Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое джигитовка в конном спорте. Джигитовка – шоу или военная подготовка? Казак без коня – что воин без ружья

Джигитовка – особый вид верховой езды, заключающийся в умении наездника увернуться от удара или пули, подхватить на скаку лежащее на земле оружие или раненного товарища. Эти боевые умения передавались от отца к сыну и являлись вершиной верховой акробатики.

Джигитовка – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское. Малоизвестный факт: горцы являлись умелыми наездниками, но «джигитовать» они не умели. Ловкого и бесстрашного горца называли, конечно, джигитом, но такими «акробатами в седле», как казаки, горцы никогда не были.

Стоит особо подчеркнуть, что казаки управляли конём только с помощью уздечки без шпор и мундштука. Именно в умении заставить лошадь повиноваться с причинением ей минимальной боли по неообходимости и заключалось главное искусство удалых казачьих наездников. Недаром у казаков есть поговорка: «Отец жизнь один раз даёт, а конь много раз спасает» и множество песен, где о лошади отзываются, как о верном друге. И всё же, как утверждают эксперты, не стоит слишком идеализировать казаков в этом плане.

У уральских казаков, например, с 1878 г. джигитовка была включена в устав, т.е. являлась обязательным умением воина. Если до службы казак не джигитовал, он оттачивал необходимые приёмы на оседланной деревянной лошади, после чего переходил к начальным упражнениям на настоящей лошади.

Виды джигитовки.

Было два вида джигитовки: уставная и вольная. Если первая исполнялась с оружием и вьюком, то вторая (вольная) была показательной и очень зрелищной: скачка под брюхом лошади, прыжки, езда задом наперёд и т.д.

Джигиты-станичники.

На состязания по джигитовке съезжались сотни казаков, одетых в щёгольские наряды, с оружием в дорогих оправах. Каждый участник на празднике старался показать всё своё умение, доставшееся ему от отца и деда. Здесь и стреляли с коня на галопе, подбирали на скаку разбросанные монеты, вставали в седле, спрыгивали с лошади на полной скорости, лихо рубили лозу и мн. др.

Несколько фото казачьей джигитовки:





Напоследок предлагаю Вам полюбоваться казачьей джигитовкой на видео.

Кемалиев Р.

ученик специализированной школы-гимназии № 30 для одаренных детей с обучением на трех языках, г.Атырау (Гурьев).

Научный руководитель: м.и.н. Пересыпкин И.С.

История казачьей джигитовки.

История джигитовки насчитывает не одну тысячу лет. Многие кочевые племена и народы веками совершенствовали это искусство, передавали свои навыки потомкам, преумножали приемы. Но наибольшее развитие и распространение джигитовка получит среди казачества – субъэтноса русского народа, который всю свою жизнь посвящал военному искусству и служению Отчизне.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью джигитовки в жизни казаков в прошлом. Однако, перепитии истории привели к тому, что на определенном этапе о ней стали забывать и искусство это, чуть было не кануло в прошлое.

Прежде чем проследить историю джигитовки, стоит объяснить обывателю, что именно понимается под этим словом, и почему мы назвали его «искусством».

Джигитовка – скачка на лошади, во время который ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта .

Название «джигитовка» происходит от тюркского слова «джигит» – лихой и квалифицированный всадник. Джигитовка практиковалось как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центрально Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. .

Согласно Византийским хроникам 6-го столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частных набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнивали славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжелые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, чтобы в бою управлять конем только ногами .

Развивалась с древности она и у кочевых народов. Кочевые народы Евразии, начиная с ариев и туров практиковали умелое владение конем. Именно с этого времени, на наш взгляд, и вырисовывается основная направленность такой «конной» подготовки – это война и военные действия. Не секрет, чем профессиональнее твои войны, чем они дисциплинированны, сильны, умелы, тем большеего успеха они смогут добиться на поле брани. И они добивались. Достаточно было проследить вехи истории и посмотреть, что кочевники создавали величайшие империи – гунны, сако-скифы, сарматы, тюрки, кыпчаки, монголы и т.д. Залогом успеха завоеваний этих народов была конница, конные войска. Но не только сами войска в целом, а та система подготовки войнов, тактика их взаимодействия на поле боя. Мальчиков с детства приучали к верховой езде. У многих народов, в том числе и у казаков, до сих пор есть обычай - по достижении одного года сажать мальчиков на коня. Со временем их уже обучали приемам верховой езды. Так создавалось искусство, которому в будущем будет дано название – «джигитовка».

Само слово «джигитовка» – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское . Именно в казачьей среде и стали проводиться первые смотры и соревнования по джигитовке. Она то и прославила казаков в истории.

Большим поклонником казачьего искусства верховой езды был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 году Россией он писал:

«Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но еще одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка» .

В императорской России джигитовка разделялась на два вида. Это можно установить прочитав скажем «Устав строевой казачьей службы»:

Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка .

Деревянный конь – как сказали бы сегодня – специальный тренажер, на котором отрабатывали приемы джигитовки (из Устава строевой казачьей службы 1899 г.)

К обязательной джигитовке относились: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъем на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере»

К упражнениям вольной джигитовки относились: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головою», «переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед», «расседлывание коня на скаку».

Почему же джигитовка со временем начала утрачивать свои позиции, почему это искусство, постепенно становится не востребаванным, почему чуть было она не канула в прошлое? Ответы на эти вопросы сразу дать, конечно же сложно, но мы попытаемся. Причины тут разные – это и человеческий фактор и веление времени.

Перво-наперво стоит сказать, что первый удар по джигитовке нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. Тогда же начался и знаменитый геноцид казачества, развязанный большевистским руководством. Смерть миллионов казаков и казачек, их детей, существенно подорвали традиции джигитовки. Но все же не смогли похоронить её. Джигитовка была принята на «вооружение» Красной Армии, в качестве программы подготовки кавалерийских частей. Здесь же последовал второй удар - с развитием военного дела, это видно уже в 30-40-е годы ХХ века, всё большее значение для боеспособности кавалерии приобретает не индивидуальное мастерство всадника, а действия в составе подразделений и частей, умение взаимодействовать с моторизованными, артиллерийскими, танковыми соединениями. Главным и определяющим требованием к коннице в период Второй Мировой войны было требование мобильности, возможности перебросить боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач . Джигитовка на наш взгляд начинает утрачивать свои многие особенности, принципы. Происходит ее трансформация.

Третий удар был нанесен самим временем – кавалерийские части все меньше вписывались в реалии современной войны. Поэтому после окончания Второй Мировой войны, начинается их постепенное расформирование. К середине 1950-х гг. кавалерия как род войск исчезает во многих странах мира.

Но даже эти причины не смогли полностью искоренить это великое искусство. По разным данным, соревнования по джигитовке проводились вплоть до конца 70-х годов. Хотя больше походили на «вольтижировку» - выполнение акробатических и гимнастических приемов на лошади. Что конечно же не сравниться с настоящей джигитовкой, где добавлялись еще и приемы работы с оружием, парные элементы и многое другое.

С началом распада Советского Союза и последующей волне возрождения казачества и казачьей культуры, вопрос о сохранении джигитовки, как одного из главного элемента казачьей национальной идентичности, стал очень остро. Во многих регионах России, его начали возрождать. Стали проводиться различные мероприятия, где казаки, да и не только могли продемонстрировать свои умения и навыки – такие же какие демонстрировали их далекие предки.

Список использованной литературы:

1. .

2. .

4. «Уставъ строевой казачьей службы». 1899 г. С.-Петербургъ.

История казачьей джигитовки.

История джигитовки насчитывает не одну тысячу лет. Многие кочевые племена и народы веками совершенствовали это искусство, передавали свои навыки потомкам, преумножали приемы. Но наибольшее развитие и распространение джигитовка получит среди казачества - субъэтноса русского народа, который всю свою жизнь посвящал военному искусству и служению Отчизне.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью джигитовки в жизни казаков в прошлом. Однако, перепитии истории привели к тому, что на определенном этапе о ней стали забывать и искусство это, чуть было не кануло в прошлое.

Прежде чем проследить историю джигитовки, стоит объяснить обывателю, что именно понимается под этим словом, и почему мы назвали его «искусством».

Джигитовка - скачка на лошади, во время который ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта .

Название «джигитовка» происходит от тюркского слова «джигит» - лихой и квалифицированный всадник. Джигитовка практиковалось как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центрально Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. .

Согласно Византийским хроникам 6-го столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частных набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнивали славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжелые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, чтобы в бою управлять конем только ногами .

Развивалась с древности она и у кочевых народов. Кочевые народы Евразии, начиная с ариев и туров практиковали умелое владение конем. Именно с этого времени, на наш взгляд, и вырисовывается основная направленность такой «конной» подготовки - это война и военные действия. Не секрет, чем профессиональнее твои войны, чем они дисциплинированны, сильны, умелы, тем большеего успеха они смогут добиться на поле брани. И они добивались. Достаточно было проследить вехи истории и посмотреть, что кочевники создавали величайшие империи - гунны, сако-скифы, сарматы, тюрки, кыпчаки, монголы и т.д. Залогом успеха завоеваний этих народов была конница, конные войска. Но не только сами войска в целом, а та система подготовки войнов, тактика их взаимодействия на поле боя. Мальчиков с детства приучали к верховой езде. У многих народов, в том числе и у казаков, до сих пор есть обычай - по достижении одного года сажать мальчиков на коня. Со временем их уже обучали приемам верховой езды. Так создавалось искусство, которому в будущем будет дано название - «джигитовка».

Само слово «джигитовка» - название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское . Именно в казачьей среде и стали проводиться первые смотры и соревнования по джигитовке. Она то и прославила казаков в истории.

Большим поклонником казачьего искусства верховой езды был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 году Россией он писал:

«Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но еще одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка».


Деревянный конь - как сказали бы сегодня -

специальный тренажер, на котором отрабатывали

приемы джигитовки (из Устава строевой казачьей службы 1899 г.)

В императорской России джигитовка разделялась на два вида. Это можно установить прочитав скажем «Устав строевой казачьей службы »:

Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка .

К обязательной джигитовке относились: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъем на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере»

К упражнениям вольной джигитовки относились: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головою», «переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед», «расседлывание коня на скаку».

Почему же джигитовка со временем начала утрачивать свои позиции, почему это искусство, постепенно становится не востребаванным, почему чуть было она не канула в прошлое? Ответы на эти вопросы сразу дать, конечно же сложно, но мы попытаемся. Причины тут разные - это и человеческий фактор и веление времени.

Перво-наперво стоит сказать, что первый удар по джигитовке нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. Тогда же начался и знаменитый геноцид казачества, развязанный большевистским руководством. Смерть миллионов казаков и казачек, их детей, существенно подорвали традиции джигитовки. Но все же не смогли похоронить её. Джигитовка была принята на «вооружение» Красной Армии, в качестве программы подготовки кавалерийских частей. Здесь же последовал второй удар - с развитием военного дела, это видно уже в 30-40-е годы ХХ века, всё большее значение для боеспособности кавалерии приобретает не индивидуальное мастерство всадника, а действия в составе подразделений и частей, умение взаимодействовать с моторизованными, артиллерийскими, танковыми соединениями. Главным и определяющим требованием к коннице в период Второй Мировой войны было требование мобильности, возможности перебросить боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач . Джигитовка на наш взгляд начинает утрачивать свои многие особенности, принципы. Происходит ее трансформация.

Третий удар был нанесен самим временем - кавалерийские части все меньше вписывались в реалии современной войны. Поэтому после окончания Второй Мировой войны, начинается их постепенное расформирование. К середине 1950-х гг. кавалерия как род войск исчезает во многих странах мира.

Но даже эти причины не смогли полностью искоренить это великое искусство. По разным данным, соревнования по джигитовке проводились вплоть до конца 70-х годов. Хотя больше походили на «вольтижировку» - выполнение акробатических и гимнастических приемов на лошади. Что конечно же не сравниться с настоящей джигитовкой, где добавлялись еще и приемы работы с оружием, парные элементы и многое другое.

С началом распада Советского Союза и последующей волне возрождения казачества и казачьей культуры, вопрос о сохранении джигитовки, как одного из главного элемента казачьей национальной идентичности, стал очень остро. Во многих регионах России, его начали возрождать. Стали проводиться различные мероприятия, где казаки, да и не только могли продемонстрировать свои умения и навыки - такие же какие демонстрировали их далекие предки.

Список использованной литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Джигитовка.

2. http://dzhigitovka.info/?page_id=2.

3. http://slavyane.org/traditions/cossack-dzhigitovka.html

4. «Уставъ строевой казачьей службы». 1899 г. С.-Петербургъ.

«Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака», - говорилось в Уставе строевой казачьей службы от 1899 года. Сейчас среди терских казаков редко встретишь умелого наездника и уж тем более джигита. Почему конные казачьи традиции не получили такого же развития, как обрядовая культура или навыки пешего боя?

Одно на всех седло

В феврале этого года в Михайловске на средства гранта молодежного форума «Машук», выигранного Терским войсковым казачьим обществом, будет запущена конно-спортивная секция.

Почти год назад ее уже анонсировали, когда Конный завод имени Первой Конной Армии подарил станичному казачьему обществу лошадей буденновской породы.

Однако тогда организовать на достойном уровне обучение казачьей молодежи не удалось. Общество располагает всего одним седлом и не имеет средств, чтобы платить зарплату тренерам.

По словам руководителя проекта Игоря Кочубеева, грантом предусмотрено приобретение шести комплектов конной упряжи и седел трех видов, включая джигитовочные, и запуск регулярных тренировок.

Экстрим-шоу «Кубанские казаки»

Сейчас за подаренными лошадьми ухаживает конюх. Он же обучает азам верховой езды учащихся Многопрофильного техникума им. казачьего генерала Николаева.

Помогают в этом деле и нереестровые казаки, разбирающиеся в лошадях, например, из села Донского Труновского района, а также казаки-джигиты из Волгоградской области. «Рассматривался вопрос в теплое время отправить туда на стажировку наших казаков», – добавил Игорь Кочубеев.

Он признал, что пока в Терском войске нет учителей, которые бы могли преподавать джигитовку, и обучение строится на обмене опытом.

«Если нам удастся создать определенную систему, курсы, где казаки на практике могли бы осваивать традиционное мастерство, это будет большое благо», – считает казак.

В большинстве же казачьих обществ Терского войска нет не только занятий по джигитовке, но и конюшен.

Казак без коня – что воин без ружья

На вопрос, кто такие казаки, любой из них ответит, что это православные воины. Но как-то все опускают одну немаловажную деталь – казаки исторически поголовно были блестящими наездниками. И если уж ставить целью возрождение казачьих традиций, то начинать надо именно с искусства управления конем.

Чтобы быть принятым в Запорожскую Сечь, казаку вовсе недостаточно было перекреститься, как сейчас иногда говорят. Он показывал, на что способен как всадник с оружием в руках.

Умение вести бой на коне было обязательным и в царских казачьих войсках, поэтому мальчишек в станицах сызмальства готовили к конным соревнованиям.

Сохранив запорожские традиции и впитав особенности конного мастерства других народов, казаки создали свой набор необходимых в бою кавалеристам умений, который получил название «казачьей джигитовки».

В эмиграции после революции 1917 года генерал Шкуро и полковник Елиеев созывали казаков со всей Европы и проводили соревнования по джигитовке. Они считали, что без нее казачество просто не может существовать. Ею казаки покоряли весь мир и выделялись среди других народов.

Джигитовка в исполнении сурских казаков

В советской России джигитовка, несмотря на расказачивание, сохранялась до Великой Отечественной войны, пока кавалерия не потеряла смысл в бою.

С тех пор она перешла в разряд циркового искусства. Отчасти ее элементы используются в конном спорте.

Современные казаки навыками верховой езды почти не владеют. Исключение составляют воспитанники некоторых конно-спортивных школ в Москве, на Кубани, в Волгоградской области.

На территории Терского войска таких школ нет, хотя достаточно много частных конно-спортивных секций.


Скачки в Новоселицком районе

Атаманы сетуют, что на коммерческой основе заниматься могут позволить себе немногие. Часовой урок чемпиона России по джигитовке в одном из клубов на КМВ стоит 800 рублей.

Помимо михайловского общества, четырех коней в прошлом году подарили, как писали СМИ, Ессентукскому городскому казачьему обществу.

Когда корреспондент КАВПОЛИТа связалась по телефону с городским атаманом Виктором Борисенко, выяснилось, что лошадей получил конно-спортивный клуб, с которым общество больше не работает, потому что там «на детях стали зарабатывать деньги».

Но даже когда казакам обещают льготные условия, желающих учиться почему-то не находится.

В Дагестане руководитель одного из конно-спортивных клубов Оксана Старчак предложила недавно открывшемуся казачьему культурному центру в Кизляре заложить в бюджет ставку для тренера и помочь кормами. Сама она готова обучать верховой езде в полцены, если воспитанники клуба будут помогать в уходе за лошадьми.

Воспитанницы конно-спортивного клуба Оксаны Старчак на казачьем мероприятии

Казаки отказались, сославшись на недостаток финансирования. Хотя к помощи этого клуба они периодически обращаются, когда нужно блеснуть всадниками на казачьих мероприятиях. Им не отказывают, стараясь поддержать престиж казачества в республике.

К слову, в Карачаево-Черкесии для обучения карачаевцев местный конно-спортивный клуб в свое время нанял волгоградского казака-джигита Степана Щеглова. И финансы нашлись, и желающие заниматься.

Конный патруль вместо понятых

Странно, конечно, что в госпрограмме по поддержке казачества находятся средства на дружины и войсковой ЧОП, в традиционности которых многие казаки сомневаются, но не закладываются деньги на обучение верховой езде, хотя конь наравне с шашкой был неотъемлемым атрибутом казака.

Тех же «понятых», в роли которых часто при полицейском патруле выступают казаки-дружинники, могли бы заменить всадники в казачьей одежде. Такой «исторический» патруль давно действует в окрестностях Пятигорска.

Мечтают о конном патруле и в Павловском районном казачьем обществе. По словам районного атамана Владимира Рогового, несколько лет назад предыдущее руководство общества распродало лошадей и конюшни.

Остались только казаки-любители, которые держат коней дома и дают возможность покататься детям. В городе Новопавловске уверенно сидеть в седле могут человек десять. Видимо, поэтому на шермициях до 90% конкурсов проводятся в пешем порядке.

«У нас управа находится в центре города. Думаем выкупить участок, поставить хотя бы двух лошадей, и отбоя не будет от детей, – уверен Владимир Роговой. – Все, кто приходит к нам, сразу спрашивают лошадь и шашку. К тому же мы бы могли патрулировать город на этих лошадях в рамках казачьей дружины».

Скачки в Георгиевском районе

«Казаки – это по сути каскадеры»

Казак Иван Дорофеев в юности занимался верховой ездой при Терском конном заводе в Минеральных Водах. Его отец задолго до начала возрождения казачества гарцевал на коне в мохнатой бурке и приучал к казачьим традициям своих сыновей.

Семь лет назад Иван начал самостоятельно осваивать искусство джигитовки. Смотрел видеоролики из казачьей эмиграции, наблюдал за соревнованиями мастеров и отрабатывал трюки, одновременно дрессируя коней. Не своих, арендованных в конюшнях состоятельных людей.

Он предлагал разным казачьим обществам в краевом центре проводить занятия по джигитовке, но это оказалось никому не нужным. Дальше танцев, песен, пускания корабликов и «детских игр» – шермиций – казаки идти не захотели.

«Казачество в 90-е годы началось не с возрождения традиций, а с требований вернуть землю, отнятую большевиками. С самого начала возобладали шкурные интересы, поэтому настоящего казачества нет и не будет, – негодует вышедший из реестра казак. – Туда идут не ради традиций, а чтобы устроиться в дружины и ЧОПы, созданные атаманами. У них такой бизнес, а все эти песни и казачья форма нужны только для того, чтобы пустить пыль в глаза губернатору, митрополиту».

По словам Ивана Дорофеева, казачество собирает большие суммы в виде взносов и пожертвований. Но тратятся эти деньги «на всякую мишуру», а можно было бы организовать занятия в конно-спортивных секциях.

Ведь верховая езда и джигитовка развивают силу, ловкость и смелость – то, чем выделялись казаки в царское время.

«Когда делаю некоторые трюки под шеей на скаку, я боюсь, но надо же преодолевать этот страх. Казаки – это по сути каскадеры, а не биржа труда для отставных пенсионеров и инвалидов, - подчеркивает наш собеседник. – Конечно, и раньше у кого-то лучше получалось петь, у кого-то – джигитовать.

Помните, в "Тихом Доне" отец Гришки Мелихова хромал, потому что на императорском смотре сломал ногу? Да, бывают и травмы. Я себе ребро сломал. Этого многие боятся. Даже самые духовитые казаки, с которыми я занимался, и тех надолго не хватило. 25 лет как форму надели, а казаками так и не стали».

Кизлярские казачата на лошади клуба Оксаны Старчак

Были бы гроши

Джигитовка в современной России развивается и отдельно от казачества. В прошлом году она была признана самостоятельной дисциплиной конного спорта.

Зато среди терских казаков популярность набирают скачки. В Георгиевском районе Ставрополья ежегодно конные соревнования на приз атамана.

Возглавляющий районное общество Андрей Калиткин поясняет, что участники скачек тренируются сами на собственных лошадях. Джигитовать умеет только один казак общества – Петр Мячин. Но его уже подводит здоровье. А молодежь, вкусив первые трудности, к джигитовке быстро охладела.

Но самым большим препятствием для возрождения этой казачьей традиции Андрей Калиткин все-таки считает не человеческий фактор, а экономический.

«Были бы гроши, а грошей нема для содержания лошадей. Это очень дорогое удовольствие, – подчеркивает он. – Сегодня конь в хозяйстве даже у тех, кто на земле живет, только для души, потому что требует одних расходов. Сто лет тягловая лошадь стоила 10 рублей, а строевая 70 рублей. Государство этих лошадей закупало, и они были ходовым товаром».

Проблемы начинаются у наездников с поисков кузнецов, шорников и специализированных ветеринаров и заканчиваются покупкой перспективных племенных скакунов. Племенное коневодство этого направления сходит на нет. Сделанные на заказ седла и упряжь стоят дорого, как эксклюзивные изделия.

Больших вложений требует строительство крытых манежей и утепленных конюшен. Лошадям нужен выпас и корма. Даже вывезти навоз сейчас без разрешения проблематично.

Поэтому любое казачье общество, которое пытается возродить казачество на общественной основе, должно сначала решить массу попутных вопросов.

«Все разрешимо, если будет госпрограмма поддержки конного спорта, – полагает Андрей Александрович. – Кремлевская школа верховой езды поздравляла с юбилеем королеву Англии и произвела там фурор.

Кремлевская школа верховой езды

Вот у нас есть ДЮСШ, которые финансируются из бюджета. Так же должны финансироваться конно-спортивные школы. Мы должны понимать, что если мы хотим сохранить традицию, это стоит достаточно больших денег».

2

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!