Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В каких произведениях упоминаются крестьянские лошади. Старт в науке. Эйлис Диллон «Лошадиный остров»

10 художественных книг о лошадях. . . . Заклинатель лошадей. Тринадцатилетняя Грейс, выехавшая на прогулку верхом, попадает в тяжелейшую аварию. Девочка и ее любимый конь Пилигрим чудом остались в живых. Энни, мать Грейс, отказывается пристрелить Пилигрима, понимая, что с его смертью умрет и часть души ее дочери... Но вдруг Энни узнает о Томе Букере, обладающем замечательным даром понимать лошадей, - когда-то таких людей называли заклинателями. И Энни отправляется в далекое путешествие, с трудом уговорив дочь поехать вместе с ней. В специальном фургоне они везут и Пилигрима. Сумеет ли Том помочь любимцу Грейс? Сумеет ли вселить надежду в девушку и вернуть ей уверенность в себя и любовь к жизни? Сара Груэн Уроки верховой езды. Главная героиня романа – Аннемари Циммер в детстве была очень многообещающей наездницей. Если бы не трагедия, в которой погиб ее любимый конь, девушка могла бы покорить даже самые труднодоступные высоты. Вот только все сложилось иначе, Аннемари не садилась в седло двадцать лет. Но однажды настало время взглянуть в глаза своим страхам, оседлать жизнь и пустить галопом в нужном направлении… О лошадях Сара Груэн пишет очень тепло. Их образы в книге получились яркими, они выписаны даже лучше, чем некоторые персонажи. Хотя эпизодов с ними в книге не так много, но они очень важны для раскрытия образа главной героини. О чем плачут лошади. Фёдор Абрамов Главный герой рассказа - деревенский житель, человек с добрым и чутким сердцем. Он любит лошадей, но неспроста герой говорит, что «эти добрые и умные животные... вызывали чувство жалости и непонятной вины перед ними». Рассказ учит не только бережнее и заботливее относится к нашим беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро. Полжизни за коня. Мария Семёнова В сборник "Полжизни за коня" Мария Семёнова наряду с главами из своего романа «Заказ» включила произведения других авторов, пишущих в различных жанрах. Вместе они составляют удивительную книгу, в которой каждый рассказывает о своей жизни рядом с лошадьми. С теми самыми лошадьми, которые когда-то, согласно меткому выражению, "вывезли человека в люди", а теперь превратились в дорогие экзотические игрушки. Пять авторов книги совершенно разные, и истории их не похожи друг на друга. Роднит их, пожалуй, только одно: все они любят лошадь. А не себя на ней… Изумруд. Александр Куприн Правдивая история о скакуне, который пал жертвой человеческой зависти и корыстолюбия. Внук Тальони. Пётр Ширяев Петр Алексеевич Ширяев (1888-1935) хорошо знал мир коннозаводства, что позволило ему создать поистине проникновенное произведение. Это рассказ о временах Гражданской войны. О том, как крестьянину попала в руки орловская кобыла Лесть, как мучительно трудно было понять ему, что это такое - призовая лошадь высоких кровей, и как непросто сложилась жизнь у её потомка, рысака по кличке Внук Тальони. Книга основана на реальной истории жеребца Милый и его матери с трогательным именем Скоморошка; была дважды экранизирована. Флоренция - дочь Дьявола. Иоанна Хмелевская Флоренция - лошадь уникальная, скачет быстрее ветра, а потому, представляет для бандитов нешуточный интерес, ведь на ипподроме крутятся огромные деньги. Откуда уголовникам известно про Флоренцию и как им удается шантажировать игроков? Докопаться до истины способна только пани Иоанна - с ее способностью влипать в опасные истории. Но на этот раз у нее есть замечательная помощница - лошадь Флоренция. В конце концов Иоанна и Флоренция с блеском разоблачают сразу две мафии - русскую и польскую, но сначала им предстоит столкнуться с драками, убийствами и подлогом. И тайна Флоренции будет раскрыта... Дымка. Виль Джемс Вы знаете, что такое настоящий ковбойский конь? Он несёт всадника по бескрайней прерии, и даже леопард уходит с его пути. Иногда трудно понять, кто в этой паре главный - человек или конь. Вот и прочтите, наконец, правду о настоящем ковбойском коне по имени Дымка. Он умён, храбр и горд. Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он сумел выжить и вернуться домой. Альфа + Ромео. Яан Раннап Повесть эстонского писателя Яана Раннапа, изданная в 1983 году, рассказывает о дружбе мальчика и лошадки Альфе, о верности, доброте и справедливости. В ней много забавных и смешных историй. Лошадиное лето. Элис Мельн Книга о жизни, книга о мечте, местами грустная до мурашек по коже и слез в глазах. Но в целом очень позитивная и жизнеутверждающая. Она написана для читателей, мечтающих о жизни рядом с любимой лошадью: прибежать к ней, поговорить и поиграть, почистить, оседлать, помчать вместе... О жизни, в которой взрослые доверяют тебе не только лошадь, но и тебя самого. Каникулы двенадцатилетней Ани стали исполнением её желаний: у неё появилась Заря, родители разрешили ей проводить дни, а иногда и ночи, на конюшне, её помощь нужна людям, новые знакомства перерастают в дружбу, и всё это делает Аню абсолютно счастливой. Кто-то скажет, что так не бывает. Возможно. Эта книга о детских мечтах, которую с одинаковым удовольствием читают и мамы, и папы, и мальчики, и девочки.

Встречаем 2014 год - год Лошади! Вспоминаем, достаем с полок и читаем художественные книги о лошадях.

Книги представлены в трех возрастных категориях: для взрослых, , .

Для взрослых

Майкл Морпурго «Боевой конь»

Трогательная история о дружбе. О такой дружбе, которой не страшна ни война, ни болезни, ни разлука. Это история дружбы между конём Джоуи и мальчиком Альбертом, рассказанная от лица коня. Его отправляют на войну. Мальчик хочет отправиться на фронт вслед за ним, но возраст ещё не позволяет. Но он не сдаётся. Как только появляется возможность, он отправляется на войну и начинает работать ветеринаром, надеясь, что встретит своего лучшего друга – прекрасного коня, с белым крестом на морде, красноватого цвета. Пронзительной нотой в повествовании звучит жалость ко всему живому и вера в самое лучшее в человеке. Автор предлагает нам взглянуть на войну глазами лошади - беззаветно преданного человеку существа, почувствовать абсурдность войны, ответственность перед "братьями нашими меньшими". В 2011 году Стивен Спилберг снял по книге одноименный фильм.

Кен Кизи «Последний заезд»

Прекрасная книга Кена Кизи, гуру психоделики и автора одной из самых важных книг XX века - «Над кукушкиным гнездом». Родео, лошади, ковбои, мустанги, дикие бычки и коровы, лассо, Дикий Запад. Все эти слова и характеризуют этот роман. Роман основан на реальных событиях 1911 года, когда в орегонском городке Пендлтон проходил Первый чемпионат мира по родео, ставший с тех пор ежегодным. Итак: «Три бессмертных всадника маячат на северо-западном горизонте - далекие, туманные, освещенные сзади столькими былями и небылицами, что их тени кажутся более вещественными, чем их силуэты». Лишь одному из них достанется инкрустированное серебром призовое седло, лишь одному - любовь королевы родео, лишь одному суждено войти в историю.

Кормак Маккарти «Кони, кони...»

Роман "Кони, кони" - это горячая смесь вестерна, боевика и драмы, с открытым финалом. Удивительный по своей красоте и образности роман, сюжет которого строится вокруг 16-летнего мальчишки Джона Грейди. Он не смог смириться с тем, что после смерти его деда мать продает ранчо, на котором он вырос и без которого не представляет своей жизни. Разочарованный и рассерженный, он решается на побег, прихватив с собой друга. Юные герои садятся на коней и отправляются в Мексику. Но Мексика вовсе не ждет двух мальчишек, и их затея с побегом перерастает в настоящее испытание на прочность. Героев ждет много опасностей, поражений и предательств, даже тюрьма, но все это лишь закаляет характер наших отважных ребят... Кони в этой книге – породистые горячие животные, понимающие своего хозяина лучше, чем люди.

Сара Груэн «Уроки верховой езды»

Сара Груэн ворвалась в мир русскоязычных читателей со своим романом «Воды слонам!», успеху которой в немалой степени способствовала экранизация с Риз Уизерспун и Робертом Патинссоном. Затем в России был выпущен ее дебютный роман «Уроки верховой езды» в переводе Марии Семеновой.

Главная героиня романа – Аннемари Циммер в детстве была очень многообещающей наездницей. Если бы не трагедия, в которой погиб ее любимый конь, девушка могла бы покорить даже самые труднодоступные высоты. Вот только все сложилось иначе, Аннемари не садилась в седло двадцать лет. Но однажды настало время взглянуть в глаза своим страхам, оседлать жизнь и пустить галопом в нужном направлении… О лошадях Сара Груэн пишет очень тепло. Их образы в книге получились яркими, они выписаны даже лучше, чем некоторые персонажи. Хотя эпизодов с ними в книге не так много, но они очень важны для раскрытия образа главной героини.

Джеймс Хэрриот «О всех созданиях - больших и малых», «О всех созданиях мудрых и удивительных»

Джеймс Хэрриот, ветеринар, писатель и летчик, писал о животных - братьях наших меньших - так, как ни до, ни после него не удавалось никому. Ему свойственны такие черты как прекрасное чувство юмора, безупречное чувство природы, любовь к своим пациентам – собакам, коровам, лошадям - и к людям, к Йоркширским холмам и к семье, тонкая и острая наблюдательность, чувство сопричастности ко всему живому. Как написал он сам: «И здесь, в папоротнике, я вновь подумал, какое мне выпало счастье – не только любить животных, но и многое знать о них». Этими краткими словами Хэрриота можно охватить всё его творчество, все коротенькие, но многочисленные рассказы, которые полны доброты, неиссякаемого энтузиазма и юмора автора в его порой весьма нелёгкой работе ветеринара.

Федор Абрамов «О чем плачут лошади»

Этот замечательный рассказ написан одним из самых талантливых и известных писателей советского периода Федором Абрамовым. Главный герой рассказа - деревенский житель, человек с добрым и чутким сердцем. Он любит лошадей, но неспроста герой говорит, что «эти добрые и умные животные... вызывали чувство жалости и непонятной вины перед ними». Рассказ учит не только бережнее и заботливее относится к нашим беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро.

Чингиз Айтматов «Прощай, Гульсары!»

В повести «Прощай, Гульсары!» создан мощный эпический фон, ставший важной приметой творчества Айтматова. Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Г.Гачев назвал Гульсары характернейшим для Айтматова «двухголовым образом-кентавром» животного и человека.

Мария Семенова, Константин Кульчицкий «Заказ»

Этим романом Мария Семенова – создатель таких бестселлеров, как «Волкодав» и «Валькирия» – продолжает цикл книг о киллере по прозвищу Скунс и сотрудниках агентства «Эгида плюс». В южном городе Сайске украден замечательный призовой скакун, к тому же являющийся носителем уникальных генетических свойств. Планы похитителей нарушает вмешательство жокея, случайно узнавшего коня. Официальные инстанции не справляются с делом, и за него берутся сотрудники агентства «Эгида плюс». В книге очень трогательно описаны истории лошадей.

Мария Семёнова "Полжизни за коня"

В сборник "Полжизни за коня" Мария Семёнова наряду с главами из своего романа «Заказ» включила произведения других авторов, пишущих в различных жанрах. Вместе они составляют удивительную книгу, в которой каждый рассказывает о своей жизни рядом с лошадьми. С теми самыми лошадьми, которые когда-то, согласно меткому выражению, "вывезли человека в люди", а теперь превратились в дорогие экзотические игрушки. Пять авторов книги совершенно разные, и истории их не похожи друг на друга. Роднит их, пожалуй, только одно: все они любят лошадь. А не себя на ней…

Александр Куприн «Изумруд»

Правдивая история о скакуне, который пал жертвой человеческой зависти и корыстолюбия.

Глория Му «Вернуться по следам»

Издатели начали охотиться за этой книгой еще до того, как она была закончена - отдельные части, выложенные в Интернете, собрали сотни восторженных отзывов. Всем хотелось узнать о приключениях необыкновенной девочки, живущей среди собак и лошадей. Это ироничная, немного наивная и очень обаятельная проза. Ребенок смотрит на мир взрослых с высоты своего роста (и возраста), оценивая его настолько непосредственно, что каждая страница книги заставляет то плакать, то смеяться. Сама Глория Му называет свое произведение «детским мемуаром» - роман построен на воспоминаниях автора.

Николас Эванс «Заклинатель лошадей»

Тринадцатилетняя Грейс, выехавшая на прогулку верхом, попадает в тяжелейшую аварию. Девочка и ее любимый конь Пилигрим чудом остались в живых. Энни, мать Грейс, отказывается пристрелить Пилигрима, понимая, что с его смертью умрет и часть души ее дочери... Но вдруг Энни узнает о Томе Букере, обладающем замечательным даром понимать лошадей, - когда-то таких людей называли заклинателями. И Энни отправляется в далекое путешествие, с трудом уговорив дочь поехать вместе с ней. В специальном фургоне они везут и Пилигрима. Сумеет ли Том помочь любимцу Грейс? Сумеет ли вселить надежду в девушку и вернуть ей уверенность в себя и любовь к жизни?

По роману снят одноименный фильм с Робертом Редфордом и Скарлетт Йохансен.

Петр Ширяев «Внук Тальони»

Петр Алексеевич Ширяев (1888-1935) хорошо знал мир коннозаводства, что позволило ему создать поистине проникновенное произведение. Это рассказ о временах Гражданской войны. О том, как крестьянину попала в руки орловская кобыла Лесть, как мучительно трудно было понять ему, что это такое - призовая лошадь высоких кровей, и как непросто сложилась жизнь у её потомка, рысака по кличке Внук Тальони. Книга основана на реальной истории жеребца Милый и его матери с трогательным именем Скоморошка; была дважды экранизирована.

Дик Френсис "Фаворит", "Бурный финиш" и другие романы

Английский мастер детектива, автор 40 романов Дик Френсис родился в семье потомственного жокея, что наложило отпечаток на всю его жизнь. Дик Фрэнсис начал свою карьеру как жокей, но во время войны стал лётчиком. Находя в этих профессиях много общего, свою боевую машину он именовал Пегасом. Впрочем, по окончанию войны будущий писатель возвращается в конный спорт и в качестве жокея Королевских конюшен в 50-60-х годах неоднократно становится чемпионом страны. Как литератор Френсис дебютировал в 1957 году автобиографической книгой «Спорт королев», принесшей ему широкую известность. Первым и наиболее удачным романом писателя стал «Фаворит» (1962) - детективная история из жокейской жизни. Шумный успех романа обусловил дальнейшее становление Френсиса как писателя. В «Фаворите» проявилась и определяющая манера изложения - репортёрский стиль с подробной проработкой деталей и характеров персонажей, помноженный на знание темы. Следующий роман Дика Френсиса, «Последний барьер», также посвящён скачкам. Это тема большинства его произведений: «Смерть на ипподроме», «Скачка тринадцати», «Охота на лошадей», «На полголовы впереди», «Дикие лошади», «Бурный финиш», «Движущая сила» и др.

Иоанна Хмелевская «Флоренция - дочь Дьявола»

Пани Иоанна, юная Моника и жокей Зигмусь оказываются вовлечены в загадочную историю лошади по кличке Флоренция, которая в свою очередь становится объектом пристального внимания криминальных типов. Флоренция - лошадь уникальная, скачет быстрее ветра, а потому, представляет для бандитов нешуточный интерес, ведь на ипподроме крутятся огромные деньги. Откуда уголовникам известно про Флоренцию и как им удается шантажировать игроков? Докопаться до истины способна только пани Иоанна - с ее способностью влипать в опасные истории. Но на этот раз у нее есть замечательная помощница - лошадь Флоренция. В конце концов Иоанна и Флоренция с блеском разоблачают сразу две мафии - русскую и польскую, но сначала им предстоит столкнуться с драками, убийствами и подлогом. И тайна Флоренции будет раскрыта...

Для подростков

Лев Брандт «Браслет 2 »

Издательство "Детгиз" сделало читателям чудесный подарок, выпустив в 2008 году сборник потрясающих повестей и рассказов Льва Брандта "Браслет 2", буквально возвратив из несправедливого забвения замечательного писателя. Мало того, что каждая строчка этих произведений единственна, неповторима и поражает, как высокая поэзия, эта книга проиллюстрирована выдающимся мастером - Климом Ли. Лев Брандт - ровесник ХХ века, удивительно талантливый, умный, совестливый писатель. «Браслет 2» - удивительная история лошади, чемпиона-рысака, ставшего, по капризу судьбы, тяжеловесом, подвозившим снаряды во время наступления Юденича на Петроград в 1919 году. Его жизнь - цепь трагедий, нескончаемая их череда, где трагедии животного сплетаются с трагедиями людей и вырастают во всеобщую трагедию эпохи, уносящую ни за что и в никуда и отдельные судьбы, и жизнь огромной страны. Это классическая русская повесть, достойно продолжающая ту великую рукопись, что начата Львом Толстым, Дмитрием Григоровичем, Антоном Чеховым, Леонидом Андреевым, Александром Куприным. Из рассказов о животных сложно вспомнить что-то более правдивое и сильное.

Борис Алмазов "Самый красивый конь"

Эта добрая повесть была написана в 70-х годах 20 века. Она рассказывает про самого обычного мальчика, честного и доброго, немножко "шляпу". Про то, как он влюбился в лошадей, как новое увлечение - конный спорт - повлияло на его характер, про настоящую мальчишескую дружбу, и не только мальчишескую. Перед внимательным читателем в этой книге откроется целый пласт истории, это настоящий путеводитель в советское прошлое нашей страны, с пионерами и ещё нужными в хозяйстве лошадками. В 1977 году по книге был снят фильм.

Анна Сьюэлл "Черный красавчик"

Самая известная английская книга про лошадей, в Англии ее читают практически все дети и подростки. Ее автор Анна Сьюэлл, жившая в Англии в позапрошлом веке, с 14-ти лет была практически инвалидом и не могла свободно передвигаться. Она написала только одну книгу - про Чёрного Красавчика. Вернее, даже не ПРО, а ОТ имени этого породистого коня, впервые заставив людей посмотреть на мир глазами лошади. На страницах книги Черный Красавчик проживает долгую лошадиную жизнь, полную непредсказуемых поворотов и драматических событий. Пройдя путь от несмышленого жеребенка до мудрого стареющего животного, он научился различать добро и зло, быть преданным и терпеливым, ценить внимание и сочувствие. По мотивам этой знаменитой книги снят многосерийный художественный фильм. Рекомендуется для детей и подростков 8-15 лет.

Виль Джемс «Дымка»

Вы знаете, что такое настоящий ковбойский конь? Он несёт всадника по бескрайней прерии, и даже леопард уходит с его пути. Иногда трудно понять, кто в этой паре главный - человек или конь. Вот и прочтите, наконец, правду о настоящем ковбойском коне по имени Дымка. Он умён, храбр и горд. Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он сумел выжить и вернуться домой.

Виль Джемс (1892-1942) - американский художник и писатель франко-канадского происхождения. Единственное произведение, переведенное на русский язык - повесть "Дымка, конь ковбоя" (1926). Повесть неоднократно экранизировалась в Голливуде.

Эрнест Сетон-Томпсон "Мустанг-иноходец"

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) - канадский писатель, художник-анималист, натуралист. Он чрезвычайно правдиво и точно описывает действия, поступки и повадки животных и не боится рисовать жизнь лесов, гор и прерий такой, как она есть, красивой и жестокой. Его особенность в том, что он пишет не в качестве наблюдателя, а как будто надевая шкуру животного. При этом многие его истории грустные, потому что это истории выживания. Вот и в этой повести Мустанг, такой гордый и непокорный, погибает, потому что не может смириться с неволей. Но написано так, что не оторваться.

Джеймс Олдридж "Удивительный монгол"

Повесть написана в форме переписки двух ребят - английской девочки Кэти и монгольского мальчика Барьют. Эта повесть про непокорный дух дикого жеребца Таха и верность ему маленькой ручной шетлендской пони, про дружбу двух ребят "по переписке", переросшую в нечто большее, про ответственность людей перед природой, про разные страны... Да это настоящий географический справочник! Особенности разных стран, через которые автор проводит своих героев, до мелочей правдоподобны. Джеймс Олдридж, английский писатель австралийского происхождения, натуралист-знаток, хорошо знал, о чем писал. У него есть и другие произведения для детей о лошадях, например "Сломанное седло".

Алан Маршалл "Я умею прыгать через лужи"

В автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи" раскрывается картина жизни Австралии начала XX века. Герой повести Алан - сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста он мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни ноги перестают ему служить. Но Алан не верит в то, что он никогда не сможет ходить. Его целеустремленность восхищает, ему говорят: «Ты не можешь и не сможешь», а он никого не слушает, пытается и добивается своего. Алан участвует в детских забавах практически наравне с другими мальчишками, учится плавать и кататься на лошади. Очень светлая и позитивная книга.

Клайв С. Льюис «Конь и его мальчик»

Одна из книг цикла "Хроники Нарнии". Прочитав ее понимаешь, что в мире Льюиса существует не только Нарния, но и другие страны. Почти все действие происходит в Тархистане, стране находящейся к Югу от Нарнии. Шаста, приёмный сын тархистанского рыбака, всегда мечтал узнать, что находится на севере. Однажды к ним в дом приезжает знатный вельможа. Конь этого вельможи - непростой, это свободная говорящая лошадь Нарнии. Естественно, хозяин об этом не знает. Конь предлагает Шасте бежать, так как узнаёт в нём уроженца севера. Так начинаются приключения коня и мальчика. В пути им, а также ещё одной паре - нарнийской кобыле Уинни и её хозяйке, знатной тархистанской девушке, которая бежит от ненависти мачехи - придётся пережить очень много, прежде чем они достигнут Нарнии и Орландии.

Келли Фиона "Подкова на счастье"

(серия «Черный котенок)

Непонятные вещи происходят на ипподроме. Победитель последних скачек, гнедой скакун по имени Дарк, ведет себя странно - то выходит в число лидеров, то позорно плетется в хвосте забега. А тут еще появился двойник Дарка. Этот конь точно так же красив, силен и имеет ту же странность - то с блеском выигрывает забег, то вчистую его проигрывает. Что творится? Здесь явно что-то неладно. Тайну ипподрома взялись разгадать три подруги - Трейси, Холли и Белинда. На счету членов Детективного клуба немало успешно раскрытых преступлений. Удастся ли им выяснить причину загадочных побед-поражений призовых скакунов или на сей раз юным детективам суждено потерпеть фиаско?..

Яан Раннап «Альфа + Ромео»

Повесть эстонского писателя Яана Раннапа, изданная в 1983 году, рассказывает о дружбе мальчика и лошадки Альфе, о верности, доброте и справедливости. В ней много забавных и смешных историй.

Николай Атаров «А я люблю лошадь»

В повести Николая Атарова «А я люблю лошадь» (1970) рассказ ведется от лица 10-летнего мальчика, который с малых лет предоставлен самому себе. Мать не может уделить сыну достаточно внимания, а отец, в прошлом хороший наездник, спился и потерял работу. Единственная радость в жизни – старый мерин Маркиз, за которым он ухаживает как настоящий конюх. По книге снят фильм «Хомут для Маркиза» (1977).

Элис Мельн «Лошадиное лето»

Книга о жизни, книга о мечте, местами грустная до мурашек по коже и слез в глазах. Но в целом очень позитивная и жизнеутверждающая. Она написана для читателей, мечтающих о жизни рядом с любимой лошадью: прибежать к ней, поговорить и поиграть, почистить, оседлать, помчать вместе... О жизни, в которой взрослые доверяют тебе не только лошадь, но и тебя самого

Каникулы двенадцатилетней Ани стали исполнением её желаний: у неё появилась Заря, родители разрешили ей проводить дни, а иногда и ночи, на конюшне, её помощь нужна людям, новые знакомства перерастают в дружбу, и всё это делает Аню абсолютно счастливой. Кто-то скажет, что так не бывает. Возможно. Эта книга о детских мечтах, которую с одинаковым удовольствием читают и мамы, и папы, и мальчики, и девочки.

Рене Гийо «Белая Грива »

Мальчик из бедной рыбацкой семьи подружился с диким жеребцом и не смог расстаться с ним даже в минуту смертельной опасности.

Эйлис Диллон «Лошадиный остров»

Повесть из жизни ирландской деревни середины XX века и о приключениях 15-летних мальчиков-рыбаков Дэнни и Пэта. Они ловят рыбу или даже жирных страшных угрей, которые запросто могут откусить ногу, охотятся, ночуют в заброшенном полуразрушенном домике, на острове, где много лет назад оставили пару черных лошадей, и они расплодились и живут вольной жизнью.

Нариндер Дхами «Вечерок – звезда кино»

Агентство "Животные-звезды" получает большой заказ - подготовить коня для съемок в художественном фильме. Вечерок идеально подходит для этой роли! Когда Ким приезжает с родителями на место съемок, она знакомится с Кэтлин - дочкой кинозвезды, играющей главную роль в фильме. С помощью Вечерка Ким помогает своей новой подруге преодолеть страх перед лошадьми. Теперь Кэтлин хочет научиться кататься верхом, но Ким не уверена, что Кэтлин к этому готова…

Юрий Коринец «Самая умная лошадь»

Замечательная автобиографическая повесть о дружбе мальчика-пастуха военной поры и лошади, которая "умела" разговаривать.

Татьяна Маврина, Юрий Коваль «Жеребенок»

Уникальное репринтное издание состоит из рассказов-миниатюр Юрия Коваля с иллюстрациями Татьяны Мавриной. Книгу населяют коты и вороны, прекрасные лебеди и лошади. Красота рассказов Коваля в их простоте и нежности, в них нет вычурных фраз. Во время чтения так и хочется помечтать, побыть на природе и впитать в себя эту атмосферу спокойствия и гармонии во всём. Рассказы остаются в памяти надолго, потому что они о том, что окружает нас каждый день, стоит только приглядеться... Вот, проезжая по трассе, виден в поле табун лошадей... "Жеребенок кивнул, топнул копытцем и помчался по ромашкам. Неловко помчался, его заносило то вправо, то влево, и все-таки это был какой-то пронзительный жеребенок".

Аркадий Минчковский «Дженни и Женя »

Добрая повесть о дружбе девочки-наездницы и циркового коня.

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

В деревне Бережки остался раненый немецким снарядом вороной конь. Деревенские считали коня общим, и каждый кормил его. Однажды конь постучался мордой в калитку Филькиной бабки. Филька в это время жевал кусок хлеба, густо посыпанный солью…О том, что случилось дальше, вы узнаете из книги.

Богумил Ржига « Дикий конек Рин»

Простая и бесхитростная история о приключениях старика и его внучки, у которых есть "необъезженный конек с желтой гривой, непоседливый, хитрющий и горячий".

Для детей

Ханнеле Хуови «Урпо, Турпо и лошадка Огого»

Книга является продолжением историй, описанных в книге "Урпо и Турпо - два веселых медвежонка". С этими медвежатами никогда не заскучаешь: будешь искать сокровища, танцевать, сочинять стихи, скакать на лошадях и валяться в бумажном снегу. На этот раз сюжет вертится вокруг лошадки О-го-го, которая появилась в комнате, где живут игрушки. "Обычная лошадь говорит И-ГО-ГО, а наша лошадь говорит О-ГО-ГО. У неё дефект речи!". Трогательные и смешные истории про двух неунывающих друзей взрослые полюбят не меньше, чем дети.

Галина Лебедева «Приключения огуречной лошадки»

Вырос однажды на грядке огурчик. И оказался он не простой, а волшебный. В один прекрасный день взял да и превратился в Лошадку, которая умела летать. Девочка Катя очень подружилась с Огуречной Лошадкой, и всё лето с утра до вечера они пропадали в поле и в лесу. Лошадка катала девочку на спине, и если у Лошадки было хорошее настроение, то Катя вместе с ней попадала прямиком в сказочную историю…

Людмила Улицкая «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине»

Добрая сказка для детей от 5 лет. Старик Кулебякин хочет наконец-то переехать из своего старого деревенского домишки в новенькую городскую квартиру. Что вызывает бурный протест у его кобылы Милы, которая и слышать не хочет ни о каком переезде, и тут же начинает заливаться слезами, а успокоить ее чрезвычайно сложно. Кроме старика Кулебякина в город очень хочет переехать и жеребенок Равкин, поскольку надеется получить образование в местном цирке, и, вот однажды ему удается уговорить Милу на переезд... А что будет дальше, прочитайте сами.

Юрий Коваль «Сказка про Зелёную Лошадь»

Лошади бывают разные - белые, вороные, гнедые и в яблоках. Таких лошадей можно встретить где угодно и когда угодно. Но где-то в лесу бегает Зелёная Лошадь, увидеть которую дано не многим. Но тот, кто увидит, - влюбляется в неё раз и навсегда. Так и случилось с хорошим мальчиком Ванечкой и нехорошим дяденькой Подушкиным, которые повстречали Зелёную Лошадь. Жизнь их с того момента изменилась, но только для каждого в свою сторону. А в какую - Вы узнаете, прочитав эту и другие смешные и неповторимые сказки удивительного писателя Юрия Коваля, невероятного выдумщика и фантазёра.

Ханну Мякеля «Лошадь, которая потеряла очки»

Это трогательная и задушевная история об умной и интеллигентной городской лошади, которая потеряв очки, решила, что она не сможет больше жить как раньше, т.е. читать книги, писать рецензии и получать гонорар, на который она покупала сено и овес. И решает лошадь отправиться по свету искать удачи и, конечно же, ее сразу поджидает целая цепь опасных и занимательных приключений и передряг. Но на выручку ей приходят маленькие и большие персонажи сказки, так что все, в конце концов, заканчивается хорошо. Как написал Михаил Яснов: «Сказка о рассеянной лошади помогает нам становиться и быть оптимистами».

Лев Кузьмин «Грустная Элизабет»

Ни ветеринар, ни детский доктор, ни даже директор зоопарка не могли понять, что творится с маленькой пони Элизабет. Она перестала есть и пить, отказывалась даже от любимых пареных отрубей. И только сын доктора Вася догадался, в чем дело...

Ирина Токмакова «Счастливо, Ивушкин!»

Очень добрая повесть о мальчике, который, подслушав обрывок разговора родителей, счёл, что они хотят усыпить его друга - старую лошадь Лушу. Чтобы спасти её, Ивушкин уводит Лушу в волшебный лес, к сестре Летнице, которая может дать им совет - что же делать? Но дойти до нее очень непросто, потому что какая же дорога без препятствий и какая сказка без приключений? В лесу друзья встречают самых разных существ. Например, енота, который стирал облака, прохладного ветерка Развигора, поющие деревья и мишку Макосейку, которого обязательно нужно хвалить.

Ася Кравченко «Здравствуй, лошадь»

Хорошая книга про лошадку по имени Кабачок, которая умеет разговаривать, философствует, сочиняет и поет песни. Рассказ идет от имени этой лошадки. Главное желание Кабачка – найти хорошего наездника, но как оказалось, это не так-то просто, потому что люди иногда не понимают самых простых вещей, которые с легкостью понимают лошади. Но затем появляется девочка Соня, которая и становится его самым верным и преданным другом. Очень добрая книга для детей 7-10 лет.

Радий Погодин «Где ты, Гдетыгдеты?»

В древнем городе Новгороде жили золотисто-рыжий жеребенок Миша, который со всеми здоровался и дарил детям конфеты, и голубой мышонок Терентий, который любил рисовать все, что летает. В одно лето друзьям довелось прогнать разбойников, найти клад, нарисовать живого Индрика – диковинного зверя, спасти от беды мамонтенка Гдетыгдеты.

Виктор Лунин «Что хочется лошадке?»

В этой книге собраны самые любимые стихи Виктора Лунина, замечательного поэта и переводчика, лауреата множества престижных премий, в том числе премии Андерсена и Библиотеки иностранной литературы. В его стихах оживает позабытый взрослыми мир шалостей и чудес. А главное, что они очень-очень добрые. У иллюстратора Ирины Лобан лошадка получилась с дивными карими глазами, пушистыми ресницами и симпатичной челкой.

Очень хочется

Лошадке

Вместо сена

И травы

Съесть на завтрак

Шоколадку

Или чуточку халвы...

Вадим Левин "Глупая лошадь"

самые новые старинные английские баллады

Английские народные стихотворения, написанные русским автором. Абсурдные, смешные и трогательные. Книга дополнена замечательными иллюстрациями Евгения Антоненкова, которые являются продолжением самих стихов. Его лошадь – просто симпатяга! На хвосте у нее бантики, грива вьется по ветру, копыта цокают (правда-правда, их слышно).

Ирина Пивоварова «Жили-были пони»

Стихи Ирины Михайловны Пивоваровой давно входят в круг детского чтения. "Жила-была собака", "Тайна", "Мой храбрый лев", "Тихое и Звонкое", "Синий вечер" и многие другие ее стихи дети с раннего возраста знают наизусть. В этой книге собраны стихи для малышей. Их проиллюстрировала замечательная художница Елена Дроботова.

Часть вторая (часть первая , сказки лежат отдельно):
для ребят СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА . Эту часть я бы озаглавила "О роли лошади в нашей жизни ". Здесь рассматриваются более "взрослые" вопросы, однако, помним о том, что деление очень условно. За подготовку обзора спасибо большое, как обычно, составителям - библиографам Ставровской Г.Ф. и Иванюкович Н.А., а также нашим уважаемым изыскателям frometta и to_guy .

Особой рекомендации здесь заслуживает книга Бориса Алмазова "Прощайте и здравствуйте кони!" - это книга не художественная, но, судя по отзывам, совершенно уникальная, к сожалению, издана была только один раз 30 лет назад и не переиздавалась, сейчас стала библиографической редкостью, даже, судя по статье в библиогиде , в центральной детской библиотеке остался всего один экземпляр, и тот уже достаточно ветхий, в буквальном смысле "зачитанный до дыр".

ЛОШАДИ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ

Михаил Алексеев "Карюха " " Пронзительная повесть о русской деревне и главной опоре любой крестьянской семьи, друга и помощника, страдалицы и кормилицы - лошади.

"С точки зрения ее хозяев, кобылка эта обладала всеми
мыслимыми и немыслимыми лошадиными пороками: стара, ленива, коварна и зла - может подкрасться сзади и укусить ни за что ни про что, лягуча - поддаст задними копытами так, что костей не соберешь, неуживчива - выведешь в ночное, не будет пастись с другими лошадьми, обязательно ее унесет черт знает куда. Зато неприхотлива к кормам, а в работе хоть и не спора, но очень вынослива.
Что еще сказать о Карюхе? По весне ей было очень трудно. Соха - куда ни шло. А потяни-ка однолемешный плуг, который и двум-то кобылкам влачить было нелегко! К полудню Карюха останавливалась в борозде не из-за хитрости: она уставала так,что напружинившиеся ноги ее дрожали, и тут секи не секи, а Карюха будет стоять как вкопанная, - один раз она просто упала в постромках, и только тогда хозяин,обескураженный и несчастный, понял, что хоть на один час, но надо распрячь Карюху."
...
Отец...встал впереди кобылы, долго глядел в ее сумеречные глаза, порывисто обнял шею и, всхлипнув, хрипло вымолвил:
- Ничего, ничего, Карюха, мы еще того… мы, знаешь…"


Лев Толстой "Холстомер: история лошади " "Трагическая история жизни пегого мерина, чья необычная масть послужила источником всех его несчастий."

Салтыков-Щедрин "Коняга " : "Сатирическая сказка-притча, где в образе загнанной Коняги изображён русский крестьянин и его горькая доля."

Боровик "Петушок: Повесть о коне" : "О замечательном рысаке-рекордсмене 30-ых годов прошлого века, его характере, о людях, воспитавших такого коня."

Кашафутдинов "Высокая кровь" : "О людской недобросовестности - пока жокей болен и находится в больнице, его начальство отправляет его высокопородистого коня на конезавод." По книге снят фильм.

Фёдор Кудрявцев "Тогда были лошади " : "- Служил я тогда в славном 19-м Манычском полку. Стояли в Новом Петергофе под Ленинградом, в бывших лейб-уланских казармах. Назначили меня ехать за лошадьми в Канаду. Я было уперся: языками иностранными не владею, образование имею ниже среднего. "Как,- говорят,- в анкете у вас указано: "Образование- ЦПШ". Это же Центральная политическая школа?" "Никак нет,- говорю, церковно-приходская, двухклассная". Исправив ихнее заблуждение, я спросил, могу ли быть свободным. А они обратно уговаривают ехать, поскольку я хорошо в конях разбираюсь. "Ладно,- говорю,- Готов исполнять приказ. Когда седлаем?" Я почему-то думал, что поедем верхами, а Канада - она же за морем. В те годы географию я еще не проходил. Однажды сдуру с политруком связался спорить. Он объяснял, что Англия - государство островное, а я не верил. Он говорит, что там очень большой остров, а я говорю, что на Дону тоже есть большие острова. Вон станица Старо-Черкасская-на огромном острову, а все ж не государство? Потом меня просветили, показали глобус. На нем Дон крохотной царапинкой обозначен, а Англия поболе всей Донской области, мне ее тоже показали."

Прочитайте.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала.

(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга»)

  1. Объясните, что означают выделенные слова.
  2. Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок.
  3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём – 100–150 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. Хворост – сухие, отпавшие ветки и сучья деревьев для растопки (2 балла). Соха – орудие для пахоты, деревянный плуг (2 балла).
  2. «Крестьянские дети» (1 балл)
  3. Монолог лошади.

Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом

Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)

КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ.

Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал.

Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что?

Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого всё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» – «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

– Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума.

Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

– Какие пустяки, – сказала она. – Брось этот рассказ, напиши другой.

Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

– Мама, – мычит мальчик, – мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

– Мамуля, – мурлычет Митя, – можно мне маленькую морковку?

– Можно, милый.

– Мамуля, морковку моют?

– Моют, Митя.

– Мылом?

Мария Михайловна мрачнеет.

– Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, – решил я, – не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, – решил я, – и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает…» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер.

Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

– Мама, Мурка мучает мышку! – кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались.

Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

– Энциклопедию!

– Вам Большую Советскую? – вежливо спросила библиотекарша.

– Малую! – закричал я на весь зал. – Мне Малую! Должно быть, меня

приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

– Мудрец, миленький, можно мне мухомора?

Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете – плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена.

Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

(1980-е)

  1. Что вы можете сказать о повествователе?
  2. Как повествователь относится к своей работе?
  3. Какова тема рассказа?
  4. Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ?
  5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
  6. В чём особенность финала рассказа?

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

  1. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует?
  2. С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу?
  3. Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания?
  4. Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова?
  5. Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме?

Критерии оценивания

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. Однажды, в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов) Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала. (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга») 1. Объясните, что означают выделенные слова. 2. Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок. 3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём слов. 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них. Вариант 1. Прозаический текст Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. 1

2 Андрей Сергеевич Некрасов () КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ. Я согласился, сел к столу и начал: «Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал. Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу». Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили знаете что? Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М». Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся» Но смотрите, что получается: «носец нёсся» Некрасиво, нехорошо. Ну а если «Миноносец мчался»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался» Вот с этого всё и началось. Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии» Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало» Просто здорово! Я снова сел к столу Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ. Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс: Маша, можно мне молока? Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума. Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем. Какие пустяки, сказала она. Брось этот рассказ, напиши другой. Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям? Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал: «Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери. Мама, мычит мальчик, мама, мамочка Мария Михайловна молчит. Мамуля, мурлычет Митя, можно мне маленькую морковку? Можно, милый. Мамуля, морковку моют? 2

3 Моют, Митя. Мылом? Мария Михайловна мрачнеет. Митя, мальчик мой милый, молчи» Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль «Довольно, решил я, не буду про маленьких мальчиков Напишу лучше про большого зверя. Вот, например: «Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой» Я вовремя остановился. «Нет, решил я, и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне Это успокаивает» И я написал: «Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными» И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие: «Мужественный муравей» Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер. Мимо меня мчались машины, мотоциклы Я бросился домой Медный маятник мерно мерял минуты. Мама, Мурка мучает мышку! кричала дочка из кухни. Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить? Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались. Я застонал. Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию. Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя: Энциклопедию! Вам Большую Советскую? вежливо спросила библиотекарша. Малую! закричал я на весь зал. Мне Малую! Должно быть, меня приняли за сумасшедшего Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста: «Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами Малиновая мартышка миролюбиво мяукала: Мудрец, миленький, можно мне мухомора? Мелодично мычали морские млекопитающие» Что, скажете плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции Подходила жена. Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»! 3

4 Пришлось бросить этот рассказ Но неужели нужно начинать новый, на «Н»? (1980-е) 1. Что вы можете сказать о повествователе? 2. Как повествователь относится к своей работе? 3. Какова тема рассказа? 4. Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ? 5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему? 6. В чём особенность финала рассказа? Вариант 2. Поэтический текст Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Иван Алексеевич Бунин () * * * Нет солнца, но светлы пруды, Стоят зеркалами литыми, И чаши недвижной воды Совсем бы казались пустыми, Но в них отразились сады. Вот капля, как шляпка гвоздя, Упала и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий ливень запрыгал И сад зашумел от дождя. И ветер, играя листвой, Смешал молодые берёзки, И солнечный луч, как живой, Зажёг задрожавшие блёстки, А лужи налил синевой. Вон радуга... Весело жить И весело думать о небе, О солнце, о зреющем хлебе И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети В беседке песок золотой... Иного нет счастья на свете. (1900) 4

5 1. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует? 2. С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу? 3. Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания? 4. Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова? 5. Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме? Максимальный балл за все выполненные задания 70. 5


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. Однажды, в студёную

2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался

Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля

10/06/13 Русский 3-а Занятие 4 Имя Классная работа. Задание 1: Напишем диктант по упражнению 158. Задание 2: Прочитайте стихотворение, о чём в нём говорится?подчеркните вежливые слова. Друзья, вот вам

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

11 ФЕВРАЛЯ 2018г Имя: Домашняя работа 18 Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова. Дудочка удочка, дочка

Сценарий «День матери» Дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас на вечер, посвященный Вам. Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени М. Горького» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области 391842 Рязанская область,

РАБОЧИЙ ЛИСТ КЛАССНОГО ЧАСА «Дружба великая сила» Задание 1. Рассмотрите картинки на слайде. Что объединяет героев этих мультфильмов? Задание 2. Послушайте песню из мультфильма «Тимка и Димка» («Настоящий

Александр Ткаченко Житие преподобного Серафима Саровского в пересказе для детей Иллюстрации Юлии Героевой Москва. «Никея». 2014 Есть такое слово великодушие. Если про человека говорят, что он великодушный,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Ромашка» Литературный фестиваль «Мама, мамочка, мамуля», посвященный Дню матери. для детей старшего дошкольного возраста пгт. Пено ноябрь

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

Сочинение на тему почему мастер не заслужил света а заслужил покой План-конспект урока (литература, 11 класс) на тему: Три мира в романе Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой это наказание.

Русский 4 Имя... Задание 1: Прочитай. Вставь пропущенные буквы, Морж. Я зн...ком с одним м...ржом, Ест он кашу, пьёт боржом, Очень любит эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к м...ржу д...мой х...жу, С ним

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 "Рябинка" Конспект праздника на 8 марта во второй младшей группе На тему: «Маша в гостях у малышей» Разработала: Французова Н.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Помоздинская средняя общеобразовательная школа им.в.т. Чисталева УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Помоздинская СОШ им.в.т. Чисталева Ф.Э. Линдт Контрольно-измерительные

26 ФЕВРАЛЯ 2017г Имя: Домашняя работа 18 Учи стихи к празднику. Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова.

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

ПРИТЧИ Рыцарь и Дракон Притча неизвестного происхождения Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Шёл рыцарь по пустыне. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Вдруг вдалеке он увидел

7 ФЕВРАЛЯ 2016г Имя: Домашняя работа 16 Тема: Буквы в сочетаниях ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Повторяй правила написания ЖИ-ШИ. Задание 1. Задания из учебника. Задания 99, 100, 101 на стр. 56-57. Задание 2. Вставь пропущенные

Утренник на 8 марта «Праздник вместе с Машей и Медведем» (средняя группа) Под музыку дети входят в зал. Ведущий. Солнечный луч заглянул в этот зал. Гостей дорогих в нашем зале собрал. Вы с нами сейчас

Али и его фотоаппарат Али живет в Стамбуле, большом городе в Турции. Он живет в старом доме рядом со знаменитой Голубой мечетью. После школы Али вернулся домой и сел у окна. Он рассматривал лодки, выходившие

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Подольск Московской области» Открытый урок на тему: «Мы знакомимся

Классный час «Город Вежливости» Цели: 1. Вооружить учащихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

Сценарий совместного мероприятия ко дню Матери «Мамочка любимая моя» для детей и родителей в старшей группе. Зал празднично украшен. Ведущая: Сегодня мы отмечаем день Матери. Для каждого человека, мама

Детская сказка Чудесные лапоточки Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать. А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал. Дойду, - думает,

Спецификация к итоговому контролю по литературному чтению в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» Задание Проверяемый элемент 1 Жанр произведения. 2 Автор произведения 3-11, 13 Работа с текстом

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 30 «Родничок» Конспект

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Страница: 1 ТЕСТ 30 Фамилия, имя Прочитай текст. Класс ПОКРОВИТЕЛЬ МЫШЕЙ Собрались мыши на важный совет и стали судить, как избавиться от врагов, от которых терпят они так много обид и горя. Кого избрать

Гужова Нина Григорьевна, учитель начальных классов МСШ Прощание с 1 классом - Сценарий праздника в стихах Действующие лица: Вот и закончился наш первый учебный год. Кажется, что только вчера мы переступили

Стихи по правилам русской орфографии БЕЗУДАРНАЯ ШПИОНКА Я живу в стране Россия Самой лучшей и большой. Я учу язык российский, Потому что он родной. В первом классе на уроках Научили нас читать, А еще нас

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест «ЧТЕНИЕ» Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 30 минут. Субтест включает 10 позиций.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЖАЛОБНАЯ КНИГА ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ» Проект подготовил: обучающийся 3 б класса МКОУ «Начальная школа детский сад 10» Наквасин Василий Руководители проекта: Классный руководитель

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК. Цели: 1. Закрепить имеющиеся у детей знания правил дорожного движения. 2. Познакомить детей со знаками «Внимание дети!» и «Велосипедное движение запрещено». 3. Развить интерес к

6 ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой мы знакомимся с Винни-Пухом и несколькими пчёлами Ну вот, перед вами Ви"нни-Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом Кри"стофером Ро"бином, головой вниз,

Барженакова Алѐна Викторовна учитель начальных классов Первая школьная отметка родительское собрание Цели собрания: 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. 2. Формировать культуру

2 ПРО СЛОНА Мы подходили на пароходе к Индии. Утром должны были прийти. Я сменился с вахты, устал и никак не мог заснуть: всё думал, как там будет. Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли

Материалы для проведения школьного этапа комплексной олимпиады по УМК ПНШ 01-017 класс Время выполнения 100 минут Русский язык 1. Подчеркни слова, в которых букв равно количеству звуков: Маяк, объем, грустный,

О. КУРНОСОВА «У МЕНЯ ЕСТЬ ВЕРНЫЙ ДРУГ» СБОРНИК ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. Славянск-на-Кубани 2017 СОДЕРЖАНИЕ: 1. «Маруся» 2. «Я помню» 3. «Первый вальс» 4. «Говорящий хвост» 5. «Весёлый выходной»

МБДОУ д/с «Ромашка» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области Образовательная деятельность Восприятие художественной литературы Тема: «Детям о Пушкине А. С.» Подготовила: Воспитатель:

«Как котёнок Кузя в садик пошёл» Сказка для тех, кто впервые пошел в детский сад (по мотивам Марии Шкуриной) Презентация Ковбас Ксении Александровны Муз. рук. МБДОУ 139 детский сад г.иркутска Жил-был котёнок

Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой

Сказка Три царевны гуашевого царства Задачи: Познакомить с основными цветами спектра (красный, желтый, синий). Познакомить со способом получения новых цветов и оттенков путем смешивания основных цветов.

РУССКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ГОВОРЕНИЕ (Демонстрационный вариант) Инструкция к выполнению теста Время выполнения субтеста 15 минут. Субтест включает

Москва Издательство АСТ Виктор Драгунский ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то: Тайное всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: Что это значит,

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

Развлечение ко Дню Матери во 2 младшей группе «Мама, милая моя» Воспитатели: Горенцева Л.А., Исаева Н.Н. Цель: способствовать созданию положительных эмоций переживаний детей и родителей от совместного

Работа загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/2582 Mark Haer Мысли (Серия стихотворений) Последнее изменение: 08 октября 2016 (c) Все права на эту работу принадлежат автору

8 МАРТА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Цель: формирование гендерной, семейной принадлежности; воспитание любви и уважения к матери. Задачи: 1. Формирование у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь. 2.Формирование

Москва 2013 ЗАТЕЙНИКИ Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: Нам

Рисунки А. Андреева Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Вот утром папа пошёл на работу.

БЕСЕДА 4 История семьи трясогузок. - Птицы наделены родительским инстинктом. - Как происходит оплодотворение птичьего яйца. - Из какого яйца появляются млекопитающие. - Чем сложнее организм, тем дольше

Развлечение ко «Дню Матери» «Ай, да мамы!» Развлечение ко «Дню Матери» для группы общеразвивающей направленности 4-5 лет 2 23 ноября 2017 года. «Ай, да мамы!» Цель: Воспитание коммуникативных, социально-нравственных

Ольга КАЛЕНКОВА русской речи Погода. Время года Занятие 1 Погода, плохая, хорошая, светить, солнце, луна, дождь Какая сегодня погода? Сегодня хорошая погода. Сегодня плохая погода. Почему погода плохая?

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я продолжаю отвечать на ваши вопросы. И сегодня я расскажу вам, как мы используем «-то», «-нибудь», «-либо» и «кое-». Например, «кто-то», «кто-нибудь», «кое-кто», «что-то»,

Вариант 6 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14 (1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! (3)Это мне

Тема занятия: «Дружба начинается с улыбки» Цель: Формирование дружелюбного и уважительного отношения друг к другу. Задачи: познакомить с понятием друг; выявить и расширять представление детей о том, что

Идёт как-то раз щенок Тяф по лесу и видит - теремок на опушке стоит, а вокруг него грустный Медведь ходит. - Что ты, Мишка-топтыжка, делаешь? - спросил его Тяф. Медведь отвечает понуро: - Ох, щеночек Вот

Закирова Регина Константиновна, учитель начальных классов Тема урока: Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Цели урока: Образовательные: Формировать навыки написания сочинения, формирование

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок. Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с

Цветик-семицветик Часть I Жила девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Женя купила семь баранок: две для папы, две для мамы, две баранки для себя и одну для братика Павлика. Взяла



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!