиваистского толка проецируются и показываются как долан (в отличие от ролана), который воскресает из мертвых ради спасения и помощи всем живым существам (буддийская трактовка легенды).

Мачиг Лабдрон была шиваиткой

Какой-то конкретной Мачиг Лабдон (или Мачик Лабдрон) не существовало, в жизнеописании видно, что подобная женщина под буддийскими легендами стала реальным буддийским персонажем, героем и спасителем, но на самом деле она обучалась у шиваитского мастера и не в Тибете, а на территории Гималаев.

Учитель Падампа Сангей был шиваитом и представителем экстремального шиваизма наподобие Агхоры, которые не знают берегов и используют все возможные экстремальные практики (в психическом, психологическом и сексуальном плане — см. выше). Эти практики ломают привычные стереотипы человека, но в тоже время уничтожают Я или личность. Происходит некая подмена Я на мы или вы .

Разрушение личности в данном экстремальном шиваизме приводит к различным психическим расстройствам личности — вызывая психические заболевания, а под воздействием употребления наркотиков и извращенных сексуальных практик разрушается физический мозг и нарушается личностные ориентиры, происходит подмена ценностей и понятий.

Что такое Чод в разрезе шиваизма

Как мы уже упомянули выше, Чод — это шиваитская практика , но она также четко связана не только с шиваизмом экстремального толка, но и с древними верованиями тибетцев — шаманизм ом Бон-по . Также можно увидеть шактизм в роли того, что активную роль играет обнаженная Мачиг как воплощение Ваджрайогини .

Предложение себя духам — это в прошлом часть жертвоприношения, когда убивали человека или животное, в чоде — мягком варианте убийство заменено на подношение себя целиком и полностью всем живым существам. Происходит подмена понятий на более сакральном уровне. Однако суть остается та же — шаманизм, анимизм и шиваизм в смешанном виде.

В последние годы в Росси все чаще звучит слово "Чод", выпускается какая-то литература, пишутся статьи, передаются истории. Но, к сожалению, очень мало тех, кто имеет четкое представление об этом. Так, кто-то считает, будто учение Чод, предназначено для ритуалов экзорцизма - изгнания демонов. Кто-то считает, что оно крайняя форма вырождения Буддизма. Кто-то воспринимает его способом приятного времяпровождения, экзотической игрой, а кто-то образом попрошайничества. Практически каждое мнение имеет свое обоснование, пусть не достоверное.

Итак, первое мнение, оно довольно сильно укрепилось в сознании большинства кто "наслышан" об учении Чод. И ведь действительно зачастую, человеку, обуянному демонами, не помогает ни что кроме проведения ритуалов Чод, да и когда духи слишком докучают, нередко рекомендуют позвать практика Чод, что бы он провел ритуал. Да это так, но практика Чод не предназначена для изгнания демонов. Тогда каким же образом она помогает? Матушка Лабдон - считающаяся основательницей Чод, говорила: ":Лучше накормить одного благочестивого мирянина, чем сто простых людей, лучше накормить одного послушника, чем сто благочестивых мирян, лучше накормить одного монаха, чем сто послушников, лучше накормить одного бестелесного духа, чем сто монахов, потому что каждое следующее из этих деяний приносит больше добродетели, нежели предыдущее:". Таким образом, йогин Чода, во время практики, сначала совершает материальное даяние, насыщая в процессе трех пиров божеств и демонов своим телом, после этого он дает им следующий дар - дар Дхармы, он учит их быть добрыми и помогать, а не вредить другим существам. Три пира это: белый пир - когда собственное тело подносится в виде нектара, красный пир - когда собственное тело подносится в виде гор мяса и морей крови и пестрый пир или пир многообразия - это когда собственное тело подносится в виде желанных для гостей вещей. Насытившись и получив урок Дхармы, пусть не с первого раза, демоны успокаиваются и если практик соответствующего уровня, подносят ему клятву служить на благо существ. Этимология одного из способов написания тибетского слова "Чод" gCod означает "отсечение" или "рассечение". И единственный демон которого дoлжно "рассечь" Чодом, это демон концепции "я".

Втрое мнение чаще бытует у некоторых последователей Тхеравады и востоковедов. Что ж, какие-то отдельные случаи сложно оспорить. Но это проблема не Учения в целом, а индивидуальная проблема частных личностей. Которые, следуя корыстным мотивам, выдают себя за практикующих Чод и совершают действия не соответствующие кодексам дисциплины. Этимология второго способа написания слова "Чод" sPyod означает "поведение" или "образ жизни", то есть поведение или образ жизни Сынов Будд - Бодхисаттв. Следовательно, практикующие Чод должны следовать этим правилам. Некоторые учителя считают, что время практиковать Чод наступает лишь тогда, когда человек идя по ступеням Ламрима, "созреет" до практики замены себя на других. С другой стороны вся практика Чод буквально пронизана пониманием пустоты. Ведь каждый раз, когда произносишь слог "ПХАТ", а в Чоде это бывает довольно часто, каждый раз, когда дуешь в ганлин, в конце концов, когда бьешь в дамару, следует памятовать о пустоте. ПХАТ в данном контексте означает "рассеки", но что "рассеки"? Естественно демона, то есть демона дуальности, демона цепляния за "я" и т.д. "ПХА" - это сокращение от "Парамита" - Праджняпармита - ее мудрость - мудрость срединного воззрения мадхьмаки. "Т" - это Тантра во всей полноте ее методов. "ПХАТ" - это единство Парамиаяны и Тантраяны, это единство метода и мудрости. Ганлин - напоминание о непостоянстве. Звук ганлина ¬- вибрация пустоты. Две ударные стороны и середина дамару это великое сострадание и срединное воззрение, объединенные правильной практикой. Громыхание дамару это рокот пустоты. Весь этот символизм указывает на то, что практика Чод далеко не форма вырождения буддизма. А скорее один из высших уровней буддийской практики.

Третьи , о ком было упомянуто в первом абзаце, они часто встречаются среди западных учеников. Что ж: их лучшая песня еще не спета, посмотрим, к чему они придут в процессе своего поиска.

Четвертые - это жулики из Тибета. Зазубрив пару строк и прихватив инструменты погромче, они стоят под окнами домов и своим шумом вынуждают людей поскорее подать им, а получив свое, устремляются к следующему окну, редко утруждаясь тем, что бы дочитать до конца какой-то текст. Так же мнение что Чод это образ попрошайничества придерживаются и некоторые "недопросвещенные" ламы, чье изучение Чода сводится к знакомству с парой попрошаек.

Записал Тенгон

ЧОД (тиб., букв. "отсекать") - эзотерич. обряд тиб. буддизма; выполняется только после интенсивной подготовки под руководством учителя; цель обряда - "отсечь" связи и разрушить иллюзию двойственности сансары, или "мира рождений и смерти", и нирваны, или "освобождения"; впервые стал практиковаться в школе шиджед.

Исполнитель Ч. в уединенном месте под аккомпанемент барабана из черепа человека (дамару) и трубы из берцовой кости человека (канглин) танцует ритуальный танец и вызывает заклинаниями...

Практиковать – означает занимать свои чувства определенным видом деятельности. И преданное служение на практике означает использование наших различных органов чувств в служении Кришне. Некоторые из чувств предназначены для приобретения знания, а некоторые – для выполнения того, к чему мы пришли в процессе размышления, чувствования и желания.

Таким образом, под практикой подразумевается использование как ума, так и чувств в практическом преданном служении. Эта практика предназначена не для...

Практика Гуру Йоги и особое отношение, когда учитель видится, как гуру, является специфическим для пути Ваджраяны. В традиции сутр Хинаяны и в обычных учениях Махаяны, когда мы принимаем обеты прибежища; обеты мирян, начинающего, монаха и монахини; и обеты бодхисаттвы; мы не говорим о гуру или ламе в строгом смысле этого слова.

Мы получаем обеты от нашего настоятеля или наставника, нашего учителя или духовного друга, но не от нашего гуру. На уровне практики сутры нет того понимания, что...

Что это вам даст? Некоторые люди говорят, что музыка это тишина между нотами. Это далеко идущее заявление и это то, что мы можем использовать для взлома глубокой и мощной идеи: «В тишине мы находим энергию и покой».

Все мы привыкли использовать слова, когда необходимо выпустить пар, снять напряжение. Когда мы наполняем воздух разговорами, замолчать в одно мгновенье практически невозможно, да и неудобно оборвать дискуссию на полуслове. Практически всегда негативные споры и жалобы возникают...

Практикуйте любовь. Сидя в одиночестве в своей комнате, будьте любящими. Изучайте любовь. Наполните всю комнату своей любовью, любовной энергией. Чувствуйте колебания с новой частотой, чувствуйте раскачивания, как если бы вы сами были в океане любви.

Создайте вокруг вас вибрации любовной энергии. И вы начнете немедленно чувствовать, что что-то происходит- что-то меняется в вашей ауре, что-то изменяется вокруг вашего тела, вокруг вас возникает тепло, подобное глубокому оргазму. Вы становитесь...

Самое главное для счастья и успеха каждого отдельного человека это понимание самого себя, своих потребностей, своих желаний, своей боли, своей индивидуальности, своего творчества.

Самое важная задача в жизни - наладить связь со своей Душой.

Нет ничего важнее. Я понимаю, что у кого-то из читателей уже есть дети и их, возможно, сегодня вечером нечем накормить или есть еще какая-то боль, настолько сильная, что просто ослепляет вас. Но поймите, что вы столкнулись с ней, только потому, что у...

Самая сильная эмоция - благодарность. Благодаря, вы меняете своё мироощущение и создаёте вибрации, привлекающие в вашу жизнь то, за что вы благодарите. Это поможет вам стать ещё счастливее, богаче и успешнее.

Но огромное число людей сосредоточиваются на том, чего они не хотят, и получают этого ещё больше.

Чаще благодарите

Умение благодарить - это дар свыше. Вначале пути у каждого он находится в зачатке. Его нужно развивать.

Насколько у вас развито это умение? Чтобы ответить на вопрос...

Практика «Для чего?»

Заметив за собой какое-либо желание, спросите себя: «Для чего?» Ответ всегда один: «...и тогда я стану счастливее».

Человек думает, что счастье всегда находится где-то вне его самого и в будущем.

Это приводит к восприятию себя как жертвы внешних обстоятельств. Это также проекция силы человека. Потенциальный источник счастья на самом деле внутри. Нет иного времени или места для счастья, кроме данного мгновения.

Истинный источник радости и счастья - осознание...

К пониманию практики чод November 14th, 2018


Мачиг Лабдрон

Когда Мачиг Лабдрон с помощью прямого переживания обрела истинное знание, она обнаружила, что принцип разных учений — один и тот же. Одна из причин, почему этот принцип кажется нам трудным для понимания, — наша неспособность объединить его со своим существом.

Есть много разновидностей практики чод, поскольку учителя чода в течение столетий разработали разные традиции. Поэтому есть возможность получить много передач, и такое объединение традиций действительно полезно. Однако очень важно не заниматься просто «собирательством» разных видов этой практики, но обнаружить истинный смысл, суть чода.


Дакини Сангва Еше

Большинство посвящений чода связано с практикой Дакини Сангва Йеше — радостной формы Дакини Сингхамукхи. Однако в Дзогчен-общине мы часто выполняем визуализацию образа самой Мачиг Лабдрон. Сангва Йеше — это образ самбхогакаи, в то время как Мачиг Лабдрон принадлежит к нирманакае. Это подобно тому, как мы используем для визуализации образ Падмасамбхавы или Гараба Дордже. На самом деле есть несколько разных проявлений Мачиг Лабдрон. В одном образе она предстает как танцующая Дакини Сингхамукха, которая играет на дамару и звонит в колокольчик. Однако в этом случае она белого цвета и у нее мирный и сияющий облик. В другом проявлении она сидит в позе полулотоса, играет на дамару и держит капалу — чашу-череп. В третьем она звонит в колокольчик. При посвящении, выполняемом по всей форме, используют один из этих трех образов. Если же делают более сущностное посвящение, можно использовать любое проявление Мачиг Лабдрон. Сам я получил посвящения всех ее проявлений.

Некоторых не удовлетворяет наш вариант чода, очень сжатый и насыщенный. То мне показывают книгу, в которой описана практика, отличающаяся от нашей, и говорят: «Вот какую книгу по чоду я нашел, что вы о ней думаете?», а то принесут бонскую книгу: «Посмотрите, в боне тоже есть чод!». Но мне вовсе не нужно собирать коллекцию чодов. Я уже знаю много вариантов этой практики и получил много разных передач.

Например, я получил от своего дяди полный цикл учений чода, который считаю очень важным. Это устные учения и практики чод Тангтонга Гьялпо. Они составляют один большой том, а расширенный вариант — три тома. Наставления и методы этой практики связаны с разделом Дзогчена Лонгде. Это замечательный вариант чода, и меня он очень интересует. Кроме того, я получил полную передачу цикла учений чод, который называется Дзинпа рангдрол, — это очень интересное терма одного учителя из знаменитого монастыря Дзогчен. Наставления по этому чоду связаны с Упадешей Дзогчена. Потом я получил его еще раз от Аю Кандро. Еще у меня есть передача более краткого варианта чода. Еще в детстве от одного мастера чода, который останавливался в нашем доме, я получил цикл практик чода, больше связанный непосредственно с системой Мачиг Лабдрон.

3-й Кармапа Ранджунг Дордже

Однако большинство методов практики чод были записаны третьим Кармапой - Рангчжунг Дордже - именно он был тем великим учителем, появление которого было предсказано самой Мачиг Лабдрон, в частности, ему принадлежит заслуга возрождения и очищения чода от неправильных практик и толкований, а также Кармой Чагме (Арага Карма Чагме, один из самых выдающихся держателей традиции чод), учеником знаменитого Намчо Мингьюра Дордже. Ныне эта разновидность чода очень распространена, особенно в школах кагью и сакья. Я получил все эти передачи, поэтому мне нет никакой нужды собирать книги по чоду. Для вас самое важное — понять истинный смысл чода. Если вы по-настоящему понимаете истинный смысл чода, то вам не нужна ни одна книга. Ведь главное в чоде не слова: это полный метод освобождения себя от состояния нъем, эго.

Тот чод, который выполняем мы (в Дзогчен-общине), это гонгтер учителя Джигме Лингпы, и, как считается, он получил его передачу от Йеше Цогьял. Но, если говорить, что это учение распространилось во времена Падмасамбхавы, который жил за два столетия до Мачиг Лабдрон, нет ли здесь противоречия с тем, что было сказано выше о его происхождении от Мачиг Лабдрон? Однако от Мачиг Лабдрон происходит особый способ практики этой системы. На самом деле принцип чода существовал всегда. Например, в тантре была практика Ваджрайогини, в которой главное — подношение проявлениям дакини собственного тела. Такое представление всегда существовало и в системе Сутры Махаяны, составляя основу аскетических практик.

В наше время различные школы подразделяют чод на мужскую и женскую традиции. Считается, что женская традиция, традиция Мачиг Лабдрон, произошла от шичже — учения Падампы Сангье, которое является разновидностью Махамудры. Но на самом деле шичже — совсем другое учение, потому что в нем применяется практика преображения с визуализацией каналов и чакр. Чод же включает в себя гуру-йогу и подношение, и в нем всегда используют сочетание визуализации с пением и игрой на музыкальных инструментах.

В комментариях к чоду его обычно подразделяют на внешний, внутренний и сущностный.

Внешний чод

В этом случае практику выполняют в страшных местах, например на кладбищах, где могут проявиться духи и охранители и присутствуют другие пугающие энергии. Поскольку мы питаем привязанность к своему материальному телу, то всегда боимся, как бы на нас кто-нибудь не напал. Например, если что-то падает сверху или кто-то в нас что-то бросает, мы инстинктивно поднимаем руки, чтобы защитить голову. В этот момент мы понимаем, что не можем защитить всё тело, и прикрываем голову, которая важнее, чем руки, хотя руки тоже нам дороги.

Мы всегда опасаемся чего-то внешнего, что может причинить нам вред. Таково наше эго. Оно заставляет нас противостоять всему окружающему: есть я, а есть другие, которые на меня нападают. Если практикующий идет в такое место, где присутствуют мощные вредоносные силы, то там легче получить сильные переживания практики и суметь с ними объединиться. Другими словами, если выполнять практику в таких местах, которые вызывают чувство страха, она становится важным средством его преодоления. Вот что во внешнем чоде называется «отправиться в жуткие места».

Внутренний чод

Внутренний чод — это подношение собственного тела в качестве пиршества для других существ. Именно это мы делаем в нашей практике. Эго происходит не от тела, а от ума; поэтому сначала нам нужно с помощью визуализации упражнять ум. Если человек по-настоящему обретает способность выйти за пределы материального состояния, то он может реально отдать самого себя.

Подлинное подношение может сделать только бодхисаттва, достигший соответствующей бхуми, для которого нет противопоставления субъекта и объекта. Но это не значит, что такие замысловатые существа, как мы, люди из плоти и крови, которые даже от головной боли не могут избавиться без аспирина, могли бы поднести такой дар. Даже если бы мы совершили такой безрассудный поступок, в этом не было бы ничего хорошего.

Когда я был еще мальчиком лет девяти-десяти, я жил в монастырской школе. Там был один немного странный ученик. Порой целыми вечерами напролет, вместо того, чтобы учиться, он повторял мантру Симхамукхи и делал догпа (отбрасывание - прим.); а еще он всё время хотел показать, что стал настоящим бодхисаттвой и ставит других выше себя. В то время наш учитель объяснял Бодхисаттвачаръяватару и каждый день говорил о бодхичитте. Сначала он объяснял, что другие равны нам самим, затем он постепенно перешел к тому, как научиться, взяв за пример самого себя, не причинять вреда другим. В заключение он сказал о том, что нужно считать других более важными, чем ты сам. Мы не только это заучивали, но одновременно выполняли соответствующую практику упражнения ума. Чтобы мы лучше поняли смысл, учитель рассказывал нам множество историй о Будде, которые описаны в сутрах, например историю о том, как он отдал свое тело тигрице. Он так хорошо всё это объяснял, что ученики переживали эти истории, словно наяву.

Однажды после занятий мы вышли во двор. В углу стояла большая бочка, полная нарезанного сушеного мяса, из которого обычно варили суп. Несколько дней стояла жара, и в мясе завелись личинки мух. В тот день мясо просто кишело ими — их были сотни, тысячи. Поскольку мы только что проходили бодхичитту, почти все немного почитали стослоговую мантру и пошли дальше. Но в том странном мальчике сострадание разыгралось не на шутку. Он ощутил себя бодхисаттвой и пожелал отдать свое тело червям. Поэтому он пошел на кухню, схватил нож и даже успел себя немного поранить. Мы стали над ним смеяться и прозвали Шамбу Лучжин — «Отдающий Тело Червям», переиначив имя того бодхисаттвы, который отдал тело тигрице.

На следующий день учитель объяснил, что такой дар может поднести только тот, кто достиг соответствующей бхуми, иначе ничего хорошего из этого не выйдет: совершать такой поступок лишь под влиянием сильного чувства просто неумно. Это важно понять. Расстаться с телом может быть великим подвигом, создающим благую причину для других существ, но, если вы следуете такому пути Сутры, как путь бодхисаттвы, необходимо достичь нужного уровня реализации. Обладая той минимальной реализацией, какая есть у нас, мы не можем совершить такой поступок напрямую, но мы всегда можем применить упражнение ума: «Я отдаю свои тело, речь и ум на благо других существ!». Для накопления благих деяний главное — это намерение. Если оно сопровождается сосредоточением, то обладает большой силой. Упражняться в подношении тела не значит по-настоящему изрубить его и бросить, поскольку у нас реально всё еще сохраняется материальное кармическое видение.

Взять, например, проявление какого-то злого духа, представшего перед вами в виде страшного великана, до которого можно дотронуться, и явившегося, чтобы отнять ваше тело. Это значит, что для вас он материален. Но если присутствие злого духа — это результат визуализации, то он не материальное проявление, а лишь проявление сил, или энергии. Эти два случая нужно хорошо различать. Другой пример: когда человек выполняет практику подношения тела и представляет, что все духи, божества, наги и т. д. являются, чтобы схватить и съесть его, на самом деле прилетают тысячи комаров и начинают кусаться. Тогда он может подумать: «Эти комары — духи, которые меня пожирают». Однако, пока человек не обрел реализацию, ему не следует смешивать эти два уровня. Важно это понимать. Если во время нашего подношения тела всем существам прилетят комары и будут нам мешать, лучше сказать им: «Оставьте сейчас меня в покое!». Пока вы еще не можете ничего не чувствовать и неспособны всё объединять, не путайте эти два уровня, иначе впоследствии у вас могут быть неприятности.

Упражнение ума — очень важный принцип для преодоления привязанности, и оно оказывает сильное действие. Эго, источник всех наших привязанностей, поддерживается нашим материальным телом. Не будь его, у нас было бы меньше трудностей: нам не нужно было бы одежды, еды, жилища, охраны, страховки — ничего. Ведь всё это связано с телом. Вот почему мысленно мы приучаемся от него отказываться.

Сущностный чод, или нъягчиг чод

В переводе с тибетского ньягчиг значит «единственное», или «единое». Что же «единственное» нужно отсечь в корне? Эго! Именно это в чоде самое главное для Мачиг Лабдрон, которая подносит свое тело в дар другим (причем под «другими» не имеются в виду собаки или тигры), видя в этом прямое средство преодоления привязанности к своему «я», или эго. По существу, главный принцип, лежащий в основе практики подношения тела, связан с пониманием того, что мы называем «демонами». В данном контексте «демон» — это препятствие для обретения нами реализации.

Намкай Норбу Ринпоче

ЧОД (тибетск. “отсекать <загрязнения/привязанности>”) “кушайте меня, гости, кушайте, покуда я жив!” %) , в тибетск. буддизме - мистический обряд /ритуал освобождения от привязанностей. (См. также ДАКИНИ .)

“<...> ритуал чод, практикуемый в тибетском буддизме (он заключается в предложении своего тела в пищу дух ам и демон ам и переживании его пожирания ими), совершенно отчетливо смоделирован по образцу шаманского инициационного переживания смерти -воскресения, однако помещен в иной концептуальный контекст, обогащающий и его трансперсонально-психотехническое содержание: его цель -- преодоление иллюзии атмана (« » или «эго») и дуализма сансары и нирваны .” (ТорчЕ-РМ)

“Тибет - страна демонов. Если судить по народным поверьям и легендам, то придется сделать вывод, что численность злых духов намного превышает население страны. Эти зловредные создания, принимая тысячи различных личин, обитают на деревьях, скалах, в долинах, озерах, источниках. Они охотятся за людьми и животными , похищая у них «дыхание жизни », чтобы насытиться им. Демоны слоняются по полям и лесам, и путник всегда рискует столкнуться с кем-нибудь из них лицом к лицу. Подобный порядок вещей вынуждает тибетцев постоянно вступать в сношения со злыми духами. В функции официального ламаизма входит подчинение демонов, перевоспитание их в покорных слуг, а в случае непокорности обезвреживание или уничтожение. В этом с официальным духовенством конкурируют колдуны. Но обычно они стремятся поработить одного или нескольких демонов для недобрых дел.

Не беру на себя смелость оспаривать это мнение, ибо многочисленные примеры служат доказательством его обоснованности. Ночной мрак и характер местности, специально выбираемой для сношений с демонами, уже сами по себе могут породить галлюцинации. Но все ли явления наблюдаемые совершающими обряд учениками, следует отнести к галлюцинациям? Тибетцы утверждают, что не все.

Мне представилась возможность беседовать с отшельником из Га (восточный Тибет) Кушогом Вантшееном о случаях скоропостижной смерти во время заклинания духов. Этот лама не обнаруживал ни малейшей склонности к суеверию и, думая найти в нем единомышленника, я сказала:

Все они умерли от страха. Их видения просто объективизация собственных мыслей. Демоны не могут победить того, кто в них не верит.

К моему величайшему изумлению анахорет ответил необычным для него тоном:

По вашему мнению, достаточно не верить в существование тигров, и ни один тигр никогда вас не тронет?

Он продолжал: «Объективизация умственных представлений очень таинственный процесс, безразлично, происходит он сознательно или бессознательно. Какова участь этих созданий? Может быть, подобно младенцам, рожденным от нашей плоти, они - дети нашего духа - уходят из-под контроля, и с течением времени, или же сразу начинают жить самостоятельной жизнью? Не следует ли также предположить, раз мы можем порождать их, что есть на свете и другие существа, обладающие такой же способностью? Если подобные магические создания («тюльпа») существуют, то нет ничего необычного в том, что мы приходим с ними в соприкосновение - либо по воле их создателей, либо потому, что собственные наши мысли и действия создают условия, позволяющие им заявлять о своем присутствии и проявлять активность. Возьмем для сравнения реку и представим себе, что вы живете на некотором расстоянии от берега. Рыба никогда не приблизится к вашему жилищу. Но проведите от реки до вашего участка канал, а в его конце выройте пруд. Тогда вы увидите, что вместе с водой из реки в пруд попадет и рыба. Остерегайтесь создавать такие каналы необдуманно. Немногие имеют представление о том, что таится в недрах вселенной , куда они опрометчиво заглядывают».

Затем, уже менее серьезным тоном, он закончил: «Необходимо уметь защищаться от тигров, созданных вами же, или порожденных другими». Теории такого рода и определяют выбор местности, подходящей для совершения таинства «тшед». Отдается предпочтение кладбищам или пу"стыням с диким, легко возбуждающим ужас ландшафтом, когда с ними к тому же связаны страшные предания или трагические происшествия, имевшие место в действительности. Такое предпочтение объясняется тем, что эффективность обряда зависит не только от чувств, пробуждаемых в душе священнодействующего мрачными словами заклинаний или же страшным ландшафтом, на фоне которого он их произносит. Нужно прежде всего расшевелить таинственные силы и сознательные существа, привлекаемые в такие места совершенными здесь злодеяниями или настойчивой концентрацией мысли многих людей. Как следствие, во время отправления обряда «тшед» - драмы, исполняемой одним актером, этот актер, в результате ли процесса объективизации, самовнушения или же, как верят тибетцы, благодаря вторжению на сцену существ из оккультного мира, вдруг оказывается в окружении коллег, порой начинающих играть в спектакле непредусмотренные режиссером роли. Последнее обстоятельство приветствуется, потому что, усложняя упражнение, делает его тем самым особенно полезным. Но нервы некоторых неискушенных адептов не выдерживают слишком интенсивной нагрузки, и вот тогда-то (я уже об этом говорила) постигает их безумие или внезапная смерть.

Тот, кому предстоит совершать обряд «тшед», должен прежде всего, как и подобает всякому лицедею, выучить свою роль наизусть. Затем ему нужно тренироваться в ритмическом танце, вырисовывая ногами на земле геометрические фигуры; научиться вертеться на одной ноге в обе стороны; постукивать по земле пяткой в такт и подпрыгивать. Наконец, он должен уметь манипулировать особым способом различными предметами культа и играть на тамбурине и на трубе из бедренной человеческой кости. Это не так-то просто, и во времена моего ученичества мне самой не раз приходилось попыхтеть до полного изнеможения. Руководящий репетициями наставник-лама отдаленно напоминает балетмейстера. Но его окружают не сияющие улыбки балерин в розовых трико; перед ним пляшут исхудавшие от самоистязания и лишений молодые подвижники, в рубище, с пылающими исступлением и диким упорством глазами на воспаленных грязных лицах. Они готовятся к чреватому опасностями испытанию, и их неотступно терзает мысль об ужасном ужине, когда тело их будет служить угощением для изголодавшихся демонов. Нет ничего удивительного, что при таком положении вещей эта забавная репетиция становится зловещей.

Полное описание таинства «тшед» заняло бы здесь слишком много места: оно содержит длинные подготовительные заклинания. Произнося их, священнодействующий «попирает ногами» все виды человеческих страстей и распинает свое самолюбие. Но главная часть обряда состоит в пиршестве. Вкратце весь сценарий его можно изобразить следующим образом: священнодействующий трубит в канглинг*, приглашая демонов на пир. Он воображает** божество женского пола , олицетворяющее собственную его волю. Этот образ его воли устремляется из его головы, через макушку с саблей в руке. Одним быстрым взмахом она отрубает ему голову, затем, в то время как со всех сторон в ожидании лакомства и угощения слетаются стаи вампир ов, она отсекает от тела руки и ноги, сдирает с туловища кожу и вспарывает живот. Из живота вываливаются внутренности, ручьями течет кровь, а омерзительные гости раздирают, грызут и смачно чавкают. Между тем священнодействующий монах сам натравливает их на добычу следующими ритуальными заклинаниями: «На протяжении беспредельного ряда веков, в процессе повторяющихся существований, я заимствовал у бесчисленных существ за счет их благоденствия и их жизней мою пищу, мою одежду и всевозможные блага, чтобы содержать свое тело в добром здравии, в радости и защищать его от смерти. Нынче я плачу долги, предлагая на истребление свое тело, которое я так любил, холил и лелеял. Я отдаю свою плоть алчущим, кровь - жаждущим, свою кожу - тем, кто наг, кости свои - на костер для тех, кто страдает от холода. Я отдаю свое счастье несчастным, свое дыхание жизни - умирающим... Бесчесть е да падет на мою голову, если я устрашусь принести эту жертву. Позор всем, кто не осмелится принять ее».

* Труба, сделанная из человеческой бедренной кости. - Прим. авт.

** Доводит концентрацию мысли до объективизации субъективных представлений. Концентрация мысли может достигать такой степени, что воображаемые факты и местность полностью заслоняют реальные образы. - Прим. авт.

Это действие трагедии именуется «красное пиршество». За ним следует «черное пиршество». Мистическое значение последнего открывается только ученикам, удостоенным высшей степени посвящения.

Видения дьявольского красного шабаша рассеиваются, хохот и визг вампиров смолкает. Мрачную оргию сменяет абсолютное одиночество . Глубокое молчание и непроглядная тьма окутывают подвижника. Состояние дикого возбуждения постепенно стихает.

Теперь монах должен представить себе, будто от него осталась маленькая кучка обуглившихся останков, плавающая на поверхности озера грязи - грязи от нечистых помыслов и дурных дел, запятнавших его духовную сущность на протяжении неисчислимого ряда существований, начало которых затеряно во тьме времен .

Римпотше (драгоценный; очень почтительное обращение), я серьезно предупреждаю вас. Я обладаю познаниями в медицине и знаю, что от испытываемого ужаса ваш ученик может серьезно заболеть или даже сойти с ума. Мне показалось, что он на самом деле чувствует, будто его пожирают заживо.

Конечно, он чувствует это, - все так же невозмутимо ответил лама, - и не подозревает, что он пожирает сам себя. Может быть, когда-нибудь он это поймет...

Я было собралась возразить, что прежде чем бедняга что-нибудь поймет, он, вероятно, предоставит возможность другим совершить обряд «тшед» над собственным трупом. Но лама угадал мою мысль и, не дав мне вымолвить и слова, снова заговорил, слегка возвысив голос:

Из ваших слов можно заключить, что вы избрали «прямой путь» (путь мистиков). Разве ваш духовный наставник не говорил о подстерегающих вас на этом пути опасностях, и разве не по доброй воле подверглись вы тройному риску: болезни, безумию и смерти? Трудно, - продолжал лама, - совершенно избавиться от иллюзий, рассеять мираж воображаемого мира и отрешиться от верований в химеры. Знание истины (буквально, лицезрение истины) драгоценная жемчужина, и за нее приходится дорого платить. Существует множество путей достигнуть «тхарпа» (высшее освобождение, духовное просветление). Может быть, ваш способ менее примитивен и жесток, чем путь того, кого вы жалеете, но я уверен, ваш путь не сладок. В противном случае он ничего не стоит. Теперь идите в свою палатку. Если захотите меня видеть, можете прийти днем.

Было бесполезно настаивать. Высказанные ламой мысли выражают мировоззрение почти всех тибетских мистиков. Я молча поклонилась и отправилась в свой лагерь.

Днем я опять навестила Рабджомса Гиатсо, и в течение нескольких дней мы подолгу с ним беседовали. Ламу едва ли можно было назвать ученым, но во многих вопросах его суждения отличались глубиной, и я считаю свою встречу с ним большой удачей для себя.

Разумеется, не следует принимать на веру все страшные россказни налджорпа об обряде «тшед». Тем не менее, ощущения пожираемого заживо у совершающих обряд молодых монахов и случаи их гибели далеко не редкость. Помимо только что рассказанного, мне известно еще два или три таких же случая, когда, совсем как Рабджомс Гиатсо, духовные наставники несчастных учеников-налджорпа отказывались открыть им глаза на субъективный характер их ощущений и таким образом избавить их от страданий. Кроме того, как я уже говорила, многие учителя-ламы сами убеждены, что далеко не все эти ужасные переживания вполне субъективны.

* Ныне принята несколько иная транскрипция этого слова: Дзогчен .

В 1922 году мне довелось побывать у его преемника, вернее у того самого Падма Ригдзина, в соответствии с тибетскими верованиями много раз умиравшего и рождавшегося вновь, всегда занимая престол настоятеля в гомпа Дзогсотшен. Монастырь помещался на окраине северной пустыни среди дикой унылой местности. Такой ландшафт, вполне естественно, должен придавать воображению монахов мрачное направление.

Однако мой любезный хозяин Падма Ригдзин не имел ни малейшей склонности к меланхолии. В его уме своеобразно сочетались интересы коммерсанта с ребяческими вкус ами. Он долго расспрашивал меня об Индокитае и Бирме, осведомляясь о статьях импорта и экспорта в этих странах. Ему хотелось главным образом узнать, можно ли выписать оттуда павлинов для пополнения своей небольшой зоологической коллекции.

Но вдали от роскошных покоев великого ламы в маленьких уединенных домиках ютились монахи, и их сосредоточенные лица и таинственные повадки вполне гармонировали с окружающим пейзажем. В специально построенных для этой цели обителях подвизались анахореты, соблюдавшие самые суровые правила затворничества. Они не имели никакого сношения с внешним миром. Некоторые из них стремились развить в себе сверхчеловеческие психические способности , другие пребывали в состоянии мистического созерцания , по символу веры их секты приводившее спасающихся к духовному озарению. С незапамятных времен монастырь Дзогстшен славится как центр обучения эзотерическим тайным методам духовного совершенствования.

Третье отсечение - это когда отсекается привязанность к своему себялюбию. Это когда человек полностью избавляется от себялюбия: все что он делает, он посвящает счастью других. А его счастье уже приходит к нему само. Это странный механизм, который действует в нашем мире: когда вы заботитесь только о своем « », то ничего не получаете. А великие Мастера прошлого, такие как Будда, Иисус, исламские Мастера, они думали только о других, заботились о других больше, чем о себе. И их счастье приходило к ним само. Та же самая теория.

Если вы расскажете, то чему я вас сегодня учил, какому-нибудь подлинному христианскому или мусульманскому Мастеру, то они согласятся с этим. Они скажут: «Да, это правда. Себялюбие вещь очень опасная, очень вредная. А ум , который заботится о других - это величайшая вещь». Благодаря этому уму у вас возникнет любовь и сострадание . Вот эта чистая любовь и чистое сострадание, забота о всеобщем счастье - это и чистый ислам, и чистое христианство, и чистый буддизм. Это основа, на которую накладываются все эти обозначения. А не внешние позы, которые относятся к христианству или буддизму.” (Геше Джампа Тинлей «Четыре печати», устный перевод М. Малыгиной; ист. -



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!