Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Из чего делали раньше коньки. Кто придумал коньки? История изобретения коньков

Как здорово в морозный день бежать с друзьями на каток! А там соревноваться кто быстрее и у кого вираж круче. И мне всегда казалось, что и коньки назвали коньками, из-за того что они так быстро мчатся. Ну совсем как кони!

И действительно, русское слово «коньки» образовались от слова «конь». Но не из-за скорости, а потому что раньше переднюю часть коньков украшали головой коня.

Оказывается, любили кататься на них и наши далекие предки. Недалеко от Одессы археологи раскопали две пары самых древних коньков из всех, когда-либо найденных на планете. Им более трех тысяч лет! Сделаны они из клыков моржей и костей животных. Первые коньки были похожи на лыжи, так как не имели заостренных ребер. И отталкивались люди при помощи палок, поэтому двигались на коньках быстро и уверенно.

Из чего только не изготавливали коньки! В Китае к ботинкам прикреплялись куски бамбука, в Сибири ездили на клыках моржей, в Казахстане делали коньки из костей лошадей.

Шло время, менялись форма коньков и материал, из которого их делали. В 17 веке коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

В начале 18 века на севере Европы появились первые стальные коньки, но их крепление было слабое, они часто слетали с ног любителей покататься на льду. Прочное крепление придумал наш В исторических хрониках рассказывается о царе Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».царь Петр I, который увлекался катанием на коньках. Он решил, что коньки и обувь должны составлять единое целое и прикручивал коньки к сапогам.

Москвичи с большим старанием учились кататься на коньках, о чем остались прелюбопытные воспоминания современников, написанные в 17 веке. «Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые из них могли отлично бегать на коньках...»

Если сначала коньки использовались только как средство передвижения, то затем стали любимой забавой зимой. Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. Сохранились даже условия, обязательные для конькобежцев, которые хотели стать членами клуба. Надо было проехать круг на одной ноге, перепрыгнуть через три шляпы, поставленные одна на другую, на большой скорости поднять монетку, лежащую на льду.

Самые первые коньки для бега с тонким лезвием, были придуманы в 1888 г., двумя норвежскими бегунами изобретателями. На таких коньках увеличилась скорость спортсменов и первым чемпионом мира по скоростному бегу на коньках, стал русский спортсмен Александр Паншин.

А что только сейчас не вытворяют фигуристы на льду. Ну и коньки у них, конечно, особенные! Сейчас для каждого вида спорта существует свои собственные коньки. Это конькобежные коньки, коньки для шорт-трека, хоккейные, фигурные коньки, а также прогулочные для туризма. А началось-то все с прочной косточки!

Одним из самых любимых зимних развлечений является катание на коньках. Все от мала до велика обувают на ноги ботинки с железными полозьями и встают на лед, где, весело смеясь, нарезают круги. Наверное рано или поздно каждый в своей жизни задавался вопросом о том как появились коньки? Коньки изменились со времен создания первых из них, в наши дни коньками называется: «спортивный инвентарь, который является совокупностью специальных ботинок с прикрепленными к ним лезвиями». История коньков уходит в далекое прошлое, к истокам создания их прообраза.

Первые костяные коньки Историки считают что самыми первыми конькобежцами были киммерийцы: они катались на костяных полозьях, которые прикреплялись к ногам (вторая половина VIII века до н. э).

Гораздо позже было зафиксировано такое интересное свидетельство как записи монаха Стефаниуса, сделанные уже в XII веке. Монах писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…».

Таким было первое литературное упоминание о коньках, а так же свидетельство того,что костяные коньки все еще были в ходу и, более того, эксплуатировались довольно давно. Первые коньки являлись прототипом лыж, но у них не было острых ребер. Отталкивание происходило за чет специальных палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, становилось более быстрым и уверенным.

Еще одним интересным фактом является то, что приспособления для передвижения по льду были выточены из костей совершенно разных животных, а в Китае и вовсе передвигались по льду за счет стволов бамбука, прикрепленных к ногам; в Сибири, например, катались на клыках моржей, а у Борового озера в Казахстане нашли коньки, изготовленные из голенной кости лошади. В музее, расположенном в Лондоне, находится такой конек — длинная отточенная кость, имеющая прорезь для шнурков.

Деревянные коньки

Шло время, совершенствовались не только сами коньки, но и передвижение на них, кость из которой они изготавливались заменило дерево, а от палок, использующихся как вспомогательный инструмент, и вовсе отказались. Первые деревянные коньки появились приблизительно в XIII, изначально их поверхность полировали, а век спустя стали приделывать металлические полоски. Сначала коньки изготавливали с одним полозьем. Но уже в 15 веке появились устройства для катания с двумя полозьями. С XIV века и до XVII их изготавливали из древесины и прикрепляли металлические полозья к подошве с помощью веревок и ремней. Деревянные коньки обычно украшались фигурками — изображениями конской головы — так и появилось название «коньки».

Создатель коньков Так кто же является создателем столь прекрасного изобретения, которое облегчало жизнь людям долгое время, а позже стало отличным развлечением и превратилось в такой зрелищный спорт как фигурное катание? Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, не существует, возможно нужно отдать должное киммерийцам, которые первыми создали прообраз коньков, и стали его использовать в практических целях, возможно стоит обратиться к источникам, сообщающим, что первым человеком, соединившим лезвие и обувь воедино, стал великий император Петр Первый. Строя корабли в голландском лесном порту он увлекся конькобежным спортом, создав при этом устройство наиболее близкое к тому, что мы в наши дни называем коньками и таким образом дав толчок к созданию фигурного катания. Существует так же не менее интересная версия, утверждающая, что создание столь интересного устройства принадлежит американцу Джексону Хейзу, и что именно он намертво соединил обувь со стальным лезвием.

Но мы точно знаем, что первые коньки для бега на них с тонким лезвием из стали были изобретены в 80-х годах XIX века норвежцами К. Вернером и А. Паульсеном. Ответ на вопрос о создателе этого весьма полезного изобретения по-прежнему не найден, вполне можно предполагать, что коньки — это конечный результат старания и воплощения самых невероятных идей различных людей на протяжении многих веков.

Дарья Трубицина

В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

Использовать коньки люди научились достаточно давно. По последним предположениям археологов, это произошло три тысячи лет назад.

Первоначально коньки изготавливались из костей животных и шнуровались веревками. На таких коньках люди перемещались в древности по замершим водоемам и рекам.

На Руси коньки еще украшали конскими головами. Из-за неудобства передвижения на таких коньках, на Руси считали данный вид как детской забавой. Только после изобретенного нового вида коньков (деревянная основа, металлические полозья), на коньках стало кататься гораздо легче.

Считается, что изобретателями нового вида являются Голландцы. Они стали первыми, которые использовали металлические полозья и деревянную основу. Позже ими было разработано обоюдоострое лезвие, которое позволило скользить по льду с большей скоростью и легкостью.

В 1800-х годах появились новые стили катания, что позволило данный вид спорта поднять на новую ступеньку популярности среди жителей. В 1900-х годах были разработаны и усовершенствованы коньки. Коньки стали изготавливать с закрытым носом, а лезвие было уже цельным, что позволило в свою очередь укрепить саму конструкцию и снизить вес.

В 1877 году в России образовывается первый клуб почитателей конькобежного спорта. Этому клубу суждено было сыграть очень важную роль в развитии фигурного катания в России, так как на его базе уже в 1896 году был проведен первый чемпионат мира по фигурному катанию.

Паншин Александр Никитич – это первый фигурист в России, который выиграл чемпионат мира по фигурному катанию. Александр Паншин считается в мире уникальным конькобежцем, так как на коньках начал кататься в 39 лет и был непобедимым чемпионом в мире на протяжении трех лет с 1897 года по 1900 год включительно.

Приемником Александра Паншина стал уроженец Воронежской губернии Николай Александрович Панин-Коломенкин. Николай стал пятикратным чемпионом России (1901, 1902, 1903, 1905, 1907 гг.), призером чемпионата мира в 1903 году, Европы в 1904 и 1908 гг. и конечно же олимпийским чемпионом в 1908 году.

Лидерами Российского фигурного катания в предвоенные годы были: Р. и А. Гандельсмана, П. Чернышев, П. Орлов, р. Новожилова, С. Глейзер, К. Лихарев, Т. Гранаткина, Толмачев, которые в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие фигурного катания в нашей стране, выступив в качестве преподавателей. Именно с этих людей началась история создания непобедимой школы фигурного катания в России. Наверное, всем известны такие фамилии как: Б. Москвин, Н. Москвина, В. Мишин, Т. А. Тарасова — это группа талантливых тренеров, которые продолжили путь непобедимой школы в наше время. И всем известны легенды фигурного катания, такие как: Алексей Уланов и Ирина Роднина, Елена Водорезова, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко.

— Фигурное катание зародилось только в 1850 году, когда конькобежцы экспериментировали с различными прыжками и вращениями на льду.

— Первый чемпионат мира по фигурному катанию среди мужчин был проведен в России в 1896 году.

— Первый чемпионат мира по фигурному катанию среди женщин был проведен в Швейцарии в 1906 году.

— В середине 1800-х годов катание на коньках было сильно популярно среди представителей среднего и высшего классов.

— Несчастные случаи во время катания на коньках являются наиболее распространенными во время хоккейных игр и выступлений в парном катании.

— Елена Водорезова – самая юная советская спортсменка, которая принимала участие в Олимпийских играх, за всю историю советского спорта.

— Евгений Плющенко – делит рекорд по количеству олимпийских наград с фигуристом Йиллисом Графстером. У каждого из фигуристов их по 4-и. Евгений стал первым фигуристом, который смог выполнить на соревнованиях каскад четверной тулуп — тройной тулуп — тройной риттбергер и первым среди мужчин выполнил вращение бильман, каскад тройной аксель-ойлер-тройной флип.

Прошло уже больше 500 лет, как современный человек первый раз встал на коньки! Прежде чем надеть роликовые коньки , люди научились сначала кататься по льду.

Первые приспособления, при помощи которых люди смогли передвигаться по ледовому покрытию, были изготовлены из костей различных животных. Подобные «костяные» коньки были найдены на территории Баварии, Швеции, Советского Союза, Нидерландов, Богемии, Дании, Англии и Норвегии. Коньки являются одним из древнейших изобретений человека, именно они позволили быстро передвигаться по ледяной земле. Для этого коньки из костей необходимо было покрепче прикрепить к ноге.

Не так давно в 1967 году были найдены самые древние коньки из всех известных. Произошло это на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. По данным археологов эти коньки могли принадлежать киммерийцам (кочевому народу, который жил около 3200 лет назад). Получается, что уже в период бронзового века киммерийцы освоили ледовые коньки, которые были изготовлены из костей домашних животных. С одной стороны коньки стачивались, а с другой в них делали небольшие отверстия для крепления на обуви.

Начиная с XIV века люди стали делать деревянные коньки со специальной металлической полосой на скользящей поверхности. Обычно для этих целей использовали бронзу или железо, и уже позднее – сталь. За последние четыре века деревянная основа и полоз конька менялись лишь по своей форме и длине.

Начиная со второй половины XIX века бурно развивается конькобежный спорт, что непосредственно влияет на ход истории развития коньков. Придумывают новые конструкции коньков, особенно в этом преуспели Канада, Россия, Швеция и Америка.

В 50-х годах XIX столетия изготовили цельнометаллические стальные коньки, которые прикреплялись к ноге при помощи ремней. В 1880 году были сконструированы новые трубчатые беговые коньки. Они стали революцией в конькобежном спорте. Задняя и передняя металлические платформы крепились к ботинку при помощи 4-х и 6-ти шурупов соответственно.

В 1887 году А. Паншин изготовил прообраз современных беговых коньков. Это была цельнометаллическая удлиненная модель, с немного загнутым носком и узким лезвием. Новый этап в развитии скоростного бега и в истории коньков произошел благодаря изобретению норвежца Х. Гагена. Он сконструировал беговой конек, который состоял из специальной стальной трубки, в которую вставлялся стальной полоз. Этим изобретением пользуются все мировые скороходы и в наше время. Еще одной сенсацией в конькобежном спорте стали модели, которые изготовили голландские фирмы «Рапс» и «Викинг». В 1996 - 1997 годах некоторые конькобежцы начали сезон именно на этих коньках.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!