Основатель самбо харлампиев. Легенды самбо. Рождение и предки
Семья и ранние годы
Дед А. А. Харлампиева - Георгий Яковлевич Харлампиев - был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом . Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы боя, борьбы и самозащиты. Будучи чрезвычайно сильным, он пальцами мог порвать монету в три копейки. Существует легенда, что его будущая жена однажды ехала на тройке и лошади понесли; катастрофа казалась неминуемой. Однако по той же улице гулял Георгий Яковлевич, который смог остановить тройку - так они и познакомились.
Отец - Аркадий Георгиевич Харлампиев - с отличием окончил Академию художеств и был послан на обучение в Париж за государственный счет. Через некоторое время он остался без средств и, чтобы продолжить учёбу, начал выступать на профессиональном европейском ринге . Вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы, в абсолютной категории. Вернувшись в Россию, по прошествии времени стал родоначальником российской, а затем и советской школы бокса.
В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка . В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом.
Самбо
По мотивам этих путешествий А. А. Харлампиева в 1983-м году был снят фильм «Непобедимый ».
Уже будучи выдающимся мастером, Харлампиев изучал классическое дзюдо под руководством друга отца, Василия Сергеевича Ощепкова , который долго жил в Японии и тренировался в школе дзюдо Кодокан .
В 1938 году борьба самбо обрела официальный статус, и Харлампиев возглавил Федерацию самбо СССР, однако развитие нового вида борьбы было приостановлено Великой Отечественной войной . В первые же её дни Харлампиев ушел добровольцем на фронт; его служба была отмечена многими наградами. Закончив войну на Дальнем Востоке, он учился борьбе уже у японских пленных, в обозе которых было десять татами для дзюдо.
После войны продолжил свою работу по распространению и развитию самбо. Уже после ухода с поста главы федерации, Харлампиев оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области.
Также Анатолий Аркадьевич являлся доцентом кафедры физической культуры МЭИ . На здании библитечного корпуса МЭИ установлена мемориальная доска Харлампиеву (скульптор - член-корреспондент Российской Академии художеств Салават Александрович Щербаков).
Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 – 1979) – выдающийся исследователь национальных боевых искусств, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, посвятивший свою жизнь созданию и развитию борьбы САМБО .
Анатолий Харлампиев обучался боевым искусствам с раннего детства, сначала под руководством деда – выдающегося гимнаста и кулачного бойца, а затем и отца – чемпиона Франции и Европы по боксу, считающегося основоположником русской школы бокса.
Позднее Анатолий Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова , которого также принято считать одним из основоположников борьбы САМБО, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем.
Но особый его интерес Анатолия Харлампиева вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые он в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.
Соединение воедино наиболее эффективных приемов различных видов единоборств, а также использование их комбинаций – стало основой для создания нового вида борьбы, как говорил сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.
Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств.
Таким образом, обучая студентов, Анатолий Аркадьевич обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, он перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.
Ученики называли мастера — «Непобедимый », глубоко уважали и любили своего учителя.
Помимо занятий боевыми искусствами Харлампиев занимался фехтованием и альпинизмом, что позволяло ему до преклонных лет поддерживать прекрасную физическую форму.
Кроме преподавательской практики Анатолий Харлампиев регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство.
Итогом многолетних исследований и регулярной и интенсивной практики стало создание боевой системы САМБО которое включало в себя два раздела: спортивный раздел , который был основой стиля и боевой , включающий в себя дополнительные приемы, предназначенные для сотрудников силовых структур.
Официальной датой создания борьбы вольного стиля (как тогда называлось САМБО) считается 1938 год , когда система была признана, как самостоятельный вид спорта в СССР, а Анатолий Харлампиев назначен старшим тренером.
Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны «Непобедимый» мастер многократно проявлял отвагу и доблесть, за что был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».
После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.
Большой интерес мастера вызывали японские боевые искусства .
Даже во время войны Харлампиев продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними.
Увлечение боевыми искусствами помогало Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.
Позднее японцы присвоили мастеру самый почётный «подарок» – 8 дан по Дзюдо , который обычно не давали не гражданам Японии.
После окончания войны Анатолий Аркадьевич направил все силы на развитие и популяризацию САМБО.
Начиная с 1947 года и по настоящее время регулярно проводятся соревнования по борьбе САМБО , в том числе ежегодно проводятся чемпионаты имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева
, а центр Центр боевого самбо МЭИ, на кафедре физического воспитания и спорта которого мастер проработал последние двадцать шесть лет своей жизни, носит его имя.
Вклад мастера в создание, развитие и популяризацию САМБО неоценим.
Помимо мощнейшего прикладного аспекта, который несет в себе единоборство, САМБО - это философия жизни
, позволяющая человеку выработать логику и тактику ведения боя, развивает аналитические способности и внимательность, позволяет в кротчайшие сроки мобилизовать внутренние резервы организма и направить их на достижения цели.
Философия САМБО – это философия победы .
Особым вкладом в развитие САМБО являются книги Анатолия Харлампиева, которые несут на себе печать легендарной личности мастера.
Книги Харлампиева А.А:
- «Борьба самбо» (изд. 1956 г.)
- «Тактика борьбы самбо» (изд. 1958 г.)
- «Самозащита без оружия (Самбо)» — учебное пособие для работников милиции.
Анатолий Аркадьевич Харлампиев (29 октября 1906, Смоленск, Россия - 16 апреля 1979, Москва, СССР) - исследователь боевых искусств и национальных видов борьбы народов СССР, один из основоположников борьбы самбо, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР.
Биография
Дед А. А. Харлампиева - Георгий Яковлевич Харлампиев - был гимнастом и кулачным бойцом. Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы рукопашного боя, борьбы и самозащиты. Есть легенды о его силе: пальцами рвал трёхкопеечные монеты; остановил понесшую тройку лошадей (в экипаже которой находилась его будущая жена) и др.
Отец - Аркадий Георгиевич Харлампиев (1888-1936) - с отличием окончил Академию художеств и для продолжения обучения был направлен в Париж за государственный счёт. Через некоторое время из-за недостатка средств для продолжения учёбы начал выступать на профессиональном европейском ринге. Вскоре стал чемпионом Франции, а затем - и Европы (в абсолютной категории) . Вернувшись в Россию, Аркадий Георгиевич стал популяризировать бокс. Его считают одним из основоположников русской школы бокса.
С ранних детских лет Анатолия Аркадьевича тренировали дед и отец. Уже в 6 лет он выступал в номере воздушных гимнастов под куполом цирка. В шестнадцать - был довольно разносторонним спортсменом и хорошо подготовленным борцом и боксёром.
Создание борьбы самбо
А. А. Харлампиев посвятил свою жизнь созданию и развитию нового прикладного вида спорта - борьбы самбо. С начала 1920-х он стал собирать и систематизировать народные игры, содержащие приёмы борьбы; с 1934 г. - описывать и классифицировать спортивные и боевые приемы. В 1936 г. окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (отделение дзюдо Василия Сергеевича Ощепкова). С 1935 г. Анатолий Аркадьевич вёл тренировки по дзюдо в московском дворце спорта «Крылья Советов». Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). С 1945 г. по 1952 г. работал старшим тренером Центрального Совета «Динамо». С 1953 г. - доцент кафедры физвоспитания МЭИ.
Его предшественниками в деле создания нового национального вида борьбы в одежде (включающего наиболее эффективные средства из других видов борьбы) были Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (учеником которого был Анатолий Аркадьевич). И каждый из его предшественников, и Анатолий Аркадьевич по-разному видели предмет созидания.
А. А. Харлампиев создавал систему самбо, включающую спортивную подсистему (являющуюся фундаментом) и боевую (которая рассматривалась как целевая прикладная надстройка). Спортивная подсистема в итоге стала называться борьбой самбо (или просто - самбо), а боевая - боевым самбо. Фундаменту системы САМБО Анатолий Аркадьевич уделял особое внимание, делал всё возможное для развития борьбы самбо как массового вида спорта. Он был уверен, что только хорошо освоившие спортивную борьбу самбо могут быть успешными в боевом самбо.
Создавая свою систему самбо, А. А. Харлампиев тщательно изучал дзюдо и осваивал его на практике. В дзюдо он видел основание нового вида борьбы в одежде, обогащённого наиболее эффективными приёмами других видов борьбы. Дзюдо он осваивал под руководством Василия Сергеевича Ощепкова, который во время многолетнего пребывания в Японии тренировался в школе дзюдо Кодокан.
В годы работы преподавателем физической культуры в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) и Обществе строителей Международного красного стадиона (ОСМКС) А. А. Харлампиев продолжал исследования различных видов борьбы.
В КУТВе собралось немало профессиональных революционеров из стран Азии (Китая, Монголии и др.). Некоторые из них неплохо владели приёмами боевых искусств, и Анатолий Аркадьевич не упускал любую возможность освоить на практике (в схватке или показе) новые для себя приёмы борьбы. В его бойцовском арсенале были и техника английского бокса, и техника фехтования. Освоению новых приёмов способствовало и то, что он был хорошим акробатом и альпинистом.
Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.Род Харлампиевых
Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как "сияющий свет". Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом. В книге Эдуарда Хруцкого "Этот неистовый русский", рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.
Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.
Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь. Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его "благородным искусством самозащиты".
Достойный сын и внук
Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий "отец самбо" выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.
В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом.
Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который "подкинул" ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и "загорелся".
Учителя
До сих пор, когда Харлампиева называют "отцом самбо", в интернете разгораются жаркие споры по поводу его "отцовства". Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим "локомотивом" развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу "Кудокан", обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.
В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.
Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и "борцовки", изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее "дедом". Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.
Перенимая навыки
Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы - монголы, китайцы. Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы.
Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм "Непобедимый", в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы. Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.
Открытая система
В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем.
В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами.
Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось - самбо - принципиально новая система.
Все для самбо
В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот "исход" показал, насколько самбо универсальная система.
Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.
Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера. Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Скончался "отец самбо" в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.
Москва
Харлампиевы: гимнасты, боксёры, борцы, кулачные бойцы
и даже - альпинисты
Георгий Яковлевич Харлампиев (1861-1911). Реальными делами род Харлампиевых оправдывал свою фамилию, которая с греческого языка переводится как «радостный свет» («сияющий радостью). Одним из покровителей данного имени является Святой Харлампий. Он почитался в народе хранителем от внезапной смерти без покаяния, которая часто являлась следствием различных бедствий - мора, войн и т.п. Скорее всего, основатель рода Харлампиевых обладал высоким социальным статусом. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имели право носить в основном представители социальной верхушки, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от выходцев из других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами. Таким образом, Харлампий, со временем получил фамилию Харлампиев Многие ее представители были церковнослужителями, они своим образом жизни и делами были для окружающих примером высокой духовности и культуры. Георгий Яковлевич Харлампиев был первым представителем династии, который не пошел по пути, проторенному многочисленными поколениями его предков, и предпочел карьере священника государственную службу. Проявляя отменную добросовестность во всех поручаемых ему делах, он постепенно продвигался по служебной лестнице и со временем получил чин надворного советника, что по тогдашнему табелю о рангах соответствовало подполковнику и давало личное дворянство. Для династии Харлампиевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Невозможно с уверенностью сказать, увлекался ли смоленский дьякон Яков борьбой и физическими упражнениями. Но то, что его сын Георгий Яковлевич со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии - атлетической гимнастикой, утверждается в книге Э. Хруцкого «Этот неистовый русский», отразившей жизненный и творческий путь Аркадия Георгиевича Харлампиева. Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы - кулачных боев, столь популярных на Смоленщине, особенно на масленицу, и проводившихся на берегу или льду Днепра. Похоже, что у Харлампиевых в почете было утверждение – что все, кто хотел стать сильными и ловкими – назывались гимнастами. Семья Харлампиевых была семьей Смоленских гимнастов. Будучи чудовищно силен, Георгий Яковлевич мог пальцами порвать монету в три копейки. В то время больше никто не мог этого сделать. Вряд ли кто-то сможет и сейчас. Однажды его будущая жена ехала на тройке. И вдруг лошади понесли. Катастрофа казалась неминуемой. По счастью, по той же улице гулял Георгий Яковлевич. Он ухитрился схватить лошадей за сбрую, пригнуть их головы к земле и остановить тройку. Так они познакомились. А вскоре сыграли свою свадьбу. Существует рассказ о том, как трое Харлампиевых вызвали на кулачный бой весь Смоленск. На лед Днепра против них вышло больше ста человек. Братья врезались в толпу как раскаленный нож в масло. Первые противники с вывихнутыми челюстями упали на лед. Вскоре в толпе началась паника, а оставшиеся на ногах, обратились в бегство.
|
|
Пик Сталина (7495). Рисунок акварелью по бумаге Евгения Абалакова –
первовосходителя на эту вершину. (Со стороны маршрута штурмовой группы).
Любимым времяпровождением в редкие свободные часы бивачной жизни в горах, Аркадия Георгиевич любил уединение и наблюдение за вечерним небом в горах. Он считал, что лучшей цветопередачи, кроме красок горных закатов нет ничего Вскоре его дела сложились так, что он был вынужден перебраться во Францию, для учёбы в Парижской академии изящных искусств, и начинает зарабатывать на обучение и семейную жизнь на профессиональном боксёрском ринге под псевдонимом - Шарль Лампье. О его славных победах много писали в прессе, ему пророчили заманчивую перспективу во Франции, но после окончания учёбы Аркадий Георгиевич сразу возвращается в Россию. Вскоре в Союзе французских боксеров он защищает диссертацию на тему «О роли нравственных и умственных сил в бою». Результатом защиты стало присвоение ему звания профессора бокса. В годы первой мировой войны он был призван для учёбы в школе прапорщиков, затем на фронте возглавлял команду разведчиков и командовал ротой. В одном из боёв попал в плен в бессознательном состоянии, но совершил удачный побег и оказался снова во Франции. Поселившись в Париже, он набирает спортивную форму и начинает выступать в профессиональном боксе. В 1922 году, через шесть лет разлуки с семьёй, Харлампиев шагнул на родную землю и сразу же окунулся в привычную для себя жизнь организатора, судьи, педагога, спортсмена. Много лет он развивал бокс в Главной военной школе физического образования трудящихся, преподавал в Гиттисе, в Центральной школе милиции. Затем ему предложили место в институте физической культуры, где до конца жизни он занимал должность доцента на кафедре защиты и нападения. И где бы Аркадий Георгиевич ни работал, всюду пропагандировал он бокс как «могучее средство физического воспитания, зрелищно-игровое мероприятие и средство самозащиты». Он воспитал множество прекрасных спортсменов и просто здоровых людей, внес значительный вклад в теорию, методику и практику спорта, вошёл в историю как прославленный русский атлет.
|
Харлампиев много работал над учебными пособиями, правилами проведения соревнований по борьбе и боксу. Часто его соавторами выступали именитые спортсмены тех времен.
В работах А.Г.Харлампиева, А.Ф.Гетье и К.В.Градополова подробно освещены вопросы обучения и тренировки, а также тактики, стратегии, организации и проведения соревнований. Даны указания по спортивным снарядам, применяемым по время занятий боксом, по врачебному контролю и самоконтролю боксера, приведены правила соревнований. Часто в писательских трудах, ему помогал Александр Гетье – весьма серьезный боксер тех лет, который был одним из серьезных альпинистов того времени.
Аркадий Георгиевич был, как говорится – плодовитый автор различных учебных и методических пособий по своим видам спорта. В частности, его перу принадлежат до сих пор являющиеся авторитетными учебные пособия по борьбе самбо:
Харлампиев А. А. Система САМБО (сборник документов и материалов, 1933-1944). - М.: издатель Журавлёв, 2003. - 160 с. - ISBN 5-94775-003-1.
Харлампиев А. А. Борьба САМБО. - М.: «Физкультура и спорт», 1964. - 388 с
|
|
Сын Аркадия Георгиевича - Харлампиев Анатолий
Харлампиев Анатолий Аркадьевич (1906, Смоленск-1979, Москва) . ЗМС СССР. ЗТ СССР. Обладатель восьмого дана японской борьбы дзюдо (единственный из не японцев). Исследователь национальных видов борьбы народов СССР, основоположник борьбы самбо. Харлампиев всю свою жизнь оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области. Его отец и дед были выдающимися спортсменами. Дед - Георгий Яковлевич Харлампиев был отличным гимнастом и кулачным бойцом. Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы боя, борьбы и самозащиты. Был невероятно силен физически. (В те далекие времена не было более «мелких» делений на спортивные спецальности. Так понятие «Гимнаст», «гимнастика» включали в себя все физические силовые упражнения: борьбу, бокс&184 кулачные бои). Поэтому все спортивные секции относящиеся к этим занятиям назывались гимнастическими, а сами спортсмены – гимнастами. Еще в средней школе, Анатолий Аркадьевич получил всестороннее воспитание: он занимался различными видами спорта (гимнастикой, спортивными играми, лёгкой атлетикой, боксом и борьбой), а также интересовался музыкой, живописью, скульптурой. После школы он оканчивает курсы спортивных инструкторов и приступает к работе в Обществе строителей Международного Красного стадиона и театра революции. Участвуя в проведении различных массовых действий, Анатолий Аркадьевич получает задание собрать и описать различные игры и развлечения. Он отлично справился с поручением и систематизировал все это в своей рукописи. Без отрыва от производства Анатолий поступает в музыкальный техникум, а затем и в Московский институт физической культуры на отделение дзюдо. Его учителем стал друг отца актер В.С. Ощепков, у которого он начинал тренироваться еще до поступления в ГЦИФК. За год до окончания высшей школы Анатолий Аркадьевич в связи с болезнью Ощепкова принимает от Василия Сергеевича секцию дзюдо, открытую им во дворце спорта «Крылья Советов». Харлампиев так тренировался сам и тренировал своих подопечных, что скоро они стали занимать призовые места на всех соревнованиях. Очень быстро стали проявляться его педагогические и методические способности. Начиная с 1934 года он собирает и систематизирует различные технические действия, и к концу 1936 года их у него описано уже более 1000!Харлампиев Анатолий Георгиевич за рабочим столом
|
Анатолий Харлампиев (он слева) демонстрирует борцовский прием.
По мотивам путешествий А.А. Харлампиева в 1983 году был снят фильм «Непобедимый» с участием известного актера Андрея Ростоцкого, в роли Харлампиева. В этом фильме актер Ростоцкий создает привлекательный мужественный образ героя Андрея Хромова, который одержим идеей создания нового вида борьбы – «самооборону без оружия». Его герой – Андрей Хромов едет в Среднюю Азию, где знакомится с народной борьбой кураш. За время пребывания он не раз попадет в трудные ситуации, из которых выходит с честью. Действие фильма, посвященного памяти Анатолия Аркадьевича Харлампиева, основоположника борьбы самбо, происходит в 1920-1930 годах Отец двоих братьев - Анатолия и Георгия - Аркадий Георгиевич Харлампиев с отличием окончил Академию художеств и был послан на обучение в Париж за государственный счет. Когда у него совсем не оставалось средств, а нужно было продолжать учебу, он начал выступать на европейском ринге в качестве профессионала, стал чемпионом Франции, а потом и Европы. По прошествии времени он стал основателем российской, а потом и советской школ бокса. В шестилетнем возрасте Анатолий, которого тренировали и дед и отец, уже выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка. В 16 лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом. Тогда, в 1922 году, известный революционер и военный деятель периода гражданской войны Николай Ильич Подвойский увлек его идеей разработки универсальной борьбы – борьбы вольного стиля (под этим скорее всего подразумевалось - самбо). В то время Харлампиев работал в Красном университете трудящихся Востока (КУТВ) и Обществе строителей Международного красного стадиона (ОСМКС) преподавателем физической культуры подрабатывал и в одном из московских театров, уча артистов сценическому движению. В КУТВе постоянно собирались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе из Китая и Монголии. Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича появилась возможность регулярно с ними практиковаться в борьбе. Боролся он и с татарами, разучивая приемы национальной поясной борьбы. Еще до того, он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом фехтовал, бегал на длинные дистанции, был великолепным акробатом. Лично знал таких выдающихся борцов как Поддубный, Буль др. И как ни странно, при таких силовых видах спорта - был альпинистом высокого класса. В течение ряда лет Анатолий Аркадьевич ежегодно выезжал в среднеазиатские и кавказские республики, где ещё сохранились национальные виды борьбы. Он изучал их, систематизировал приемы и методы тренировки, для чего боролся на состязаниях сам, иногда по многу часов подряд. При собственном весе в 72 кг, используя свое мастерство, он иногда побеждал бойцов в два раза тяжелее себя. И там где позволяли условия, конечно, находил время и уходил в горы на восхождения. Анатолий Харлампиев очень любил совершать поездки в горы. Но даже в плотном графике основной своей деятельности он находил время для таких поездок. Чтобы иметь пошире возможности для горных занятий, он заканчивает школу инструкторов в Приэльбрусском альплагере «Искусство».
А Н К Е Т А
(Эта анкета заполнена почему-то простым карандашом, и без резолюций)
|
|
Швейцарцы отметили работу Харлампиева, подарив ему комплект альпинистского снаряжения. На следующий год, жена швейцарского советника, по просьбе брата Саладина, в знак благодарности подарила Г.Харлампиеву киноаппарат «Сименс». В 1935 году Харлампиев сопровождал немецкую группу Гентера в район перевала Бечо и спустился с ними из Кабардино-Балкарии в Сванетию. В том же году руководитель группы Мюнхенской молодежной секции альпинизма известный немецкий альпинист Людвиг Шмадерер, пригласил Георгия Харлампиева совершить в немецкой группе траверс Ушбы (юг-север). Траверс прошел успешно. Таким образом, Георгий Харлампиев стал первым советским и русским альпинистом, совершившим подобный траверс. Следует отметить, что Г.Харлампиев вышел на это восхождение, не имея официального разрешения выходить в составе немецкой группы. Подобный пример со стороны советских альпинистов не был рядовым явлением, что послужило одной из причин последующего ареста Георгия Харлампиева, как и получение от немецкой группы подарка в виде набора альпинистского снаряжения. Зная о пристрастии Гока к горной фотографии, новые швейцарские и немецкие друзья подарили ему прекрасную фотоаппаратуру. Вскоре Георгий получил из Германии письмо от знакомого альпиниста с просьбой сопровождать его в восхождениях на Кавказе и Тянь-Шане (по сути - работать гидом), Георгий показывает это письмо Семеновскому и просит совета в оформлении необходимых документов. Василий Григорьевич Семеновский тогда работал в Народном Комиссариате иностранных дел СССР. Но Семеновский предложил Георгию воздержаться от ответа, «так как время тревожное». В конце 30-х годов ХХ века страну захлестнула волна репрессий, в которой нашлось «местечко» и для известных спортсменов. Правда, альпинистов репрессии коснулись позже других. 1935 г. – Харлампиев в группе Евгения Абалакова (В.Абалаков, В.Чередова, Ан.Малейнов и другие альпинисты) участвовал в геолого-разведочных работах Экспедиции «Союзникельоловоразведка» в Туркестанском хребте. В свободное время от основной работы, альпинисты-изыскатели (в том числе и Георгий) совершали спортивные восхождения на вершины района: пик Оловянный, Ушбишка, Остроконечный и пик Гранитный. Все вершины по высоте близкие (и превышающие) 5000 метров.
|
1935 год. Экспедиция «Союзникельоловоразведка».
Туркестанский хребет. Виктор Корзун страхует Виталия
Абалакова.
Фото Георгия Харлампиева.
1938 год - 16 марта был арестован альпинист и музыкант Георгий Аркадьевич Харлампиев.
|
Георгий Харлампиев в Таганской тюрьме.
Что послужило причиной ареста? – Только те «сведения» о его работе с иностранными группами, которые были «добыты» и стали основой обвинений предъявленных Харлампиеву при аресте. При обыске у него в доме были изъяты: сундук с фотопленками, киноаппарат, проекционный аппарат, альбомы с марками. На следствии ему ставился в вину факт получения в подарок немецкого снаряжения. Г. Харлампиеву приписывалось и «совершение катастроф в горах, и умышленное их не разбирательство» (так в протоколе допроса). Еще он обвинялся, что за вознаграждение и без специального разрешения, сопровождал иностранцев в горах Союза. Особо отмечалось, что он ходил со швейцарскими альпинистами в приграничных районах Тянь-Шангя (шпионаж!), хотя без официального на то разрешения туда не могла бы и «птица залететь». И это все по результатам всего одного допроса! 1938 год – 22 марта. Находясь под следствием в Таганской тюрьме, на единственном допросе Георгия вынудили «признаться», что он был вовлечен Семеновским в контрреволюционную организацию (исходя из сведений протокола допроса, появлялись сомнения в том, что он так говорил, но всей правды мы уже никогда не узнаем). В эту организацию, по «словам Харлампиева» (так в протоколе единственного допроса от 22 марта 1938 г.) входили альпинисты-инструкторы: Гринфельд Осип, Слуцкин Соломон (расстрелян в Бутово), Абалаков Виталий (отсидел несколько лет в спецтюрьме НКВД), Дадиомов Михаил, Ходакевич Сергей, Корзун Олег (расстрелян в Бутово), Заричняк (подданный Галиции, расстрелян по видимому в Нальчике), Зауберер (австриец из Тироля - депортирован), Розенцвейг (расстрелян в Бутово), Левинсон (расстрелян в Бутово), В.Семеновский (расстрелян в Бутово). Г.Харлампиев был обвинен в принадлежности к контрреволюционной террористической организации туристов и альпинистов т.н. группа В.Л.Семеновского. 1938 год - 28 мая по решению «двойки» ВКС (ст. 58, пп.6, 8 и 11) Георгий Харлампиев был приговорен к высшей мере наказания и в этот же день был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД.(«Двойки», «Тройки» и другие разновидности внесудебных структур являлись наиболее действенным инструментом при проведении массовых политических репрессий. В 1937-1938 годах в среднем приходилось 25 дел на лиц, осужденных судебными органами, специально назначенные высшими чинами органов НКВД, Наркомата юстиции и пр. (для ускоренного решения дел). 1957 год – 21 октября Г.А.Харлампиев был полностью реабилитирован. В обвинительном заключении по делу музыканта и известного альпиниста Харлампиева говорилось: «Следствием установлено, что одним из активных участников контрреволюционной организации альпинистов, ставящей своей целью свержение советской власти и восстановление капитализма и фашистской диктатуры (ни мало, ни много – фашистской диктатуры!) в СССР, является Харлампиев Г.А» (По многочисленным публикациям о Харлампиевых, С.Иванова-Катанского, Admin, Like. BOOK.RU, Images.yandex.ru, Wfclub.ru, Wikipedia.ru, Gorod.tomsk.ru, авторских книг А.Г.Харлампиева и др. Фото – Интернет-источники, ARTPOISK. INFO,Г.Харлампиев)