Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

«Душа самурая»: как в Японии возник культ меча? Самурайские мечи. Японское оружие и его виды

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин - такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината - копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало - традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони - это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера - такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал - эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений - например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых - он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ - двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости - с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто - тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса - дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима - кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины - большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии - всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми - так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения - рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири - быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо - по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку - процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти - фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Японских самураев был меч. Но только ли мечами они дрались? Наверное, будет интересно познакомиться с их арсеналом в деталях, чтобы лучше представлять себе традиции древнего японского военного искусства.

Начнем со сравнения арсенала японского самурая с арсеналом средневекового рыцаря из Западной Европы. Разница и в количестве, и качестве их образцов сразу же бросится в глаза. Арсенал самурая прежде всего окажется намного богаче. Кроме того, многие образцы оружия окажутся практически несопоставимыми с европейскими. Кроме того, то, что мы считаем истиной, на самом деле очень часто всего лишь очередной миф. Например, о том, что меч это «душа самурая», наслышаны все, поскольку писали об этом не один раз. Однако был ли он у них главным оружием и если «да», то всегда ли так было? Вот меч у рыцаря - да, действительно, символом рыцарства являлся всегда, но с мечом самурая все далеко не так однозначно.


Во-первых, это не меч, а сабля. Мы просто по традиции называем самурайский клинок мечом. А во-вторых, главным его оружием он был далеко не всегда! И вот тут лучше всего будет вспомнить… легендарных мушкетеров Александра Дюма! Называли их так потому, что главным их оружием являлся тяжелый фитильный мушкет. Однако герои романа пользуются им разве что во время обороны бастиона Сен-Жерве. В остальных главах романа они обходятся шпагами. Это и понятно. Ведь именно меч, а затем и его облегченная версия - шпага являлись в Европе символами рыцарства и принадлежности к дворянскому сословию. Причем собственно шпагу в Европе мог носить даже крестьянин. Купил - и носи! Но вот чтобы ей владеть, нужно было долго учиться! А позволить себе это могли только дворяне, но никак не крестьяне. Зато воевали мушкетеры отнюдь не шпагами, и точно также обстояло дело и с японскими самураями. Меч среди них стал особенно популярен в годы… мира, то есть в эпоху Эдо, после 1600 года, когда из боевого оружия он превратился в символ самурайского сословия. Воевать самураям стало не с кем, работать было ниже их достоинства, вот они и занялись тем, что начали оттачивать своё фехтовальное искусство, открывать фехтовальные школы - одним словом культивировать искусство древности и всячески его пропагандировать. В реальном же бою самураи мечами, конечно, тоже пользовались, но вначале делали это только в крайнем случае, а до того использовали лук!

Подобно французским дворянам самураи и в дни мира и в дни войны не расставались со своими мечами и даже косо брошенный взгляд рассматривали как оскорбление! Ксилография Утагава Кунисада (1786 - 1865).

В древних японских стихах говорилось: «Лук и стрелы! Лишь они счастья всей страны оплот!» И эти строки наглядно показывают, насколько важно для японцев было именно кюдо - искусство стрельбы из лука. Лишь знатный воин в древней Японии мог стать лучником. Его так и звали юми-тори - «держатель лука». Лук - юми и стрела я - были у японцев священными оружием, а выражение «юмия-но мити» («путь лука и стрел») было синонимом слова «бусидо» и означало то же самое - «путь самурая». Даже сугубо мирное выражение «семья самурая» и то в буквальном смысле при переводе его с японского языка означает «семья лука и стрел», а китайцы в своих хрониках называли японцев «Большой лук».


Фрагмент свитка "Хэйдзи-но Ран" изображает всадника в белом о-ёрой, вооруженного луком и мечом. Свиток создан в начале XIV в.

В «Хэйкэ моногатари» («Сказание о Хэйкэ»), известных японских военных хрониках XIV в., например, сообщается как в 1185 году, во время битвы у Ясима, полководец Минамото-но Куро Ёсицунэ (1159 - 1189) отчаянно сражался, чтобы вернуть лук, который он случакйно уронил в воду. Воины противника пытались вышибить его из седла, его собственные воины молили забыть о такой мелочи, но он бесстрашно бился с первыми, а на вторых не обращал внимания. Лук он достал, но его ветераны начали открыто возмущаться подобным безрассудством: «Это было ужасно, господин. Ваш лук может стоить тысячу, десять тысяч золотых, но разве он стоит того, чтобы подвергать риску вашу жизнь?»

На что Ёсицунэ ответил так: «Дело не в том, что я не хотел расставаться со своим луком. Если бы у меня был лук, подобный луку моего дяди Тамэтомо, который могли натянуть только два, а то и три человека, я, быть может, даже намеренно оставил бы его врагу. Но мой лук плохой. Если бы враги узнали, что это я владел им, они бы смеялись надо мной: «Посмотрите, и это лук полководца Минамото Куро Ёсицунэ!» Я не хотел бы этого. Поэтому я рисковал жизнью, чтобы вернуть его».

В «Хоган моногатари» («Сказание об эпохе Хоган»), где рассказывается о военных действиях 1156 года, о Тамэтомо (1149 - 1170), дяде Ёсицунэ, сказано как о лучнике настолько сильном, что враги, взяв его в плен, выбили ему долотом руки из суставов, чтобы лишить возможности стрелять из лука в будущем. Звание «лучника» было почетным титулом для любого отличившегося самурая даже тогда, когда на смену луку пришли меч и копье. Например, военачальник Имагава Ёсимото (1519 - 1560) удостоился прозвища «Первого лучника Восточного моря».

Свои луки японцы выделывали из бамбука, при этом отличие от луков у других народов, тоже применявших для этого бамбук, они были очень большого размера и при этом еще и асимметричными, так как считалось, что с таким воину будет более удобно прицеливаться и стрелять. Причем особенно удобен такой лук был для стрельбы с коня. Длиной юми обычно превосходит английские «длинные луки», так как достигает нередко 2,5 метра длины. Известны случаи, что были луки и еще длиннее. Так, у легендарного лучника Минамото (1139 - 1170) лук имел длину 280 см. Иногда луки делали настолько сильными, что одним человеку не мог их натянуть. Например, юми, предназначающиеся для морских сражений, должны были натягивать сразу семь человек. Современный японский лук, как и в древние времена, делают, из бамбука, древесины разных и волокон ротанговой пальмы. Обычная дистанция прицельного выстрела составляет 60 метров, ну в руках мастера такое оружие способно послать стрелу и на 120 метров. На некоторых луках (на одном из концов) японцы укрепляли наконечники, словно у копий, что позволяло этому виду оружия, которое называлось юми-яри («лук-копье») совмещать в себе функции лука и копья.


Родовая стрела и футляр для нее.

Древки стрел выделывались из полированного бамбука или ивы, а оперение - из перьев. Наконечник ядзири нередко представлял собой настоящее произведение искусства. Делали их специальные кузнецы, причем нередко свои наконечники они подписывали. Формы их могли быть различными, например, очень популярными были раздвоенные луновидные наконечники. У каждого самурая в колчане была особая «родовую стрелу», на которой было написано его имя. По ней узнавали убитого на поле боя так же, как в Европе это делали по гербу на щите, а победитель забирал её в качестве трофея. Цуру - тетива лука - делалась из растительных волокон и натиралась воском. Каждый лучник имел при себе еще и запасную тетиву - гэн, которую клали в колчан или наматывали на специальное кольцо-катушку цурумаки, висевшую на поясе.


Катакура Кадэтуне - самурай в черном доспехе о-ёрой и с таким же черным луком с характерной оплеткой. На поясе катушка для запасной тетивы. Заспинный флаг сасимоно изображает буддийский колокол. Городской музей Сэндай.

Многое кюдо, по европейским понятиям, лежит за рамками разумного понимания действительности и недоступно для человека с западной ментальности. Так, например, до сих считается, что стрелок в этом наполовину мистическом искусстве играет лишь только роль посредника, а сам выстрел осуществляется как бы и без его прямого участия. При этом сам выстрел разделяли на четыре стадии: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы (причем последний мог быть произведен стоя, сидя, с колена). Самурай мог стрелять, даже сидя верхом на коне, причем не из стационарного положения, а на всем скаку, как и древние скифы, монголы и североамериканские индейцы!


Родовая стрела (слева) и две гарды цуба справа.

По правилам воин буси получал стрелу и лук от своего оруженосца, вставал с места и, принимал соответствующую позу, демонстрирующую его достоинство и полный самоконтроль. Дышать при этом требовалось определенным образом, чем достигалось «спокойствия духа и тела» (додзикури) и готовность к выстрелу (югумаэ). Затем стрелок становился к цели левым плечом, с луком в левой руке. Ноги полагалось расставить на длину стрелы, после чего стрелу клали на тетиву и удерживали ее пальцами. Тем временем, расслабив мускулы на руках и на груди, самурай поднимал лук над головой, и натягивал тетиву. Дышать в этот момент нужно было животом, что позволяло мускулатуре расслабиться. Затем производился сам выстрел - ханарэ. Все свои физические и душевные силы самурай должен был сконцентрировать на «великой цели», стремлении к одной цели - соединиться с божеством, но отнюдь не на желании попасть в цель и не на самой мишени. Произведя выстрел, стрелок затем опускал лук и спокойно шел на свое место.


Перчатки для стрельбы из лука.

Со временем юми превратился из оружия благородного всадника в оружие простого пехотинца, но и тогда он не потерял уважения к себе. Даже появление огнестрельного оружия не умалило его значения, так как лук был более скорострельным и надежным, чем примитивные, заряжающиеся с дула аркебузы. Японцы знали арбалеты, в том числе и китайские, многозарядные докю, но большого распространения они в их стране не получили.

Кстати, лошадей и всадников специально обучали умению переплывать реки с бурным течением, причем они при этом должны были стрелять из лука! Поэтому лук покрывали лаком (обычно черным) и к тому же окрашивали. Короткие луки, аналогичные монгольским, японцам также были хорошо известны, и они их использовали, но затруднялось это тем, что буддисты в Японии испытывали отвращение к таким вещам, как копыта, жилы и рога убитых животных и не могли их касаться, а без этого изготовить короткий, но достаточно мощный лук просто невозможно.

А вот в Западной Европе феодалы лук за боевое оружие не признавали. Уже древние греки считали лук оружием труса, а римляне называли его «коварным и ребячливым». Карл Великий требовал от своих воинов носить лук, издавал соответствующие капитулярии (указы), однако мало в этом преуспел! Спортивный снаряд для тренировки мышц - да, охотничье оружие - добывать себе пропитание в лесу, сочетая приятное времяпрепровождение с полезным делом - да, но воевать с луком в руках против других таких же рыцарей, как и он сам - да Боже упаси! Причем луки и арбалеты в европейских армиях использовали, но… набирали для этого простолюдинов: в Англии - йоменов-крестьян, во Франции - генуэзских арбалетчиков, а в Византии и государствах крестоносцев в Палестине - мусульман-туркопулов. То есть в Европе главным оружием рыцаря изначально был обоюдоострый меч, а лук считался оружием недостойным благородного воина. Более того, лучникам-всадникам в европейских армиях запрещалось стрелять с коня. С благородного животного, каким считался конь, нужно было сначала сойти, а уж после этого браться за лук! В Японии же было наоборот - именно лук с самого начала оружием являлся благородных воинов, а меч служил для самозащиты в ближнем бою. И только когда войны в Японии прекратились, а стрельба из лука по большому счету потеряла всякий смысл, на первое место в арсенале самурая как раз и вышел меч, по сути дела, ставший к этому времени аналогом европейской шпаги. Конечно не по своим боевым характеристикам, а по той роли, которую он играл в тогдашнем японском обществе.

И с копьями дело обстояло примерно также! Ну зачем воину копье, когда к его услугам мощный и дальнобойный лук?! Зато когда копья в Японии стали популярным оружием их типов стало так много, что просто поражает. Хотя в отличие от западноевропейских рыцарей, использовавших копья с самого начала своей , в Японии они получили только в середине XIV века, когда пехотинцы начали применять их против всадников-самураев.


Сэндзаки Ягоро Нориясу - один из 47 верных ронинов, бегущий с копьем в руке. Ксилография Утагава Куниёси (1798 - 1861)

Длина копья японского пехотинца яри могла быть от 1,5 до 6,5 м. Обычно это было копье с обоюдоострым наконечником хо, однако известны копья и сразу с несколькими остриями, с крючьями и лунообразными клинками, прикрепленными к наконечнику и отведенными от него в стороны.


Редчайшее копье курадаси яри кузнеца Мумэи. Эпоха Эдо, примерно 1670 г. Рядом с ним футляр соответствующей формы.

Пользуясь копьем яри, самурай наносил удар правой рукой, стараясь проткнуть доспехи противника, а левой просто удерживал его древко. Поэтому оно всегда покрывали лаком, и гладкая поверхность позволяла его легко вращать в ладонях. Затем, когда появились длинные яри, ставшие оружием против конницы, их стали использовать скорее уже как ударное оружие. Такими копьями обычно были вооружены пешие воины асигару, напоминавшие древнюю македонскую фалангу с длинными пиками, уставленными одна к одной.


Наконечник копья яри и футляр к нему.


Ну а если наконечник копья ломался, то его не выбрасывали, а превращали вот в такой изящный кинжал танто-яри.

Формы наконечников различались, как и их длина, из которых самые длинные достигали 1 м. В середине периода Сэнгоку древко яри удлинилось до 4 м, но всадникам было удобнее управляться копьями с короткими древками, а самые длинные яри так и остались оружием пехотинцев асигару. Другим интересным видом древкового оружия типа боевых вил была сасумата содзе гарама или футомата-яри с металлическим наконечником наподобие рогатки, заточенной изнутри. Она часто использовалась самураями-полицейскими для того, чтобы задерживать злоумышленников, вооруженных мечом.


Сасумата содзе гарама

Придумали в Японии и нечто, напоминающее садовый трезубый рыхлитель и называвшийся кумадэ («медвежья лапа»). На его изображениях можно часто увидеть цепь, обмотанную вокруг древка, которая должно быть прикреплялась к запястью или к доспехам, чтобы оно не потерялось в бою. Использовалась эта оружейная диковинка при штурме замков, во время абордажа, а вот в полевом бою с ее помощью можно было зацепить вражеского воина за рога-кувагата на шлеме или за шнуры на доспехах и стащить с коня или со стены. Другой вариант «медвежьей лапы» и вовсе представлял собой палицу с растопыренными пальцами руки, причем целиком и полностью изготовленной из металла!


Булава кумадэ представляет собой яркое слияние двух стилей китайского и японского островного оружия.

Полицейские применяли также и содэ-гарами («запутанный рукав»), оружие с расходящимися в стороны от древка крюками, которым они зацеплялись за рукава преступника, чтобы тот не мог воспользоваться своим оружием. Способ работы с ним прост до гениальности. Достаточно приблизиться к противнику и с силой ткнуть него наконечником содэ-гарами (при этом будут ли причинены ему увечья или нет, значения не имеет!), чтобы его крючья с загнутыми, словно рыболовные крючки концами, впились ему тело.


Наконечник содэ-гарами.

Именно таким вот образом и пленили убийц, грабителей и буйных гуляк во времена Эдо. Ну, а в бою содэ-гарами старались зацепить противника за шнуровку на доспехах и стянуть с коня на землю. Так что наличие на японских доспехах большого количества шнуров представляло «палку о двух концах». В определенных случаях для их обладателя оно было просто смертельно опасно! На флоте тоже применяли нечто, ему подобное, - абордажный крюк ути-каги.

Меч - один из главных символов Японии. Наряду с зерцалом и ожерельем из яшмы он входил в число сакральных регалий японских императоров, полученных от солнечной богини Аматэрасу-но оомиками. Поэтому меч тесно связан с культом солнца, культом императорской власти, культом предков, культом драконов и в целом выступает в качестве одного из важнейших символов жизненной силы.

Согласно мифологии синто, или синтоизма, японский меч существовал столько же, сколько и сама Япония. Как следует из японских мифов, первые синтоистские божества, создававшие Японские острова, уже были опоясаны мечами.

Меч имеет много предназначений; он является и практическим оружием ближнего боя, и аксессуаром традиционного японского костюма (придворного, ритуального, военного), и культовым артефактом буддийских храмов и синтоистских святилищ. Для современных японцев меч – это еще и произведение высокого искусства со своей собственной эстетикой, объект любования, предмет коллекционирования.

Когда на самом деле появился японский меч?

Зарождение традиции меча началось еще тогда, когда не существовало японского государства как такового. Опять-таки, согласно японским мифам, первый меч, попавший на землю Японии, известный как Амэ-но муракумо-но цуруги - «Божественный меч, разгоняющий облака», был вырезан богом Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого змея Ямато-но ороти. Если опираться на археологические данные, то еще в период Дзёмон - во времена неолита, за несколько тысяч лет до нашей эры - жители японского архипелага использовали каменные мечи в культовых целях. Ритуальные бронзовые и боевые стальные мечи известны с III века до нашей эры - это время также называют периодом Яёй, когда происходила миграция переселенцев с территории нынешнего Китая и Корейского полуострова. Переселенцы привезли с собой культуру обработки и ковки металла. Примерно до VIII века японские мечи уступали своим китайским и корейским прототипам, но постепенно японские кузнецы совершенствовали мастерство ковки мечей и с течением веков добились впечатляющих успехов. Окончательно все важнейшие технологии создания японского меча, включая специфическую форму синоги-дзукури с изящной вершиной киссаки, с выраженным изгибом, с продольным «ребром» синоги, тянущимся вдоль всего клинка, сложились к моменту появления самурайского сословия – то есть примерно ко второй половине IX – началу Х века. Именно такими клинками можно было наносить страшные «секущие» удары, которыми славились японские самураи.

Из какого материала изготавливали японский меч?

Традиционный процесс создания меча – довольно сложная и многоэтапная процедура. Сначала добывали исходный материал – сатэцу. Это железосодержащий песок, который находили в горах. Склоны разрабатывали, а песок промывали в горных реках - японцы строили для этого специальную систему очистных сооружений. Очищенный «железный песок» затем помещали в архаичные плавильни татара вместе с древесным углем и различными присадками. Так выплавляли особую сталь - тамахаганэ. Буквальный перевод с японского – «сталь волшебного шара», которая имеет специфический внешний вид: она напоминает кусок метеорита и переливается разными цветами, за что ее часто называют «алмазной». В архаичных средневековых плавильнях выход стали тамахаганэ был весьма небольшой. Кроме качественной стали, в крице было много других фракций - это и чугун, и низкосортное железо с примесями. Но лишь самая чистая сталь шла на ковку клинков.

Александр Синицын :

Производство тамахаганэ, да и ковка клинка в целом, воспринималось средневековыми японцами как магический процесс, напоминающий алхимический ритуал. Японцы верили, что в создании меча принимают участие синтоистские божества и задействуются пять стихий – Металл, Дерево, Огонь, Земля и Вода. Кузнецы и плавильщики в этом процессе выступали не только как мастера-ремесленники, но и брали на себя определенные функции синтоистских жрецов. Они соблюдали пост, блюли ритуальную чистоту, творили молитвы. Считалось, что и в стали тамахаганэ, и в клинке есть своя тама – сакральная сила или душа.

Как ковали клинок?

Процесс ковки клинка был самым настоящим священнодействием. Он проходил в несколько этапов, каждый из которых был очень ответственным, от каждого этапа зависел успех или неуспех всего дела. Ковался клинок в кузнеце, где использовались горн, ручные двухкамерные мехи, наковальни, молоты, щипцы, чаны с водой для закалки.

Для того чтобы выковать клинок, куски тамахаганэ проковывали в пластины. Одна из пластин прямоугольной формы служила основой – к ней приваривали рукоять, а остальные разбивали на более мелкие части. На пластину-основу в несколько слоев (десять и более) клали разбитые куски других пластин. Этот пакет заворачивали в японскую бумагу и присыпали мелко нарубленным древесным углем, помещали в горн, накаляли докрасна, затем проковывали на наковальне. При проковке получившуюся заготовку клинка многократно изгибали в нескольких направлениях - от 15 до 25 раз. Благодаря этому в будущем клинке образовывалось несколько сот тысяч тончайших слоев стали, состоящей из крепчайших микрокристаллов. Такую особую слоистую сталь называют «дамаском». «Дамасская» сталь одновременно была и необыкновенно твердой, и гибкой, способной резать «обычную» сталь и не ломаться. После проковки полосу «вытягивали» и придавали будущему клинку почти окончательную форму.

Что такое закалка клинка и зачем она нужна?

Когда ковка завершалась, клинок закаливали, чтобы сталь стала еще прочнее. Эта процедура была не менее ответственной, чем ковка.

Японская закалка имела свою специфику: сначала клинок покрывался закалочной пастой, состоящей из качественной глины, угольный пыли и различных присадок. Затем кузнец специальной палочкой счищал пасту с области, которая была ближе к лезвию, оставляя пасту на обухе и в средней части клинка. Затем клинок опять накаляли добела – при этом лезвие, свободное от пасты, нагревалось гораздо сильнее. Раскаленный клинок помещали в чан с водой, где он сразу же остывал. При остывании клинок на глазах менял форму изгиба – и, наконец, остывал; при этом на лезвии оставалась яркая линия закалки – хамон, «узор лезвия». Закаленный клинок отдавали полировщику тогиси, и он полировал его специальными камнями до зеркального блеска. По завершении работ – если клинок удавался – мастер мог вырезать на черене свое имя дату завершения ковки.

В чем заключается особая красота японского меча?

Японский меч обладает особой, завораживающей красотой, благодаря которой он и получил мировое признание.


У японских экспертов существует понятие «три красоты» клинка. Первая красота - это безупречная, до мельчайших нюансов продуманная форма. Японская традиция выделяет большое число форм клинка и еще большее число значимых участков. Такая «продуманность» формы становится причиной ее совершенства. Вторая красота – это выведенные на поверхность клинка его слоистая фактура, образующая сложные узоры, которые могут напоминать спилы древесины, поверхность кожи горной груши, поток воды и так далее. Такой узор называется китаэ – «рисунок ковки». Третья красота – это хамон, «узор закалки», образованные яркими кристаллами мартенсита, высокоуглеродистой стали, придающими японскому клинку особое сияние лезвия, которое отличает его от клинков других традиций. Хамон может иметь разную форму – и строгую прямую линию, и волнообразную, и напоминающую зубцы пилы, гвоздичные зерна, гору Фудзи в тумане, поток с лепестками сакуры и так далее. Благодаря этим «красотам» традиционные японские клинки относят к художественному оружию, к числу произведений декоративно-прикладного искусства.

Как развивалась традиция ковки японских мечей?

Японская традиция выделяет несколько больших этапов в развитии технологии ковки меча. Каждый этап соответствовал и имевшей место исторической ситуации, и спецификой ведения боевых действий, и акцентированием той или иной функции меча.

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

Период, когда технологии ковки клинков были на этапе становления, а японские кузнецы учились у китайских и корейских мастеров, называется дзёкото – «сверхстарый меч». Подобные «сверхстарые» клинки V – VIII веков у большинства народов мира либо отсутствуют вовсе, либо сохранились в виде археологических находок – полностью проржавевших фрагментов. У японцев же сохранилось относительно много клинков этого времени в более или менее приличном состоянии. Период с IX по XVI век называется кото, что значит «старые мечи», и считается пиком развития традиции японского меча. Особенно ценятся мечи, выкованные до конца XV века – к этому времени сформировались так называемые «Пять великих традиций» Гокадэн, или пять центров ковки. Это провинция Ямато с центром в Нара; Ямасиро с центром в Киото, провинция Бидзэн к юго-западу от Киото; а также два более молодых центра - провинции Сагами и Мино. К концу XVI века эти «пять великих традиций» оказались размытыми, многие старые школы кузнецов угасли вместе со своими секретами, и в целом технология ковки претерпела значительные изменения. Клинки, выкованные с конца XVI по 70-е годы XIX века стали называться син-то, что значит «новый меч», и син-син-то – «новый-новый меч». По своим качествам эти «новые мечи» значительно уступают «старым мечам» кото. В 1871 году самурайское сословие было упразднено и ношение боевых мечей было запрещено. Однако ковка клинков продолжалась. Клинки, выкованные после этого, называются гэндайто – «современные мечи», или синсакуто – «недавно выкованные мечи».

Чем современные мечи отличаются от старинных?

В период кото каждая школа (семья) кузнецов обладала собственной плавильней и собственными секретами выплавки стали тамахаганэ. В период син-то сталь для мечей стали производить на продажу, сами же кузнецы перестали содержать плавильни. В результате такой специализации тамахаганэ стали производить намного больше, но по качеству она была хуже «старого железа», секреты которого были утрачены. Это отразилось и на технологии ковки клинков.

После 1868 года вплоть до капитуляции Японии во Второй Мировой войне развитие традиции ковки шло двумя совершенно различными путями. Правительство Японии стало создавать современную армию, вооруженную современным оружием. Для офицерского состава императорской армии и флота создавали уставное холодное оружие промышленным способом. Такое оружие, известное как гунто и сингунто («военный меч» и «новый военный меч») было недорогим, неприхотливым, с прекрасными боевыми качествами – но при этом не обладало красотой «художественного» меча. После капитуляции Японии такие мечи стали изыматься и уничтожаться как не имеющее художественной ценности холодное оружие. Одновременно с производством «уставных» мечей продолжалась и ручная ковка художественных клинков традиционным способом. В настоящее время в Японии существует около 200 сертифицированных кузнецов-оружейников, которые сохраняют и развивают древнюю традицию – правда, под бдительным контролем правительства Японии. Следует также отметить, что сейчас в Японии существует только одна плавильня татара, и все клинки куются из одинаковой стали. И рассматриваются они не как оружие, а как арт-объекты и традиционные мечи-обереги маморигатана.
Экспертизу новых мечей проводит специальная организация - NBTHK (Общество по сохранению японского меча). Она ведет рейтинг клинков, от которого зависит их стоимость. Цена меча при переходе на следующий уровень увеличивается примерно десятикратно.

Кроме мечей, из той же стали тамахаганэ кузнецы изготавливают амулеты и обереги, которые популярны среди японцев, а также бытовые ножи высочайшего качества и оружие в стиле «фэнтези» по специальным заказам.

Почему самураи так ценили свои мечи?

Средневековые японские военачальники называли меч «душой самурая». В период Эдо самураи были опоясаны сразу двумя мечами – и этим выделялись среди представителей других сословий, которым запрещалось носить длинные мечи. Исключения составляли лишь главы самых уважаемых семей несамурайского происхождения - например, влиятельные купцы или врачи. Однако боевой арсенал японских воинов был весьма разнообразен и отнюдь не сводился к клинковому оружию.

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

Для самурая, воина буси, меч прежде всего был сословным маркером, а также символом воинского духа. Как оружие мечи использовались в ближнем бою и по значимости уступали некоторым другим видам оружия. Так, в раннем средневековье важнейшим оружием самурая были лук и стрелы, а меч рассматривался как оружие вспомогательное. В период феодальных войн очень важное значение получило древковое оружие, копья яри и алебарды нагината. И лишь на излете японского средневековья (XVI век) меч наряду с пиками и огнестрельным оружием рассматривался как неотъемлемый элемент вооружения пехотинцев асигару, действовавших в плотном строю. В последующую относительно мирную эпоху Эдо (с 1600 по 1868 год) мечи в боевом смысле ценились прежде всего как оружие поединков и дуэлей.

`

С чем связан современный «бум» именно японских мечей, а не китайских или корейских?

Дело в том, что именно китайские мастера создали технологию многослойной ковки клинка, а уже после корейские кузнецы привезли ее в Японию. И только японский меч стал «мировым брендом».

До 1850-х существовал официальный запрет вывозить японские мечи за пределы страны. В виде исключения их преподносили как подарки зарубежным посланникам, кроме того, некоторые мореплаватели переправляли клинки нелегально.

После того как Япония открылась остальному миру, европейцы были очарованы открывшимися им произведениями традиционного японского искусства, включая и прекрасные художественные мечи. После Второй мировой войны, когда из Японии было вывезено на Запад, прежде всего в США, огромное количество антикварного оружия, японские мечи прочно вошли в моду как среди коллекционеров, так и среди широких слоев любителей восточной экзотики. Естественно, кинематограф, а затем и анимэ, стали активно использовать образ японского меча, что лишь многократно усилило его популярность.

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

Именно японцы сумели сохранить старинное оружие не только собственного, но и континентального производства. Так, с VII века в старой столице Японии, городе Нара, существует императорская сокровищница Сёсоин, где хранятся много шедевров дальневосточного оружейного искусства. Кроме того, долгая самоизоляция Японии способствовала несколько лучшему, по сравнению с континентом, сохранению и старинного оружия, и памятников архитектуры, и произведений других искусств. Японцы прекрасно научились хранить свои ценности – наверное, в этом у них нет соперников. Японцы очень уважают свою старину – фактически, обожествляют ее, и сумели привить это уважение и европейцам после «открытия» Японии. Меч стал одним из важнейших национальных брендов, представлявших Японию и японское искусство за рубежом, начиная со второй половины XIX века. Сегодня в Японии существует немало обществ и организаций, нацеленных на дальнейшее развитие «брендовой» значимости японских мечей и готовых инвестировать в этот бренд очень значительные средства.

Какие японские мечи из коллекции Кунсткамеры можно назвать самыми интересными?

В МАЭ РАН сложилась целая коллекция традиционного японского клинкового оружия, насчитывающая около сотни мечей и боевых ножей разных видов. Среди них есть и весьма интересные экспонаты.

Господин Симада Нобуо, член Совета директоров Общества по сохранению художественного японского меча, дарит МАЭ РАН декоративные аксессуары для хранения меча тати

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

В нашем музее есть два боевых ножа танто, подаренных императрице Екатерине Великой в 1795 г. от имени И. А. Штуцера, врача на службе Голландской Ост-Индской компании. Это самые ранние из сохранившихся образцов японского оружия. К сожалению, меч вакидазиси, поступивший из Голландии еще во времена Петра I и отраженный в первом каталоге Кунсткамеры, не сохранился.

Безусловно, интересен и прямой двулезвийный меч кэн, что экспонируется на постоянной экспозиции «Япония». Клинок украшен очень красивой гравюрой — изображением дракона, играющего с жемчужиной, выполненным в технике перфорации и объёмной резьбы. Кроме того, на хвостовике меча стоит подпись самого известного из японских кузнецов меча – Горо нюдо Масамунэ, основателя традиции Сагами и жившим в XIV веке. Однако меч был выкован в конце XIX века и никак не мог быть работой Масамунэ. Однако и поддельным его тоже считать нельзя – скорее всего, «подпись» великого мастера следует понимать как своеобразный декоративный мотив, ибо меч предназначался для дарения буддийскому храму или синтоистскому святилищу, и таким способ заказчик меча (даритель) выказывал божеству храма свое особое уважение.

Однако самым ценным мечом в коллекции МАЭ РАН считается меч тати в декоративной оправе, подаренный Николаю Александровичу Романову во время Клинок этого меча был выкован выдающимся мастером Ундзи, активном в XIV веке и работавшем на императорский двор. Особая ценность этого клинка была подтверждена одним из ведущих современных японских экспертов, господином Симада Нобуо. Им же совместно с нашим музеем в сентябре – октябре 2015 года было проведено беспрецедентное мероприятие: на свои средства господин Симада пригласил двух японских мастеров (Икэда Нагамаса и Цукамото Ёсиюки), которые продемонстрировали традиционные методы ухода за клинком и изготовили аксессуары для его хранения.

Основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и полководческие таланты командующих армиями.
Военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука , копья и меча .

Эпоха Лука

Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Эти тяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

Эпоха Копья

В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии . Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эпоха Меча

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

Древнейший прямой меч.

Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.


- кинжал или нож длиной до 30 см.


Вакидзаси , Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).


- большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.


или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.


или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.


Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.


Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия

К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).


- оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.


- "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.


- женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.


- боевой нож. Часто использовался как бытовой.


- японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.


Тэссэн ) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.


Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару).


После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".

Географическое положение Японии делает ее конечным пунктом, «накопителем» культурных импульсов материкового Востока. Культурные явления, идущие из Индии, Китая, Кореи, достигая Японии, утрачивают экспансивность и начинают совершенствоваться, обретая завершенность. Япония склонна не столько продуцировать новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Это относится даже к таким культурным феноменам, как чайная церемония, дзен, «сады камней», этикетность поведения и ритуализация всех сторон жизни (восходящая к конфуцианским добродетелям).

Естественно, предельная ритуализация не могла миновать меч – символ правящего сословия.

Для многих любителей Востока словосочетание «японский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие связывают именно с этим оружием. Между тем это и неполно, и неверно. Оружие кэндо – синай, прямая бамбуковая имитация меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами, диктует жесткую прямолинейную технику, построенную на рубящих ударах. Изогнутая и достаточно массивная катана лучше приспособлена для более пластичных (хотя и не менее мощных) рубяще-режущих движений. И дело не только в том, что бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. Сам иероглиф, читающийся в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самостоятельного слова имеет чтение «цуруги», а вовсе не «катана». А ведь цуруги – тоже «японский меч», причем исконный.

Первые достоверные упоминания об изогнутом мече не старше 8-9 веков, а старейший известный меч датирован 1159 годом. До того японские воины использовали цуруги – прямой меч с двусторонней заточкой. Подобные мечи обнаруживаются в гробницах древнеяпонских родовых вождей и напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они и произошли. Цуруги имел клинок длиной около 70 см. Судя по относительно короткой рукояти, это одноручный меч. Цуруги действительно ближайший родственник цзяня – классического оружия китайских аристократов. Цзянь также являлся символом императорской власти и священной особы императора.

Безусловно, это обстоятельство повлияло и на отношение к мечу японцев. В 7 веке там «по государственному заказу» записывался и унифицировался свод синтоистских мифов «Кодзики» («Записки о деяниях древности»). В основу ее положена мифология земель Ямато – центра японской государственности, откуда происходил императорский род. Стремясь не уступать великому китайскому государству, правители Японии китаизировали характер, отношения и статус божеств. По аналогии с китайским культом предков, в котором особое значение для всей страны играл культ божественных предков императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине Аматэрасу и ее потомкам, основателям японской императорской фамилии. Отправляя своего внука Ниниги на землю, богиня вручила ему 3 священных предмета: зеркало, яшмовую подвеску и меч – будущие императорские регалии. Так и в Японии меч стал сакральным предметом, связанным с императорской властью.

В 7-8 веках применялись и мечи корейского образца корай-цуруги: прямые, но более длинные и тяжелые, двуручные, с односторонней заточкой.

Примерно тогда же появился и изогнутый меч. Это могло диктоваться развитием технологии и потребностями военного дела. Воинскому сословию нужно было оружие не для утонченного фехтования, а для массового боя в доспехах. Гораздо более мощный изогнутый меч равно позволял и колоть, и рубить, был гораздо удобнее в конном бою. В оппозицию заимствованному из Китая прямому мечу, он был назван «нихон-то» – «японский меч».

Но насколько японским был в действительности этот прообраз катаны? В ранних хрониках такой меч называется «корейским». Изогнутые мечи действительно были распространены в Корее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим для того времени уровнем. Кстати, изогнутый меч за века своего существования заметно эволюционировал, менялось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д.

Конечно, к мечу относились с высочайшим почтением. Но подобное отношение к «благородному» оружию вообще свойственно средневековому обществу, где война – обязанность и право высших слоев. Поэтому вызывает сомнения, например, что каждый клинок изготавливался в течение долгих лет, причем весь процесс его создания был опутан возвышенными ритуалами. Да, ритуальная сторона сопровождала эту деятельность, как и любую другую (так, гадания и ритуалы сопровождали выбор дня начала путешествия, важных мероприятий и даже мытья волос). Изготовление меча сопровождалось ритуалами очищения, но едва ли каждый клинок изготовлялся в течение многих лет, как нередко пишут популярные статьи и издания.

Часто читаешь о многолетнем выдерживании заготовок в земле; о едва ли не многомесячном процессе полировки. Что изготовлением клинков занимались сами самураи, потому, якобы, что этого священного предмета не должны были касаться руки простолюдина. Но вспомним, что в эпоху феодальных войн, десятилетиями длящихся военных конфликтов, меч – это прежде всего оружие. Оно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось и ломалось. По-настоящему сакральный предмет нельзя подставлять под удары другого меча (столь же сакрального), рубить им по стальному доспеху...

Основную часть своей истории японский меч – продукт массового производства. Статус священных могли приобретать избранные экземпляры клинков, обладающие теми или иными выдающимися свойствами или биографией. И такой меч вряд ли активно использовался в военных действиях, служа скорее статусным оружием. Подавляющее же большинство мечей отличались хотя и высокими, но заурядными качествами. Попадались и откровенно скверные.

Мечи требовались в большом количестве, и на изготовление клинка никак нельзя было тратить несколько месяцев. Делали их обычные ремесленники, хотя и выделяемые из общей массы мастеровых в силу особой сложности и престижности их работы. Да, встречались и великие мастера – как и в любой профессии, их были единицы. Возможно, самураям и не возбранялось заниматься этим не низким ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занимался этим «для души».

Собственно, долгое время «символом» самурая был не меч, а лук. С конца периода Ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением конницы лук становится неотъемлемой принадлежностью родовитого воина, и даже величина армии исчисляется по числу луков. Искусство стрельбы из лука – одна из важнейших воинских дисциплин, обязательная часть «образования» благородного юноши, а соревнования в стрельбе – излюбленное развлечение и воинского сословия, и придворной аристократии. Даже в 17 веке среди более чем двух десятков воинских искусств первое место отводилось стрельбе из лука.

А как же культ меча? В том или ином виде он действительно существовал, проявляясь почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Но ведь для средневекового сознания вообще характерна этикетность и ритуализация действительности, тем более в столь важной ее части, составляющей основу существования верхушки общества. Многочисленные тексты, посвященные средневековой Японии, пестрят описаниями ритуалов, окружавших обращение с мечом.

Войти в чужой дом с оружием мог только «старший по званию», все остальные передавали меч слуге, бережно возлагавшему его на особую подставку. Взять чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно – смертельное оскорбление. Частично обнажить оружие – вызов, и т.д. Существовало множество детально разработанных правил. Но едва ли стоит усматривать в этом проявление загадочной японской души. Подобный «культ» оружия существовал у многих народов – например, в средневековой Европе. Едва ли можно представить немца или француза, без разрешения хватающего, а тем более пинающего чужой меч. А жест руки, опускающейся на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно, воспринимался как угроза.

Культ меча в том виде, как мы привыкли о нем слышать, возник гораздо позже наступления расцвета самурайской культуры – в 17 веке. С установлением твердой власти и прекращением междоусобиц меч почти перестает использоваться в военных действиях и превращается в поединочное оружие, символ и предмет сословной гордости. Здесь развиваются и окончательно оформляются многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самурая» – его меч. Самураи того времени стали уделять значительно большее внимание отделке меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный вид. Начиная с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а прикладное кэн-дзюцу (искусство меча) начинает постепенно превращаться в кэн-до – путь меча.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!