Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Боевое каратэ – эффективная система самозащиты. Боевое каратэ

Ката двух этих родственных видов единоборств сближает то, что их практика вырабатывает навыки эффективного ведения боя. В то же время между ними существует немало различий. Прежде всего это связано с тем, что в ката классического карате присутствуют архаичные элементы, не пригодные в современном рукопашном бою, где необходимо быстро и эффективно поразить противника.

Ката оперативного карате с автоматом (комплекс рукопашного боя с автоматом) представлен в варианте, при котором используется АК-74 с примкнутым штыком. Этот комплекс может вы-полняться с любой другой моделью автомата Калашникова или иным оружием, оснащенным штыком, например карабином.

Ката дзюдо и оперативного карате отличаются по характеру выполнения и набору используемых приемов. Ката оперативного карате (технические комплексы рукопашного боя) занимают промежуточное положение между «образцами» дзюдо, и классического карате. С «образцами» дзюдо ката их сближает прежде всего цель практически изучить приемы борьбы. Однако ката дзюдо предназначены в том числе и для спортсменов, а ката оперативного карате - исключительно для при-менения в реальном поединке.

Одним из главных понятий в карате и других видах восточных единоборств является «ката», или «технический комплекс» рукопашного боя. Ката, или технические комплексы, используемые в системе боевого тренинга оперативного карате и рукопашного боя, отличаются от ката классических школ карате. Все используемые в них наборы действий предельно прагматичны и нацелены на уверенное поражение противника. Поэтому задача отработки ката в боевом тренинге не изящество и красота спортивных выступлений, а победа в настоящей схватке. Несмотря на простоту и доступность, составляющие эти комплексы приемы необыкновенно действенны. Каждый из них может быть использован в реальном поединке: в уличной схватке, «на поле боя, при выполнении служебных задач и при самообороне в любой ситуации.

Оперативное карате, или особое направление рукопашного боя, было создано в КГБ СССР для подготовки бойцов спецназа и оперативных сотрудников. С годами данный комплекс прикладных боевых приемов и методик их изучения превратился в уникальную разновидность единоборств. Для того чтобы овладеть этим «жестким» видом единоборств, и было разработано боевое карате.

Самоучитель «Боевое карате и его нераскрытые тайны» рассказывает о школе карате Вадо-рю. Техника основана на хитроумных уходах, увертках, уклонах, нырках, качениях, зрительных и психологических обманах. Используя богатый тренерский опыт, автор разъясняет все тонкости рукопашной схватки – от азов до ведения боя с несколькими противниками.

Впервые освещаются ранее неизвестные аспекты карате. Описано около 200 приемов карате, приведено более 200 схем и 1150 фотографий.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Как читать текст
Условные обозначения
Стойки
Зенкуцу-дачи
Кокуцу-дачи
Киба-дачи
Фудо-дачи
Санчнн-дачи
Никоши-дачи
Стойка ожидания
Ударные поверхности
Удары руками
Удар 1£кц
Удары тейшо, иуките.
Удар уракен
Удар шуто
Удар татцуй
Удары хайто. мавашн-цки
Удары эмпн
Удары ногами
Удар мая-гери
Удар мая-гери-кеаге
Удар хиаа-гери
Удар йоко-гери
Удар сокуто-гери
Удар уширо-гери
Удар маваши-гери
Удар хиза-мавашн
Удар ура-маваши
Удар микадэуки-гери
Удар ура-микадзуки-гери
Подсечка
Блоки, принцип блокирования
Аге-уке
Удо-учн
Гедан-барай
Сото-уке
Отоши~уке
Тейшо
Тренировка блоков
Проникание ударов
Набивка
Постановка удара
Как держать удар
Азы передвижения
Тренировка устойчивости
Дыхание
Связки
Ю-кумите
Построение тренировочного процесса
Зоны поражения удара
Удары ногами с подшагом
Сурикоми мая-гери
Мая-гери ребром ступни
Сурикоми йоко-гери
Сурикоми маваши-гери
Кобра
Кобра с подходом, йоко-гери.
Кобра с подходом и с броском
Кобра, три шуто-учи
Кобр;», три шуто-учи в движении.
Кобра с подсечкой
Кобра, сокуто-гери с разворотом
Обратная кобра
Уход тая-собакн от мая-гери
Уход тая-собакн из стойки ожидания, йоко-гери
Количество повторяемости движении при отработке связок
Уход тая-собакн из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с контратакой
шуто-учи левой рукой
Гая-собаки задней ногой с контратакой йоко-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери в прыжке
Уход-тая собаки дальней ногой с разворотом на 90 градусов с контратакой какато-герн
Обратный поворот
Обратный поворот с блоком голенью наружу
Удар коленом наружу
Кокуцу-дачи. атака какато-герн гедан
Прыжковая техника
Иоко-гери в прыжке
Тройной йоко-гери в прыжке
Маваши-гери в прыжке с разворотом па 270 градусов
Переход из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи правую с разворотом на 180 градусов,
с броском
Уходе уклоном, йоко-гери с разворотом
Передвижение по большому кругу
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую
вперед под 45 градусов прыжком
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с разворотом
на 360 градусов
Захват мая-гери в солнце с броском
Уход от маваши-гери прыжком
Какато-гери в прыжке с разворотом, йоко-гери в прыжке
Кобра, какато-гери гедан, мавашн-герн с разворотом
Обучение спаррингу. Теория построения боя
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, контратака ушнро-гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, подшаг, контратака йо^гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, внутренний блок голенью,
йоко-гери с разворотом.
Внутренний блок голенью, контратака йоко-гери
Уход из кокуцу-дачи в сторону с уклоном, йоко-гери с согнутой ноги...
Уход тая-собаки нз стойки ожидания, маваши-герн
Уход тая-собаки на ближней дистанции из стойки ожидания с контратакой
цки в голову
Защита "солнце"
Мавашн-герн в прыжке вперед под 45 градусов
Зашита от мая-гери, смена ног, контратака йоко-герн
Уход от маваши-гери прыжком с разворотом на 180 градусов, уширо-гери
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 180 градусов,
с ударом эмпи-учи в голову
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 360 градусов,
с ударом предплечьем в голову
Ката для рук
Кобра правая, прыжок левой, йоко-герн в прыжке правой
Прямой поворот, кобра правая, мая-гери левой
Ката на отработку прямого и обратного поворота
Змейка
Кобра о прыжке
Внешняя передняя подсечка
Замок для открытой стопы:
Обучение спаррингу
Техника уходов вниз
Техника ухода вперед под 45 градусов
Бросковая техника
Защита от маваши-гери уходом вперед, зацеп изнутрис броском
Уход от маваши-гери вниз, йоко-гери в опорную ступню
Уход от мавашн-герн вниз, подсечка
Защита от мая-гери с захватом и броском вперед
Защита от маваши-гери. Уход с линии атаки с разворотом на 270 градусов
Раскрывание защиты руками
Работа ближней рукой
Работа одной нагой
Обучение кумнтэ
Догон отступающего противника.
Работа ногами
Мая-гери шодан, маваши-гери дэсдан
Двойной мая-гери
"Вертушка"
"Защита от мая-гери правого. Захват ноги в солнце.
Защита от мая-гери, замок стопы.
Бросок в прыжке в разворотом на 180 градусов
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом наружу
Уход тая-собакн из стойки ожидания, ура-микадзуки
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом сбоку (хиза-маваши)
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар шуто-учи (уракен) правой
"Защита от атаки рукой в голову проходом внутрь
Второй вариант контратаки
Защита от мая-гери в солнце, удар хайто-учи в пах
Удары в прыжке с разворотом
Иоко-гсри в прыжке с разворотом
Ура-микадзуки в прыжке с разворотом
Микадзуки в прыжке с разворотом на 360 градусов
Маваши-гери в прыжке с разворотом на 360 градусов
Зоны поражения при ударах в прыжке с разворотом
Обучение спаррингу
Уход тая-собаки с захватом руки, ноко-герн
Уход тая-собаки, йоко-гери в опорную ногу
Уход из кокуцу-дачи в фудо-дачи
Обратный поворот, сокуто-гери в опорную ногу.....
Обратный поворот, сокуто-гери шодан
Упражнение: кобра, сокуто-гери гедан с разворотом
Прямой поворот, йоко-гери.
Прямой поворот, джуджи, ноко-герн с уклоном
Защита от маваши-гери с подбивом тазом
Защита от маваши-гери захватом ноги с броском. Техника захвата
Уход тая-собаки от удара цки с захватом руки в замок
Внутренний блок голенью, ура-микадэуки
хсмы применения ура-маваши
Остановка противника
Короткое боевое ката
Ката для ног на месте
аваши-гери в прыжке с подготовкой
кшаиш-герн с обманом весом
Ката: виды, назначение* разработка
О6учение спаррингу
Защита от маваши-гери проходом внутрь
Удары после захвата
комбинация, шодан цкн
Жесткая защита
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан.
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери шодан упреждающий
tauca из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, подсечка, маваши-герй дэедан
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, сокуго-гери (уширо-гери) шодан
Обучение кумитэ I
Защита от цкн в голову. Тазовая увертка с контратакой руки противника
Защита от цкн в голову с захватом
Защита от цкн шодан с захватом
Захваты рук противника в ближнем бою с добиванием
Защита от мая-гери с захватом и броском
Собра. проход по большому кругу
Гехиика ухода вниз. Упражнение
Уход нэ кокуцу-дачи от маваши-гери вниз с контратакой ударом тэйшо
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом опорной ноги
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом ударной ноги
Техника контратак после блока голенью наружу
Кобра, маваши предплечьем с разворотом
Ножницы
Упреждающая техника
Упреждающая техника, контратака уширо-гери
Упреждающая техника, маваши-гери
Упреждающая техника, йоко-гери в прыжке
Иоко-гери в прыжке с разворотом на 180 градусов упреждающий
Основные принципы уходов от атаки палкой
Уход вперед под 45 градусов, маваши-гери пяткой
Уход из кокуцу-дачи на месте, мая-гери упреждающий
Мая-гери, тая собаки, сокуто-гери
Защита от мая-гери, рычаг ноги через колено
Мая-гери с разворотом на 180 градусов
Уход от мавашн-герн вниз, контратака сокуто-гери с колена
Уход от мавашн-герн вниз, бросок с зацепом двумя ногами
Нырок под руку с уклоном
Уход нз кнба-дачи боковой с контратакой шуто в голову
Захваты с атакой локтями
Сокуто-гери с подготовкой
Теория прерывания и возврата связок
Техника маятника
Обобщение схем работы руками
Тройной шуто-учи
Л"ройной цки
Общая схема движения в маятнике
Ката для ног в движении
Мавашн-гери в прыжке с разворотом упреждающий
Тая-собакн, мнкадзуки в прыжке....
Боевые связки. Назначение, Разработка....
Теория дистанции....
Обучение кумнтэ с несколькими противниками....
Ловушка
Четыре меча
Послесловие


ТЕЙШО
.
Блок основанием ладони выполняется в верхний, средний и нижний уровень. Блок тейшо очень часто используется как дополнительное, страховочное движение одной рукой, в то время, когда вторая рука совершает какое-либо техническое действие.

Для выполнения верхнего блока от удара в голову, выставьте правую руку вперед, а левую поставьте в исходное положение к левому подреберью (см. фото 135). Затем, возвращая правую руку, нанесите открытой напряженной пяткой ладони левой руки удар по конечности противника, блокируя удар в голову. Мышцы в этот момент напряжены, ладонь держится вертикально. Пальцы руки лучше в этот момент держать вместе, чтобы не травмировать их, случайно зацепившись за одежду противника.

Ладонь левой руки при верхнем блоке не выходит за правую проекцию корпуса наружу, но несколько выходит за проекцию головы, чтобы учесть кривизну траектории боковых ударов в голову и надежно защититься. После верхнего блока тейию можно контратаковать правой рукой цки в корпус или левой вертикальный уракен в голову (см. фото 136). Однако это только простейшие примеры. Возможности каратэ безграничны, подобно шахматным комбинациям все варианты перечесть и предусмотреть нельзя, их диктует логика боя.
Средний блок тейшо выполняется подобно верхнему, но от ударов в средний уровень. Блокирующая рука не выходит за линию корпуса (см. фото 137). Для контратаки можно нанести уракен левой горизонтальный или мавашицки правой рукой в голову (см. фото 138).

Стиль – это магистральное направление, имеющее характерные черты, объединяющее разные школы и мастеров.

Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.

  • Сёто кан,
  • Кёкусинкай,
  • Сито рю,
  • Годзю рю,
  • Вадо рю.

Одним из ведуших и классических стилей в мире является

Создан он в 30-е годы XX века мастером Гитином Фунакоси (1869-1957). Большой вклад в развитие данного стиля внесли также мастера Йоситака Фунакоси, Масатоси Накаяма, Сигеру Эгами, Генсин Хироноси, Исао Обата, Ногути Хироси.

Техника сёто кан

В основе стиля лежит техника староокинавского стиля Сюри тэ, для которого были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Фунакоси и его ученики дополнили стиль многими современными техническими приемами и ввели спортивный раздел каратэ до.

Преимущества

Сёто кан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю рю, изобилующим круговыми движениями.

  • Низкие, широкие, прочные стойки.
  • Переходы динамичные и четкие.
  • Мощные и энергичные движения.
  • Удары идут от бедра.
  • Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
  • В защите – надежность и сила блока.
  • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

Важное место в системе тренинга Сёто кан каратэ до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион.

Виднейшие мастера стиля

Гима Макото, Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хирокэзу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Казэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Касуя Хитоши, Танака Масахика, Осима Цутому, Асаи Тецухико, Танака Такэнори, Абэ Кейго, Сугимура.

КЁКУСИНКАЙ (Союз искателей абсолютной истины)

Cоздан мастером Масутацу Оямой (1923-1994), выходцем из Кореи. В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения.

Техника КЁКУСИНКАЙ

Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю рю.

Базовая техника включает в себя:

  • изучение стоек,
  • перемещений,
  • ударов,
  • блоков,
  • комбинаций (рэнраку),
  • формальных упражнений.

Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэсивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэсивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

Прямой удар в кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

Ката, изучаемые в кёкусинкай каратэ: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки но ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай дай, Гэкисай сё, Сэйэнтин, Канку, Суси хо, Га рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются Ура тайкеку 1-3, Ура пинан 1-5, Кихон ката 1-2.

Виднейшие мастера стиля

Мацуи Шокей, Ояма Сигеру, Стив Арнейл, Н. Рояма.

СИТО РЮ (Школа Итосу (Сюри тэ) и Хигаонны (Наха тэ)

Один из крупнейших стилей японского каратэ до. Создан в середине 30-х годов XX века другом Фунакоси – Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно.

Стиль СИТО РЮ

Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

Ката, изучаемые в Сито рю: Пинан 1-5, Бассай дай, Косокун дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйпай, Сэйсан, Тэнсе и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката.

Виднейшие мастера стиля

Ивата Мандзо, Кеней Мабуни.

ГОДЗЮ РЮ (Сила и мягкость)

Стиль создан на базе окинавского Наха тэ и китайского цюань шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тедзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое).

Техника ГОДЗЮ РЮ

Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «го» до «дзю» и от «дзю» до «го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «го», то необходимо встретить его началом «дзю».

Если соперник противостоит началом «дзю», нужно встречать его началом «го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «дзю» – дзенскую медитацию.

Стиль

Как правило в Годзю рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

Его характерные черты:

  • высокие стойки,
  • медленные,
  • «тяжелые движения»,
  • мощные удары.

Стиль этот не так красив, как Сётокан, но более эффективен.

Ученик Мияги, Ямагути Гоген, ставший преемником учителя, в 1935 году организовал общенациональную организацию Годзю рю, объединившую множества школ по всей Японии. Он ввел в практику обучения методику парной работы: дзию кумитэ (свободный поединок).

В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ до Годзю кай».

Базовые формы ГОДЗЮ РЮ

Базовыми формами Годзю рю являются ката Сантин и Тэнсё, так как они демонстрируют и «го» и «дзю». В Сантин напряжена каждая мышца тела. Здесь нет ни одной незащищенной точки и все ката наполнена боевым духом. Это типичное воплощение начала «го».

Ката Тэнсё в противоположность этому не раскрывает так явно боевой дух, он проявляется в медленных дугообразных движениях, будто бы человек ожидает момента для внезапного выброса энергии, глубоко запрятанной внутри тела. Это и есть начало «дзю».

ВАДО РЮ (Путь мира)

Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю рю и Сито рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость.

Техника ВАДО РЮ

Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума.

Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности.

Он говорил: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Ката, изучаемые в Вадо рю: Пинан 1-5, Пассай, Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсн, Чинто, Дзюттэ, Нисэйхи, Рохай.

Виднейшие мастера стиля

Сигиура Кэнго, Дайтиро Аидзава, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки, Сиомитсу Масафуми, Сунсукэ Янагита, Катсуми Хакоиси, Сейджи Нисимура.

Общие черты между всеми стилями каратэ

Как показывает практика, методика обучения, техника исполнения приемов и движений, психофизический тренинг – все это в общих чертах схоже во всех стилях каратэ. Разделение на «жесткие» и «мягкие» стили также очень условно, т. к. в каждом движении каратэ есть и жесткость и мягкость, напряжение и расслабление. Так что, несмотря на некоторые различия между стилями, общего между ними гораздо больше.

Какой стиль лучше?

Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.

Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. К примеру, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом, никому не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке.

Итог выбора стиля

Стиль – это не разновидность движения, не форма перемещения. Это методика обучения одному и тому же. В разных школах учат одному и тому же, но разными методами.

В конечном счете, современное японское каратэ до – это детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

Традиционно Каратэ или Карате-До является одним из самых известных стилей боевых искусств и включено в спортивные соревнования. Впервые стало популярно на западе в 1960-х годах, но каратэ шотокан было первоначально разработано для самообороны. Традиционно каратэ является жестокой формой боя, которое использует жесткие удары с рук и ног. В зависимости от стиля, осуществляются броски, захваты, все это является частью подготовки. Существует множество различных стилей каратэ в сочетании с другими стилями, и в тоже время существует бесчисленное множество других стилей, которые включают в себя технику каратэ.

Из всех практикуемых стилей каратэ, шотокан пожалуй самый узнаваемый. К Примеру, актер Жан-Клод Ван Дамм практикует каратэ шотокан, а также это стиль был использован в фильме «Малыш каратэ». Этот стиль был создан в Японии, на острове Окинава мастером Гитин Фунакоси в 1921 году, и включает в себя элементы Кендо. В виду того, что обучение и практика проходили в зале, каратэ шотокан было создан для самообороны. Стиль подчеркивает динамическую силу и постоянное движение, и разрушительные удары.

Основной целью традиционного каратэ было убить или отключить противника как можно быстрее, и с учетом того, что самураи охраняющие Окинаву были вооружены до зубов, все равно каратэ было необходимо. Японцы сравнивали Окинава с железным кулаком.

Каратэ шотокан было разработано для реальных боевых ситуаций, не для спортивных соревнований. Фунакоси создал свой стиль, который использует дальние дистанции и линейные движения, но в нем хранятся основные принципы каратэ. Его стиль был прост, эффективен и смертоносен.

В 1879 Гитин Фунакоси, как и многие его сверстники начали подготовку боевых искусств и изучение стилей каратэ, которые были популярны в то время. Комплексе он начал развивать более простой стиль, перенимая лучшее. Он использовал опыт кэндо, японское боевое искусство фехтования, технику боя на мечах предназначенную для самураев. Только через двадцать лет обучения он начал преподавать и демонстрируя свой новый стиль в Окинаве, а затем в Японии, где он продолжал писать и преподавать. Позже, его сын Йошитака Фунакоши добавит методы работы ног на низких стойках и длинных дистанциях, совмещая с методикой традиционных боевых искусств Окинавы.

Высокие и низкие стойки, длинные линейные перемещения, используемые в каратэ шотокан, отличаются от других стилей Окинавы, но они не были единственными изменениями Фунакоси. После создания и введения Фунакоси нового стиля в каратэ, в Японии начали называть карате «пустая рука», вместо «китайская рука», которая была традиционно в Окинаве и практиковалась всеми школами каратэ. Его действия разозлил многих других преподавателей и по этой причине Фунакоси никогда не мог вернуться на Окинаву, но его стиль самообороны продолжают преподавать во всем мире. К сожалению, каратэ шотокан был превращен в турнирно-боевой спорт. Фунакоси создавал свой стиль для самообороны и использования против вражеских солдат и преступников, но не для получения очков в спортивных соревнованиях.

Сегодня многие школы, преподающие боевые искусства, обеспокоены тем, что каратэ стал спортивной борьбой, который используется в спаррингах, в то время его назначением является самооборона, и обучение должно ответствовать этой цели. Все традиционные формы каратэ были основаны на жестких ударах, и стиль шотокан изначально предназначен для самообороны и многие из методов нанесения смертельных ударов были удалены, чтобы сделать его более безопасным для спортивных соревнований. Хотя некоторые инструкторы преподаю реальное боевое каратэ, но их мало. Помните, что реальная самооборона не зависит от сложности стиля и техники, а зависит от правильно подхода к изучению боевых искусств.

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!