Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Почему русские ездили именно на тройке лошадей? Защитная экипировка лошади

Лошадь, как и всадник, нуждается в защитной экипировке, ведь при падении ей также больно и она равно как человек требует защиты.

Важность использования

Такая защитная экипировка для лошади не подобает на средневековую бронь, скорее наоборот включает в себя несколько элементов своеобразных снаряжений. Предназначение, которых является защитить вашего любимца от дискомфорта, и неприятных ощущений.

Специализированный вальтрап, потники, идущие под , ногавки – все это нужное приспособления. Только используя их, нужно помнить, что они ни при каких обстоятельствах не заменят неважно подогнанное седло либо недобросовестную езду самого всадника.

Более того, необходимо , она должна перебывать в отменном состоянии. В противном случае они средства защиты сами по себе могут принести животному только дискомфорт, и прочие неприятности. А в некоторых случаях могут стать даже причиной травмы. Бинты, ногавки и колокольчики должны быть обязательно без любых повреждений и дырок. Вальтрапы для лошади также должны быть без повреждений и еще, что немало важно подходить по размеру. Поскольку не правильно подобранный по размеру вальтрап будет приносить животному только неудобства.

А теперь рассмотрим некоторые элементы защитной экипировки.

Вальтрап

Это нехитрое приспособление нужно для того, чтобы правильно распределить вес всадника, что незаменимо для лошади, особенно при осуществлении прыжков.


Фото вальтрапов

Вальтрап для лошади - это средство защиты, что действует в области спины и холки, защищая эти участки от удара. Он исключает возможность натереть седлом спину лошади. И, конечно же, лошадиный вальтрап является, незаменим с гигиенической точки зрения, ведь впитывает весь пот и грязь из области седла в себя.

Изготавливается из разных материалов, но наиболее лучшие сырье, это натуральные вещества – хлопок и шерсть.


Вид вальтрапа под седлом

Поскольку вальтрап стелиться под седло лошади, то и форму он должен иметь соответствующую. Для удобства у отдельных вальтрапов предусмотрены закрепительные держалки, что находятся снизу и по бокам. Они дополнительно поддерживают седло. Обязательно нужно ухаживать за вальтрапом – периодически стирать его и мыть, а после каждой тренировки хорошенько просушивать.

Ногавки

Начинающие наездники часто задают вопрос: Ногавки – это снаряжение для ног, которое защищает от ударов либо смягчает их. Они не нужны лошади при обыкновенной ходьбе только в том случае, если она все время движется правильно. Но когда ваш любимец при перемещении задевает одну ногу второй, наступает на пятки копыта или вы заметили еще какие-то нюансы не правильной ходьбы, или лошадь выполняет тяжелую работу, то лучше будет, если вы позаботитесь о таком приспособлении.

Как правильно надеть ногавки?


Надевание ногавок и колокольчиков

Надевать ногавки для лошади нужно так:

  1. Приставьте ногавки на уровни между запястным и путовым суставами. Переместите их немного выше, после чего опустите так, чтобы шерсть легла гладко. Почти все ногавки надеваются достаточно просто.
  2. Начните застегать ногавки из верхней застежки, при этом свободные концы должны спускаться назад (в случае двойной застежки – нижняя идет назад, а верхняя – вперед).
  3. На всякий случай убедитесь в правильном надевании и немного подправьте, если есть такая необходимость. Помните, что ногавки не должны сидеть слишком плотно, но и не соскальзывать с ноги, не вращаться вокруг и, естественно, что не мешать животному при любом движении.

Колокольчики

Еще один вид специальной защиты для лошадей. Зачастую такие кобуры используют с целью уберечь венчик и пятку лошади от засекания и ушиба при быстром галопе. Колокольчики для лошади снимаются через копыто, но они имеют неудобное свойство – сложно одеваться, а еще со временем могут ослабнуть и перекручиваться. По этой причине одевать их нужно предельно осторожно и желательно с конюхом либо тренером.

Но появились и новые модели, которые имеют более широкую функциональность, чем обыкновенные. Так что покупать лучше всего новинки.

Основная цель использования колокольчиков - защитить пятку лошади и помочь предотвратить случайное снятие подковы, если лошадь наступит задней ногой на подкову передней ноги. Некоторые лошади носят колокольчики только во время верховой работы, а некоторых выпускают в них и на прогулки.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих конников сохранилось некоторое предубеждение против этого предмета амуниции. Польза пользой, но как же трудно их снимать и надевать...было когда-то, когда конный рынок не был так богат, как сегодня. Помните такие?

Казалось, что их использование делало седловку и расседлывание невыносимо затянувшимися. Недавно в сети я нашла совет - как следует прогревать такие колокольчики в горячей воде. Думаю, это может сработать!

Но, к счастью, сегодня можно легко избавить себя и от процедуры "замачивания" - на рынке представлено множество колокольчиков из самых разных материалов, с различным уровнем комфортности, и, конечно же, легкие в использовании. Даже эти резиновые "динозавры" преобразились - приобрели липучки:

А как вам такие?

Однако, несмотря на то, что липучки значительно облегчают нам жизнь, есть у них и "обратная сторона" - лошади часто самостоятельно снимают колокольчики с ними, размахивая ногами. Цельные колокольчики без застежек труднее снимать и надевать, но на лошади они держатся лучше. Правда к таким колокольчикам: последнее предложение применить сложно....

Сегодня, подбирая колокольчики, можно позволить себе задуматься об их дизайне (выбрать подходящие материалы и цвета), но прежде всего стоит подумать о лошадином комфорте.

Как долго колокольчики будут оставаться на лошади? Венчик очень чувствителен, и длительное трение этой области колокольчиком может вызвать появление язвочек. Как насчет колокольчиков с меховой опушкой?


Мех на колокольчике предотвращает травмирование венчика, но собирает опилки, колючки и прочий мелкий конюшенный мусор. Поэтому, если заботиться о чистке колокольчика хочется пореже, можно выбрать и такой вариант, с мягкой подложкой:

Б удьте внимательны, если лошадь долго носила колокольчики, проверяйте ее ноги на предмет наличия царапин!

Еще один вопрос, которым стоит озаботиться, подбирая колокольчики - уход за ними.

Проще всего дело обстоит с резиновыми - промыть и высушить. У некоторых видов колокольчиков ткань покрытия по сути представляет собой петельную часть липучки, и постоянно собирает на себя любой мелкий мусор.

Удобны в уходе колокольчики из искусственной кожи:


Нельзя не упомянуть и о "лечебных" колокольчиках:

Терапевтические колокольчики Magnetik Hoof Boot.

Колокольчики для влажных компрессов. Три слоя пористого материала превосходно вписывают и удерживают влагу, увлажняя копыто. Ежедневное применение в течение 20-30 мин предотвращает пересыхание копытного рога и его ломкость.

Валерия Смирнова, Мария Митрофанова.

29.02.2012 | История русской тройки

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века - период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки - она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орел - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай - город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

Повозки, в которые были придуманы человеком для быстрого передвижения и перевозки грузов. В эту повозку могли впрячь одного или несколько коней. С тех пор есть такое понятие, как пристяжная которую впрягали сбоку от коренной для того, чтобы основной было легче.

Русская тройка

Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.

Обычные кони для тройки - это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы - стройные и быстрые, очень красивые.

Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.

В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.

Возрождение традиции

Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.

Если бы не движение "Содружество", где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился "Кубок России", финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.

Правильно запряженная тройка

Чтобы правильно запрячь тройку коней, есть несколько основных правил. Первое правило - это правильно подобранная упряжь. Она должна быть индивидуально изготовлена для каждой из тройки для того, чтобы работоспособность лошадки сохранялась, не терялись силы. Основное свойство упряжи - это передача тяги от животного к повозке. Размер животного и строение его тела - главный критерий, по которому создается упряжь, она должна иметь ремни для регулировки. В центре такой упряжки должен находиться коренник, а по бокам пристяжные лошади - ни в коем случае не наоборот. Каждая лошадь проходит специальное обучение, чтобы точно соответствовать своему предназначению.

Что такое пристяжная лошадь

Если речь идет о тройке лошадей, то здесь участвует два вида. Коренник - центральная лошадь, как правило, самая сильная и выносливая, благородной породы. Пристяжная лошадь может быть и крестьянской породы, но к ней есть особые требования. Это должен быть умный и податливый конь, легко поддающийся воспитанию. Пристяжная лошадь - управление всей повозки, от нее зависит, как вовремя и правильно повернуть упряжку. Это животное должно отменно бегать галопом - именно тот стиль, который ей требуется.

Коренник

Коренник задает скорость всей тройке. С помощью пристяжных он может развить до пятидесяти километров в час. К кореннику предъявляются высокие требования - благородная порода, отсутствие болезней и хорошая выносливость. Ему присуще передвигаться рысцой, но может перейти и на галоп. Существует и уносная лошадь. Этого коня впрягают впереди коренника, если есть необходимость большего количества лошадей, чем тройка. Существует вид многоконной упряжки - две впереди идущие - уносные, следом пара из коренника и пристяжной. Пристяжная лошадь обязательно впрягается даже в двойку. Ни в коем случае нельзя заменять лошадей. Те навыки, которыми обладает пристяжная лошадь, неизвестны кореннику, и наоборот.

Состав упряжки

Каждая упряжка в обязательном порядке состоит из нескольких вещей. Каждая деталь обязательна и имеет свой функционал. Узда создана для того, чтобы кучер без проблем понукал пристяжных лошадей и коренника. Состоит из ремней, темляка, поводьев и удил. Ремни крепко фиксируются на голове и морде животного, для их изготовления применяют кожу высокого качества или синтетические, эластичные материалы.

Узда не должны создавать дискомфорта животному, если таковой есть, то коренник не будет набирать нужную прыть, а пристяжная лошадь может путать повороты, неустанно тряся головой.

Основа упряжи - это хомут. Именно он передает усилия тяговые от коня к повозке. Состоит из двух клещей, двух подушек, хомутины, покрышки, супони, подкладки, горта и двух гужей. Это необходимо правильно собрать, чтобы лошадки не тратили лишние усилия.

Вместо хомута можно применять шорку - это чисто кожаное изделие. Шорка более удобная и легкая, состоит из широкого ремня для крепления на груди, к нему крепится еще два боковых поддерживающих ремня, соединяются они между собой специальными кольцами. К этим же кольцам крепят и постромки.

Седелка состоит из двух основных частей. Подбрюшник не позволяет колебаться оглоблям и хомуту, а также прочим частям упряжи. Чересседельник удерживает большой вес оглобель, хомута и дуги, чтобы спина лошади не перенапрягалась. У этих животных слабые позвоночники, при любой резкой нагрузке, которую может доставить дуга, хомут или всадник, есть возможность перелома. Поэтому необходимо соблюдать все правила упряжи и креплений.

Подпруга подкладывается под седелку, чтобы ее придерживать, шьется из хлопковой или хлопчатобумажной ткани. Дуга - это своеобразный амортизатор, она смягчает толчки и удары повозки. Соединяет оглобли с хомутом. С помощью вожжей кучер управляет лошадьми, а шлея предназначена для того, чтобы хомут не накренялся вперед. Она необходима для безопасной остановки повозки, тем более если торможение резкое.

Если соблюдены правильно все требования, по которым собирается упряжка, то и коням будет легче, и кучеру. Позаботьтесь о своих животных, одинакового внимания требует и пристяжная лошадь, и коренник.

"Слышь, жена! погляди, Каковы уздечки! Видишь, вот медный набор, вот колечки, махры. А дуга-то, дуга,- сияет в золоте..." Так писал в 1855 году Иван Никитин в своем стихотворении "Выезд троечника". Красочное зрелище представляла собой русская тройка, оcобенно в праздничной сбруе. И недаром даже в специальных изданиях в ее описания то и дело вплетается поэтическая интонация.

"Русская ямская троечная сбруя считается среди других видов упряжи самой красивой. В ней воплотилось веками накопленное искусство русских шорников. На украшении ее московские шорные мастера сосредоточили всю любовь к своему ремеслу и отдали ей свои художественные дарования. Троечная упряжь отражает целую эпоху, когда еще не было железных дорог, и когда со всех концов мчались к Москве и от нее ямские тройки",- nишут Г. Петров и В. Бебешин, авторы изданной в 1928 году книги "Шорное производство".

Лошади располагаются в русской тройке в один ряд или "без выноса". Коренник (средняя лошадь) бежит рысью*, а две другие - крайние скачут обычно галопом (пристяжные). Посему коренник подбирается из рысистых пород лошадей, а пристяжные - из верхoвых. Такое сочетание двух различных аллюров в одной упряжке - рыси и галопа - и дает неповторимость троечной езды, вместе с тем быстрой и красивой.

Русская тройка веселила не только взгляд, но и слух. Не спроста троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину "ямской (или ямщицкой) гармонью". Состав такого самобытного музыкального инструмента из-за местных особенностей был довольно различен. Что же представляет собой у троечной упряжи обобщенный музыкальный набор?

Под дугой коренника подвешивались дужные (или поддужные) колокольчики. В верхней части дуги коренника прибивалось кольцо. Считается, что именно к данному кольцу привязывался колокольчик. Но это совсем не так. К нему привязывались поводки коренника. А кольцо это, между прочим, носило название "зга". Оборот речи "не видно ни зги" обозначало настолько плохую видимость, что не позволяло ямщику разглядеть даже перед ним находившуюся згу. Непосредственно же к дуге колокольчики подвязывались при помощи сыромятных ремней. В дугу вбивать дополнительные кольца значило бы нарушать прочность ее, особенно в связи с тем, что в конце 19 века изменились вкусы, и старая тяжелая дуга была заменена тонкой. Под дугой, как правило, висело от 1 до 3 колокольчиков, которые имели разные звучания. Поддужные колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись подвешенное на сыромятном pемешке кольцо или кованая сеpьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.

На колокольчиках для русской тройки часто отливались номера. Долгое время знатокам не удавалось убедительно объяснить значение этих номеров. В самом деле, выбирает, скажем, собиратель из своей коллекции все колокольчики с номером "I" и убеждается, что они отличаются друг от друга размерами, весом, тональностью. Складывалось впечатление о произвольности и бессистемности нумерации. Все же, в конце концов, удалось разгадать эту загадку.

Оказалось, что колокольчики для русской тройки делятся на типы, причем каждый тип характеризуется плотностью (толщиной стенок) и формой. В свою очередь, колокольчики одинакового типа различаются размерами, то есть диаметром и высотой. Вот эти-то размеры и характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку при геометрическом подобии форм размер колокольчика связан обратным cоотношением с высотой звука, то номер колокольчика данного типа определяет и тональность звучания: чем больше номер, тем выше тональность.

Другой загадкой была надпись "с серебром", имевшаяся на некоторых колокольчиках. Дело в тoм, что анализ химического сплава колокольчиков с надписью показывает приблизительно одинаковое содержание серебра в колокольчиках без нее. Кроме того, содержание серебра там столь незначительно, что этот его можно в сплаве считать примесью. Приводились разные объяснения значения надписи "с серебром". Самым убедительным кажется следующее объяснение: с этой надписью колокольчики серебрились, но со временем серебряный слой разрушался, а надпись осталась. Возможно, от того колокольчики любого типа в прейскурантах именовались и желтыми и белыми.

Согласно этой версии белые были посеребрены. Далее о подвеске поддужных колокольчиков. Если под дугой подвешивался один лишь колокольчик, то его старались подобрать покрупнее, тогда он имел более громкое и певучее звучание. Однако было время, что максимальная его величина даже регламентировалась, так как по звучности и величине поддужных колокольчиков судили о знатности и чине путника. Ежели подвешивалась пара колокольчиков, тогда использовались, как правило, разных номеров однотипные колокольчики. Специально выпускались именовавшиеся сибирскими парные колокольчики. Из пары больший колокольчик, который имел более низкое звучание, порой называли "мужиком", меньший - "бабой". Колокольчики могли быть созвучны друг другу при определенных сочетаниях их номеров.

В подвеске из трех колокольчиков для русской тройки главный из них издавал более резкий и сильный звук, два других настраивались в лад, подбирались в тон главному и играли роль "подпевал". Теперь с дуги внимание перенесем на наборные арканы с бубенцами. Аркан (ошейник, ожерелье или подгарок) из себя представлял повязку вокpуг шеи лошади в виде поясного pемня, который застегивался свеpху.

Бубенец - это колокольчик шарообразной формы внутри которого помещалась дробина. Арканы с бубенцами одевались на шеи всех лошадей тройки. По длине всего аркана крепилось 7, 9 или 11 бубенцов разных размеров при помощи сыромятных ремней. Такой набор бубенцов при езде издавал "согласный" звон. Более того, этот звон согласовывался с более низким тоном поддужных колокольчиков. Вместо крупного нижнего бубенца на аркане мог крепиться гречушный или сибирский колокольчик. Арканные бубенцы и поддужные колокольчики выполнялись из медного сплава, разнились по типам и изготавливались белыми (посеребренными) или желтыми. Бубенцы разных типов различались по номерам, но только в обратном порядке в сравнении с колокольчиками: больше размер - больше номер.

Подобный набор внизу из гречушного колокольчика и множества арканных бубенцов и, укреплялся иногда не на аркане, а на воротнике из крепкой яловой кожи, обтягивающем хoмут. Другой воротник с большим количеством бубенцов мог быть подвязан с внутренней стоpоны дуги. Седёлки и шлеи внутри кистей, свисавших c уздечки, иногда крепились маленькие гречушные колокольчики или мелкие бубенчики, звон каковых увязывался со звоном больших арканных бубенцов. Дабы звон бубенчика или колокольчика, находящегося внутри кисти, не гасился, для этого случая кисть применялась шерстяная, а не кожаная. Края седёлки обрамляли маленькие бубенцы. Иногда к седёлке прикреплялся колокольчик, касающийся тела лошади и оттого издавал приглушенный звук. Собственно о подобном колокольчике пишет И. А. Гончаров в романе "Обыкновенная история": "Между тем показался в воротах ямщик с тpойкой лошaдей. Чеpез шею коpенной была переброшена дуга. Привязанный к седёлке колокольчик глухо и несвободно, как пьяный, ворочал языкoм, связанный и кинутый в караульню". Кроме бубенцов, изготовлявшихся из медного сплава, делались более крупные желeзные бубенцы, которые также различались по номерам и типам, а нумерация шла по тому же принципу, что у колокольчиков. Железные бубенцы привязывались к оглоблям или к дуге и испускали глухой звук. Подобные бубенцы принято было подвешивать к саням, которые замыкали обоз, чтобы не потерялись они в пути.

На закате русской тройки начали применяться отличные от обычных, так называемые сeдёлочные колокольчики. Звучащим их элементом были полые стальные полушария (от 1 до 4) с 3-мя железными шаpовидными язычками внутри. За необыкновенную мелодичность звучания их величали "малиновым звоном". Седёлочный колокoльчик мог располагаться на седёлке коренника, однако чаще всего крепился он к трокам пристяжных. Это объяснялось тем, что у скачущей галопом пристяжной звон получался более выразительным, нежели у бегущего рысью коpенника. На троках пристяжных располагались седёлочные колокольчики одного вида. Каждая тройка обладала своим индивидуальным звучанием. Оно обусловливалось как составом бубенцов и колокольчиков, так и мелодическими оттенками каждого из них.

Одаренные музыкальным слухом мастера умело подбирали бубенцы и колокольчики в минорное или мажорное звучание, что зависело от характера предстоящего события - радостного (масленица с катанием на тройках, свадьба) или же печального (проводы рекрута и др.). Русская троечная упряжь как самобытный музыкальный инструмент ушла давно в прошлое. Но его неповторимость, не имеющего аналогов за рубежом, красота его внешнего облика и звучания просто обязывают хранить о нем память.

Устройство троечной упряжи станет более понятным, если перед ее описанием рассказать о парной и одиночной упряжи, ведь из их элементов была составлена сбруя каждой лошади, составляющей тройку. Так, в частности, сбруя коренника русской тройки подобна одиночной полуямской (загородной) упряжи (рис, вверху). Она относится к виду хомутовой дуговой упряжи, которая особенно была удобна на дорогах с ухабами и рытвинами - деревянная дуга амортизирует толчки от неровностей дороги. Дуга пристегивалась к оглоблям и к хомуту (оголовку) гужами. Хомут стягивался супонью. На голову лошади надевалась уздечка (узда) и служила для управления лошадью при помощи вожжей, а также для ее головы посредством поводьев (поводков), подвязанных к дуге. Тело лошади огибала шлея, которая крепилась к хомуту и ремнями поддерживалась, переброшенными через лошадиную спину. Шлея воспринимала тяготу повозки при остановке и спуске с горы. Седелка крепилась на спине лошади при помощи подбрюшника (подпруги) и вместе с поперечником (чересседельником) требовалась для поддержки оглобель.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!