Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Тантра основана на поклонении Шакти - Великой богине, Матери мироздания. Пробуждение энергии Шакти. Шакти как милостивый аспект Бога

Уважаемые обитатели и гости Вайкунхи Ру! Огромная просьба в обсуждении любых, даже спорных вопросов - не "переходить на личности" . Некоторым может казаться, что обширные познания и супер-крутая инициация у супер-крутого Гуру позволяют неуважительно относиться к собеседнику. Но это не так. Ещё Кришна в Бхагавад Гите сказал: "Мудрый видит одно и то же и в собаке и в слоне и брахмане, наделённом смирением и учёностью, и в поедателе собак". Будьте мудрее! На всё - Воля Единого Господа!

Внимание! Материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы обитателями Вайкунтхи по тем или иным причинам.
Если Вы претендуете на авторство
и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВОисточник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.

Добавить Топик/Блог

Популярные блоги ↓

Рейтинг
Ведическое наследие. 14.62
Устраняем границы (Нет сектантству!) 12.70
Мантры, Баджаны MP3 10.15
Ом Нама Шивая! 9.17
Притчи 7.77
Боготворения (Стихи о Боге и...) 6.83
Буддизм 6.02
Ганеша 5.90
Аватары и Экспансии Бога 5.65
Мантра Йога 5.61
Шива-Лингам 5.38
Шиваиты (Шайвы) 5.30
Обсудим? 5.29
Ответы на вопросы 4.75
Харе Кришна 4.65
Блог искренних путешествий 4.22
Ведическая Астрология 4.19
Гуру, Духовные Учителя 3.92
Блог Kalki 3.73
А-двайта 3.64

Тантра и Шактизм → Единство Шивы и Шакти

Ольшевский А. П.

ТРАДИЦИЯ ТАНТРИЧЕСКОГО ШАКТИЗМА

Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется „шакти“. Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе - ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами)».

«Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60)

Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3)

Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8)

В Ниррутара-тантре сказано:
Шакти-гьянам вина деви
нирванам найва джаяте

«Невозможно достичь освобождения без познания Шакти».

В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)».

В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее».

Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 - 58)

Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ».

Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22).

Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти - Брахма, крия-шакти - Джанардана (Вишну), иччха-шакти - Рудра.

Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана.

«Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад)

В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма».

Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита.

Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями.

В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа - шабда-брахма, состоящий из букв от „а“ до „кша“, который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от „а“ до „кша“ есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 - 12).

В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та). Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава)

Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от „а“ до „кша“, порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра)

Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти.

«От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14)

Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1)

Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69).

В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад).

«То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26)

В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог „пра“ означает главную причину творения; процесс творения называется „крити“, поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее „Пракрити“».

Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение:
Пара-брахмач ча пракритих
пратибимба-сварупини
(Шактисангама-тантра)

Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша - мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания».

В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити».

Продолжение в комментариях ниже.

Шива («благосклонный», «милостивый», «благой») - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Также является основателем Йоги.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Функции
В шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

ШАКТИ
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti? - мощь, сила) - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Есть и другие значения слова Шива.

Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.
Шакти - это Божественная Мать.
Шакти - это проявленный мир.
Шакти - это Мать-Природа.
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы.
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип.
Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.

Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

О Шиве и Шакти

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из "Тирумандирама")

· ...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой... (из "Ананда лахари")

БУДДА

ШИВА И ШАКТИ

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Семя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться лингаму) получил

столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).

Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них - Дурга и Кали.

ДУРГА И КАЛИ

Сводное имя их, как и других ипостасей жен Шивы, - Дэви, но в то же время Дэви имеет и самостоятельный культ, ей посвящено множество храмов. И все же наиболее известна она в ипостасях Дурги и Кали.

Множество шиваитов почитает этих богинь. Некоторые из них, шактисты, даже предпочитают их, поклоняясь им в первую очередь. Богиня Дурга, грозная, десятирукая, сопровождаемая львом, считается грозой демонов и в то же время олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. Храмы Дурги всегда полны, а осенью ее активные почитатели устраивают в ее честь пышный фестиваль, который в некоторых частях Индии, особенно на северо-востоке, в Бенгалии, является главным и наиболее красочным праздником года. В дни этого праздника, Дурга-пуджи, который тянется 10 суток, на берегу Ганга близ Калькутты выстраиваются многие сотни и тысячи скульптурных керамических изображений богини, богато и с фантазией убранных и разукрашенных. Толпы участников праздника оценивают и сравнивают их, авторы лучших произведений испытывают законную гордость, а брахманы перед статуями совершают в течение трех дней по нескольку ежедневных богослужений, приносят идолам богини в жертву различные виды продуктов. В последний день на закате солнца все статуи подносятся к реке. Их помещают на плоские деревянные плоты и пускают по воде. Под торжественное пение участников они одна за другой погружаются в священные воды Ганга.

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще -четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги - в виде тел младенцев, ожерелье - из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

В поклонении Дурге и Кали, равно как и великой Дэви и другим богиням, включая и тех, кто не является женами Шивы (жена Вишну Лакшми, богиня наук и искусств Сарасвати и др.), отражен древний культ женского начала, плодородия и размножения. Но в рамках системы развитого индуизма этот культ принял, как упоминалось, облик шактизма и приобрел своих исступленных поклонников. Более всего этот культ распространился в северо-восточной части Индии. Именно здесь получила широкое распространение идея, согласно которой энергетическая сила шакти реализуется в момент слияния мужского и женского начал, что сыграло свою роль в расцвете в индуизме культа камы.

Культ камы, искусства любви, тесно связан с культами Шивы и Шакти. Культура половой любви в Индии в древности была в центре внимания, а опыт и знания в этой сфере являются достоянием жрецов специальных каст. Уже на рубеже нашей эры было разработано учение о трех ценностях (триварга): дхарме (духовно-религиозные), артхе (материальные) и каме (любовно-чувственные). Культ камы, поставленной рядом с дхармой и артхой, был возведен на высокую ступень серьезного социального значения. Искусством любви должен был владеть каждый, причем культ чувственных наслаждений не сказывался негативно на моральном стандарте общества. Семья в Индии всегда была крепка - не исключено, что благодаря все той же каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие практики браков по любви.

Вечными носителями и практиками камы считались в Индии храмовые танцовщицы-девадаси (португ. баядеры) - жрицы любви в специальных храмах, отдававшиеся брахманам-жрецам храма и платившим храму паломникам. Красота и искусство этих жриц всегда привлекали; профессия их, как правило, была наследственной: дочери становились девадаси. Искусство камы в Индии никогда не рассматривалось как форма проявления инстинкта. Напротив, оно считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины. В мифах не раз упоминается о том, что мужчина обязан дать такое удовлетворение воспылавшей к нему страстью женщине, даже если она замужем.

ВИШНУ

Если культ Шивы в Индии всегда был тесно связан с шакти и камой, то культ третьего члена тримурти - Вишну - имел иной характер. Вишну мягок и непротиворечив, его основная функция -сохранительная. Он прост и максимально близок людям, особенно склонным к эмоциональному (а не рациональному) восприятию божества, - именно такие преобладают среди вишнуитов. Четырехрукий Вишну обычно изображается восседающим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше или на троне в виде белого лотоса. Он миролюбив, но склонен к проказам. Так, в облике черепахи Вишну научил богов приготовить из первобытного океана напиток, дабы стать бессмертным. Затем в облике нимфы Мохини он внес раздор в стан божественных сил, дав выпить напиток богам и отказав в нем демонам, что явилось причиной появления другого демонического напитка- яда, грозившего погубить всех (только Шива, выпивший яд, спас положение). Наконец, в облике карлика Вишну явился как-то к демону Бали и попросил клочок земли. Бали не отказал карлику, но как только Вишну стал мерить землю (речь шла о трех шагах), то превратился в великана, причем первыми двумя шагами он охватил весь мир, а третьим вдавил самого Бали под землю, позволив ему раз в год возвращаться (еще и теперь на юге Индии празднуют день возвращения Бали).

Характерны отношения Вишну с его женой. Богиня Лакшми всегда рядом с мужем, она нежно любит его. Не столько энергетическая сила шакти (хотя шактисты видят ее и здесь), сколько нежная женская любовь, возвышенная и самоотверженная, символизирует отношения Вишну с его супругой как в его основном облике собственно Вишну, так и во всех других обликах-аватарах, в которых Вишну выступал в антропоморфном виде. Таких превращений-аватар у Вишну бесчисленное множество. Однако основных считается десять. В первых четырех он выступает в облике животных: в качестве рыбы он спасает легендарного царя Ману от потопа (индийская версия ближневосточного мифа о великом потопе); в качестве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает и в своем пятом обличье - карлика-великана. Остальные пять известных аватар Вишну - Парашурама (прославившийся своими подвигами воин), Рама, Кришна, Будда и мессия Калка, приход которого еще ожидается. О Будде как аватаре Вишну упоминалось: это символ включения буддизма в систему индуизма. Воин - символ доблести и геройства. Но наиболее любимые в Индии аватары Вишну - это Рама и Кришна.

Ключевые слова этой страницы: , .

Согласно тантрическому учению женщина и мужчина олицетворяют собой богиню Шакти и бога Шиву. Во Вселенной есть два противоположных потока энергии: инь и янь, пронизывающие и наше тело. Во время парных практик, как тантра сердца, происходит взаимный обмен этими потоками. Мужчина и женщина помогают друг дружке раскрыть энергетические каналы.

Из-за превратного толкования тантрической практики на западе, парные медитации зачастую воспринимаются как акт совокупления. Необходимо понимать разницу между традиционной тантрой и ее западной переделкой. Иногда медитацию тантра сердца представляют узко, как тантрический секс. И большинство людей, далеких от духовного развития и самосовершенствования, с радостью предаются прелюбодеянию.

Половой акт и оргазм, даже если он совершается в красиво убранной комнате, под соответствующую музыку и благовония, не имеет ничего общего с настоящей медитацией в паре со своим партнером. Более того, на групповых занятиях тантра сердца проводиться в одежде и без всякого намека на секс и ласки. Поэтому при подготовке к медитации нужно настраиваться на любовь, взаимопомощь, доверие, на созерцание партнера и чувств к нему.

Во время такой парной медитации влюбленные учатся помогать друг другу, поддерживать, сопереживать друг другу, чувствовать партнера, его настроение. В этой практике партнеры раскрываются через сердце, а именно через божественную любовь и единение. Две противоположности встречаются как божественные ипостаси и помогают друг дружке раскрыть тот божественный потенциал, который заложен в каждом.

Пока в сердце каждого остается хоть капля ненависти или страха, гармоничных отношений не достичь. Тантра сердца помогает найти, понять и преодолеть эти отрицательные эмоции, которые блокируют любовь. Многие хотят радости и любви. Но получить это можно только тогда, когда сам становишься неиссякаемым источником любви, когда отдаешь ее в сто раз больше, чем потребляешь.

Надо понимать, что речь здесь идет не о земной любви, а о ее высшей, божественной сути. Но именно через земное ее воплощение во время тантры сердца происходит единение Шакти и Шивы, и партнеры раскрывают ее высший смысл. По сути мужчина и женщина были созданы для трансформации низшей энергии в божественную. Но как много людей понимают это, предпочитая примитивному сексу, растрачивая энергетический потенциал, избегая своего истинного предназначения.

Возможно вам также понравится:


Где можно заняться тантрой в СПб и Москве
Тантра Йога любви – как правильно выполнять?
Тантра Йога упражнения с партнером для начинающих
Тантрический ритуал Джинсег — как его делать?
Тантрический ритуал Майтхуна — как его сделать
Тантрический буддизм или алмазная колесница

Невероятно, но без женской энергии Шакти духовный рост личности невозможен! Оказывается…

В тантре¹ существуют два важных полюса энергии, известные как Шива² и Шакти³. Эти энергии действуют по-разному и оказывают различное влияние на пространство и человека.

В человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском масштабе ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана⁴. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются Ида и Пингала. Ида представляет сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не соприкасаются, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Времени соответст­вует положительная энергия, а пространству - отрицательная.

Как взаимодействуют энергии Шивы и Шакти?

Мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Часто можно встретить изображение Кали, которая, почти обнаженная, стоит одной ногой на земле, а другую поставила на Шиву. У нее свирепое выражение лица, язык в крови, а на шее ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии.

Также попадаются изобра­жения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела - Шива, а другая половина - Шакти. Шиву и Парвати иногда изображают в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры.

Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там можно увидеть изображение Шакти, кормящей грудью бога Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика - то есть женщина - это ученик, а мужчина - гуру.

На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре и одной идее.

На третьем уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место.

Это философская интерпретация стадий пробуждения Шакти, внутренне присущая каждому человеку.

Каково духовное предназначение женщины?

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания.

Строение женщины, ее эмоции и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини⁴) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины. Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь, не способен принести с собой эти переживания.

Погружаясь очень глубоко в свое сознание, человек переживает определенный опыт. Но когда он возвращается из более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса.

У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание - представляют собой проявления ее внутреннего состояния.

«Если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты».

Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу. В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром.

В мужском теле Муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют Мула Бандху, и ничего не происходит. Но в теле женщины Муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина - средой. В Индии существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии.

Что говорит тантра о роли женщины?

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. Именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов.

У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Какие есть типы посвящений?

Калачакра — это посвящение сын принимает от матери. Оно особенно распространено на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе.

Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане и индуисты ходят в храм и там поклоняются своим богам, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшей в семье, это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она - его гуру (учитель).

То же происходит и в Вама Марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Вама марга — это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Женщина благословляет своего мужчину. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре.

Шакти на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая».

Когда Рамакришна женился, он был очень молод, а его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней с уважением и почитанием.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней.

Если в духовной жизни придерживаться тех же принципов, то следует пони­мать, что в любой сфере женщина выступает как инициатор, а мужчина как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Какую роль женщине отводит хахта-йога?

В тантре существует еще один путь, именуемый Дакшина Марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины - будь то в роли дочери, матери, или жены - не является необходимым, поскольку считается, что обе силы уже присутствуют в самом духовном искателе.

Ида - это женский аспект, а Пингала - мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха- йоги.

Ида соответствует Шакти, а Пингала - Шиве. Когда они со­единяются в Аджна чакре, происходит настоящее единение.

Считается, что Шакти обитает в Муладхаре, а Шива — в Сахасраре. Обитая в Сахасраре, Шива пребывает в вечной йога-нидре - пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием.

Шакти пребывает в Муладхаре, и ее пробуждают с помощью специальных прак­тик йоги. Она становится возбужденной и поднимается по центральному каналу вверх. Когда Шакти достигает Аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Воссоединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Энергия кундалини из Аджна чакры поднимается к Сахасрара чакре и там Шива соединяется с Шакти. Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога-нидры, он начинает танцевать. Танец Шивы символизирует пробуждение силы в человеке.

Затем Шива и Шакти спускаются по одному и тому же пути к Муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, более грубый план. Вот почему в крийя-йоге есть восходящий и нисходя­щий пути энергии.

Возможно ли создание нового общества?

На Востоке роль женщины огромна, однако ее положе­ние в современных культурах весьма далеко от этого.

Чтобы в наши дни возродить прежнюю роль женщины, необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. Социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, в которой понимается и принимается роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Только так можно перейти на более высокий уровень развития общества.

Нава Йогини Тантра

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон ииндуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

² Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

³ Шакти - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы; в более широком смысле - женская творческая сила Шивы, реже - Вишну и других богов индуизма (Википедия).

⁴ Узнать больше о пробуждении энергии Кундалини, вы сможете в этой



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!