Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методики футбольных тренировок

Методика. ПОДХОД К ТРЕНИРОВКАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 10 ЛЕТ

Многие тренеры стали популярнее своих игроков из-за своего эмоционального и агрессивного поведения во время игры. Само собой разумеется – это не тот тип тренеров, к которым мы стремимся. Но вы знаете, и я знаю, к сожалению, такие типы встречаются.
Провоцируется ли игрок и его поведение прямо или косвенно поведением тренера? Скорее всего - да. Представьте на минуту впечатление, тренер производит на группу детей, пришедшим заниматься спортом, которым они никогда до этого не занимались, и тренер обрушивает на них массой «можно» и «нельзя» в зависимости от их поведения. На тренировках нужен дух порядка, поэтому установка приемлемого тона с самого начала – неплохая идея. Тем не менее, тренер лучше узнает игроков и достигнет лучшего результата вполне приемлемым образом. Дети любят футбол за то, что он дает им возможность бить по мячу. Используя это как основную предпосылку, нужно использовать мяч, как неотъемлемую часть общения. Обязательно! За коротким объяснением следует возможность прикоснуться к мячу и поиграть, это дает удовлетворительный результат. Дети получают удовольствие, а тренер достигаете требуемого.
Выяснив кое-какие возрастные особенности детей, давайте рассмотрим несколько специфических особенностей:
1. Дети действительно хотят получать удовольствие от игры.
2. Удовольствие от игры они получают, прикасаясь к мячу.
3. Организуйте тренировки, которые при минимуме объяснений, дают максимум возможностей прикоснуться к мячу.
4. Короткие по времени тренировки намного полезнее, чем долгие, растянутые.
5. Игры маленькими командами (группами) лучшее средство время провождения.
6. Играйте маленькими группами с нечетным количеством игроков: трое против двоих, четверо против троих т.д.
7. Делайте все как можно проще. Не вдавайтесь в тактику. Дети, еще не настолько созрели умственно, чтобы представить себе ситуацию и осуществить ее.
8. Подчеркивайте положительное. Обязательно приостановите тренировку, чтобы объяснить трудные моменты. Без колебаний останавливайте тренировку, чтобы похвалить особенно исполнение ситуации в игре.
9. Старайтесь поучаствовать в тренировках сами.
10. Создавайте ситуации, в которых дети должны во чтобы то ни стало думать. Создавайте ситуацию, отойдите в сторонку и наблюдайте. Пусть выберут, что им делать.
В игре главное – думать, и не пинать бездумно мяч, а отпасовать его куда нужнее. Однако одно дело – тренировка и совсем другое дело – игра: здесь тоже главное – думать. Футбол – это игра личностей, и тренировка должна дать личности как можно больше возможностей как играть, так и думать.

ТЕХНИКА
В общем развитии футболиста, делается ударение на приобретение навыков или техники игры. Речь идет о том, как развивать эти специфические навыки в игровой развлекательной манере.
Дети в возрасте от 6 до 10 лет не могут рассматриваться как мини – профессионалы. Учеба должна захватить и увлечь детей. Надо обратить большое внимание на их физиологические особенности и на то, что период устойчивого внимания у них очень короткий. Активные упражнения должны быть короткими, разнообразными, со множеством небольших передышек. На ранней ступени развития мы должны заняться улучшением основных двигательных навыков (например, бег, прыжки, повороты, перекаты и т.д.). Все эти движения являются основными элементами футбола. Задача – использовать все свое воображение для создания серии забавных и увлекательных упражнений, связанных с футболом.
Чтобы удержать стойкий интерес воспитанников к игре, чтобы они приходили вам снова и снова, нужно использовать игровую обстановку во время тренировки. Игровые ситуации относятся к тем видам детской активности, в которые они включаются сами, по собственному желанию, это не обязательно должна быть игра в футбол. Подумайте об играх, которые вам нравились в детстве. Подумайте о двигательной активности, которая делала вас счастливыми.
Тренер, который не забыл, что значит чувствовать себя ребенком, сделает для ребенка больше всего. Чтобы добиться успеха мы должны разбудить ребенка в себе. Эта часть души должна преобладать в нас во время тренировки и игры.
Следующие игры и упражнения как раз включают в себя веселые моменты, двигательную активность, направлены на координацию движений, развитие силы и решимости действовать, а значит, на выработку умений играть в футбол.

ДРИБЛИНГ (ВЕДЕНИЕ МЯЧА)
Упражнение 1
ВЕДЕНИЕ МЯЧА С УСКОРЕНИЕМ. Медленное ведение мяча 15 метров. Спринт – 15 метров с ведением мяча.
Упражнение 2
ВЕДЕНИЕ МЯЧА С ОСТАНОВКОЙ. Игроки ведут мяч, как и куда хочется в свободном пространстве. На команду тренера: «Старт!» игроки начинают ведение мяча. На команду «Стоп!» должны остановиться вместе с мячом.
Упражнение 3
КТО ЛИШНИЙ? (обмен мячами). Игроки ведут мяч в ограниченном стойками пространстве, пока тренер не скомандует: «Меняемся!». В этот момент надо остановить свой мяч и постараться завладеть мячом напарника. Чтобы это упражнение было более интересным, после каждой команды выбрасывайте по мячу. Таким образом, дети вынуждены все время быть на чеку и двигаться быстрее.
Упражнение 4
ИГРА В НОМЕРА, Игроки водятся на ограниченной стойками площадке, пока тренер не выкрикивает цифру (например, 2,3,4, и т.д.). При этой команде игроки бросают свой мяч и образуют группу из такого же количества людей, какая цифра названа.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕДАЧУ МЯЧА
Упражнение 1
БЫСТРАЯ ПЕРЕДАЧА. Попросите игроков делать как можно больше передач во время движения с мячом по ограниченной площадке. Установите лимит времени и повторите. Выполняйте в парах.
Упражнение 2
ФУТБОЛЬНЫЙ ГОЛЬФ. Проложите курс стойками (кеглями) и попросите игроков подсчитать количество передач, которое потребуется, чтобы пройти весь маршрут, поразив каждую мишень (кегли, стойки) последовательно.
Упражнение 3
ДВОЕ ПРОТИВ ОДНОГО. Два игрока передают друг другу мяч, перемещаясь вокруг третьего любым понравившимся способом, третий им мешает. Меняйте центрального игрока.
Упражнение 4
ТРЕНИРОВКА У СТЕНЫ. Разверните детей вдоль стены. Пусть подают мяч на стену и принимают отскочивший мяч.
КАК ЗАБИТЬ ГОЛ
Упражнение 1
ИГРОК-НАПАДАЮЩИЙ. Игроки поочередно играют роль нападающего и вратаря. Голы забиваются с расстояния 10 метров.
Упражнение 2
ГОЛ В ВОРОТА. Сделайте несколько маленьких ворот. С обеих сторон ворот поставьте по два нападающих на расстоянии 5 м от ворот, а в ворота поставьте вратаря. В течение минуты нужно забить как можно больше голов. Меняйте вратарей, считайте голы.
Упражнение 3
ДВОЕ С КАЖДОЙ СТОРОНЫ. Ворота ставятся посреди поля. Спиной друг к другу с обеих сторон ворот стоят два вратаря. Перед ними по два нападающих. Пробивайте туда и обратно. Второй нападающий позволяет разнообразить удары, которые должен взять вратарь. Добивайтесь, чтобы вратарь брал любой тип удара.
Упражнение 4
МИНИ-ФУТБОЛ. На маленьком поле, примерно 20 на 15, играют трое на трое. Скученность ведет к голевой ситуации. Проводится серия коротких игр. За каждыми воротами держите запас мячей, чтобы не задерживать игру.
ПРИЕМ МЯЧА
Упражнение 1
Начните с того, что подавайте руками мяч на различные тренируемые части тела. Следует делать это в движении. Как только дети научаться принимать мяч, можно начинать усложнять упражнения (время, скорость, соперники, пространство). Следующие упражнения помогут развивать жесткое касание, необходимое для контроля мяча.
Упражнение 2
СОЛО ДЛЯ ОДНОГО. Попросите детей подбросить мяч вверх и принять его той частью тела, которую вы назовете.
Упражнение 3
В ПАРАХ. Работая в парах, мяч подают рукой к ноге, бедру, груди друг друга, меняясь.
Упражнение 4
ВТРОЕМ. Поставьте одного игрока в центре между двумя другими. Первый игрок подает мяч на один из участков тела второго (бедро, грудь, ступня), который принимает мяч и предает его третьему этой частью тела. Повторяйте туда и обратно.
УДАРЫ ГОЛОВОЙ
Упражнение 1
В ПАРАХ. Один из игроков держит мяч на вытянутой руке на уровне головы своего партнера. Попросите того, кто будет бить головой, прогнуться назад, резко наклониться вперед и толкнуть мяч лбом. Поменяйтесь ролями.
Упражнение 2
ПЯТЕРКИ. Группа из пяти человек по очереди подает мяч, принимает его головой, отбивает его и ловит, двигаясь по кругу. Надо стараться не уронить мяч.
Упражнение 3
ПОДАЙ ПАРТНЕРУ. Один игрок подает мяч партнеру руками на голову, а тот пробивает его в маленькие ворота с вратарем. Вратарь ловит мяч и отдает его подающему. Держите ритм игры и ведите счет попаданиям.
Упражнение 4
ДВИЖУЩИЕСЯ ГОЛОВЫ. Половина игроков стоит в кругу, у каждого игрока мяч. Они будут стоять и подавать мячи. Другая половина, то вбегая в круг, то выбегая из него, отбивает мяч головой подающему.
ВРАТАРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Упражнение 1
ВРАТАРСКАЯ СТОЙКА. Начинать следует с обучения вратарской стойке – положению, которое юный вратарь должен принять в момент отражения удара, как во время игры, так и во время тренировки. Под правильной стойкой подразумевается передвижение за мячом, т.е. опора на переднюю часть ступни, Удобно прогнуться в коленях и в поясе, держа руки поднятыми и наготове.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК. Дальше надо показать положение рук для принятия как низких, так и высоких мячей. В обоих случаях руки должны образовывать гибкое сочетание, которое охватывает обратную (ближайшую к воротам) сторону мяча.
Упражнение 2
НИЗКИЕ МЯЧИ. Положение рук для приема низких мячей напоминает букву «М» - кончики пальцев опущены вниз, а ладони смотрят вперед.
ВЫСОКИЕ МЯЧИ. Для приема высоких мячей, руки находятся в положении перевернутой буквы «М», кончики пальцев указывают вверх, ладони раскрыты вперед.
ОТБИВАЕМ МЯЧИ. Перед тем, как начать отрабатывать способы отбивания мяча, следует подчеркнуть еще и еще раз важность пребывания вратаря в постоянной готовности двигаться в направлении удара. У хорошего вратаря трудная защита выглядит как обычное дело: он предвосхищает любое движение мяча.
Суммируя все вышеизложенное, независимо от силы удара, вратарю следует делать следующее:
- свободно двигаться;
- создавать двойную преграду между мячом и воротами;
- амортизировать силу удара;
- держать мяч у самого безопасного места – груди.

Основные положения начальной подготовки

Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.

Футбол — это игра со своими законами и правилами. Кроме того, здесь действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях.

Обучение техническим приемам в футбольной школе сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно научиться писать буквы, затем эти буквы сложить в слова, потом из слов формировать предложения. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Так же и в футболе: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка — это не уменьшенная копия мужчины или женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов.

На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода.

Учет индивидуальных особенностей

При одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям по 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.) один из них соответствует 8-летнему возрасту, а другой — 12-летнему. Есть и спортивный возраст, который определяется эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы нужно учитывать при планировании тренировочных нагрузок.

Величина, объем и интенсивность нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться в первую очередь.

Мотивация на начальном этапе обучения

Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.

Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств — ловкости, быстроты, координации — и обучают технике игры.

Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).

Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие — стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) — менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.

В ходе начального обучения технике владения мячом необходимо правильно расставлять приоритеты. В период с 6 до 9 лет мальчики и девочки должны изучать технику следующих игровых приемов:

1. Ведение мяча:

– внутренней и внешней сторонами подъема;

– с разной скоростью и сменой направления;

– с обводкой стоек;

– с применением обманных движений;

– после остановок разными способами.

2. Жонглирование мячом:

– одной ногой (стопой);

– двумя ногами (стопами);

– двумя ногами (бедрами);

– с чередованием «стопа-бедро» одной ногой;

– с чередованием «стопа-бедро» двумя ногами.

3. Остановки мяча:

– подошвой и разными частями стопы.

4. Передачи мяча:

– короткие и средние;

– выполняемые разными частями стопы.

5. Обводка соперника (без борьбы или в борьбе)

6. Отбор мяча у соперника

7. Вбрасывание мяча из аута

Обучать всем этим приемам в равном объеме при 2-3-разовых занятиях в неделю невозможно. Поэтому в первый год нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: ведение, удары, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения разностороннего физического развития детей. Предлагаемая программа составлена с учетом всего выше сказанного, в ее основе лежит принцип многократного повторения одного и того же технического приема в различных игровых и стандартных упражнениях.

Основы подготовки

Обучение будет наиболее эффективным, если дети будут выполнять упражнения с мячом и без мяча не только в футбольной школе, но также дома и на улице, во дворе.

Дома: объясните детям, что утром надо выполнять элементарную зарядку, в которую должны входить упражнения на равновесие (стойка на одной ноге), гибкость, а также упражнения с маленьким мячом (например, для большого тенниса). Любые упражнения с мячом можно выполнять в квартире или рядом с домом на улице: жонглирование разными частями тела, ведение мяча и т. п.

На улице: играть в футбол с друзьями. Обязательно, чтобы это происходило в безопасном месте. Желательно играть на площадке небольших размеров. В этом случае контакты с мячом будут частыми и, следовательно, игрок будет совершать много ведений и обводок.

В футбольной школе: два-три занятия и один игровой день в течение недели.

При планировании нагрузок для детей этого возраста нужно понимать, что направленность в них будет смешанная. Поэтому тренер должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с упражнениями, обучающими основным элементам футбола.

Тренировочные занятия для детей 6-7 лет (1-й год обучения)

Дети, впервые придя на тренировку, очень хотят играть в футбол, но, как правило, еще не умеют обращаться с мячом. Поэтому основными для них на начальном этапе будут, во-первых, упражнения по элементарному владению мячом, сама игра и различные игровые упражнения. Во-вторых, подвижные игры, упражнения для развития ловкости, равновесия, координации движений, ходьба и бег, прыжки.

В каждом тренировочном занятии необходимо:

Сделать краткое введение в тренировку, которое должно помочь детям настроиться на занятие;

Дать каждому ребенку по мячу. Размеры и масса мяча должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей (футбольный мяч №3, волейбольный мяч, теннисный мяч и т. д.);

Четко показывать и объяснять каждое упражнение;

Как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий;

Сделать краткое заключение, чтобы дети завершили тренировку с положительными эмоциями.

Занятие №1

Инвентарь: мячи, жилетки, конусы.

2. Обучение элементарному владению мячом, то есть двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола.

Разминка

Продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча.

1. Перебежать с одной стороны площадки на другую (10-15 метров) различными способами: приставным шагом левым боком, затем правым боком, спиной вперед; по два повторения.

2. У каждого занимающегося в руках мяч, тренер дает задание по передвижению:

– бег «лисички» на носочках, медленный, «черепаший» бег чередуется с быстрым; по три-четыре повторения;

– подбросить мяч руками вверх и поймать его — 10 раз;

– ноги поставить как можно шире, проводить мяч левой рукой вокруг левой ноги и правой рукой вокруг правой ноги (восьмеркой) — по пять раз вокруг каждой;

– двигаться по площадке с мячом в руках, доставая его бедром — по 10 раз левой и правой ногой.

Основная часть

У каждого игрока по мячу. Контроль мяча подошвой правой и левой ноги:

– перекатывать мяч подошвой, стоя на месте и выполняя круговые движения правой, а затем левой ногой;

– перекатывать мяч подошвой — стоя на месте, катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой. По 20 раз на каждую ногу;

– перешагивать через лежащий на поле мяч по 20 раз, сначала левой ногой, затем правой.

Может оказаться, что непрерывное, в течение 10 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению интереса у занимающихся. Поэтому в этой части тренировки можно дать детям поиграть в футбол 2х2 или 3х3 на небольшой площадке в малые ворота. Продолжительность игры — 2 тайма по 8 минут. В перерыве между таймами тренер объясняет детям, что у них получается хорошо и что — плохо.

Мотивация восстановится, и в течение следующих 10 минут разучивание технических приемов можно продолжить. Также в целях восстановления интереса можно использовать подвижную игру (см. ниже).

В конце основной части тренировки выполняются удары в малые ворота с расстояния 5 метров.

Заключительная часть

В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Например, сказать, что они сегодня хорошо выполняли задания и играли в футбол, но можно играть еще лучше, и о том, как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.

Занятие №2

Количество занимающихся: не более 16 человек.

Инвентарь: футбольные и теннисные мячи, жилетки, конусы.

1. Обучение технике передвижения.

2. Обучение элементарному владению мячом.

3. Обучение технике футбола в игровых упражнениях.

Разминка

1. Подвижная игра «Ловкие ребята» (см. ниже). Она повысит настроение детей и их игровую активность.

2. На отрезке 20 метров ставятся три конуса (на расстоянии 5 метров друг от друга). Задача — обежать конусы заданным способом: приставным шагом левым боком, правым боком и спиной вперед. По 2-3 повторения.

3. Упражнения с теннисным мячом: подбросить мяч правой рукой, поймать левой, затем подбросить левой и поймать правой — и так по 20 раз.

Основная часть

У каждого игрока по футбольному мячу

– стоя на месте, перекатывать мяч подошвой правой ноги влево-вправо с остановкой его поочередно внешней и внутренней стороной правой стопы; 20 раз;

– то же — левой ногой;

– стоя на месте и положив мяч на землю между ног, перекатить его влево внутренней стороной стопы левой ноги и остановить подошвой правой стопы, затем внутренней стороной правой стопы перекатить мяч обратно с остановкой его подошвой левой ноги — и так далее, от 20 до 30 раз за серию;

– вести мяч по прямой (8-10 метров) с остановкой мяча под подошву, затем выполнить разворот на 180 градусов; по 8-10 повторений.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3, 2 тайма по 8 минут.

В конце основной части тренировки — удары в малые ворота с расстояния 7 метров.

Заключительная часть

(См. выше).

Мяч в ногах у занимающихся — одна нога на мяче, другая на земле. В прыжке нужно поменять ноги местами. 10-15 прыжков. Два варианта исполнения по расположению мяча: мяч перед игроком или между ног.

Ведение мяча вокруг гимнастического обруча, сначала по часовой стрелке внешней частью подъема правой ноги. Затем против часовой стрелки внутренней частью подъема. По 2-3 повторения.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3; 2 тайма по 8 минут.

Вбрасывание мяча из-за головы на землю и ловля его на отскоке. 15-20 раз.

Игра 4х4 с малыми воротами на площадке 25х20 метров, 2 тайма по 5 минут.

В конце основной части занятия — удары в малые ворота с расстояния 5 метров. Каждый исполняет по 8-10 ударов.

Заключительная часть

Тренер должен найти поощрительные слова для всех детей, а также дать им домашнее задание. Например, выполнять простые упражнения с теннисным мячом — перекатывать его подошвой или вести разными способами, как футбольный.

Приложение. Подвижные игры

«Ловкие ребята»

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два «дома». Расстояние между ними 15-20 метров. Между «домами» посредине площадки находится водящий, все остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, ее надо ограничить боковыми линиями на расстоянии 10 метров друг от друга.

Водящий, находясь посредине площадки, громко произносит: «Раз, два, три!» В ответ все играющие хором отвечают:

«Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!»

После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию «дома».

Водящий старается поймать перебегающих, пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий снова дает сигнал и все повторяется, после двух-трех раз подсчитываются пойманные и выбирается новый водящий из не пойманных. Пойманные снова входят в группу, игра начинается сначала.

– перебегать на другую сторону можно только после слов «попробуй нас догнать»;

– нельзя, выбежав за линию «дома», вернуться за нее. Игрок, сделавший это, считается пойманным;

– «поймать» — значит «дотронуться до играющего»;

– чтобы пойманные дети не скучали, можно их только сосчитать и снова вводить в игру.

«Займи свободное место»

На линии выставляются фишки с интервалом 1,5 метра. Количество фишек должно быть на две меньше числа участников игры. Параллельно выставленным фишкам, в 15-17 метрах от них, лицом к ним в шеренгу по одному выстраиваются играющие. По сигналу тренера они идут в направлении фишек, а когда тренер говорит «секретное слово» (по уговору с игроками), они бегут к фишкам и стараются занять свободную. Двое последних, кто не успел занять фишки, выбывают из игры. В следующем повторении, так как игроков стало на два меньше, на две меньше остается и фишек. Игра повторяется, и опять двое последних выбывают, а фишек становится на две меньше. Выигрывают три последних оставшихся в игре. Можно выполнять до трех повторений этой игры.

Футбол! Как много в этом слове для сердца русского слилось. Так можно кратко сказать о веселой командной игре, перефразируя знаменитого поэта. Мальчишки обожают сыграть в мяч во дворе в компании друзей или родителей. А если к игре подключаются папы, то детской радости нет предела.

Футбол не зря завоевал наши сердца. Эта игра развивает ловкость, физическую силу, координацию движений, логику, гибкость. Командное развлечение раскрывает потенциал детей, учит находить общий язык, раскрепощает, объединяет ребят в слаженный коллектив. Детское увлечение может перерасти в жизненную цель или хобби.

Достоинств у футбола так много, что перечислить все просто невозможно. Научить этому виду спорта мальчика или очень подвижную девочку однозначно стоит. Как приучать к тренировкам, в каком возрасте отдавать ребенка на футбол и на что обратить внимание при обучении, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

С какого возраста начинать

Учить детей играть в футбол в домашних условиях можно в любом возрасте. Буквально с того момента, когда малыш начал ходить. Родители пинают мячик к ножкам младенца, учат откатывать его обратно. Это можно считать первыми уроками.

Рассказать о правилах, научить некоторым финтам и секретам можно малыша с 3–4 лет, если ему это интересно. Папам придется потратить массу времени, занимаясь не только теоретически возле телевизора, но и практически - во дворе, на футбольном поле.

Для чего вы хотите научить ребенка играть в футбол?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Если речь идет о профессиональных занятиях с тренером, то лучше подождать до 4–5 или 6–7 лет. В футбольную секцию принимают мальчиков и девочек после того, как организм достаточно окрепнет, словарный запас увеличится, чтобы ученик и учитель понимали друг друга.

9–10-летних школьников можно отдать на футбол, если вы чуть запоздали с выбором спортивного направления. В этот период легко восполнить пробелы в знаниях, наработать навыки и выправить физическую подготовку.

Это интересно! Дошкольный возраст 6–7 лет считается наиболее подходящим для серьезных занятий футболом в секции. Это международный стандарт.

Экипировка

Футбол считается бюджетным видом спорта. Это делает его доступным для всех слоев населения. Для уроков потребуется мяч и любая ровная поверхность. Домашние футбольные тренировки оплачивать не нужно, поэтому цена таких занятий приближается к нулю, не считая затрат на мячик, одежду и обувь для прогулок.

Спортивная секция потребует некоторых вложений. Родителям придется приобрести минимальный набор снаряжения для юного футболиста:

  • бутсы;
  • спортивная обувь для зала;
  • футболка;
  • спортивный костюм (шорты, штаны, куртка).

Средняя цена всего списка - 4500 рублей.

  • перчатки вратаря;

Это обойдется в 3000 рублей.

Тренировки по футболу для детей проходят круглый год, поэтому запаситесь теплыми и легкими спортивными костюмами, сменной обувью. В период летних каникул проводятся спортивные сборы. Это позволяет ребятам оставаться в форме, участвовать в городских, региональных соревнованиях.

Поездки, дополнительные разминки и занятия обходятся в 15–20 тысяч рублей. Но чаще сборы и часть расходов родителей компенсируют спонсоры, городские власти, если дети занимаются в бесплатной муниципальной спортивной школе.

Правила игры

Без установленных для всех законов любое спортивное соревнование теряет смысл. Правила игры в футбол для детей ничем не отличаются от условий для взрослых. Они заключаются в следующих основных аспектах:

  1. Цель игры: забить больше голов в ворота соперника.
  2. Играют одновременно две команды.
  3. Мяча касаются все части тела, кроме рук. То есть забить гол можно корпусом, головой, ногами.
  4. Право брать мяч в руки имеет только вратарь.
  5. Игра состоит из двух таймов - по 45 минут, между ними перерыв – 15 минут.
  6. За соблюдением правил, подсчетом голов следит судья.

Ребенок должен ориентироваться на поле, знать, что разрешено, что запрещено:

  1. Если мячик вышел за боковые линии, игра останавливается. Команда противника делает выброс руками из-за головы, чтобы соревнование продолжилось.
  2. Если игровой снаряд покинул поле по линии ворот, то команда соперника вводит его с угловой зоны. Действовать можно только ногами. Это называется угловой ввод.
  3. В центре футбольного поля очерчен круг. Он используется как место начала игры или для ввода мяча после гола.
  4. У вратаря есть отдельная зона, где он может играть руками, - это вратарская площадка.
  5. 11-метровая отметка, штрафная зона необходимы для произведения удара из-за нарушений по назначению судьи или пенальти.

Есть небольшой список правил игры, которые нарушать нельзя:

  • Наносить противникам удары. Под физическим контактом понимаются толчки корпусом, руками, пинки. Держать противника под контролем можно только, закрывая мяч от его глаз телом, без применения рук.
  • Совершать подкат под ноги соперника. Выбивание должно быть направлено только на мяч, а не на тело или ноги противника.

Нарушение правил карается личными наказаниями футболиста - это красная и желтая карточки, удаление с поля; для команды - удары по их воротам из штрафной зоны.

Правила для мини-футбола почти ничем не отличаются от законов большого:

  • От каждой команды на поле 5 человек.
  • Мяч вводят только с помощью ног.
  • Нет понятия подкат.
  • Размеры поля и ворот гораздо меньше.

Независимо от того, в какой футбол играет ребенок, споры с судьей, драки невозможны принципиально. Это первое, что должен усвоить юный ученик на тренировках.

Особенности тренировочного процесса

Каждый мальчишка, который любит поиграть в футбол, мечтает стать профессионалом хотя бы на уровне двора или школьной команды. Но для освоения спортивных умений в полной мере требуется тренироваться ежедневно, отдавая процессу массу сил и времени.

Как отработать некоторые игровые навыки, расскажем подробнее.

Тренируемся принимать мяч

Пинайте мячик в ограждение, стену с силой, чтобы он отскочил назад. Цельтесь на высоту до 1 метра. Когда он полетит назад, поднимайте ногу и устанавливайте его на место, касаясь бутсой. Старайтесь правильно понять, куда мяч приземлится. После контакта с игроком снаряд должен оказаться на земле, а не улететь в сторону.

Важно! Начинайте отработку полезного навыка рядом со стеной, постепенно отходя дальше. Упражняться нужно каждый день не менее 10 минут.

Набиваем мяч ногами

Чеканка координирует движения глаз и тела. Для начала упражнения подхватите мячик стопой, подкиньте вверх, после возврата из полета отправьте его в воздух другой ногой. Бить по снаряду нужно подъемом стопы. Мяч удерживайте на расстоянии 30 сантиметров от тела, иначе он может прилететь в лицо, уйти в неожиданную сторону.

Бегаем с мячом

Дриблинг - самый важный навык для футболиста. Приходите на пустое поле в свободное время, кидайте мяч и, осторожно поддерживая его перед собой, обегайте всю площадку по нескольку раз. Перед ударом ставьте ногу на подушечку стопы, так удар получится мягким и ровным. Снаряд не отлетит слишком далеко, вы будете держать его под контролем.

В процессе тренировки дриблинга легко выяснить, какая нога у спортсмена ведущая. На нее нужно делать упор при ударах. Неведущую ногу при этом держите ближе к телу, для баланса и опоры, чтобы не ударить слишком сильно.

Меняем траекторию мяча

Чтобы менять направление движения игрового снаряда, используйте внешнюю часть стопы, носок и боковины. Сначала пробегите 2,5–3 метра, затем обопритесь на ведущую ногу, выдвинувшись чуть вперед. Мяч останется позади и ударится о ведущую ногу, срикошетит туда, куда нужно вам.

Траектория зависит от направления и места удара: если нужно повернуть мяч налево - ударяйте его о внешнюю часть стопы (шведку), если направо - о внутреннюю (щечку). Если ведущая нога - левая, то наоборот.

Если нужно изменить направление полета снаряда сильно, то удар делайте с напряжением, если слегка, остановите ногу, держа в замершем положении, мяч повернет на небольшой градус, ударившись о препятствие.

Обводим мяч вокруг препятствий

Для упражнения потребуются конусы. Расставьте их на расстоянии 90 сантиметров–1 метра друг от друга. Обводите мячик вокруг конусов, делайте змейку. Удары наносите щечкой, если препятствие находится слева, шведкой - если справа.

Отрабатываем ближние и дальние пасы

Нижний пас передается на небольшое расстояние, снаряд высоко не взлетает. Для качественной передачи пинать нужно шведкой или щечкой, но не носком. Отрабатывайте пасы назад и вперед. Ваша задача сделать передачу с такой силой, чтобы мяч докатился до партнера и не подпрыгнул.

Дальний верхний пас посылается, если товарищ по команде стоит от игрока на расстоянии свыше 15 метров. Пинайте с разбега подъемом стопы. Удар должен быть сильным и точным. Отрабатывать навык придется долго, поскольку в полете снаряд может менять траекторию, рассчитать ее очень сложно.

Занимайтесь пасами ежедневно по 15–20 минут. Следите за командами тренера, чтобы пас попал точно в цель, а не улетел к противнику во время матча.

Защищаем мяч

Работайте в паре. Партнер приближается, преследует каждый шаг футболиста с мячом. Ваша задача - защититься, увести противника в сторону. Смещайте корпус по направлению движения партнера, закрывая телом мяч, используя дриблинг, двигайтесь по полю с большой скоростью.

Подаем угловые

Положите мяч в зону угловых ударов. Отойдите на три шага. Разбегитесь, замахнитесь ведущей ногой и ударьте щечкой. Определиться с силой и углом полета снаряда помогут ежедневные тренировки.

Отрабатываем удары по воротам

Самостоятельно отработать точные голевые удары помогут тренировки в 11-метровой зоне. Подавайте мяч верхним пасом, разбежавшись. Удар производите основной ногой, отставив ведомую назад.

Перед пасом продумайте, куда попадет мяч, цельтесь в одну точку. Повторите пас не меньше трех раз. Меняйте расстояние от ворот, просите напарника стоять в воротах, изменяйте траекторию полета, силу удара после отработки каждой схемы гола.

Совершенствуем удары головой

Начинайте тренировку удара стоя. Напарник накидывает ногой мячик в голову, футболист подается вперед и отбивает не макушкой, а линией роста волос. Ноги не отрывайте от пола.

Если мяч летит в лоб, то голову нельзя наклонять в сторону. Также отрабатывается удар в прыжке. Скачок делайте перед попаданием мяча в цель. Голову продвиньте вперед от корпуса.

Отрабатывайте упражнение ежедневно, по 10 минут. Важно не увлекаться. Сильные удары по голове могут провоцировать сотрясение мозга, боли, повышение внутричерепного давления.

Учимся делать финты плечом

Этот обманный трюк очень эффективен в игре. План действий таков: после длительного дриблинга наклоните плечо и руки в ту сторону, в которую дальше двигаться не собираетесь. Это обманет защитника. В следующую секунду, когда внимание соперника будет отвлечено, обойдите его с другой стороны.

Совершаем разворот Кройфа

Цель трюка - обмануть соперника. Футболист ведет мяч с большой скоростью, затем имитирует подготовку к пасу: выставляет неведущую ногу вперед, размахивается основной ногой. Вместо этого ударяет щечкой, выбивает снаряд за себя. Разворачивается, находит мяч и уводит в другую сторону.

Делаем финт «Ножницы»

Обман соперника похож на разворот Кройфа. Противник будет думать, что вы совершаете пас. На самом деле футболист только закидывает ведущую ногу, имитируя подготовку к передаче, но снаряда не касается. Обводить мяч в воздухе нужно по часовой стрелке правой ногой, а пинать левой в другую сторону от соперника.

Также используется прием «Двойные ножницы», когда снаряд обводится без прикосновения обеими ногами попеременно. Сторона удара выбирается по обстоятельствам.

Делаем финт Зико

Мяч ведется футболистом, скорость дриблинга растет. Футболист заносит правую ногу справа от снаряда, поднимает левую, ударяет слегка ведущей ногой – боковой частью стопы. В результате мяч оказывается у левой ноги. Футболист продолжает бег, одновременно поворачивается на 360 градусов и уходит в противоположную сторону.

Важно! Перед выполнением любого упражнения спортсмен должен разминаться, разогревать мышцы. Без гимнастики приступать к отработке финтов, ударов крайне нежелательно. Это грозит травмами, особенно новичкам.

Осваивайте упражнения, финты с помощью тренерских мастер-классов. Найдите видеоматериалы в интернете, просматривайте по нескольку раз, чтобы образ и схема телодвижений отложились прочно.

Упражнения

Отработать действия по владению мячом помогут следующие индивидуальные упражнения:

  • Удары по неподвижному снаряду правой и левой ногой. Пусть ребенок совершает удары внешней и внутренней стороной стопы. Сначала без цели, потом направляя снаряд в ворота, точку на стене, к напарнику в ноги с разных расстояний.
  • Удары по мячу с разбега. Мяч поставьте на центр поля. Отойдите на 10 шагов. Бейте снаряд после разбега левой или правой ногой, меняя направление и силу удара поочередно.
  • Удары по движущемуся мячу. Между напарниками устанавливается расстояние не меньше 5 метров. Подающий подкатывает мяч в ноги партнеру с разной силой. Ребенок отбивает снаряд без разбега. Цель упражнения: добиться молниеносной реакции от маленького спортсмена, хорошо отработать выпады к мячу с разных сторон.
  • Удары по прыгающему мячу. Школьник подбрасывает мяч, ждет, пока он упадет вниз до уровня пола, подскочит. В этот момент ребенок пинает мячик. Он улетает наверх или вперед. Для автоматизации навыка работайте поочередно правой и левой стопой.
  • Ведение мяча. Спортсмен касается мяча только ногами. Пусть обводит стойки, палочки, людей. Используйте упражнение «Змейка», придумайте другие траектории.

Постоянный контакт с мячом позволяет ребенку почувствовать его вес, привыкнуть к форме, особенностям ведения. Если хотите добиться успеха, развития, делать перерывы в занятиях не рекомендуется. Навык и физическая подготовка быстро теряются.

Финты

Это футбольные трюки. С помощью красивых обводов соперника спортсмен оказывается в выигрышном положении, не теряет мяч и держит ситуацию под контролем.

А вот, что уже умеют делать совсем юные воспитанники спортивной школы:

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Основной формой организации обучения и тренировки футболистов является учебно-тренировочное занятие (тренировка). При этом занятие может быть как групповым, так и индивидуальным.
Требования, предъявляемые к занятиям футболом таковы:
1. Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
2. Следует всячески избегать методических шаблонов.
3. Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
4. Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
5. Задачи тренировки должны быть конкретны.
6. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
7. Подготовительная часть тренировки должна занимать 10-20% времени
8. Основная часть тренировки должна занимать 70-80% времени;
9. Заключительная часть тренировки должна занимать 5-10% времени.


Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие. Если на первом этапе, в основном, проводятся комплексные тренировки, то на этом этапе все большее значение имеет специализированные.
Специализированная тренировка более узка по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы.
Специализированное занятие может носить чисто теоретический характер и проводиться в форме лекции, беседы, показа кинофильмов либо конокольцовок, в вопросно-ответной форме.
Примерный план (структура) тренировочного занятия
Подготовительная часть.
Цель: Организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.
Задачи: 1. Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.
Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Продолжительность: 10-20% общего времени занятия.
Методические указания. В начале занятия необходимо коротко и ясно объяснить его задачи: это повышает сознательность и активность занимающихся. Содержание первой части должно находиться в тесной связи с направленностью основной его части.
Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, - с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные - с упражнениями быстрыми), амплитуду.
Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка.
Разогревание - способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервно-рефлекторная связь с мышцами. Есть мнение, что разогревание должно протекать до потоотделения. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные.
Настройка - решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.
Общая продолжительность разминки - 10-15 мин.
Чем выше уровень мастерства, тем продолжительнее разминка.
Основной ориентир времени разминки - температура окружающей среды:
+ 8 = разминка 12-13 мин.,
+ 10 = разминка 9 мин.,
+ 14 = разминка 6 мин.,
+ 16 = разминка 5 мин.
Основная часть:
Цель: обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.
Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям.
3. Овладение техникой и тактикой игры.
Средства: упражнения по технике и тактике игры. Упражнения для работы над физическими качествами.
Продолжительность: 70-80% времени, отведенного на занятие.
Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов:
1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств.
II. Закрепление изучаемого материала в двусторонних играх.
Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.
Заключительная.
Цель: Завершение занятия.
Задачи: 1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях утомления.
2. Подготовка к последующей деятельности (после занятия).
3. Подведение итогов занятия.
Заключительная часть - главная задача - восстановление. Если сразу остановиться, то мы способствуем закрытию капилляров и тем самым прекращаем доступ кислорода к работавшим и закислившимся мышцам. Пульс должен быть не выше 130 ударов в минуту.
Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка» то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа - можно.
Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.
Продолжительность: 5-10% общего времени занятия.
Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений - снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.
Если в течение дня проводится несколько занятий, то одно из них называем основным. Оно отличается от других тем, что оно более длительное, с большей плотностью, более длителен процесс восстановления.
Принципиальная последовательность по дням занятий в связи с преимущественной направленностью:
1. Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях.
2. Совершенствование техники при больших и Мх усилиях.
3. Воспитание быстроты в кратковременной работе (спринт).
4. Воспитание быстроты в продолжительной работе (дистанционная).
5. Воспитание силы при усилиях 60-80% от Мх уровня.
6. Воспитание силы при усилиях 90-100% от Мх уровня.
7. Воспитание силовой выносливости в работе малой и средней интенсивности.
8. Воспитание силовой выносливости в работе большой и Мх интенсивности.
9. Воспитание выносливости в работе Мх мощности и близкой к ней.
10. Воспитание выносливости в работе большой мощности.
11. Воспитание выносливости в работе умеренной мощности.
Проведение развивающей скоростной работы после
развивающей выносливости нецелесообразно, т.к. ведет к нарушениям в сердечной мышце.
Все более возрастающее значение начинают приобретать используемые упражнения.
В практике применяются как общеподготовительные упражнения, так и специально-подготовительные.
Общеподготовительные упражнения - служат для общей подготовки вообще и могут быть приближенными по своим особенностям к виду спорта, но могут быть и существенно отличными от него.
Должны подбираться по принципу положительного переноса, ибо одно и тоже упражнение неправильно дозированное несёт отрицательный эффект.
Применение общеподготовительных упражнений обосновывается:
1. Необходимостью для освоения большего кол-ва двигательных навыков. В подростковом возрасте ребенок может выполнять большой объем функциональной работы (ССС обладает большой приспособляемостью и восстанавливаемостью).
2. Укреплять костно-связочный аппарат за счет средств общей подготовки.
3. В основе продуктивных действий лежат возможности ССС. Но избранный вид спорта не всегда располагает возможностями укреплять её. Значит, её надо укреплять за счет средств общеподготовительных упражнений.
4. Укрепление отстающих групп мышц, не участвующих в основной работе за счет общеподготовительных упражнений.
5. Устранение диспропорций вызванных специализацией.
6. Для сохранения психического и физического состояния в переходный период.
Специально-подготовительные упражнения: включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Они нужны для развития специально необходимых качеств (физических, технических, двигательных и т.д.), В этих упражнениях можно моделировать игровую деятельность.
Упражнения, которые помогают разучивать технический прием - подводящие.
Упражнения, направленные на развитие определенных качеств - развивающие.
Различные перемещения без мяча являются также специально-подготовительными упражнениями.
Объем специальных подготовительных упражнений превышает объем соревновательных упражнений во много раз.
Индивидуальная форма тренировки
Футболист получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно (тренер может присутствовать), могут тренироваться несколько футболистов одновременно, но каждый решает свою конкретную задачу.
Преимущества индивидуальной тренировки:
- индивидуализируется дозировка нагрузки;
- индивидуализируется руководство, коррекция, контроль;
- обеспечивается воспитание самостоятельности и чувства ответственности;
- развивается настойчивость и вера в себя;
- увеличивается возможность воздействия тренера на занимающегося.
Кстати и само тренировочное занятие может иметь довольно разнообразные формы. Так, например, для устранения недостатков или совершенствования сильных сторон применяется следующая форма тренировки:
1. Игрок тренируется самостоятельно.
2. Группа игроков тренируется совместно - отрабатывают одно и то же действие.
3. Группа игроков тренируются совместно, у них разные, не зависимые между собой недостатки (один тренирует передачу с края, другой - удары по воротам; или один тренирует финт, а другой - отбор).
4. Группа игроков тренируется совместно, у них одинаковые недостатки. Чередуя выполнение приемов (один бьет головой, другой оказывает сопротивление и наоборот).
5. Отстающие игроки тренируются совместно с квалифицированными.
6. Игроков, устраняющих недостатки, необходимо время от времени контролировать и вносить коррективы
7. Игроки тренируются группами - отрабатывают групповые взаимодействия.
8. В товарищеских играх получают индивидуальные задания.
Методы: 1. Без соперника; 2. С условным соперником (его роль выполняют манекены, макеты); 3. С условным партнером; 4. С партнером; 5. С соперником; 6. С партнером и условным соперником; 7. С партнером и соперником (численное преимущество на стороне атакующих); 8. С партнером и соперником (численное преимущество на стороне защищающихся).
При обучении, метод без соперника применяется для создания правильного представления о движениях и овладения основной структурой двигательного навыка. Индивидуальная тренировка приучает к самостоятельности, трудолюбию, самоконтролю, дисциплине.

«11+» очень похоже на возрастное ограничение, но это не верно. Изначально в ФИФА озаботились проблемой получения футболистами (и футболистками, кстати, тоже) травм во время матчей и тяжелых или продолжительных тренировочных сессий. Группа специалистов, исходя из особенностей и требований, которые игра в футбол предъявляет к организму и тех травм, которые встречаются наиболее часто, разработали различные варианты разминок, нацеленных на профилактику травм. В итоге исследований и испытаний был одобрен один из вариантов, который состоял из 10 упражнений и призыва играть честно! Немаловажный призыв, на самом деле. Это была пилотная программа «11» . В дальнейшем она дорабатывалась и дополнялась, пока не вышла итоговая «11+» . Текущий рекомендованный вариант разминки разработан научно-исследовательским медицинским центром ФИФА.

Регулярное использование комплекса позволяет снизить количество специфических травм от 30 процентов до, 75, на мой взгляд, умопомрачительных , процентов. Специфических, это значит характерных для футбола, но не полученных при столкновениях или прямых ударах соперника по ногам или другим частям тела. Это травмы связанные с перегрузом суставов, резкой сменой направления движения, разворотами, взаимодействиями с соперниками и так далее. Большая футбольная четверка: повреждение мышц задней поверхности бедра, связок колена, связок голеностопа и мышц и связок паховой области.

Разминка включает 3 блока: 1) Беговые упражнения, на которые отводится примерно 8-10 минут. 2) Упражнения на силу и координацию около 10 минут и 3) Снова бег на 2-3 минуты. Предполагается, что после полного освоения футболистами комплекса упражнений, разминка будет занимать 20 минут.

Важнейшее замечание: на протяжении выполнения всех упражнений, как этого комплекса, так и вообще на тренировках, необходимо обращать внимание на правильное положение коленей, особенно при приземлении. Колени не должны заваливаться внутрь, а должны находиться точно над стопами. Вальгусное положение голени недопустимо.

БЛОК 1. Беговые упражнения. Начинаем с того, что расставляем конусы/фишки: параллельно 6-10 пар на расстоянии 5 метров друг от друга. Когда речь идет о детях количество пар фишек и расстояние между ними будет меньше. Для всех упражнений данного блока подобная расстановка. Один спортсмен начинает на одной линии фишек, другой на второй, параллельной линии. Естественно, если нет пары, можно разминаться и одному. Все упражнения выполняются по 2 раза . Второй раз можно стремиться сделать интенсивнее, чем первый. Когда двигаемся вперед, выполняем разминочные движения, а возвращаемся на исходную позицию легким бегом.
1. Бег по прямой (трусцой).
2. Бег с вращением бедра наружу на каждой фишке (мы двигаемся боком и выполняем первый подход одной ногой, затем дети меняются местами на исходной позиции и второй подход выполняют другой ногой)

3. Бег с вращение бедра внутрь на каждой фишке (аналогично с вращением бедра наружу)
4. Бег вокруг партнера (так же смена мест после первого подхода)

5. Прыжки с контактом плечами (и здесь тоже смена мест после первого подхода, чтобы в первом контакт одним плечом, а во втором другим)
6. Бег вперед-назад (своеобразный челночный бег)

БЛОК 2. Сила и координация. В данном блоке 6 упражнений, которые имеют по три варианта исполнения, в зависимости от уровня подготовки. Один подход выполняется в течение 30 секунд . В случае когда речь идет о детях, есть смысл сократить количество подходов до одного.
7. Планка, три подхода (второй уровень с попеременным подъемом ног, третий – с подъемом и удержанием)
8. Боковая планка, те же три подхода (второй уровень – с подъемом ноги, третий – с подъемом и удержанием)
9. Один подход упражнения на бицепс бедра. В данном случае это русские наклоны, они уже «всплывали» в нашей тренировке ног . На втором и третьем уровнях растет только количество повторений.
10. Два подхода балансирования на одной ноге с мячом в руках (на втором уровне мяч перекидывается от партнера к партнеру, а на третьем балансирование с сопротивлением партнера).
11. Два подхода приседаний с подъемом на носки (на втором уровне ходьба выпадами, а на третьем это приседания на одной ноге).
12. Два подхода вертикальных прыжков (соответственно прыжки в сторону на втором уровне и боксерские – по кресту – прыжки на третьем уровне).

БЛОК 3. Бег. Последний блок выполняется на участке длиной около 60 метров (поперек поля), с интенсивностью 75-80% от максимальной . Упражнение в одну сторону и спокойный бег трусцой в другую.
13. Бег. Самый обычный забег на высокой (но не максимальной) скорости поперек футбольного поля. Три раза.
14. Бег с высоким выносом бедра, обращаем внимание на широкий шаг, активные движения разноименными руками и приземления. Два раза.
15. Бег или ускорения со сменой направления – зигзагообразный бег. Тоже два раза.

Вернемся к возрастному ограничению. ФИФА официально указывает, что полный комплекс рекомендован для выполнения юным футболистам от 14-ти лет, но речь именно о полном комплексе . В настоящее время разрабатывается версия "for kids". Полагаю, что и на основе этой программы можно было бы сформировать облегченную версию и написать «для возраста 6+». Мы, например, занимаемся по сокращенному варианту: 6 пар фишек расставлены друг от друга на 2,5-3 метра, упражнения второго блока выполняем по одному разу, и совсем не делаем 10-е (на координацию с мячом в руках) и 14-е (бег прыжками) упражнения .


Программа «11+» - это не только эффективная работа по профилактике травм, но и улучшение функционального состояния юного футболиста. Комплекс это, по сути, полноценная функциональная тренировка. Потому перед игрой есть смысл выполнять сокращенный вариант, все-таки, цель разогреться, а не устать. Эту мысль поддерживает и Д.Киркендалл в книге «Анатомия Футбола» : практически воспевая комплекс «11+», настаивает на необходимости его использования не от случая к случаю, а на каждой тренировке, при этом перед игрой в сокращенной версии.

Иногда, когда ограничено время или пространство, можно выполнить большую часть упражнений первого блока, двигаясь «туда-обратно» на расстоянии 3-х – 5-ти метров. А пробежки третьего блока заменить бегом на месте и прыжками в длину и стороны, или резкими прыжками вверх с подтягиванием коленей к груди.

Обращу внимание еще на два момента связанных с темой: статическую растяжку в разминке и температуру.
От температуры организма зависит его готовность к физической работе, мышцам точно не должно быть холодно. Разминка не просто так называется и «разогревом». Большую часть года при тренировках на улице есть смысл в утеплении «рабочих» частей тела. Другими словами мышцы ног должны быть в тепле. Здесь можно привести опыт лучших современных «данкеров», которые разминаясь в спортивном зале делают это не в шортах, а в трико – это осмысленное решение, для сохранения тепла.

Что касается статической растяжки, то она может помочь в развитии гибкости и быть очень полезной для футболиста, но не перед тренировкой или игрой. Это должна быть отдельная тренировка с хорошим разогревом мышц и последующей их растяжкой. Давно обратили внимание, что статическая растяжка перед силовой тренировкой не способствует снижению травматизма, а иногда напротив повышает риск надрывов мышц и связок. Статическая растяжка работает только после хорошего разогрева и у тех, кто ей регулярно занимается отдельно и относится к гибким спортсменам. Даже если не считать статическую растяжку перед тренировкой или игрой вредной, то выполнять ее не стоит, потому что она не дает пользы. Нет смысла тратить время на то что не дает эффекта, тем более вместо того, что такой эффект обеспечивает. Показательно, что бегуны также все чаще используют комплекс «11+» или его варианты. Это связано с тем, что современные исследования показывают: перед забегом лучше выполнять динамическую растяжку и разминку, а вот после нагрузки, в качестве заминки, можно выполнить статическую растяжку.

В заключение добавлю, что мы, в смысле два наших юных футболиста – Арсений и Михаил, обязательно проводят такую разминку, когда тренируемся индивидуально и стремятся проводить на командных тренировках или перед матчами. Стремятся, потому что не все тренеры проводят нечто подобное, часто ограничиваясь перед матчем короткой работой с мячами или статической растяжкой. Дети хорошо освоили комплекс и разминаются сами. В «мы» вхожу и я, совсем не юный футболист: перед играми с приятелями стараюсь максимально полно выполнить комплекс и скажу, что во время игры чувствую себя комфортно.

Разминайтесь правильно – это не сложно, разумно и очень полезно!

Хорошей всем формы и отсутствия травм!




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!