Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Стадион крестовский схема мест обзор. Как строили стадион на Крестовском острове. Цифры и факты

Известный конструктивист Александр Никольский поднял Крестовский остров на новую высоту и в прямом, и в переносном смысле. Когда в 1932 году его мастерская приступила к проектированию всесоюзного физкультурного парадиза, территория, на которой предполагалось вести строительство, была заболочена, а общепринятые представления о стадионах сводились к замкнутым объемам, отъединенным от окружающей среды высокими стенами трибун. Но для Никольского спортивное сооружение было неотъемлемой частью ландшафта. Вместе с коллегами он разработал уникальную систему осушения участка, поднимавшую его уровень на 2 м. Теперь можно было строить прямо на стрелке, где, по проекту архитектора, насыпали гигантский холм. Его внутренние склоны сформировали искусственный амфитеатр, а внешние образовали террасы, чередующиеся с отлогими откосами. По существу, стадион Крестовский был первым в мире парковым стадионом, предвосхитивший развитие «экологической» архитектуры и вместе с тем продолживший характерную для Петербурга градостроительную линию. Вокруг него должен был появиться целый мир, гуманный и жизнерадостный. Но разразилась война, и строительство заморозили. После победы его возобновили, однако идеология парка изменилась: он превратился в мемориал со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глобальный замысел Никольского был реализован в лучшем случае процентов на двадцать. Обеднел даже открытый в 1950 году стадион Крестовский: не удалось построить диспетчерскую башню и завершить композицию ажурной металлической галереей, некогда восхитившей Райта. Тем не менее, и в урезанном виде работа зодчего стала настоящим памятником архитектурной мысли и инженерного искусства. От звания шедевра ее отделял один шаг.

Однако сделать этот шаг в эпоху сталинизма не удалось. Космос Никольского не состоялся, хотя Кировский был виден из космоса, что, по-видимому, и подвигло конкурсантов на выстраивание соответствующего ассоциативного ряда. Впрочем, прежде чем их призвали участвовать в соревновании на проектирование нового здания, судьбу стадиона пытались решить совсем по-другому. В 2004 году ЗАО «ПетроМир» провело конкурс, предполагавший реконструкцию творения Никольского. Победу в нем одержал проект архитектора Петра Юшканцева, руководителя мастерской №14 «ЛенНИИпроекта».

Его достаточно консервативная концепция прямо апеллировала к невоплощенным идеям покойного академика и осталась невостребованной, так как потенциальный инвестор не сумел собраться с силами и ресурсами. Тогда за дело взялось ОАО «Открытые инвестиции». Намерения этого общества были варварски бесхитростными: осушенный ленинградцами для ленинградцев Крестовский застроить элитными жилыми домами, а спортивное сооружение возвести в депрессивном районе. Неравноценность обмена оказалась явной не только для рефлексирующих поклонников архитектуры, но и для активных фанатов «Зенита». Кроме того, подобный сценарий означал, что придется снести трассу «Невское кольцо». Тут на горизонте и замаячил «Газпром», преданный Крестовскому и получивший в качестве компенсации за свою преданность часть его территории. Правда, сначала измученная безрезультатными и результативными конкурсами власть заявила, что остров украсит адаптированная копия «Манчестер-Сити». Но здравый смысл возобладал, из многочисленных зол выбрали наименьшее, и в феврале текущего года был объявлен международный конкурс. Желание поучаствовать в нем выразили 17 компаний, среди которых комиссия выделила пятерку финалистов, подготовивших предложения с поразительной оперативностью: уже в июле они представили свои детища на суд жюри и общественности.

СУВЕРЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

Работы избранников, как водится в культурной столице, экспонировались на специальной выставке, причем на сей раз горожане могли не только оставить запись в «книге плача», но и проголосовать в Интернете. Результат волеизъявления оказался вполне предсказуемым. Во-первых, жать на кнопки сподручнее молодым «зенитовцам», а во-вторых, питерского патриотизма никто не отменял. В итоговом виртуальном рейтинге вслед за поразившим юные сердца Курокавой с небольшим отрывом шел родной «ЛенНИИпроект» – в части определения победителя народное мнение предвосхитило решение жюри, которому помогал представительный и работоспособный экспертный совет. В архитектурные достоинства проектов вникал Пьер де Мерон, а стандартами УЕФА и вопросами безопасности занимался Эрни Уокер (председатель профильного комитета УЕФА), чей авторитет в этой области практически непререкаем. Но динамика местного конкурсного движения внушает осторожный оптимизм не только поэтому. Складывается впечатление, что претендентам впервые внятно разъяснили, где им предстоит строить.

Конечно, имеется в виду не пятно, а градостроительная традиция Санкт-Петербурга, умудрившаяся пережить многочисленные социальные катаклизмы. Прежде, когда речь шла о новой сцене Мариинки или о горемычной Новой Голландии, конкурсантам скорее приходилось держать в голове вопрос, для кого они творят: харизма Гергиева и размеры потребных ему театральных зданий, сопоставимые с грандиозным дарованием дирижера, просто-напросто не оставляли места для размышлений о природе города. Если добавить к этому, что архитекторы-преобразователи «голландского» острова шли в связке с инвесторами и девелоперами, которых тоже необходимо было ублажить, становится ясно, почему никто не блеснул, а выигравший схватку Фостер явно не озаботился оригинальностью концепции. В этом смысле руки у всех зодчих, нацеленных на строительство стадиона Крестовский, были развязаны, а мозги у иноземцев – заблаговременно промыты. Так что конкурсная картина, раньше делившаяся на чувствительных к петербургской традиции, но скованных отечественных архитекторов и раскрепощенных, но глухих к зову города «варягов», наконец-то обрела цельность. Участники процесса понимали, на что они поднимают руку и чего от них ждут: организаторы хотели получить знаковый объект, вписанный в характерную для города архитектурную ткань. Что каждый, разумеется, трактовал по-своему. «ЛенНИИпроект», выступавший совместно с BSA, а также «Моспроект-4» обратились непосредственно к работе Никольского – это становится очевидным с первого взгляда на их подачи.

Причем москвич Андрей Боков, представляя проект своей мастерской на открытом заседании жюри, не только настойчиво и часто называл Кировский стадион памятником , но и всякий раз грозно повышал при этом голос – видимо, для острастки незримых оппонентов. Архитекторы компании gmp тоже не обошлись без реверансов в сторону Кировского, однако в целом пошли другим путем. Они совершенно буквально превратили свое творение в знак, увенчанный, как, по их мнению, принято в городе на Неве, иглой. А команда Tomas Taveira ограничилась ссылкой на «формальные признаки городской архитектуры в творческой интерпретации авторов», прописанной в пояснениях, но не бросающейся в глаза при взгляде на макет. И наконец, отказался от прямых цитат из Никольского, но использовал вполне узнаваемые композиционные приемы. Азартный спортивный мир явно оказался более либеральным по отношению к конкурсантам, чем возвышенный музыкальный. Освобожденные от поиска инвесторов, они выложились, и если творили с оглядкой, то исключительно на своего талантливого предшественника. Тем не менее, стадион Крестовский оказался крепким орешком даже для маститой пятерки. Суверенитет архитектуры всегда относителен: она решает комплексные, а потому неизбежно противоречивые задачи.

ПРЕТЕНДЕНТЫ И ПРЕТЕНЗИИ

Используя современную морфологию, вполне реально придать грандиозному сооружению визуальную легкость. Гораздо труднее сделать его выразительным независимо от ракурса и расстояния. Если добавить к этому функциональное многообразие и жесткие требования, предъявляемые к стадионам, становится ясно, почему безоговорочного лидера было сложно не только предсказать, но и определить. Единодушные в стремлении избавиться от тяжеловесности зодчие проявили разнохарактерную изобретательность. Тандем из «ЛенНИИпроекта» и BSA спроектировал оптимистичное и симметричное здание, состоящее из двух объемов в форме чаши. Нижняя чаша – сам Стадион Крестовский, а верхняя, опрокинутая – его золотистая раздвижная крыша. Зрительно она приподнята над основанием и соединяется с ним в четырех точках, так что волнистые края объемов образуют «золотые глаза». Эти очерченные дугами проемы придают фасаду дополнительное разнообразие и функционируют как окна, оснащенные мобильными стеклянными конструкциями. По словам координаторов, питерцы, возглавляемые Сергеем Шмаковым, в основном сосредоточились на благоустройстве острова, а к объекту приложили руку преимущественно их немецкие коллеги.

Так или иначе, он получился несколько анахроничным, хотя ретро сегодня в моде. Кроме того, эксперты отметили, что «Золотой глаз» обойдется слишком дорого: проектировщики почему-то не включили в стоимость первый этаж. Возникли и технические вопросы к системе дымоудаления. Совсем другое ощущение оставляет проект трудившихся под руководством Андрея Бокова москвичей: усеченный конус, асимметричный силуэт которого отдаленно напоминает корабль. Его очертания навевают скорее элегическое настроение, так что со стороны главной парковой аллеи мы словно одномоментно видим и новый, и старый стадионы. Точнее, место, на котором стоял Кировский. Говорят, что де Мерон назвал моспроектовский корабль «Титаником». Были высказаны претензии к тому, что с западной трибуны зрителям будет плохо видна арена, а также сомнения по поводу системы водоотвода. Пафосный и дерзкий вариант предложили немецкие архитекторы, сместившие акцент с самого здания на его несущие конструкции. По замыслу авторов, со стороны моря они должны смотреться как символический треугольный бакен высотой почти 200 м. Не вызывает сомнения, что шпиль будет не менее эффектно выглядеть и в ракурсе, открывающемся с подножия холма. Однако при ближайшем рассмотрении «немецкий» стадион все же отдает схематизмом: по существу, он превращается в пьедестал для единственного выдающегося элемента. Невольно вспоминаешь Адмиралтейство и Петропавловку, которые хороши не только шпилями. Конкурсная комиссия также осталась в неведении по поводу многофункционального использования стадиона: оно в предложении не предусмотрено.

Поднаторевшие в проектировании стадионов португальцы продемонстрировали архитектуру настолько модную, что она напоминает дизайн. Их «Корона» представляет собой совершенно цельный обтекаемый овальный диск. Зрительно неотделимые от крыши фасады изобретательно расцвечены во вкусе Вазарелли. Чтобы насыщенный цветом объект не «продавил» холм, архитекторы окружили его выбеленной террасой. Кроме того, предполагается, что здание будет сиять в лучах солнца, изредка появляющегося даже в Питере. Правда, на открытом заседании жюри проектировщики заявили, что готовы отказаться от колоритного оформления. Но в таком случае единственный безупречный, по мнению экспертов, проект стал бы слишком скучным. Впрочем, вряд ли его отвергли по этой причине. По словам директора Агентства стратегических инвестиций Ольги Потифоровой, предложение компании Tomas Taveira было наиболее реалистичным: такой стадион действительно можно возвести очень быстро, используя при этом рядовых строителей, – он собирается, как конструктор.

КУДА ПРИПЛЫВЕТ КУРОКАВА

Кишо Курокава переиграл разработчиков из Tomas Taveira только утонченностью, и его победу можно назвать неожиданной. Японский проект продемонстрировал, что хорошие идеи витают в воздухе, – его предложение определенно перекликается и с питерским, и с московским. Японский архитектор на все сто использовал насыпь Никольского, придал объекту форму чаши, «оторвал» от него крышу и намекнул на корабельную тему с помощью мачт, поддерживающих купол. Рассказывая о своем проекте, он был чрезвычайно лаконичен, однако заметил, что в его работе учтено «низкое» питерское солнце, влияющее на тени, а значит, и на восприятие стадиона. Вообще, все, что связано с освещением, у Курокавы выше всяких похвал. Более того, его сооружение очень точно и красиво прорисовано, поэтому вблизи смотрится не менее привлекательно, чем издали. С другой стороны, асимметричная затея Бокова и шпиль, предложенный gmp, обещают более выигрышный вид с воды, а финансовые и инженерные аспекты полнее проработаны у португальцев. Словом, нельзя сказать, что Курокава опередил всех по всем статьям.

Поэтому вскоре после официального объявления результатов конкурса ему вручили перечень необходимых изменений и дополнений. Помимо общей сметы, архитектор должен представить подробный расчет стоимости выдвижного поля – вероятно, оно представляется слишком дорогим удовольствием. А выдвижных эвакуационных лестниц вообще не будет: они разворачиваются в течение пяти минут, и надеяться, что в чрезвычайной ситуации болельщики станут спокойно ждать завершения процесса, не приходится. Надувную крышу предстоит заменить более привычной вантовой – скорее всего, по сумме денежных мотивов и соображений безопасности. И конечно же, чтобы эксплуатировать стадион Крестовский круглый год, придется как-нибудь закрыть расположенные на фасаде вентиляционные проемы. Но все это мелочи по сравнению с требованием пересмотреть облик стадиона со стороны Финского залива, а заодно и продумать ракурс, открывающийся с северо-западного диаметра и вантового моста, который уже просчитан, хотя и не построен. Желание сделать морской фасад стадиона Крестовский окончательно похожим на парусник, в принципе, понятно. Неясно только, причем тут проект Курокавы: его «космический корабль» для подобной метаморфозы кажется слишком завершенным. Тем интереснее будет наблюдать за развитием событий: главный вопрос конкурса, похоже, остается открытым, и каким именно будет стадион, который построят на месте Кировского, сегодня знает только японский архитектор. Если знает…

В субботу на Крестовском острове наконец-то состоится первый матч в истории стадиона "Санкт-Петербург Арена" - "Зенит" в рамках 24-го тура чемпионата России примет . "СЭ" вспоминает основные события, связанные с новым домом невского клуба.

2004 ГОД

Декабрь

Правительство Санкт- Петербурга подписало постановление о начале строительства нового стадиона на Крестовском острове. В частности, в документе было написано, что арена является "стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга".

2005 ГОД

Апрель

Перед началом матча российской премьер-лиги между "Зенитом" и ЦСКА губернатор Санкт-Петербурга и председатель правления ОАО "Газпром" объявили о совместном решении правительства города и энергетической компании начать на месте стадиона имени Кирова строительство новой арены на 50 тысяч зрителей. Предполагалось, что на возведение сооружения уйдет три года, а стоимость его сметы составит около 2,5 миллиарда рублей.

2006 ГОД

Август

Проект стадиона несколько раз меняли - в том числе после получения Россией ЧМ-2018.

В Смольном были подведены итоги конкурса на проект объекта. На победу в нем претендовали пять архитектурных компаний: K isho Kurokawa Architects & Associates (Япония), GMP (Германия), Tomas Taveira (Португалия), "Моспроект-4" и "ЛенНИИпроект" (оба - Россия). Выиграла азиатская фирма Кисе Курокавы и ее проект под названием "Космический корабль".

Сентябрь

Демонтированы мачты освещения стадиона имени Кирова.

Декабрь

ООО "Синтез-СУИ" (ООО "Авант") выиграло тендер на строительство арены. Сумма тендера составила 6 миллиардов 664 миллиона 308 тысяч рублей. Смольный пообещал выделить эти средства генподрядчику.

2007 ГОД

Март

Впервые публично озвучены сроки сдачи арены. На совещании c участием Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство стадиона завершится 30 декабря 2008 года, а уже в сезоне-2009 "Зенит" сможет проводить на нем матчи. Правда, на тот момент заказчики проекта еще не определились с тем, будет ли поле на арене выдвижным или нет.

Апрель

Правительство определилось: поле все-таки будет выдвижным. Об этом заявила сама Валентина Матвиенко .

Сентябрь

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров во время встречи с журналистами отметил, что строительство стадиона идет с опережением графика. Сроки его сдачи не изменились - декабрь 2008-го.

Октябрь

В одной из больниц Токио на 74-м году жизни скончался автор проекта стадиона Кисе Курокава . Причиной смерти стала остановка сердца.

2008 ГОД

Апрель

Абсолютно всем уже известен факт, что двадцать первый ЧМ пройдет в России в 2018 году. Проходить он будет на стадионе Санкт-Петербург, который является самым продвинутым из всех футбольных сооружений в мире. Вместимость стадиона достигает 68 000 тысяч кресел. Стадион велик и грандиозен, и мы рассмотрим его со всех имеющихся сторон.

Общие сведения:

Наименование: «Санкт-Петербург»

Месторасположение: г. Санкт-Петербург, западная часть Крестового острова.

Координатное расположение:

59°58′24″N, 30°13′16″E

59.973224, 30.221168

Статус постройки: Идет строительство (Стадион им. С.М. Кирова реконструкция)

Конец постройки: декабрь 2016 (по плану)

Стоимость стадиона: около 39,4 млрд рублей

Зрительных мест: 67 800

Компания-роектировщик: Кисё Курокава

Компания-застройщик: комитет по строительству Санкт-Петербурга

Компания-подрядчик: ООО «Трансстрой»

Государственная экспертиза: пройдена

Достояние: Футбольный Клуб «Зенит»

Официальный сайт: piterarena . com

Санкт-Петербург арена: описание для ЧМ 2018

Во время Чемпионата Мира по футболу 2018, матчи будут проходить на стадионе Санкт-Петербург, который считается главным футбольным укреплением северных границ.

Названия данному построению до сих пор не дали, все еще идут споры на почве разногласий. Есть варианты названий, такие как «Зенит Арена», «Газпром Арена» и «Путин Арена», среди них два последних чаще всего слышны на спорах. Но когда и как назовут стадион еще неизвестно, поэтому нам ничего не остается, кроме как ждать окончательного официального заявления.

Проблема не только в наименовании стадиона, но и его постройке и сдаче в использование. Строительство стадиона, о котором идет речь, началось еще в 2007 году и до сих пор идет, при этом сроки сдачи до сих пор неизвестны. За прошедшие 9 лет, дата сдачи стадион менялась почти 30 раз. В марте 2009 года, на этом стадионе должен был пройти свой первый матч команд с берегов Невы, но матч стали переносить еще с того времени и все дошло до того, что по последним прогнозам конец постройки стадиона мы сможем увидеть лишь к 31 декабря 2017 года.

Расположение стадиона Санкт-Петербург весьма удачное, стоит новый стадион на участке прежней арены имени С. М. Кирова, на Крестовском острове в его западной части по улице Батарейная дорога, дом 1. Вся транспортная развязка и инфраструктура на острове будет на совершенно другом уровне уже к концу 2017 года.

В двух километрах от стадиона находиться метро. На данный момент существует станция «Крестовская» (фиолетовая линия), а к началу ЧМ 2018 пустят новую станцию — «Новокрестовкая» (зеленая линия), которая будет располагаться перед стадионом. Так же есть пешеходный мост по улице Яхтенная, он соединяет Остров с Приморским районом города.

Данный стадион является реконструкцией стадиона имени Кирова, на котором будет стоять современная и высокотехнологичная арена Санкт-Петербург автором которой является японский архитектор Кисё Курокава. Желанием архитектора было воплощение самых новейших, передовых технологий, собранных в одном стадионе. И его желание исполниться, так как данный проект имеет в своем наличии задвигающуюся крышу и поле с возможностью выкатывания. Эти трансформируемые детали будут главным отличием среди всех стадионов, если не считать инновационных вкраплений. Трибуны будут иметь трёхъярусное исполнение. Высота стадиона с учетом пилонов будет достигать до 100 метров, а площадь – 288 тысяч метров квадратных.


Купол стадиона Санкт-Петербург не будет затворяться во время ЧМ 2018, даже если будут обильное выпадение осадков.
В нее будет встроена система трубок, предназначенная для роли «подушки», все части навеса будут наполняться теплым воздухом, чтобы ускорить процесс таяния снега, а мощные потоки воздуха и последующий слив воды будут опустошать навес от воды и дождей.

Трансформируемое поле будет с элементами такого же типа деталями (рельсовыми направляющими и роликами) которые будут выкатывать газон на поле и за его пределы. Эта задумка была придумана ради того, чтобы на стадионе проводились не только футбольные матчи, но и всевозможные культурные мероприятия. Также это упростит процесс ухода за газоном, его не нужно будет так часто заменять, ведь он будет находиться под солнцем вне самого стадиона. Благодаря этому количество зрительских мест на мероприятиях будет увеличено.

Строительство арены Спб

К 2016 году, спорткомплекс имел характерные изменения, уже были видны проектные очертания. По виду, стадион выглядит так, как и должен быть на момент сдачи, но тем не менее он не еще готов. В течение 2016 году темп строительства стадиона опять пошел в упадок. В начале года готовность арены оценивалась в 82%, и это давало надежду, что данное спортивное сооружение будет готово к середине года. Но из-за разногласий компании-подрядчика по вопросам о финансировании с администрацией города было ясно, что ничего хорошего не произойдет, что в итоге и вышло.

Летом 2016 прогресс строительства стадиона составлял всего лишь 3%, что составляло 85% полной готовности арены. Теперь срок сдачи стадиона в эксплуатацию намечен на окончание 2017,но т он теперь под угрозой переноса. Но на этот раз задержка может повести за собой серьезные проблемы, ведь FIFA требует гарантию готовности арены Санкт-Петербург уже к концу 2017. Если гарантий не будет, то возможность проведения здесь Кубка Конфедераций исчезнет.

Стадион на Крестовском острове – самый нелепый строительный проект в истории современной России.

События из биографии этой несчастной арены можно пересказывать бесконечно – будет и стыдно, и смешно.

Как всё начиналось

Я прекрасно помню, как Валентина Матвиенко (тогдашний губернатор) впервые объявила про суперсовременный стадион, который построят в Петербурге.

Представьте: это было в апреле 2005 года. 12 лет назад.

Изначально арена должна была стоить 7 миллиардов рублей. Даже эта сумма вызвала жесточайшее осуждение среди тех, кто всегда говорит, что деньги нужно отдавать пенсионерам, врачам и учителям.

Если бы эти люди знали, какой получится итоговая стоимость, они бы завязали с общественной деятельностью и ушли в монастырь.

10 удивительных фактов

Итак, стадион на Крестовском строили больше 10 лет. За это время:

1. Ценник вырос с 7 миллиардов рублей до 43 миллиардов рублей. До изменения курса арена стоила больше миллиарда долларов.

При этом вместимость увеличилась с 50 тысяч (первый проект) до 68 тысяч (финально).

2. Дедлайны переносились десятки раз. Например, в январе 2006 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов сказал, что на 1 000 000% уверен: в 2009 году «Зенит» переедет на новый стадион.

Чиновник ошибся всего на 8 лет. И таких псевдопророческих цитат было много – всё мимо.

3. Под суд попали три компании-подрядчика. Одни завысили стоимость на 500 миллионов рублей, другие реквизировали почти 400 миллионов, третьи захапали авансы на 148 миллионов, ничего не предоставив взамен.

Главный ад: деньги на стадион забирались из бюджетов питерских школ и детских садов.

4. Умер архитектор стадиона Кисе Курокава.

«Он не оставил детальных чертежей – это затянуло время и привело к подорожанию стадиона. Кризис 2008 года привел к удорожанию. Будет один из самых дорогих стадионов в мире. Питер – один из самых красивых городов мира, так что и стадион должен быть неплохой», – заявил сенатор Вадим Тюльпанов.

К сожалению, сам Тюльпанов тоже не дожил до первого матча на Крестовском – за пару недель до игры он неудачно поскользнулся в бане и скончался.

5. Стадион не прошел комиссию ФИФА. В 2009 году чиновники из футбольной организации приехали на стройку, изучили арену и сделали вывод: многомиллиардный проект не соответствует футбольным стандартам. Пришлось все исправлять.

6. Пластиковые кресла годами лежали под пленкой. Их растаможили, привезли к объекту, но устанавливать было некуда. Теперь они навечно грязные: не пачкаются, но смотрятся колхозно.

7. Строители устраивали забастовку из-за того, что им тупо не платили два месяца. Скорее всего, их деньги растекались по чужим карманам.

8. Выяснилось, что выдвижное поле вибрирует – из-за этого на нем невозможно играть в футбол. Опять же, пришлось переделывать.

9. Оказалось, что даже после официального окончания строительства стадион все еще не готов. Например, у него не раздвигается крыша. На всевозможные доработки «Газпром» (уже «Газпром», а не город) в совокупности потратит больше 6 миллиардов рублей.

10. Штатные агрономы забили на поле – теперь за травой ухаживают сотрудники «Зенита». Газон всё еще в ужасном состоянии, но тянуть было нельзя: летом арена на Крестовском должна принять Кубок конфедераций, поэтому ее требовалось протестировать в боевых условиях.

Что в Питере говорят про этот позор?

Свой первый текст про кошмары стадиона на Крестовском я написал в 2012 году, пять лет назад.

Уже тогда всё это выглядело фарсом и трагикомедией.

Из Москвы регулярно приезжали журналисты спортивных изданий: их водили на экскурсию по арене и убеждали, что всё будет хорошо. Говорили, что земля не та, строители ленятся, поставщики подводят – и если бы не спонтанные обстоятельства, всё бы давно построили.

Я не верил в эти рассказы: у меня даже выработался иммунитет к новому стадиону и вкачанному в нему баблу.

Потом я начал избегать новостей про объект, потому что становилось просто стыдно и за город, и конкретно за тех, кто это допустил.

В какой-то момент я даже смирился и подумал, что «Зенит» так и будет играть на маленьком «Петровском», а стройку стадиона на Крестовском прервут и оставят в виде памятника. Памятника коррупции, как верно заметил Михаил Боярский.

К счастью, арену всё же доделали. Но на глаза постоянно попадались заметки о протекающей крыше, убогом газоне и других форс-мажорах, поэтому я не очень хотел идти на открытие.

В итоге друзья всё же уломали меня купить билет на исторический матч, и мы отправились на игру «Зенита» с «Уралом».

Где находится стадион за 43 миллиарда?

Честно говоря, нигде не встречал такой странной логистики, как на Крестовском.

У болельщиков есть два варианта. Первый – доехать до станции метро «Петроградская», сесть на бесплатный автобус, просидеть в нем 15 минут и выйти в полутора километрах от стадиона. Это расстояние нужно преодолеть пешком.

Второй вариант – сразу доехать до метро «Крестовский остров» и топать по парку 2 километра.

На личном транспорте не пускали – только вот так, по-хардкорному. Видимо, ориентировались на обладателей фитнес-браслетов и спортивных приложений.

Погода была ужасной, но мы всё равно решили, что разумнее доехать до «Крестовского» и шагать оттуда.

Как мы дошли?

Путь по парку занял 25 минут.

Тут стоит сказать, что на первую игру пустили только 20 тысяч зрителей (при вместимости в 68 тысяч), чтобы не перегрузить арену. В общем, в парке обошлось без толпы. 20 тысяч – это не так много.

У стадиона, снаружи напоминающего космический корабль из фильма Бондарчука, возникла небольшая давка.

На досмотре к нам отнеслись предельно гуманно: меня еле-еле пощупали, а у друзей даже не открыли рюкзак.

Зато парня, который шел за нами, обшмонали с ног до головы. «Не буду больше сюда ходить, чтобы не терпеть унижений», – пробурчал он. Не знаю, с чем связан такой избирательный подход при досмотре.

Мы поднялись по ступенькам, оперативно показали стюардам билеты и сразу попали на трибуну.

Что понравилось?

1. Температура на стадионе. Крыша захлопнута, поэтому на арене тепло, но не душно. На «Петровском» пришлось бы сидеть в двух свитерах, пуховике и кальсонах, а тут мы ходили в обычных кофтах, без верхней одежды.

2. Видимость. В отличие от «Петровского» нет беговых дорожек между полем и трибунами, поэтому футболисты гораздо ближе к зрителям, чем на старом стадионе.

3. Пространство перед сектором. Можно за пару минут выйти, сходить в туалет (их тут много, они неплохие) или добежать до буфета (там, к сожалению, крошечный ассортимент).

4. Работа стюардов. Нам все улыбались, обращались очень вежливо, отвечали на любые вопросы. Видно, что ребята прошли инструктаж перед международным Кубком Конфедераций.

5. Табло. Очень большие, качественные, всё хорошо видно.

6. Боярский в роли диктора. Крайне бодро для своего возраста. Один раз даже закричал «Каналья!»

Что не понравилось?

1. Слишком много лестниц и мало лифтов. Мне-то нетрудно подняться или спуститься, а вот для пожилых людей даже два пролета – испытание.

2. Чудовищный сигнал сотовой связи. Либо ноль кружочков и «Нет сети», либо один кружочек и по факту тоже «Нет сети». Можно легко потерять ребенка и не дозвониться ему.

Потом я попросил у коллег из ложи прессы пароль от Wi-Fi – там скорость тоже бултыхалась на дне.

3. В буфете – только сосиски в тесте за 200 рублей. Жирновато во всех смыслах.

4. Коллеги из спортивных медиа сказали, что верхний ярус (на него не пускали) конкретно не доделан. Там валяется строительный мусор, всё в пыли, кое-где протекают потолки. Надо скорее с этим что-то делать.

5. Дрянной газон. Людям, которые отвечали за траву, было настолько на нее наплевать, что всё поле получилось неровным, плешивым и просто уродливым. Это провал.

6. Протекающая крыша стадиона. Без комментариев. Пусть говорят те, у кого нет совести сдавать недоделанный объект.

7. Хилая акустика. Фанаты стараются, кричат, но их еле слышно. Непонятно, почему так.

Что по футболу?

«Зенит» играл абсолютно бездарно, но в середине второго тайма судья в спорной ситуации удалил двух игроков «Урала». Видимо, не хотел портить дебют.

Питерцы дожали и забили один мяч на 86-й минуте. К этому времени все адекватные люди начали переживать за гостей, которые мужественно оборонялись.

Потом у «Урала» удалили еще одного человека, и команда из Екатеринбурга осталась ввосьмером.

Игра завершилась выходом «Зенита» втроем на одного вратаря гостей – естественно, фавориты закатили второй гол.

2:0, суперскандальная победа хозяев.

Что говорили люди?

Обратно мы шли по парку в медленной толпе. В основном болельщики обсуждали не стадион, а судейство. Все согласились, что так выигрывать стыдно.

По поводу стадиона мнение тоже более-менее однородное: на 43 миллиарда арена точно не тянет, но находиться внутри приятно. Уж точно приятнее, чем на продуваемом и устаревшем «Петровском».

Любопытно, что под впечатлением в основном остались как раз те зрители, которые годами ходили на старый стадион. Я поспрашивал у московских журналистов – их арена на Крестовском абсолютно не впечатлила.

Говорят, что у «Краснодара» и «Спартака» лучше.

Но в Питере довольны: мы убедились, что на нашем долгострое все-таки можно играть в футбол, а это самое главное.

И всё же: круто или нет?

В Мюнхене стадион «Баварии» явно лучше , чем теперь у «Зенита».

Арена «Спартака» – тот же уровень.

В Амстердаме – чуть удобнее, чем на Крестовском.

В Стокгольме – заметно хуже, чем у нас.

Олимпийский стадион в Турине – в разы хуже, чем в Питере.

Правда, все эти стадионы построены за вменяемые деньги. А наш – за космические.

Большие проекты всегда вызывают не менее большой интерес. Многие, особо не разобравшись, начинают их ругать. Это же проще всего! Другие, немного включив голову, восхищаются инженерными и техническими решениями. Не избежал этой участи и строящийся стадион «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге. Проект сложный, дорогой, но безумно интересный в техническом плане. А некоторые решения, примененные на стадионе, просто уникальные.

Мне довелось провести на стройке один день и не раз удивиться многим интересным моментам. Но сначала немного истории.

С 1950 по 2006 году в Санкт-Петербурге на Крестовском острове находился стадион им. Кирова. Он являлся одним из самых больших стадионов в мире - был самым большим во всём Советском Союзе, России и Европе.

Последний официальный матч на том поле был сыгран 6 июля 2006 года, и уже к концу 2006 года стадион был демонтирован, чтобы на этом же месте начать строительство нового и почти самого дорогого стадиона в мире. Бюджет проекта примерно равен 35 миллиардам рублей.

И началась стройка…

В течении 2007 года было выполнено свайное поле и полностью завершены земляные работы. В 2008 году был готов проект, он прошел госэкспертизу, но из-за разных коллизий строительство было остановлено.

В декабре 2008 года работы по строительству были возобновлены. Но уже в декабре 2009 года после проверки проекта стадиона на соответствие требованиям FIFA выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует этим стандартам. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали. Для исправления выявленных недостатков в апреле 2010 г. был привлечен новый генпроектировщик - «Моспроект-4», имеющий большой опыт в проектировании спортивных сооружений (например, стадион «Локомотив» в Москве).

Планировка подтрибунных помещений, конфигурация трибун были приведены в соответствии с требованиями FIFA, предъявляемыми к стадионам такого уровня. Появились большие холлы и свободные пространства, были найдены места для размещения дополнительных кафе, баров на всех уровнях стадиона. В связи с вносимыми изменениями строительство было сново остановлено в декабре 2009 года и возобновлено в полной мере в августе 2010 г.

С 2008 года строительство ведет «Инжтрансстрой», входящий в структуру «Трансстроя».

Новый стадион в 2018 году примет матчи чемпионата мира. В том числе и полуфинал. Финальный же матч пройдет в Лужниках. Планируется, что к моменту окончания строительных работ стадион станет одним из самых технологически продвинутых и совершенных спортивных сооружений в Европе. На нём будут отсутствовать легкоатлетические дорожки и он будет предназначен только для проведения футбольных матчей.

Давайте посмотрим на это чудо инженерной мысли. Раскрою сразу несколько технических решений, на которых стоит заострить внимание:
- выкатное футбольное поле;
- огромный железобетонный мост пролетом 100 метров на котором находится трибуна;
- раздвижная крыша.

А остановка строительства пошла только на пользу. За это время свайное поле застабилизировалось и сейчас оно уже не дает осадок. С ним еще связана одна история. Дело в том, что первый генподрядчик («Авант») немного перестарался со сваями, и их получилось больше, чем надо было. В итоге несущая способность поля оказалась больше в два раза, чем было запланировано по проекту. Там вообще случилась темная история с ними… Но зато потом при изменении проекта это сыграло на руку - новый проект стадиона и все изменения прекрасно укладывались в лимиты весов и нагрузок. Только потребовалось сделать усиление ростверков под чашей стадиона.

Ну, хватит вступлений, пора смотреть!

1. Прекрасный вид со стороны Приморского района. Сам стадион напоминает летающую тарелку. Кстати, он имеет специально аэродинамическую форму, так как здесь особенно пришлось учитывать ветровые нагрузки.

2. На стадионе будут проходить все главные культурные мероприятия и концерты Питера. А еще представьте какой-нибудь рок концерт на этом стадионе...

3. Отрицательный угол фасада хоть и красив, но накладывает особые нормы при проектировании и расчетах. Так же от этого фасада ничего не должно отвалится при пожаре для обеспечения эвакуации зрителей. Вообще, пожарным нормам и безопасности на стадионе уделено самое пристальное внимание.

4. По площади это самый большой стадион в Восточной Европе.

5. В связи с тем, что погодные условия в Санкт-Петербурге являются неблагоприятными для роста травы зимой, а город является самым северным, из представляющих Премьер-лигу, авторами проекта было принято архитектурное решение, при котором поле стадиона будет выдвигаться за его пределы, а крыша будет раздвижной, чтобы закрывать поле во время непогоды и холодного времени года. Само поле будет жить на улице, обдуваемое морским ветром. В холодное время оно будет находиться в теплице. Но, самое главное, естественный газон будет получать необходимый солнечный свет для своего роста. А внутри стадиона, уже без футбольного поля, можно проводить концерты, выставки и другие массовые мероприятия, не боясь повредить газон.

6. Первоначальный проект стадиона был из немецкой стали. Но потом решили сэкономить и сделать все из железобетона. Но столкнулись с тем, что конструкции стадиона при использовании бетона стали сильно толще и архитектурный проект не вписывается в существующий конструктив. Пришлось делать запредельное армирование конструкций, но это все равно вышло дешевле, чем использование импортной стали. Сейчас чаша стадиона полностью готова, а металлоконструкции крыши сделана на треть.

7. Для монтажа 22 000 тонн металлоконструкций крыши применили необычный метод. Обычно создаются временные опорные конструкции, и на них ведется монтаж. Но такой способ не обеспечивает необходимую точность и, самое главное, для него требуется два 700 тонных крана. А на стадионе они никак не хотели помещаться.

8. Поэтому решили все сегменты крыши смонтировать на стапеле башенными кранами в одном месте, а потом по направляющим рельсам сдвигать в проектное положение. Этот способ сложнее и требует больше временных конструкций, но в итоге дает высочайшую точность сборки и выигрыш по времени.

.::кликабельно::.

9. Пока в нагромождении строительных конструкций трудно увидеть что будет, но рендеры это позволяют.

10. Стадион в футбольной конфигурации.

11. Решение было очень не однозначным и оно встретило много противников. Но начавшийся монтаж крыши показал, что это правильный путь.

12. Каждая колонна временной конструкции имеет уникальный проект и крепление в чаше. Какие-то колонны ставятся прям на трибуны, но большинство пронзают их до необходимой отметки.

13. Самая изюминка стадиона - мост, который обеспечивает выкатку поля на улицу. Пролет плоского перекрытия более 100 метров! Это уникальная конструкция из предварительного напряженного железобетона. Максимальный нормативный прогиб нижней плиты моста по её центральной оси (посредине пролёта) - 210 мм, а расчётный - 87 мм. На этом мосту находятся трибуна с фанатским сектором (это значат прыжки и прочие футбольные радости) и часть крыши. По сути, это как кусок пирога, который отрезан от остальной конструкции и живет своей жизнью.

14. Внутри трибун в этом секторе не будет баров, ресторанов и других помещений. Только диафрагмы жесткости и небольшие комнатушки.

15. Сейчас мост полностью готов. Нет, вообще удивительно. Ладно бы это был свод, я еще понимаю. Но плоское перекрытие с такими допусками… Фантастика.

16. А это конструкция футбольного поля. Вес ее около 7,8 тысяч тон. Первоначально предполагалось, что конструкцию будет заталкивать под стадион гидравлика, но это медленно, сложно и не надежно. В итоге эта часть тоже была перепроектирована - все футбольное поле будет чуть приподниматься на воздушной подушке, снимая часть нагрузки на ролики. А далее электромоторы в течении нескольких часов передвигают поле. В отличие от полсуток в случае с гидравлическими толкателями.

17. На северной трибуне расположился стапель, где собирают сегменты крыши.

.::кликабельно::.

18. Еще одной особенностью стадиона будет единый центр управления. Сюда будет стекаться вся информация о стадионе, о передвижении людей, о нагруженности магистралей и т.д.

19. На стадионе будет смонтирована система видеонаблюдения, которая в реальном режиме времени позволяет отслеживать любого зрителя от входных кордонов безопасности до его места на трибуне. Система сразу идентифицирует его билет, портрет и его послужной список болельщика.

20. Под крышей будет стоять система дымоудаления и пожаротушения. Все это тоже, естественно, уникально. В случае системы пожаротушения, то она сможет действовать весьма локально. Если кто-то пронес файер (вдруг) и зажег его, то система распознает место (соотвественно вычисляем кто это), вокруг места создается водяное облако из распылителей, а сверху из брандсбойта подается вода именно на этого человека. Полный космос, короче.

21. Реконструированный фонтан, который был около стадиона имени Кирова.

22. Но, пора подняться наверх, на стапель. Видите наклонную серую штуковину? Это пилон, на которой будет опираться крыша, помимо стен. Ферма под пилоном - временное сооружение на период монтажа крыши.

23. Приморский район.

24. Входная группа реставрирована не вся, а частично: реставрированы сами павильоны, а фонтан и лестница реконструированы.

25. Сейчас первые два сегмента собраны и потихоньку движутся на свое место на южной трибуне. Но из-за того, что мост там закончили недавно, то сейчас надо ждать, пока смонтируют направляющие рельсы, по которым и перемещаются сегменты.

26. Какое-то грандиозное царство фермчатых конструкций и металла.

.::кликабельно::.

27. На стапеле сегменты собираются с высочайшей точностью. Далее они готовятся к транспортировке, где стыкуются с уже готовыми и установленными сегментами крыши. По сути, это будет бублик. А по центру раздвижной сегмент крыши.

.::кликабельно::.

28. Не читая ниже попробуйте догадаться, как сегменты скользят по направляющим?

29. Пилон крупным планом. Много вопросов вызвал его отрицательный угол работы. Логичнее было бы сделать его положительным, то есть он смотрел бы тогда наружу. Но современные методы расчета и моделирования позволяют реализовать очень смелые проекты.

30. Первоначально крыша опиралась только на эти пилоны, но в итоге пришли к выводу, что это слишком рискованно и решила часть нагрузки передать чаше стадиона.

31. Кардан, который передает усилия от тросов на сегмент. Дело в том, что сегмент передвигается по кривой, а усилие от домкрата прикладывается только прямо.

32. Для монтажа крыши были построены два «рельсовых» пути.

.::кликабельно::.

33. Домкрат. На удивление весьма скромный.

34. Решено построить станцию метро «Новокрестовская» на Невско-Василеостровской линии, которая к 2017-2018 годам станет промежуточной станцией между станциями «Приморская» и «Улица Савушкина». Говорят, что даже уже в этом году начнутся работы.

35. А вот и отгадка про трение. Скольжение обеспечивают листки фторопласта.

36. Только подкладывай новый и конструкция весом от 621 до 1113 тонн скользит как по маслу.

37. Красота стыков и болтов.

38. Строительство Западного Скоростного диаметра. Кстати, вокруг стадиона будет парковка всего лишь на 4000 мест. При вместимости стадиона в 68 000 мест, это означает, что всем придется добираться общественным транспортом.

39. И несколько рендеров стадиона. Посмотрите, какая красота будет.

На последок небольшая история с названием. Дело в том, что официального названия у стадиона нет. Его еще предстоит утвердить Топонимической комиссии. А название «Зенит Арена» прижилось с легкой руки строителей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!