Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Организация и методика проведения занятий плаванием в условиях детского сада. Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Марина Кубанкова

Кубанкова Марина Олеговна

Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

1. ознакомление с водной средой;

2. обучение дыханию с выдохом в воду;

3. обучение скольжению в воде;

4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.

Моя главная миссия - донести до родителей значение плавания для дошкольников . Уже одна возможность никогда не бояться за своего ребенка на воде – будет ли он отдыхать на даче, в летнем лагере, на море – стоит того, чтобы направить его учиться плаванию . Плавание – жизненно необходимый навык.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.), в психологическом аспекте -- формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом -- это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

В то же время акватория бассейна -- это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому тренеры-педагоги единодушны в том, что для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период.

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленной мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого -- научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора.

Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта -- акватории бассейна.

Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольного возраста в бассейнах-«лягушатниках» (Г. Левина «Плавайте с малышами», 1974г.). Он ставит следующие цели обучения детей плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде; максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию; заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием, что является не маловажным в развитии детей. Но нужно отметить, что его методика имеет недостаток - обучение плаванию начинается непосредственно в воде. Перед погружением в воду нужно подготовить ребенка к поведению в воде при помощи специальных упражнений на дыхание, на продвижение в воде (привыкание к воде).

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: «Просвещение», 1991).

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы -- сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания -- принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное -- возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы прл обучении плаванию детей.

Ведущее место должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие воспитателя в процессе обучения.

Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению.

Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.

Дошкольники на основе подражания лучше овладевают, целостными двигательными актами. Поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. Для этого как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребенка или взрослого.

В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.) показ имеет очень большое значение при обучении плаванию. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны воспитателем. Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде).

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения в воде вполне возможно. Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков.

Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения.

Надо всегда давать возможность ребятам показывать свои достижения в исполнении тех или иных заданий воспитателю или другим детям. Это активизирует их участие в процессе обучения и может служить дисциплинирующим фактором.

Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Такие названия упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно. Но надо иметь в виду, что ориентация только на имитационные упражнения или чрезмерное увлечение занимательностью образа отрицательно влияют на общую организованность занимающихся и четкость выполнения упражнений. Поэтому не надо злоупотреблять ими.

Объяснение, рассказ воспитателя на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую выразительную форму. Тон разговора должен быть всегда ровным, спокойным, но достаточно внушительным. Авторитетно предъявленное требование безоговорочно выполняется дошкольниками.

В работе с ребятами 4--6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов в разучивании упражнений. Главное на групповых занятиях -- это авторитет воспитателя: его взгляд, выражение лица, тон, жест призывают детей к порядку. Они должны ощущать контроль за своим поведением.

Это помогает детям сосредоточить внимание, приучает исполнять задание по первому слову воспитателя. В процессе занятий детям надо напоминать, что за ними наблюдают, делать замечания, часто повторять: «смотрю», «покажи», «сделай», «послежу» и т.д.

Отношение воспитателя к детям в группе должно быть чутким, ласковым, одинаково ровным ко всем. По возможности одинаковыми должны быть и выдвигаемые требования, но, разумеется, нельзя забывать об индивидуальных данных детей.

Требования воспитателя не должны навязываться детям, их надо предъявлять тактично, корректно. Важно создавать у детей ощущение самостоятельности в своих действиях.

Занятия плаванием очень эмоционально воспринимаются детьми. Они с удовольствием плескаются, брызгаются, плавают. Но иногда их поведение в воде становится слишком, шумным, чрезмерно возбуждаясь, дети лишаются способности реагировать на требования воспитателя. В таких случаях можно применить и наказание.

Одной из мер наказания является выговор с точным указанием причин недовольства воспитателя. Детей, грубо нарушающих дисциплину занятий, можно выводить из воды, не допускать к занятиям. Наказывая ребенка-дошкольника, надо сохранять уважение к его личности. Напроказившего надо вывести из воды, велеть ему одеться и в назидание другим посадить во время занятий на скамеечке на глазах у всей группы. На следующем занятии надо сделать вид, что ничего не случилось, и разговаривать с ребенком по-прежнему дружески.

Такое отношение, как правило, несколько смущает наказанного, он старается выполнять все требования как можно лучше и внимательнее. Дети очень любят купаться, плавать, поэтому в большинстве случаев уже одно напоминание о возможности лишиться этого удовольствия дает необходимые результаты.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников. В связи с этим в обучении их плаванию надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.

С каждым упражнением дети знакомятся вначале на берегу, а потом разучивают его в воде. Ознакомление с новым учебным материалом на берегу важно, так как время пребывания детей в воде ограничено (10--15 мин), а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Кроме того, находясь во время объяснений и показа нового материала в.воде без движений, дети из-за повышенной теплоотдачи быстро охлаждаются.

Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2--3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста детей: детям 3--4 лет нагрузка дается несколько ниже, чем детям 5 и тем более 6 лет.

Приводимые ниже указания по дозировке нагрузки в каждом конкретном случае могут меняться воспитателем. Так, например, при низкой температуре воды и воздуха количество повторений упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена (меньшее количество упражнений, проделанных в более высоком темпе).

Занятия в воде следует всегда начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду. В зависимости от возраста детей это упражнение надо повторять в конце занятий от 4--5 до 10--12 раз и более. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приемов, попытках плавать. Для развития активности, инициативы у ребят необходимо в занятия вводить свободное плавание.

Исправлять ошибки ребят нужно в процессе занятий в определенной последовательности. Естественно, что вначале ребенок допускает в плавании кролем значительные ошибки. Чаще всего у дошкольников они зависят от степени общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности нервных процессов детям дошкольного возраста с трудом даются точные, четкие движения. Не надо требовать от них сразу же точности в технике плавания. Ее, возможно, выработать лишь в результате длительного времени. Но некоторые грубые нарушения в плавании кролем на груди и на спине у дошкольников надо своевременно и последовательно исправлять.

Высокое положение головы вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание. Поэтому, прежде всего надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания. При низком положении таза глубоко в воду погружаются ноги, нарушается равновесие в воде, ноги работают вяло, а иногда даже тянутся без движения. Или, наоборот, дети делают резкие, неритмичные, плохо согласованные движения ног, ноги сильно согнуты. На исправление движений ног надо обращать много внимания: до тех пор, пока ребята не научатся правильно работать ногами, не следует торопиться с исправлением других ошибок. После того как ошибки в движениях ног будут устранены, можно приступить к исправлению в движениях рук, а затем и в согласовании всех движений.

Сперва надо заметить основную ошибку. Исправление ее часто ведет к устранению мелких второстепенных ошибок. Нельзя исправлять одновременно несколько ошибок -- это рассеивает внимание ребят. Исправлять ошибки следует, давая установки на правильное исполнение движения и уточняя исполнение движения по ходу действия. При этом воспитатель должен активно использовать повторный показ, фиксировать внимание на правильном выполнении движений отдельными детьми, организовывать выполнение их в парах, для взаимного самоконтроля.

]

При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.

Дети 5 - 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение. При попытках плавать самостоятельно на резиновых плавательных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой. В результате этого ноги глубоко погружаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками. При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста. Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей дошкольного возраста выполняются в определенной последовательности.

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до плечевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду. При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погружения под воду.

2. Выполнять то же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной.

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5. Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) при помощи преподавателя, который их поддерживает: под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине).

Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6. Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому от преподавателя к бортику и от бортика к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкивание) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортиком бассейна.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

  • изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно;
  • плавательные движения ногами при выполнении упражнений 3 и 4 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных;
  • то же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой);
  • то же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна;
  • плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  • то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка с помощью палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть;
  • то же, в сопровождений преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассейна без остановки;
  • то же, под наблюдением преподавателя, стоящего на месте, откуда начал плыть ребенок;
  • групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в такой последовательности:

  1. изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками;
  2. плавание на спине поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и показывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха;
  3. плавание на спине вдоль бассейна при страховке преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  4. то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающего ребенку движения руками и согласование их с дыханием;
  5. групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и согласование их с дыханием.

Перечисленные упражнения делают:

  • с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;
  • с раздельным выполнением попеременных чередований плавательных движений руками (во время движения одной рукой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди) производится полное движение другой рукой) и т.д.;
  • с одновременными движениями рук остановкой их в исходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища), т.е. в то время, когда одна рука делает гребковое движение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и правильно выполняя плавательные движения ногами и руками в согласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), п на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без учета времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же последовательности. В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания н согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спине и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем баттерфляй.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27 - 29 °С и 23 26 *С в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с бортика и стартовой тумбочки.

  1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне преподавателю. который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.
  2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится и воду.
  3. То же, при страховке преподавателем, но ребенок сам выбирается из воды и подплывает к борту.
  4. То же, по когда преподаватель стоит на бортике со страховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плавательным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в такой последовательности:

  • из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • то же, из положения наклона вперед. Туловище наклонено вперед до горизонтального положения. Hоги прямые, руки сомкнуты над годовой;
  • то же, из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помощи преподаватели, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи преподавателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения плаванию детей в возрасте 7- К) лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых. Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), различного рода хороводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т.д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2.1 Определение желания дошкольников заниматься плаванием

2.2 Методика обучения дошкольников плаванию

2.3 Результаты работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. Самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания .

Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Укрепляют нервную систему, повышается общий тонус организма , совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Свобода движения способствует выработке эндорфинов, которые отвечают за хорошее настроение. Поэтому ребенок будет более послушным и у него не возникнет проблем со сном.

Ускоряет развитие скелета и мышц у ребенка. Не перегружают позвоночник при работе всех групп мышц, как при занятиях другими видами спорта.

Улучшается координация движений, благодаря чему малышу будет легче учиться всему новому, к примеру, кататься на велосипеде.

Это - лучший способ «вылечить» маленького «обжорку» или же, наоборот, «малоежку». Если ваш карапуз сластена и склонен к полноте, плавание может решить эту проблему.

Именно плавание помогает безопасным образом избавиться от лишних килограммов , и у вас не будет необходимости сажать кроху на жесткую диету. А малоежкам регулярные занятия плаванием помогут улучшить аппетит .

Служат безопасным лекарством от несмелости и эффективной терапией для маленьких агрессоров. Дети очень часто не справляются со своими эмоциями. Плавание поможет справиться со стрессом.

Цель исследования: Изучить наиболее эффективные способы обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности обучения плаванию в ДОУ;

2. Провести практическую работу по определению желания дошкольников научиться плаванию;

3. Подобрать методы и приемы, специальные упражнения обучения плаванию дошкольников .

Гипотеза исследования: предположим, что обучение плаванию детей дошкольного возраста будет эффективным если:

Педагог владеет теоретическими и практическими основами обучения плаванию детей дошкольного возраста ;

Педагог владеет методикой обучения плаванию детей дошкольного возраста;

Учитывает возрастные и индивидуальные способности и потребности детей.

Объект исследования: процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика и упражнения обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Методологическая основа: М.К. Ланцовой, И. Головой, Э.Я. Степаненковой, Лесгафта П.Ф. , Е.В. Крестининой, В.И. Стародубова, В.В. Бунак, Н.В. Полтавцевой, Н.И. Красногорского, П.Н. Башкирова, В.Г. Властовского, А.В. Кенеман и др.

Методы исследования. Анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, качественный и количественный анализ, анализ результатов практического исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

1.1 История развития плавания

Появление и развитие плавания в России относится к древнейшим временам. Возникшее как навык, необходимый человеку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле. Организованное обучение плаванию стало применяться значительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов.

Под его руководством проводились учения – «потехи» с форсированием водных преград и сражениями на воде. Плавание было включено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г. Во второй половине XVIII в. в России отмечается значительный расцвет науки, культуры и искусства.

Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспитанием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный предмет различные физические упражнения, в том числе и плавание.

В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались советы по технике плавания и методике обучения.

Особенно большое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле. Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752г. Уже в 1782г. имелись платные преподаватели плавания.

Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе. В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подготовки получило распространение в войсках великого русского полководца А.В. Суворова. Еще, будучи командиром полка, он широко применял обучение солдат плаванию и переправам вплавь, заставляя их переплывать реки и широкие рвы, заполненные водой .

Часто солдаты и офицеры его полка организованно переплывали р. Волхов, причем А.В. Суворов сам показывал пример, бросаясь в воду первым. Все это помогло его войскам бесстрашно преодолевать преграды во время сражений. Применявшийся в тот период метод обучения плаванию описан в «Экономическом месяцеслове» за 1776г. Здесь подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух, по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть».

Важнейшее открытие неизвестного автора было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движений: человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине, на поверхности воды и только после освоения этого навыка обучали правильным приемам плавания, которые предусматривали освоение способа в целом.

Техника того времени была представлена следующим образом. Человек на воде принимает горизонтальное положение, которое создает большую площадь опоры; далее выполняются одновременные движения ногами, которые рекомендуется умеренно сгибать, а затем раскидывать вместе с вытягиванием обеих рук вперед; после этого обе руки должны одновременно производить движения, «загребая оными под себя воду».

«Проворство» в плавании (координация движений) зависит от согласования движений руками и ногами. Голову рекомендуется держать повыше «для свободного поверх воды дыхания». Движения необходимо выполнять так, чтобы они были «подпорою и помощью».

С введением очередного устава армии (XVIII в.) прогрессивный естественный метод изучения плавательных движений утратил свою силу. Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения.

Обучение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и ознакомления со свойствами воды воспроизводили в целом показанный преподавателем способ плавания .

Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого движения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполнении упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перилами и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые.

Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения применялся главным образом среди гражданского населения, а раздельного обучения – в армии.

В 1829г. вышла «Инструкция предписаний от Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича», в которой были определены правила состязаний по плаванию, состав судейской комиссии, порядок награждения победителей, медицинское обеспечение и меры страховки в воде.

По этой «Инструкции» в 1829г. на реке Березовке было организовано состязание по плаванию. Оно явилось первым соревнованием в России, проведенным по утвержденным правилам. Любопытно, что к участию в состязаниях допускались лишь лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных.

1.2 Подготовительные упражнения по обучению детей плаванию

Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения.

Чаще всего это происходит потому, что при погружении рот ребенка остается открытым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт.

Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно. Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно удалить. Для этого – склонить голову набок, потрясти головой, и вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте).

Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повышенное давление. Это можно сделать, произнося звук «пэ» (с трудом) и соответственно – с задержкой. Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой. Большие проблемы возникают при соприкосновении слизистой носа или глаз с водой .

У ребенка это вызывает неприятные ощущения и эмоции, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистой.

В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизистую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закрывают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции.

Поэтому с первых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами. Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже нужно привыкнуть. Такой же трудностью становится неопределенность звука. Звук с высокой скоростью распространяется во все стороны одновременно.

Соответственно возникают неприятные ощущения. Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду. Трудности начального этапа обучения заключаются еще и в том, что, с одной стороны, упражнения, выполняемые ребенком, требуют сосредоточения, а с другой – длительное нахождение в одной позе, ограничение движений быстро вызывают озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и различных участках кожи .

Все это существенно сковывает движения и отвлекает от решения поставленных задач. Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут, – но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах.

При знакомстве с водой, нужны последовательность и постепенность. Обучение можно начинать уже в домашних условиях.

Упр. 1. Склониться над тазиком и умывать лицо; дать воде свободно стекать, не стряхивая ее с лица.

Упр. 2. То же, что и 1, но стараться не закрывать глаза, дать возможность воде свободно стекать с лица.

Упр. 3. И. п. – склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе шею. Дать воде свободно стекать.

Упр. 4. И. п. – склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе голову, пусть вода сначала стекает по затылочной части.

Упр. 5. И. п. – то же. Произвольно поливать водой голову, давать ей свободно стекать.

Те же упражнения можно проделать с помощью родителей или старших друзей. Они тоже могут поливать воду из кувшина.

Здесь, особенно, нужны внимание и забота старших. Их нахождение рядом, доброжелательное отношение вселяют в ребенка уверенность и желание выполнять задания.

Как правило, эти упражнения выполняются во время гигиенических процедур. Такие же упражнения можно проделать, стоя под душем. Для Начала надо поднять руки вверх, уже на уровне ладоней вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны, для того чтобы сильные струи воды больно не ударяли по голове, лицу, по поверхности тела .

Вода должны быть теплая и приятная, располагающая к комфорту. С помощью кранов можно отрегулировать напор воды.

1.3 Обучение дошкольников плавательным движениям

Значительная возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы в дошкольном возрасте способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных движений.

Очень важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно. Поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.

При обучении дошкольников движениям традиционно все упражнения подразделяются на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Спортивные упражнения занимают значительное место в физическом воспитании дошкольников. Проводятся они в основном на открытом воздухе, и для их организации необходим специальный инвентарь и оборудование. Детям предоставляется возможность научиться большому количеству новых двигательных действий, используемых в необычных условиях (на льду, в воде, на снегу, на асфальте и т.д.).

У детей пополняется словарный запас, они знакомятся с явлениями природы (вода, снег, лед), с устройством велосипеда, самоката, санок и т.д., приучаются ухаживать за инвентарем .

Программа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении предусматривает выполнение детьми следующих видов спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.

Занятия проводятся во время утренних и вечерних прогулок, длительность их проведения варьируется в зависимости от возраста детей, температурных условий.

Плавание. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей (совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды), но также предоставление им возможности научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь глубины.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Группы делят на подгруппы. В зависимости от возраста детей и от конкретных условий (число детей в группе, размер бассейна, цель занятия) количество подгрупп может быть разным. Например, первую и вторую младшие группы делят на подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 детей, в более, старших подгруппах должно быть не более 10-12 детей.

Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, а также от периода обучения. Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с детей младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка.

В то же время во многих дошкольных учреждениях, имеющих бассейн, практикуются занятия по плаванию с детьми второго и третьего годов жизни.

Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила.

В дошкольных учреждениях детей можно обучать элементарным движениям синхронного плавания и игры в водное поло. В дошкольных учреждениях проводятся водные спортивные праздники и досуги .

2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Констатирующий этап

Практическая работа по определению желания дошкольников заниматься плаванием проходила в МБДОУ №35 в старшей возрастной группе, в практической работе приняли участие 20 дошкольников. В детском саду есть бассейн, но посещают его не все дошкольники.

Нами был разработан опросник, с целью определить желание и возможности дошкольников заниматься плаванием.

Опросник:

1. Ты умеешь плавать?

Да;

Нет;

Да;

Нет;

3. Ты боишься воды?

Да;

Нет;

4. Ты посещаешь бассейн?

Да;

Нет;

Да;

Нет;

Да;

Нет;

7. Ты любишь игры на воде?

Да;

Нет;

Да;

Нет;

Ответы дошкольников занесем в таблицу 1.

Таблица 1 – Желания дошкольников научиться плаванию

Результаты занесем на рисунок 1.

Таким образом, можно провести анализ полученных нами результатов, после проведенного опроса дошкольников:

Умеют плавать лишь 20% дошкольников, при этом нравится находиться в воде – 50% детей, половина дошкольников – 50% боятся воды, посещают бассейн – 40% старших дошкольников, с родителями, родственниками, выезжали на море, озеро, реку – 30% детей.

Также лишь 30% дошкольников родители, либо родственники, учили плавать, 50% детей очень любят игры на воде и хотели бы научиться плавать.

Для того чтобы поменять ситуацию, нами подобрана методика и специальные упражнения, которые, должны изменить отношение дошкольников к плаванию.

2.2 Формирующий этап

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух.

Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7-9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8-10 мин.

Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде. Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах .

В детских садах - в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

2. Уровень воды не должен превышать 80см, дно не должно быть каменистым, течение - быстрым.

3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и незагрязненным. 4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5-10 мин при условии, что ее температура 20-24°С, а температура воздуха 24-28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды. Дети дошкольного возраста часто боятся воды - нужно помочь им преодолеть этот страх, научить, не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками, ногами.

Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться. Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду .

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений:

Элементарные передвижения в воде:

Они служат началом адаптации к водной среде и в данном случае выступают как форма взаимоотношений с водной средой. Через движения и в движениях ребенок знакомится с элементарными свойствами воды. Движения помогут адаптировать сенсорику занимающихся.

1. Ходьба в различных направлениях, с различным темпом, с различной скоростью, индивидуально и в группе, с разными положениями рук. Элементы ходьбы используются и в различных игровых заданиях.

2. Бег в разных направлениях, с разной скоростью, индивидуально и в группе. Элементы бега используются и в игровой форме.

3. Игры.

Погружения:

Упражнения этой группы позволяют продолжить решение задач адаптации к водной среде. Вот некоторые задания:

1. Умываемся. Дети заходят в воду по пояс. Стоя в воде, набирают в ладони воду, умывают лицо.

2. Достань дно рукой. Приседая, нужно достать дно рукой, при этом вольно или невольно лицо погружается в воду.

3. Под водой. Держа двумя руками мяч, опустить его на дно, выпустить из рук, поймать. Повторить несколько раз.

4. Сколько пальцев? Погрузиться в воду, сосчитать, сколько пальцев показывает товарищ.

5. Гримасы под водой. Строить гримасы под водой. Упражнение выполнять в парах: один партнер рассматривает гримасы, другой – строит.

6. Собери предметы. Собрать со дна все предметы.

7. Сядь на дно.

Всплывания и лежания:

Смысл упражнений этой группы – испытать действие выталкивающей силы. Наиболее известные упражнения из этой группы: «Медуза», «Звезда», «Поплавок».

    «Медуза».

Глубина воды – по пояс. Выполнить глубокий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, согнуться в тазобедренных суставах, лечь на воду, свободно лежать.

2. «Поплавок».

Глубина воды по пояс.

Выполняя «медузу», подтянуть колени к груди, взять подбородок на грудь, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности. Упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть никаких резких движений, необходимо принять устойчивое положение.

3. «Звезда».

Глубина воды по пояс. Сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду, на грудь, развести руки и ноги в стороны. Лежать. Выполнить «звезду» в положении на спине.

Упражнения на дыхание:

Известно, что паттерн дыхания в воде отличен от паттерна дыхания на суше. Проблема заключается и в том, чтобы согласовать дыхание с движениями. Формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип) необходимо уже на этапе знакомства с водой.

1. Глубина воды по пояс. Присев, погрузиться в воду, выдох выполнить через рот; выпрямиться, сделать вдох над поверхностью воды. Повторить задание.

2. И. п. – полунаклон в воде, подбородок лежит на поверхности воды, как на столе. Сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох – поднять голову – вдох. выдох. и т.д.

3. То же, что и в предыдущем задании, но вдох и выдох выполнять поворотом головы в сторону; при этом подбородок должен касаться проксимальной части плеча. Плечи стараться удерживать на месте, не раскачивать.

4. Те же задания (2,3) можно выполнять, медленно передвигаясь по дну.

5. Могут быть использованы различные игровые задания. Главное, на что приходится обращать внимание при выполнении заданий этой группы, это умение выполнять энергичный выдох в воду, выдерживать паузу. Чем больше заданий будет на этапе начального обучения, тем больше окажется «дыхательный» опыт.

Комплекс упражнений (продолжение):

1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками поводе и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом - лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять, таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.

4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

5. Учить выдоху в воду. Это упражнение, сперва, можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»).

После этих упражнений можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

В воде можно играть в разнообразные игры:

1) «Фонтан» - дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.

2) «Море штормит» - дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.

3) «Воробьи в воде» - на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.

4) «Поезд и тоннель» - стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет, развиваться, и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.

Учитывая возрастные особенности ребенка 5-6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений.

Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и, при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются.

Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит.

Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка.

Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.

Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию. Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо.

При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.

В 5-6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения.

В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д.

Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта. Исследования, проведенные с младшими школьниками (Т.А. Протченко) и старшими дошкольниками (М.К. Ланцовой, И. Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания .

Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка.

Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс - ноги кроль; руки брасс - ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).

Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс - ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля.

На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.

Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде - гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и воспитывающее у него интерес и любовь к спорту. Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями .

2.3 Контрольный этап

Практическая работа по определению результатов проходила в МБДОУ №35 в старшей возрастной группе, в практической работе приняли участие 20 дошкольников.

Нами повторно был использован опросник, с целью определить желание и возможности дошкольников заниматься плаванием.

Опросник:

1. Ты умеешь плавать?

Да;

Нет;

2. Тебе нравится находиться в воде?

Да;

Нет;

3. Ты боишься воды?

Да;

Нет;

4. Ты посещаешь бассейн?

Да;

Нет;

5. Ты с родителями, родственниками, выезжал на море, озеро, реку?

Да;

Нет;

6. Твои родители, родственники, учили тебя плавать?

Да;

Нет;

7. Ты любишь игры на воде?

Да;

Нет;

8. Ты хотел бы хорошо научиться плавать?

Да;

Нет;

Ответы дошкольников занесем в таблицу 2.

Таблица 2 – Желания дошкольников научиться плаванию, после применения методики обучения дошкольников плаванию

Результаты занесем на рисунок 2.

Рисунок 2 – Результаты по опроснику

Таким образом, после внедрения методики и упражнений по плаванию для дошкольников, результаты изменились:

Умеют плавать 70% дошкольников, при этом нравится находиться в воде – 90% детей, 10% боятся воды, посещают бассейн – 100% старших дошкольников, с родителями, родственниками, выезжали на море, озеро, реку – 50% детей.

Также лишь 50% дошкольников родители, либо родственники, учили плавать, 100% детей очень любят игры на воде и 90% детей хотели бы научиться плавать.

Таким образом, нами получены хорошие изменения, многие дошкольники научились плавать, и поменяли свое отношение к плаванию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плавание – жизненно важный навык, и овладение им в детском возрасте сохраняется на всю жизнь. Самое главное условие при обучении детей плаванию – это не оставлять детей без присмотра буквально ни на одну секунду и даже тогда, когда дети умеют плавать.

Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение, которое включает в себя обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деятельность учащихся (учение).

Наряду с общими дидактическими положениями, преподавание и обучение в плавании характеризуются своими особенностями, которые определяются тем, что предметом обучения являются специфические двигательные действия пловца. Они лежат в основе передвижений в воде.

Методика обучения и преподавания помогает ответить на вопросы: как обучаться? Как преподавать? Закономерности передвижений в воде наиболее ярко отражены в технике и в хорошо изученных и доведенных до совершенства способах спортивного плавания.

Именно в рамках спорта, в основе которого лежит, прежде всего, соревновательная практика, способы плавания, техника в наибольшей степени совершенствовались и достигли на сегодняшний день наивысшего развития.

Достичь высочайшего совершенства в технике спортивного плавания, как показывают опыт и практика, может лишь человек, систематически занимающийся спортивной тренировкой.

Что представляют собой эти систематические занятия, каковы их основные составляющие элементы, какова последовательность и каков путь достижения высокого мастерства в плавании – на все эти вопросы можно получить ответ, изучая методику обучения и закономерности спортивной тренировки.

Итак, цель по изучению эффективных способов обучения плаванию детей дошкольного возраста, достигнута.

Выполнены поставленные задачи исследования:

Изучили особенности обучения плаванию в ДОУ;

- Провели практическую работу по определению желания дошкольников научить плаванию;

Подобрали методы, приемы и специальные упражнения по обучению плаванию дошкольников . Гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010.

2.Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Ст. возраст. – М.: Владос, 2007.

3.Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007.

4.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 2008.

5.Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.

6.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006.

7.Лихачев Б.Т. Педагогика. K у pc лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2007.

8.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М.: Просвещение, 2006.

9.Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2008.

10.Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

11.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.

12.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

13.Осокина Т. И. Как научить детей плавать. - М.: Просвещение, 2005.

14.Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Педагогика, 2004.

15.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.

16.Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 2007.

17.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. - М.: Педагогика, 2008.

18.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Просвещение, 2011. - 189с.

19.Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Знание, 2010.

20.Фельденкрайз М. Осознавание через движение. - М.: Педагогика, 2008.

21.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2009.

22.Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе детского сада. – Минск: Полымя, 2006.

23.Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мн., 2012.

24.Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Консультация для педагогов

Плавание, игры и развлечения на воде способствуют закаливанию и укреплению здоровья детей.

Контроль взрослых обязателен. Для купания в естественном водоеме (реке, озере, море) надо выбрать место с ровным песчаным дном, плотным и не илистым, без камней, коряг, водорослей и особенно ям. Вода должна быть чистой, прозрачной. Для старших дошкольников глубина водоема не более 80 см. Выход к воде должен быть свободным от кустов и деревьев и желательно, чтобы на берегу было подходящее сухое место для приема солнечных ванн и проведения игр.

Для плавания и игр на воде используют резиновые надувные мячи, круги, игрушки, плавательные доски, канат и веревки. Дети дошкольного возраста могут освоить разнообразные упражнения: выдох в воду, скольжение на груди и на спине, движение ногами.

Прежде всего, надо научить детей уверенно входить в воду. Если ребенок с опаской смотрит по сторонам и не хочет самостоятельно идти купаться, надо предложить ему повернуться к воде спиной, взять его за обе руки и вместе с ним войти в воду, все время, подбадривая его.

Затем предложить неспешными, плавными движениями погрузиться в воду по пояс, шею. После того как ребенок освоится в воде, он может самостоятельно выполнить эти упражнения.

Следующий этап – это погружение в воду с головой, которое выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Но вначале надо научить детей (лучше на берегу) плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду совершенно, самостоятельно (естественно, при страховке взрослого).

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнить упражнение, иначе надолго может пропасть желание заниматься в воде. Последовательность и постепенность данного упражнения состоит в следующем: ребенок должен побрызгать себе в лицо – дождик, затем погрузиться до уровня подбородка, потом до уровня носа; нос утонул – до уровня глаз; и наконец, окунуть все лицо. Задание ребенок выполняет в паре со взрослым для большей уверенности.

Погружение в воду с головой подготавливает к разучиванию выдоха в воду. Важно научить детей совершать полный выдох через сомкнутые губы. И это упражнение вначале осваивается на берегу.

Чтобы научить детей при выдохе закрывать рот, проводится следующее упражнение: на ладонь руки, расположенной на уровне рта, кладут легкий предмет (листок, перышко и т.д.); делая выдох, ребенок сдувает его с ладони. Чтобы дети не задерживали дыхания, перед вдохом им еще раз напоминают о предстоящем выдохе.

Для обучения выдоха в воду дети располагаются в воде по пояс, наклоняют голову так, чтобы губы были на уровне поверхности воды, и дуют на нее, как на горячий чай; потом опускают губы в воду и как бы вспенивают ее при выдохе; затем погружаются в воду до уровня глаз и делают выдох. Все эти упражнения подготавливают ребенка к выдоху с погружением в воду с головой.

После того как дети научатся уверенно выполнять выдох в воду и так же уверенно погружаться в нее с головой, можно приступать к разучиванию скольжения. Детям предлагается войти в воду по пояс, присесть и вытянуть руки вперед. Оттолкнувшись от дна одновременно двумя ногами, выполнить скольжение по воде. Тело ребенка при этом легко, свободно лежит на самой поверхности воды, ноги и руки соединены, выпрямлены, голова опущена в воду.

Скольжение выполняется только вдоль берега или по направлению к берегу в положении на спине, вытянув руки вдоль бедер или подняв их вверх. Если дети освоили выдох в воду, скольжение по воде на груди и спине, можно обучать правильным движениям ног.

Как и предыдущие, упражнения, для ног сначала проводятся на берегу, а потом лежа в воде на мелком месте. Ребенок ложится на воду и выпрямляет ноги так, чтобы на поверхности в положении лежа на спине, показались носки, а в положении лежа на животе – пятки. При этом опора может быть на предплечья или на прямые руки в более глубоком месте, ноги при этом находятся на расстоянии 30-40см одна от другой.

В таком положении прямыми ногами двигают вперед-вниз от бедра спокойно и ритмично. Затем движения ног совершенствуются в сочетании с продвижением на руках по дну вперед – как крокодил. Глубина при этом не должна вначале превышать 30-35 см, но постепенно может быть увеличена до 50-55 см. После того как дети хорошо освоят скольжение на груди и животе, можно еще более совершенствовать движения ног способом кроль, используя поддерживающие средства: надувные резиновые круги, мячи, плавательные доски, крупные надувные игрушки.

С помощью предметов дети совершенствуют положение тела в воде, при котором руки должны быть вытянуты вперед, плечи опущены в воду, пальцы мягко охватывают предмет (круг), голова свободно приподнята. Движения ногами выполняются плавно и ритмично. Уже после нескольких занятий дети дошкольного возраста способны проплыть с помощью предметов в руках до 20 см.

Главное при обучении плаванию – научить детей свободно держаться на воде, освоив простейшие навыки плавания.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ВОДЕ

При проведении игр и забав на воде для предупреждения несчастных случаев и травматических повреждений необходимо соблюдать следующие требования:

проводить игры и занятия по плаванию в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности;

не допускать детей в воду, если температура ниже 20°;

только под наблюдением взрослых допускаются игры на воде и обучение плаванию;

дистанция для плавания не должна превышать более 30-50 м (на одном занятии) и в основном проходить вдоль берега.

Необходимо объяснить детям, в каких случаях необходимо звать на помощь, и ради забавы не подавать ложных сигналов. В любую минуту взрослые должны быть готовы оказать детям помощь. Во время купания и плавания вода может попасть в ухо, это не должно пугать ребенка. Надо выйти из воды, вытереть уши полотенцем. Если вода все же осталась в ухе, предложить ребенку сделать несколько подскоков на одной ноге, слегка наклонив голову набок (вправо или влево).

Если ребенок поперхнется водой, то нужно просто откашляться и сделать вдох. При порезе, царапине кожу или ранку необходимо смазать зеленкой, йодом и наложить стерильную повязку, можно использовать бактерицидный пластырь.

При глубоком порезе в течение нескольких дней лучше не купаться. При переутомлении, резких движениях ребенка в воде иногда могут наблюдаться судороги – ногу свело.

В этом случае надо быстро подойти к ребенку, попросить по возможности расслабить сведенную мышцу, помочь выйти из воды на берег и растереть ногу несильным движением (только вверх) до исчезновения судороги. Надо быть готовым и к тому, что ребенок может захлебнуться и даже скрыться под водой. Тогда действовать надо быстро, сохраняя при этом самообладание. Главное, как можно быстрее вынести ребенка на берег и приступить к искусственному дыханию.

Оказание первой помощи следует продолжать до появления у ребенка самостоятельного дыхания или до прибытия медицинской помощи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!