Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

План тренировки детей в настольном теннисе (8 упражнений)

Период начального обучения в настольном теннисе продолжается примерно 3 года - до 9-10 лет. Он содержит техническое и теоретическое обучение, совершенствование технических качеств. Главными методами является показ и объяснение, которые подкрепляются упражнением, т.е. повторением. Из четырех видов подготовки основное место занимают: техническая, физическая и психологическая подготовка. По ходу в процессе занятий постепенно осваиваются элементарные навыки тактической подготовки.

Главной задачей технической подготовки является методически правильное, грамотно организованное изучение основных технических приемов. Достижение автоматизма в исполнении этих приемов на данном этапе обучения является второстепенной задачей. Примерная последовательность изучения технических элементов игры следующая:

Правильная хватка ракетки;

Основная стойка и стойки для ударов справа и слева;

Передвижение приставными шагами;

Промежуточная игра, сначала толчком, затем подрезкой;

Подача как способ введения мяча в игру, справа и слева;

Контрудар справа и слева;

Удар справа и слева;

Защита подрезкой справа и слева.

Для изучения этих технических приемов необходимо пользоваться упражнениями с мячом и без него, у стола, в парах. Упражнения должны постоянно усложняться. Очень важно, чтобы в этот период дети имели возможность играть с более сильными партнерами.

В течение занятия следует изучать не более одного-двух технических приемов или упражнений.

Порядок обучения технико-тактическим приемам ведения игры может быть произвольным, однако в начале изучаются элементы нападения и контрнападения, а уж потом защиты.

После того, как дети научились перекидывать мяч через сетку простейшим способом, следует одновременно и параллельно переходить к изучению нападающего удара справа (слева). Это не исключает возможности в определенный период уделять больше внимания по времени одному из этих ударов. Большинство детей проявляет предпочтение одному из ударов, или, чаще всего, игре с определенной части стола. Чтобы сразу исключить эту односторонность, следует пользоваться одновременным изучением ударов справа и слева.

После того, как освоено движение руки для нападающих ударов следует сразу перейти к управлению полетом мяча, умению посылать его в заданные зоны стола.

Уже в этот первоначальный период более одаренные дети могут быть отобраны в отдельные группы, где переход к изучению новых приемов должен совершенствоваться быстрее.

Когда переходят к игре на столах, подача в простейшей форме должна быть изучена на первых 10 занятиях. Следует обратить внимание на то, чтобы подача служила способом введения мяча в игру.

Следует разрешить детям сыграть несколько партий на счет даже с первых занятий, после того как они научились держать мяч на столе. Игра на счет является очень важным стимулом, которым пренебрегать никак нельзя. А после двух-трех месяцев обучения технике игры на столах можно уже проводить тренировочные турниры.

Участие в соревнованиях должно начаться не раньше, чем тогда, когда, ребенок освоил основные технические элементы игры и его техническая подготовка позволяет играть с соперником. После года обучения участие в официальных соревнованиях необходимо.

Параллельно необходима физическая подготовка детей. Она сначала не имеет специфической направленности и должна осуществляться классическими средствами. Главной задачей физической подготовки является гармоническое развитие ребенка, освоение как можно большего количества двигательных навыков, что способствует развитию общей подвижности и координации ребенка. Это база обучению техническим ударам и передвижениям.

Физическая подготовка должна занимать значительное место на всех этапах. Практически это означает 15-20 минут каждого занятия в недельном цикле.

Очень важно обучить детей разминке, самостоятельно и в группе уже с первых занятий. Возникающая закрепощенность отдельных частей тела во время игры и при выполнении большого объема нагрузок, особенно на опорно-двигательный аппарат, требует от преподавателя большого внимания к дозировке и чередованию упражнений в процессе обучения.

В основе технической подготовки новичков лежит обучение упражнениям с мячом и ракеткой. В практике обыденной жизни вне спортивного зала дети не имеют достаточного опыта двигательной деятельности, а тем более опыта действий с мячом и ракеткой для настольного тенниса. Основным методом на начальных периодах занятий является многократное повторение отдельных частей и целого упражнения с постепенным усложнением заданий. Это позволяет занимающимся быстрее привыкнуть к обращению с мячом и ракеткой, научиться чувствовать себя с ними свободно, а в дальнейшем способствует быстрому освоению основ технических приемов игры.

Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, требуют сразу оценки своих действий, в то же самое время нельзя очень строго судить их за ошибки, но и хвалить незаслуженно. Полезно проводить подведение итогов как отдельного занятия, так и в целом за некоторый период времени (неделю, месяц, четверть, год). Наиболее эффективными формами оценки выполнения упражнений детьми могут быть: индивидуальная проверка выполнения упражнения тренером; проверка упражнений на соревнованиях в группе с выявлением победителей и мест, занятых его участниками.

Основными педагогическими приемами на начальном этапе обучения являются: объяснение, показ, демонстрация упражнения.

Прежде чем начать обучать занимающихся упражнениям с мячом и ракеткой, необходимо научить их правильной хватке ракетки, а затем в ходе занятий исправлять имеющиеся ошибок. Обучение упражнениям надо проводить в группах с ведением при этом элемента соревнования.

Следующим этапом обучения навыкам владения мячом и ракеткой является изучение вращений мяча, но при этом продолжается совершенствование предыдущих упражнений с установкой: от занятий к занятию увеличить количественные показатели каждого из них и выполнять их без ошибок.

Психологическая подготовка юных спортсменов на начальном этапе обучения направлена на формирование устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятиями физической культурой и спортом, желание стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

Наблюдения тренера во время эстафет, подвижных игр, игр с мячом и ракеткой позволяют оценить способности детей в комплексе их проявлений, выявить наиболее дисциплинированных, двигательно активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, принимающих на себя роль лидера, стремящихся быть во всем первыми, внимательных и быстро усваивающих новые виды движений.

В этот период полезно организовывать беседы с ведущими спортсменами, просмотры соревнований, фильмов, тренировок сильнейших спортсменов.

Предварительный просмотр:

«Играем в настольный теннис».

Время непременно движется вперед: одно поколение вырастает, на смену ему приходит другое. А желание детей играть в спортивные игры постоянно, дети как любили, так и любят играть в мяч.

Настольный теннис один из самых доступных видов спорта для многих детей. Для этого вида спорта практически нет противопоказаний, а минимум возможных травм делает настольный теннис возможным даже для малышей.

Сейчас практически в каждом дворе есть теннисные столы и купить теннисные ракетки и шарик, в виду того, что они не являются дорогостоящим спортивным снаряжением, может каждый. Играя в настольный теннис, и получая удовольствие от игры, дети даже не подозревают как это полезно, как много навыков и умений они приобретают, какую пользу приносят здоровью.

Для игры в настольный теннис необходим стол, ракетка и целлулоидный мяч. А также необходимы не только минимальная физическая подготовка воспитателя и родителей, но еще в большей степени нужно иметь знания об особенностях обучения спортивным играм дошкольников. В этом году мы проводили мастер-класс для воспитателей СДС по теме «Особенности обучения дошкольников спортивным играм». Педагоги активно работали с ресурсами интернета, дополнительной литературой и теоретическая подготовка их удовлетворительная. А вот практических умений педагогам не хватает, в чем они признавались и выразили пожелание помочь им.

Предлагаем некоторые интересные советы, методы и приемы обучения настольному теннису воспитателям и родителям .

Считается, что настольный теннис появился в Англии и своим рождением настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис, и игру перенесли в помещение. Вначале играли на полу. Позднее из-за отсутствия больших залов появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули, а между ними натянули сетку, и в настольный теннис стали играть в комнате. Родилась игра во второй половине XIX века как игра-развлечение.

Суть игры заключается в перебрасывании мяча ракеткой через сетку на сторону противника после того, как мяч один раз отскочит от стола. При соприкосновении со столом мяч издает характерный звук «пинг-понг», поэтому игру еще могут называть «пинг-понг».

Обучая детей настольному теннису, в своей работе с детьми мы используем тематическую программу Н.И.Николаевой «Школа Мяча» и программу обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста А.А.Морозовой «Невская ракетка». Рекомендуемая ими технология предлагает воспитателю игровые формы физического воспитания. В течение учебного года более 60% проводимых занятий строятся на основе подвижных игр. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм. Надо стараться, чтобы занятие проходило как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Обучение настольному теннису состоит из нескольких этапов.

Подготовительный этап. Этот этап - самый сложный и длительный отрезок обучения. На этом этапе происходит не только знакомство с настольным теннисом и оборудованием, но и сложный процесс овладения детьми соотносящих действий с мячом и ракеткой. Приемам настольного тенниса дошкольников следует обучать в такой последовательности: держание ракетки (хватка), стойка теннисиста, перемещения, изучение ударов и подач.

Главная проблема на этом этапе - научить детей «чувствовать» мяч, регулировать силу удара, наклон ракетки.

На первом этапе работа должна вестись по двум направлениям:

  • общефизическая подготовка;
  • овладение навыками настольного тенниса.

На втором этапе, помимо общефизической подготовки, продолжаются ставиться задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а также задачи обучения игре на столе, обучение стойке у стола, перемещение у стола, удар толчком, обучение подаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе.

Основная задача третьего этапа - закрепление и совершенствование техники овладения игрой - это игра по правилам.

Техника настольного тенниса включает в себя стойки, перемещения, удары.

Способ держания ракетки называют хваткой. Наиболее целесообразным в ДОУ является использование удара толчком. Удар толчком простейший удар в настольном теннисе. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).

Для отработки движений в настольном теннисе можно использовать в ДОУ тренажеры. В начале обучения они значительно ускоряют освоение и закрепление навыков детей.

Используя рекомендации А.А.Морозовой, мы сделали спортивный тренажер (теннисные мячи, подвешенные на леске) и активно его используем. Детям предлагалось на нем разучивать технику прямой подачи с ракеткой и технику отбивания теннисного мяча тыльной стороной ракетки. Спортивный тренажер полюбился не только детям - некоторые родители, увидев его в деле на открытых занятиях, стали использовать его летом на даче.

Очень эффективно занятия по обучению игре строить с учетом постепенного нарастания и к концу – снижения физической нагрузки. А для этого программа обучения рекомендует использовать упражнения и игры с мячами разного диаметра.

Советуем в основной части занятия использовать поточный метод организации (дети двигаются по кругу, друг за другом). Как полоса препятствия, которая состоит из упражнений обучающего характера. Например: «закати мяч в обруч по дощечке», «мяч через две горки», «прокати мяч по скамейке» и т.д.

Опыт практической работы показал, что дети очень любят и подвижные игры с элементами настольного тенниса.

Не дай мячу скатиться .

Цель игры: ровно держать ракетку с мячом.

Описание игры : У каждого ребенка ракетка с мячом. По сигналу воспитателя «Начали!» каждому игроку следует положить мяч на середину ракетки, держать ее горизонтально полу так, чтобы мяч как можно дольше продержался на ракетке.

Защити корзину от мячей .

Цель игры: отбивать мяч ракеткой в разных направлениях.

Описание игры : дети образуют 4 круга. В центре круга ставится корзина, рядом с корзиной – водящий, у него ракетка. У каждого играющего в руках по мячу. По сигналу воспитателя дети поочередно бросают мяч в корзину, стараясь попасть в нее. Водящий защищает корзину, отражая мячи ракеткой, отбивая их в любую сторону. Если в течение 2 минут водящий сумел защитить корзину от мячей, то он справился со своей ролью.

Фонтанчик .

Цель игры: удержание мяча в указанной зоне теннисного стола.

Описание игры: Дети стоят вокруг теннисного стола. У каждого в руке ракетка и теннисный мяч. Каждый игрок выполняет бросок мяча об стол и после отскока отбивает снизу вверх тыльной стороной ракетки .

Паровозик

Цель игры: выполнять правильный удар ракеткой.

Описание игры: На одной стороне теннисного стола располагается один игрок, а на другой команда из трех-четырех игроков. Игроки команды поочередно отбивают мяч тыльной стороной ракетки и передвигаются в конец колонны , уступая площадку следующему игроку. Игра ведется 3 минуты. Победителем считается тот игрок, который к окончанию времени игры совершил меньшее количество ошибок.

В биллиард мячом

Цель игры: ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.

Описание игры: Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из гимнастических палок на полу выкладываются стенки биллиарда размером 2 на 1м. По углам оставляются промежутки шириной 10см – лузы.

Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол – лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

В заключении хочется сказать, что обучать дошкольников настольному теннису можно и нужно. Систематические занятия с использованием игровых методов и приемов приносят эффективные результаты. К концу года в разных возрастных группах дети правильно и уверенно держат теннисную ракетку, «чувствуют» мяч и могут отбить мяч простым способом, ударом толчком.

Надеемся, что предложенные методические советы, приемы воспитатели и родители могут использовать в своей практике. И помните, педагог, организующий игры и упражнения с мячом должен любить мяч так, чтобы передавать свою любовь к спорту детям.

Список использованной литературы:

1 . «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина М.: Москва «Аркти»

2. «Школа мяча» Н.И.Николаева СП. «Детство- Пресс» 2008

3. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.;

4. «Невская ракетка» А.А.Морозова Санкт-Петербург, Издательство «Детство-Пресс» 2006

5. «Игры с мячом и ракеткой» В.Г.Гришин Москва «Просвещение» 1982


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Детско-юношеский клуб физической подготовки

ТЕННИС

Программа для кружков по теннису в детско-юношеских клубах физической подготовки

Разработал:

тренер по теннису,

магистр педагогических наук

Шевкова Н.В.

Пояснительная записка…………………………………………………………………

……….

1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов………………………....

1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису……………..

1.3. Основы начального обучения игре в теннис……………………………………...

1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп………………………………

1.5. Режим работы кружков по теннису……………………………………………….

2. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 1, 2 и 3 года обучения …………………………………………………………………………………

2.1. Учебный план……………………………………………………………………….

2.2. Программный материал……………………………………………………………

3. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 4 года обучения (и свыше) ……………………………………………………………………

3.1. Учебный план……………………………………………………………………….

3.2. Программный материал……………………………………………………………

4. Тестирование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности ……………………………………………………...

5. Воспитательная работа ……………………………………………………………..

6. Перечень инвентаря и оборудования …………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

Опыт работы ДЮК ФП свидетельствует о том, что при хорошей организации учебного процесса и высоком качестве деятельности педагогического состава детско-юношеские клубы являются отличными базами привлечения детей, подростков и юношей к систематическим занятиям теннисом, воспитания юных спортсменов и подготовки общественного актива для коллективов физической культуры общеобразовательных школ.

Руководители и педагогический состав ДЮК ФП особое внимание в своей повседневной деятельности должны уделять:

    привлечению большого количества детей к избранному виду спорта;

    созданию условий для регулярных круглогодичных занятий;

    привитию у занимающихся интереса к избранному ими виду спорта;

    проведению систематической воспитательной работы;

    чёткой организации учебно-воспитательного процесса, использованию данных науки и передовой практики;

    овладению занимающимися необходимыми теоретическими знаниями (в соответствии с требованиями программы) как важному фактору повышения качества и продуктивности занятий;

    систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию занимающихся в соревнованиях своего коллектива, района, города;

    привлечению родителей к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы Клуба.

Программа по теннису для детско-юношеских клубов физической подготовки Республики Беларусь составлена на основе директивных и нормативных документов Министерства образования, труда и социальной защиты с учётом передового опыта работы с юными спортсменами, результатов научных исследований и тенденции развития тенниса в детско-юношеских клубах как вида спорта.

В настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружков по теннису в детско-юношеских клубах, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.

1. Организация учебно-воспитательной работы в кружках по теннису

Организация учебных занятий, проведение воспитательной работы с занимающимися осуществляется совместно руководством ДЮК ФП, педагогическим составом и родителями.

Кружок по теннису должен иметь основные документы планирования и учёта работы, календарный план соревнований: внутри групп на первенство кружка, городские соревнования среди детско-юношеских клубов, а также матчевые встречи с кружками по теннису других Клубов (личные и командные).

Занятия в кружке по теннису должны обеспечить всестороннюю физическую, техническую, тактическую, психическую и теоретическую подготовленность занимающихся.

Цель учебно-воспитательного процесса – воспитание целеустремлённого, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, подготовленного к высокопроизводительному творческому труду, способного показать наилучшие спортивные результаты в меру своих индивидуальных возможностей молодого человека.

В соответствии с задачами Клуба, кружок по теннису призван решать следующие задачи :

    привлекать детей, подростков и юношей к систематическим занятиям теннисом;

    осуществлять подготовку всесторонне развитых детей, подростков и юношей, обеспечивать укрепление их здоровья;

    оказывать помощь общеобразовательным школам в организации спортивно-массовой работы;

    готовить спортивный резерв для передачи в ДЮСШ, СДЮШОР, РЦОП, РЦОР.

Современная подготовка спортивного резерва в детско-юношеских клубах должна осуществляться на основе следующих методических положений :

    всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание широкого комплекса физических качеств и формирование двигательных навыков, создающих фундамент для достижения физического совершенства;

    строгая преемственность задач, средств и методов подготовки детей, подростков и юношей;

    строгое соблюдение принципа постепенности применения физических нагрузок в процессе подготовки юных теннисистов;

    неуклонное возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки.

1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов

Концепция обучения в теннисе выстраивается как последовательный анализ игровой соревно-вательной деятельности и трансформация полученной информации в модели тренировочных заданий: игру разделяют на фрагменты, фазы, ситуации, в которых моделируются действия игрока.

Однако до сих пор существуют мнения о том, что прежде, чем ребенок начинает играть, его сле-дует обучить ряду действий с мячом и без него. Таким образом, обучение юных теннисистов начина-ется с изучения технических приемов в упражнениях. Однако, то, что сформировано вне игры, в игре будет «рваться». Да и сама обстановка упражнения предлагает заранее готовый ответ на задание. Становится понятным, что такой подход лишает ребенка главного - развития игрового такти-ческого мышления, т.е. мысль и действие, которые в игре представлены едино, в упражнении расчле-няются.

Следует пересмотреть, в первую очередь, систему подготовки юных теннисистов на этапе начального обучения , отдав предпочтение игровым средствам , создающим богатейший двигательный фонд ребен-ка, придающий ему энтузиазм, развивающий творчество, обогащающий радостью, что очень важно.

International Tennis Federation (ITF) развивает во всем мире программу по мини-теннису в общеобразовательных школах « Play and stay » .

Основные положения программы обучения мини-теннису «Play and stay»:

1. Мини-теннис – идеальный путь ознакомления с игрой в большой теннис.

2. Наиболее эффективным способом привлечения внимания детей к теннису является использование игр с мячом и ракеткой, представленных в веселой и активной форме. Это дает возможность большому количеству детей научиться играть в теннис и получать удовольствие от игры.

3. Вместо привычного обучения теннисной технике, предлагается использовать игры, способствующие обучению теннису. Для игрока лучше выполнить задание с неидеальной техникой, чем, используя хорошую технику добиться малого или никакого успеха.

4. В занятиях используется инвентарь, соответствующий детским возможностям: низкие сетки, поролоновые мячи, легкие ракетки.

5. В качестве корта для занятий могут быть использованы любые ровные поверхности, причем корт может быть уменьшен (см. Приложение 4).

6. Число учеников может быть до 30 человек.

7. Каждый урок по мини-теннису должен включать:

Подвижные игры, развивающие координационные, скоростные и скоростно-силовые способности;

Упражнения, дающие возможность познакомиться с теннисным инвентарем;

Различные упражнения и повторения, в которых используются конусы, обручи, мячи различных размеров;

Игры с мячом и ракеткой по простым правилам, развивающие координацию и тактическое мышление.

      1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису

Таблица 1. Возрастные границы этапов подготовки в кружках по теннису

Возраст / лет

Общей подготовки

1, 2 и 3год обучения

Специальной подготовки

Подготовительный

4 год обучения (и свыше)

Соревновательный

Переходный

1-й этап – общей подготовки.

Продолжительность - 3-5 лет. Задачи на данном этапе нацелены на развитие «школы движений и действий», «школы мяча», формирование базы общей и специальной физической подготовленности, техники и тактики теннисиста.

    укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки;

    всестороннее развитие, формирование начальной базы разносторонней физической подготовленности и на её основе создание предпосылок для успешного освоения техники и тактики;

    постановка основ техники всех ударов и освоение элементарных основ тактики;

    формирование дисциплины и самостоятельности, устойчивого интереса к занятиям, навыков гигиены и самоконтроля;

    ознакомление с теорией техники и тактики тенниса.

В группах общей подготовки, где занимающиеся ещё не выступают регулярно в официальных соревнованиях, учебный план строится без деления на периоды.

2-й этап – специальной подготовки.

Задачи на данном этапе нацелены на дальнейшее совершенствование всех видов подготовленности юного теннисиста.

    дальнейшее повышение уровня всестороннего физического развития; совершенствование основных физических и морально-волевых качеств;

    дальнейшее совершенствование и закрепление в игре со счётом всех приёмов техники;

    освоение в полном объёме стратегии и тактики;

    приобретение опыта участия в соревнованиях;

    дальнейшее изучение теоретических основ тренировки, техники, стратегии и тактики, формирование творческого отношения к процессу спортивного совершенствования.

В группах специальной подготовки занимающиеся выступают на соревнованиях: внутригрупповые соревнования на первенство кружка, районные соревнования и городские соревнования среди детско-юношеских клубов.

В связи с этим, годичный цикл подготовки в этих группах делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период (делится на 2 этапа):

1) этап предварительной подготовки, задачами которого являются: всесторонняя физическая, техническая, тактическая, психическая подготовка теннисистов; подготовка к сдаче контрольных нормативов;

2) этап предсоревновательной подготовки, задачами которого являются: подготовка к предстоящим соревнованиям; дальнейшее совершенствование специальных двигательных способностей; изучение и совершенствование техники и тактики игры.

Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; спортивные и подвижные игры; упражнения для развития специальных двигательных способностей, а также для освоения техники и тактики игры в теннис; учебные, контрольные и товарищеские игры.

Соревновательный период.

Основные задачи: достижение стабильных результатов реализации техники и тактики игры; специальная подготовка к каждому соревнованию; воспитание волевых качеств.

Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; плавание; спортивные и подвижные игры; специальные упражнения по технике и тактике игры; контрольные, товарищеские и официальные соревнования.

Учебная работа в этом периоде проводится с учётом особенностей предстоящих соревнований.

Переходный период.

Основные задачи: активный отдых; создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы; поддержание уровня общей физической и технической подготовленности; контрольное тестирование.

Основные средства: плавание; массаж; спортивные и подвижные игры.

Продолжительность каждого периода зависит от особенностей календаря соревнований, от задач на год.

1.3. Основы начального обучения игре в теннис

Широкое распространение получили методы обучения с поролоновыми мячами и легкими ракетками. При этом также используется уменьшенные корты (см. Приложение 4).

Работая с мячом, юный теннисист приобретает опыт в зрительном восприятии мяча, осваивается с различной скоростью его полёта и отскока от земли, учится ловить его в различных точках с отскока и с лёта, развивает правильную координацию движений, согласованных с полётом мяча.

Упражнения с мячом применяют для правой и левой руки для лучшего гармоничного развития ребенка и координации движений. Выполняя эти упражнения, дети должны научиться пристально смотреть на мяч.

Важную роль играет начальное освоение техники.

Традиционно, обучение технике выполнения приёма осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – ознакомление с разучиваемым приёмом. С самого начала важно акцентировать внимание на хватке ракетки, объяснить правильное положение кисти на ручке ракетки, положение продольной оси ракетки и струнной поверхности относительно земли в основной фазе - фазе взаимодействия ракетки с мячом. Затем используют показ и объяснение .

Второй этап – изучение приёма в упрощённых условиях. На этом этапе дети должны получить не только общее, но и детальное представление об изучаемом приёме. Прежде всего овладеть:

Начальной (подготовительной для данного действия) позой;

Конечной позой;

Приёмами самоконтроля при переходе из одной позы к другой;

Переходом от начальной позы к позе окончания фазы;

Переходом от одной позы к другой под визуальным контролем;

Выполнением движения медленно, контролируя его.

Далее, занимающихся подводят к выполнению движения в целом. Игрок имитирует движения удара, стараясь овладеть правильным ритмом (под команду тренера). Обучение на этом этапе во многом зависит от подбора подводящих упражнений : по своей структуре они должны быть близки к техническому приёму и соответствовать физическим возможностям занимающихся.

Третий этап – изучение приёма в усложнённых условиях. Многократное повторение, обеспечивает становление и закрепление знаний и умений. Повторение предполагает изменения условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого умения: выполнение ударов в разных по высоте точках, с разным вращением, направлением, силой и траекторией полёта мяча. На этом этапе осваивают чередование различных ударов, тактические комбинации. В занятия вносят элемент соревнований.

Четвёртый этап – закрепление приёма в игре. На этом этапе занимающиеся выполняют специальные задания в учебной игре, тесно связанные с задачами, решаемыми в занятии по технической подготовке. В дальнейшем используют задания - установки в контрольных играх со счётом.

При работе с детьми начальных классов целесообразно не акцентировать внимание детей на фазах удара, а создавать образные представления. Очень важную роль играет личный показ руководителя кружка.

Необходимо сразу создать у детей правильное представление об ударе.

Удар должен быть представлен так, чтобы дети смогли его выполнить. Для этого необходимо показать самое простое движение, в котором будут обозначены «ключевые» моменты.

Например, при ударах с отскока (справа и слева) лучше выполнять маленький замах таким образом, чтобы основание ручки ракетки было обращено на сетку. Далее, рука выходит вперед, таким образом, чтобы мячик оказался в центре головки ракетки - точка удара. После этого, головка ракетки ускоряет движение по мячу и выходит вверх - окончание удара.

Удары справа и слева необходимо разучивать параллельно.

При ударах с лета целесообразно использовать обыкновенные «подставки» впереди себя.

Подача, обычно, начинается с подброса. Необходимо научить детей правильному замаху, небольшой петле, а главное, - выходу головки ракетки на мяч в самом верху.

Все приемы техники следует разучивать одновременно с правильным движением ног, т.е. в движении.

Наиболее частыми причинами ошибок является скованность движений - зажатость плечевого пояса, а также болтающееся запястье.

Основным средством физической подготовки в младшем школьном возрасте являются подвижные и спортивные игры, которые способствуют развитию и поддержанию интереса к занятиям, обеспечивают гармоничное физическое развитие, улучшают координацию движений.

Игры с мячом и ракеткой позволяют овладеть начальными основами техники движений и действий, а также развивают тактическое мышление юных теннисистов.

В первую очередь, детей нужно учить играть . Эта игра потом переходит в большой теннис.

1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп

Таблица 2. Комплектование и наполняемость учебных групп для кружков по теннису

Возраст занимающихся, лет

Кол-во занимающихся, чел.

Кол-во часов в неделю, акад. час

Всего часов за год - 52 недели, акад. час

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения (и свыше)

В кружки 1 года обучения зачисляются все дети, желающие заниматься теннисом, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий теннисом. Зачисление учащихся производится по заявлению поступающего при согласии родителей и наличии допуска врача. По количеству занимающихся допускается принять на 50-70% больше минимального состава групп. По окончании учебного года состав групп начальной подготовки должен составлять не менее 70% от набранного количества.

Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения Педагогического совета. Учащиеся, не выполнившие контрольные нормативы, могут оставаться на повторный год обучения, но не более одного раза на каждом этапе.

1.5. Режим работы кружков по теннису

Учебный год начинается 1 сентября. Учебно-воспитательный процесс проводится круглогодично в соответствии с годовым учебным планом и настоящей программой.

Учебный план рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях Клуба и 6 недель - в условиях оздоровительно-спортивного лагеря. Основными формами работы в кружках являются: групповые учебные занятия, работа по индивидуальным планам (со сборной Клуба), педагогические тестирования, теоретические занятия, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, матчевых встречах, пребывание в оздоровительно-спортивном лагере.

по программе « ... секции Детско -юношеского клуба физической подготовки . Членами... по мини-футболу, баскетболу, волейболу, теннису ...

  • Программа развития центра образования «столичный-кит» на 2010 – 2015

    Программа

    Стола для игры в настольный теннис ; 2 спортивных тренажера. Для ... кружки по информатик и информационным технологиям; готовятся материалы для ... Дрофа, 2000г. и программы для детско -юношеских клубов физической подготовки Москва, Просвещение 1999г. 2. ...

  • Том1 введение в специальность история и общая характеристика адаптивной физической культуры

    Методические рекомендации

    Создание для инвалидов таких образовательных учреждений, как детско -юношеский клуб физической подготовки , дет­ско -юношеская спортивная школа, детско -юношеская спортивная школа...

  • Работа по подготовке доклада осуществлялась рабочей группой в составе круть семён викторович иванов игорь владимирович баканова ирина николаевна

    Доклад

    ... по детскому движению; формирование компьютерного банка данных о детских общественных объединениях, программах их деятельности; подготовку специалистов для ... детских оздоровительно-образовательных центров, 2 детско -юношеских клуба физической подготовки , ...

  • Краткая аннотация программы

    Документ

    Новых адаптированных программ по технологии. Ведение кружков «Хозяин... районного Дома детского творчества и Детского юношеского клуба физической подготовки с целью... школы по кроссу, турнир по настольному теннису ; - ноябрь - первенства по спортивным...

  • Елена Киселёва
    Планирование обучения детей 4-х лет игре в настольный теннис в ДОУ

    Мы предлагаем вариант, как можно начинать учить дошкольников игре в настольный теннис, начиная с 4-х лет. Данный опыт был получен в результате педагогической деятельности на базе МБДОУ «Берёзка» пос. Кинельский, Кинельского района, Самарской области.

    В материалах представлен перспективный план образовательной деятельности, структура занятия и конспект проведения занятия образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по обучению игре в настольный теннис.

    Перспективный план работы секции «Весёлый шарик»

    с детьми средней группы МБДОУ «Берёзка» пос. Кинельский,

    Кинельского района, Самарской области

    Сентябрь

    1. Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

    2. Знакомство с ракеткой и мячом.

    3. Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.

    4. Развивать ориентировку в пространстве.

    5. Игры и игровые упражнения с мячом. ,

    Октябрь

    1. Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

    2. Развивать мышечную силу рук.

    3. Развивать умение работать с мелкими мячами.

    4. Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.

    Ноябрь

    1. Броски теннисного мяча и ловля его двумя руками.

    2. Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

    3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

    3. Укреплять дыхательную систему.

    4. Развивать уверенность в себе

    Декабрь

    1. Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).

    2. Развитие координации движений.

    3. Развивать мышечную силу рук.

    4. Обучение правильным шагам у стола.

    Январь

    1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения при удержании мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и с приседанием.

    2. Развивать выносливость, гибкость.

    3. Развитие правильной осанки.

    4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

    5. Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.

    Февраль

    1. Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

    2. Учить реагировать на визуальные контакты.

    3. Совершенствовать точность движений.

    4. Продолжать развивать быстроту реакции.

    Структура занятия по обучению игре в настольный теннис.

    Вводная часть - разновидности ходьбы и бега, длительность:5 минут, темп:умеренный.

    Основная часть - ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой. Длительность:15 - 20 минут; темп:выше – среднего, высокий

    Заключительная часть - разновидности ходьбы, дыхательные упражнения, длительность: 5 минут, темп:умеренно - медленный

    Конспект ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИРОВКИ

    образовательной двигательной деятельности с детьми средней группы МБДОУ "Берёзка», пос. Кинельский, Кинельского района, Самарской области.

    Составила: обучающаяся заочного отделения ССПК Корсункина Е. Н.

    Проверила: преподаватель ССПК Киселёва Е. В.

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Здоровье».

    Программные задачи:

    1. Формировать умение выполнять действия с мячом и ракеткой: катать, прокатывать, отбивать теннисный мяч.

    2. Вырабатывать стойку теннисиста.

    3. Воспитывать бережное отношение к теннисному мячику и ракетке; терпение и настойчивость в выполнении поставленный цели, развивать уверенность в своих силах.

    Оборудование:

    1. теннисные мячики по количеству детей,

    2. ракетки по количеству детей,

    3. 7 обручей,

    4. 2 доски (длина 2,5м, ширина 25см, высота 2см,

    5. 2 флажка красного и зеленого цвета,

    6. кассета с аудиозаписью.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Вводная часть.

    1. Построение: «Возьмите ракетки и в шеренгу стано-вись! Равняйсь, смирно! Напра-во, в обход по залу шагом марш!

    Ходьба на носках руки с ракеткой вверх;

    Обычная ходьба;

    Боковой приставной шаг вправо;

    Обычная ходьба;

    Ходьба по-медвежьи;

    Обычная ходьба.

    Обычный бег;

    Бег змейкой;

    Обычный бег;

    Обычная ходьба с восстановлением дыхания.

    2. П/и «Светофор»

    Ребята, сегодня теннисные ракетки превратятся в автомобили»

    Дети с теннисными ракетками-рулями стоят врассыпную.

    По сигналу (подъем зеленого флажка) бег врассыпную. На следующий сигнал (красный флажок) – остановка.

    Основная часть.

    1. Общеразвивающие упражнения «Проверим автомобили»

    (расстановка детей врассыпную)

    «Закрутим гайки»

    И. п. - стойка ноги врозь, ракетка между ног:

    1-2 вращение кистей рук впереди;

    3-4 вращение кистей рук вверху. (6 раз)

    «Откроем все окна и двери»

    И. п. - стойка ноги врозь ракетка между ног:

    1-руки вперед;

    3-4-то же. (6 раз)

    «Осмотрим машину со всех сторон»

    И. п. - широкая стойка, ноги врозь, руки с ракеткой перед грудью

    1-2 – поворот туловища вправо, руки вперед;

    3-4 – и. п. (8 раз)

    «Заглянем под машину»

    И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ракетка перед носками ног:

    1-2 поднять голову, посмотреть на ракетку

    3-4 - и. п. (6 раз)

    «Осмотрим кузов»

    И. п. – сидя на пятках, ракетка в руках перед грудью;

    3-4 - и. п. (5 раз)

    «Машины отправляются в путь»

    Бег врассыпную с ракеткой-рулем в руках.

    По сигналу «стой» остановиться и «переключиться» на прыжки на двух ногах (20 непрерывных прыжков на месте в чередовании с ходьбой).

    2. Выполнение основных движений

    «Подъемный кран»

    Дети стоят врассыпную с шариком в руке, ракетка на полу. По словесному сигналу «начали» надо теннисный шарик поднять высоко вверх и бросить на ракету. (6 раз).

    «По дорожке»

    Дети стоят в колоне. По сигналу стараются прокатить шарик теннисной ракеткой по дорожке, закатив его по доске в обруч и стать в конце колоны. (4 раза).

    «Мяч вокруг обруча»

    Игроки стоят врассыпную рядом с обручами.

    Задание: по сигналу провести мяч ракеткой вокруг обруча. (3 раза).

    Подвижная игра «Цветные автомобили».

    Дети – «автомобили» с разноцветными (на неигровой части плоскости ракетки наклеены круги разного цвета) ракетками – рулями стоят врассыпную.

    По сигналу (зелёный флажок поднят) – дети (бегают) ездят в разных направлениях.

    По следующему сигналу (красный флажок поднят) - останавливаются и выполняют задания:

    Руки на поясе, ракетка на голове;

    Ракетка в руках перед грудью, постоять на одной ноге;

    Ноги на ширине плеч руки вверх;

    Ноги на ширине плеч, наклон вперед вынести ракетку вперед.

    Заключительная часть .

    1. Релаксация «Поза кучера» (под спокойную музыку)

    И. п. - сесть на ракетку, скрестив ноги, руки вдоль туловища, закрыть глаза.

    1. - выполнить лёгкие раскачивания: вперёд-назад (3 раза);

    2. – выполнить лёгкие раскачивания вправо-влево (3раза).

    Повторить 4 раза.

    Построение в шеренгу.

    В шеренгу становись! На пра-во (к окну! В обход по залу в группу шагом марш.

    Настольный теннис как метод физического воспитания.

    Игра в маленький мяч, похожая на наш теннис, была распростра­нена в Австрии, Италии, Франции очень давно. Вместо ракетки играли в то время ладонью, а ракеткой стали пользоваться намного позже. Играть в настольный теннис могут все - от мала до велика. Игра хороша тем, что в ней можно отдохнуть, если ты захочешь повеселить­ся, подвигаться, «погонять» с друзьями мяч, и она может быть учебной, если ты хочешь воспитать необходимые физические качества, черты характера и спортивно - состязательную направленность, когда ты за­нимаешься ею всерьез, и достиг определенного мастерства Игра в теннис – эмоциональная и сложная игра, включает в себя, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров в игре. Большую роль играет зрительный анализатор, т.е. глаз. Оценка его информационной способности зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точности, полнота. Подружившись с маленьким мячом, он поможет развить лов­кость, гибкость, быстроту, отчасти выносливость и силу.

    Оборудование для игры в настольный теннис

    Для занятий настольным теннисом кроме ракетки необходим стол, сетка, мяч и, конечно же, место, где будет размещен стол. В домашних условиях площадкой для игры может быть любая просторная комната или веранда. Можно организовать игру на открытом воздухе на ров­ном участке. Важно, чтобы можно было разместить стол для игры и чтобы помещение для игры было достаточно просторным.

    В дошкольном учреждении стол для настольного тенниса мож­но поставить на спортивной площадке, но желательно не на асфаль­те. В помещении для занятий настольным теннисом нужно отвести отдельную комнату, если это невозможно, поместите половинку стола в раздевалке, в спальной комнате.

    СТОЛ по правилам настольного тенниса стол должен быть прямоугольной формы, длиной 274 см, ширина 152,5 см, высота 76 см. Для детей дошкольного возраста высоту стола можно снизить до 60-70 см, в зависимости от роста детей.

    Во многих странах для детей выпускают специальные детские столы уменьшенных размеров. Можно самим оборудовать такой стол, даже с выдвижными ножками, позволяющими изменить высо­ту. Поверхность стола должна быть ровной и гладкой, желательно темно-зеленого цвета. На игровой поверхности наносят линии бело­го цвета (шир. 2 см) по краям и среднюю линию (шир. 0,3 см). Обыч­но стол состоит из 2-х равных половин.

    СЕТКА . Над столом натягивается сетка длиной 183 см., высота сетки по всей длине стола 15 см. Промежуток между ячейка­ми должен быть такой, чтобы сквозь нее не проскакивал мяч. Сетка крепится за стойки с боковой грани стола.

    РАКЕТКА . Ракетки могут быть как фабричные, так и самоде­льные. Для детей дошкольного возраста рекомендуется овальная ра­кетка, желательно трех- четырехслойная. Для играющих горизонтальной хваткой наиболее ходовые размеры: длина 19-22 см, шир. 22 см, длина ручки 5-8 см, общий вес ракетки 100-150 г. Чтобы рука не сколь­зила, можно просверлить 3-4 сквозных отверстия в ручке ракетки. Для смягчения удара по мячу наклеивается шероховатая резинка на игровую поверхность ракетки. Ракетку можно изготовить самостоя­тельно, выпилив из фанеры. В детском саду можетприменяться ра­кетка даже без резиновых накладок, потому, что дети осваивают лишь элементарные приемы владения ракеткой и мячом. Главное в выборе ракетки, чтобы она была удобна для ребенка.

    Простейшие правила игры в настольный теннис для дошкольников

    Игровая задача : сущность игры заключается в следующем. Один игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись сначала о стол на стороне подающего, мяч перелетел через сетку не задев ее и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч, когда он отскочит от стола.

    Подача: подачей называют введение мяча в игру. После удара ракеткой мяч должен отскочить от стола на стороне падающего, затем перелететь над сеткой не задев ее и коснуться стола на стороне противника. Подача переигрывается, если мяч перед падением на стороне противника заденет сетку.

    Розыгрыш очка ; розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Мяч, посланный игроком на сторону противника, должен быть отражен принимаю­щим после отскока на его стороне. В правилах игры для дошкольни­ков допускается несколько отскоков. Мяч должен быть отражен ударом ракетки, находящейся в руке игрока.

    Ракетку для удара разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Отраженный мяч должен кос­нуться игровой поверхности стола на стороне соперника (она вклю­чает и верхнее ребро в крышке стола). Мяч, коснувшись игровой по­верхности на стороне противника, но задевший при перелете сетку или ее стойку, считается отраженным правильно. Ребенок выигрыва­ет очко, если его противник совершит одну из следующих ошибок:

      неправильно подаст мяч;

      отражая мяч, не попадает им на игровую поверхность на сто­роне противника;

      отразит мяч рукой;

    Не успеет отразить правильно посланный мяч на свой стороне.
    Счет игры: розыгрыш начинается с подачи. Каждая ошибка

    дает очко противнику. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет 21 очко, при преимуществе не менее чем в 2 очка. При счете 20:20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру мож­но закончить на счет 11:15. Но об этом надо предупредить детей до начала партии. Играющие подают по 5 подач каждый. Начиная от счета 20:20 очередность подач меняется после каждого мяча. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.

    Количество партий: встречи можно проводить из 3 партий. Встреча считается законченной после того, как одна сторона выиг­рывает 2 партии.

    Право выбора: право выбора подачи можно определить жере­бьевкой. Ребенок, которому согласно жребию принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу и сторону площадки.

    Простейшая техника игры в настольный теннисе

    Техника настольного тенниса включает в себя стойки, переме­щения, удары.

    Способы держания ракетки. Способ держания ракетки называ­ют хваткой. Различают горизонтальную (или европейскую) и вер­тикальную (или азиатскую) хватки.

    В ДОУ наиболее целесообразно использовать европейскую хватку, т.к. она удобна тем, что позволяет одинаково эффективно играть обеими сторонами ракетки и тем самым контролировать боль­шую игровую зону. При горизонтальной хватке ручку ракетки об­хватывают тремя пальцами. Указательный палец должен быть на тыльной стороне вдоль края ракетки, а большой - на открытой сто­роне и слегка соприкасаться со средним пальцем .

    Нейтральная стойка. В нейтральном положении теннисист обычно стоит лицом к столу, ноги на ширине плеч или чуть шире, носки несколько разведены в стороны, пятки приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях. Туловище слегка на­клонено вперед, плечи раскрепощены, рука, держащая ракетку, со­гнута под прямым углом и находится перед туловищем, голова под­нята, взгляд направлен веред, чтобы следить за полетом мяча. Та­кое исходное положение позволяет быстрее всего и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении, в то же время стойка должна быть устойчивой.

    Перемещения. Весь смысл перемещения заключается в том, чтобы своевременно занять удобную позицию у стола. Теннисист перемещается выпадами, шагами, прыжками, бросками. Нужно стре­миться производить удар, когда впереди находится разноименная нога (левая при ударе справа, правая при ударе слева). В том слу­чае, когда игрок оказывается близко к мячу, перемещение начина­ется с ближней одноименной относительно удара ноги.

    Правильное перемещение обеспечивает своевременный выход к мячу, возможность вести игру в быстром темпе и способствует выполнению ударов по мячу в наиболее выгодной точке.

    Удар толчком . В настольном теннисе применяется более 20 различных ударов. Наиболее целесообразным в ДОУ является использование удара толчком. Удар толчком простейший удар в на­стольном теннисе, при ударе толчком игрок располагается на рас­стоянии 50-80 см. от задней линии стола и занимает И.П. в соответ­ствии с направлением полета мяча. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).

    В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетка посылается вперед легким ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, т.е. с даль­ней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии И.П. - с ближней на дальнюю.

    Прямая подача. При прямой подаче рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. Удар ракеткой по мячу наносится прямой ракеткой или под некоторым углом. В первом случае мяч не будет иметь вращения, а во втором приобре­тает заданное вращение. Направление движение мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!