Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Спортивный туризм. Спортивный туризм и его виды Спортивно туристическое направление

Виды спортивного туризма

Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма "народной дипломатии" основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Вид спорта "Спортивный туризм" включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006--2009 г.г.).

Виды спортивного туризма
Полный список видов спортивного туризма официально зарегистрированных, классифицированных и эталонных с утверждённой методикой присвоения званий и разрядов:

  1. Пешеходный туризм
  2. Горный туризм
  3. Водный туризм (сплавы на маломерных судах)
  4. Конный туризм
  5. Велосипедный туризм
  6. Лыжный туризм
  7. Спелео туризм
  8. Парусный туризм
  9. Автомото туризм

Формы спортивного туризма

Можно назвать следующие формы спортивного туризма в зависимости от его организации: спортивный туризм может быть индивидуальным и массовым.

Индивидуальные (заказные) туры - это туры, формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Главное преимущество индивидуальных поездок заключается в том, что они позволяют побывать в любой точке мира и, даже по классической Европе, найти оригинальный маршрут. Ведь подобный продукт создается под требования каждого конкретного туриста.

Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг, сориентированного на определенный вид отдыха, а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг, поэтому турист может либо купить его целиком, либо вообще отказаться от его приобретения. Такой вид комплексного обслуживания носит название пэкидж-туры (от англ. package tour - пакетный тур). Готовые пакетные туры дают возможность туроператорам использовать специальные тарифы, и их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).

2. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм спортивного туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.

Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три -- пять часов; шесть -- восемь часов; девять -- одиннадцать часов; двенадцать и более часов.

Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально - три ночлега.

3. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм спортивного туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

4. Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

Спортивный туризм в России

Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России. Спортивным туризмом в России занимаются до 3 млн. человек.

Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет - Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов Российской федерации.

Вид спорта "Спортивный туризм" включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я.

Немного истории спортивного туризма. Туристское движение на России зародилось в конце XIX века. В то время в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: "Альпийский клуб" в Тбилиси (1877), "Предприятие для общественных путешествий во все страны света" в Петербурге (1885), "Крымский горный клуб" в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - "Крымско-Кавказский горный клуб"), "Русский тюринг-клуб" (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. "тюринг-клуб" был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пеше-лыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных походах.

Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное первое велосипедное кругосветное путешествие Онисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине. "Я поехал в кругосветное путешествие как русский спортсмен, с национальным флагом нашей Родины", - записал в своем дневнике О.П. Панкратов, начиная это путешествие. 28 июня 1913 года Харбин встречал своего героя. Почетный трофей - Бриллиантовая звезда украсила грудь российского спортсмена, проехавшего 50 тысяч километров вокруг света.

Руководили самодеятельным туризмом и поддерживали его в те годы такие известные государственные деятели как зам. пред. Малого Совнаркома СССР (вице-премьер министр) В.П.Антонов-Саратовский, один из лидеров КОМИНТЕРНА А.Курелла, академик Н.П.Горбунов, известный полярный исследователь О.Ю.Шмидт.

Всего в то время в дальних и местных походах участвовало более 6 млн.человек. В 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление "О ликвидации ВОПТЭ" и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР.

В 20-30-е годы в СССР альпинизм и горный туризм в современном понимании этих слов считались единым видом ТУРИЗМА, и развивались государством в системе ОПТЭ.

В начале ХХ века во всём мире поклонники горовосхождений назывались горными туристами. Альпинистами назывались только путешествующие в Альпах. Однако постепенно этот термин стал общим для всех любителей гор. В 30-х годах в СССР горный туризм и альпинизм не разделялись. Одни и те же спортсмены ходили как в перевальные походы, так и на вершины. В 40-е годы после разгрома ОПТЭ бывшие члены его горной секции ограничились восхождениями на вершины и стали альпинистами в современном смысле. (С 90-х годов после ликвидации искусственных запретов горные туристы стали включать в свои маршруты восхождения и траверсы вершин. Известны случаи, когда восхождения в рамках туристских походов занимали призовые места в чемпионатах по альпинизму, оставаясь всего лишь одним из нескольких элементов горного похода.)

К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939г. был введен значок "Турист СССР", в 1940г. учреждено звание инструктора по туризму.

Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания "Мастер спорта" и "Заслуженный мастер спорта", в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М.Губанов.

В 1936 году руководство туризмом в стране передано физкультурным организациям и ВЦСПС. В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО. туризм творчество военный страйкбол

В довоенный период широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско - юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников.

В предвоенный период в самодеятельных походах - дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн.человек.

Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Увеличение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными спортивными походами потребовало упорядочения системы подготовки на основе единых нормативных требований.

После окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предпринял широкомасштабные действия по развитию туризма в стране. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получили создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов, местом работы маршрутно-квалификационных комиссий по видам туризма, являлись организаторами спортивного туризма.

В 1949 году Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта своим постановлением включил в Единую Всесоюзную спортивную классификацию туризм. Самодеятельным туристам стали присваивать спортивные разряды и звания. Руководство туризмом осуществлялось Союзом спортивных обществ и организаций СССР и ВЦСПС.

Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма, а в конце 50-х -школы руководителей сложных походов по видам туризма. С середины 50-х годов началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления - спортивного туризма. В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. В 1958 году самодеятельным спортивным туризмом занимались (разрядники) 428 156 чел, в 1959 - 946 418, в 1960 - 1 512 860 человек. Туризм стал действительно массовым.

Первым председателем Всесоюзной секции туризма в 1956г., ставшей в 1959 г. Федерацией туризма СССР стал Е.А. Косарев. При центральных, республиканских и областных ДСО и ТЭУ ВЦСПС и облсовпрофов были созданы секции и федерации туризма.

В 1962 решением ВЦСПС ТЭУ были преобразованы в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), республиканские и областные советы, в ведение которых полностью перешел самодеятельный туризм. При ЦСТЭ и советах на местах начали работать секции и комиссии по видам туризма, создавались областные и городские туристские клубы.

В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа -Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах (Положение о федерациях утверждено ЦСТЭ и ВСДСО профсоюзов -протокол N7, п.9 от 16 июля 1976г.). Председателем Федерации был избран С.В.Журавлев- зам. председателя Всесоюзного совета ДСО профсоюзов.

В 1985 г. Федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах -республиканскими, краевыми и областными. Председателем Федерации стал известный турист, заслуженный мастер спорта В.Д.Тихомиров.

С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981г. преобразованы в Чемпионаты СССР, республик и т.п. (Постановление ЦСТЭ, протокол N16 б п.5 от 22 мая 1980г., согласованное с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР). Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980г., протокол 6, призеры чемпионатов СССР награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах ежегодно участвовало 100-150 команд.

К концу 80-х годов в системе советов по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. На различного уровня семинарах, школах, сборах подготовлено более 500 тыс. инструкторов, руководителей походов, судей соревнований. В спортивных походах ежегодно участвовало более 200 тысяч туристов спортсменов (около 20 тысяч туристских групп).

Звание Мастер спорта СССР присвоено более 1500 туристам.

На рубеже 80-90 -х годов на территории бывшего СССР действовало более 60 общественных КСО, более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов.

В 1990 году звание мастер спорта было присвоено 124 туристам, 1-3 разряд - 80тысячам туристов, а значок "турист СССР был вручен 250 тысячам туристов.

В 1992 г. после распада СССР был создан Международный туристско-спортивный союз, а в 2002 году была учреждена Международная Федерация спортивного туризма, объединившая туристов стран СНГ и Прибалтики. Туристско-спортивный союз и федерация спортивного туризма России стала работать при Госкомспорте России.Президентом стал ЗМС И.Е.Востоков. Спортивный туризм включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. С 1994г. спортивным туристам присваиваются звания МС, МСМК и ЗМС.

Впервые спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой развитие маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов. Начиная с 1965 года разрядные требования включали присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол "4 от 19 марта 1965 года.) Начиная с 1994г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма.

Спортивный туризм

Спорти́вный тури́зм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Группа туристов

История спортивного туризма

  • В включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию.
  • В впервые организованы соревнования на лучший туристский поход.

Социология туризма

Благодаря доступности спортивно-оздоровительным туризмом занимаются дети, а также все слои населения, среди которых массово - молодёжь, студенчество, интеллигенция, учителя, врачи, бизнесмены, государственные и муниципальные служащие.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Туризм: приключения и спорт в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Спортивный туризм" в других словарях:

    Туризм - получить на Академике действующий или выгодно на распродаже в ТопРадар

    Спортивный туризм - походы по маршрутам определённой категории сложности, а также участие в чемпионатах по этим походам и в соревнованиях по технике туризма. Существует несколько направлений спортивного туризма: пеший туризм, лыжный туризм, горный туризм, водный… … Энциклопедия туриста

    СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ, вид спорта соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.). Зародился в СССР в конце 1940 х гг … Современная энциклопедия

Лекция 14. Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в Республике Беларусь.

Вопросы, рассматриваемые на лекции.

  1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладные многоборья».
  2. Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.
  3. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Туристско-прикладные многоборья (ТПМ) – один из двух видов спорта, входящих в систему спортивного туризма в Республике Беларусь, имеющий свои Правила соревнований и установленные Единой спортивной классификацией Республики Беларусь разрядные требования. Соревнования по ТПМ – это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения разнообразной туристской техникой и тактикой. Дистанции ТПМ выступают в качестве своеобразной модели маршрута туристско-спортивного похода, а технические этапы ТПМ – модели отдельных классифицированных участков маршрута. С некоторой долей допущения можно говорить о том, что соревнования по ТПМ – это соревнования по технике и тактике преодоления характерных для спортивного туризма препятствий (технических этапов). Как и в случае спортивного туризма, где походы, по способу передвижения подразделяются на пешие (горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные, соревнования по ТПМ проводят в технике горно-пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма.

1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье»

(краткая история возникновения ТПМ).

Предшественниками соревнований по ТПМ, как самостоятельного вида спорта, несомненно, являются туристские слеты и соревнования по технике видов туризма .

Что представляют собою туристские слеты с точки зрения их содержания и программы? Туристские слеты являются достаточно специфичными, разноплановыми туристскими мероприятиями. Проведение слетов разного масштаба (республиканских, областных, районных, слетов отдельных организаций, межвузовских слетов и т.д.) практикуется со времен СССР по настоящее время. Например, I Всесоюзный слет туристов, был проведен в Северной Осетии (Кавказ) в 1981г.

Хотя многие туристы, понятия «туристский слет» и «туристские соревнования» понимают одинаково, между ними есть существенные отличия. Главные цели и задачи основной массы туристских слетов – популяризация туризма, и пропаганда здорового образа жизни среди широких слоев населения; общение и обмен туристским опытом (Кодыш и др., 1984). Туристские соревнования являются лишь составной (хотя и наиболее важной) частью программы слета (пусть и наиболее существенной). Традиционная «зачетная» программа туристского слета является комплексной и включает в себя, по крайней мере, два раздела: программу спортивных состязаний и т.н. конкурсную программу. Таким образом, кроме состязаний в туристской технике на слетах широко практикуется проведение спортивных игр, конкурсов туристской песни, фотографий и т.д. Важным компонентом программы слетов являются и разнообразные культурно-массовые (воспитательные) мероприятия.

В туристско-спортивную программу слетов обычно включают следующие соревнования. Во-первых, это соревнования по ориентированию на местности (обычно участники преодолевают дистанцию ориентирования в заданном направлении или ориентирования по выбору, в том числе дистанции ночного ориентирования). Во-вторых, обязательным компонентом туристско-спортивных состязаний является преодоление полосы препятствий горно-пешеходной техники (препятствий, специфичных для горно-пешеходного туризма), а так же дистанции техники водного и велосипедного туризма. Сложность данных соревнований, со спортивной точки зрения, зависит от масштаба слета. Например, на туристских слетах республиканского масштаба акцент делается именно на туристско-спортивную часть программы, и дистанции слета могут приравниваться с технической точки зрения к дистанциям ТПМ четвертого класса сложности (см. ниже раздел 3 данной лекции). На туристских слетах меньшего масштаба преследуются, как мы уже отмечали выше, прежде всего цель пропаганды туризма как средства оздоровления и активного отдыха широких масс трудящихся и учащейся молодежи (а не цель спортивного совершенствования). Поэтому и спортивно-туристские дистанции данных слетов не являются сложными со спортивной точки зрения.

Ни в коем случае не умаляя пропагандистского и воспитательного значения слетов, следует признать, что они имеют косвенное отношение к спорту, как таковому. Соревнования в рамках слетов проводятся без определенных, единых правил , на относительно несложных туристских дистанциях. Правила состязаний в рамках туристского слета оговариваются «условиями» проведения данного конкретного слета и варьируют от слета, к слету (не являются незыблемыми). Участие в данных соревнованиях никак не связано с присвоением туристам спортивных разрядов и званий .

Что представляли собою соревнования по технике туризма? Если главной целью туристских слетов является все же популяризация туризма, то главной целью соревнований по технике туризма являлось все же спортивное совершенствование в технике и тактике спортивного туризма . Соревнования по технике видов туризма зародились в 70-х годах прошлого века в СССР и предлагались вначале, в качестве эффективного способа специальной подготовки для совершения спортивных походов. Отмечалось, что, «В туристских соревнованиях важно не только и не столько завоевать победу, сколько проверить техническую и тактическую подготовку, общефизическую и специальную тренированность, проверить новые образцы снаряжения в условиях максимально приближенных к походным» (Кодыш и др., 1984). Соревнования проводились по технике пешего, горного, водного, велосипедного, лыжного туризма и вскоре завоевали признание в туристской среде. Сложились предпосылки к переходу от соревнований, как вида специальной подготовки , к формированию самостоятельного вида спорта .

Соревнования в любом виде спорта – это игра по заранее оговоренным, определенным правилам. Поэтому в СССР были разработаны временные Правила туристских соревнований по отдельным видам туризма, утвержденные Центральным советом по туризму и экскурсиям и федерацией туризма СССР. Правилами устанавливалось четыре класса соревнований по возрастанию сложности. Именно в данных правилах было закреплено основное содержание соревнований туристов – преодоление дистанций туристской техники . В то же время до 90-х годов не было выработано единого подхода и единых Правил соревнований по технике разных видов туризма.

Какие дистанции преодолевались туристами в соревнованиях по технике видов туризма? Соревнования по технике пешеходного туризма заключались в преодолении протяженной дистанции кросс-похода с набором естественных препятствий (этапов) и компактно расположенной на местности полосы препятствий . Движение команды по дистанции кросс-похода было приближено к условиям похода (передвижение по маршруту с грузом и преодолением естественных препятствий). Дистанция полосы препятствий выявляла, прежде всего, техническую подготовленность команды. Она была призвана быть зрелищной, динамичной, и преодолевалась обычно без контрольного груза. Характерными техническими этапами и участками на дистанциях данных соревнований являлись: преодоление горных склонов (моделей горных склонов); переправы через водные препятствия, разные виды транспортировки «пострадавшего» и пр.

Соревнования по технике горного туризма высшего четвертого класса проводились на трех дистанциях: скальной , снежно-ледовой , и дистанции преодоления водной преграды . Скальные дистанции заключались в преодолении командой скального склона различной крутизны и протяженности (дистанция 4 класса – крутизна 55-60°, протяженность до 100м) с применением разнообразной техники передвижения и страховки. На ледовой дистанции, соответственно командой преодолевались ледовые склоны, а на дистанции преодоления водных препятствий команды демонстрировали технику и тактику наведения различных переправ (вброд, над водой). Соревнования по технике лыжного туризма проводились на двух дистанциях: туристы преодолевали протяженный лыжный маршрут и полосу препятствий , характерных для лыжных путешествий.

Таким образом, в соревнованиях по технике различных видов туризма не было единой структуры (несмотря на примененный принцип преодоления дистанций туристской техники), не было единых Правил и соответственно, единого метода классифицирования дистанций, определения результатов соревнований. Все это не позволяло до 90-х годов соревнованиям по технике видов туризма трансформироваться в отдельный вид спорта со своими разрядными требованиями, хотя предпосылки к такой трансформации уже были созданы.

В 90-х годах прошлого века желание проводить очные туристские соревнования по единому принципу и с едиными Правилами соревнований, наконец, было реализовано. В Республике Беларусь «родился» новый вид спорта – туристско-прикладное многоборье. Заслуга в его появлении, прежде всего, принадлежит мастеру спорта по горному и лыжному туризму, неоднократному победителю и призеру Всесоюзных соревнований по спортивному туризму Владимиру Ильичу Ганопольскому, который является автором-разработчиком ныне действующих Правил соревнований по ТПМ.

Каково содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью? Соревнования по ТПМ, в технике различных видов туризма, заключаются в преодолении дистанций, требующих владения туристами всеми компонентами туристской техники, а так же решения комплекса тактических задач в данных компонентах. При этом под компонентами туристской техники подразумеваются уже известные Вам разновидности туристской техники: техника передвижения и страховки на естественных препятствиях; техника ориентирования на местности, техника бивака и поисково-спасательных работ. Определения ключевых понятий туристских соревнований «дистанция» и «технический этап» нами было представлено ранее (в лекции «Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции»). Они в равной степени относятся и к соревнованиям по ТПМ. Итак, дистанция ТПМ – это спланированный на местности и оборудованный для проведения соревнований по ТПМ маршрут или система маршрутов движения команд и участников с установленными техническими этапами или участками. Данный маршрут (система маршрутов) для движения команд и участников обозначен на локальных препятствиях (естественном рельефе, искусственных сооружениях) или нанесен в том или ином объеме на карте местности. Технический э тап основной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют определенное условиями соревнований технико-тактическое задание.

Состав дистанций туристско-прикладного многоборья одинаков для соревнований по технике всех четырех видов туризма. В соревнованиях по ТПМ командами преодолеваются три вида дистанций: длинная дистанция , короткая дистанция и дистанция поисково-спасательных работ (ТПСР). В зависимости от масштаба соревнований ТПМ, команды преодолевают разный набор дистанций. На соревнованиях класса мастеров (уровня чемпионата Беларуси) команды выступают на всех трех дистанциях. На соревнованиях класса высших разрядов (уровня чемпионата города, области) команды выступают на двух дистанциях (длинной и короткой). Наконец, на соревнованиях класса новичков команды преодолевают одну дистанцию промежуточную по протяженности и числу технических этапов между длинной и короткой дистанциями.

Все соревнования по ТПМ проводятся как лично-командные . Начиная с четвертой группы соревнований, (см. ниже) кроме командных дистанций, участники преодолевают две личные дистанции – длинную и короткую. По результатам, показанных участниками на данных личных дистанциях определяются победители соревнований в личном первенстве. Кроме того, результаты, показанные участниками команды на личных дистанциях (средний балл) учитываются при определении места команды в общекомандном зачете. Соревнования V группы (класса «новичков») проводятся на одной лично-командной дистанции. Победители личного первенства определяются по результатам преодоления участниками отдельных личных технических этапов такой объединенной дистанции.

Что представляет собою длинная дистанция туристско-прикладного многоборья? Длинная дистанция ТПМ – это пешеходнотуристский, лыжнотуристский, воднотуристский или велотуристский протяженные маршруты (до 12км на местности в соревнованиях по технике горно-пешеходного и лыжного туризма), содержащие набор технических этапов. Длинная дистанция является своеобразной моделью маршрута похода, а ее технические этапы моделируют, в свою очередь, естественные препятствия, характерные для данного вида спортивного похода. На этой дистанции оценивается уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· В технике и тактике ориентирования на местности;

· В технике и тактике передвижения по элементам естественного рельефа местности и по выделенным в виде технических этапов естественным препятствиям;

· В технике и тактике организации командной страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий;

· В технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа.

· В технике туристского бивака.

В соответствие с оцениваемыми компонентами техники на длинной дистанции устанавливают ряд технических этапов. Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма являются следующие этапы: преодоление склона со страховкой (подъем, траверс, спуск); переправы через реку с организацией страховки (переправа вброд, по клади, навесная), ориентирование на местности (по азимуту, в заданном направлении, по заданной линии), транспортировка «пострадавшего» по различным элементам рельефа и различными средствами (на вязаных носилках, по склону с сопровождающим и т.д.) и ряд других.

В соревнованиях по ТПМ в технике лыжного туризма вышеперечисленные технические этапы преодоления склона, переправ, транспортировки «пострадавшего» так же присутствуют в том или ином объеме. Характерным этапом для оценки техники ориентирования на местности в зимних условиях является этап ориентирования на маркированной трассе. Разумеется, что для соревнований в лыжнотуристской технике характерны и технические этапы передвижения на лыжах: различные виды техники подъема и спуска на лыжах со склона, преодоление на лыжах участков труднопроходимого леса, «тропление» лыжни в глубоком снегу и пр. С сущностью вышеуказанных технических этапов Вы должны познакомится на практических занятиях по предмету «Туризм» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Представление о применяемой на данных технических этапах технике туризма дано так же в материалах методических занятий «Техника преодоления естественных препятствий», «Технические приемы ориентирования на местности».

Что представляет собою короткая дистанция туристско-прикладного многоборья? Короткая дистанция – это дистанция пешеходнотуристской, лыжнотуристской и пр. техники. Она не подразумевает движения команды и участников по сколько-нибудь протяженному маршруту на местности, а заключается в преодолении характерных для каждого вида туризма естественных локальных препятствий с выполнением командами заданных условиями соревнований технико-тактических действий. В соревнованиях по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма короткая дистанция – это, прежде всего, преодоление командами и участниками локальных участков склонов различной сложности и с разным характером покрытия: глинистых, скальных, снежных и пр. Соответственно, короткая дистанция не разбивается на отдельные технические этапы (с отдельной оценкой за их преодоление) а является единой.

На короткой дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма акцент делается на оценку двух компонентов туристской техники: техники передвижения по естественным препятствиям; техники организации страховки. Характерная короткая дистанция на соревнованиях в технике горно-пешеходного туризма заключается в преодолении склонов (подъем-траверс-спуск) с организацией страховки. На соревнованиях по технике лыжного туризма та же дистанция подъем-траверс-спуск преодолевается частично в технике пешего передвижения и частично на лыжах (но вновь с организацией страховки на указанных условиями соревнований участках). Кроме того, на соревнованиях ТПМ класса высших разрядов и мастеров, на коротких дистанциях может оцениваться и техника транспортировки «пострадавшего» по склону (на вязаных носилках, на сопровождающем участнике и пр.).

Что представляет собою дистанция поисково-спасательных работ? Дистанция ТПСР имеет определенную протяженность на местности (обычно меньшую, чем протяженность длинной дистанции) и разбивается на отдельные технические этапы. Выделенные технические этапы дистанции ТПСР призваны оценить уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· Технике и тактике поисковых работ (технике ориентирования на местности, включая ночное ориентирование).

· Технике оказания первой (доврачебной) помощи «пострадавшему».

· Технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа местности, по естественным препятствиям (склонам, переправам через водные препятствия).

Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма являются следующие этапы дистанции ТПСР: ночное ориентирование в заданном направлении, диагностика травмы «пострадавшего» и оказание ему первой помощи, этапы разнообразной техники транспортировки «пострадавшего».

Как в туристско-прикладных многоборьях указывается уровень (масштаб) соревнований? Масштаб соревнований по ТПМ указывает т.н. группа соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся по пяти группам: V группа – соревнования «класса новичков»; IVБ группа – соревнования класса массовых разрядов; IVА группа – соревнования класса высших разрядов; III группа – соревнования класса мастеров (чемпионаты, кубки Республики Беларусь); II и I группы – международные соревнования с участием команд из различного числа государств. Соревнования V группы проводятся на одной лично-командной дистанции. Соревнования IV группы проводятся в рамках двоеборья – на короткой и длинной дистанциях, причем устанавливаются обе личные и командные дистанции. Начиная с III группы (уровень чемпионата Республики Беларусь), соревнования проводятся в рамках троеборья: на короткой и длинной дистанции (личной и командной) и на дистанции ТПСР (командной).

  1. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Как мы указывали выше – соревнования по ТПМ это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения техникой и тактикой туризма. Чем больше масштаб соревнований, тем более сложные дистанции преодолевают спортсмены. На соревнованиях по ТПМ I, II, III группы устанавливаются наиболее сложные дистанции (в отношении технико-тактической и физической сложности их преодоления); на соревнованиях V группы – наименее сложные. При этом уровень сложности дистанций (этапов) ТПМ определяется понятием «класс дистанции (этапа)».

Какие характеристики дистанций и этапов определяют их класс? Всего правилами ТПМ установлено пять классов сложности дистанций. Дистанция V класса – наименее сложная; дистанция I класса – наиболее сложная. В свою очередь класс дистанций определяется, во-первых, естественной сложностью преодолеваемых командами и участниками естественных препятствий на местности. Например, он зависит от крутизны преодолеваемого склона и сложности лазания на этапе «преодоления склона»; от скорости течения, глубины, ширины преодолеваемых рек на этапе «переправа через водное препятствие»; от наличия или отсутствия очевидных ориентиров, уточняющих местоположение контрольного пункта («привязок») на этапе «ориентирование в заданном направлении» и т.д. Во-вторых , класс дистанций определяется сложностью поставленных перед участниками соревнований технико-тактических задач. Например, один и тот же склон, по условиям соревнований команды могут преодолевать с использованием разных по назначению и сложности технико-тактических приемов и средств: преодолевать склон с самостраховкой; с командной страховкой; с командной страховкой и транспортировкой «пострадавшего» и пр. Подчеркнем, что в основном класс дистанции в целом определяется классом (читай, сложностью) установленных на ней технических этапов (участков), образующих логичную комбинацию.

Каким количественным показателем оценивается сложность (класс) дистанций и этапов ТПМ? Принципы количественной оценки технико-тактической и физической сложности дистанций и этапов разного класса более подробно указаны нами в материалах методического занятия «Особенности планирования и классифицирования технических этапов и дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью». Здесь мы только отметим, что количественная оценка сложности дистанций и этапов определяется так называемым суммарным показателем сложности (СПС), выраженным в баллах. Правилами ТПМ установлено, что основой для балльной оценки дистанций (этапов) различных классов сложности является шкала, выраженная в числах последовательности Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34 (соответственно для классов дистанции (этапа) V, IV, III, II, I). Эти балльные оценки принимаются за исходные для классифицирования дистанции (этапа) судьями экспертами, причем каждая из них обладает своим, возрастающим диапазоном варьирования, позволяющим дать окончательную оценку в виде:

5 ± 1 (V класс); 8 ± 2 (IV класс); 13 ± 3 (III класс); 21 ± 5 (II класс); 34 ± 8 (I класс).

Можно сказать, что сами числа Фибоначчи определяют оценки стандартных (эталонных) дистанций и этапов соответствующих классов сложности. Это исходные оценки, на которые ориентируются судьи эксперты при планировании дистанции и технических этапов. Используя установленный диапазон их варьирования, они дают их окончательные оценки выше или ниже эталонных, в зависимости от конкретных характеристик препятствий, метеоусловий и предложенных участникам технико-тактических действий.

Какой сложности дистанции и технические этапы устанавливаются на соревнованиях по ТПМ различных групп? Правилами проведения соревнований по ТПМ предписывается, что в соревнованиях III группы (класс мастеров) минимум две дистанции должны быть не ниже II класса; допускается, что одна из трех дистанций может быть III класса и (или) одна дистанция – I класса сложности. В соревнованиях IV группы для подгруппы «А» обе дистанции должны быть не ниже III класса сложности (одна может быть II класса). Для подгруппы «Б» обе дистанции – IV класса. Соревнования V группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции V класса.

Для иллюстрации вышеприведенных положений об уровне сложности дистанций в зависимости от группы соревнований приведем конкретные примеры (содержание) дистанций ТПМ V и IV класса в технике горно-пешеходного туризма. Так, протяженность дистанции V группы, поставленной на первенстве Белорусского государственного университета физической культуры (2005г.), составила 6км. Участники команд преодолевали следующие этапы в индивидуальной технике: «Переправа через сухой каньон по веревке с перилами (параллельные перила)», «Преодоление склона (подъем-траверс-спуск) с самостраховкой на перилах», «азимутальное ориентирование». При этом на двух первых этапах у участников оценивалась индивидуальная техника передвижения по естественным препятствиям и техника самостраховки на вертикальных и горизонтальных перилах (перила наведены судьями соревнований). На третьем этапе оценивалась индивидуальная техника движения по азимуту. В дистанцию входили так же следующие этапы командной техники: «Навесная переправа через ручей» (по наведенным судейским веревкам, с командной организацией страховки для первого участника, переходящего ручей вброд и организацией сопровождения основной веревкой переправляющихся по перилам участников); «транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках», «ориентирование по заданной линии». Техническая сложность указанных этапов не выходила за рамки начальной туристской подготовки студентов, полученной ими в процессе изучения курса «Туризм».

В качестве примера дистанции IV А класса приведем некоторые параметры командной длинной дистанции на Чемпионате г.Минска по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма 2007г. (начальник дистанции – мастер спорта Челядинский Р.Н.). Протяженность дистанции составила порядка 10км. На дистанции были установлены следующие этапы в технике переправ: «Навесная переправа через сухой каньон», «Навесная переправа через сухой каньон с транспортировкой пострадавшего на вязанных носилках», «Переправа через водное препятствие по бревну», «Преодоление заболоченного участка местности по гати». Кроме того дистанция включала этапы ориентирования в заданном направлении и ориентирования по указанной линии, а так же этап транспортировки пострадавшего на вязанных носилках по пересеченной местности. Все действия по наведению веревочных перил и организации страховки на этапах, вязка носилок для пострадавшего и т.д., выполнялись силами самих преодолевающих дистанцию команд ими же определялась и тактика преодоления дистанции. В данном случае содержание дистанции требовало уже достаточно высокого уровня квалификации спортсменов (соревнования класса высших разрядов).

Как определяется ранг соревнований по ТПМ? Квалификация спортсменов определяется присвоенными им разрядами и спортивными званиями. Причем разряды и звания присваиваются по результатам выступления на соревнованиях и выполнения разрядных требований, установленных в Единой спортивной классификации Республики Беларусь (ЕСК РБ). Ключевое понятие для выполнения разрядных требований – это квалификационный ранг соревнований.

Квалификационный ранг соревнований по ТПМ определяется в баллах (не путать с баллами результатов соревнований!) и напрямую зависит от спортивной квалификации участников соревнований. Так ранг командных соревнований определяется, как средняя величина суммы квалификационных баллов участников команд, занявших три первых места. Квалификационный ранг личных соревнований определяется как средняя величина квалификационных баллов участников, занявших первые 10 мест, умноженная на шесть (в пересчете на стандартную команду ТПМ в шесть человек). При этом квалификационные баллы участников следующие:

Звания и разряды: МСРБ КМС I р. II р. III р.(I юн. р.) без разряда

Квалификационные баллы 100 40 20 5 2 0.5

Разряды и звания в ТПМ присваиваются в соответствие с действующей ЕСК РБ, исходя из результатов командного и личного первенства в конкретных соревнованиях. При этом ЕСК определяет, в зависимости от ранга соревнований, необходимый для присвоения того или иного разряда результат (в баллах). Например, в приложении к соревнованиям V группы, необходимые результаты участников для присвоения им третьего, второго разрядов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Требования к выполнению массовых разрядов в личном первенстве соревнований по ТПМ.

Ранг соревнований (баллы)

Результаты участников необходимые для выполнения спортивного разряда.

(% от значений СПС * дистанции)

II разряд

III разряд

* – СПС – суммарный показатель сложности дистанции.

Литература по теме лекции.

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

  1. Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111.
  2. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
  3. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
  4. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
  5. Единая спортивная классификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. – 333с.

Рассматривается спортивный туризм не только как вид спорта, но и как форма деятельности человека в различных жизненных условиях — от активного отдыха до профессиональной сферы.

Ключевые слова : вид спорта, спортивный туризм, маршрут следования, судейство.

Спортивный туризм раньше рассматривали как модное увлечение молодёжи, затем спортивный туризм позиционировался на рынке оздоровительных услуг как сфера активного отдыха для населения. В последнее время спортивный туризм становиться всё более значимым в профессиональной сфере.

Цель: рассмотреть спортивный туризм не только как вид спорта, но и форму деятельности человека в различных жизненных условиях — от активного отдыха до профессиональной сферы.

Проблема: отсутствие достаточной информации и пропаганды этого вида спорта. Потребность молодёжи заниматься этим видом спорта есть . Необходима программа с чётким механизмом реализации этого вида спорта. Участие новичков и профессионалов — совершенно разные вещи. Желающие заниматься этим видом туризма не знают, с чего начать, и не имеют достаточного уровня физической подготовки, который необходим именно для этого вида спорта .

Более того для определённой части населения следует позиционировать этот вид спорта как форму деятельности профессионального и активного отдыха.

Спортивный туризм — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Задаётся трасса, маршрут следования, с определёнными местами.

Это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяжённого пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм).

Различают два вида спортивного туризма: активный и пассивный. При активном виде туризма основой является потребность в занятии каким- либо видом спорта. При пассивном — это интерес к виду спорта, наблюдение.

Спортивный туризм является традиционной формой деятельности. Новые формы спортивного туризма значительно оживили его в последнее время.

Это вид спорта, основной смысл которого прохождение определённого расстояния за определённое время с определённым набором препятствий в природных условиях с высокой степенью автономности. В спортивный туризм входят следующие виды туризма: пеший, горный, велотуризм, водный туризм, лыжный, на лошадях, автотуризм, спелеотуризм.

Спортивные походы делятся на категории сложности: от 1-й — самого простого (надо пройти 100 км не менее чем за 6 дней в пешеходном туризме) до 6-й категории — самой сложной. Если 1-я и 2-я категории сложности подходят для людей в нормальной физической форме, то для 3-й и выше уже надо быть в отличной спортивной форме, иметь хорошую выносливость, знания и высокие моральные качества. Не каждый выдерживает ежедневный тяжёлый физический труд на пределе своих возможностей в тесном коллективе и когда каждая капля комфорта достаётся трудом, при этом сохраняя позитивный настрой и в первую очередь думая о друге. В спортивном туризме присваиваются спортивные разряды вплоть до мастера спорта.

В спортивном туризме есть специализированные профессиональные звания, связанные с правом осуществления профессиональной или преподавательской деятельности в области спортивного туризма: гид-проводник, инструктор (старший инструктор, инструктор международного класса) спортивного туризма. Как и в других официальных видах спорта, в спортивном туризме существует организованное и профессиональное судейство, деятельность которого регламентируется соответствующими нормативными документами. Приобретая опыт судейства и проходя необходимую профессиональную подготовку (школы, семинары), судьи приобретают соответствующие судейские звания вплоть до судьи всероссийской категории. В то же время определённой особенностью судейства в спортивном туризме является то, что вознаграждение спортивных судей небольшое либо судейство осуществляется на общественных началах. Многие из судей сами являются туристами — спортсменами с большим опытом и значительными спортивными достижениями. Спортивные судьи в спортивном туризме, без преувеличения, являются уважаемыми, почётными представителями спортивного сообщества.

Следует отметить, что многие туристы также занимаются смежными видами спорта: спортивным ориентированием и мультиспортом, скалолазанием, альпинизмом, рафтингом, маунтинбайком, горными лыжами, яхтенным спортом и другими видами активного отдыха и спорта. Туристы являются резервом для подготовки спасателей в природной среде .

Спортивный туризм — прежде всего спортивные походы — является командным видом спорта, в котором сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, спортивной дисциплины, самосовершенствования и взаимной передачи знаний и опыта. Увлечение спортивным туризмом позволяет познакомиться с культурой и бытом различных стран и народов, с замечательными и часто даже уникальными уголками природы, интересными достопримечательностями, получить удовольствие от общения, приобрести надёжных товарищей .

Участие в спортивных походах начальных категорий сложности и в соревнованиях на дистанциях, как правило, не требует значительных финансовых затрат, в то же время позволяет получить необходимые базовые навыки и удовольствие от участия в походах и соревнованиях. Занятие спортивным туризмом как комплексным видом спорта, осуществляемым в сложной природной и общественной среде, разумеется, несёт в себе определённые риски и требует от спортсмена разносторонних знаний, умений, опыта и хорошей физической, технической и психологической подготовки.

В крупных городах России имеется немало физкультурных организаций спортивного туризма и самодеятельных туристских клубов, которые среди прочего проводят школы подготовки туристских кадров. Обучение в таких школах является желательным, хотя и не обязательным для занятий туризмом. Именно поэтому спортивный туризм подразделяется на разные его виды: велосипедный, горный, водный, пешеходный и другой . Возможны сочетания этих видов. Но в любом виде главное — это соревновательная составляющая.

Желающих заниматься спортивным туризмом становится всё больше. Причём данное желание не зависит от социального статуса, возраста и сферы занятий. Спортивный туризм — самый демократичный вид спорта, соизмеряющий физические потребности с материальными возможностями.

Многие люди, желающие приобщиться к такому виду спорта, не знают, с чего начать, чтобы не причинить вред здоровью .

В Краснодаре развиты направления спортивного туризма — горный, пешеходный, спелео, водный, приобретает популярность лыжный. Альпинизм и скалолазание существуют малыми профессиональными группами.

Заключение. Следует отметить, что некоторые виды спортивного туризма не только травмоопасны, но и опасны для жизни человека в целом . Поэтому занятие такими видами туризма следует проводить со специалистами и в специальной экипировке. Более того, определёнными направлениями могут заниматься профессионалы для выполнения жизненно важных задач и повышения профессиональных навыков .

Список литературы

1. Алексеева, О. В. Профессионально-спортивная подготовка студентов по спортивно-оздоровительному туризму / О. В. Алексеева // Учён. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2012. — № 7 (89). — С. 12-17.
2. Бондаренко, А. В. Влияние занятия спортивном туризмом на развитие личности / А. В. Бондаренко, Г. В. Бондаренко // Экон. и гуманитар. исслед. регионов. — 2015. — № 6. — С. 99-101.
3. Гринёва, Т. И. Оценка уровня подготовленности мальчиков 10-12 лет под влиянием занятий спортивным туризмом / Т. И. Гринёва, Л. Н. Таран // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физ. воспитания и спорта. — 2012. — № 1. — С. 49-52.
4. Долгополов, Л. П. Методика скальной подготовки на искусственном рельефе (скалодромы) в спортивном горном туризме на этапе начальной подготовки / Л. П. Долгополов, А. И. Кузнецов // Курорты. Сервис. Туризм. — 2013. — № 1 (18). — С. 80-83.
5. Иванов, В. Д. Спортивное право: понятие, предмет, источники, проблемы и перспективы развития / В. Д. Иванов, А. А. Орехова, М. М. Ракитин // Образование и наука в соврем. условиях. — 2016. — № 4 (9). — С. 257-261.
6. Овчинников, Ю. Д. Педагогическая и эргономическая биомеханика в школе / Ю. Д. Овчинников // Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития: коллектив. моногр. — Самара, 2016. — С. 39-51.
7. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика спорта в системе движений / Ю. Д. Овчинников // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2014. — С. 127-129.
8. Овчинников, Ю. Д. Учебный предмет и его структурно-функциональная направленность / Ю. Д. Овчинников // Материалы научной и научно- методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — Краснодар, 2016. — Т. 1. — С. 156-158.
9. Роледер, Л. Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе / Л. Н. Роледер // Молодой учёный. — 2016. — № 5 (109). — С. 772-774.
10. Сморчков, В. Ю. Базовые компоненты и критерии психофизической подготовленности человека в спортивном туризме / В. Ю. Сморчков, Г. Н. Голубева // Соврем. наукоём. технологии. — 2016. — № 10-1. — С. 190-194.
11. Чернавина, С. А. Развитие координационных способностей у школьников, занимающихся спортивным туризмом / С. А. Чернавина, Н. А. Евшель // Физ. культура в шк. — 2012. — № 4. — С. 56-60.

Для цитирования: Овчинников, Ю. Д. Спортивный туризм как вид спорта и форма деятельности / Ю. Д. Овчинников, С. Н. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 117-120.

  • Скопа Виталий Александрович , доктор наук, доцент, профессор
  • Алтайский государственный педагогический университет
  • СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ
  • МАРШРУТ
  • ОТДЫХ
  • ТУРИЗМ
  • СПОРТ

В статье рассматривается спортивный туризм, его сущность и особенности организации. Анализируются различные трактовки и понимания спортивного туризма. Сущность спортивного туризма заключается в том, что в данном виде туризма проявляется не просто активная двигательная деятельность, а сочетание физических и волевых качеств участника спортивного тура. Спортивный туризм предполагает самостоятельное преодоление больших географических расстояний и сложных препятствия. Отдельно выявлены особенности спортивного туризма и дан их анализ.

  • Паломнический туризм и его место в системе туристской деятельности
  • История развитие спортивного туризма в России и за рубежом
  • Современное состояние и перспективы развития спортивного туризма в Алтайском крае
  • Теоретические основы формирования туристского кластера

Каждый знает, что такое походы на лыжах зимой, сплавы по горным рекам, вело и мотопоездки, но не каждый задумывается, что все это часть спортивного туризма. Лойко О. Т. определяет его как традиционную форму туристской деятельности. Стоит сказать, что спортивный туризм даже больше, чем просто одна из форм и видов туризма. Сегодня спортивный туризм в России это национальный вид спорта. «Спортивный туризм – вид спорта по преодолению протяженного отрезка земной поверхности, называемым маршрутом». Помимо этого преодоление также и водных пространств и пещер. В процессе прохождения маршрута преодолеваются разные своеобразные естественные препятствия. Такие как, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).

Сразу стоит отметить, что спортивный туризм – это комплексное явление, которое включает в себя разные виды туризма. Классификация спортивного туризма осуществляется по разным критериям и признакам. Так, в соответствии с видами передвижения спортивный туризм подразделяется на:

  • автомототуризм;
  • автостоп;
  • велосипедный туризм;
  • водный туризм. Разновидностями являются парусный туризм, сплав по горным рекам и т. д.;
  • конный туризм;
  • лыжный туризм;
  • мотоциклетный туризм;
  • пешеходный туризм – передвижение на маршруте производится в основном пешком. Разновидностью следует считать горный туризм;
  • спелеотуризм;
  • комбинированный туризм.

В соответствии с возрастающей протяженностью, продолжительностью и технической сложностью спортивные походы подразделяются на «походы I, II, III, IV, V и VI категории сложности».

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

  • походы выходного дня;
  • походы 1-3 степени сложности – в детско-юношеском туризме;
  • категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео- туризме – шесть категорий сложности (к.с.); в автомото- и парусном туризме – пять; в конном – три.

В Программе развития спортивного туризма в РФ на 2011-2018 гг. отмечено, что в соответствии с возрастным признаком «спортивный туризм включает детский, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых, семейный, разновозрастной».

Еще одно деление спортивного туризма на виды представлено в пособии Е. Н. Артемовой. Она выделяет активный и пассивный спортивный туризм. «При активном основой является потребность в занятии каким-либо видом спорта. При пассивном – это интерес к виду спорта, наблюдение».

Артемова Е. А. с соавторами отмечает, что в спортивный туризм входит спортивная деятельность, а именно: водный туризм, зимний спорт, охота и рыболовство и гольф. Они отмечают, что водный туризм сегодня находится на подъеме, обусловленном развитием средств передвижения. Например, использование различного рода судов (под парусом или с мотором). При этом основной инфраструктурой этого вида туризма является спортивный порт. Порт состоит из следующих зон:

  • морская;
  • зона технического обеспечения: судовые верфи, заправка топливом;
  • дополнительного обслуживания: рестораны, магазины, дискотеки.

Зимний спорт подразделяется на альпийские лыжи, горные лыжи, катание на санях и т.д. В основном инфраструктуру составляют горные зимние станции. Что касается охоты и рыболовства, то эта деятельность в отличие от других является регламентированной и осуществляется в соответствии с определенными правилами. Например, для ее осуществления необходима лицензия или разрешение.

Помимо традиционных видов спортивного туризма, недавно был введен новый вид – равнинный туризм. Это природно-ориентированный туризм на равнине. Как замечает А. И. Зырянов, «равнинный туризм в каком-то отношении соответствует «негорному» туризму. Однако суть здесь состоит не в виде преодолеваемых природных препятствий, а в новой системе организации и координации туристско-рекреационной деятельности, которую необходимо наладить при дефиците таких ярких природных ресурсов, которые характерны для горных пространств, и высокой степени потребности».

Равнинный туризм включает в себя спортивные (самодеятельные) пешеходные, водные (сплавы по рекам), лыжные, спелеопутешествия, велопутешествия, промысловые туристские мероприятия (рыболовные, охотничьи, ягодно-грибные и другие промысловые туры), маршруты экологического туризма в равнинной местности. Помимо вышеперечисленных видов в равнинный включается также бальнеологический туризм вне моря и гор, сельский туризм, усадебный туризм.

Таким образом, можно сказать, что разновидностей спортивного туризма большое множество. Это говорит о его популярности, о его актуальности и важности. Он затрагивает все возрастные категории туристов, различные способы передвижения, уровни сложности и продолжительности. Каждый может выбрать приемлемый вид спортивного туризма для себя.

Винокуров М. А. отмечает, что сущность спортивного туризма заключается в организации поездок на различные спортивные мероприятия. «Он позволяет заниматься выбранными видами спорта (горнолыжным, плаванием, спортивной рыбалкой и охотой и т.д.), а также «болеть» за любимую команду, лично присутствуя на крупных спортивных соревнованиях».

С точки зрения А. Ю. Королева «основным содержанием спортивного туризма является преодоление естественных препятствий природного характера». В качестве примера препятствий природного характера можно привести: лед, снег, водные преграды, препятствия макро- и микрорельефа местности. «Кроме естественных препятствий природного ландшафта и сложностей климатического характера могут иметь место трудности иного плана, например, пространственные характеристики (ненаселенность) и некоторые другие».

Сущность спортивного туризма заключается также и в том, что в данном виде туризма проявляется не просто активная двигательная деятельность, а сочетание физических и волевых качеств участника спортивного тура. Спортивный туризм предполагает самостоятельное преодоление больших географических расстояний и сложных препятствия. В связи с этим данный вид спорта требует хорошей физической подготовки. Также турист обязан иметь выносливость и различные профессиональные навыки. А.Ю. Королев отмечает, что спортивный туризм «это комплексный (смешанный) вид спорта типа многоборья, но повышенной протяженности и продолжительности».

Во многих случаях спортивный туризм – это экстремальный вид путешествий.

Основными потребителями спортивного туризма является группа, состоящая из обычных людей (непрофессиональных спортсменов), которые предпочитают во время путешествия заниматься выбранным видом спорта. Стоит сказать, что организацией походов для непрофессиональных спортсменов, спортсменов-походников могут осуществлять как туристические фирмы, профессиональные туристские организации, так и сами участники походов. Как отмечает И. В. Зорин: «у нас в стране их часто называют "самодеятельными туристами».

В связи с тем, что спортивный туризм достаточно разнообразен и сложен (в плане его многообразия), существуют определенные особенности спортивного туризма, которые стоит отметить.

Одной из главных особенностей спортивного туризма является наличие природно-рекреационных условий при организации спортивных туров. «Так, для горнолыжного туризма необходимо наличие гор с подходящими склонами разной сложности; для рафтинга – наличие горных рек с труднопроходимыми, но интересными участками, с наличием несложных препятствий, возможность удобной заброски и снятия с маршрута и т.д.».

С вышеописанной особенностью связана следующая особенность, которая заключается в том, что спортивный туризм очень «географичен», т.е. характеризуется большим пространственным охватом и пространственным смыслом, маршрутной технологией, зависимостью программы путешествия от самых разнообразных географических факторов.

Третьей немаловажной особенностью является наличие масштабной материальной базы. Материальная база включает в себя разного рода объекты инфраструктуры. Например, гостиницы, транспорт, пункты проката спортивного оборудования, зоны обслуживания: раздевалки, технические службы; наличие специальных сооружений: поля, корты, бассейны, катки и т.д. В большинстве случаев при организации спортивного тура обязательным является наличие медицинских пунктов. Кроме того, необходима и зона дополнительного обслуживания, включающая объекты проживания, питания, магазины, дискотеки и т.д. И. В. Зорин отмечает и такой аспект как наличие экскурсионной программы. Возможно сочетание экскурсионно-познавательных и спортивных программ. Скажем, велотур с остановками для осмотра достопримечательностей.

Еще одной особенностью организации спортивных туров является наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта, мастеров и кандидатов в мастера спорта для работы с туристами.

Инструкторы должны знать правила безопасности и уметь оказывать первую помощь. Туристы при обслуживании разбиваются на группы опытных, менее опытных и начинающих спортсменов, с каждой из групп занимается отдельный инструктор.

Пятая особенность обусловлена комплексностью спортивного туризма. Спортивный туризм в отличие от большинства других видов спорта имеет большее содержание: «расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств».

Также стоит отметить и такую особенность спортивного туризма как его классификация по сложности. В обычных турпоходах такого нет. Часто разделение походов по сложности связано с наличием и разнообразием каких-либо преград, например, горных вершин и перевалов, переходов рек, завалов, и т.д.

Главная цель спортивного туризма отражена в Программе развития спортивного туризма в РФ: «Спортивный туризм способствует развитию массовости физкультурного движения в стране». При этом спортивный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание.

Подводя итог можно сказать, спортивный туризм - вид спорта по преодолению протяженного отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. Сущность спортивного туризма заключается в том, что в данном виде туризма проявляется не просто активная двигательная деятельность, а сочетание физических и волевых качеств участника спортивного тура.

Спортивный туризм – это комплексное явление, которое включает в себя разные виды туризма. Классификация спортивного туризма осуществляется по разным критериям и признакам.

Разновидностей спортивного туризма большое множество.

Особенности спортивного туризма: наличие природно-рекреационных условий при организации спортивных туров; наличие масштабной материальной базы; наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта, мастеров и кандидатов в мастера спорта для работы с туристами; географичность; комплексность; классификация по сложности.

В целом, исходя из множества трактовок и определений, спортивный туризм имеет принципиальные особенности, изучение которых позволяет более целостно подходить к организационным вопросам и его практической части.

Список литературы

  1. Востоков И.Е. Основные концептуальные аспекты системы развития спортивного туризма в России [Текст] / И.Е. Востоков. – М.: – 2006. – С. 6
  2. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности [Электронный ресурс] / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/zorin12.htm.
  3. Королев А.Ю. Географические и тактические аспекты спортивного туризма [Текст] / А.Ю. Королев // Географический вестник. – 2008. – №2. – С. 1-9.
  4. Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие [Текст] / С.А. Наумова. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2003.
  5. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Песоцкая. – СПб.: Питер, 2009.– С. 124.
  6. Программа развития спортивного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг. – С. 4.
  7. Путрик Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции [Текст] / Ю.С. Путрик // Вестник ТГУ. – 2008. – №311. – С. 95-101.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!