Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Боевые искусства Филиппин. Филиппинские боевые искусства

Техника боя на палках варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто "жестких" или чисто "мягких" техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

Бой длинной и короткой палкой называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Необходимо знать, что под "эспадой" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара.

Существуют 4 основных варианта использования палок:
  • "соло бастон", или техника работы одной палкой;
  • "синавали" - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины;
  • "эспада-и-дага" - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует "шпагу", другая - "кинжал");
  • "арнис кавайян" - работа с длинным шестом.

Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или в корпус.

Среди используемого оружия в качестве примера следует упомянуть следующие виды.

Арнис

"Табак малиит" - короткие парные палки (типа явары), выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника построена на первоначальном выполнении стопорящего удара по атакующей конечности одной палкой, с немедленным поражением корпуса или головы другой палкой.

Кали

Специфическим, сугубо местным оружием является "балисонг" (нож-бабочка) - нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции - Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец "тьябанг", аналог окинавского "сай".

Паге

Развита работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленых вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи, или (как например "бунтот паге") из хвоста рыбы раи. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено. Еще один вид гибкого оружия - это "йойо", вложенный в сетку круглый груз, напоминающий китайский молот-метеор, но это оружие паге сугубо местное. Первоначально йойо представлял собой просто камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.

История.
История филиппинских боевых искусств уходит корнями в далекое прошлое. В 8-м веке нашей эры в документах встречается упоминание о неких формах боевых искусств на территории сегодняшних филиппинских островов. Боевое наследие Филиппин прошло многовековую закалку, претерпело многочисленные влияния других культур. Среди них - различные направления китайских цюань шу; мусульмане Индонезии привнесли техники боя клинковым оружием, однако основное влияние оказала испанская школа фехтования.
В итоге обрело тот вид, который мы знаем сегодня.
При упоминании о филиппинских боевых искусствах у многих сразу возникают ассоциации с боем палками. Однако боевой арсенал боевых искусств филиппинского архипелага включает в себя и ножевой бой, рукопашный бой, работу специфическими видами оружия, такими как керамбит, дуло-дуло, мечете и др.
История филиппинских боевых искусств тесно связана с историей завоеваний этого архипелага – сначала Испания, затем США и Япония. В каждый период господства той или иной страны боевые искусства Филиппин находились под строгим запретом. Однако, филиппинцы продолжали хранить свои традиции - обучаясь тайно, или сохраняя манеру движения и боевую технику в традиционных танцах моро-моро, линамбай, и в ритуальных танцах синулонг. Один из специалистов по боевым искусствам юго-восточной Азии Касс Магда пишет: «Важно отметить, что боевые искусства были запрещены на островах испанскими завоевателями. Местные жители развивали их в танцах с боевыми движениями, отрабатывая техники, которые впоследствии против испанцев же и применяли. Испанцы принимали эти танцы за некие ритуалы, но в реальности это была та самая боевая культура, которую они запрещали». Филиппинцы передавали знания от отца к сыну, порой маскируя свои школы под дзю дзюцу или каратэ. Чтобы сохранить свое боевое наследие они использовали ратанговые палки вместо традиционных боло (мачете) и ножей. Боевые техники были включены в ритуальные танцы различных племен, что давало возможность для более быстрого освоения техники. И конечно, боевые техники завоевателей вплетались в техники аборигенов филиппинского архипелага.
Кстати, свое современное название – Филиппины – острова получили в далеком 1543 году, когда после того как испанский мореплаватель Рай Лопес де Вильялобос последовал за Магелланом и назвал остова Филиппинами в честь Филиппа II Испанского.
Интересно, что первое знакомство Запада с боевым потенциалом аборигенов архипелага произошло как раз во время прибытия экспедиции Магеллана. Это событие датировано 1521 годом, когда Магеллан, прибыв на берег острова Себу, объявил весь архипелаг собственностью Испании. Подружившись с королем Себу, Магеллан выступил против другого острова – Мактан. Этот исторический бой состоялся ранним утром 27 апреля 1521. Превосходя численно испанские войска, армия аборигенов оттеснила их к морю и бой был проигран испанской стороной. Неизвестно насколько правдиво передает легенда события этого боя, однако памятник легендарному вождю Лапу Лапу стоит сейчас на острове Мактан, как напоминание о стойкости аборигенов по отношению к своим врагам. По той же легенде именно Лапу Лапу убил Магеллана в бою. А сцена боя между двумя легендарными мужчинами отражена на панно, которое также можно увидеть на острове Мактан.
Итальянский летописец Антонио Пигафетта, член испанской экспедиции, описал оружие, которое использовали островитяне в этом сражении. Оно включало в себя традиционные палки (олиси), мечи - кампиланы, копья, отравленные стрелы, мачете-боло.
Терминология.
Терминология в филиппинских боевых искусствах не проста. Чего стоят только одни обозначения этих боевых искусств. Учитывая, что филиппинский архипелаг – это более 7 000 островов, такое разнооборазия становится понятным.
Самыми распространенными обозначениями являются: Арнис, Кали, Эсрима.
Термин "арнис" – собирательный. Он подразумевает под собой весь сложный комплекс филиппинских боевых искусств. Слово "арнис" – это измененное на тагальский манер испанское слово "armes", которое можно перевести как "оружие", "доспехи". "Эскрима" – термин, который используют в центральной части филиппинского архипелага и которым называются практически все ведущие современные школы филиппинских боевых искусств – Досе Парес Эскрима, Серрада Эскрима… Термин "эскрима" происходит от испанского слова "esgrima", означающего в первую очередь "фехтование". Под эскримой понимают бой палками. Кали – самый загадочный термин в филиппинских боевых искусствах. По словам Дэна Иносанто, использующего именно "Кали" для названия своей школы, так называют боевые искусства мусульман на юге филиппинского архипелага. Под этим термином традиционно подразумевается бой холодным оружием – ножами, мачете, мечами.
Применение.
Практичность и достаточная легкость в освоении техник арнис кали эскримы дали возможность использовать их в силовых структурах многих стран Европы и обеих Америк. Тем более, что технический арсенал арнис кали эскримы позволяет формировать различные программы обучения, например, для полиции, отрядов по охране порядка или для группы самообороны для женщин и детей.
Эффектные сцены боя филиппинскими палками и ножом не могли оставить равнодушными кинорежиссеров. На экранах регулярно выходят боевики, в которых главные герои демонстрируют техники палочного и ножевого боя в лучших традициях боевых искусств Филиппин. Это такие известные фильмы, как «Загнанный», «Игра смерти», «Блейд», Бойцовский клуб», фильмы с участием Стивена Сигала, Дэна Иносанто.

Школа Эскрима Контра Темпо.
Эскрима Контра Темпо – это компилятивная система обучения современным методам боя холодным оружием, основанная в первую очередь на филиппинской и отчасти на тайской и китайской традициях, при этом максимально адаптированная к российским условиям. Что же это такое?
Каждое явление этого мира имеет свой внутренний ритм – биение сердца, дыхание, смена дня и ночи, приливы и отливы – всё это подчинено определённым ритмическим законам. Любой бой, будь то учебный или реальный, также имеет свои собственные ритмы, и следует тем же законам, что и любые другие проявления деятельности человека. Нападение и защита, активные и спокойнее фазы – это лишь самые банальнее примеры этих ритмов.

Эскрима Контра темпо – это контрапункт боя, искусство ведения боя «на вдохе». Это нанесение удара в момент, когда удары противника находятся в мёртвой фазе – один уж закончился, а второй ещё не начался.
Искусство контра темпо подразумевает под собой в первую очередь ведение боя двумя руками, когда в обеих руках есть оружие, как одинаковое (добле бастон, дага са дага, добле табак тойок, дуло са дуло) и тому подобное, так и разное – техники «эспада и дага» яркий тому пример. Выбор пары оружия необычайно широк и вариантов может быть очень много, но вся работа построена на схожих принципах с учётом специфических свойств того или иного оружия, а также особенности работы им.

Если вооружена лишь одна рука, то принципы контра темпо применяются здесь с тем, что она становится ведущей. А невооруженная рука выполняет вспомогательные функции и весьма активно включается в процесс боя. На бой без оружия принципы контра темпо проецируется после того как наработано до уровня устойчивого навыка владение основными видами оружия. И эти навыки гармонично развивают возможности вести бой в манере контра темпо и без оружия.


В системе Эскрима Контра Темпо отсутствуют такие категории понятий как, например, блок или приём. От ученика требуется овладение принципами, навыками и специфической манерой ведения боя, при этом он имеет возможность формировать свой технический арсенал сам, исходя из собственных кондиций, возможностей и предпочтений. Контра темпо избегает излишних и продолжительных контактов с противником. Во главу угла поставлены короткие скоростные связки, рассчитанные на поражение противника в первую очередь оружием.

Техника
Основными характеристиками ведения боя в манере Эскримы Контра Темпо является максимально достижимая скоротечность боя, основанная на навыках недопущения вязкого контакта, скоростные связки (сегиды), боевые освобождения от захватов, основанные в первую очередь на поражении противника. Традиционные направления боя без оружия в боевом искусстве всегда имеют под собой некоторую историческую подоплёку. Распространённая легенда в японских школах будо говорит о том, что крестьяне, лишённые возможности носить, а значит и применять в бою оружие, стали закаливать руки и ноги, превращая их в аналог оружия. Это дало толчок в развитии многих школ рукопашного боя. Однако мы живём в другое время.


С этой точки зрения система Эскрима Контра Темпо может рассматриваться как возвращение к первоистокам боевого искусства, где работа оружием являлась жизненной необходимостью и подготовка воина была без этого просто немыслима, да и бессмысленна тоже. Бой без оружия был скорее дополнением и стоился в первую очередь на навыках работы традиционным оружием той или иной формы. Контра темпо это синтез боевых культур востока и запада, объединённый в одну стройную чёткую систему, где нет места ни псевдобоевой формальной эстетики некоторых китайских школ, равно как и не практикуются спортивные поединки с подсчётом очков.


Спарринг – важная часть тренинга в контра темпо, полноконтактный, либо ограниченный.
Наверное, не будет оригинальной мысль, что без четкого освоения базовых элементов невозможно достичь совершенства в изучаемых дисциплинах.
В Эскриме Контра Темпо на первом уровне обязательными элементами являются формы Абеседарио, представляющие собой набор траекторий основанных на архетипических символах - кресте, круге и некоторых других, охватывающих практически все основные траектории движений оружием. Именно на них строится каркас технических элементов боя.
Освоению элементов Абеседарио в Эскриме Контра Темпо уделяется особенно пристальное внимание, и не только на начальных этапах обучения. На более высоком уровне, эти техники так же изучаются, но уже в другом качестве. Техники Абеседарио являются той системой координат, от которой отталкивается ученик при наработке тех или иных навыков, а координационная база закладываемая при изучении траекторий движения элементов Абеседарио является прочным фундаментом для будущего успешного роста мастерства.

Филиппинские боевые искусства - техника ножевого и рукопашного боя, исторически сложившаяся на Филиппинах под влиянием внешних и внутренних факторов (географического положения, стычек с захватчиками, междоусобиц и т.д.). Кроме того, издавна основным орудием труда и оружием филиппинцев был нож, потому почти все системы боевых искусств этого региона основаны на использовании для защиты холодного оружия.

В разных районах архипелага боевые искусства именуются по-разному. На западе Филиппин (области Паная и Негроса) ножевой бой носит название пекити-тирсия кали (от тагальск. pekiti tirsia; pekiti - "подойти близко" и tirsia - "изрезать на мелкие кусочки"). Считается, что это наиболее древнее из всех дошедших до нас направлений филиппинских боевых искусств - упоминания о нем имеются в хрониках империи Шри-Виджайя (Малайзия), датированных 8 веком до н.э. В Маниле этот вид самообороны именуется арнис или пананандата, в Илокосе - кабароан, в провинции Пангасинан - калиронган, на Бисайских островах - эскрима и т.д.

В мае 1993 года в Америке был создан Всемирный совет гранд-мастеров боевых искусств (World head of family sokeship council (WHFSC)), куда входят не только мастера Филиппин, но и более 160 представителей различных боевых искусств изо всех стран мира. В 2005 году основан альянс филиппинских боевых искусств Philippine Martial Arts Alliance (PMAA) . Упомянутые организации занимаются распространением искусства ножевого боя по всему миру.

Чтобы изучать филиппинские боевые искусства, требуются особые способности и много времени. Нет, данное направление боевых искусств было создано для того, чтобы обучать обычных крестьян (как мужчин, так и женщин), не имевших никакого отношения к ратному делу, умению защищать свои земли и дома от захватчиков. Потому отличительной особенностью данной системы является философия простоты и направленность на максимально быстрое обучение навыкам ведения боя, эффективное даже в случае, когда человек не обладает какими-либо талантами в сфере боевых искусств. Например, для того, чтобы освоить баджак (стиль самообороны, созданный для женщин) достаточно нескольких занятий, а за год упорных регулярных тренировок можно достичь уровня мастера.

Все жители Филиппин виртуозно владеют основами боевых искусств. Это не совсем так. Боевые искусства на Филиппинах включены в школьную программу, однако по окончании учебного заведения каждый человек сам для себя решает, нужно ли ему совершенствоваться в искусстве ведения боя, или же достаточно полученных знаний. В обязательном порядке приемы самообороны изучают и доводят до совершенства лишь военные и полицейские.

Филиппинские боевые искусства чрезмерно упрощены. Упрощенная манера движений отнюдь не говорит о том, что они будут неэффективны в бою, а является просто определенного рода подходом к подбору техник, рассчитанных на максимально быстрое овладение данным искусством самообороны. Потому сложные и вычурные приемы, которые в реальной схватке не обеспечивают преимущества, попросту не изучаются.

Боевые искусства Филиппин имеют немало существенных отличий в технике и тактике ведения схватки. Чаще всего различные термины, применяемые по отношению к филиппинским боевым искусствам, лишь призваны указать на место и время появления данного вида. Например, арнис и эскрима - ныне наиболее распространенные наименования упомянутого направления боевых искусств - появились сравнительно недавно (эскрима скорее всего, происходит от испанского escaramuza - "схватка", арнис создан в наши дни), а кали - термин, применявшийся гораздо раньше, во время испанской оккупации был запрещен, потому ныне менее употребляемый. Все упомянутые названия применяются для обозначения группы стилей, в которых и методы обучения, и техники ведения боя во многом схожи.

В боевых искусствах Филиппин упор делается на сражении с использованием оружия (ротанговой палки и ножа). Ротанговые палки чаще всего используются во время тренировок, в реальной же боевой ситуации человек может встретиться как с вооруженным, так и с безоружным противником, и совершенно не обязательно он сам будет иметь при себе нож. Потому филиппинцы обучают техникам, позволяющим одинаково эффективно вести сражение и с оружием (ножом, мечом, копьем, палкой), и без оного. Техники рукопашного боя и работа с оружием тесно взаимосвязаны, потому следует рассматривать систему филиппинских боевых искусств как целостную, а не как узконаправленное фехтование с использованием палок, или просто как ножевой бой. В то же время следует учесть, что некоторые стили (сикаран, панантукан) ориентированы в основном на рукопашный бой.

В стиле думог бой ведется голыми руками. Действительно, на первый взгляд может показаться, что в руках бойца, практикующего данный стиль, ничего нет. Однако на самом деле это заблуждение. Во-первых, между пальцами рук думогуэро (практикующего думог) помещен зуб насекомого atipalo (видимо, церк уховертки), шип растения или металлический штырь, смазанные ядом. Во-вторых, руки бойца сами по себе являются довольно опасным "оружием", так как они также заблаговременно пропитаны ядом. Чтобы отравляющее вещество не вредило самому думогуэро, он на протяжении 49 дней проводит подготовку: вначале окунает руки в горячий отвар красного перца, потом - бьет песок. Процедура повторяется до полной потери чувствительности рук. После этого боец смазывает руки ядом (чаще всего змеиным) и в бою старается попасть в глаза или в рот противника. Даже одного удара достаточно, чтобы привести к смертельному исходу (в зависимости от типа яда смерть может наступить сразу, а может настичь пораженного спустя несколько дней). Кстати, пропитывание рук ядом зачастую применялось и практикующими другие стили филиппинских боевых искусств, и даже простыми гражданами, которые таким способом пытались увеличить свои шансы на победу в стычках различного рода.

Искусство кали зародилось на Филиппинах. Это не так. По мнению историков, упомянутые боевые техники были завезены на Филиппины правителями-дату с Калимантана (Борнео).

Кали - богиня смерти, именно в честь нее назван один из видов филиппинских боевых искусств. Мнения исследователей по этому вопросу расходятся. Одни утверждают, что искусство владения холодным оружием пришло на Филиппины с Индонезии, где именовалось джакалили, а филиппинцы просто сократили слово для удобства произношения. Другие считают, что искусство кали зародилось на острове Калибо, в честь которого и было названо.

Кали используется военными и полицейскими только на Филиппинах. Нет, данная система взята на вооружение во многих странах мира. В частности в США, где директор Ассоциации подготовки сотрудников системы правосудия и технический советник Ассоциации тактической обороны полиции - гранд-мастер (Гранд-тухон) пекити-тирсия кали Лео Гайе.

Баджак - маленький нож, специально созданный для самообороны женщин. Это не совсем так. Изначально баджак представлял собой просто наконечник копья, который можно было использовать в схватке в том случае, когда оружие по какой-либо причине ломалось. С течением времени форма и размеры баджака изменились, он перестал напоминать опасное оружие (что было особенно ценно во время испанской оккупации, когда ношение оружия находилось под запретом), при этом не теряя своей эффективности. А вот техника баджак (badyaak) или бадьюкан (badyaakan) - один из разделов пекити-тирсия кали - действительно была разработана специально для того, чтобы обучить представительниц слабого пола обороняться от более сильного и высокого противника. При этом использовался маленький изящный ножичек, который женщины постоянно носили с собой в качестве украшения, причем весьма полезного (дамы частенько подвергались нападениям, даже находясь в собственном доме). В процессе обучения учитывались также и другие особенности психологии и манер представительниц прекрасного пола, даже то, что порой одежда (например, узкая юбка) может стать существенным препятствием для выполнения того или иного приема, отлично удающегося мужчинам.

Опытный боец знает огромное количество различных приемов - тем он и отличается от новичка. Ошибочное мнение. Мастера-филиппинцы любят повторять: "больше - не значит лучше", - это изречение отражает принцип простоты, являющийся основой боевых искусств Филиппин. Ведь уже на начальном этапе обучения человек получает почти все техники, выбирает наиболее подходящие лично для него, и на их основе разрабатывает индивидуальную тактику ведения боя, в процессе тренировок применяя полученные знания и оттачивая умения. Лишь в этом случае он сможет применить полученные навыки на практике. Главное отличие между опытным бойцом и новичком не в количестве заученных приемов, а в виртуозном владении несколькими универсальными приемами, различные комбинации которых могут быть эффективно использованы практически в любой ситуации.

Одни и те же техники у разных мастеров филиппинских боевых искусств могут называться по-разному. Это действительно так, и на то есть несколько причин. Во-первых, основа у всех филиппинских боевых искусств одна, но каждый мастер создает собственную вариацию того или иного приема, что порождает некоторые различия, порой довольно заметные. Во-вторых, следует учесть географические особенности данного региона. Ведь Филиппины - это 7 100 островов, на каждом из которых - собственный диалект, порой не имеющий ничего общего с языком людей, обитающих на соседних островах. Это также служит причиной появления различных названий, используемых для обозначения одного и того же приема.

Филиппинские боевые искусства заимствуют некоторые приемы из других систем. Да, ведь данная система предназначена для максимально результативной самообороны, потому заимствование наиболее эффективных приемов происходит постоянно, и не только в наши дни. Культурному обмену между разными народами способствовало географическое положение островов (Филиппины - место пересечения важнейших торговых путей). К тому же филиппинцы постоянно вынуждены были защищаться от внутренних и внешних врагов. Именно в схватках такого рода они оттачивали свою боевую технику, а порой заимствовали и ассимилировали новые, наиболее действенные приемы борьбы.

Движение по кругу и треугольнику - характерная черта филиппинских боевых искусств. Такого рода движения характерны для пекити-тирсия кали и некоторых других направлений филиппинских боевых искусств. Треугольник, включенный в эмблемы многих школ, является символом силы и устойчивости, а также используется для большей наглядности описания некоторых основополагающих принципов теории и практики (стойки, передвижений, обезоруживание противника и т.д.). Круговые же аспекты чаще всего применяются в процессе обезоруживания противника и для противодействия атакующим углам. А вот для комбатан-арнис характерны передвижения по V-образной траектории и движения по прямой - такие же, как в традиционных филиппинских танцах.

Спарринги всегда ведутся между равными по силе и опытности учениками. Не обязательно. В некоторых стилях (например, в Эскрима Де Кампо JDC-IO) упражнения проводятся только в парах инструктор-ученик, поскольку считается, что следует изначально готовиться к возможному сражению с бойцом более высокого уровня.

Рука с оружием в боевых искусствах используется максимально эффективно, роль же невооруженной руки чрезвычайно незначительна. В некоторых стилях технические действия невооруженной рукой действительно не отличаются особой активностью. Но чаще всего именно второстепенная рука, то есть противоположная той, в которой находится основное оружие, по мнению филиппинцев, помогает выжить в реальной схватке, поскольку именно она обеспечивает защиту бойца, а также является немалым подспорьем во время проведения захвата и обезоруживания противника. Называется второстепенная рука бантай-ками, что в переводе с тагальского означает "рука, которая защищает". Кроме того, во многих направлениях боевых искусств Филиппин сражение ведется двумя видами оружия одновременно (например, в эспада и даг (меч и нож) второстепенная рука держит нож, а в технике дабл бастор - вторую палку).

Филиппинские боевые искусства обучают борьбе на близкой дистанции. Это не так. Мастера обучают и борьбе с оружием (дальняя дистанция), и ударам ногами (дистанция, типичная для каратэ), и ударам локтями, коленями и головой (более близкая дистанция), и борьбе и захватам (ближний бой). В некоторых стилях насчитывается более 16 видов различного рода дистанций и положений для ведения боя. В кали изучается 12 направлений атаки (12 углов) и, соответственно, 12 контратак. Да, на начальных этапах так и есть. Данная классификация призвана продемонстрировать ученику все возможные направления атаки. Однако со временем практикующий замечает идентичность некоторых углов, потому, чем дольше продвигается человек в постижении данного боевого искусства, тем лаконичнее становится классификация атак и контратак.

В филиппинских боевых искусствах отсутствует система рангов. Действительно, до недавнего времени в упомянутой системе боевых искусств не существовало разделения на ранги и уровни, однако в наши дни многое изменилось. Поскольку кали является чрезвычайно популярной во всем мире, вследствие чего появилось немало инструкторов и желающих постичь филиппинскую систему самообороны, появилась необходимость систематизировать знания и разработать методику оценки полученных навыков. Соответственно пришлось создавать систему рангов и званий (которая в разных видах упомянутых боевых искусств может весьма различаться), учитывающую не только степень подготовленности ученика, но и его лидерские качества. Однако следует упомянуть, что в некоторых стилях, приверженных традициям, системы рангов нет и в наши дни.

Моральный облик человека оказывает сильное влияние на то, сколь глубоко он сможет продвинуться в освоении филиппинских боевых искусств. Следует учесть, что кали можно практиковать в двух направлениях: осваивать и применять, как рабочий инструмент (например, если практикующий предпочел профессию военного), либо же изучать как традицию. В первом случае человек изначально сориентирован на убийство своего противника, в соответствии с характером избранного вида деятельности. В этом случае он вряд ли сможет достичь больших духовных высот, хотя вполне способен виртуозно овладеть упомянутым выше боевым искусством. Если же кали практикуют, как традицию, при этом выражая почтение к мастерам и богу, а главной задачей позиционируя защиту - действительно возможен духовный рост. Такой человек со временем становится настоящим калисто (т.е. искусным практиком упомянутого боевого искусства), посвящает немало времени исполнению ритуалов и церемоний, и достигает определенного уровня просветления. Но даже в этом случае он вполне способен лишить жизни своего противника, более того - представляет даже большую потенциальную опасность для своих врагов, чем профессиональный военный.

Филиппинскими боевыми искусствами могут заниматься только люди определенных религиозных воззрений. Ошибочное мнение. На Филиппинах большая часть населения - христиане, также среди жителей островов немало мусульман и буддистов и приверженцев шаманизма. Все они, вне зависимости от вероисповедания, изучают пекити-тирсия кали, поскольку это искусство самообороны не налагает на учеников каких-либо условностей или запретов в вопросах верований.

Тренировку на Филиппинах принято начинать с довольно сложного и длительного ритуала. Не обязательно. Многое, конечно, зависит от инструктора, но чаще всего перед тренировками никаких ритуалов не проводится.

Для тренировок придется приобретать особую одежду. Нет, какой-либо особой, стандартизированной формы в филиппинских боевых искусствах не существует. Подойдет и кимоно, и обычная спортивная форма. При этом следует учесть, что занятия проводятся только в обуви (в отличие, например, от каратэ и айкидо, где на татами выходят босиком). Делается это, во-первых, чтобы защитить стопу от возможных повреждений (например, при ударе палкой), во-вторых - чтобы максимально приблизить условия тренировочного поединка к реалиям жизни.

Поскольку в кали чаще всего используются секущие удары, эта система в северных регионах неэффективна, так как действенна лишь в странах с мягким климатом, где люди носят легкую одежду. Ошибочное мнение. В системе боевых искусств Филиппин немало различного рода ударов, причем не только секущих, но и колющих, весьма эффективных, например, при стычках с врагом, одетым в военную форму, сшитую из довольно плотной ткани.

Вначале ученики ведут борьбу без оружия. Нет, в филиппинских боевых искусствах предпочитают с самого начала проводить тренировки с оружием (чаще всего это - ротанговая палка). Во-первых, удар палкой не столь опасен, как толчок рукой или ногой. Во-вторых, обучившись приемам работы с оружием, человек с легкостью освоит методы защиты без применения ножа, меча или палки. Да и защищаться от ударов, наносимых руками и ногами, ему будет легче - спарринги с вооруженным противником сводят количество ошибочных движений к минимуму, так как каждая ошибка в реальном бою может стоить человеку жизни.

Плавная смена дистанций - один из основополагающих принципов филиппинских боевых искусств. Да, умение правильно выбрать дистанцию, плавно переходя от одного движения к другому - наиболее важный навык. Именно это умение двигаться непрерывно, предвосхищая движения противника - залог победы в схватке.

Филиппинские боевые искусства могут изучать все желающие. Это действительно так. Однако вплоть до середины прошлого века упомянутые искусства хранились в строгой тайне, обучаться им могли только члены семей, хранивших традицию кали.

Часто можно встретить мнение, что филиппинские боевые искусства – это только работа с оружием (палки, нож, мачете). Однако это не так – в большинстве современных стилей существует разработанный раздел рукопашного боя, который известен под названиями Пангамут или Мано-Мано .

Большинство широко распространенных стилей боевых искусств основано на изучении именно рукопашного боя. Когда ученики достигают определенного уровня мастерства, их начинают обучать технике оружия, согласно принципа «оружие – продолжение руки».
В филиппинских боевых искусствах подход иной. На первом месте стоит работа с оружием (что обусловлено рядом исторических причин), а рукопашный бой развивается из принципов и техники боя с оружием. Чаще всего, основой рукопашного боя Арнис, Эскрима и Кали являются либо техники клинка (ножевой бой), либо Добле Бастон (синавали ). Именно этот подход обеспечивает характерные особенности и преимущества филиппинского рукопашного боя – высокая скорость, большое количество наносимых ударов, серийность атак. Важное место занимает нанесение травмирующих ударов по конечностям противника и отвлекающих ударов. Бой ведется на всех дистанциях, но основными считаются средняя и ближняя. Соответственно, руки работают по верхнему и среднему уровням, а ноги по нижнему и среднему. Характерны переходы от ударной техники к болевым приемам и опрокидываниям.

Пангамут (пангамот ) переводится как «пустая/голая рука». В пангамут выделяют три подсистемы:
— Панатукан/Сантукан
— Пананджакман/Сипа/Сикаран
— Думог/Буно

Панантукан

Панантукан – это слово из висайского языка (на тагалоге оно звучит как сантукан ) означающее удар рукой. На Западе также распространен термин «филиппинский бокс».
В Панантукан используются все части руки (открытая кисть, кулак, предплечье, локоть) для нанесения множественных повреждений противника. Могут также использоваться плечи и голова. Для всех технических действий характерны высокая скорость, точность, своевременность и максимальная плотность ведения боя. Атаки направлены как на поражение жизненно важных органов, так и на травмирование конечностей путем воздействий на суставы, мышцы и сухожилия. Основными целями для атаки являются – кисти, бицепс и трицепс, локоть, глаза, нос, челюсть, горло, шея, ребра и пах. Практически все техники могут выполняться с клинком (короткий нож, керамбит и т.п.), ладонной палочкой (дуло-дуло, ручка, явара, куботан), другими подручными предметами.
Панантукан тесно связан с западным боксом, есть мнение, что стремительный взлет этой системы рукопашного боя произошел в конце XIX в., после знакомства филиппинцев с американским боксом. Так, например, начальное обучение методически очень схоже с боксерскими тренировками. Есть и обратные примеры. Считается, что свою технику перемещений Мохаммед Али привез именно с Филиппин.
Традиционно Панантукан практиковался без защитного снаряжения, однако сейчас во время тренировок используются перчатки, капы и щитки для снижения травматизма.

Пананджакман

Сикаран/Сипа/Пананджакман – это различные названия филиппинских систем боя с использованием ног.
Сипа означает «удар ногой» на тагальском языке; пананджакман – «бой ногами» на висайском. Пананджакман является составной частью рукопашного боя Арнис и Эскрима, ориентированной на нанесение ударов по нижнему уровню – от стопы до паха противника. В арсенал входят удары стопой, голенью, коленом. Целью нанесения ударов является причинение боли противнику, отвлечение его внимания, выведение из равновесия. Травмирующие удары наносятся только в «слабые» зоны – подъем, колено, пах. На Филиппинах Пананджакман не изучается в отрыве от других разделов рукопашного боя.
Термин Сикаран , чаще всего, относится к системам боя, использующих «высокие» удары ногами. Как правило, они базируются на техниках, заимствованных из других стилей боевых искусств – муай тай, таэквондо, сават и т.п.

Думог

Думог/Буно – это термины означающие борьбу. В традиционных боевых искусствах Филиппин применение борьбы, особенно в партере, было ограничено тем, что у противника всегда мог оказаться нож. В том, что касается самообороны, это актуально и в наши дни, однако в современных ФБИ раздел борьбы весьма развит. Думог является неотъемлемой частью рукопашного боя Арнис и Эскрима и включает в себя – броски, сваливания с воздействиями на шею, болевые приемы и удушения. Используется правило «трех суставов», в качестве которых выступают – голова, плечи, бедра. Приемы формируются исходя из воздействия на эти «суставы».
Техники Думог могут выполняться также и в бою с использованием оружия.
Есть два традиционных направления в Думог/Буно . Это Агау Патид Буно – борьба в стойке с использованием всего возможного арсенала боевых приемов. Происходит от традиционных народных состязаний. Второй вариант известен как Мусан Думог – искусство боя на земле.

Современные стили ФБИ охотно заимствуют борцовские техники из дзюдо, дзю-дзютцу, бразильского джиу-джитсу, создавая такие комплексные направления как Submission Kali.

Методика освоения филиппинского рукопашного боя основана на изучении приемов и техник; совершенствовании их при помощи специальных упражнений, известных как sumbrada, contrada , sinawali, hubud-lubud и sequidas ; тренировке на снарядах; спарринговой подготовке.

Филиппинские боевые искусства

Н аверняка многие слышали про Филиппинские боевые искусства, но слышали только вскользь, представление получили неполное, и, скорее всего, ограниченное смутным воспоминанием о каких-то там ножах, да палках.

А на самом деле, Филиппины со своей системой подготовки бойцов, считаются родиной поистине опаснейшего вида боевых искусств!
Отличительная черта в тренировках боевым искусствам у народов филиппинских островов в том, что основы боя состоят из техники владения палками и ножом, а уж потом переходят к обучению бою без оружия, при помощи рук и ног. Из чего можно сделать вывод, что жители Филиппин прежде всего должны были нанести смертельные удары противнику при помощи ножа или палки. Руки и ноги шли в ход в том случае, если оружие терялось.

Направлений, стилей в Филиппинских боевых искусствах множество. Например, техники Кали - опасные, без каких-либо излишеств. Это бой холодным оружием - ножами, мачете, мечами; всего более сотни наименований. Или термин Эскрима , происходящий от испанского слова esgrima и обозначающий, в первую очередь, испанское фехтование в стиле zoro. Эскрима появилась, не в пример кали , в городах. Это было уже скорее спортивное боевое искусство.
Еще один вид - Арнис де мано . Название происходит от специальной защиты, которую бойцы одевают на руки, чтобы не получить слишком сильных ран. В Арнисе активно используются палки, ножи и их производные, камень и веревка.

Техники Арнис , Эскрима и Кали это многообразие контратак, разоружений, бросков и захватов с максимальным использованием ресурсов бойца, как бы ни были вооружены его противники. Филиппинская манера боя ножом была принята на вооружение спецподразделениями большинства армий мира.

Филиппинские боевые искусства носят разные названия в зависимости от района архипелага. В столичном мегаполисе Маниле эта борьба известна под именами арнис или пананандата, в провинции Пангасинан - как калиронган, в Илокосе - кабароан, на Бисайских островах - эскрима.
Историки, изучающие арнис, насчитывают до 200 систем или стилей борьбы арнис-эскрима-кали. Некоторые названия указывают на дистанцию боя - ларго (дальнее расстояние), медио (среднее), корто или серрада (близкое расстояние, «закрытый» бой). Другие - на тип движений: абaнико (обмахивание веером), палuс-палuс (с силой прокладывать путь; смахивать), сунгкитu(н) (делать резкие выпады), питuк (легкие удары, щелчки), oчо-oчо (восьмерка), лaстико (щелканье). Также стили могут называться по виду оружия - например, исaнг арнис (борьба с одной палкой), далауaнг арнис или синауалuс (с двумя палками), эспaда и дaга (меч и кинжал), мaно-мaно или де кадена (голыми руками).

Таким образом, простым перечислением, перед нами открывается целый неизведанный, тайный мир боевых искусств! Про карате или у-шу слышали все, имеют хотя бы общее представление. О боевых искусствах Филиппин, которых так много на поверку, знают совсем чуть. Разве что из голливудских фильмов с участием Стивена Сигала можно в той или иной степени получить общее представление о технике работы палками или ножами.

Сильно отличаются от общепринятых и общеизвестных методы тренировок. На первых порах они преследуют две цели - постановку удара и развитие координационных навыков. После чего идет длительная спарринговая отработка различных техник и методов ведения боя. Бой палками во многом отличается от боя острым оружием. К примеру, захватить палку рукой - можно, а нож - невозможно. И всё-таки, перед тем как приступать к изучению борьбы с холодным оружием, технику необходимо отрабатывать именно в палочном бое.

Ножевой бой - это не способ ведения боя в прямом смысле слова. Между прочим, владение ножом даже на Филиппинах редко рассматривалось с этих позиций. Внезапное нападение с максимально быстрым и эффективным поражением - вот основной рисунок филиппинской работы ножом. Готовясь к бою на ножах, филиппинцы считают важным психологически настроиться на то, что рано или поздно им нанесут кровавые раны. Именно поэтому во время тренировок разрешаются полные контакты с оружием противника. Ведь боец должен быть подкован не только технически, но и психологически.

Однако в европейском мире подобные психологические приёмы не приветствуются и не применяются. На западе первый год тренировки проводятся с деревянными макетами, которые позже, можно заменить на настоящее оружие.
Если вы думаете, что в школе филиппинских единоборств из вас сделают аса ножевого боя, то немного ошибаетесь. В первую очередь Вас научат владеть оружием и обороняться от ударов колюще-режущими предметами. К тому же вы сможете без труда одолеть противника, используя палки, камни и другие подручные средства, и при этом не причините ему слишком сильного вреда.

Кстати, на заметку: в США и Европе интерес к филиппинским единоборствам, в частности, к арнису, появился и стал быстро расти с подачи Брюса Ли . Актёр часто применял в своих фильмах элементы этого боевого искусства. Кали его обучал Дэн Иносанто - ведущий специалист по филиппинским боевым искусствам в США. Кроме него, в мире хорошо знают таких мастеров, как Реми Пресас, Френдерико Лазо, Рене Латоса, Снуки Санчес, Лео Гайе, Том Бисио. Легендами окутано имя Флоро Виллабриле , победителя многих «боев до смерти» начала ХХ века, считающегося вторым великим воином арниса после Лапу-лапу.

Не так давно, в 2005 году, был основан Альянс Филиппинских боевых искусств (PMAA) .
Альянс занимается продвижением техники Philippine CombativesTM («Филиппин Комбативс») - это сплав различных классических и современных систем борьбы, используемых на Филиппинах.

Одна палка

Этот стиль обычно называют исанг арнис, кали или эскрима, иногда - соло бастон . Основное внимание уделяется Вашей ведущей руке. Обучение включает тренировки, которые позволят Вам чувствовать дальнее, среднее и близкое расстояние боя на палках. Этот стиль также лучше всего раскрывает «скрытую» ценность Вашей свободной руки (иногда называемой «живой рукой»). Постижение принципов борьбы на одной палке не только значительно повысит Ваше мастерство, но и продемонстрирует, какая сила заключена в Вашей недоминантной руке! От малайо или ларго (дальнее расстояние) и малапит или корто (ближнее расстояние) до захватов, зацепов, бросков и обезоруживания противника, - все в этом стиле указывает, что это одна из главнейших частей филиппинских боевых искусств, которую нельзя пропустить.

Две палки

Стиль известен под названиями синауалuс, далауaнг арнис или эскрима, или добле бастoн . Уверенное использование обеих рук в борьбе на палках, несомненно, повышает не только гибкость и быстроту реакции, но и силу рук. Ваша способность успешно сражаться на одной палке и разоружить противника иногда приводит к тому, что у Вас в руках оказывается сразу две палки. Тренировка использования двух палок в самом разгаре боя и практические занятия делают наших учеников хорошо подготовленными борцами на палках.

Владение ножом

Обычно называется дага са дага («нож к ножу»). В этом стиле, соответственно, в центре внимания - использование Вами ножа для отражения ножевых атак. Хотя обычно мы тренируем работу на поражение противника, мы также обращаем Ваше внимание, что бой на ножах в системе Филиппин Комбативс подразумевает и умение использовать свое холодное оружие для защиты от нескольких нападающих. В Филиппин Комбативс такой бой фокусируется не только на защите, но тренирует и нападение, а также реалистичные жизненные сценарии. В жизни мы можем и не столкнуться с человеком, угрожающим ножом, и многие из нас не носят ножей с собой, однако постижение принципов, лежащих в основе тренировок боя с ножом в Филиппин Комбативс в любом случае повысит Вашу уверенность в своих силах и самоконтроль. Помните, что нож - это необязательно кинжал, это может быть и перочинный ножик, складной предмет или просто карандаш. Ваша способность работать ножом против ножа также повышает технику Ваших рук, что очень важно при встрече с одним из самых скрытых форм смертельного оружия в сегодняшнем мире - ножом!

Меч и нож

Обычно этот стиль называют эспада и дага, или арнис или эскрима и дага . Это одна из старейших боевых систем, которую многие ученики недооценивают и не считают важной в наши дни. Хотя мы не предполагаем, конечно, бороться с реальным противником посредством и меча и ножа, Ваша способность определять силу каждого из этих видов оружия поможет вам лучше постичь особенности филиппинских боевых искусств. Имейте в виду, что это оружие - всего лишь продолжение Ваших рук, и без хороших рук оно не будет реальным оружием. Понимание этого принципа приведет Вас к осознанию того, что бросок ножа можно легко заменить резким прямым ударом рукой в глаза, а рубящее движение меча - ударом предплечьем в шею.

Рукопашная

Обычно эта борьба именуется камаo са камаo («кулак к кулаку»), или мано а мано («рука к руке») . Филиппин Комбативс поможет Вам лучше понять системы оружия и их связь с нашим стилем рукопашной борьбы. Этот вид филиппинских боевых искусств иногда получает неверное истолкование, или даже скрыт в других стилях. Система Филиппин Комбативс не только поддержит те навыки рукопашной борьбы, которые Вы уже получили, но дополнит и разовьет их. Этот стиль поможет найти ответы на вопросы и устранить те скрытые неясности, которые лежат в ряде боевых систем, и несомненно, он поможет Вам лучше овладеть выбранным боевым искусством. Рукопашный стиль системы Филиппин Комбативс включает удары, парирование и блокирование ударов, контрудары, удары ногами, захваты и комбинации этих действий, броски, контроль или уклонение и различные заключительные боевые техники.

Борьба на земле

Носит название думoг («поверженный»). Филиппин Комбативс учитывает ценность тренировок реалистичной борьбы на земле. Система Филиппин Комбативс идет дельше техники рук. Мы реально подходим к ситуации борьбы на земле, поэтому, помимо тренировок нижнего рукопашного боя, включаем упражнения с использованием палок или ножа, чтобы совершенствовать навыки выживания в такой борьбе.

Вот, в принципе, краткий обзор интереснейшей темы - Филиппинские Боевые Искусства. Думаю, я еще не раз и не два обращусь к этой теме и буду более детально рассказывать о разных стилях и методах тренировок.

В статье использованы материалы из следующих источников:
http://www.boets.ru/515/?id=165
http://samooborona.info/pmaa.html
http://istina.rin.ru/fight

drblack



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!