Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Какие колокольчики подойдут вашей лошади? Пристяжная лошадь: определение, особенности и интересные факты

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.

Литературные источники свидетельствуют о том, что русская тройка, в качестве конной упряжки, появилась примерно в XVIII -м веке. Ранее в России в упряжку ставили либо одну лошадь, либо несколько, запрягая их гуськом.

В начале XVIII -го века сначала появилась парная упряжка («на отлет»), а затем и троечная запряжка в ряд. Поначалу такая тройка была довольно редким явлением, но со временем приобрела широкую популярность, на ней, в частности, стали возить нарочную почту. Уже во второй половине XVII -го века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость и скорость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам.

В последней трети XVIII -го века – начале XIX -го на тройке стали перевозить не только почту и грузы, но и пассажиров. Она получила официальный статус почтового, курьерского и пассажирского перевозчика. Запрягалась тройка в телегу, кибитку, тарантас и сани, изредка в возок, но никогда не использовалась для запряжки в карету. В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела такую широкую популярность, что превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы бессмертные строки из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя о «птице-тройке». С ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Иностранцы восхищались ездой на тройке, признавая, что нет более лихой и быстрой езды. С появлением в XVIII -м веке железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах и массовых мероприятиях. Начиная с двадцатого века русская тройка используется только в качестве экзотических видов развлечения для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

Такова краткая история русской тройки. Рассказывая об ее устройстве, надо сказать, что они были очень индивидуальными. Ничего похожего в других странах никогда не было.

В основе троечной упряжки была обычная русская парная упряжка («на отлет»). Она состояла из коренной лошади, которая несла на себе основную нагрузку, и пристяжной, которая припрягалась обычно слева от коренника. Для получения тройки, к двойной упряжке припрягали еще одну пристяжную лошадь, обычно справа от коренной. Использовали для этого такую же упряжь, как и в парной упряжке. В результате получали очень рационально устроенную, выверенную до мелочей долгими годами использования, конскую упряжку, ставшую для многих олицетворением России. Отличительной особенностью тройки являлось то, что в качестве коренной лошади использовался обычно рослый рысак. В качестве пристяжных лошадей использовались обычно более легкие породы. Лошади бежали разным аллюром: коренник мощной размашистой рысью, а пристяжные размеренным галопом, причем правая лошадь – галопом с левой ноги, когда левая передняя нога выносится дальше вперед, а левая лошадь – галопом с правой ноги, когда правая передняя нога выносится дальше вперед. Лошади выбирают вид галопа на уровне инстинкта. Этим они обычно уравновешивают грациозно повернутую в обратную сторону голову. Такое сочетание ездовой рыси и галопа смотрится очень красиво и гармонично. Со временем, троечную упряжку, начали всячески обильно украшать. Хомут красочно расписывали. Для этого использовалась резьба по дереву, декоративная роспись красками, отделка узорчатой тисненой кожей и, особенно часто, металлический набор на кожаной подкладке. Металлические детали были литыми, имели различную форму, широко использовались в упряжках, прекрасно сочетаясь с кожей уздечек, шлей, седелок, шорок. Детали выливались из меди с никелем или цинком, использовалась так же посеребренная медь, или чистое серебро. Для украшения, упряжь снабжалась также большим количеством кистей. Их располагали обычно на уздах и шлеях, по бокам и впереди лошадей. Очень богато украшали обычно дугу коренной лошади. Использовали для этого художественную роспись либо деревянную резьбу. Вырезали узоры, состоящие из геометрических фигур – кругов, ромбов, треугольников. Для росписи предпочитали пользоваться золотой краской. Она должна была гореть на солнце и выделяться на любом фоне. Со временем на позолоту стало модно наносить тонкий графический узор при помощи черной или красноватой краски. Он представлял из себя хитросплетения растительного орнамента: листьев, цветов, стеблей, плодов.

Во второй половине девятнадцатого столетия на смену золоченым дугам пришли живописные. Это были настоящие произведения искусства. На них изображались крупные гроздья винограда красного и синего цветов, а также зелень трав. Контрастное сочетание цветов создавало сочную палитру, которая оживлялась белыми равномерными мазками-бликами. Такая дуга была видна издалека и очень украшала упряжку.

К сожалению, к концу XIX -го века роспись начала видоизменяться в худшую сторону. Дуги стали тоньше, соответственно места для росписи меньше, рисунок измельчал. В роспись наряду с гроздьями винограда и травами начали вносить изображения цветочных букетов, имеющих пеструю золотую, серебряную окраску, что делало роспись яркой и безвкусной. В конце концов и эта роспись сошла на «нет». Дуги стали окрашивать в однотонные цвета, иногда для украшения во время праздников, их перевивали цветными лентами. По мере развития и распространения почтовых и курьерских ездовых троек, возникла необходимость в специальных сигнальных устройствах. Связано это было с двумя основными причинами. Во-первых: основной задачей таких упряжек была быстрая доставка корреспонденции, поэтому скорость у них, по тем временам, была приличная, а правил дорожного движения не существовало. Во избежание столкновений быстро мчащейся повозки с людьми и экипажами, она должна была издавать достаточно громкий сигнал, чтобы освободить для себя дорогу. Во-вторых: все по той же причине скорости доставки, времени на долгое пребывание тройки на почтовых станциях не было. Поэтому громкий, далеко слышный сигнал, должен был предупреждать персонал станции о приближающемся экипаже, с целью заблаговременной подготовки смены уставшим лошадям. Поначалу, в качестве сигнального средства, ямщики использовали свист и молодецкий покрик, извещая прохожих о своем приближении. Во времена Петра первого начались попытки ввести в России, распространенный в странах Западной Европы, в качестве звукового сигнального средства, почтовый рожок. Попытки эти закончились неудачей, несмотря на репрессивные меры в виде штрафов и телесных наказаний. Нововведение не прижилось, почтовый рожок лишь остался эмблемой российской почты. Ближе к концу восемнадцатого века, в качестве сигнального средства, был предложен бронзовый колокольчик, маленькая копия, так распространенного на Руси, церковного колокола. Он размещался под дугой, прямо над головой коренной лошади тройки. Его прочно привязывали к центру дуги мягким кожаным ремнем. Во время движения язычок колокольчика, раскачиваясь из стороны в сторону и ударяя по стенкам, издавал звонкий мелодичный звук, слышимый издалека. Такой колокольчик, расположенный под дугой, получил название поддужного, а так же ямского или почтового.

Поддужный колокольчик был предназначен для двух целей. Основной его функцией была, конечно же, сигнальная. Звонок колокольчика был слышен за две версты, что было очень удобно для предупреждения о приближении тройки. Вторая функция была чисто эстетическая. Курьерам, почтовым служащим и пассажирам приходилось очень много времени проводить в пути. Путешествие по огромным пространствам России было скучным и однообразным, занимало, иногда, много дней. Приятный же, мелодичный звонок колокольчика помогал путникам расслабиться. Ритмичный, нежный звук радовал слух, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния.

Поддужный колокольчик – это чисто русское название, оно, также как и дуга, и тройка, принадлежит русской истории и нигде за пределами России больше не встречается. Именно поэтому, тройка и звон ее колокольчиков являются для иностранцев олицетворением удали русской души. В XIX -м веке стало очень популярно ездить на тройке с колокольчиками. Тройки стали заводить себе частные владельцы, в основном богатые люди. Производство колокольчиков стало возрастать. Отливали их в основном в кустарных литейных мастерских, расположенных во многих городах и селениях России. Мощность их была небольшая, но так как они были многочисленны, то удовлетворяли возросший спрос. Наиболее распространенным это производство стало в городе Валдай Новгородской губернии, который располагался на главном почтовом пути России Москва-Петербург, что было для него очень выгодно. Произведенные здесь колокольчики называли валдайскими колокольчиками, поэтому все поддужные колокольчики часто называют именно так. Примерно с начала XIX -го века мастера начали отмечать на колокольчиках год изготовления. Многие ставили, как бы, свое личное клеймо. На нем пропечатывалось имя мастера и место изготовления. Кроме этого часто мастера украшали свое произведение различного вида орнаментами, а так же изображениями одноглавого и двуглавого орла, святого Георгия Победоносца. Многие отливали на колокольчиках интересные крылатые фразы: «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит – потешает, ездить поспешает», «Кого люблю, того дарю», «Дар Валдая» и другие. Использование колокольчиков всеми, кому захочется, при езде на тройке, имело и некоторые негативные последствия. Это вносило неразбериху в работу почтовых станций. Служащие на станции часто не реагировали на звон колокольчика, думая, что едет частный владелец, а не почта, и бывали не готовы к ее приему, это приводило к задержкам почтовых и курьерских экипажей. В ответ на постоянные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном, правительство неоднократно в XIX -м веке издавало указ с запретом на использование колокольчиков частными лицами. Разрешение выдавалось только для почтовых служащих и земской полиции и только исключительно во время работы и исполнения ими служебных обязанностей. В середине XIX -го века любители звонкой езды нашли новый способ обходить законы. Для звона начали использовать бронзовые бубенчики. Их в больших количествах, в виде гирлянд, укрепляли на кожаных ошейниках. Ошейники надевали на шею лошади, причем уже не одной, а всех трех. Бубенчики издавали не такой сильный звук, как колокольчики, так как представляли из себя глухой полый шар с дробинкой внутри, в отличие от колокольчика, который был открыт, и имел язык большего размера по сравнению с дробинкой. Для создания приятного гармоничного звука, бубенцы использовались в неограниченном количестве, при этом они специально подбирались по размерам, по тону звука, что приводило к созданию очень созвучного ряда, который при езде производил «согласный» звон.

Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске

В конце XIX -го века, с падением почтовой и курьерской роли тройки, правительство перестало издавать запрет на использование колокольчиков частными лицами. Именно тогда колокольчики стали применять в комбинации с бубенцами. От одного до трех колокольчиков размещали вместе с двадцатью-тридцатью бубенчиками, что создавало совершенно неповторимый по звучанию ансамбль, который получил название «ямская гармонь».

Несмотря на то, что научно технический прогресс вытеснил русскую тройку из нашего повседневного обихода, благодаря фольклору, русской литературе и живописи, в которой широко отразилась эта легендарная упряжка, она останется в памяти народа навечно. Денис Ефимов


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

Основная цель использования колокольчиков - защитить пятку лошади и помочь предотвратить случайное снятие подковы, если лошадь наступит задней ногой на подкову передней ноги. Некоторые лошади носят колокольчики только во время верховой работы, а некоторых выпускают в них и на прогулки.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих конников сохранилось некоторое предубеждение против этого предмета амуниции. Польза пользой, но как же трудно их снимать и надевать...было когда-то, когда конный рынок не был так богат, как сегодня. Помните такие?

Казалось, что их использование делало седловку и расседлывание невыносимо затянувшимися. Недавно в сети я нашла совет - как следует прогревать такие колокольчики в горячей воде. Думаю, это может сработать!

Но, к счастью, сегодня можно легко избавить себя и от процедуры "замачивания" - на рынке представлено множество колокольчиков из самых разных материалов, с различным уровнем комфортности, и, конечно же, легкие в использовании. Даже эти резиновые "динозавры" преобразились - приобрели липучки:

А как вам такие?

Однако, несмотря на то, что липучки значительно облегчают нам жизнь, есть у них и "обратная сторона" - лошади часто самостоятельно снимают колокольчики с ними, размахивая ногами. Цельные колокольчики без застежек труднее снимать и надевать, но на лошади они держатся лучше. Правда к таким колокольчикам: последнее предложение применить сложно....

Сегодня, подбирая колокольчики, можно позволить себе задуматься об их дизайне (выбрать подходящие материалы и цвета), но прежде всего стоит подумать о лошадином комфорте.

Как долго колокольчики будут оставаться на лошади? Венчик очень чувствителен, и длительное трение этой области колокольчиком может вызвать появление язвочек. Как насчет колокольчиков с меховой опушкой?


Мех на колокольчике предотвращает травмирование венчика, но собирает опилки, колючки и прочий мелкий конюшенный мусор. Поэтому, если заботиться о чистке колокольчика хочется пореже, можно выбрать и такой вариант, с мягкой подложкой:

Б удьте внимательны, если лошадь долго носила колокольчики, проверяйте ее ноги на предмет наличия царапин!

Еще один вопрос, которым стоит озаботиться, подбирая колокольчики - уход за ними.

Проще всего дело обстоит с резиновыми - промыть и высушить. У некоторых видов колокольчиков ткань покрытия по сути представляет собой петельную часть липучки, и постоянно собирает на себя любой мелкий мусор.

Удобны в уходе колокольчики из искусственной кожи:


Нельзя не упомянуть и о "лечебных" колокольчиках:

Терапевтические колокольчики Magnetik Hoof Boot.

Колокольчики для влажных компрессов. Три слоя пористого материала превосходно вписывают и удерживают влагу, увлажняя копыто. Ежедневное применение в течение 20-30 мин предотвращает пересыхание копытного рога и его ломкость.

Валерия Смирнова, Мария Митрофанова.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века. Как писали газеты того времени, тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Конная почта Российской империи нуждалась в легкой и быстрой упряжке для преодоления больших отрезков пути между конно-почтовыми станциями с приемлемой скоростью. Двуконная упряжка европейского типа оказалась малопригодной для дальних странствий по российской целине. Три лошади тянули почтовый фургон или дворянский возок гораздо резвее. Тройка оказалась универсальной: летом повозку ставили на колеса, зимой - на полозья. В тех территориях России, где снег лежит более полугода, санные тройки были особенно популярны. Как и любая другая великая традиция, дошедшая до нашего времени практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись в след за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными.

Среднюю в тройке, как ее еще называют, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. При быстрой езде правильным аллюром коренник бежит прибавленной размашистой рысью, тогда как пристяжки скачут галопом. Иногда, снежной зимой, при движении по заметенным снегом дорогам тройку иногда запрягали цугом - след в след.

Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе - "лебединые" шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Нигде в мире, кроме России, не было такой замечательной упряжки. Стремительный транспортный снаряд и "музыкальный инструмент" одновременно. Известно, что в старину тройку называли ямской гармонью. И каждый ямщик играл на ней по-своему. Каждый ремешок, каждый элемент троечной сбруи украшался наборами разных бубенцов, бряцал и колокольцев. Звон и бряцание предупреждали пешеходов о стремительно приближающейся тройке. Но даже такая утилитарная вещь, как предупредительный сигнал, давал пищу для русской фантазии. От их набора зависела музыкальность тройки. Под расписной дугой может быть от одного до трех т.н. "валдайских" колокольцев, звонкий голос которых можно слышать за несколько километров. Водружали их и на седелке коренника. Причем седелочные колокольцы могли быть одно-, двух- и трехзвонковые. Оснащалась сбруя и бубенцами (шарообразными колокольцами с дробиной внутри). Их помещали на наборных арканах, ошейниках, ожерельях или подгарках. Каждая тройка имела свое, присущее только ей звучание.

Богат был троечный декор. Экипаж т.н. "графского" образца - рессорный тарантас с кожаным верхом или легковые сани с медвежьим пологом. Кожаная сбруя расшивалась посеребренными цепями и художественными розетками, звездами, кожаными кисточками или щетками. Вместе с дугой и оглоблями главной функциональной деталью троечной упряжи является хомут. Этот предмет совершенствовался на протяжении столетий. Деревянные части хомута обычно делаются из ивы или вяза, обшиваются мягкой кожей и войлоком и представляют собой две половины разомкнутого овала. Верхняя часть хомута, наподобие клещей, соединена прочно и гибко ремнями, а нижние концы свободны и стягиваются на шее лошади только после того, как хомут, дуга и оглобли будут связаны ременными гужами. Благодаря пружинящему эффекту дуги и гужевого соединения существенно уменьшается травматическое трение хомутом шеи и плеч лошади, особенно во время движения по ухабистым дорогам.

Лошадей для тройки чаще всего подбирают по мастям, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в тройке серые в яблоках орловские рысаки. Это крупные, нарядные по окрасу и резвые лошади - ярко выраженный упряжной тип. У орловских рысаков хорошо развитая грудная клетка, длинный корпус, не всегда достаточно сухие конечности, часто крупные копыта. Грива и хвост густые, длинные. Среди орловцев только половина имеет серую масть, много вороных и гнедых, а вот рыжие встречаются крайне редко. Последние десятилетия до кризиса и развала Росплемконзавода орловская рысистая порода заметно прогрессировалал в резвости.

Заезд лошадей в тройку начинается в возрасте 3-4 года для коренника и 2,5-3 года для пристяжек. Знакомство и заезд лошадей осуществляется сначала верхом - трое всадников ездят рядом и одновременно совершают маневры. Затем, постепенно, всех трех приучают к упряжи и экипажу. Совершенствование ездовых качеств и маневренности современной спортивной тройки может продолжаться до десяти лет. Коренник должен быть более крупным по сложению и на 5-10 см выше в холке, чем пристяжные лошади, и иметь правильное строение тела и уравновешенный характер. Пристяжки должны признавать в кореннике лидера. Троечные скачки всегда были чрезвычайно популярны в России, особенно зимой. Исторические хроники сохранили описание подобных скачек на льду Москвы-реки в 1880 году: "Ледяная дорожка была окружена деревянным забором, а рядом были построен громадный помост для зевак. Помост, набережная, и два моста, под которыми проносились тройки были забиты толпами любителей конского бега. Оглушительный вопль сотен тысяч ртов раздавался, когда побеждающая тройка пересекала финишную черту".

В 1956 соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме. Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля "Русская Зима" в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники. Позже, во время скачек на резвость к ним были добавлены по два водителя-пассажира, которые управляли пристяжками. Экстерьер лошадей и внешний вид экипажа, совершенство дрессировки, слаженность действий тройки и кучера при преодолении специальных фигур езды, резвость в скачке оцениваются по 10-бальной системе. Лошади оценениваются по подбору мастей, сложению, хотя различие пород позволяется.

Троечная езда особенно была развита в Тамбовской области с 1955 по 1967 год. В это время на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, которые регулярно выезжали на соревнования в столицу. Прославился тамбовский ипподром русскими тройками, принимавшими участие в соревнованиях на Центральном Московском ипподроме, в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх. В 50-е годы на одном из таких столичных супер-торжеств произошла удивительная история, достойная пера романиста. На ВДНХ в павильоне "Коневодство" экспонировалась роскошная тройка рысаков-орловцев из Тамбова. Сладили ее мастера-троечники Тамбовского областного ипподрома Николай Александрович Исаев (представитель одной из старейших в России династий наездников) и Иван Васильевич Устинов. На этой тройке белоснежных русских рысаков катали по Москве Н.С. Хрущева с его заокеанским гостем-миллиардером Сайрусом Итоном. Красавица-тройка восхитила американского гостя и в итоге была ему подарена. В 1966 году серая тройка рысаков-орловцев из Тамбова под управлением Ф.М. Сукорцева завоевала золотую медаль победителей всесоюзных соревнований на ВДНХ в Москве. А на следующий год на торжественном марш-параде по случаю 50 летия советской власти по приглашению министерства обороны Тамбовскую область снова представляла четверка серых рысаков, запряженная в пулеметную тачанку.

После долгого перерыва в 1998 г. тройка рысаков из Тамбовской области (Хрусталь, Осирис, Основной) приняла участие в возрожденном на Центральном Московском ипподроме старинном виде состязаний упряжных лошадей - беге троек. Автором, сладившим тройку, стал известнейший тренер Фирс Михайлович Сукорцев, старший мастер-наездник конефермы Волковского спиртзавода. Кроме тамбовской в показательных выступлениях приняли участие тройки Центрального Московского ипподрома, 1-го Московского конезавода, а также экипажи из Костромы, Орла и Ярославля. Раньше, в 60-е годы соревнования троек включали в себя испытания на правильность хода (рысь с правильного хода, галоп, точность остановки и т.д.), согласованность экипажа и лошадей, фигурная езда и заезд троек на резвость с водителями-пассажирами (управляли пристяжными лошадьми). По сумме баллов экспертная комиссия определяла победителя. В этот раз устроители бегов ограничились катанием пассажиров, фигурным вождением и заездом на резвость. Как и ожидалось, в фигурной езде более подготовленные москвичи заставили тамбовчан "собирать подковы". В этом виде испытаний успех во многом зависит от мастерства кучера-наездника, который в отличии от заезда на резвость, где ему помогают два водителя-пассажира, выступает соло. Мелкие домашние недоработки дали о себе знать. Однако общее впечатление от экстерьера серой тройки из Тамбова оказалось более, чем благоприятным.

Остается только позавидовать настойчивости и бескорыстию руководства Волковского спиртзавода, которое делает все возможное для возрождения традиций коневодства, которыми некогда была богата Тамбовская земля. Традиции эти стоят теперь дорого: фаэтон с кожаным верхом, соответствующий дореволюционному графскому образцу стоит 40000 рублей, наборная сбруя - 11000, чистопородный рысак - от 7000 рублей. Тамбовчане отдают дань уважения и признательности людям, не жалеющим сил и средств в споре за честь родного края. Мало, ох как мало только видеть тройку. Необходимо видеть, слышать и, самое главное, ощущать, сидя в коляске, ее ни с чем не сравнимый полет в чудном перезвоне певкой бронзы, грохоте копыт и свисте ветра. Только самое чуткое ухо может уловить в этом мощном оркестре шепот трав и шелест листвы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!